бурегский монастырь новгородская область
Буреги. Храмовый комплекс. Собор Воскресения Христова и церковь Николая Чудотворца.
Храмы комплекса:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Бурегский ансамбль расположен на высоком живописном берегу реки Псижа, недалеко от места впадения её в озеро Ильмень. Писцовые книги 1499-го и 1524 гг. упоминают в Бурегах на погосте каменную церковь «Великий Никола». Она была построена в 1432 году. Нынешняя Никольская церковь, от которой сохранились лишь стены, построена в 1736г., Воскресенский собор в 1764, колокольня в 1730 гг. В 30-х годах ХХ века, в период воинствующего атеизма, комсомольцы сбросили кресты с куполов. Но разрушен ансамбль был в период Великой Отечественной войны. В ходе Старорусской операции бойцы якутской дивизии вели огонь по немецкой огневой точке, находившейся на колокольне. В 1970-х годах в соборе устроили склад удобрений.
В 1975 году началась эпопея многократных попыток реставрации собора. Студенты-историки из Нижнего Новгорода под руководством реставраторов очистили помещение собора от удобрений. В 1978 году вскрыли гроб княжны Долгорукой, но на этом все работы и закончились, все средства были брошены на проведение Олимпиады.
В середине 1980-х годов была предпринята новая, самая мощная попытка реставрации: завезли кирпич, построили добротные леса, но грянула перестройка… Остатки лесов до сих пор кое-где висят на стенах, ими же, уже перегнившими, устлана земля вокруг собора. Колокольня Воскресенского собора включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Собор Воскресения Христова
Крупный храм из кирпича и плитняка, сооруженный, вероятно, в конце XVII в., но освященный после достройки только в 1764 г. Четырехстолпная двусветная трехапсидная постройка с двухъярусным восьмигранным световым барабаном над восточной частью. Фасадный декор выдержан в духе новгородского зодчества XVII в. Приделы Екатерининский и Пятницкий. Рядом с храмом отдельно стоящая многоярусная колокольня 1-й половине XVIII в. Закрыт не позже 1930-х г.г. Заброшен, в аварийном состоянии.
Церковь Николая Чудотворца
Каменный храм, построенный в 1432 г., обрушился в 1520 г. Ныне существующая кирпичная теплая церковь датируется 1736 г., но, вероятно, позже была перестроена. Представляет собой прямоугольную односветную одноапсидную постройку. Закрыта не позже 1930-х г.г., венчания сломаны, заброшена.
Удивительное расположение церкви, на высоком берегу реки, создаёт впечатление, будто её главная алтарная сторона специально приблизилась к реке, чтобы посмотреться в водную гладь, полюбоваться великолепной своей статью. Миновали века, нам в наследство достался не величественный собор, а полуразрушенное строение.
Иногда об этой церкви вспоминали: ко дню открытия Московской олимпиады соорудили по стенам храма строительные леса, довели их до купола. Казалось, ещё немного и отстроятся стены, обустроятся перекрытия, и храм предстанет во всей своей красоте! Но так и не довели дело до конца. А ведь рассказывают, что был здесь когда-то монастырь, корпуса монастырские, в которых жили монахи. Жил недалеко и регент, руководитель церковного хора, славившегося своими неповторимыми вдохновляющими распевами. Всё это было. а сейчас кругом бурьян и развалины. К стенам собора примыкала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Сейчас среди разросшихся сорных трав и кустов уже практически не различить очертания древнего храма. Рядом, столь же заброшенная, лишённая кровли, ещё сохранилась покосившаяся колокольня. Ещё лет двадцать назад на куполе собора была кровля, но совсем недавно ильменским вихрем она снесена.
На вопрос о судьбе храма из областного отдела культуры получено сообщение, что собор Воскресения Христова Бурегского монастыря (1730) является объектом культурного наследия, принят на государственную охрану и имеет Федеральную категорию историко-культурного значения. Но он так и не вошёл в 2011 году (несмотря на заявку от Новгородской области) в Федеральную целевую программу «Культура России (2006-2011 г.г.)».
Прихожане не забывают это святое место. Поддерживается дух в двух часовнях, одной, чудом уцелевшей от XIX века, и другой, построенной в наши дни на сельском кладбище.
Бурегский Преображенский монастырь
Бурегский монастырь расположен на высоком живописном берегу реки Псижа, недалеко от места впадения её в озеро Ильмень. Писцовые книги 1499-го и 1524 гг. упоминают в Бурегах на погосте каменную церковь «Великий Никола». Она была построена в 1432 году. Нынешняя Никольская церковь, от которой сохранились лишь стены, построена в 1736г., Воскресенский собор в 1764, колокольня в 1730. В 30-х годах ХХ века, в период воинствующего атеизма комсомольцы сбросили кресты с куполов.
Но разрушен монастырь был в период Великой Отечественной войны. В ходе Старорусской операции бойцы якутской дивизии вели огонь по немецкой огневой точке, находившейся на колокольне. В 70-х годах в соборе устроили склад удобрений.
В 1975 году началась эпопея многократных попыток реставрации собора. Студенты-историки из Нижнего Новгорода под руководством реставраторов очистили помещение собора от удобрений. В 1978 году вскрыли гроб княжны Долгорукой, но на этом все работы и закончились, все средства были брошены на проведение Олимпиады.
В середине 80-х годов была предпринята новая, самая мощная попытка реставрации: завезли кирпич, построили добротные леса, но грянула перестройка… Остатки лесов до сих пор кое-где висят на стенах, ими же, уже перегнившими, устлана земля вокруг собора.
Колокольня Воскресенского собора включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Буреги / Прокатимся по области, часть X
Буреги / Прокатимся по области, часть X
Многие знают, что между Шимском и Старой Руссой, в Бурегах, есть святой источник. Большая часть останавливающихся ограничиваются емкостями с водой. Мало кто знает что в этом месте когда то был Бурегский Преображенский монастырь (постройка 1736-1764 гг), развалины которого видны прямо с дороги:
Бурегский Преображенский монастырь
Монастырь был разрушен в период Великой Отечественной войны. В ходе Старорусской операции бойцы якутской дивизии вели огонь по немецкой огневой точке, находившейся на колокольне. В 70-х годах в соборе устроили склад удобрений.
Многократные попытки восстановить монастырь так и не увенчались успехом. Сейчас можно свободно посетить развалины монастыря и живописные берега реки Псижа.
Будьте очень осторожны, монастырь буквально рассыпается на глазах. Особую опасность представляют леса. Лучше всего посетить развалины сейчас — на майские праздники, пока река Псижа сохраняет бурность и создает столько шума.
Слева направо: Никольская церковь — 1736 г. (остались только стены), Воскресенский собор — 1764 г. и колокольная — 1730 г.
Колокольня Бурегского Преображенского монастыря
Бурегский Преображенский монастырь
Бурегский Преображенский монастырь — в некоторых местах отчетливо видны фрески.
Река Псижа. Вид со стороны Бурегского Преображенского монастыря
Буреги. Собор Воскресения Христова.
Воскресенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Крупный храм из кирпича и плитняка, сооруженный, вероятно, в конце XVII в., но освященный после достройки только в 1764 г. Четырехстолпная двусветная трехапсидная постройка с двухъярусным восьмигранным световым барабаном над восточной частью. Фасадный декор выдержан в духе новгородского зодчества XVII в. Приделы Екатерининский и Пятницкий. Рядом с храмом отдельно стоящая многоярусная колокольня 1-й половине XVIII в. Закрыт не позже 1930-х г.г. Заброшен, в аварийном состоянии.
Удивительное расположение церкви, на высоком берегу реки, создаёт впечатление, будто её главная алтарная сторона специально приблизилась к реке, чтобы посмотреться в водную гладь, полюбоваться великолепной своей статью. Миновали века, нам в наследство достался не величественный собор, а полуразрушенное строение. Иногда об этой церкви вспоминали: ко дню открытия Московской олимпиады соорудили по стенам храма строительные леса, довели их до купола. Казалось, ещё немного и отстроятся стены, обустроятся перекрытия, и храм предстанет во всей своей красоте! Но так и не довели дело до конца. А ведь рассказывают, что был здесь когда-то монастырь, корпуса монастырские, в которых жили монахи. Жил недалеко и регент, руководитель церковного хора, славившегося своими неповторимыми вдохновляющими распевами. Всё это было. а сейчас кругом бурьян и развалины. К стенам собора примыкала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.
Сейчас среди разросшихся сорных трав и кустов уже практически не различить очертания древнего храма. Рядом, столь же заброшенная, лишённая кровли, ещё сохранилась покосившаяся колокольня. Ещё лет двадцать назад на куполе собора была кровля, но совсем недавно ильменским вихрем она снесена.
На вопрос о судьбе храма из областного отдела культуры получено сообщение, что собор Воскресения Христова Бурегского монастыря (1730) является объектом культурного наследия, принят на государственную охрану и имеет Федеральную категорию историко-культурного значения. Но он так и не вошёл в 2011 году (несмотря на заявку от Новгородской области) в Федеральную целевую программу «Культура России (2006-2011 г.г.)».
Прихожане не забывают это святое место. Поддерживается дух в двух часовнях, одной, чудом уцелевшей от XIX века, и другой, построенной в наши дни на сельском кладбище.
Воскресенский собор в 1764 г., колокольня в 1730 г. В 30-х г.г. ХХ века, в период воинствующего атеизма комсомольцы сбросили кресты с куполов. Раньше здесь был монастырь, который был разрушен в годы войны. В ходе Старорусской операции бойцы якутской дивизии вели огонь по немецкой огневой точке, находившейся на колокольне. В 70-х г.г. в соборе устроили склад удобрений.
В 1975 г. началась эпопея многократных попыток реставрации собора. Студенты-историки из Нижнего Новгорода под руководством реставраторов очистили помещение собора от удобрений. В 1978 г. вскрыли гроб княжны Долгорукой, но на этом все работы и закончились, все средства были брошены на проведение Олимпиады. В середине 80-х г.г. была предпринята новая, самая мощная попытка реставрации: завезли кирпич, построили добротные леса, но грянула перестройка… Остатки лесов до сих пор кое-где висят на стенах, ими же, уже перегнившими, устлана земля вокруг собора.
Колокольня Воскресенского собора включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
История про тех, кто не ищет лёгких путей
Время шло к обеду. Фестиваль воздухоплавателей завершился, нужно было возвращаться в Петербург. Конечно, как все нормальные люди, мы могли спокойно свернуть на только что отремонтированную трассу на Новгород и через пару часов быть уже дома. Но такие истории — не про нас, поэтому мы решили сначала поискать ещё что-нибудь интересное в окрестностях Старой Руссы, после чего выбираться в Петербург по полной неизвестности дороге через Медведь, Новое Овсино и дальше — на Лугу.
Перед тем как отправиться в путь, я пытался уговорить Димона сходить в заброшенную Рдейскую пустынь, расположенную посреди одноимённого болота. Намечалась прекраснейшая прогулка по весенней топи — около семи километров в одну сторону. И всё бы хорошо, но моего друга почему-то смутила невинная фраза, взятая из имеющегося у меня описания маршрута: «теперь вам предстоит решить две проблемы: определить куда идти сейчас и как возвращаться потом». После этого все мои планы подверглись вероломному саботажу, и мы не спеша выехали в направлении дома. Правда, спустя пару часов, я всё-таки затащил Димона на другое болото, где мы так же чуть не утонули. Но обо всём по порядку.
Буреги
Выехав из Старой Руссы, мы первым делом отправились в деревню Буреги. Здесь, примерно на половине пути между Старой Руссой и Шимском, когда-то стоял Бурегский монастырь. Он значительно пострадал в годы Второй мировой войны и с тех пор стоит в руинах.
Это наследие — одно из самых убедительных напоминаний об ужасах войны. С её окончания прошло уже более семидесяти лет, а страна так и не может после неё восстановиться. Сколько таких памятников разбросано по всей России — не счесть.
Монастырь в Бурегах — очень древний. В писцовых книгах конца XV века упоминается существовавшая на этом месте каменная церковь, заложенная ещё в 1432 году. Нынешний комплекс, состоящий из церкви, собора и колокольни, был построен в середине XVIII века.
В 1970-х годах здесь располагался склад удобрений.
После этого, ещё в советские времена, были предприняты две попытки восстановления, но обе ничем не закончились — комплекс так и стоит в полуразрушенном состоянии, подпирая старой колокольней синее новгородское небо.
Бурегский монастырь расположен на высоком холме, огибаемом небольшой живописной речушкой — Псижой.
Долина последней объявлена особо охраняемой природной территорией — здесь находится геологический разлом, обнажающий известняки доледникового периода. Симпатичное место.
Коростынь
Следующая остановка — старинная деревня Коростынь, раскинувшаяся на высоком берегу озера Ильмень.
Это место знаменито тем, что здесь в 1471 году был подписан Коростынский мир, положивший конец независимости Новгородской республики.
С окраины деревни открывается шикарный вид на ильменские просторы. Наверное, это — лучшее место, чтобы полюбоваться озером Ильмень, или Славянским морем, как его называли в древности.
Новая трасса обходит Коростынь стороной (это — тот редкий момент, когда небольшая деревня удостоилась строительства объездной дороги).
В центре деревни, среди молодых новгородских берёз, прячется мемориальное кладбище. Форма крестов не даёт ошибиться — кладбище немецкое. Здесь покоятся солдаты и офицеры танковой дивизии СС «Тотенкопф» — «Мёртвая голова».
Такие же мемориалы, один в один, можно встретить, в Прибалтике, например, в эстонском Тойла-Ору.
Неподалёку от кладбища стоит заколоченное здание явно дореволюционной постройки. Это — путевой дворец Александра I, в котором он останавливался во время своих поездок в Старую Руссу.
Каменское озеро
А мы едем дальше — в деревню Старое Веретье. Оттуда по тропе, ведущей через огромное безымянное болото, можно прогуляться к озеру Каменскому, так же называемому в народе Святым. Времени у нас достаточно, поэтому без задних мыслей отправляемся в путь.
Вообще, на Новгородчине немало мест, которые испокон веков считаются святыми. Большинство из них традиционно расположено посреди труднопроходимых болот.
Через некоторое время, 25 июня по старому стилю (7 июля по новому), местные охотники, заблудившись в дремучих новгородских лесах, вышли на берег Каменского озера. Смотрят: по озеру плавают детские гробики. Догадались они, что в них — тела тех самых трагически погибших отроков, весть о которых к тому времени разнеслась по всей округе. Выловили они их, похоронили, помолились, после чего благополучно нашли дорогу к Менюше.
После этого начали происходить разные чудеса. В Менюше появился монастырь, а Каменское озеро стало почитаться как святое. Каждый год 7 июля к нему совершается крестный ход. Считается, что окунувшись в воды озера можно исцелиться ото всех болезней.
Погода прекрасная, гулять по такой — одно удовольствие.
Я собственной персоной.
Нет, на самом деле, я не так уж и суров. Во всяком случае, по болотам я неизменно гуляю с улыбкой.
Тропа становится всё хуже и хуже. Конец мая — далеко не самое лучшее время для прогулок по топям.
Вроде и по краю болота идём, но чувствуется, как под настилом всё ходит ходуном. Решаем замерить глубину. Шаг в сторону — и с головой можно уйти.
Чем ближе мы подходим к озеру, тем более топким становится болото. Наш поход начинает напоминать движение по минному полю — одно неловкое движение, и в лучшем случае можно распластаться по ушедшим в грязь доскам, в худшем — уйти в трясину по пояс.
Моя нога соскальзывает в вязкую грязь, и я весело падаю в пахнущую гнилью топь. Если ты тонешь в болоте, что должен сделать твой друг? Правильно — сфотографировать!
Моему фотоаппарату очередная встреча с водой совсем не нравится: он просто отказывается включаться. Ну что ж, не в первый раз уже. Вынимаю батарею, и пытаюсь просушить чудо японской техники на солнце.
Дальше несколько фото с камеры Димона.
В конце тропы находится небольшая часовня. Мы — почти у цели.
До неё остаётся совсем чуть-чуть — метров сто, не больше. Но дальше пути нет, тропа окончательно уходит под воду — без лодки здесь делать нечего. Вздыхаем, смотрим на часовню и на озеро и выдвигаемся в обратный путь.
Чтобы мы не расстраивались, природа показывает нам один из своих перфомансов.
Тем временем, мой фотоаппарат снова приходит в чувство. Правда теперь он мажет с автофокусом и периодически самовольно переключает режимы и меняет настройки. В-общем, всячески выпендривается. Вот только кого он хочет этим удивить? С этими странностями я знаком ещё с тех времён, когда искупал его в Индийском океане, прогуливаясь по одному из пляжей Шри-Ланки.
Медведь
Следующая остановка — село Медведь.
В начале XIX века здесь был построен комплекс аракчеевских казарм, сохранившийся до наших дней. До последнего времени в казармах располагалась действующая военная часть, поэтому лезть на их территорию мы не рискнули. Наверное, зря.
В одном из сельских дворов, среди пятиэтажек, находится японское кладбище. Вот уж действительно есть чем удивить меня Новгородской земле.
История кладбища очень проста: после русско-японской войны здесь в течение пары лет располагался лагерь военнопленных.
Сказывают, что последние спокойно передвигались по селу и даже любили проводить время в местном питейном заведении — трактире Белова. Местные жители относились к ним хорошо и по воскресеньям приходили на бывший военный плац — посмотреть как японцы играют в бейсбол. Пленники мастерили для местной ребятни воздушных змеев и вырезали из дерева макеты военных кораблей.
Время неумолимо бежит вперёд. Последний раз обсуждаем как ехать домой: по хорошей трассе — через Новгород, или по полной неизвестности дороге на Лугу. Выбор падает на второй вариант.
Названия деревень по пути — одно интереснее другого.
Шум-гора
На самой окраине новгородских земель расположено несколько старых курганов.
Крупнейший из них — Шум-гора, или Передольская сопка. Это — сакрально-погребальный древнеславянский памятник, датируемый VIII-X веками, и являющийся одним из крупнейших подобных сооружений в Европе. Его высота — около 14 метров, диаметр основания — около 70 метров.
Подробных исследований этой сопки не проводилось. Известно только, что она имеет искусственное происхождение, и что внутри неё находится конструкция из валунов, расположенных по кругу.
Гора издавна была окутана легендами. Одна из них гласит, что это — могила Рюрика. Другая рассказывает, что сопка была насыпана вокруг разрушенной неприятелями церкви (и мол если приложить ухо к земле, то можно даже услышать колокольный звон, или просто шум — отсюда и название). Третья про то что это — оборонительное сооружение, мол на вершине сопки когда-то стояли пушки.
Понятно одно — место это очень древнее, и невероятно интересное. Наверное даже, одно из интереснейших на всём Северо-Западе России.
День сменяется вечером.
На небо поднимается луна.
Нам давно уже пора быть дома, а мы всё ещё пробираемся по разбитой дороге где-то на окраине Новгородской области. Вообще, дороги нефедерального значения, связывающие между собой соседние регионы, очень часто преисполнены сюрпризами. Трасса может быть отмечена на всех картах, хотя на самом деле небольшой отрезок, находящийся на стыке областей, окажется давно заброшенным. В лучшем случае, это будет забытая всеми лесная просека, в худшем — лесовозная колея через болото. В-общем, решение ехать по таким дорогам всегда связано с приключениями.
Нам везёт: выбранная нами трасса хоть и представляет собой убитую грунтовку с ямами размером с колесо, но по средним российским меркам — так почти хайвей. А после того, как мы пересекаем границу Ленинградской области — вообще начинается свеженький асфальт.
Дорога продолжает радовать нас деревнями с необычными названиями. Вот, например, деревня «Петровские Бабы». Википедия предлагает на выбор несколько народных версий происхождения её названия:
— Пётр I ссылал сюда забеременевших от него дворовых девок, где им давали земляной надел и строили дом в качестве «приданного»;
— В деревне останавливалось войско Петра I, что вызвало всплеск рождаемости;
— Большая часть мужского населения была мобилизована во время Северной войны и погибла под Нарвой, в результате чего в деревне осталось много вдов.
В конце концов, мы выскакиваем на трассу «Псков» и вскоре успешно добираемся до Санкт-Петербурга.
На кольцевой я засыпаю прямо за рулём. Второй раз меня вырубает, когда мы подъезжаем к дому Димона в Рыбацком.
Спустя двадцать минут я уже пью чай у себя на кухне. Часы показывают четыре часа утра.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!