бурятский храм как называется
Буддийские храмы в Бурятии — азиатский колорит в России
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Место, где сибирские непролазные леса встречаются со степями кочевых народов, где горные массивы с заснеженными пиками отражаются в непоколебимом зеркале глубоких озер, где веет ароматом таежной хвои и терпкими нотками вкусного кумыса.
Имя этому месту – Бурятия. Одна из самых буддийских республик нашей страны – настоящее «окно в Азию».
Сегодня мы расскажем про буддийские храмы в Бурятии, вместе ощутим на себе порыв бодрящего ветра, окунувшись в эту непередаваемую культуру Востока на русской окраине, проведем краткий экскурс в историю и узнаем, чем отличается архитектура бурятских храмов и сколько их разбросано по полям, степям, лесам и горам.
Немного истории
На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.
Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.
Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.
Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.
В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.
Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.
Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.
Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.
Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.
Что отличает бурятские храмы
Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.
Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.
В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.
Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.
Но одна, скорее климатическая, особенность осталась – дуганы, в отличие от храмов Монголии и Тибета, с северной стороны начинаются вестибюлем, иными словами – крылечком. Делается это для того, чтобы ветер и холод не попадал прямиком внутрь.
Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.
Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.
Главные дацаны республики
Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.
Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.
Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.
Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.
В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.
Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.
Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.
В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.
Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.
На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.
Сегодняшний облик разительно отличается от храмов в лучших традициях деревянного зодчества. Некоторые даже удивляются облицовке главного храма плиткой из соображений пожаростойкости, но это не мешает ему оставаться одним из приятнейших мест в округе.
Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Главные ворота Иволгинского дацана
У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в стране в середине XX века. В этот период Правительством СССР были приняты определенные решения по уменьшению давления на религии в стране. Благодаря усилиям вернувшихся из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга.
По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие стали принимать активное участие в строительных работах.
В 1945 году в неприметной бурятской деревушке Иволга появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.
РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ
Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:
Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.
Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.
(«Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)
ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ: МИСТИФИКАЦИЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕССМЕРТИЯ?
Маги древности и алхимики Средневековья утверждали, что эликсир бессмертия существует, ученые всего мира давно бьются над попытками хотя бы немного замедлить процессы старения организма, а наиболее обеспеченные люди доверяют свои тела крионике, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут продолжить свою жизнь. И лишь Хамбо-лама Итигэлов смог воочию показать чудо бессмертия всему населению Земли.
С самого детства Доржо Итигэлов отличался от сверстников упорством и спокойствием. Будучи еще подростком, сиротой, прислуживающим зажиточным боярам, он был уверен в том, что станет 12-ым верховным ламой всей Сибири. Ныне его послания хранятся в дацане Иволги с особым трепетом – каждое из пророчеств сбывается с максимальной точностью.
Нетленное тело ламы, погруженного в глубокую медитацию, вызвало целую бурю споров, негодований и отчаянной надежды людей на бессмертие. Ученые же так и не нашли разгадки феномена, но все факты указывают на особое состояние ламы – ту самую нирвану, при которой сознание путешествует вне бренной телесной оболочки. Возможно, спустя годы и столетия он выйдет из нирваны и явит миру еще одно чудо.
Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.
16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России.
Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.
Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.
Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.
Дацан
Содержание
Из истории
Архитектура дацанов
Архитектура забайкальских дацанов трёх типов: тибетский стиль, китайский стиль и стиль в форме юрты. Здания дацанов в форме юрты более характерны для Монголии.
Характерные черты тибетского стиля: наклонные стены, ступенчатые объёмы, ярусность и пирамидальность, убывание массы здания по вертикали, массивный фриз тёмнокрасного цвета.
Особенности архитектуры бурятских дацанов
Особенности архитектуры бурятских дацанов:
Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.
Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.
Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.
Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.
Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».
Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.
Строительные материалы
В Тибете стены храмов сооружались из тесаного камня или сырцового кирпича без связующих растворов. Это определяло характерную особенность тибетской архитектуры: наклонность вовнутрь наружных плоскостей стен.
Украшения зданий
Над входом в Цокчен-дуган устанавливается буддийский символ веры — хурдэ или чойж хорол — медные золоченые изваяния «колеса вероучения» и двух газелей по его сторонам. По фризу размещались блестящие круглые золоченые зеркала — толи, имеющие магически-охранный смысл. На фризе могли размещаться мани — тибетские слоги мистической формулы-молитвы.
Подзоры в виде стилизованных облаков (улээн). Украшения конька крыши — вазоподобный остроконечный ганджир в центре и цилиндрические чжалцаны. Фигурные окончания угловых концов крыши назывались на бур. дулэ (пламя).
Из китайской архитектуры заимствован Китайский лев. Львов устанавливают на крыльце Цокчен-дугана.
Для украшений дацанов характерно многоцветье.
Дуганы
Дуганы (сумэ) посвящались определённым божествам. В дацанах строились дуганы:
Система образования в дацанах
Наиболее крупные дацаны имели три факультета — общий (философский — цанид), медицинский и тантрический (гью; джуд), в небольших дацанах был только общий факультет; на тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку, а в группы по изучению «Калачакра тантры» — только самых способных из числа допущенных к изучению тантр.
Система «цанид» предполагала последовательное изучение пяти дисциплин, на что уходило около пятнадцати лет (как правило, родители отдавали в монастыри детей в очень раннем возрасте):
Типографии дацанов
Типографии в дацанах Забайкалья появились во второй половине XIX века.
Священные книги выписывались дацанами согласно «Положению о ламаистском духовенстве», утвержденного в 1853 года из-за границы. В 1880 году ходатайству лам Цонгольского дацана, а также в целях сокращения нежелательных сношений бурят с иностранными ламами, Министерством Внутренних дел разрешило печатать буддийские книги в дацанах.
Тексты книг вырезались на дощечках монгольскими и тибетскими буквами, с них размножались тексты в необходимых количествах.
Тибетская медицина в дацанах
Дацаны были центрами изучения тибетской (и индийской) медицины. В дацанах собирались и переводились медицинские трактаты, открывались школы в Манба-дуганах (Мамба-дуган), лечебницы. Из-за границы привозили лекарственные средства, приезжали учителя.
Жители дацанов
Ширетуй — настоятель монастыря. Ламы до 1917 года делились на штатных и служивых. Эмчи-лама — врач. Хуварак — послушник, ученик.
Хуралы
Хурал — религиозные собрания монахов. В Монголии и Бурятии хуралы делят на большие и малые.
Большие хуралы созываются в дни священных дат, связанных с четырьмя знаменательными событиями в деятельности учителя Шакьямуни и его становления Буддой, а также в дни, посвященные нисхождению учителя Будды Шакьямуни из области небожителей в сферу людей. Молебен, обращенный к божеству Калачакре (хурал «Дуйнхор») проходит 15 числа третьего лунного месяца. В этот день Будда Шакьямуни в образе божества Калачакры проповедовал учение сокровенной мантры. Большие молебствия проводят чтобы, почтить деяния других учителей буддийской традиции. Во время хуралов «больших чтений» читают книги «Ганджура», «Данжура», «Ламрима», «Сундуя», «Алтангэрэл», «Жаадамбы» и других канонических буддийских сочинений.
Даты проведения малых повседневных молебнов устанавливают, согласно традициям каждого монастыря, или же выявляют по астрологическому признаку.
Оркестры дацанов
Состав инструментов оркестров дацанов перешёл из тибетского оркестра, в состав которого входили: нга (маленькие плоские барабаны), трубы, колокола, скрипка-бива, флейта. Отдельные инструменты сопровождали ежедневные хуралы. Во время Цама, который проводился на открытом воздухе, церемонию сопровождал весь оркестр.
Оркестр дополнялся другими инструментами: барабанами разных размеров, медными трубами длиной до четырёх метров, морскими раковинами, медными тарелками. Инструменты подражали звукам природы: флейты — песням птиц, трубы — рёву буйволов и т. д.
Буддийские храмы в Бурятии
Знаете ли вы, какая религия наиболее популярна в Бурятии? Буддизм. При этом тут встречаются и православные монастыри, а также вполне официально проходят шаманские ритуалы. Буддийских храмов — здесь они называются дацаны — я видела несколько. Расскажу про те, которые мне удалось посетить.
В начале 2000 года в Улан-Удэ на Лысой горе был создан центр «Ринпоче Багша». В переводе с тибетского «ринпоче» значит «драгоценный», а «Багша» на бурятском языке — «Учитель».
Место – запоминающееся. И первое, что я отмечу – это расположение. Отсюда открывается великолепный вид на город!
Прежде чем войти в дацан, нужно пройти по тропе двенадцати символов года. Считается, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. А заодно получает возможность побыть наедине с собой. Я была настолько очарована видами, что желание загадать забыла. А еще я зачиталась табличками с разными мудрыми высказываниями. Идешь, читаешь, думаешь. Там много про гордыню, как раз мне есть, о чем поразмышлять))
rhdr
smacap_Bright
В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Внутрь статуи помещены священные тексты.
Внутри дацана люди заняты своими мыслями. Очень тихо. Наверное, тут красиво проходят службы – хурулы.
А уходить из дацана принято, не поворачиваясь спиной к Будде. Что я и сделала.
Отдельно расскажу про Хии Морин, что переводится как «ветер- конь». Это флажки, которые вы можете увидеть рядом с любым дацаном. Каждый из них окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда – семействам. Синий цвет символизирует Пространство, жёлтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зелёный – Ветер. Считается, что из энергетики этих Первоэлементов состоит всё живое и неживое.
Лама – важная фигура в жизни буддиста. Учитель, наставник, достигший высот в познании на пути к постижению Просветления. Попасть на прием к ламе может любой. Даже человек, не являющийся буддистом! Лама может составить астрологический прогноз или даже проверить ваше здоровье.
— При всех дацанах есть астрологи и тибетологи, — рассказала мне Ольга, жительница Улан-Удэ. – Люди ходят к ним с разными вопросами. Например, чтобы определиться с датой, когда играть свадьбу. Что говорить, бывает, что когда в жизни все идет наперекосяк, просто думаешь – надо съездить в дацан… И помогает! Лама – в своем роде психолог. И врач. Иногда ему достаточно пощупать твой пульс, чтобы понять, что в организме не так.
Иволгинский дацан – большой буддийский монастырский комплекс неподалеку от Улан-Удэ, который считается самой крупной и важной буддийской общиной Бурятии. Этот дацан открыли уже после войны – первое здание появилось в 1945 году. Он стал первым действующим храмом после многих лет запрета. Постепенно появлялись и другие буддийские храмы. В 1948 году появились Цогчен-дуган и Чойра-дуган, затем власти выделили землю для создания монастырского комплекса. Он стал застраиваться.
Дацаны, хозяйственные постройки, дома – все строительство велось на деньги верующих.
Важная традиция: обойти монастырский комплекс, по периметру которого расставлены молитвенные барабаны. У бурят и монголов их называют «хурдэ». Это цилиндр или валик на оси, содержащий мантры. Их принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. Самым распространённым вариантом наполнения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум».
А еще Иволгинский дацан знаменит тем, что в 2002 году сюда было перевезено нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.
Этот человек — один из самых уважаемых у буддистов. Родился он в 1852 году, в 15 лет прошел триста километров до Анинского дацана, а затем много лет постигал учение Будды. В 1911 года стал двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. В годы первой мировой войны многое делал для фронта, в частности, собирал деньги. Его даже наградили монгольским Орденом Драгоценного жезла и российским Орденом Святой Анны II степени. А потом произошло необъяснимое.
15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса, дал наставление ученикам навестить его тело еще через 75 лет и ушел в нирвану. В дацане нам рассказали, что он наказал засыпать тело солью для того, чтобы оно лучше сохранилось. И оно сохранилось. Похороненное в кедровом кубе тело в 1955 и 1973 году извлекали группы лам и убеждались в том, что оно не меняется. И вот, в сентябре 2002 его перенесли в Иволгинский дацан.
«Вы можете мысленно поговорить с ним», — услышала я. От руки сидящего Хамбо-ламы Итигэлова протянута нить, до которой можно дотронуться. Удивительно, но стоя напротив него, и правда проникаешься происходящим и кажется, что ты передаешь ему мысли и образы. Нам рассказали, что Хамбо-лама Итигэлова за последние годы похудел на несколько килограммов. И что, когда его навестила огромная монгольская делегация, подушка, на котором он сидел, была влажной.
Это, несомненно, чудесная и невероятная история.
Дацан оставляет большое впечатление. Ритуальные предметы, мандалы, павлиньи перья, которые отгоняют злых духов, все очень красочно. И прекрасная Белая Тара – богиня, которую называют «Семиглазой». У нее на теле семь глаз: три — на лице, по одному — на ладонях и ступнях ног. Они помогают ей видеть все происходящее вокруг и оказывать поддержку всем, кто в ней нуждается. С интересом узнала, что воплощением Белой тары на земле для местных буддистов были русские императрицы, начиная с Елизаветы.
Фотографировать в дацанах нельзя.
Да и не хочется. Не до того.
Фотографировать в дацанах нельзя.
Да и не хочется. Думаешь о другом.
Этот репортаж был сделан в рамках проекта «Живое наследие». Впереди еще много интересного:)