бумажные иконы начала 20 века

Бумажные иконы начала 20 века

Патриарх Иоаким в Духовной грамоте (1674 г.), с горечью говорил: «Многие торговые люди покупают листы бумажные печатные немецкие, а продают немцы еретики, лютеране и кальвины, и по своему их проклятому мнению и не право на подобии лиц своя страны и в одеждах своих странных немецких, а не с древних подлинников, которые обретаются у православных». На рубеже XVI-XVII вв. Патриарх Адриан выражал острую озабоченность и тревогу по поводу завозимых на Русь западными торговцами печатных листов на религиозную тему, дешевых по цене и не отвечавших православной иконографии, чуждых самому духу русского человека. Однако, уже к XVIII в., западные религиозные гравюры становятся неотъемлемой частью быта широких слоев русского общества. В это время гравюры из книг (Библия Пискатора) зачастую служат образцами для написания икон и монументальных росписей.

Способ изготовления хромолитографии достаточно трудоемкий, но дает огромное преимущество, благодаря яркости изображений и огромному тиражу. Мастером-гравером выполняется несколько отдельных изображений (от 3 до 6, не более) на специальном литографском камне. Каждый камень имеет только гравированный рисунок, соответствующий одному цвету. После изготовления и подгонки всех необходимых камней с предварительным рисунком каждый из них путем печати оставляет на бумаге соответствующий рисунок и цвет. Далее на это же изображение накладывается другой камень с другим цветом и так до последнего. В конечном итоге получается цветное изображение. От мастерства резчика камня зависит и количество градаций оттенков первоначальных цветов, которых могло быть до нескольких десятков.

В 30-40-х годах XIX в. в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи прп. Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

В селе Мстера (Владимирская губерния) в 1858 г. появляется первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX в., и не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Неравная борьба с машинными иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя писать все больше дешевых «подфолежных» и «расхожих» икон. Ради удержания спроса на писаные иконы, появились даже иконы, писанные «под Жако».

Законы рынка, постепенно поставили изготовителей печатных икон в жесткие условия выживания. Рынок фактически заставлял производителей печатной продукции все меньше внимания уделять качеству печатных икон и увеличивать их тиражи. В начале XX в. появляются печатные иконы «подокладницы», где кроме ликов и рук святых оставлялись чистые листы бумаги. Были случаи и кощунственного отношения к печатным иконам. Так на одной из литографий, с изображениями святителей, в руках у них были изображены свитки, на которых была размещена реклама печатной продукции.

В начале XX в. индустрия печатных икон приобрела неуправляемый характер. Указом Священного Синода от 2 февраля 1902 г., запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях. Указом Синода от 1 января 1903 г., запрещалось производство икон на жести. Была усилена церковная цензура за качеством выпускаемых печатных икон, что не имело значительных положительных результатов. В 1906 г. Священным Синодом назначена Комиссия во главе с архиепископом Кишиневским Серафимом, которая в течение 3-х лет собирала информацию о печатных иконах. В мае 1909 г. Комиссия был вынужден констатировать, что иконы Жако и Бонакера продолжают успешно наполнять рынок, а все попытки влиять на епархиальные власти не увенчались положительным результатом.

Типографское производство икон представляло опасность по целому ряду причин. Прежде всего, оно способствовало проникновению в православную иконографию католических и протестантских мотивов. Во вторых, тиражировались тысячами только наиболее известные иконы, остальные приходили в забвение. В третьих, иконы на металле и бумаге быстро ржавели и портились, теряя свой яркий привлекательный вид. Это способствовало большей покупательной способности и приучало к небрежению к святыне. В четвертых, сразу после массового появления эта продукция, составила огромную конкуренцию живописным иконам, тем самым практически уничтожая иконописные центры страны.

После трагических событий 1917 года русский народ и Церковь оказались в совершенно новых исторических условиях. Существование самой Церкви и всего, что с ней было связано, было поставлено на грань полного уничтожения. Тысячами уничтожались храмы, сжигались книги, иконы. Любая причастность к православию могла лишить человека свободы и жизни.

После изменения внутренней политики советского правительства по отношению к Церкви, стало возможно возрождение необходимых хозяйственных структур. 1944 г. стал точкой отсчета в истории создания Художественно-производственного предприятия Русской Церкви.

Первые производственные мастерские были устроены в подвалах Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве. Выпуск самой необходимой продукции был начат только в 1949 г. Первый иконный цех был размещен в колокольне монастыря, где методом шелкографии вручную раскрашивались черно-белые фотографические изображения. К началу 60-х годов в этом цехе выпускалось до полумиллиона печатных икон в месяц, 80 иконографических типов. В этих сложнейших исторических условиях производство подобных печатных икон было единственно возможным и крайне необходимым событием.

В 1980 г. поле длительного строительства и согласования с властями открылось новое хозяйственно-производственное предприятие Московской Патриархии, в скором времени получившее название художественно-производственное предприятие «Софрино». На открытии нового предприятия Святейший Патриарх Пимен, обращаясь к его мастерам, сказал: «Будьте достойными продолжателями традиций русских умельцев, вкладывавших в труд свою душу, свою веру, свой дивный талант… Сознание духовной преемственности, желание не только повторить, но и превзойти по красоте, изяществу древних мастеров, пусть вдохновляет вас на создание новых художественно богатых изделий».

С конца 80-х годов XX в. в связи с передачей общинам верующих большого количества храмов и возможностью безбоязненно исповедовать Православие, возникла потребность в большом количестве икон. В столь необычных условиях постоянного увеличения спроса на иконы решающую роль сыграли именно печатные иконы софринского предприятия. В это время резко увеличивается производство печатных икон. В первой половине 90-х годов XX в. их выпускается несколько тысяч наименований. Одновременно с небольшими печатными иконами в этот период налаживается выпуск целых иконостасов и отдельных икон, предназначенных для вновь открытых храмов.

Насущная потребность в большом количестве икон и всё увеличивающийся спрос на печатные иконы привели не только к миллионному тиражированию софринскими мастерскими расхожих, малохудожественных икон, но и к постепенному формированию новых понятий о православной иконописи. Низкое качество печатной продукции, создаваемой в основном мастерами советской плакатной живописи и плохие репринтные фотокопии стали, благодаря единственному подобному предприятию, своеобразным символом времени.

К концу 90-х годов благодаря монопольному производству печатных икон предприятием «Софрино» на самом предприятии стал серьезный вопрос о дальнейшем развитии этого направления производства. К этому времени неоднократно в прессе и в среде светских искусствоведов поднимался вопрос о низком художественном уровне новых печатных икон. Критические замечания звучали и со стороны духовенства.

Для исправления сложившегося положения дел в типографии предприятия «Софрино» были установлены лучшие печатные станки австрийской фирмы «Гейдельберг» и уникальная система цветоделения фирмы «Линотайп-Хел». В это же время усиливается и состав художественной комиссии, отвечающей за качество выпускаемой печатной продукции. Приглашаются в качестве консультантов практикующие мастера иконописцы из Троице-Сергиевой Лавры и Духовной академии. Для тиражирования икон новопрославленных святых, Соборов новомучеников заказываются иконные образцы лучшим иконописным мастерским. Все эти меры постепенно ведут к стабилизации положения и улучшению качества печатных икон.

В настоящее время предприятие «Софрино» выпускает несколько видов печатных икон: 1) иконы, выполненные в традициях плакатной живописи конца 80-90-х годов XX в.; 2) иконы-репринты, выполненные с икон, написанных в традициях XIX в.; 3) иконы, выполненные с иконописных образцов; 4) иконы-миниатюры выполненные «под» палехскую роспись; 4) иконы на жести.

Предприятие «Софрино» ныне является самым крупным производителем печатных икон в православном мире, что накладывает особую ответственность. Предприятие фактически является производственным монополистом, диктуя свои вкусы и художественные образы. Среди сотен изделий этого предприятия лишь часть отличается высоким художественным уровнем, отвечающим назначению священных предметов. Поставленные вопросы о печатных иконах в начале XX в. остаются нерешенными и поныне.

Источник

Купить старинные печатные иконы, дореволюционные иконы на жести, бумажные иконы с доставкой по России!

Показано: 1-48 из 48

Показано: 1-48 из 48

Старинные печатные иконы – редкие и доступные!

Печатные иконы прошлых веков – уникальные и редкие памятники русской религиозной истории, красивые и удивительные образы святых: мы предлагаем Вам купить иконы, изготовленные фабричным способом в XIX и начале XX века.

В XIX веке получило широкое распространение изготовление икон печатным способом. Иконы печатные купить можно было и в крупных городах и на ярмарках и при храмах. Старинные иконы, изготовленные методом печати имели привлекательный вид, предлагались в очень большом ассортименте по размеру и сюжету, но самое главное – дешево стоили. На такие старинные иконы цена в XIX веке могла составлять всего несколько копеек, и многие верующие решали купить печатные иконы для своего дома.

Сегодня ситуация схожа: старинные иконы на дереве могут стоить дорого, а дореволюционная икона, напечатанная на какой-либо основе будет стоить значительно дешевле.

В конце 19 столетия активно изготавливали иконы на металле, иконы на бумаге, практически в каждом доме могла найтись икона на жести или икона на картоне.

Иконы литография, или правильнее говоря, иконы хромолитография – это старые иконы, которые изготавливались методом цветной печати, когда на основу (жестяной лист, бумагу, картон или холст) последовательно наносились оттиски различного цвета.

Бумажные иконы были особенно дешевы, и конечно, недолговечны. Другое дело «икона из железа», но так уж сложилась судьба печатных икон 19 века, что при всей массовости их тиражей до наших дней дожили считанные экземпляры. Что дешево стоило, то и не ценилось, а вот сегодня каждая старинная напечатанная икона становится предметом поиска как православными верующими, так и собирателями, понимающими, что эти иконы будут со временем цениться еще больше, но сейчас еще можно успеть собрать для себя добротную коллекцию старых фабричных икон.

Существовали и наиболее известные производители печатных икон. Печатная икона Жако, печатная икона Бонакер, икона Фесенко – все эти иконы сегодня быстро находят своего Владельца и Хранителя и это понятно!

Иконы Жако и Бонакер производили в Москве, а икона Фесенко изготавливалась в Одессе, при этом и то и другое была икона хромолитография, только Фесенко сосредоточился на бумажной основе и везде можно было купить бумажные иконы, Жако и Бонакер же в качестве основы выбрали жесть, которая накладывалась на деревянную основу.

Конечно, это не самые старинные иконы, но в печатной иконе есть особая прелесть. Дело в том, что те же старые иконы из металла несут на себе оттиски с образцов, выполненных самыми лучшими русскими иконописцами! Иконы на металле 19 век – это настоящие шедевры, если говорить и о качестве образца, с которого воспроизводилось и тиражировалось изображение и о качестве изготовления самого изделия, ведь сам процесс нанесения многослойного рисунка требовал особого мастерства, точности.

Напечатанная икона, будь то икона хромолитография на металле или даже икона фотография на бумаге, раскупалась быстро, составляя мощную конкуренцию живописной иконе. Принято даже предполагать, что не революция, а именно старинная печатная икона фактически привела в упадок русскую иконопись в начале первого десятилетия XX века!

Как бы там ни было, мы бережно собрали для Вас лучшие и редкие образцы старинных печатных икон. Всмотритесь в эти старые иконы, почувствуйте эпоху, оцените работу художников и печатников, многие из этих икон могут встречаться всего в нескольких чудом сохранившихся, экземплярах, а то и вовсе – в одном единственном!

Старинная печатная икона – удивительное явление XIX века, каждый из Вас может сегодня выбрать и купить старинные намоленные иконы в этом разделе!

Источник

Продать икону XX века

Ценность вещей, тем более антикварных, всегда измерялась преимущественно количеством прожитых ими лет. Скупщики и охотники за редкостями в наше время готовы высоко оценить действительно старинные иконы, созданные ранее 19-го столетия. Но и иконы начала 20 века есть все шансы продать достаточно дорого, при соблюдении некоторых условий: изделие должно быть в прекрасном состоянии, не реставрировано и создано в мастерской именитого мастера.

Нас также интересуют:

Особенности икон начала 20 века

На первый взгляд «предвзятое» отношение к иконам начала 20 века не справедливо, но если вспомнить особенности данной эпохи, становится ясно, почему многие покупатели перед покупкой требуют оценить произведение искусства у опытного эксперта и предпочитают иконы начала 20 века с подписью или клеймом автора.

Русская иконопись развивалась на протяжении сотен лет. Лучшие шедевры, наполненные духовной силой, были созданы в промежутке между 12-18 столетиями. Со временем искусство писания божественных ликов в Российской империи угасло. К началу 20 века произошла определенная эволюция, стили сменяли один другой, пока в православном искусстве прочно не закрепились светские тенденции.

Икона начала 20 века – это, прежде всего, шедевр ювелирного мастерства. Для обывателя многочисленные иконописные мастерские и народные умельцы продолжали выпускать лаконичные образы (простой человек вряд ли мог оценить изысканность и дорогое убранство). А вот изощренному вкусу аристократии стремились угодить фабриканты самых громких фамилий – Хлебников, Морозов, Овчинников и сам знаменитый Фаберже. Продать икону начала 20 века, богато украшенную сканью, эмалью, драгоценными камнями, в роскошном золотом или серебряном окладе было возможно лишь очень богатым людям, которые стремились сохранить и передать наследникам чудное произведение искусства. Именно эти шедевры в наше время дают возможность в полной мере оценить великое наследие прошлого.

Время правления Николая II, пришедшееся на стык 19-20 веков, было не простым для страны, что отразилось и на искусстве написания икон. Среди сюжетов стала преобладать тематика, связанная с военными событиями и сотрясающими страну революциями. Так, на одной из икон, изображающей Святителя Николая Чудотворца, можно увидеть броненосец, трагически погибший весной 1904 года.

В условиях гражданской и Первой мировой войн особое распространение получают лики Заступницы и Николая Чудотворца. Особенно много икон начала 20 века было создано в 1915-1916 годах, изображали они Пресвятую Богородицу с Младенцем на руках. Такая популярность была вызвана небывалым подъемом веры, связанным с чудесным явлением Богородицы русским воинам в Августовских лесах перед одной из битв.

События Октябрьской революции дали возможность иконописцам продать еще большее количество икон начала 20 века с ликом Николая Чудотворца. Особенно трагично появление нового образа в русской иконографии – Николая Раненого. Древняя икона

Чудотворца, располагавшаяся на Никольской башне, вытерпела на своем веку многое. Во время очередной большевистской бомбардировки икона была повреждена, но пули и шрапнель задели лишь фон и одежды Святителя, не затронув лик. Верующие смогли оценить важность лика для потомков и спасли ее от окончательного уничтожения, искусно скрыв под штукатуркой.

Как дорого можно продать иконы начала 20 века

Вопрос, за сколько же можно продать иконы начала 20 века волнует многих владельцев. Специалисты нашего антикварного салона всегда готовы прийти на помощь в решении этой щекотливой задачи. У нас вы можете оценить икону начала 20 века совершенно бесплатно. Для удобства наших клиентов предлагается электронная форма запроса, в которой вы можете написать все, что знаете о вашей иконе 20 века и приложить подробные фотографии. Если же намерение продать икону начала 20 века серьезно, лучше всего посетить наш салон лично и оценить образ у эксперта. Такой способ наиболее предпочтителен, поскольку позволяет выявить отличительные особенности конкретной иконы начала 20 века и более точно оценить художественное значение и установить ее стоимость.

Богатейшие оклады таких «брендов», как Фаберже, фирмы Хлебникова или Сазикова, Овчинникова или Мишукова бесспорно позволят оценить икону начала 20 века очень высоко. Ювелиры того времени широко использовали драгоценные металлы и камни, эмаль и прочий декор, создавая уникальные шедевры.

Среди создателей икон начала 20 века необходимо выделить мстёрского иконописца Василия Гурьянова. Талант этого мастера вполне объясним: он происходил родом из семейства потомственных иконописцев. Основные стили, в которых работал В. Гурьянов – модерн и традиционный. Русский иконописец заслужил высшую награду, представив свои работы на Международной выставке, проходившей в 1904 году во французской столице. Некоторые из этих шедевров приобрела российская императрица.

Не стоит думать, что начало 20 века было бедным на таланты. В Москве работали и другие мастера иконописи, такие как Дикарев, Богатенко, братья Чириковы. Но время брало свое и трагические события начала 20 века привели к полному упадку иконописного мастерства в России.

Если вы обнаружили в домашнем иконостасе образ и хотите выяснить, принадлежит ли он к иконам начала 20 века, обратитесь в наш салон. Вполне возможно, мы сможем оценить произведение искусства достаточно дорого, а у вас появится возможность продать раритет и получить необходимую сумму денег.

Источник

О феномене бумажной иконы

бумажные иконы начала 20 века

Сразу уточним: смысл этого греческого слова подразумевается здесь в качестве единства черт, указующего на неповторимость предмета, хотя в словарях можно найти значения, на первый взгляд прямо противоположные нашему[1]. Тем не менее здесь нет особых противоречий. Это первое. Второе. Говоря о «неповторимости», мы имеем в виду вовсе не древнюю традицию писать иконы на один сюжет отличными друг от друга, хотя данный фактор, несомненно, свидетельствует в пользу довода, о котором пойдет речь ниже.

Для наших дальнейших рассуждений необходимо обратить внимание именно на уникальность иконы-предмета как святыни[2]. Может ли быть «поточный метод производства» святынь?

Против типографского и фотографического производства сакральных образов активно выступал Л.А. Успенский, считая бумажную икону подделкой. Известный богослов писал: «Грань между допустимым и недопустимым в веществе пролегает там, где материя теряет свою подлинность и характер, начиная выдавать себя за нечто иное, чем она есть, то есть также создавая иллюзию»[3]. Однако христианам давно известно: всякая иллюзия есть ложь. Может ли икона включать в себя обман? Разумеется, нет. Вопрос о репродукциях для автора знаменитого трактата «Богословие иконы Православной Церкви» был крайне важным. В статье, написанной совместно со своей женой, он заявил однозначно: «Цветная фотография есть подделка под живопись, под подлинные краски она есть обман»[4]. И лишь в крайнем случае, когда нет никакой возможности иметь настоящую икону, Успенские считали допустимым применять в молитвенной практике репродукцию, это лучше, нежели обходиться вообще без образа. И здесь их нельзя упрекнуть в субъективности. Продажа печатных бумажных репродукций была запрещена еще Патриархом Иоакимом[5]; да и святитель Григорий Богослов учил: «. все посвящаемое Богу должно быть естественно и безыскусственно»[6].

Неужели технический прогресс снял эту проблему? Вряд ли. [7] Дело в том, что с философской стороны бумажная икона теряет свой «характир», ибо типографский станок позволяет тиражировать ее до бесконечности. Неповторимость остается свойственной оригиналу, но не механической копии. Полнота Церкви не терпит клонов. Вспомним: в природе каждая снежинка отличается одна от другой, чем возводит нашу мысль к неограниченным творческим возможностям Создателя. А коль узаконивается тираж образов для храма, то становится весьма и весьма спорным вопрос об иконе как святыне.

Повторяем: нельзя снять или тем более отменить вопрос о святыне. В чем будет уникальность этих сакральных святынь, если они размножены на ксероксе? Церковь никогда не приветствовала лжи подделок. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, благодать и есть изгнательница лжи[12]. Догмат иконопочитания говорит вовсе не о «фальшивках», бытование коих в VIII веке трудно представить. В тексте догмата говорится о святых иконах, то есть подлинниках, которые «сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества»[13]. А следом идут слова «только бы сделаны были приличным образом»[14]. Надо ли считать, что неважно о чем идет речь: о подлинниках или нет? Если «неважно», то возникает закономерный вопрос: пафос Собора, заключенный в призыве о благоговейном отношении иконописца к своему делу, допустимо перенаправить в том числе и к множительной технике? Или следует считать изографом рабочего, трудящегося за типографским станком? Тогда почему у такого «изографа» все иконы абсолютно одинаковы?

Часто можно видеть увеличенные типографские иконы на иконостасах в недавно открытых храмах, но там они пребывают лишь в качестве паллиатива, да и те наклеены на жесткую основу. Рано или поздно, но бумажные образы будут в церквах заменены на настоящие, написанные красками.

Нужно ли это Церкви?

[3] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 443. Прим. 78.

[4] Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. N 11. С. 21.

[5] Патриарх Иоаким 15 октября 1675 года издает свою грамоту, в которой говорится прямо: «. многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон святых

изображения издревле заповедано и утверждено писати на досках, а не на листах, велено». Грамота запрещала на будущее как печатать, так и торговать подобного рода

продукцией, в противном случае «быти от Великих Государей в жестоком наказании», сами листы истреблять, а сверх того штрафовать на «большую пеню» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии Наук. Т. IV. СПб., 1833. С. 254-255).

[6] Григорий Богослов, святитель. Слово 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в слово // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. С. 89.

[7] Иногда приходится сталкиваться с мнением, что позиция Л.А. Успенского «не соответствует реальному опыту Церкви». Ладно бы, коль такое заявляли люди, малограмотные в богословии, но говорят и весьма «продвинутые». Неужели мнения патриарха Иоакима и святителя Григория Богослова для этих авторов тоже не соответствует «реальному опыту Церкви»? Тогда подобные критики просто обязаны привести в качестве примера «реальный опыт» почитательного поклонения бумажным иконам: по меньшей мере, назвать праздники, отмечаемые всей полнотой Церкви в честь типографских икон. Мы же подобных праздников пока не знаем.

[8] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. 3-е изд., стереотип. М., 1999. Т. 1. С. 427.

[9] Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1986. С. 318.

[10] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 7. М., 1980. С. 297.

[11] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 23. М., 1996. С. 217.

[12] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 8.

[13] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285.

[15] Кантакузин Иоанн. Диалог с евреем Ксеном. Слово 2 // Кантакузин Иоанн. Сочинения / Перев. Г.М. Прохорова. СПб., 1997. С. 102.

[16] О «почитании» и о «почитательном поклонении» см. нашу статью: О поклонении иконе и ее почитании // Икона в русской словесности и культуре: Сб. ст. / Сост. В.В. Лепахин. М., 2012. С. 197-212; а также главу «Еще раз о поклонении иконе и ее почитании» в нашей монографии: Философские основы восточнохристианской иконы. Проблемы морфемики и семантики образа. Великий Новгород, 2012. С. 90-100.

[17] Такая выставка прошла в Великом Новгороде в рамках XIII Никитских чтений, где была продемонстрирована компьютерная «версия» византийской иконы XII столетия, оригинал которой получил название «Владимирская» и стал палладиумом нашей страны. Зрители увидели «правильные» компьютерные изображения Спаса из монастыря святой Екатерины на Синае (VI век), русского «Спаса Златые Власы» (XIII век) и др. Причем занимаются этим не графоманы, на прошлой неделе переступившие порог храма, а люди давно воцерковленные.

[18] Гаврюшин Н.К. Вехи русской иконологии // Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2011. С. 70.

[19] См. статью, наделавшую в последнее время много шума в церковной среде: Немыченков В.И. Иконопочитание истинное и ложное // http://www.radonezh.ru/ analytic/17933.html. Можно согласиться с автором в тех пунктах, когда репродукции находят применение на вещах, могущих быть невольно поругаемыми после их использования (яичная скорлупа, винные бутылки и т.п.). Но книги православных авторов к таковым явно не относятся. Если кто-то и надругается над книгой, календарем, журналом, газетой, то дело здесь не в печатном изделии, а в негодяе, который позволяет себе кощунства и в храмах. Не запрещать же из-за таких варваров строительство храмов! Печатная продукция у православных, как правило, сопровождается предупредительной надписью о должном отношении читателей к перечисленным изделиям. Зачем создавать проблему на ровном месте? Само собой разумеется, мы против репродуцирования священных изображений на мирской одежде, о чем уже писали не один раз. Здравый смысл должен торжествовать. В противном же случае, мы получим своеобразное иконоборчество под маской благочестия. Этого нам сейчас только и не хватало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *