бусы кустарные с иконами

Культурология камня. Украшения икон

Ювелирные украшения появились в глубокой древности, а развитие ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а затем и серебра. Именно эти два металла обладают замечательными свойствами: одинаково хорошо поддаются плавке, ковке и вытягиваются в нити.

Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельца ( вспомним массивные золотые обручи), являлись символом власти, выделяя «хозяина» вещи среди прочих. Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней являются предметами роскоши. Но именно стоимость украшений из драгметаллов была одной их причин их массовой гибели и уничтожения ( переплавка в монеты или драгоценные украшения, зарытые в землю во время войн или погребальных обрядов).

В последней четверти 17 века появляются на украшениях в значительном количестве алмазы (бриллианты греческой грани), которые в последующие годы научились гранить различными видами огранки.

В настоящее время древние части драгоценного убора храмовой или домовой иконы (оклад, подвесные украшения, покровы – убрусы, подвесные пелены, завесы, киоты) воспринимаются как произведения прикладного искусства, историческим наслоением, не связанным с авторским замыслом живописного произведения.
Значимость драгоценного убора икон остаётся не всегда понятной. Причин много.

Несмотря на синодальные указы, драгоценные приклады продолжали появляться на чтимых иконах и в 19 веке. В 1817 году к убору иконы «Богоматерь Страстная» в московском Страстном монастыре был прибавлен дар в виде крупной бирюзы, осыпанной бриллиантами и большой жемчужной серьги от вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Снятые по распоряжению Синода драгоценные привесы к иконам часто сберегались в монастырских или соборных ризницах, а не отсылались в Синод.

В 18-19 веках от икон отторгаются и покровы, и подвесные пелены, а единственным допустимым приношением образу и его единственным украшением остаётся оклад. В 18- начале 19 века оклады чаще всего именуются «ризами» их изготавливают как из драгоценного металла, так и их дешевой металлической фольги. С середины 19 века иконы в окладах имитируются в печатных бумажных образках. С 19 века широкое распространение получили иконы, написанные под оклад.

Традиция создания драгоценных ( или украшенных) икон сложилась давно.
Ко времени христианизации Руси в Византии существовала традиция драгоценного украшения икон. Типы уборов были связаны с местом и функцией иконы в храме, монастыре и городе (надвратные иконы), частном доме, а также с материальными возможностями почитателей этих икон. Убор иконы состоит из металлических окладов полей или всей поверхности иконы, отдельных драгоценных материалов. Присутствия тканей на иконах связано с возможностью «брать наиболее чтимые предметы покровенными руками, существовавшим ещё в античной культуре (Цит. По Стерлиговой, с.50). Вместе с тем, ткани воспринимались молящимися как своего рода одежда.

Совершенным и сложным было соединение тканевых и металлических частей в уборе икон Богоматери, где помимо драгоценного венца святости, вокруг головы была серебряная или золотая «коруна». Коруны изготавливали специально для икон, украшали накладными «репьями» с камнями и жемчугом. Голова Богородицы на иконах была покрыта серебряным, золотым или низанным жемчугом «очельем», которое называли почелком / очелком / очельником / почельем / начельником ( Стерлигова, 53).
Очелье под венцом могло быть и на иконах святых мучениц, коруна – на иконах Христа, ангелов, мучеников и мучениц. Эта часть драгоценного убора называлась и «убрусцем», и «багряницей» ( Стрелигова, 53).
Очелье в центральной части обычно украшалось накладной драгоценной запоной, крестообразной или звёздчатой формы, К нижнему краю очелья крепились «поднизь» – жемчужная бахрома, свисающая на лоб Богородицы» Иногда «поднизью» именуется всё очелье: этот тип убора богородичных икон существовал несколько столетий и соответствовал женскому головному убору, который носили до 19 века. «Напереди волосника надо лбом носили прикопленное к нему очелье с подзором (каймою), богато расшитое золотом и унизанное жемчугом и дорогими каменьями « ( Мельников-Печорский 1958, с.371).
Одеяния Богородицы могло украшаться накладным драгоценным воротом – «ожерельем» («ожерельицем») и «опястьями» («зарукавье»). К венцу Богородицы с обеих сторон лика подвешивался « приклад»: «рясы» («ряски», «усерязи», « рясны») – низки из серебряных и золотых бусин, цепочек, «сионцев», плащиков, жемчуга. Это были своего рода колты, серьги различных форм. В убор входили различные нагрудные шейные украшения ; мониста/ «маниста», гривны /гривники, цаты, наперсные кресты, иконки, складни, панагии, бусы.

В убор входили и драгоценные «запястья» (браслеты), перстни.

Традиция украшать иконы окладами существовала на Руси с домонгольских времён.

Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание Московского Страстного монастыря, М., 1897
Мельников-Печерский П.И. На горах. Т.2. Гл.13// Собр. Соч. М., 1958. Т.Х. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII- нач. XXвека, Л. 1980
Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон 11- 14 веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., Прогресс-Традиция, 2000.- 264с.

Источник

Бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

Бусины с молитвой

Фильтр по характеристикам:

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

Уникальные авторские наборные бусины и шармы для православного браслета с молитвами и образами Святых покровителей. Их можно носить как на руке, так и на шее. Бусины будут прекрасным подарком Вам и вашим близким.

Бусины совместимы с браслетами и шармами «Pandora».

Сакральные бусины с молитвой

Каждая православная бусина имеет уникальный символ и свое сакральное значение. Верующий человек может выбрать для себя ту бусину, которая ближе к его сердцу и состоянию души – такая бусина постоянно будет напоминать ему о Боге и непрестанной молитве.

Бусины сделаны качественно и благородно, а серебро и позолота полностью гипоаллергенны. Благородный металл, из которого изготовлены православные шармы – один из самых безопасных.

Православные шармы для мужчин

Православные бусины подходят не только христианкам, но также станут прекрасным подарком для верующего мужчины. В нашем каталоге представлены не только шармы из серебра 925 пробы, с позолотой 999 пробы, но также бусины из родия.

Родий – драгоценный металл платиновой группы, по цене он не отличается от золота. Родий обладает исключительной твердостью и не тускнеет со временем, не теряя своего цвета.

Для мужчин прекрасно подойдут шармы из серебра с родием Процветший крест, Хризма, Андреевский крест, Георгиевский крест, Серафимы и Евангелисты.

Браслеты с молитвой для православных шарм и бусин

Для православных шарм верующая христианка может заказать в нашем каталоге браслет с молитвой, а для мужчин прекрасно подойдет шнурок с молитвой с позолотой и из серебра.

В магазине “Православные подарки” вы можете выбрать и купить недорогие шармы из серебра 925 пробы с почитаемыми святыми, такими как: святая Матрона Московская, великомученик целитель Пантелеимон, преподобный Серафим Саровский, святой Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Лука Крымский, святые Петр и Феврония и других святых.

У нас также представлены уникальные шармы с почитаемыми образами Божьей Матери, такими как: Казанская, Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Умиление, Семистрельная, а также образ – Спаса Нерукотворного.

Прекрасным подарком для христианина будут также шармы бочонки с молитвой, такие как: молитва о близких, Иисусова молитва, Господи, укажи мне путь, спаси и сохрани.

Источник

Каменные бусы или подделка

бусы кустарные с иконами

На протяжении многих веков людей притягивала таинственная, ни с чем не сравнимая красота природных камней-самоцветов. Их многоцветие, долговечность, непонятность вызывали любовь и желание познать их сущность.

Первоначально люди украшали и защищали себя бусами из зубов убитых животных, семян, раковин, сушеных фруктов. Но после того как они научились обрабатывать камни-самоцветы, появились бусы из камня. Эти бусы стоили дорого. Существуют находки кладов, где по соседству с золотыми и серебряными монетами находят бусы и даже отдельные бусины из бирюзы, агата и сердолика. Неудивительно, что испокон веков люди занимались подделкой природных камней-самоцветов. Русский мужик на Урале запекал в хлебе прозрачные кристаллы горного хрусталя и получал камень нежного желтого цвета – цитрин. В Европе еще в средние века в расплавленное стекло добавляли медные опилки и получали авантюрин, по красоте превосходящий натуральный. И таких примеров существует много.

В последнее время много говорят о магии камня. Наверное, это правильно. Люди, которые профессионально занимаются минералогией, кристаллографией могут сказать о глубине непознанного в камне. Раздаются голоса, что минерал – это живая природа, обладающая памятью, разного рода полями, что подобно человеку у них существует пульс: один – два выброса энергии в течение нескольких суток с определенным ритмом. Наверное, человеку, который любит камни–самоцветы и верит в их магию, хочется иметь бусы из натуральных камней. Но, если присмотреться повнимательнее, то поражает, что многие женщины носят бусы из поддельных или, как говорят, имитаций природных камней. При этом они уверены, что их бусы из натурального камня.

Да, еще можно увидеть на женщинах бусы из настоящих полудрагоценных или поделочных камней: топазов, аквамарина, турмалина, яшмы, агата и т.д. Но, в подавляющем большинстве все же носят подделки. Вся Москва завалена бусами из бирюзы за смешные цены, но мало кто знает, что натуральная бирюза стоит дорого (для справки: оптовая цена на сырье природной бирюзы примерно 20000 руб. за 1 кг). Ладно еще, если «бирюза» сделана путем качественной прокраски невзрачного природного магнезита (так называемый туркенит), но часто это обычная пластмасса. А продавец, привезший товар из Китая, будет кляться, что это натуральная бирюза. То же касается бус из янтаря, агата, аметиста и т.д. Хорошо, если это «вареные» из кремнистого песка подделки под кварцевые минералы. Но, чаще это просто окрашенное стекло.

Радует обилие на прилавках недорогих бус из культивированного или, как иногда говорят, речного жемчуга. Это настоящие жемчужины, выращенный где-то в странах Юго-Восточной Азии, и нет беды в том, что они не найдены в диких условиях. В конце концов, не так важно женщине, из какой чернобурки у нее шуба: выращенной на звероферме или добытой охотниками в сибирской тайге.

Повторюсь, что не имеет значения, из какого материала у женщины бусы на шее, если она их носит только как украшение. Но, если она верит в магию камней, в их чудесные свойства, то ей далеко не безразлично, что у нее на шее.

На одной из выставок–распродаж изделий из природных камней мне повстречалась респектабельного вида женщина, которая показала массивный золотой перстень с чем-то красным и прозрачным, площадью не менее 4 кв см. На мое сомнение в том, что это настоящий рубин, она гордо заявила, что это камень с кремлевских звезд (их красное стекло меняли где-то в 50х гг), и поэтому он не может быть искусственным.

Источник

иконы из бисера и камней

бусы кустарные с иконами

Друзья, я хочу рассказать об иконе «Скоропослушница».

Как вы видите эта икона достаточно большая. Ее размер 70 на 100 см. Эту икону я создавала три месяца, и в этой работе помогал мне мой муж, потому что она в готовом виде очень тяжелая, для меня не подъемная, так как она полностью сделана из стеклянных камней диаметром 4 мм (и фон и одежда).

Эта икона моя разработка от начала и до конца. Сначала как правило пишется лик маслом на холсте. В предыдущей статье я описывала как это делается. Затем переносится силуэт на кальку, далее делается основа для оклада и кроятся детали одежды. Оклад в объемной форме сначала изготавливался из парчи соответствующего цвета с объемными вкладками. Затем постепенно и последовательно выкладывались камни, составляя складки. В иконе использован жемчуг натуральный и стеклянные стразы, а также на внутренней одежде бисер. Икона помещена в белый деревянный киот под стеклом.

В готовом виде в натуральную величину она создает захватывающее впечатление. По словам людей, «не возможно оторвать глаз и замирает дыхание». Конечно же такая икона не совсем подходит для дома, так как ее размер очень большой, но я еще делала подобную икону меньшего размера с подсветкой. Очень красиво смотрится, так как камни играют в разных цветах света.

Сейча икона «Скоропослушница» стоит в храме у алтаря монатыря Марфо-Мариинской обители города Белгорода. К ней постоянно подходят люди и молятся возле нее о своих нуждах и прикладываются к ней.

Икона Умиление написана маслом на холсте, одета в оклад из камней в объемной технике и помещена в деревянный резной киот под стеклом. Икона оснащена подсветкой. Размер иконы внутри 40 на 50 см, габариты 45 на 65 см.

Источник

«Украшение всех времён» или «Как появились бусы»!

бусы кустарные с иконами

Отдельную категорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустотелые. Пустотелые бусины могли заполняться белым воском, что придавало определенное сходство с жемч угом. В настоящее время бусины могут быть изготавливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк.

бусы кустарные с иконами

бусы кустарные с иконами

Б у сины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материалов, однако бусы также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 100 000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком.

бусы кустарные с иконами

Из истории возникновения бусин.

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

бусы кустарные с иконами

Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования.

бусы кустарные с иконами

Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет.

бусы кустарные с иконами

Тем не менее, бусины зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсо м Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет.

бусы кустарные с иконами

Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия… отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».

бусы кустарные с иконами

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

бусы кустарные с иконами

Существовало несколько способов производства. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.

В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».

бусы кустарные с иконами

Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

бусы кустарные с иконами

Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

бусы кустарные с иконами

Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1 в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.

бусы кустарные с иконами

Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в 1 в. до н. э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.

бусы кустарные с иконами

С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью б у с ы высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения б у с ы промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

бусы кустарные с иконами

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бусин представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

Венеция – центр производства.

бусы кустарные с иконами

В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе с Константинополем, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития.

бусы кустарные с иконами

Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.

В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.

Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нём требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.

бусы кустарные с иконами

Венеция на многие века стала единственным центром производства. Она снабжала б уса м и Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт б усин шел в Европу, где существовали склады и устраивались ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

бусы кустарные с иконами

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.

бусы кустарные с иконами

В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора.

Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Чехия), где издавна существовало производство стекла.

бусы кустарные с иконами

Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшено-над-Нисой был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые иностранные купцы.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию. В состав стекла они ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI вв. чешские стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.

бусы кустарные с иконами

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.

бусы кустарные с иконами

Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Стеклоделие на Руси.

бусы кустарные с иконами

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чём свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Чёрного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы.

бусы кустарные с иконами

Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм ещё наряднее и красочнее.

бусы кустарные с иконами

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

В 1668 г. строится второй. Измайловский − завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу.

бусы кустарные с иконами

Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.

В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не мечите, бисер перед свиньями», что иносказательно означает: «не стоит говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом». Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) вошло в современную русскую речь из церковно-славянского текста Библии.

бусы кустарные с иконами

Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербурги со временем стал Императорским.

В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

С увеличением с текля н но го рукоделия резко повысился спрос на б у с ы и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

бусы кустарные с иконами

В 1752 году М.В.Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п.
Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

Им красится Арап на южных берегах…

В конце XIX — начале XX века, в период расцвета бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

Человек, чье имя дало название «стразам» — ювелир Жорж Фредерик Страсс, в 18 веке подделывал бриллианты и заслужил славу мошенника.

бусы кустарные с иконами

Но когда Даниэль Сваровски в 19 веке, придумал шлифовальный станок и обрабатывал на нем хрусталь, так, что полученные таким образом камешки было трудно отличить от бриллиантов,

прославился наоборот, как честный и искусный ювелир. Вот Вам и парадокс веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *