буклет о крещении руси
Буклет для родителей «Крещение»
Буклет для родителей на тему «Крещение» подготовила воспитатель МКДОУ «Солнышко» Сомина Е. В.
Крещенье
В затуманенных высях
Так бессильны слова.
Кто-то щедро развесил
В этом святочном чуде
Есть божественный свет,
Под знаменьем креста.
Будь ты нем и послушен
В день крещенья Христа.
Обрядом приобщения к числу верующих христиан являлось крещение. Поэтому в конце IX века князь руссов Аскольд собрал народ и старейшин в Киеве и предложил им принять христианство – веру в Христа Спасителя. Люди стали требовать чуда в качестве доказательства могущества Христа. тогда на площади был разведен костер, Евангелие (книга, повествующая о жизни Иисуса) поместили в огонь, но оно не сгорело. После этого и князь, и многие из народа крестились. Так совершилось первое на Руси Крещение. Первый русский князь-христианин Аскольд получил имя Николай в честь святителя Николая. В результате заговора непокорившихся язычников Аскольд был убит. Но плоды его трудов не погибли. Они подготовили в народе почву для всеобщего Крещения Руси, которое произошло при князе Владимире в 988 году.
Воды крещенской волшебство
Омой лицо крещенским снегом,
Душой и телом возродись,
И, утомлённый жизни бегом,
Жить можно, веря,и не веря:
По вере – всё, иль ничего.
Но в небеса откроет двери
Воды крещенской волшебство.
С 19 января по старинным приметам начинаются крещенские морозы.В народе заметили:
Если в канун Крещенья будет метель – то же самое будет на Масленицу.
Если в этот день будут сильные ветры с юга – будет лето грозное.
Снегу под Крещенье надует – хлеба прибудет.
В Крещенье в полдень синие облака – к урожаю.
Если на Крещенье подымаются сильные ветры, то будут пчелы хорошо роиться.
На Крещенье много ярких звезд – красных ягод много будет.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле – частые дожди.
Буклет для родителей «Закаливание водой» Банный буклет был изготовлен для родителей. Цель: расширить представление родителей о способах и видах закаливания водой. Буклет содержит.
Буклет «Анти-Спид» В – вирус (крошечный микроорганизм, микроб) И – иммунодефицита Ч – человека С – синдром (картина болезни) П – приобретённого (полученного.
Буклет для родителей «Малыши холода не боятся» МАЛЫШИ ХОЛОДА НЕ БОЯТЬСЯ Едва ли не в каждой семье с рождением ребенка встает вопрос: как избавить малыша от простудных заболеваний? К каким.
Буклет для родителей «Здоровый образ жизни» Здоровье – важный показатель развития каждого ребенка. Забота о здоровье детей в настоящее время является актуальной проблемой во всем мире.
Игры «Между делом». Буклет для родителей Игры «Между делом» Цель: Активизировать родителей в формировании познавательно-речевого развития ребенка В современной педагогической.
Тематическое интегрированное занятие в подготовительной группе «Князь Владимир Красно Солнышко. Крещение Руси» Тематическое интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: «Князь Владимир Красно Солнышко – Крещение Руси». Цель: • Содействовать.
Конспект занятия по основам православной культуры. Иконы «Крещение Господне-Богоявление» Программные задачи: Рассказать детям о том, что Крещение Господне иначе называют Богоявлени-ем и о тайне Бога троице. Познакомить детей.
Рецепт торта на крещение Здравствуйте уважаемые хозяюшки! Хочу поделиться с Вами рецептом, который делала на крещение своему внуку. В своих публикация раннее уже.
Буклет на тему «Рождество.Святки.Крещение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю.
Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.
Мало снега на ветвях деревьев— летом ни грибов, ни ягод не ищи.
Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: «Ярки звезды породят белые ярки».
Кроме того, если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое.
157330 Костромская область,
Город Нея, улица Маяковского, д.24
Областное государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Неи и Нейского района».
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки
В день рождества Христова готовили и садились на ужин из 12-ти блюд. К ужину приступали после захода Солнца, причем отведать праздничную еду было необходимо от всех 12-ти блюд.
После Святого ужина начинаются святые дни – Святки. На Святки в России было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных «с поворотом солнца на лето»,а после принятия христианства с Рождеством. Выполнять грязную работу запрещалось, потому что эти дни считались святыми. В «святочное время» с 7 по 19 января пелись на Руси колядки. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Исполняла колядки чаще всего деревенская молодёжь .
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
С Новым годом! С праздничком!
Открывайте сундучки, доставайте пятачки.
Если нету пятачка, подавайте пирога.
Не дадите пирога, я корову за рога,
Поведу на торжок, там продам за пирожок.
А 19 января все православные христиане отмечают праздник – Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или как его ещё называют – Богоявление.
Вся правда о крещении Руси
А что же здесь не так? И при чем здесь альтернативная история? Все дело в том, что важен не сам конкретный год принятия христианства, а события этому сопутствующие. Эти события, из второстепенных на первый взгляд ролей, решительно перемещаются в главные, так как меняют все представление о народах, Вере и событиях на большей территории Азии, и естественно Руси.
Иисус и Христианство
3) Монофизитство (Евтихиа;нство)- христологическая доктрина в христианстве, признающая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество (Википедия). Проще говоря, считает Иисуса только Богом, не имеющим человеческой сущности (признано ересью в 451 году).
Последователи каждого из этих течений, считали остальных еретиками, всячески уничтожали и ненавидели больше, чем представителей других религий (впрочем, в Исламе все точно также).
Когда Христианство пришло на Русь
Почему крещение Руси сместили на 900 лет?
Понятно, что Апостольская церковь Андрея Первозванного, должна считаться СТАРШЕЙ церковью. В Риме и Константинополе такого допустить просто не могли. Поэтому, про Апостольскую церковь в Скифии предпочли позабыть, хотя Скифская Епархия и была наделена высочайшим статусом Самовластной. Евангелие (повествование о жизни Иисуса и его Учении) Андрея Первозванного предпочли счесть не каноническим и сделать вид, что его нет (только бы не дать скифской/русской церкви повода для лидерства в христианском мире).
С Запада и Северо-Запада на Русь активно проникало Арианское Христианство, имевшее распространение у германских народов. Его представления, тоже никак не противоречили языческим верованиям славян и поэтому легко проникали в общий пантеон Божеств. Стоит-ли говорить, что свободное миропредставление, которое нес людям любимый ученик Христа, не устраивало религиозных иерархов и высшую мирскую власть Запада? И тем и другим, нужно было подчинение и дисциплина, основанное на страхе, а не мирное сознание в ЛЮБВИ ко всему живому, как учил Иисус изначально. Поэтому и Апостольская церковь Андрея Первозванного и Арианство были признаны ересью и не признавались за истинные.
После обращения в «истинную» Христианскую Веру Халкидонитского толка государств Европы, настал черед Руси. С этой точки зрения, крещение княгини Ольги и князя Владимира, представляется вполне логичным. Вместе с ними, были внедрены на Русь Константинопольские архиепископы, а Скифская Самовластная Епархия прекратила свое существование. Русская Православная церковь с тех пор и до 1686 года, была под юрисдикцией Константинополя.
Это концепция Христианства получила широчайшее распространение на Востоке Азии. В 434 году в Персии оно было признано господствующим вероисповеданием (да-да, тогда в Иране подавляющее большинство жителей были христианами). Далее из Персии, несториане широко распространились по всей Восточной и Северо-Восточной Азии. В 6 веке христиане с относительным успехом проповедовали среди племен кочевых тюрок. Как доказательство этой незримой работы, у захваченных в плен византийцами в 591 году тюрок на лбах имелась татуировка в виде креста, по их объяснению, это сделано по совету христиан живших среди них, чтобы избежать моровой язвы. Этот факт не призван утверждать о крещении кочевых тюркских народов в 6 веке, но позволяет подтвердить, как минимум, нахождение среди них христиан.
Рекомендую к прочтению по теме: Белые кочевники Евразии. Что от нас скрывали историки?
Уже в 635 году несторианство проникло в Китай, где было поддержано императорской властью и чиновниками довольно благосклонно. Императоры династии Тан позволяли христианам проповедовать и строить свои храмы. Самый большой племенной союз монгольских степей кераиты, в 1007 году массово приняли крещение по несторианскому обряду. Основав на базе Веры несторианское Найманское Ханство. Следующими приняли христианство онгуты, меркиты и уйгуры.
Несторианство оказало влияние даже на кара-китаев, пришедших в Степь из Юго-Западной Маньчжурии, о чем сохранилось достаточно много сведений, как о первосвященнике (пресвитере) Иоанне. Получается, что вся Центральная и Северо-Восточная Азия, Кавказ, частично степняки и китайцы, были самыми настоящими христианами, вы об этом знали? Нам все время объясняли, что это чисто мусульманские страны. вот так же нам врут и про Русь!
Западная Европа довольно быстро узнала о триумфальном шествии несторианства по Азии, поэтому логично предположить, что и на Руси имевшей традиционно крепкие связи с кочевыми племенами Востока, позиции несториан были сильны. К 10 веку, в Киевском, Черниговском княжествах и Тмутаракани, христиане несторианского толка были представлены во множестве.
12 апреля 1204 г. Константинополь был взят приступом, и Византийская империя на некоторое время прекратила свое существование. Рыцари-крестоносцы оправдывали себя тем, что они совершили богоугодное дело, ведь греки были схизматики, еретики, пожалуй, хуже мусульман и язычников. Не сумев победить ислам, католичество объявило войну православию. Папа Иннокентий III, который сначала был против войны с христианами и даже грозил крестоносцам отлучением, в 1207 году встал (или вынужден был встать) во главе нового «натиска на восток».
Рекомендую к прочтению серию статей по теме: Монгольские крестоносцы
В этот год католическим дипломатам удалось заключить перемирие с болгарским царем, что спасло вновь созданную Латинскую империю от разграбления. А от Польши, Ордена, Швеции и Норвегии папа потребовал, чтобы они перестали ввозить на Русь железо (на Руси до такой степени было развито производство, что собственных запасов не хватало!).
В 1212 году пронырливый ливонский епископ Альберт, заключил союз с полоцким князем против эстов, а затем женил своего брата на дочери псковского князя, таким образом, двумя ногами влез в русскую политику. Результатом чего в 1228 году, в Пскове явилась пронемецкая боярская группировка. В 1231 году (обратите внимание на дату) папа Григорий IX потребовал (ультимативно) от Юрию II князя Владимирского и всея Руси принять католичество, в ответ на что Юрий выслал его посланников и шпионов. Возмущенный твердым отказом Рим, послал всегда готовых поживиться грабежом шведов, немцев и литовцев в наступление на Новгород и Псков.
Рекомендую к прочтению серию статей: «Русский царь Батый», «Крестовые походы против славян» и «Крестовые походы на Русь».
Учитывая все сказанное будет понятно, почему в 13 веке на Руси рекордными темпами развивается православная церковь. Вы знаете, что на Руси, церковь специальным указом Великого Хана Батыя, была освобождена от уплаты десятины? Этот указ, переиздавали все последующие Ханы, а Хан Узбек вообще освободил церковь от ханского суда! Знаменитый церковный историк Голубинский Е. Е. писал, что в Сарае, по требованию Великого Хана, был организован христианский приход с церковью! А знаменитый раскол Золотой орды, произошел после мусульманского переворота в ее руководстве. вот так.
Двоеверие было устранено лишь совмещением языческих и православных обрядов (оба культа практиковались одновременно). И лишь со временем старые языческие названия обрядов, постепенно замещались христианскими. Кстати, византийские летописцы и слыхом не слыхивали о таком важном казалось-бы событии, как крещение Киева князем Владимиром, то есть обращение к истинной Вере огромной страны язычников. Хотя это не удивительно, ведь города Киева (тем более стольного града) попросту не было в те времена!
Новое в блогах
Правда о крещении Руси
Крещение Руси — одно из первых задокументированных событий в нашей истории. Всё, что было до этого, покрыто мраком. Нам известны лишь лёгкие отголоски языческого прошлого нашей страны.
Рассказов о том, как крестили Русь, множество: от параграфа в школьном учебнике до серьёзного научного труда. Как это было — почему-то, каждый источник описывает по-своему.
Согласно одним авторам, христианская вера всем была в радость, приняли её едва ли не мигом.
Другие же источники уверяют, что народ заставляли огнём и мечом.
Где правда, где вымысел? Все мы понимаем, что насильственная христианизация Руси — не богоугодный путь.
Действительно ли наших предков принудили, или же эти слухи распространяют любители дешёвых сенсаций и противники православия? Давайте разбираться.
Мы мало знаем о том, как крестили Русь, и не можем на 100% полагаться на исторические источники
Вопрос о добровольности нашими предками христианства — очень острый, сложный и требующий деликатного подхода. Вся правда о крещении Руси никогда не всплывёт — это факт, которой придётся принять.
Почему так? Историю, как известно, пишут победители. О X веке нашей Родины мы знаем немного. Популярно мнение, что письменность здесь была развита слабо. Христианство же располагало наследием Кирилла и Мефодия.
Хотя средневековые князья не могли потягаться по размаху влияния с потомками — русскими императорами, их ресурс всё же внушительнее, чем у простого народа.
Страница из «Повести временных лет» — одного из немногих источников информации о крещении Руси
К чему эти факты? К тому, что записать всё по-своему и уничтожить все неугодные записи (если таковые существовали) для князя Владимира было бы несложно.
А потому ссылаться сегодня на дошедшие до наших дней письменные свидетельства некорректно по отношению к стороне, верящей в кровавое крещение Руси.
С их точки зрения князь Владимир — самодур и предатель веры. С чего бы ему не стереть все следы язычества и не объявить свой поступок подвигом? Могло так быть? Могло.
Потому опираться на исторические документы нужно осторожно. Логика и косвенные свидетельства в этом отношении надёжнее, чем свидетельства «официальных» летописцев.
Русь и другие языческие народы Константинополь крестил для безопасности и расширения зоны влияния
Сперва разберёмся с фактами — то есть свидетельствами бесспорными. Зачем вообще крестили языческие народы, и кто это делал? Это была стандартная практика для христианского Константинополя.
Мотив в этом, прежде всего, политический: так расширяли зону влияния и снижали вероятность военных конфликтов. Объединённые общей верой, народы становились дружественными.
Скажем, есть на границе недружелюбное поселение, происходят стычки. Что проще — послать туда войско или же мирно урегулировать вопрос разумным путём?
В IX веке Константинопольские миссионеры посещали Великую Моравию и Болгарию, где пытались обратить население в свою веру.
Константинополь посылал миссионеров в Русь ещё до 988, но почти без результата.
Конфликт с Киевской Русью заставил Константинополь обратить внимание на неё. Первые миссионеры смогли посеять зёрна христианства на наших землях, но число новообращённых было скромным, зато среди них — князья и бояре.
В 957 году христианство приняла княгиня Ольга. Она мечтала учредить на Руси церковь, но не преуспела в этом. Даже её сын, князь Святослав, не выказал интереса к убеждениям матери.
Христианство на Руси знали, но пришли к нему не сразу, князь Владимир тщательно выбирал подходящую для государства религию
Археология показывает, что ещё до 988 года на Руси в обиходе ходили различные атрибуты христианской религии: кресты, свечи и т.д.
Но — не среди простого народа.
Такие предметы использовались в дружинных погребальных комплексах.
То есть никак не вычеркнуть факт того, что христианство утверждалось «сверху», обычные люди им не интересовались, хотя представление имели: символика христиан была, например, на монетах из Византии.
Иногда этот период называют временем двоеверия, но если таковое и присутствовало, то среди незначительной прослойки знати.
«Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир присматривался к другим религиям: исламу, иудаизму, немецкой ветви христианства.
Причины такого интереса не упомянуты, но известно, что Владимир распорядился, чтобы доверенные лица побывали на богослужениях в разных странах и определили, какая религия лучше. Предпочтение отдали греческому христианству.
Князь Владимир — инициатор крещения Руси
Религиовед и специалист по истории православия Н.С. Гордиенко в труде. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полемические заметки» критически подходит к этому факту и вообще достоверности «Повести временных лет».
Он настаивает, что эти записи нужны лишь с идеологической целью:
«Цель этого летописного рассказа никогда не вызывала сомнений.
Он понадобился летописцу для того, чтобы доказать:
Древняя Русь приняла в качестве государственной религии не первую подвернувшуюся веру, а «веру истинную»,
сознательно выбранную на основании самого тщательного предварительного рассмотрения и испытания».
Н.С. Гордиенко видит другой мотив князя Владимира, причём формулирует его довольно остро:
«Складывавшийся феодальный строй нуждался в феодальной идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества,
эксплуатацию человека человеком, угнетение княжеско-боярской верхушкой челяди в смердов,
Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе,
приспособившаяся к освящению его и оправданию и имеющая «космополитический характер»,
то есть пригожая для любой этнической группы, включаемой в государство».
Если и так, но такая идея у князя возникла не сразу. В «Повести временных лет» говорится, что Владимир первоначально намеревался просто реформировать славянское язычество:
Повесть временных лет
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша.
И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Тем же занимался дядя Владимира, Добрыня, в Новгороде:
«И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
Но в итоге победила идея принятия христианства. Такая государственная религия поднимала международный престиж страны.
Теперь её могли считать населённой не язычниками и варварами, а своими, христианами.
В самом крещении Руси при желании можно найти признаки промысла Божьего, хотя мы не можем отрицать, того, что говорит история: принятие христианства было политически выгодно князю Владимиру.
Скорее всего, именно эти, а не религиозные мотивы руководили им. Биография великого князя демонстрирует, что он методически изучал различные религии, пока не нашёл лучший на свой взгляд вариант.
Историки и христианские деятели признают, что крещение Киева было принудительным, но не насильственным
Исторические источники хронологически противоречат друг другу, но в целом ситуация такова: князь Владимир принял христианство, взял с собой византийских священников и явился крестить Киев.
Летописи скудно повествуют об этих событиях. Насильственное крещение не упоминается, но из текста явствует, что людей принудили принять крещение устрашением:
«Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг».
Конечно, никто не хотел стать врагом князя. Люди собрались на реке и были крещены в новую веру.
Нельзя отвергать, что не все из них делали это охотно и по своему желанию. Примечательно, что авторитетные православные авторы не отрицают этот факт.
Архиепископ Макарий (Булгаков) сказал по этому поводу следующее:
приняли ее по любви,
не все крестились охотно,
С ним согласен и архимандрит Макарий. Он также дополняет:
очень много киевлян.
Но нашлись и такие,
которые не хотели слушать
ни проповедей духовенства,
ни приказания князя: они бежали
из Киева в степи и леса».
Выдающийся историк русской церкви Е. Е. Голубинский пишет:
«Всякое правдоподобие требует предполагать,
что было некоторое, а может быть и немалое,
количество таких, которые остались глухи к проповеди и в глазах которых князь и бояре были отступниками от староотеческой веры.
Одни из таких людей могли быть заставлены повиноваться угрозами или даже прямо силой, а другие,
вероятно, не были заставлены никакими средствами и или искали спасения в бегстве или сделались, так сказать, языческими мучениками».
Какой вывод мы можем сделать? Крещение Киева — акт принудительный, хотя, наверняка, среди населения были и те, кто охотно принял христианство.
Сведений о том, что была применена сила, до нас не дошло. Любые попытки на этом настаивать — лишь домыслы.
Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде
Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза. Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно.
В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.
Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.
Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.
Началось вооружённое сопротивление.
Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?
Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.
Однако не все исследователи верят в эту историю.
Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.
Русь крестили не сразу: христианство утверждалось веками
Мы мало знаем о ходе христианизации других городов Руси. Но, очевидно, это был длительный процесс.
В XI веке, например, у епископов были большие проблемы в Ростове. Только четвёртый по счёту смог чуть исправить ситуацию.
только 4 по счету епископ смог исправить ситуацию с христианством на Руси
Митрополит Симон в 1481 году сообщает о почитании идолов на Пермской земле. В XVI веке христианство ещё только распространяется в Поволжье, в XVIII — добирается до Камчатки.
И до сих пор есть отдельные этнические группы, исповедующие язычество. Хотя большей популярностью пользуются неоязыческие культы — но они имеют мало общего с оригинальными.
Насильственная христианизация Руси не должна бросать тень на учение Христа
Говорить что-либо категорично о крещении Руси нельзя. Да, мы видим, что за этим событием прослеживаются политические мотивы.
Но это, ни в коем случае, не отменяет ценности христианства для души человека.
Сегодня оно плотно вошло в русскую культуру. Русские люди преимущественно растут и воспитываются в православной среде, так что истоки этого отходят на второй план.
«Крещение Руси» — фрагмент фрески В. М. Васнецова
Хотя на первых парах властью использовались довольно радикальные методы, такова практика была реалией тех лет. Она имеет с самим христианским учением столько же общего, сколько и крестовые походы.
Для православного человека важно разделять интересы государства, историю, нацию и религию. Иногда эти понятия смешивают, но они независимы.
Христианство не стало хуже, кровавее или агрессивнее от того, каким образом оно пришло на нашу землю.
Сегодня мы воспитаны в вере в Единого Бога, имеем возможность на своём языке изучать учение Христа и получать помощь от высших сил.
Что же касается реалий прошлого — их приходится признать. Но нельзя перекладывать вину за них на христианство.
Книги о крещении Руси
Вокруг крещения Руси много домыслов и спекуляций — как со стороны его противников, так и со стороны его сторонников.
Поэтому стоит обратить внимание на следующие книги о крещении Руси, где авторы работают с настоящим историческим материалом:
Голубинский, Е. Е. «История Русской Церкви» — авторитетный труд по истории церкви. Автор, профессор Голубинский, пользуется авторитетом не только в научных, но и в православных кругах.
Алексеев С. В. «Крещение Руси: Источники против интерпретаций» — работа доктора исторических наук, специалиста в истории России. В ней он пытается доказать, что вооружённые столкновения в Новгороде были исключительным событием в христианизации Руси.
Гордиенко Н. С. «Крещение Руси: факты против мифов и легенд. Полемические заметки» — в труде доктора философских наук и профессора обстоятельно рассмотрены все достоверные свидетельства, связанные с крещением Руси. Гордиенко Н.С. Развенчивает мифы и заблуждения вокруг этого события.
А.Г. Кузьмин «Крещение Руси: концепции и проблемы» — в этом труде затронуто колоссальное количество источников и обобщена информация о крещении Руси, накопленная за много веков нашей истории.