Бухгалтерский учет реклама на авто
Реклама на транспорте: учет расходов
Компании, которые хотят иметь широкий круг клиентов, рекламу своих товаров (работ или услуг) должны размещать в правильных местах. В некоторых ситуациях лучшей «площадки», чем общественный транспорт, просто не существует. Главное разобраться, как такое «массовое» продвижение отражается в налоговом учете.
Какие расходы считаются рекламными?
Говоря о рекламных расходах, нужно прежде всего четко представлять, какая информация признается рекламой, а какая – нет. Согласно статье 3 Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом такая информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц.
Следовательно, если организация затратила средства на размещение информации, которая согласно приведенному определению не является рекламой, то такие затраты не могут быть признаны рекламными.
Что касается размещения рекламы на транспортных средствах, то оно осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или с уполномоченным им лицом, или же с каким-либо другим лицом, которое обладает иным вещным правом на ТС (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).
Причем относительно рекламы на транспорте законодатель установил ряд ограничений, касающихся ее размещения. В частности, запрещено использовать ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (п. 2 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).
Кроме того, реклама, размещенная на транспорте, не должна создавать угрозу безопасности движения. В том числе законодатель запрещает размещать рекламу, ограничивающую обзор лицам, управляющим указанным ТС (п. 5 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Помимо всего прочего, «транспортная» реклама должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
Запрет наложен и на распространение с помощью транспортных средств звуковой рекламы. Также не должно применяться звуковое сопровождение рекламы, распространяемой подобным образом (п. 6 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).
В Законе № 38-ФЗ оговорен перечень транспортных средств, на которых реклама не может быть размещена ни при каких обстоятельствах (п. 3 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Речь идет о ТС:
– специальных и оперативных служб с нанесенной на них определенной цветографической окраской;
– оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
– предназначенных для перевозки опасных грузов.
Также следует отметить, что если на транспортное средство нанесены какие-либо отличительные знаки, указывающие на его принадлежность определенной организации, то такую информацию рекламой считать не следует (п. 4 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).
Итак, компания все же разместила рекламу на транспорте, соблюдая при этом все перечисленные выше требования. В этом случае она сможет учесть расходы на такое размещение при налогообложении прибыли (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).
Учет расходов на «транспортную» рекламу
При учете рекламных расходов в целях исчисления налога на прибыль у компаний довольно часто возникает вопрос: в каком объеме такие затраты учитывать?
В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса все подобные расходы разделены на нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Однако их перечень ограничен и является закрытым. В полном объеме компании имеют право признавать следующие расходы:
– на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
– на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
– на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, или о самой организации;
– на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы на все прочие виды рекламы являются нормируемыми и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в размере 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК).
Трудности как раз и могут возникнуть у налогоплательщика при отнесении расходов на «транспортную» рекламу к нормируемым или ненормируемым. Многие приравнивают в данном вопросе рекламу на транспорте к наружной рекламе.
Нужно заметить, что делают они это ошибочно. Минфин еще в письме от 2 ноября 2005 года № 03-03-04/1/334 разъяснил, что реклама, размещаемая на транспортных средствах, не будет признаваться наружной рекламой. Финансисты указали, что расходы на рекламу, размещенную на транспортных средствах, следует признавать при налогообложении прибыли в размере 1 процента выручки от реализации.
Таким образом, если в случае размещения рекламы на автобусах, троллейбусах и прочем наземном транспорте все вроде бы понятно, то вот с рекламой в метрополитене дело обстоит несколько сложнее.
Реклама в «подземке»
Совсем недавно Минфин выпустил письмо от 16 октября 2008 года № 03-03-06/1-588, в котором дал четкие разъяснения по данному вопросу.
Сотрудники финансового ведомства привели довольно логичные доводы о том, что реклама, размещенная внутри метрополитена, не может считаться наружной. Поэтому признавать расходы на нее следует в размере 1 процента выручки от реализации.
Казалось бы, все просто и ясно, но не тут-то было. Существует постановление ФАС Московского округа от 1 июня 2007 года № КА-А40/4651-07, в котором арбитры посчитали, что размещение на станциях метрополитена рекламных счетов не может признаваться размещением рекламы на транспорте, а относится к наружной рекламе. Поэтому, считают судьи, расходы на такую рекламу вполне можно принимать к учету в полном объеме.
Вот и получается, что стоит рядовой налогоплательщик перед сложным выбором: с одной стороны, существует судебный прецедент, в котором демонстрируется такая удобная возможность учесть подобные расходы «по полной программе»; но с другой стороны – налоговики вряд ли согласятся с единичным решением суда, пренебрегая при этом мнением Минфина. В то же время и утверждать, что все без исключения арбитры будут едины во мнениях, также было бы преждевременно. Впрочем, выбор относительно того, стоит ли применять подобную рискованную тактику, в конечном итоге остается за самими компаниями.
Расходы на рекламу: как учитывать в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Учет расходов на рекламу
Рекламные расходы нужно признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени их фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).
Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Ненормируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме. Их закрытый перечень приведен в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми. Они признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, которая определяется по статье 249 НК РФ.
В связи с тем, что перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым, налогоплательщику следует внимательно относиться к формулировкам тех затрат, которые в полной мере включаются в состав расходов.
НДС по рекламным расходам принимается к вычету в общем порядке без нормирования (п. 1, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75472).
Для признания расходов на рекламу в качестве расходов организации по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие оказание рекламных услуг.
Такими документами могут быть, например, договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цен на рекламные услуги, свидетельство о праве размещения наружной рекламы, утвержденный дизайн-проект рекламного стенда, акт оказания рекламных услуг, счета-фактуры от рекламодателей, акт о списании товаров (готовой продукции) и т. д.
Расходы на рекламу в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Пример
В данном примере организация осуществляет рекламные расходы:
В шапке документа нужно указать дату передачи материалов (календарей). Поле Склад заполняется значением, установленным по умолчанию.
Флаг Счета затрат на закладке Материалы следует устанавливать, если списание ТМЦ производится на разные счета затрат или по разной аналитике. В этом случае на закладке Материалы появляются дополнительные столбцы для заполнения счетов затрат. Если флаг не установлен, то появляется дополнительная закладка Счет затрат, где нужно указать счет затрат, куда будут списаны все ТМЦ.
На закладке Материалы в табличной части нужно указать наименование календарей с логотипом, количество и счет учета.
На закладке Счет затрат нужно указать счет и аналитику затрат (рис. 5).
Рис. 5. Списание материалов на нормируемые рекламные расходы
Для автоматического расчета норматива на рекламу в налоговом учете расходы на рекламу (если они нормируются) следует учитывать по статье затрат с видом расходов Расходы на рекламу (нормируемые).
В результате проведения документа Требование-накладная в информационной базе будут сформированы следующие проводки:
Допустим, организация ООО «Новый интерьер» не обращалась с соответствующим заявлением в налоговый орган по месту своего учета о намерении отказаться от освобождения налогообложения НДС указанных операций.
Таким образом, в I квартале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществляла как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, что обязывает ее вести раздельный учет затрат в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ. Но в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), не превышала 5 % общей суммы совокупных производственных расходов раздельный учет можно не вести (п. 4 ст. 170 НК РФ).
По условиям Примера 2 «правило 5 %» в данном налоговом периоде выполнено.
Списание расходов на рекламу с учетом норматива выполняется в регламентной операции с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения».
В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» расходы на участие в выставке, которые учтены в программе как ненормируемые, в полном объеме списываются на счет 90.07.1 и в бухгалтерском и в налоговом учете.
Рассмотрим подробно, каким образом выполняется расчет списания в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ:
Рис. 6. Справка-расчет нормирования рекламных расходов
Оставшаяся часть рекламных расходов может быть в дальнейшем списана в налоговом учете, если эти расходы уложатся в норматив.
Норматив рассчитывается нарастающим итогом, поэтому до конца текущего года у организации есть возможность (при увеличении выручки от реализации товаров (работ, услуг)) включать в расходы оставшуюся часть расходов на рекламу.
Если по состоянию на 31.12.2016 года часть рекламных расходов до конца не спишется, то она будет отнесена при реформации баланса на финансовые результаты, не уменьшающие базу налога на прибыль.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>