Бывают ли скидки на авто в конце года
Когда лучше покупать новый автомобиль: подождать еще или дешевле уже не будет?
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.
Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Когда лучше покупать автомобиль в салоне
Зимой скидки начинаются в феврале, ближе к концу месяца. Почти все продающиеся автомобили — прошлого года выпуска, поэтому салонам надо скорее от них избавиться и освободить склады для новых поступлений.
Март — самый богатый на скидки месяц. Дилеры стараются продать остатки прошлогодних машин и освободить место на складе для новых. Еще это конец квартала и нужно улучшить статистику по продажам.
С мая по июль в автосалонах немноголюдно. Потенциальные покупатели разъезжаются по отпускам, и в это время некоторые дилеры стараются стимулировать граждан сезонными распродажами. Существенные скидки бывают в конце квартала, то есть во второй половине июня.
Август не спешит радовать покупателей, во всем ищущих выгоду. А вот в сентябре часто бывают скидки — это конец III квартала и дилерам надо улучшить статистику продаж. В октябре подарков мало, бонусов мало, скидки если и бывают, то очень скромные, и все это на фоне растущего спроса. С ноября начинаются хорошие скидки: дилеры борются за клиента и предлагают лучшие цены. Такая конкуренция всегда на пользу покупателям.
В ноябре появляются первые ощутимые спецпредложения. Рынок готовится к предновогодним скидкам. Декабрь вплоть до 31 числа радует подарками и скидками. Дилеры стараются закрыть год с хорошими показателями, чтобы получить хорошую квоту по машинам на следующий год и заработать бонус от производителя. В это время много специальных предложений вроде бесплатных комплектов зимних колес, аксессуаров, подарочных сертификатов на ТО и даже путешествий. В январе большинство скидок заканчивается, поэтому надо торопиться сделать покупку в конце года. С 1 января салоны повышают цены и не спешат торговаться.
10 уловок, которые используют автосалоны в конце года
Как автомобильные дилеры стараются продать до конца года как можно больше автомобилей.
В преддверии Нового года, начиная с «черной пятницы», автодилеры по всей стране начинают новогоднюю распродажу новых автомобилей, привлекая покупателей различными скидками, расширенной гарантией, программами лояльности, скидками на техобслуживание и вкусными предложениями по кредитным ставкам. Многие автолюбители клюют на удочку автосалонов, приобретая в канун Нового года новые автомобили и считая, что действительно купили автомобиль с максимальной выгодой. Но на самом деле это не всегда так. Мы собрали для вас десять хитростей и уловок, которые чаще всего используют дилеры для продажи новых машин в преддверии Нового года и не только.
Продажи автомобилей в конце года: все слишком хорошо, чтобы быть правдой
Конец года часто считается лучшим временем для поиска выгодного предложения для покупки нового автомобиля. И отчасти это действительно так. Но не все так просто. Во-первых, выгодные предложения, как правило, касаются не всех автомобилей. Дело в том, что каждый автобренд/автосалон/дилер для каждой новой модели рассчитывает свои индивидуальные предложения, многие из которых на самом деле не являются хорошим предложением.
Логично, что каждый дилер в преддверии Нового года старается максимально распродать остатки текущего года, чтобы освободить место на складах, в салоне под автомобили модельного ряда следующего года. Особенно это касается тех моделей, которые сменили свое поколение или были обновлены (рестайлинг) в канун Нового года. Естественно, для того, чтобы быстрее освободить место под новые машины, необходимо ускорить продажи остатков путем хороших скидок, сниженных процентных ставок и других различных предложений, на которые клюнут покупатели.
Но будьте осторожны. Не всегда хорошие предложения от дилеров действительно выгодные. Во-первых, вы должны знать, что, как и многие компании в стране, дилеры перед началом новогоднего сезона скидок любят заранее поднимать ценники на свой товар. В итоге, несмотря на скидку перед Новым годом, стоимость автомобилей, по сути, остается той же.
Во-вторых, различные скидки в салоне могут на деле оказаться невыгодными по иным причинам. Например, возможно, в другом автосалоне вам могут предложить более выгодную стоимость на авто. Тут расчет прост: что покупатель не будет проводить исследование рынка, занимаясь сравниванием цен на один и тот же автомобиль в разных салонах. Вот почему так важно не спешить приобретать перед Новым годом автомобиль со скидкой. Лучше сравните предложения других дилеров. Вполне возможно, что вам удастся найти новую машину по более выгодной цене.
Плюс не забывайте, что вам могут попытаться продать автомобили, которые зависли у дилера: например, машины, выпущенные в начале года и простоявшие в салоне почти весь год. Нередко дилеры продают авто выпуском более года (по ПТС). Подумайте хорошо, прежде чем соглашаться на покупку таких авто. Не забывайте, что вот-вот сменится год, а значит, автомобиль, купленный вами в самый канун Нового года, сменит свой год (по ПТС). Это существенно отразится на дальнейшей рыночной стоимости авто. Вряд ли в будущем вы убедите покупателя, что автомобиль старше только согласно документу о собственности. В этом случае вам придется продавать авто ниже среднерыночной стоимости.
Не все автомобили продают с одинаковой скидкой
Пикапы, кроссоверы и внедорожники, вероятно, не увидят много настоящих скидок в конце года. Да, скидки будут, но по сравнению с первоначальной, настоящей ценой скидки, скорее всего, на эти автомобили будут небольшие. Почему? Тут все просто: эти автомобили и так разбирают как горячие пирожки у метро. Напротив, седаны и хэтчбеки, а также универсалы получат больше скидок в канун Нового года. Особенно те, чье поколение было сменено в конце года, или те автомобили, которые сменили рестайлинговые модели. Единственное, на что стоит рассчитывать покупателям, это на новогодние привлекательные предложения по автокредитам. Но тут тоже все индивидуально и зависит конкретно от дилера.
Для некоторых дилеров конец года может не означать конец их финансового года
Хотя автодилеры реально стараются предлагать клиентам в конце года хорошие скидки, но не всегда это означает, что автосалоны таким образом успешно хотят закрыть свой финансовый год, выполнив или перевыполнив план продаж, установленный по договоренности с официальным представительством автопроизводителя в стране или импортером. Многие думают, что все дилеры обязательно стараются продать максимальное количество машин в декабре, чтобы успешно завершить квартал, полугодие или год. Но это не так.
Например, у японских автопроизводителей и, соответственно, у их дилеров финансовый год завершается 31 марта. Так что многие автосалоны, торгующие японскими автомобилями, делают хорошие скидки чаще в январе и феврале.
Кроме того, не всегда установленный план продаж подстегивает дилеров к предоставлению хороших скидок. Все зависит от стратегии и политики каждой компании. В принципе, хорошие скидки в салоне могут появиться в любой месяц года. Причем нередко такие скидки даже выгоднее предновогодних.
Дело в том, что, как правило, дилер, чтобы обеспечить хороший выбор в салоне, должен держать приличный запас новых автомобилей у себя на площадке. Чаще всего этот запас должен покрывать двухмесячные продажи. Но в условиях стагнации авторынка в России у дилеров стало скапливаться все больше автомобилей. Это не сулит дилерам ничего хорошего. Ведь большинство новых автомобилей в салоне находится у них на ответственном хранении.
Согласно же договору с автопроизводителем/поставщиком дилер обязан выкупать такие автомобили после истечения установленного срока (чаще всего этот срок не превышает 3 мес.). Естественно, это невыгодно ни одному автосалону. Поэтому многие, опасаясь выкупа, объявляют «вкусные скидки», чтобы как можно быстрее распродать скопившийся запас машин. Нередко автомобили продают в ноль (лишь бы продать). В этой ситуации лучше дать хорошую скидку клиенту, чем попасть на выкуп зависших автомобилей.
Кручу-верчу – запутать хочу, или Секреты ценообразования дилеров
Многие автолюбители ошибочно полагают, что дилеры зарабатывают большие деньги на продаже каждого нового автомобиля. Именно поэтому на рынке сложился распространенный миф о том, что любой автосалон может позволить себе большие скидки. Но это не так. На самом деле средняя маржа на продаже одного автомобиля в салоне составляет 4-10%. Конечно, для разных дилеров, разных марок и моделей эта маржа существенно разнится. У кого-то есть маржа и менее 4% и более 10%. Но в среднем по авторынку России выходит именно так. Напомним, что маржа – это прибыль автосалона, которая получается от разницы между ценой закупки автомобиля и ценой его продажи.
Беря среднюю маржу по рынку, получаем, что, продав автомобиль за 1 млн рублей, автодилер без прибыли на доп. услугах в среднем имеет 40 000-100 000 рублей. Добавьте сюда комиссию за продажу полисов КАСКО, ОСАГО, прибыль на доп. услугах (антикор, установка сигнализации и других опций) и получается, что с каждой машины автосалон имеет неплохую сумму. Но, как вы поняли, это в идеале. На практике все гораздо сложнее.
Тем не менее, исходя из этого расчета, любой автосалон вполне может дать вам скидку в 30-40 тыс. рублей от машины стоимостью под миллион рублей. Причем в любой месяц года. Так что главное правило – всегда торгуйтесь. Сегодня в России торгуется любой дилер.
Заработок на страховании, услугах автокредитования, на дополнительном оборудовании и других услугах
Не секрет, что многие дилеры зарабатывают не только на чистой марже при продаже автомобилей. Не последней, а порой и основной статьей доходов автосалонов является продажа различного доп. оборудования, полисов страхования и услуги по автокредитованию.
Так что не спешите радоваться, когда вам дали добро на хорошую скидку на новый автомобиль. Не забывайте, что эта скидка может растаять, как только вопрос коснется оформления полиса КАСКО, доп. оборудования или если вы решите оформить в салоне кредит.
Например, каждый дилер, продавая полисы КАСКО, как правило, получает от страховых компаний агентское вознаграждение – в среднем 5-15%. Например, если приобретете в салоне полис КАСКО за 65 000 рублей, дилер получит от страховой примерно от 3 000 до 10 000 рублей.
Самое плохое, что, если вы соберетесь приобретать автомобиль в кредит, без полиса КАСКО вам не обойтись. Иначе кредит вам не предоставят. Увы, не всегда стоимость полиса КАСКО в салоне выгодна. Все зависит от того, с какими страховыми компаниями сотрудничает салон. Чаще всего полис КАСКО выгоднее приобретать непосредственно в офисе страховщика.
Тем не менее, зная, что дилер зарабатывает на продаже страховых продуктов, вы можете попробовать выбить дополнительную скидку. Но не думайте, что, придя напрямую в офис страховщика, вы сможете получить скидку на полис КАСКО. Вам, скорее всего, скидку не дадут, так как автосалонам страховая компания предоставляет агентское вознаграждение за объем. И все-таки выбить скидку, оформляя полис КАСКО в салоне, вы реально можете. Особенно если вы будете покупать дорогой полис КАСКО – стоимостью более 100 тыс. рублей. В общем, тут, чтобы понять, что выгоднее, нужно сравнить условия в салоне с расценками в офисе страховщика.
Также не забывайте, что, оформляя автокредит в автосалоне, вы также помогаете зарабатывать дилеру, который, как правило, получает от банков агентское вознаграждение за продвижение кредитных продуктов. Если сумма кредита выливается в круглую, автосалон получает неплохую прибыль. Так что это еще один повод выбить скидку у дилера. Правда, имейте в виду, что многие салоны умалчивают об этом.
Но больше всего денег автосалон зарабатывает на продаже дополнительного оборудования или услуг: сигнализация, антикоррозийная обработка кузова, установка подкрылков, покрытие кузова автомобиля защитной пленкой, антенны, спойлера, тюнинг-элементы, колеса, шины, магнитола и т. д.
К сожалению, чаще всего ценники на доп. оборудование у дилера существенно завышены. В другом месте эти же услуги или оборудование в основном обходятся дешевле.
В итоге, даже выбив хорошую скидку при покупке нового авто, вы сделаете ее бессмысленной, если согласитесь установить дополнительное оборудование прямо в салоне. Правда, опять же, подобное наблюдается не всегда. Все зависит от дилера, от бренда и модели автомобиля, а также от текущих акций в салоне. На рынке встречаются и реально выгодные предложения по цене и по стоимости доп. услуг. Нередко доп. оборудование предоставляется в подарок, заменяя скидки. Но, как говорится, главное правило – это доверяй, но проверяй. Старайтесь всегда сравнивать предложения одного дилера с предложениями других салонов.
Трейд-ин как еще одна основная статья заработка дилеров
В последние годы программа выкупа подержанных автомобилей (Трейд-ин) становится все более популярной. Действительно, людям удобнее приехать в салон на своем подержанном автомобиле и, сдав его по программе Трейд-ин, приобрести новый автомобиль. Причем часто дилеры дают хорошую скидку на новые авто в случае сдачи подержанного автомобиля. Но тут, опять же, «бабка надвое сказала». Все зависит конкретно от той машины, которую вы решите сдать по Трейд-ин, а также от политики дилера. Ведь ваш б/у автомобиль могут оценить слишком дешево (как правило, оценка будет ниже среднерыночных цен). Но это нормально. Это своеобразная премия за удобство – ведь вам не нужно пытаться продать авто самостоятельно.
Естественно, принимая у вас автомобиль по Трейд-ин, засчитывая его стоимость в качестве взноса за новое авто, любой автосалон старается занизить реальную рыночную цену с одной только целью: заработать на перепродаже подержанного автомобиля как можно больше денег. В среднем на автомобилях стоимостью около 1 млн рублей дилеры зарабатывают от 50 до 100 тыс. рублей. Естественно, в этом случае дилер охотно идет на скидки на новые авто. Вопрос только в размере скидки, которая, как вы понимаете, не может быть равноценной будущей расчетной прибыли дилера на продаже б/у авто. Тем не менее выбить хорошую скидку при сдаче авто по Трейд-ин довольно легко. Правда, опять же, все зависит о марки, модели авто и от конкретного дилера.
Расширение гарантии за доп. плату: есть подвох
Еще одной статьей дохода некоторых дилеров является продажа дополнительной расширенной гарантии, которая на самом деле не имеет ничего общего с заводской. Вы наверняка видели не раз, что многие автосалоны предлагают расширить гарантию на автомобили за счет доплаты. Но на деле, заплатив лишние деньги, вы не получаете расширение заводской гарантии, а, по сути, покупаете от сторонней компании страховку на случай поломки после истечения официальной заводской гарантии. Самое плохое, что, как правило, в такую расширенную гарантию не входит множество поломок. То есть расширенная гарантия часто имеет много ограничений, о которых недобросовестные дилеры умалчивают, как и о том, что, по сути, расширенная гарантия – это страховой полис, который продает компания, сотрудничающая с дилером.
Скидка скидке рознь
Знаете ли вы, что на авторынке новых автомобилей бывает несколько видов скидок? Например, есть дилерская скидка, а есть скидка автопроизводителя. И их не надо путать. К сожалению, о возможности скидки от автопроизводителя дилеры вам не расскажут. Ведь в первую очередь скидка предоставляется напрямую дилеру, а не вам. Что же это за таинственная скидка автопроизводителя?
Речь идет о так называемой скидке импортера, который поставляет машины дилерам. Дело в том, что скапливаться остатки автомобилей могут не только у дилеров. Скопление нераспроданных машин может наблюдаться и у автопроизводителей, и у компаний, которые занимаются импортом машин на различные рынки. В том числе нередко остатки скапливаются у автозаводов в России, которые занимаются производством новых авто. Как и у дилеров, у импортеров также существуют отчетные периоды, которые они хотят закрыть в плюсе. Это может быть как квартальный период, полугодовой, так и годовой. Естественно, желая распродать скопившиеся остатки, импортеры предоставляют дилерам хорошие скидки.
Многие дилеры стараются не умалчивать о таких скидках автопроизводителей, начиная активно привлекать клиентов в салоны, заманивая красивой рекламой на телевидении, радио и в прессе. Но так бывает не всегда. Иногда дилеры замалчивают о таких выгодных условиях, стараясь заработать на продаже автомобилей как можно больше. Причем даже предоставляя клиентам свои собственные существенные скидки, дилеры в накладе не остаются.
Как же распознать, что автосалоны распродают автомобили со скидками, предоставленными импортерами? Все просто. Как правило, импортеры не предоставляют скидки в виде снижения отпускных цен на новые авто. Чаще всего скидки предоставляются в виде подарков: кондиционер или климат-контроль бесплатно, бесплатно АКПП, полный привод бесплатно. Благодаря скидке от импортера реально можно приобрести более оснащенный автомобиль по выгодной цене. Но не рассчитывайте на подобную щедрость перед Новым годом. На практике такие предложения могут появиться в начале нового года или ближе к концу марта. Особенно это касается японских марок, у которых финансовый год, как мы отметили выше, заканчивается 31 марта.
Кстати, дилеры также могут вместо скидки дарить различные подарки в виде бесплатной резины, сигнализации или антикора. Но тут тоже нужно быть внимательным и хорошо посчитать все плюсы и минусы, сравнивая предложения разных дилеров и стоимость доп. услуг и доп. оборудования с предоставленными скидками. Вполне возможно, что, согласившись на подарок в виде бесплатной резины, вы приобретете автомобиль дороже по сравнению с другими предложениями дилеров.
Не рассчитывайте, что дилер позвонит вам и предложит автомобиль «по вкусной цене»
Многие автолюбители думают, что в каждом салоне можно поймать максимальную скидку, если оставить менеджеру свои координаты для связи, рассчитывая на то, что менеджер всегда заинтересован в продаже автомобиля и обязательно свяжется с клиентом. Но не думайте, что менеджер будет звонить всем подряд, предлагая автомобиль по очень заманчивой цене. Поверьте, автомобили с хорошими скидками в первые несколько дней, как правило, расходятся по своим. Особенно это касается премиальных автомобилей.
Дело в том, что на наш российский рынок время от времени попадают люкс-автомобили, которые по тем или иным причинам зависли на западных рынках. Чтобы освободить место под новые автомобили, импортеры часто ввозят в нашу страну зависшие остатки. С целью ускорить процесс продажи, на многие премиальные авто делают большие скидки. За последние годы на премиальные автомобили на российском авторынке встречались скидки, доходящие и до 30%.
Но не спешите радоваться. Такие вкусные скидки до вас вряд ли дойдут, так как о таких щедрых предложениях дилеры не спешат сообщать всем направо и налево, тратя деньги на рекламу. С такими скидками автомобили в любом случае распродадутся без всякой рекламы. В первую очередь их заберут перекупщики и неофициальные автосалоны. Во вторую очередь такие машины просто разойдутся по своим. Тем не менее у каждого есть шанс поймать хорошую скидку на люкс-автомобиль. Но для этого нужно постоянно мониторить ценники всех дилеров. В том числе обзванивая их, поскольку очень часто официальные сайты автосалонов обновляются с опозданием.
Хитрость с автомобилем, дооснащенным доп. оборудованием
Ну и, наконец, самая любимая уловка автодилеров, – это продажа автомобиля с уже установленным доп. оборудованием. Тут расчет прост: продать клиенту автомобиль как можно дороже.
Как мы уже отметили, из-за низкой операционной маржи автодилеры вынуждены искать источники доходов в других местах. Одной из самых прибыльных возможностей заработать является доп. оборудование и различные доп. услуги. Но многие клиенты, зная о драконовских ценниках, отказываются от услуг автосалона, предпочитая дооснащать автомобиль в сторонних сервисах.
В итоге дилеры идут на одну из самых коварных и хитрых уловок: изначально оснащают новые автомобили, выставленные в автосалоне, различным доп. оборудованием, начиная от подкрылок, сигнализации, магнитолы и заканчивая тонировкой. Естественно, все это приводит к существенному увеличению стоимости авто. И это еще не все. Ведь еще нужно продать такое неожиданно подорожавшее авто. Но есть интересный ход.
Итак, представьте, вы решили срочно приобрести новый автомобиль, приезжаете в салон, но видите, что большинство выставленных на продажу авто имеют максимальную комплектацию, из-за чего ценники на машины сильно кусаются, или же предлагаются в базовой голой комплектации. Средние же комплектации выставлены на продажу уже с установленным доп. оборудованием. Но вот ценники таких средних комплектаций вас не порадуют.
Еще больше изменится настроение, когда вы узнаете от менеджера, что авто в средней комплектации без доп. оснащения нет в наличии. В итоге вам заявляют, что нужно подождать пару месяцев, внеся предоплату. Естественно, если вам нужен будет автомобиль здесь и сейчас, вы будете вынуждены приобрести автомобиль с доп. оборудованием, значительно переплатив. Причем даже если вам предоставят хорошую скидку.
К сожалению, подобный «черный маркетинг» процветает не только в нашей стране, но и встречается в других странах. Так что будьте осторожны. Предупреждены – значит вооружены. Главное – не теряйте голову, увидев в салоне автомобиль своей мечты и услышав об аппетитных скидках и предложениях. Подходите к покупке машины с холодным умом и расчетом.
И помните, что на рынке вы заведомо находитесь в невыгодном положении, поскольку именно вы будете тратить большие деньги, приобретая автомобиль в салоне. Дилер всегда находится в выгодном положении, поскольку он почти никогда ничего не теряет. Даже предоставляя вам скидку. Все это – игра чисел. В любом случае при каждой продаже новой машины дилер внакладе не остается.
Я купил новую БМВ по схеме с кредитом и потерял скидку в 500 000 ₽
Ох уж эти страховки и карты помощи на дорогах
В начале 2021 года я запереживал, что если не куплю сейчас новый автомобиль, то в ближайшие три года так и буду ездить на старом.
У меня были основания для тревоги: с начала пандемии цены постоянно растут — причем это касается и новых, и б/у авто. В итоге я решил купить новую БМВ и даже договорился о скидке в полмиллиона рублей — но получить эту скидку мне не удалось.
Как я купил машину
Я заехал к официальному дилеру и решил прокатиться на БМВ X3. Мне все понравилось, и менеджер отдела продаж предложил забронировать автомобиль. Я тогда не сомневался в репутации дилера — в интернете было полно хороших отзывов — и понимал, что залог в случае чего мне вернут без проблем.
Но вместе со скидкой дилер выдвинул свои условия. Мне предложили оформить автокредит, который я смогу погасить досрочно, и дополнительные услуги:
Схему описывали так: я беру автомобиль в кредит и с допуслугами, за что получаю хорошую скидку. При этом я заключаю допсоглашение с дилером, по которому не могу досрочно гасить кредит и расторгать договоры в течение полутора месяцев. Через полтора месяца я досрочно гашу кредит и расторгаю договоры по дополнительным услугам — и мне возвращают сумму по нему за неиспользованный период. Если погасить кредит и расторгнуть договоры раньше чем через полтора месяца, придется возвращать сумму скидки от дилера.
Итого по такой схеме расчет был следующий:
Из этой суммы около 450 тысяч должны были мне вернуться при расторжении договоров на допуслуги. Итоговая выгода по сравнению с покупкой за наличные — порядка 510 тысяч рублей плюс комплект летней резины на дисках.
При покупке за наличные дилер отказывался давать какие-либо скидки и диски с колесами. Менеджер заверил меня, что с этой схемой не будет никаких проблем.
Условия, на которых мне предложили купить БМВ X3
Товар или услуга | За наличные — 3 859 000 Р | В кредит — 3 796 682 Р | Цена, на которую я рассчитывал, — 3 344 722 Р |
---|---|---|---|
BMW X3 20d M Sport | 3 760 000 Р | 3 130 000 Р | 3 130 000 Р |
Страхование жизни | — | 400 602 Р | 10 015 Р |
Страховка GAP | — | 50 080 Р | 26 250 Р |
Карта помощи на дорогах на 3 года | — | 90 000 Р | 52 457 Р |
Каско | 90 000 Р | 90 000 Р | 90 000 Р |
ОСАГО | 9000 Р | 9000 Р | 9000 Р |
Проценты за полтора месяца кредита | — | 27 000 Р | 27 000 Р |
Каско я собирался брать в любом случае. Тем более удалось выторговать рыночную цену: сначала дилер предлагал каско за 162 000 Р с тем же набором опций.
За полторы недели ежедневного общения у нас с менеджером отдела продаж дилера сложились практически дружеские и доверительные отношения — по крайней мере я так думал. Но он не мог ответить на все мои вопросы, поэтому мне приходилось обращаться к специалистам отдела кредитования и страхования.
Курс о больших делах
Как я оформлял сделку
Не обошлось без проблем: условия кредита и цену автомобиля все время меняли, а сделку постоянно переносили. Я написал жалобу руководителю отдела продаж дилера через «Вотсап» и получил дежурные менеджерские отписки. До сих пор не понимаю, почему я не отказался от дальнейшего оформления сделки.
В конце концов сделку назначили — на вечер того же дня. Менеджер отдела продаж объяснил это постоянным потоком клиентов и ажиотажным спросом на автомобили. У меня был ровно час на все процедуры, в том числе на ознакомление с документами. Потом салон закрывался.
Мне показали договор купли-продажи и дополнительное соглашение о предоставлении скидки. В соглашении о скидке не было никакой информации о допуслугах. В бумагах просто написали, что цена меняется с 3,76 млн на 3,13 млн рублей.
Под рукой у меня была распечатка расчета стоимости автомобиля по условиям дилера. По ней можно было сверять оговоренные с продавцом условия и цены.
На официальном сайте БМВ я заглянул в раздел финансовых сервисов, ознакомился с правилами страхования жизни. Убедился, что в соответствии с п. 11.4 этих правил я имею право расторгнуть страховой договор, если погашу кредит досрочно. А потом получить часть страховой премии за неиспользованный период.
Сотрудники автосалона попросили меня не волноваться, заверили в солидности дилера и предложили помощь, если что-то пойдет не так.
В 22:00 все засобирались домой. Кредитный менеджер и менеджер отдела продаж продолжали работать — и замотали меня настолько, что у меня было только два варианта:
Я выбрал второе и подписал все, что просили менеджеры. Позднее в личном кабинете на сайте страховой в разделе сведений о договоре № 5630453425 обнаружил, что выгодоприобретатель по нему — ООО «БМВ банк», а дилер — агент. Хотя в бумажной версии документа выгодоприобретателем был я и мои наследники.
На следующий день я заключил договор потребительского кредита. Еще через пару дней я выехал из салона на новой БМВ.
Как я пытался вернуть деньги за страхование жизни
Я решил подстраховаться и направил дилеру запрос. В нем я попросил прислать мне документ, в соответствии с которым ко мне не будет никаких претензий, если я досрочно расторгну договор страхования жизни. Чтобы сэкономить время, я отправил заказное письмо с помощью официального сервиса Почты России.
Ответ я получил через два дня. Судя по письму, расторгнуть можно было все, кроме договора о карте помощи на дорогах. Главное, чтобы это было не раньше чем через полтора месяца после покупки автомобиля: автодилеру важно получить свою комиссию, а дальше я волен делать что угодно.
Прошло полтора месяца, я полностью закрыл кредит, а затем через личный кабинет обратился в страховую, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги за неиспользованный период.
Через несколько дней мне позвонили из страховой компании и сказали, что договор они расторгли, но никаких денег мне не должны. Страховка не зависела от кредита, а в договоре черным по белому написано, что при расторжении договора страховая премия не возвращается. Я подумал, что произошло какое-то недоразумение, и написал официальную претензию в страховую.
На мою претензию ответили, что страхование, которое я оформил, никак не связано с кредитом — это отдельный продукт. А поэтому мне ничего не должны. Если я хотел вернуть деньги, то должен был сделать это в период охлаждения — в течение 14 дней после оформления договора.
Официально связь страховки и кредита называется «страхование в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита». В п. 2.4 ст. 7 федерального закона «О потребительском кредите (займе)» указаны условия, при которых страховка считается связанной с кредитом:
По документам, которые я подписал, действительно не было связи между заключением страховки и условиями кредита. Но в личном кабинете страховой компании как раз было написано, что выгодоприобретатель при страховом случае не я или наследники, а банк. Я решил зацепиться за это, но представитель страховой просто ответил, что неправильно указал выгодоприобретателя в личном кабинете, и извинился за ошибку. Справедливости ради, по договору, который я подписал, выгодоприобретателем действительно был я и наследники.
Как я пытался вернуть деньги через дилера и представительство БМВ в России
Я написал официальное письмо дилеру с просьбой добровольно урегулировать ситуацию, но ответа так и не получил.
Менеджер дилера больше не отвечал мне в «Вотсапе», поэтому я решил обратиться в официальные представительства БМВ в России и Германии, Банк России, Роспотребнадзор и к финансовому омбудсмену.
Представительство БМВ, как и государственные органы, смотрели на формальную сторону дела: я принял условия, подписал договор. Если меня что-то не устраивает, то я могу идти в суд.
Энергия возмущения сделала меня одержимым этой проблемой: я читал законы, судебную практику, специализированные юридические и финансовые форумы. Даже обратился к двум адвокатам по страховым делам, чтобы сравнить их подходы и выбрать того, кто покажется мне наиболее убедительным. Но судебная практика показала, что ввязываться в суды нет смысла.
На сайте Мосгорсуда за последние два года я нашел 666 судебных дел, где ответчиком была моя страховая.
До сентября 2020 года страхование жизни и кредит были связаны по умолчанию, поэтому суд вставал на сторону потерпевших и деньги возвращали.
А потом вступили в силу изменения в ст. 7 и 9 закона № 353-ФЗ. Там уточнили формулировки и подробно расписали, что такое страхование в целях обеспечения кредита: я привел эти критерии выше. Теперь страхование жизни может быть отдельной услугой — и это мой случай. И с сентября 2020 по подобным делам суд все время принимает сторону банка, деньги таким образом не вернуть.
Моя страховая еще до вступления в силу ФЗ № 483-ФЗ от 27.12.2019 так поспешно меняла правила страхования, что нарушила нумерацию пунктов. Они просто удалили пункт 7.4 правил. Название страховки не изменилось: «Страхование жизни и здоровья заемщиков потребительского кредита».
Сложившуюся практику поддержал Верховный суд. Неважно, как называется договор: главное, что в его содержании.
Как я возвращал деньги за карту помощи на дорогах
Оказывается, есть официальная программа помощи на дорогах — и ее дают абсолютно бесплатно, как минимум покупателям БМВ и Фольксвагенов. Если такая программа есть, а вам все равно предлагают купить какую-то карту помощи — это нарушение закона.
Законодательство не допускает злоупотреблений правом, а также подразумевает добросовестность всех участников сделки. Продавец несет ответственность, если не сообщил покупателю то, о чем знал и не мог не знать. В моем случае официальный дилер БМВ не мог не знать о существовании официальной бесплатной программы помощи на дорогах. За деньги такое лучше не покупать. Если деваться некуда и нужно что-то взять, лучше выбрать дополнительный год гарантии на автомобиль. Если это возможно, конечно.
GAP вернуть не получилось: эта услуга действует, пока работает каско. Еще деньги можно вернуть, если машина продана или утрачена: например, ее угнали, сожгли или она пострадала в ДТП и страховая признала ее неремонтопригодной. Но это, слава богу, не мой случай.
Итого я заплатил за БМВ 3 768 782 Р
BMW X3 20d M Sport | 3 130 000 Р |
Страхование жизни | 400 602 Р |
Страховка GAP | 50 080 Р |
Карта помощи на дорогах на 3 года | 62 100 Р |
Каско | 90 000 Р |
ОСАГО | 9000 Р |
Проценты за полтора месяца кредита | 27 000 Р |
Что делать, чтобы не переплатить за допуслуги
Внимательно читайте договоры. Постарайтесь заранее получить все документы в электронном виде: договор купли-продажи с дополнительным соглашением о скидке и договоры на все допуслуги. Все это необходимо прочитать, проанализировать и просчитать. Обратите внимание не только на цену машины и размер скидки, но и на проценты по кредиту. Не соглашайтесь на оформление сделки в последний час работы дилерского центра: этого времени вам не хватит, чтобы разобраться в бумагах.
Посмотрите отзывы. Определитесь с автомобилем и прочитайте отзывы о дилере, у которого собираетесь его покупать. Начните с плохих отзывов. Может показаться, что там только эмоции, но это не так.
Сначала читать, потом подписывать
Поищите альтернативу дилеру, если в документах будет все плохо и не получится договориться о каких-то изменениях в типовом договоре. Автомобили одной и той же марки продают разные юридические лица. Одни могут вести дела добросовестно, а другие так, словно завтра потоп и нет никаких причин переживать за свою репутацию.
Поищите альтернативу интересующему вас автомобилю, если покажется, что все дилеры нужной марки ведут себя одинаково. Не исключено, что при покупке, например, Ауди Q5 никто не заставит вас страховать жизнь или покупать карту помощи на дорогах. И не прикрепит к официальной цене лишние 500 000 Р просто потому, что ажиотаж и 2021 год.
Если альтернативы — это не вариант, придется соглашаться на страхование жизни и карту помощи. Есть возможность сделать так, чтобы страховки спустя какое-то время получилось вернуть.
Обеспечьте возможность возврата средств за страхование жизни. Тут два варианта: заключение страховки должно влиять на процентную ставку кредита или выгодоприобретателем по такому договору должен быть банк. Если одно из двух условий выполнено, проблем с возвратом быть не должно.
Разберитесь с каско. Прежде чем разговаривать с менеджером, посчитайте стоимость полисов с помощью калькулятора каско на сайтах разных страховщиков и выпишите цены. Так вы сможете доказать менеджеру, что его цена завышена.
Включите в каско опцию «Без амортизации». Если наступит страховой случай, вам выплатят 100% страховой суммы. Эта опция повысит стоимость полиса, но позволит отказаться от страховки GAP: в ней не будет никакого смысла. Или хотя бы сравните стоимость опции и страховки GAP.
Выберите альтернативу помощи на дорогах, если у вашего дилера это возможно: например, дополнительный год гарантии. Уточните, не положена ли вам такая карта в соответствии с правилами автопроизводителя.
Alex, все правильно. Рано или поздно придём к этому, а пока легальный отъем денег у населения работает на полную катушку. «Ренессанс Жизнь» в моем случае партнерится с автодилером и отжимают деньги на законных основаниях.
Вот если бы они все машины продавали приоритетно на сайте, а остатки отправляли дилерам на реализацию или сделали очередь на сайте с возможность заказа и получения автомобиля в разумные сроки, было бы о чем говорить. Но тогда взвоют дилеры, как, собственно, уже и было, когда они запускали онлайн-продажи. А пока от корейцев больше разговоров, чем дел.
Alex, только в реале ничего не купить по такой онлайн-продаже..
Alex, делает?)) Ну-ну, такой же развод +400 тыс. за допы к РРЦ.
Андрей, там действительно много вопросов, но это пока только первый шаг. И классно, что кто-то из брендов его наконец сделал.
Эх, когда у меня уже будут страхи, что, если я не куплю новую бмв, то буду ездить на старом автомобиле 🙁
У меня сейчас страх, что придётся второй год ездить на старой машине вместо новой проходного года.