быстрое приобретение знаний умений навыков а также их закрепление и успешное применение на практике
Выступление на педсовете «Умение применять полученные знания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на педсовете «Умение применять полученные знания»
Учитель математики: Баева М.П.
Как Применять Знания,
В 2020/2021 учебном году по обновленным учебным программам, новым учебным пособиям по 17 учебным предметам учатся учащиеся X класса учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования. Учебный материал, предназначенный учащимся, изучающим учебный предмет «Математика» на повышенном уровне, содержится в учебных пособиях «Сборник задач по алгебре (базовый и повышенный уровни). 10 класс» авторов О. Н. Пирютко, И. Г. Арефьевой, «Геометрия. 10 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов Л. А. Латотина, Б. Д. Чеботаревского, И. В. Горбуновой.
Процесс формирования математических знаний представляет собой сложный механизм усвоения математических понятий, положений и их применение в различных аспектах математической деятельности: решении задач, исследовании свойств математических объектов, практическом применении математических знаний на основе сформированного математического мышления.
В учебных пособиях на печатной основе, которые содержат учебные материалы для базового уровня изучения учебного предмета, имеются ссылки на дополнительные материалы, которые рекомендуется использовать учащимся при изучении учебного предмета на повышенном уровне (дополнительные материалы). Такие ссылки в учебных пособиях обозначены специальным знаком-символом . Наличие такого знака означает, что для работы с дополнительными материалами необходимо перейти в соответствующее электронное приложение к учебному пособию на интернет-ресурс «Профильное обучение» ( http://profil.adu.by ).
Созданы хорошие условия, чтобы учащийся получил знания. Получать знания намного легче, чем применять их на практике. Согласны? А как сделать так, чтобы научить не только учиться, но и применять полученные знания на практике?
В ходе познавательной деятельности учащихся преподаватель должен обеспечить не только осознанность, прочность, глубину, систематичность знаний, но и умение применять их в различных практических (учебных, производственных), жизненных условиях и ситуациях.
Применение знаний — заключительный этап их формирования. Только в процессе применения знания приобретают четкость, системность, прочность. Практика является критерием истинности знаний. Оно осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания учебного материала. Применение знаний в том или ином виде происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний.
Эффективность процесса обучения учащихся способам применения знаний во многом обеспечивается соблюдением следующих правил руководства учебной деятельностью учащихся на этом этапе процесса обучения:
четко определять задачи предстоящих действий, с одной стороны, и добиваться осознания их сущности учащимися — с другой;
предупреждать учащихся о типичных ошибках в их действиях и возможных способах предупреждения (недопущения) этих ошибок;
не опекать учащихся по мелочам, помощь оказывать своевременно, стимулировать проявление воли, настойчивости, стремления учащихся самостоятельно довести работу до конца;
добиваться, чтобы учащиеся сами поняли и осознали допускаемую ошибку, сами нашли способ ее устранения и предупреждения;
использовать анализ ошибок, допущенных учащимися, для нахождения правильного решения поставленной задачи;
постоянно стимулировать проявления самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению заданий на применение знаний на практике.
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. На занятиях по языкам необходимо формировать орфоэпические и орфографические навыки, умение делать морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений, писать изложения, сочинения, делать пересказы и т.д. На уроках математики следует вырабатывать навыки устного счета, умение решать примеры и задачи, пользоваться измерительными приборами и т.д. Значительный объем умений и навыков нужно формировать у учащихся на уроках физики, химии, природоведения и другим предметам.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют
свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения:
во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал;
во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и,
в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить:
а) устные упражнения (устный счет по математике, запоминание хронологических дат по истории, правильное произношение слов по языкам и т.д.);
б) письменные упражнения по языкам, математике, физике, химии;
в) выполнение практических заданий по физике, биологии, географии и другим предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами и инструментами, с подготовкой гербариев и т.д.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи.
На знаниях же не написано, где их можно применять. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. Выполнение этих заданий чаще всего носит воспроизводящий характер, так как ход действий учащихся уже задан учителем. Затем по мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе определенную новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к применению знаний.
Как видим, по мере закрепления изложенного материала учебная работа учащихся все более усложняется и приобретает самостоятельно-творческий характер.
Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но придавать упражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Что же касается отдельных предметов, то методика этой работы может включать в себя следующие приемы. Например, на занятиях по математике вначале обычно должна проводиться коллективная работа класса по анализу задачи или примеров с тем, чтобы убедиться, что учащиеся поняли новый материал, и дать первичные умения в применении его на практике. Здесь, собственно говоря, ничего нового нет. Это обычный прием, который применяется всеми учителями. А вот затем опытные педагоги стараются расширять самостоятельность работы учащихся, прибегая к инновационным формам проверки. На практике это выглядит следующим образом. На уроках математики учитель может сделать коллективный анализ задачи, а потом предложить учащимся решить эту же задачу самостоятельно. Затем новую задачу ученики должны решить самостоятельно без предварительного анализа, а потом провести проверку решения. Хорошо также, чтобы учащиеся сами придумали одну-две задачи по новому материалу. Можно также предложить учащимся выполнить самостоятельно практические и графические работы, если это позволяет изложенная учителем тема.
Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электрическая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с составными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измерительные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетрадях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) работу. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками применения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.
Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем
Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках
Этап закрепления знаний
Образовательные задачи этапа учебного занятия
Содержание этапа учебного занятия
Показатели выполнения образовательных задач этапа
Условия выполнения образовательных задач этапа
Возможные методы и приемы обучения
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
закрепление методики изучения нового материала;
закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;
— отработка логики алгоритма изученных правил
— умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)
— умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
— умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
— прочность знаний уч-ся
использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
— использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;
использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;обеспечение дозированной помощи уч-ся
1.Использование на уроке взаимообратных задач
2.Составление карты мысле деятельности
4. «Разбери слово по буквам»
8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»
9. «Придумай свои задания»
Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках
Вначале мне хотелось бы напомнить о том, какое место занимает этап закрепления в структуре урока. Для этого вспомним, что в современной педагогике выделяют следующие этапы урока:
С моей точки зрения, первичное закрепление, самостоятельную работу по закреплению новых знаний и включение нового знания в систему знаний можно отнести к одному этапу урока – закреплению, потому что на первый план выходит одна задача – отработка практических умений и навыков. Тогда встаёт вопрос: «Как добиться того, чтобы теоретические знания перешли в практические умения и навыки?»
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, вспомнить, а для чего вообще ребёнок приходит в школу, для чего ему нужны знания и практические навыки, то есть он должен понимать, для чего он учится.
Во-вторых, нужно понимание практической значимости изучаемого материала
Не следует забывать и о том, что на этапе закрепления необходимо сочетать устную и письменную форму обучения.
Этап закрепления будет эффективным только тогда, когда ученик хорошо усвоил теоретический материал. Поэтому первичное закрепление начинается с проверки теоретического материала.
Я использую различные формы проверки. Это может быть фронтальная проверка «по цепочке», работа в парах, в группах. Во время ответа, особенно если объем материала большой, можно использовать план ответа, составленный на уроке самостоятельно или с помощью учителя. Форма плана можно быть различной: традиционные пункты плана или план в форме «Закончи предложение». Можно использовать схему на доске. Выбор – за учеником: какая ему форма ответа подходит больше, ту он и выбирает, то есть необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика.
И только после этого, убедившись, что каждый ученик знает теоретический материал, переходим к индивидуальному закреплению. И здесь важен следующий момент: создание ситуации успеха. Наряду с индивидуальным подходом очень важен отбор дидактического материала. Не могут быть одинаковые задания для всех. Они должны быть дифференцированные. К сожалению, современные учебники не всегда являются нашими помощниками при подготовке к уроку. Поэтому приходится использовать различные источники: и учебники других авторов, и справочники, раздаточный материал.
Начинаю закрепление с упражнений у доски. Задания я подбираю под конкретного ребенка, чтобы он справился с заданием. Так создается ситуация успеха.
Первый пример я записываю на доске в качестве образца и объясняю сама, что и как нужно делать. Спрашиваю, всё ли понятно. Если кому-то что-то неясно, объясняю ещё раз. После этого вызываю к доске нескольких сильных учеников, чтобы слабые ученики ещё раз смогли прослушать новый материал и закрепить его. После сильных учеников к доске выходят все оставшиеся ученики. Если кому из них сложно выполнить задание самостоятельно, ученик может использовать алгоритм, инструкцию.
После первичного закрепления анализирую допущенные в ходе выполнения задания ошибки, ещё раз повторяю, по какому алгоритму надо работать. Выясняю, не появились ли вопросы. И только после этого перехожу к самостоятельной работе по закреплению новых знаний. Степень успешности выполнения заданий у доски каждым учеником позволяет мне подобрать дифференцированные задания для самостоятельной работы. Задания могут быть различные:
— задания из учебника с выполнением по образцу с последующей самопроверкой (ключ в учебнике) или проверкой учителем. Если задание проверяет учитель, можно стимулировать учеников хорошими оценками. После проверки и оценивания нескольких работ обязательна самопроверка по эталону для всех учащихся;
— задания по карточкам (самопроверка или взаимопроверка);
— дифференцированные задания с образцом выполнения задания и без образца, задания повышенной сложности;
— тестовые задания различной степени сложности;
— устные задания с комментариями и т. д.
Методы на этапе закрепления:
Завершает этап закрепления – этап включения нового материала в систему знаний и повторения. От закрепления только что полученных знаний переходим к выполнению заданий, где новые знания включаются в систему ранее изученного материала. Например, после изучения темы «Чередующиеся гласные в корне слова» мы систематизируем материалы по теме «Безударные гласные в корне слова», учим определять орфограмму: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся безударные гласные. Или после изучения темы «Виды глагола» я объясняю, как эта тема связана с изученной ранее темой «Правописание безударных личных окончаний глагола», показываю, что при определении спряжения глагола нужно обязательно учитывать вид глагола.
Такова моя система работы на этапе закрепления при изучении любой темы. В результате практики я пришла к выводу, что слагаемыми успешного обучения являются такие компоненты, как чёткая, ясная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальный подход, дифференцированные задания.Этап закрепления знаний