Буровая машина бм 802с технические характеристики
СБКМ с глубиной бурения до 8 м (БМ-802С)
На раме базового автомобиля установлена неповоротная рама 31 (рис. 99), соединенная через опорно-поворотное устройство 32 с поворотной платформой 22. На платформе расположены двигатель 27 и сборочные единицы трансмиссии и исполнительные механизмы: раздаточная коробка 12, соединенная с двигателем карданным валом 33, а с коробкой передач 10 муфтой 11; лебедка 13, получающая вращение от раздаточной коробки через муфту 17; поворотный редуктор 9; пневмокамерная муфта 20. К платформе шарнирно крепится мачта 26 бурильно-кранового оборудования, на которой расположены вращатель 3, механизм зажима 5, цилиндры 8 механизма подачи и крюковая обойма 4 грузового каната. Через зажим пропущена штанга 6 со шнеком 1, подвешенная на вертлюге 7. Мачту устанавливают в рабочее и транспортное положения с помощью гидроцилиндров 18, шарнирно соединенных с платформой и мачтой кронштейнами 21 и 19, и фиксируют в рабочем положении пальцем стопора 2, а в транспортном (при укладке на опорную стойку 23) — фиксатором 24.
На платформе также расположены кабина 28 машиниста бурильно-кранового оборудования, в которой сосредоточена аппаратура управления исполнительными механизмами, узлы гидросистемы, топливный 15 и масляный 26 баки, аккумуляторные батареи 16. Во время бурения машину устанавливают на гидроопоры 29. Поворот платформы при работе осуществляется механизмом поворота, состоящим из цепной передачи и гидроцилиндров 34.
При переездах поворотную платформу фиксируют относительно опорной рамы стопором 30.
Кинематическая схема (рис. 100). От вала двигателя через карданный вал 1 получает вращение вал II раздаточной коробки (рис. 100, а). От вала II через шестерни 12 и 13 движение поступает на шестерню 10 промежуточного вала IV и посредством зубчатой муфты 9 и цепной передачи 6 — к валу XVII червячного редуктора лебедки (рис. 100, б). Через шестерни 14 и 8 посредством муфты 7 движение поступает на вал VI коробки передач (рис. 100, в). При смещении муфты 9 влево начинает работать лебедка, вправо — коробка передач, от которой получают вращение поворотный редуктор (рис. 100, г) и вращатель (рис. 100, д).
Вал XVII лебедки получает вращение посредством червяка 2 и жестко установленного на этом валу червячного колеса 1. Барабан 4 подъема и опускания штанги и грузовой барабан 5 установлены на валу XVII свободно на подшипниках качения и с помощью фрикционных муфт 3 жестко связаны с валом. При выключенном положении фрикционов барабаны лебедки неподвижны. Включают фрикционы гидроцилиндрами. Каждый барабан снабжен ленточным постоянно замкнутым тормозом, управляют которым из кабины машиниста с помощью педалей и тяг.
На валу VI установлены ведущие шестерни 15, 17, 18 к 21 к на шлицах зубчатые муфты 16 и 20 с подвижными каретками для включения передач. При перемещении влево или вправо каретка входит в зацепление с зубчатым венцом соседней шестерни, соединяя ее жестко с валом VI. Вращение от включенной шестерни передается на одну из шестерен (22, 23, 28) промежуточного вала VIII, далее через шестерни 24 и 28 шестерням 25 и 27 выходного вала IX. Между шестерен 25 и 27 на шлицах установлена муфта 26 с кареткой включения диапазонов скоростей. Выходной вал получает вращение, когда каретка включена в зацепление с шестерней 25 или 27.
От выходного вала IX вращение через зубчатую муфту 29 поступает на вал X, шестерни 30, 31, вал XI, шестерни 32, 33, наружный вал XII, пневматическую муфту 34 и вал XIII поворотного редуктора, вал XIV, шестерни 36 и 37, вал XV, шестерни 38 и 39 вращателя. Шестерня 39 передает вращение буровой штанге с буром.
Буровые машины БМ-802С и БМ-801С
Буровая машина БКМА-1,03,5 цикличного действия, неповоротная предназначена для бурения скважин глубиной до 3,5 м и диаметром 0,3; 0,6; 0,8 и 1 м в грунтах I-III категории. Рабочий орган смонтирован на базе шасси автомобиля ЗИЛ-130.
Буровая машина приводится в движение от двигателя базовой машины через трансмиссии и гидросистему, что позволяет иметь четыре скорости вращения бура, а также осуществлять его принудительно — поступательное движение. Буровая штанга поднимается и опускается раздельно двумя гидроканатными механизмами. Работой механизмов управляют с пульта, расположенного на платформе автомобиля. На этом же пульте размещается дублирующая система управления двигателем базовой машины.
Навесное буровое оборудование НБО-1 цикличного действия, поворотное применяют для бурения скважин глубиной до 7,5 м и диаметром 0,65 и 0,8 м в талых и мерзлых грунтах до IV категории включительно. Рабочий орган смонтирован на отдельной раме и имеет автономную силовую установку. Рама шарнирно соединена с поворотной платформой базовой машины. Поднимается и опускается бур лебедкой экскаватора. Подъем и опускание буровой вышки, а также принудительно-поступательное движение бура осуществляют с помощью гидросистемы.
Для уширения ствола скважины используют бур с уширителем, позволяющий увеличить диаметр до 2,5 м. В конструктивном отношении буровое оборудование аналогично машине МБМ. Управляют навесным оборудованием НБО-1 из кабины экскаватора.
Буровые машины БТС-2, УГБХ-150 и УРБ-ЗАМ, относятся к группе машин специального назначения. Эти машины часто используют для бурения скважин под набивные сваи длиной до 20 (БТС-2)- и 50 м (УГБХ-150 и УРБ-ЗАМ), диаметром 0,35-0,7 м. Машины БТС-2 и УГБХ-150 снабжены гидравлической системой подачи рабочего органа с усилием до 8,5-9 тс.
СБКМ с глубиной бурения до 8 м (БМ-802С)
При нейтральном положении золотников предохранительные клапаны распределителей 19 и 20 открыты и нагнетаемая насосом рабочая жидкость по сливной линии через фильтр 26 попадает в бак 23. Для включения в работу исполнительных цилиндров соответствующий золотник в распределителях переключают в рабочее положение. Золотник, 33 управляет механизмом зажима 5 штанги, 34 — гидроцилиндрами механизма подачи, 35 — гидроцилиндрами 27 и 28 механизма поворота платформы, 36 и 37 — гидроцилиндрами 7 и 10 гидроопоры, 38 — гидроцилиндром 13 механизма подъема — опускания мачты, 39 и 40 — гидроцилиндрами 16 и 17 тормозов. Управляют золотниками из кабины машиниста.
Для запирания гидроцилиндров в рабочих положениях и предотвращения самопроизвольного перемещения штоков на гидроопорах 7, 10 и гидроцилиндрах подъема — опускания мачты установлены гидрозамки 6, 8, 9, 11, 12 и 15. Предохранительный клапан 3 ограничивает давление в поршневой погости механизма зажима, клапан 2 — в рабочих линиях гидроцилиндров подачи. В сливной линии гидроцилиндров 4 установлен регулятор скорости подачи 1. Клапаны 31 и 32 ограничивают давление в гидроцилиндрах 27 и 28 при разгоне и торможении платформы. Снижают скорость поворота с помощью дросселей 29 и 30. Давление в линиях нагнетания насосов 22 и 24 контролируют по манометрам 21 и 25. Рабочая жидкость к гидроаппаратам подводится по металлическим трубопроводам и рукавам высокого давления.
Рис. 109. Механизм зажима штанги (БМ-802С):
Механизм зажима штанги (рис. 109) состоит из корпуса 14, снаружи которого имеются четыре пары проушин, в двух из них установлены на осях направляющие ролики 26, а в двух других парах проушин закрепляются штоки гидроцилиндров подачи.
Внутри корпуса 14 установлен поршень 16, в котором закреплены с крышкой 21 упорные подшипники 13 и 19, а также нажимная чашка 15 и нижняя чашка 18.
Механизм зажима работает следующим образом. Рабочая жидкость из гидросистемы под давлением подводится в поршневую полость А. Под действием рабочей жидкости поршень 16 перемещается вниз с чашками 15 и 18. При этом чашка 15 внутренней конусной поверхностью воздействует на. сферические поверхности кулачков 4 и перемещает их до упора в грани штанги. Кулачки зажимают штангу и начинают вращаться вместе с ней установленные в подшипниках 6, 25 и 13, 19 обойма с кулачками и чашки 15 и 18.
Для выключения механизма рабочую жидкость под давлением подают в полость Б, при этом рабочая жидкость из поршневой полости А вытесняется на слив. Под действием давления рабочей жидкости поршень 16 перемещается в верхнее положение. Вместе с поршнем перемещается вверх чашка 15, освобождая при этом кулачки, которые под действием пружин 1 расходятся и освобождают штангу. Уплотнение поршня осуществляется резиновыми кольцами 17. Для смазки подшипников механизма предусмотрена пресс-масленка 10.
Управляют работой механизма с помощью рукояток гидрораспределителя, установленных в кабине машиниста.
Рис. 110. Электрическая схема:
Электрическая схема (рис. 110). На машине установлено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В, предназначенное для запуска электростартера пускового двигателя, освещения рабочей площадки, кабины и щитка приборов, питания звукового сигнала, предпускового подогревателя, отопителя кабины и контрольно-измерительных приборов. Источниками электрической энергии являются генератор с реле-регулятором и аккумуляторные батареи. Приборы соединены по однопроводной схеме. Отрицательный полюс потребителей и источников тока соединен с корпусом (массой) машины.
В электрическую цепь двигателя А-41Г через блок предохранителей БПР подключены цепи питания электрооборудования отопителя 030, предпускового подогревателя ПЖБ-300 и цепь приборов освещения и звукового сигнала. Блок предохранителей имеет три плавкие вставки на 10; 20; 40 А.
СБКМ с глубиной бурения до 8 м (БМ-802С)
Сверху корпус закрыт чугунным корпусом механизма переключения передач, снизу — масляным поддоном 35. Сверху поддон закрыт фильтрующим элементом, состоящим из металлической рамки и двух сеток. Две боковые крышки позволяют осматривать коробку без снятия её с машины.
Верхний ведущий вал 22 коробки установлен на двух подшипниках 20: левый служит плавающей опорой вала, т. е. может перемещаться в осевом направлении, правый — неподвижный из-за пружинного кольца 19, расположенного в кольцевой выточке наружной обоймы. На цилиндрических шейках вала 22 установлены три шестерни 10, 13, 14 на шарикоподшипниках и одна шестерня 18 на роликовых подшипниках, что обеспечивает вращение шестерен независимо от вращения вала. Пружинные кольца в кольцевых выточках шестерен препятствуют их перемещению в осевом направлении относительно подшипников. В средней части вала 22 на шлицах установлены две зубчатые муфты 11 и 16, по которым могут перемещаться каретки 12 и 15, а на шлицевом конце — зубчатая полумуфта, через которую он получает вращение от коробки отбора мощности. Конец вала с цилиндрическим хвостовиком уплотнен манжетой, установленной в крышке 21 подвода масла. Осевые усилия, воздействующие на манжету при подаче масла с определенным давлением, воспринимают пружинное кольцо и специальная бронзовая шайба, препятствующая деформации манжеты. Фланец уплотнен самоподжимной армированной резиновой манжетой, пылеотражателем и маслогонным кольцом.
Промежуточный 26 и ведомый 30 валы установлены так же, как и ведущий вал 22. На валу 26 на шлицах закреплены гайками 25 и стопорными шайбами шестерни 5—8, которые вращаются вместе с валом как единая жесткая система.
На одном конце вала 30 установлен фланец 2, на другом — гайка 29 для соединения коробки с другими сборочными единицами трансмиссии, а также шестерни 34 и 31, зубчатая муфта 32 с перемещающейся по ней кареткой 33 и ведущая шестерня 1 привода спидометра.
Насос 3 приводится посредством ведущей 9 и ведомой 4 шестерен. Последняя установлена в корпусе привода насоса на двух одинаковых шарикоподшипниках.
Блок шестерен 19 (см. рис. 100) заднего хода вращается на двух подшипниках качения. Ось блока удерживается от вращения выступом крышки 21 (см. рис. 103).
Механизм переключения передач может быть снят с коробки передач без его разборки. Корпус его закрыт сверху крышкой с кронштейном, в котором расположен валик. К валику с помощью сегментной шпонки прикреплен рычаг; конец которого входит в пазы кареток 12 и 15 переключения передач.
Смазочная система коробки передач принудительная, состоит из всасывающего и нагнетательного трубопроводов, предохранительного клапана и маслопроводящих каналов (в поддоне, корпусе коробки, корпусе механизма переключения передач, крышке подвода масла к ведущему валу). Масло заливают в корпус коробки передач через заливную пробку на боковой крышке до уровня этой пробки. Сливают масло через пробку с конической резьбой в нижней части поддона. Скапливающееся в поддоне масло по каналу в нем поступает в вертикальный канал корпуса, затем во всасывающую трубу, всасывающую полость насоса и напорную линию. Из напорной линии насоса по трубопроводу оно подается в каналы корпуса механизма переключения передач, оттуда по каналам крышек 17 и 21 в осевое отверстие ведущего вала и через радиальные отверстия — ко всем подшипникам шестерен, расположенным на ведущем валу.
Давление в смазочной системе ограничивается предохранительным шариковым клапаном. Для контроля давления установлен электрический датчик. Остальные элементы коробки передач смазываются разбрызгиванием.
Управляют коробкой передач с помощью рычагов (переключения передач и диапазонов).
Самоходные бурильно-крановые машины
В разделе приведены общие сведения о самоходных бурильно-крановых и бурильных машинах. Описаны конструкции бурильно-крановых (БМ-202, БМ-205, БМ-302А, БМ-305, БКМ-2,5/2 и БКМ-2/1,25, БМ-802С) и бурильных (МРК-690А и МРК-750Т) машин: бурильный инструмент, силовое гидравлическое оборудование, система и аппаратура управления, кинематические и гидравлические схемы. Изложены вопросы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Учебное пособие предназначено для средних профессионально-технических училищ, а также может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года и Продовольственной программой СССР на период до 1990 года намечено дальнейшее увеличение объемов промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, мелиоративного и транспортного строительства. Предусматривается значительное увеличение масштабов создания, освоения и внедрения в производство новой высокоэффективной техники, обеспечивающей рост производительности труда, снижение материалоемкости и энергоемкости во всех отраслях народного хозяйства. Для осуществления строительства опор линий электропередач и связи, нефтегазопроводов и мостов, ограждений и дорожных знаков, свайных оснований промышленных, гражданских и других сооружений из года в год увеличивается производство бурильной техники.
В десятой пятилетке были модернизированы почти все бурильно-крановые машины. Увеличена единичная мощность базовых машин, усовершенствованы системы привода бурильного инструмента. Значительно повышена комфортность машин, облегчено их обслуживание. Почти в два раза увеличена их долговечность. Дальнейшее развитие получил гидравлический привод, применение которого значительно облегчает работу и повышает производительность труда машинистов.
В одиннадцатой пятилетке намечается дальнейшее увеличение единичных мощностей, расширение применения гидропривода повышенного давления (более 10 МПа); увеличение параметров машин как по глубине, так и по диаметру бурения. К концу пятилетки должны быть созданы и освоены промышленностью машины с глубиной бурения 15, 20 и 30 м и диаметром до 2 м.
Масштабы промышленного и гражданского строительства в нашей стране, определяемые Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года, требуют значительного повышения технического уровня средств механизации строительных и монтажных работ.
В системе машин для производства этих работ важную роль играют самоходные бурильно-крановые и бурильные строительные машины, используемые при возведении линий электропередач и связи, свайном строительстве, дорожном обустройстве, при выполнении земляных работ вспомогательного характера.
Промышленность ежегодно выпускает свыше трех тысяч самоходных строительных бурильно-крановых и бурильных машин. Бурильно-крановые машины БМ-202, БМ-205, БМ-302А, БМ-305 с унифицированным бурильно-крановым оборудованием предназначены для бурения скважин глубиной 2 и 3 м и установки в них опор и столбов; БМ-802С — для бурения скважин глубиной до 8 м в вечномерзлых грунтах и установки в них свай; БКМ-2,5/2 и БКМ-2/1,25—для сельского электросетевого строительства. Бурильные машины МРК-690А и МРК-750Т используют при сооружении опор линий высоковольтных ЛЭП.
Кроме указанных выше машин пока еще в эксплуатации находится большое число снятых в настоящее время с производства бурильно-крановых машин (БКГМ-66-3 и БКГО-67, бурильные машины МРК-4Т), которые в данном учебнике не описаны.
Ведется постоянная работа по дальнейшему совершенствованию серийно выпускаемых машин, повышению их технико-экономических показателей, улучшению условий труда машинистов: повышается надежность их сборочных единиц (узлов) и деталей, совершенствуется управление машиной и улучшаются условия проведения технического обслуживания и ремонта, расширяется область применения машины за счет оснащения их дополнительным оборудованием.
Для снижения трудоемкости изготовления, сокращения номенклатуры запасных частей и упрощения эксплуатации и ремонта широко применяют унификацию узлов и деталей.
Важнейшим условием повышения эффективности применения самоходных бурильно-крановых и строительных бурильных машин является повышение уровня профессиональных знаний машинистов.
Литература
Петров И. В. Ремонт строительных машин на строительной площадке. — М.: Высшая школа, 1979.
Раннев А. В. Двигатели внутреннего сгорания строительных и дорожных машин. — М.: Высшая школа, 1981.