была ли церковь в ветхом завете

Была ли церковь в ветхом завете

УРОК 2. Церковь в Ветхом Завете

Божья семья, или Церковь, за которой мы следуем в нашем путешествии от ее истоков и до нынешних дней, имеет очень важное начало. Следуя по этому пути, мы будем останавливаться, чтобы увидеть некоторые разочарования, неудачи, битвы и победы Божьих людей. Мы станем свидетелями любящей заботы Бога о них на этом пути. Однако прежде, чем мы изучим их опыт в этом путешествии, нам необходимо исследовать начало. Где было положено начало Церкви? Как началось это путешествие?

Адаму было вменено в обязанность повиноваться Богу. Великий Творец пришел к Адаму и заключил с ним завет. Завет – это соглашение, или союз, который скрепляют две участвующие стороны. Это взаимоотношения, при которых обеими сторонами даются обещания и на обе стороны возлагается ответственность. В этом завете с Богом Адам был обязан во всем повиноваться Богу. Бог обещал, что если Адам будет во всем Ему послушен, то он будет жить вечно. Мы называем это соглашение заветом дел. Адам имел бы благословение вечной жизни с Богом, если бы повиновался Ему. Но также и был бы проклят вечной смертью, если бы ослушался.

Тем не менее, в Своем совершенном премудром плане Бог не позволил, чтобы всё было утрачено. Он уже имел замысел по С воей милости и любви заключить иной завет с Адамом и Евой и со всеми верующими и их детьми. В завете благодати С ам Бог предусмотрел Того, Кто вместо нас будет повиноваться в совершенстве. Существует лишь одна Личность за всю историю человечества, Которая смогла и в совершенстве повиновалась Богу. Единородный Божий Сын, Иисус Христос, когда пребывал здесь на земле, в совершенстве повиновался Божьему закону вместо нас. Затем Он принял наказание за наш грех, умер на кресте и вновь восстал из мертвых.

Вот с этого всё и началось. Путешествие Церкви – это путешествие всех тех, кто верит в спасительное деяние Иисуса. Они верят в обетования Божьи, данные Им в завете благодати. Поскольку мы не можем спасти себя сами от греха, мы веруем в Иисуса, в Его спасение. Поэтому начало Церкви было положено тогда, когда первый верующий Ветхого Завета уверовал во Христа для жизни вечной. И это началось в саду Эдема с Адама и Евы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

2. Назовите три характеристики, которые уподобляют нас Богу:

3. Что такое завет? Какие виды заветов широко используются сегодня?

4. Какова была ответственность Адама в завете дел? Каким было Божье обетование? Каким было Божье проклятие?

5. Верно или неверно:

а. _______ Бог вынудил Адама и Еву согрешить против Него

г. _______ Адам и Ева хотели разговаривать с Богом после грехопадения

6. Что в завете благодати совершает для нас Иисус, чего мы не можем сделать сами?

7. Когда было положено начало Церкви? Обведите правильный ответ:

а. после вознесения Христа на небо

в. когда первый верующий Ветхого Завета уверовал во Христа

г. когда апостол Павел впервые проповедовал язычникам

Вскоре после грехопадения Адама и Евы Бог дал им обетование о пришествии Христа. Читаем Бытие 3:15. Кто является Семенем жены? Кто такой змей? Кто из них победит в сражении? Этот стих говорит, что Иисус Христос, Семя жены, однажды придет, чтобы одержат победу над грехом, смертью и сатаной. Видите ли вы, насколько важным было это обетование для Адама и Евы? Подумайте о том, каким утешением было это обетование для всех тех людей, которые веровали в Бога до пришествия Христа. Начало Церкви было положено тогда, когда люди, жившие в Ветхом Завете, начали с верой ожидать пришествия Христа. Они доверяли Божьему заветному обетованию.

Повинуясь Богу, ранние верующие также приносили Ему жертвы. Библия повествует о том, как сын Адама Авель принес жертву Богу. Он верил в Божье обетование вечной жизни. «Е ю [верою] получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его » (Евр. 11:4). Во времена Моисея вместо людей убивали животных, чтобы показать, что Иисус умрет за С воих людей. Кровь ягнят проливалась для того, чтобы помочь людям понять, что Иисус, Агнец Божий, прольет за них С вою кровь. Множество жертв было принесено в скинии и в храме, и все они указывали на единственную жертву, которую Христос совершит за нас.

Ранняя Церковь также принимала Слово Божье. Иногда Бог обращался к Своим людям непосредственно, как, например, к Самуилу, о чем записано в Первой книге Царств, глава 3. В другие времена Он говорил через проповедников. Когда Ной строил ковчег, Бог использовал его как «проповедника правды» (2 Петра, 2:5), который нес весть о покаянии развращенным людям своего времени. Бог также обращался через Свое записанное Слово. Бог использовал Моисея, чтобы записать первые пять книг Ветхого Завета. Бог также использовал многих пророков, которые видели сны и видения. Они передавали народу ранней Церкви весть о том, какой веры и каких действий ожидает от них Бог. Разными путями люди получали Слово от своего Бога завета. Каждый из веривших этому Слову принадлежал Его Церкви.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

8. Перечислите три способа, как верующие Ветхого Завета выражали С вою веру в Бога.

9. На кого указывали все жертвоприношения, священство, обряды и предметы скинии и храма?

« Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом ».

В. 54 В чем состоит ваша вера в святую вселенскую христианскую церковь?

О. Я верую, что Сын Божий, через Своего Духа и Свое Слово, из всего человеческого рода, от начала и до конца мира собирает, защищает и сохраняет для Себя общину людей, избранных для вечной жизни и объединенных истинной верой. И в то, что я есть и во веки останусь живым членом этой общины-Церкви.

В. 60 Как вы оправдываетесь перед Богом?

О. Только истинной верой в Иисуса Христа. И хотя моя совесть обвиняет меня…, и даже не смотря на то, что я и поныне склонен ко всякому злу, тем не менее, без всякой моей заслуги, по своей абсолютной милости, Бог дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа…

Вестминстерский Большой катехизис

В. 62 Что такое видимая Церковь?

О. Видимая Церковь есть сообщество всех тех, кто во все времена и во всех концах земли исповедует истинную веру, а также их детей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Образ Божий – в некотором смысле все мы похожи на Бога. Адам был сотворен с истинным знанием Бога, святым, ему было дано задание и способности, чтобы верно управлять Божьим миром. После того, как грех вошел в мир, образ Божий в человеке был искажен и испорчен, но не утрачен окончательно.

Завет – завет есть соглашение или союз, который скрепляют две участвующие стороны. Он включает в себя как обещания, так и обязательства для обеих сторон завета.

Завет благодати – Бог заключил завет благодати с верующими и их детьми после грехопадения. Бог отдал Своего Сына, Иисуса Христа, Который в совершенстве повиновался Своему Отцу и умер вместо нас, чтобы искупить нас от Божьего гнева за наш грех. Мы принимаем благословения завета одной верой.

НАРОД ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ

Какие люди принадлежали ветхозаветной Церкви? Перед потопом в нее входили такие верующие, как, например, Авель, Сиф, Енох, Мафусал и Ной. Во времена потопа немного было людей, которые бы любили Бога и верили Его заветным обетованиям. Вы помните, что Бог спас только лишь Ноя и его семью. Только они были членами Церкви на земле в то время.

Бог также призывает сына Авраама, Исаака, чтобы тот веровал Божьему обетованию о пришествии Спасителя. Исаак имел двух сыновей – Иакова и Исава. Иаков верил Божьему заветному обетованию, однако Исав презирал его. Иаков принадлежал к ранней Церкви. Иаков, или Израиль, как назвал его Бог, имел двенадцать сыновей. Церковь начала увеличиваться вместе с этой большой семьей. Позже, во время жестокого голода, Иаков и его семья оставили землю, которую Бог обещал Аврааму, и направились в Египет, где они умножились и стали великим народом. Бог обещал, что возвратит их в Ханаан (Бытие, 46). Но как они вернулись в Обетованную Землю? Книга Исход рассказывает, как Бог использовал Моисея, дабы чудесным образом вывести народ из Египта, и в течение многих лет Он вел их через пустыню, пока они не подошли к границам Ханаана. Божий народ был « собранием в пустыне » (Деяния, 7:38).

Церковь продолжала шествие. Во времена судей и царей многие люди верили Божьим обетованиям, даже несмотря на то, что остальной народ отвергал их. Царь Давид любил Бога и служил Ему. Илия-пророк был верен вопреки сильному сопротивлению. Пророк Исаия говорил о пришествии Христа. Даниил верно служил Богу, даже когда он и все израильтяне находились в плену в Вавилоне. В течение семидесяти лет им не было позволено возвратиться в Иерусалим, где они поклонялись и служили Господу. Снова и снова пророки обещали Церкви, что Христос-Мессия грядет. И все, кто возлагал свои надежды на Него, являлись частью Церкви.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

10. Назовите семь человек, которые принадлежали к ранней Церкви Ветхого Завета:

Источник

Установления ветхозаветной Церкви и христианские, для которых первые служили образами

Содержание

Яже суть стень грядущих, тело же Христово ( Кол.2:17 ).

На отечественном языке почти нет сочинений, исключительным предметом которых были бы постановления ветхозаветной Церкви. В Библии они изложены не подряд, и не легко обнять их в полном составе; но прочитать в связи и знать их во многих отношениях полезно. Знакомящийся со священными установлениями Ветхого Завета убеждается, что в них говорит и их установил не человек, а Бог, потому что в них слышен не голос человеческий, но веяние Духа Божия, всегда отличное от мудрости человеческой; увидит, что язычество, при всем своем усилии, ничего не могло прибавить к истинной вере народа избранного, но многое заимствовало от него и исказило; наконец, узнает, что во многих христианских установлениях, измененных или дополненных соответственно духу новозаветной благодати, виден пример ветхозаветных, который в этом сочинении частью указан.

Происхождение, сохранение, назначение и разделение установлений ветхозаветных

Божественное происхождение установлений ветхозаветной Церкви и неизменное употребление их до определенного времени указывает на высокое в плане спасения мира назначение их.

Они 1) внушали потомкам Авраама, что Господь есть Царь их, не только как всемогущий Царь всей земли, но и в собственном смысле, как цари мирские над своими подданными; что израильтяне, искупленные Богом от рабства египетского, есть священное Его царство. «Вы видели, говорит Господь, что Я сделал египтянам, и как Я поднял вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушать гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете собственным Моим народом из всех народов. Ибо вся земля Моя. Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:4–6 ).

Как у греков процвели науки и искусства, у римлян образовались законы: так евреи сохранили и дали миру веру в Бога Истинного. Ведом во Иудеи Бог ( Пс.75:2 ): бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его ( Пс.113:2 ): спасение от Иудей есть ( Ин.4:22 ).

Ап. Петр слова Моисея о древнем Израиле относит к новому, – к верующим во И. Христа, называя христиан «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Итак, ветхий завет был образом нового. Израиль избран был Богом из всех народов ( Исх.19:5–6 ), как первенец ( Исх.4:22 ), хранить и возвещать миру истины Богопознания и Богопочтения ( Иез.37:27–28 ): христиане – новый Израиль – назначены возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет.

Страх, сопровождавший вступление Израиля в синайский завет, ап. Павел противополагает любви и благодати нового завета, а рабству, которому древний завет подчинял людей, – свободу новозаветную. «Вы приступили, говорит он христианам, не к горе, объятой огнем и пылающей, не ко тьме и мраку, и буре, не к трубному звуку, и грому глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним не было продолжаемо слово. Ибо они не могли стерпеть сей грозной заповеди: что ежели и зверь прикоснется к горе, то будет камнями побит. И столь ужасно было сие видение, что и сам Моисей сказал: я в страхе и трепете. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, небесному Иерусалиму, и тьмам ангелов, к торжественному собранию и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови окропляющей, которая говорит лучше, нежели Авелева. Остерегайтесь, чтобы не ослушаться того, кто таким образом говорит. Ибо ежели они не избегли наказания, не послушавшись глаголавшего на земле: то кольми паче не избегнем мы, ежели отвратимся от Небесного, Коего глас тогда поколебал землю, а ныне дал сие обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо» ( Евр.12:18–26 ). Суть два завета, говорит апостол, один от горы Синайской, рождающий в рабство, а другой свободен ( Гал.4:24. 26 ). Вы, братия, призваны к свободе; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотите ( Гал.5:18. 17 ).

3) Священные ветхозаветные уставы приготовляли людей к принятию Спасителя своим явным бессилием оправдать грешников пред правосудием Божиим. Прежде пришествия веры, говорит апостол, под законом стрегоми бехом, Закон пестун бысть во Христа ( Гал.3:23, 24 ). Подобно мудрому наставнику, который постоянными внушениями обширнее и глубже раскрывает в воспитаннике чувство высших благороднейших потребностей, закон древний непрестанно возбуждал и усиливал в людях духовные нужды и требования, не давая средств к удовлетворению их. Закон ничего не довел до совершенства ( Евр.7:19 ). Ибо он, «одними и теми же жертвами, которые каждый год приносят непрестанно, никогда не может сделать совершенными приносящих. Иначе перестали бы приносить их; потому что приносящие жертву, быв очищены в один раз, не имели бы уже никакого сознания грехов» ( Евр.10:1–2 ). Дары и жертвы не могли совершенно успокоить совести приносящего ( Евр.9:9 ); напротив, частым повторением своим они только постоянно напоминали приносившим о невозможности загладить грехов силою одних обрядовых установлений. Не возможно бо крови юнчей и позлей отпущати грехи (10:3, 4). Господь, пришедший на землю для нашего спасения, уничтожил рукописание постановлений против нас ( Кол.2:14 ).

6) Наконец и по совершенном прекращении установлений ветхозаветных, с разрушением иерусалимского храма, они служат образцами во многих обрядовых учреждениях для Церкви христианской, напр., при установлении таинства миропомазания, при названии хлеба причащения Агнцем 4 и проч. По словам ап. Павла: «все в церкви ветхого завета происходило в пример для нас и описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ). Действительно, доселе, по прошествии 3360 лет, читаешь о ветхозаветных постановлениях не только с живым любопытством, но и с умилением. Язык Библии, излагая их, движет, освящает и возвышает душу читающего.

По высокой цели своей, для которой даны ветхозаветные обряды, они необходимо явились многочисленными, чтобы жизнь народа, избранного в священное царство, святить на всех стезях жизни; предупреждать и преследовать многоразличные уклонения от заповедей Божиих; чрез внешнее вести к жизни внутренней, духовной, и в лицах и вещах представлять и оттенять прообразования, или подобия грядущих благ нового завета.

Установления ветхозаветной Церкви предметом своим имели служение Богу общественное и частное.

Св. Вас. вел. гл. 5 в толковании на пр. Исаию.

Источник

Зачем христианину Ветхий Завет?

Закон как детоводитель и лестница в небо

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

Сдаем полбиблии в музей?

И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»). Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное — слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…

Подобную мысль высказывал богослов II века от Р. Х., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего; до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.

Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить. Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни. Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность — зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге. Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. Разумеется, Его ученики многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).

Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени. Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви. Зато подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях. Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.

Отбросить Ветхий Завет — это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа. Дело не только в том, что в Его истории исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что в Евангелиях значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца).

Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это — честное и подробное повествование о падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем-то милом, но совершенно нереальном. И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.

Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами. В недавно вышедшем фильме «Апокалипсис» как раз показано общество, где заповедь «не убий» просто никому не приходит в голову. Не думаю, что мы хотели бы там оказаться. А ведь когда-то так жило всё человечество.

была ли церковь в ветхом завете

Ступени в небо

Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?

Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа. Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.

Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать. Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.

В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.

Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.

Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас. Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым». Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.

Закон как детоводитель

Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются — такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.

Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.

Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.

Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.

Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *