чаплыгин храм тихвинской иконы
Петропавловский мужской монастырь Раненбургская пустынь Епархиальные монастыри РПЦ
История
5 июня 1711 года князь А.Д. Меньшиков испрашивает у митрополита Рязанского Стефана Яворского – будущего первого президента Священного Синода, известного богослова и местоблюстителя Патриаршего престола, благословение на устроение на месте спасения своего покровителя, в дубовой чаще в 2,5 верстах от г. Раненбурга – Раненбургской Петропавловской
пустыни « для богомолья о здравии Царского Величества и для поминовения родителей» самого князя.
30 июня 1711 г. разрешительная грамота была получена. А 28 июля 1712 г. освящен первый деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – небесных покровителей Петра Великого, с пределами во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Александра Невского. Храм построен на средства князя А.Д. Меньшикова. Подарок приурочен к юбилею Петра I – царь праздновал сороколетие.
В этот период к обители приписано 12 монашествующих и священник иеромонах Тихон.
Растроганный вниманием друга, царь всея Руси подарил Петропавловской Пустыни часть своей библиотеки, дорогостоящую посуду из Московского Кремля, а так же передал монастырю две иконы в одной раме, с изображением на одной апостола Петра и на другой апостола Павла в медных позлащенных ризах каждая с надписью на одной из них «Прислано Петру Первому от Папы Римского Климента ХI».
В монастыре так же хранился вызолоченный крест со святыми мощами, частицами ризы Господней, Древа Гроба Господня, частью ризы Пресвятой Богородицы – подарок князя Меньшикова.
Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери – одно из неоценимых сокровищ монастыря – подарок сестер А.П. и Е.П. Буниных. Икона прославилась многими чудесами и исцелениями. Она была покровительницей Раненбурга при холере 1871 года.
В 1728 г. всесильный вельможа А. Д. Меньшиков попал в опалу. Он был лишен всех своих заслуг и почестей и сослан в Сибирь в г. Берцов со своим семейством, первоначально побыв узником Раненбургской крепости.
Пустынь содержалась на средства князя. Лишившись своего покровителя, она долгое время пребывала в скудости, которая не покидала пустынь многие десятки лет. Двести с лишним лет продолжалось строительство монастыря.
Особенно активно оно велось при иеромонахе Авраамии, управляющем пустынью 17 лет. На месте деревянных церквей вознеслись великолепные каменные соборы, а на месте густой дубравы разместился монастырский городок. Строительство совершалось на доброхотные пожертвования, но и значительную роль играли собственные доходы обители, регулярно получаемые братией от хозяйственной деятельности. За постоянными хлопотами по строительству и благоукрашению обители, иеромонах Авраамий не забывал об учреждении в ней общежительного порядка. Слава о строгом иноческом образе жизни насельников пустыни распространилась далеко в округе. И Иларион Фомин – будущий известный подвижник веры и благочестия преподобный Иларион, затворник Троекуровский, пожелав вступить в монастырь, выбрал именно Петропавловскую пустынь.
За время существования обители, в ней просияли своими иноческими добродетелями: иеросхимонах Мелхиседек, иеросхимонах Нафанаил, иеросхимонах Пиор, архимандрит Иреней (Центров) и другие.
Со всех уголков России шли в Петропавловскую пустынь паломники на поклонение чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, а также ища помощи и исцеления в водах святого Тихвинского источника.
Обитель достигла наибольшего расцвета к концу XVIII – началу XIX века. Все постройки пустынь имела каменные.
Во время Первой Мировой войны в Петропавловской пустыни размещался лазарет для раненых воинов, служащие для ухода за больными назначены монастырем из числа монашествующих и послушников. 3 иеромонаха и 18 послушников записались в действующую армию добровольцами.
Революция 1917 года прервала славную историю обители. 29 июня 1925 года по решению Раненбургского уездного исполкома пустынь ликвидирована. Церкви разграблены, частично взорваны, медные колокола вывезены. Иконы уничтожались, драгоценная церковная утварь конфисковалась. Монахи разогнаны, многие из них были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Монастырский Собор использовали для хранения зерна, церковь Успения Божией Матери – как клуб, монастырские кельи переоборудованы под гаражи и мастерские, ограду монастыря с башнями разобрали на кирпич для строительства цеха крахмального завода г. Чаплыгина. На месте Петропавловской пустыни возникло поселение при центральном отделении совхоза «Раненбургский» с присвоением ему наименования «Рощинский».
Но промыслом Божиим монастырю было уготовано возродиться буквально из пепла, чтобы вновь собрать в своих стенах жаждущих иноческого подвига.
19 декабря 1998 г. на сходе жителей поселка Рощинский было принято решение о создании церковного прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на месте порушенного монастыря. С этого началось восстановление обители, официально утвержденное решением Священного Синода от 6 октября 2003 г., которым приход был преобразован в Петропавловский мужской монастырь.
В декабре 2005 г. монастырю возвращена его главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери, хранившаяся в советское время в Архангельской церкви с. Кривополянье.
Еще одна святыня святой источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, который вместе с купальней и часовней находится под стенами монастыря.
Рощинский. Петропавловская пустынь
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
Владимир Черепнин
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
Елена Волынец запись закреплена
Очень просим Вас принять посильное участие:
Перевести любую комфортную сумму
Сделать репост этой записи
Сайт: pritula-ksyscha.com.ua
Реквизиты: https://pritula-ksyscha.com.ua/service
Документы: https://pritula-ksyscha.com.ua/articles
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Павел Тимченко запись закреплена
Рощинский. Петропавловская пустынь поделился ссылкой
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
Описание окружающей местности
«Это место в трех километрах к востоку от современного Чаплыгина издавна притягивало к себе христианских паломников из многих городов и весей великой России. Ступивших на эту землю поражали своим великолепием и красотой здешние природные ландшафты — глубокие и чистые воды речки Московская Ряса, тенистая дубовая роща, почти вплотную подступавшая к правому высокому берегу Становой Рясы.
Показать полностью. И над всем этим в синеву небес горделиво смотрелись золотые купола церквей. Петропавловская пустынь, или мужской общежительный монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, сыграл особую роль в жизни православных людей многих поколений. Природа нашего края отличается неповторимой красотой в любое время года, и, видимо, не случайно именно на берегу Московской Рясы было затеяно строительство обители, более чем трехсотлетней истории которой суждено было изобиловать как светлыми, так и трагичными моментами. Знаменательно, что монастырь является как бы памятником победы российских войск над шведами и начала строительства на Неве будущей столицы российского государства — Петербурга. Многое тогда было связано с именем святых Петра и Павла. В Воронежской губернии в том же году был основан Петром I город Павловск, будущий город Новохоперск имел другое название — Петровское, а в столице появилась знаменитая Петропавловская крепость. Радость от взятия крепости Ниеншанц в устье Невы в апреле 1703-го послужила причиной и выбора названия для монастыря — чтобы монахи молились о здравии государя Петра I и укреплении государства российского.
Митрополит Московский и Рязанский Стефан Яворский дал свое благословение на начало строительство пустыни и ее обустройство, а в 1711 г. прислал иеромонаха Тихона для руководства строительством храмов и всего, что относилось к монашеской обители.
В том же году деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен и в нем стало проводиться регулярное богослужение.
Монастырь расширялся и быстро становился одним из почитаемых мест у тамбовских и рязан¬ских паломников. Из достопримечательностей здесь находились переданные Петром I иконы Петра и Павла, в свою очередь подаренные ему папой Римским Климентом XI, драгоценный крест тонкой работы — подарок А.Д. Меншикова; плащаница, пожертвованная в храм в 1829 г. жителями Новочеркасска. Местная помещица Бунина в середине XIX в. преподнесла монастырю Тихвинскую икону Божией Матери, что ныне хранится в Михайло-Архангельской церкви села Кривополянье.
Каменное строительство здесь было начато при иеромонахе Феофиле. При нем возвели каменный храм во имя святых Петра и Павла, за это деяние он получил сан игумена. При настоятеле Авраамии в монастыре был заведен общежитийный устав. В середине ХIХ в. иеромонах Ириней активно занимается благотворительной деятельностью: он организует сиротский приют для местных крестьян, и первые 15 сирот поступают на содержание монастыря.
А вот что современная Липецкая энциклопедия повествует о дальнейшей судьбе Петропавловской пустыни: «В 1886 пустынью управлял бывший Тобольский епископ Василий, а в 1893 — бывший Тобольский епископ Иустин, устроивший в 40 км от обители скит с храмом Вознесения и школу для детей-сирот. В монастыре существовало 4 храма: собор во имя Петра и Павла с приделом во имя Иоанна Богослова, церковь во имя Иоанна Крестителя с приделом во имя Николая Чудотворца, Успенская церковь и церковь во имя Александра Невского. На территории монастыря имелось 4 каменных корпуса, в которых располагались настоятельские, братские и больничные кельи, кладовые, хлебни, кухня, просфорная. В одной из башен ограды в 1840 г. была устроена часовня, рядом располагалась книжная лавка. Наиболее почитаемыми старцами монастыря были Мелхиседек (1727-1809), Нафанаил (1779-1861), Пиор (1822-1886), Ириней; при монастыре проживали и юродивые — Авраамий и Герман. После Октябрьской революции 1917 года монастырь был закрыт, а его здания переданы детской колонии. До 1937 все монахи обители были арестованы и высланы из Раненбурга-Чаплыгина». За все годы сменилось уже 42 настоятеля. Новая жизнь монастыря продолжилась в начале XXI века, и сегодня очередное поколение монахов возрождает поруганную обитель. »
Чаплыгин. Визитная карточка/Сост. В.Елецких. – Воронеж, 2006.
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
В “Хрониках” Добролюбова следующее описание : “Петропавловская пустынь находится в двух с половиною верстах от города Раненбурга, при реке Московой Рясе. Она основана около 1712 г., по благословению Стефана, митрополита Рязанского, и устроена иждивением князя Александра Даниловича Меншикова в собственных его дачах, “для богомолья о здравии Государя Императора Петра I и о упокоении родителей князя Меншикова”.
Показать полностью.
Напомним вкратце историю основания Раненбургского мужского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла.
В 1702 г. царь Петр I праздновал победу: после длительной осады была взята крепость Шлиссельбург. На радостях царь подарил своему соратнику и любимцу князю Меншикову село Слободское, лежащее на полпути между Москвой и Воронежем. В том же году Меншиков устроил здесь “мызу” — дачу, и часто приезжал сюда отдохнуть и развлечься.
Есть предание, что пустынь построена на том самом месте, где Петр I чудесно спасся от нападения разбойников.
К началу 1917 г. пустынь была ограждена каменной стеной по периметру в 263 сажени с шестью башнями, было построено четыре церкви. Вокруг храмов были расположены каменные корпуса зданий для настоятеля и братии, трапезная и пекарня, за оградой три двухэтажных корпуса с номерами для богомольцев и странников, и многое другое, а так как монастырь располагался на богатых черноземах, то имел хороший сад, огромную пасеку, а также пахотные земли.
В 2003 г. Священный Синод постановил быть в Раненбургской Петропавловской пустыни вновь мужскому монастырю.
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
текст и фото: Алёна Алексеева
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
Наместник игумен Тихон (Пронников)
Родился 13 ноября 1958 г. в городе Харьков.
2000 г. архимандритом Севастианом (Щербаковым) пострижен в монашество в Свято-Покровском монастыре г. Харькова.
Показать полностью.
1 июнь 2000 г. епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии Онуфрием (Легким) рукоположен в сан иеродиакона в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.
3 июня 2000 г. епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии Онуфрием (Легким) рукоположен в сан иеромонаха в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.
В октябре 2002 г. митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием назначен наместником Петропавловской пустыни п. Рощинский Чаплыгинского района.
В 1997-2001 гг. учился в Харьковской духовной семинарии.
Ко дню Святой Пасхи 2009 г. возведен в сан игумена.
Рощинский. Петропавловская пустынь запись закреплена
Есть на земле места, попадая в которые чувствуешь необычайный покой и умиротворение. Даже время здесь, кажется, замедляет свой бег, и жизнь течет неторопливо и размеренно. В трудах и молитвах, размышлениях о сути бытия и созерцании мира, подаренного нам Господом, и проходят дни насельников Петропавловской мужской обители, расположенной в нескольких километрах к северо-востоку от Чаплыгина.
Показать полностью. Пришли они в монастырь по разным причинам. Кто-то увидел в служении Богу свое предназначение, другие почувствовали желание искупить грехи, камнем лежащие на душе, иные столкнулись с тяжелыми обстоятельствами и решили уединиться, оградить себя от жестокости окружающей жизни. Принимают здесь всех и каждому помогают в исцелении души, а бывает, и телесные недуги врачуют. Послушание дается по силам: нехитрые работы по восстановлению обители, уход за огородом, который позволяет прокормиться монастырской братии, зимой – расчистка снега, летом – приведение в должный вид прилегающей территории. Чистоту и порядок, царящие здесь, несмотря на восстановительные работы, а также красоту и благоухание дивных роз в теплый сезон отмечают множество паломников, стремящихся в пустынь со всех уголков нашей Родины. Ведь Петропавловский монастырь, отмечающий в этом году трехсотлетие со дня основания, по праву считается памятником истории и архитектуры, главной достопримечательностью наших мест.
Как гласит изданная в 1907 году и дошедшая до наших дней книга «Раненбургская Петропавловская пустынь» автора Ивана Корсунского, «судьба Раненбургской Петропавловской пустыни… тесно связана с судьбой самого города, близ которого она стоит. Находится она в двух с половиной верстах от Раненбурга и расположена при реке Московой Рясе, на большой дороге, ведущей из Рязани в Раненбург и Ряжск. Местоположение пустыни очень красиво. С трех сторон она окружена монастырскою дубовою рощею и фруктовыми садами, а с четвертой, западной, и особливо с юго-западной открывается вид на город, окрестные поля, монастырский луг и речку, протекающую близ самого монастыря; вблизи идет и железная дорога в Раненбург.
Основание пустыни относится к началу второго десятилетия XVIII столетия и совершилось в 1712 году по воле тогдашнего владельца города Раненбурга, князя Александра Даниловича Меншикова и по благословению митрополита Рязанского, первого президента Святейшего Синода Стефана Яворского».
На первых порах пустынь была ограничена в размерах и жили здесь в скудности, особенно после того, как Меншиков подвергся в 1728 году опале. Первая деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1711 году, примерно в 1798 году была заменена каменною трехпрестольною. В 1789 году к ней была примкнута колокольня с семью колоколами. Позже церковь была разобрана и застроена вновь в самом центре монастыря, где и находится по сей день. Эта церковь была о двух престолах: во имя святых Петра и Павла и Иоанна Богослова и освящена она в 1844 году.
Книга Ивана Корсунского свидетельствует, что эта «двухпрестольная церковь во имя первоверховных апостолов, как главная соборная церковь обители, благолепнее всех церквей последней: она квадратная, о пяти куполах с фронтонами и колоннами со всех сторон, в длину и ширину она по 15 сажень, крыта железом, окрашенным медянкою. Стены и купола храма украшены в 1867 и 1868 годах живописью, все образа в иконостасе переписаны вновь на тех же досках по золотому чеканному фону; главные царские врата переделаны по другому рисунку; все колонны и кресты на боковых царских вратах вновь вызолочены, резьба исправлена и вычищена и самый иконостас перекрашен. В 1892 году храм сей поновлен живописью, стены и купола его перекрашены и вновь расписаны.
Долгое время обитель довольствовалась лишь одним храмом, и только в 1788 году при строителе Онисиме дана была храмозданная грамота на построение церкви во имя святого Иоанна Предтечи». Предтеченская церковь была поначалу деревянная, однако в 1811 году ее заменили каменной. А в 1835 году ее упразднили и заменили новой, каменной же двухпрестольной во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая на восточной стороне монастыря.
«За Предтеченскою, по порядку времени построения, следует каменная однопрестольная церковь во имя Успения Богоматери. Она начата постройкой с благословения Преосвященного Тамбовского Феофила от 24 мая 1799 года, построена и освящена 2 октября 1804 года.
Четвертая церковь обители, также каменная, во имя святого благоверного князя Александра Невскаго, устроена во втором этаже колокольни. В 1805 году Преосвященным Рязанским Амвросием позволено строителю Авраамию на западной стороне монастыря, в уровень с оградою вместо примкнутой к Петропавловской церкви ветхой каменной колокольни выстроить новую каменную же, величественную, в нижнем этаже которой устроить святые ворота, а во втором – церковь святого Александра Невского. Отстроены колокольня и церковь в 1811 году и последняя освящена 7 ноября сего же года».
Что касается других монастырских строений, то они первоначально были деревянными. В описи 1739 года значатся настоятельские келии, братская трапезная, братские келии, житенный амбар, конюшня, рабочая изба и скотная. Сверх того, в 1730 году при городе Раненбурге была построена сборная часовня в пользу монастыря. Все эти здания впоследствии были перестраиваемы, заменялись дорогими, лучшими и обширными. К 1907 году монастырь имел «в окружности 263 сажени и весь был огражден каменною стеною с шестью башнями на ней, из коих в одной, на юго-западной стороне, в 1840 году устроена часовня с приличным иконостасом, а в 1850 году и келия для служащих в часовне; на той же стороне в стене устроена книжная лавка». Внутри ограды располагались четыре каменных корпуса. Строения вне монастыря несколько раз переделывались и меняли свое месторасположение. К началу прошлого века близ пустыни располагались два гостиных дома со дворами, деревянный флигель, где жили ученики церковно-приходской школы, овин и рига с молотильною и веяльною машинами, скотный двор и при нем каменная изба, деревянные избы, братская баня.
В монастыре было крепкое хозяйство: лошади, коровы, овцы, птица. Кроме того, ежегодно выделялись семена хлеба для посева на монастырских полях, а также денежные средства на содержание. Монахи к тому же занимались рыбной ловлей, собирали урожай в садах, владели двумя мельницами. Со времени учреждения Петропавловской пустыни в наших местах стало гораздо больше грамотного населения. Как пишет Иван Корсунский, «поучаясь сами в книгах Божественных Священнаго Писания и духовного содержания в свободное от благочестивых упражнений, участия в Богослужениях и молитв келейных время, иноки поучали, когда то было нужно и можно, и других, прибегавших к ним за поучением. В пустыни была открыта церковно-приходская школа. Хотя эта школа предназначаема была преимущественно для детей-сирот духовного звания, пользующихся и содержанием от обители, однако в нее, по правилам учреждения ея, могут поступать и дети из других званий в качестве приходящих. Но на первых же порах существования в нее и на обительское содержание, по снисхождению и в видах милосердия, стали быть принимаемы, кроме духовных, и бедные дети-сироты из лиц других сословий, так что просветительская цель школы соединилась с благотворительною. Дороже всего – близость школы к обители иноческого жития, где мальчики с детства могут и будут воспринимать только хорошее: кроме постоянно совершаемых в обители богослужений, они видят здесь высокие примеры подвижнической жизни, выслушивают от отцов обители благие советы и наставления и доверчивыми детскими сердцами усваивают то, что видят и слышат от людей уже испытанных в духовно-нравственной жизни. Все это легко и сильно запечатляется на их мягком, как воск, сердце, и они впоследствии, сделавшись сами отцами семейств, внесут в семейную жизнь те же семена веры и благочестия, которые восприняли в обители и которыя в них послужат опорою, через жизнь семейную, и для церковно-государственной жизни, поскольку государство есть великое семейство, имеющее отцом Государя, а матерью – Церковь»…
Поступали в пустынь иноки не только за тем, «чтобы найти в ней покой от сует и забот мирских, а и за тем, чтобы потрудиться, подвизаться в ней Господа ради и ради спасения своей души». Монастырская жизнь была достаточно строга, полна благочестия и духовного просветления. В частности, неукоснительно соблюдались следующие правила общежития.
«1) В церкви Божией совершать богослужение во всей точности по церковному уставу. 2) По отпетии вечерни, начать повечерие по обычаю и среди онаго, прекратив повечерие, не выходя из церкви, выслушивать всем братиям начавшееся правило, именно: канон Господу Иисусу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, с акафистом; что и продолжать в чтении; по всяком стихе делать запевы по клиросам, в сходственность общежительнаго Санаксарскаго монастыря, и потом кончить тремя молитвами обычными. 3) После вечерни ужинать как строителю, равно и всем братиям в трапезе, с безмолвием и со чтением при оной житий святых. 4) После вечерней трапезы собираться всем братиям в церковь и дослушивать молитвы: Нескверная и Неблазная. помянник и на сон грядущим молитвы; после чего делается отпуст. 5) К заутрени производить звон в 3 часа пополунощи, которую петь не спешно, с чтениями и запевами на канон песней, по положению пустынному. По окончании утрени, равно вечерни, в постные дни петь литии, потом с безмолвием расходиться по келиям. 6) Обедню начинать, во внимание ко послушаниям, в 8 часов, которую петь с толковым пением по положению пустынному, не спешно; на проскомидии же всячески тщятися вычитывать о здравии и о упокоении реестры и синодики, по заведению пустынному. 7) По окончании обедни все братия идут в трапезу с несением просфоры, нарицаемой Панагией, и пением положенного псалма. По раздачи частей просфоры и испрошений благословения настоятеля на чтение жития дневного святого, по звонку подается братиям кушанье с Иисусовою молитвою; по окончании обеда читается благодарная молитва, в соответственность Санаксарскаго монастыря. 8)Хмельного напитка отнюдь не держать как в трапезе, так и в келиях, кроме житнаго кваса. 9) Гостиницу иметь непременно вне монастыря, в которую принимать странных богомольцев с ласковостию — строителю с старшими братиями и учреждать для них монастырскую пищу. 10) Наблюдать строителю всячески, дабы богомольцы не завели хмельного пития в гостинице. 11) Всячески стараться пресекать вхождение в кельи женского пола. 12) В монастыре все иметь общее и ничего не называть своим; также братиям ничего не иметь, кроме одежды и пояса. 13) Братии за должное поставить находиться в послушании, что от отца приказано будет».
Порядок жизни привлекал в Петропавловскую пустынь множество любителей и почитателей иноческого жития, как из иноков, так и мирян, и большое количество богомольцев. Особенно же много богомольцев стало стремиться в обитель и особенно крепко упорядоченным и обеспеченным стало благосостояние самой обители с тех пор, как она получила в обладание самую дорогую святыню – Тихвинскую икону Богоматери. Существует предание, что Царице Небесной угодно было не только то, чтобы эта святыня нашла свое место в пустыни, но и то, чтобы эта обитель была и местом проявления ее благодатной силы…
Сейчас этот небольшой, но очень уютный дом, где идут службы, не узнать. Полностью отделанный снаружи и внутри, он потихоньку пополняется иконами. Их везут в дар обители из разных мест: с Украины, городов России, из соседних монастырей. И на службы, особенно в дни великих праздников, собирается здесь много верующих: местные жители близлежащего поселка, чаплыгинцы, гости из Рязанской, Тамбовской, других областей.
Среди них есть жертвователи и на их средства уже восстановлена часть монастырской ограды с западной и северной стороны, юго-западная, северо-восточная и северная угловые башни, двухэтажный гостиничный корпус. Кроме того, построена просвирня, гаражи для монастырской техники, оборудована пилорама, столярный цех, вот-вот вступит в строй кузнечный: в планах настоятеля наладить обительскую жизнь как встарь, чтобы полностью обеспечивать всем необходимым монастырскую братию. Продолжается благоустройство святого источника близ пустыни, здесь открыта недавно монастырская лавка, чтобы приезжающие за святой водой могли купить необходимые иконы, другие церковные принадлежности.
…В июле Петропавловская пустынь отметит трехсотлетие со дня основания. Игумену Тихону и служащему здесь вместе с ним иеромонаху Ефрему хотелось бы, чтобы событие не осталось без внимания. Служба в этот день здесь будет особенно торжественная и наверняка в обители соберется множество верующих, чтобы еще раз помолиться всем вместе там, где сотни лет назад обращались к Господу предки. Слова благодарности от прихожан будут звучать и в адрес того, кто не жалея сил – физических и ду