часовня иконы божией матери живоносный источник
Газета «Речь»
В последнее время в нашем городе стали возрождаться приходы, в планах строительство новых церквей. Но наверное, до сих пор не все череповчане знают, что на правом берегу реки Ягорбы стоит храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Судьба часовни
Прежде на месте нынешнего храма, расположенного неподалеку от пересечения улиц Ленина и Набережной, стояла деревянная восьмигранная шатровая часовня, носившая то же название и сооруженная в XVIII веке. Она была построена над источником, и в народе ее называли «Источница».
В 1880 году на средства Воскресенского собора и пожертвования прихожан вместо обветшавшей деревянной часовни была построена новая — первая каменная часовня в городе. При содействии городского головы Ивана Андреевича Милютина вокруг нее появился сад.
В плане конструкция представляла собой крест, фасады были строгие, в классическом стиле. Интересно, что в отличие от обычных часовен эта была сориентирована по сторонам света — обычно так делают только при строительстве храмов. Но иконостаса в ней не было, а в ее восточной части располагались напольные киоты с иконами.
Ниже часовни, с юго-восточной стороны, над бьющим источником возвышался краснокирпичный киворий (навес).
Источник и часовня были почитаемы в народе, и ежегодно в пятницу Светлой седмицы от Воскресенского собора и других храмов города к часовне Живоносного Источника шествовал общегородской крестный ход — при звоне со всех местных колоколен и большом стечении молящихся.
В 1924 году Источническую часовню закрыли. Есть свидетельства, что ее использовали как перевалочный пункт для политзаключенных. Позже приспособили под нужды городской электростанции. Затем в ней разместили сушильную камеру лесопилки, полностью нарушив интерьер. Святой источник завалили глиной и булыжником. Вскоре часовня оказалась совсем брошенной. Здание обветшало, территория вокруг превратилась в захламленный пустырь.
В 2000 году по инициативе горожан начались работы по воссозданию святыни. Делать это пришлось практически с нуля: оставался, по сути, только фундамент. Внешний вид здания воспроизвели на основе исторических документов и фотографий. К 2005 году большая часть строительных работ была завершена. Крест, венчающий сооружение, изготовил мастер Николай Горин. На правой части перекладины креста он сделал надпись «Надежда».
Однако более десяти лет отстроенная часовня оставалась закрытой. Лишь раз в год к ней шел крестный ход.
В июне 2014 года в Череповце был образован приход в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 10 августа того же года впервые в часовне была совершена Божественная литургия. В городе появился еще один храм.
Вдохнуть жизнь в храм
Когда я летом 2014 года впервые зашел в храм — во время пресс-тура митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, — он был пустой. Тогда настоятелем назначили отца Алексея Краева, и он вместе с молодыми людьми, энтузиастами, решил сделать все, чтобы вдохнуть жизнь в храм. Работа была проделана колоссальная, поставили святые врата, оштукатурили и побелили все стены, привели в порядок прилегающую территорию. Сейчас это полноценный храм, со своим уставом, приходским советом. Настоятель — отец Роман Лыпко. Мне удалось поговорить с ним и узнать немного о жизни прихода.
Отец Роман считает, что в храме происходят чудеса. Тут можно венчать и крестить. И еще в храм вернулась икона «Живоносный Источник», которая находилась в нем до закрытия, а потом долгое время сберегалась в Воскресенском соборе.
По выходным и на большие праздники жители соседних домов могут слышать колокольный звон. Постепенно народ стал тянуться к новому-старому месту. Думается, после планируемой реконструкции набережной храм будет гармонично смотреться в обновленном окружении.
Часовня иконы божией матери живоносный источник
Приход храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Вологодская область, город Череповец.
Официальный сайт.
История храма
История иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Став, по предсказанию Пресвятой Девы, императором в 457 году, Лев Маркелл приказал очистить источник и возвел над ним великолепный храм, посвященный Богородице, который он назвал «Живоносным Источником». В огромном золоченом куполе храма были проделаны отверстия, через которые лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник и, отражаясь от мраморных стен и украшенного золотом свода, сияли, подобно молниям. К источнику, расположенному посреди храма, вели две мраморные лестницы в двадцать пять ступеней. В куполе находи лось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое втекала вода непосредственно из источника, а затем, она выливалась в мраморный бассейн, так чтобы было удобно черпать воду со всех сторон. Тогда же был написан и образ, как бы изображающий устройство храма и его благодатную сущность. Множество чудес и исцелений от чудесного источника происходило, согласно преданию, ежедневно.
Матерь Божия, как любящая Мать всех людей, необычно близка к каждому и скоро откликается на любую мольбу, обращенную к Ней. Поэтому так многочисленны и разнообразны чудеса Пресвятой Богородицы.
Спустя почти сто лет после первого чуда у Живоносного Источника, император Юстиниан, страдавший от тяжелой продолжительной болезни, во сне услышал голос Богоматери, Которая повелевала ему пойти к Своему источнику. Исполнив повеленное, он нашел здесь исцеление. В благодарность Матери Божией, он заново отстроил храм при Живоносном Источнике и богато его украсил, здесь же он построил обитель для иноков. Это было в VI веке.
С тех пор многие императоры и их близкие обретали исцеление у чудотворного источника и благоговейно почитали и св. и сточник, и храм, названный в его честь. Во второй половине IX-го и в начале X века храм заботливо восстанавливался и украшался при императорах Василии Македонянине и его сыне Льве Философе, который так же получил исцеление от источника, кроме того, здесь исцелились от различных болезней и его первая жена Феофана и брат Стефан.
Царица Зоя, на которой он женился после смерти Феофаны, исцелилась от неплодия после возложения на нее пояса Пресвятой Богородицы и стала матерью Константина Багрянородного.
Простой народ с крепкой верой притекал к Живоносному Источнику, к благодатной помощи Матери Божией. Здесь исцелялись бесноватые, прокаженные, кровоточивые, безплодные, чахоточные, немые и глухие, больные раком и другими неизлечимыми болезнями.
В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запр ета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Султану Баязиду это надоело и он лично решил осквернить источник Богородицы, для чего бросил в священную воду полусгнивших золотых рыбок, которые погибли у него в бассейне. К своему ужасу он стал свидетелем чуда: рыбки ожили в воде! Потрясенный султан в 1830 году разрешил христианам вновь пользоваться Живоносным Источником и даже выделил деньги на строительство храма. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сы рости лист с записью десяти чудес от Живоносного Источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. Так, например, описан и случай воскрешения мертвого. Один тяжело больной человек по имени Феттал приплыл сюда на корабле из города Фессалии специально, чтобы молиться об исцелении, но умер по пути к источнику. Однако перед смертью он завещал своим спутникам отнести его тело в храм при Живоносном Источнике и троекратно облить его водой из источника, а затем уже погребать. Когда же стали возливать воду из чудотворного источника на умершего, он ожил и затем остался до конца своих дней иноком в обители при храме. Его гроб был найден в 1830 г. при раскопках для восстановления древней церкви, которая была разрушена до основания турками при взяти
и Константинополя в XV веке.
При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Постепенно вокруг храма Живоносного Источника образовался монастырь, а местность получила название – Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета.
В Синаксаре также описывается чудо явлен ия Матери Божией для спасения молящихся в храме от землетрясения. Царица Небесная как бы поддерживала храм, пока все люди из него не вышли, и таким образом никто не пострадал.
Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери (4 апреля (по ст. ст.) 450 года), настоящее празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
К участию в группе приглашаем прихожан храма и часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник»при Санкт-Петербургской городской больнице №26 на улице Костюшко, сотрудников и пациентов больницы, всех почитателей Божьей Матери.
Показать полностью.
Часовня «Живоносный Источник» открыта ежедневно с 11:00 до 17:00.
Также литургии совершаются по праздникам.
Воскресная школа с 13:00
Школа церковно-певческого обихода : каждое воскресение с 14:00.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК запись закреплена
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК запись закреплена
Светлана Меулетдинова запись закреплена
Екатерина Торопова запись закреплена
Екатерина Торопова запись закреплена
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК запись закреплена
Дорогие братья и сестры! Сообщаю вам расписание богослужений.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК запись закреплена
Александр Осипов запись закреплена
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК запись закреплена
БИБЛЕИСТИКА
В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), — некогда сказал Бог Адаму.
Показать полностью.
Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35), говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26).
Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.
Просфора («приношение» — греч.) — это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Антидор
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.
Обрезанные части агничной просфоры называются антидором («вместо дара» — греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн. Обычно же антидор достается служителям алтаря.
Артос («квасной хлеб» — греч.) — хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Во всю Светлую Седмицу артос символ Воскресения Христа — пребывают на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.
И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.
Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.
Часовня иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Череповце
Часовня иконы Божьей Матери «Живоносный источник» стала первой каменной часовней Череповца. До сих пор её частенько так и называют: «каменная часовня» или «часовня на берегу». Другое название часовни — «Источница». Она стоит на правом берегу Ягорбы, где с 18 века и до конца 19 века была расположена одноимённая деревянная часовня. Новую часовню отстроили совместными усилиями на средства Воскресенского собора и пожертвования прихожан. И часовня, и источник рядом с ней были очень почитаемы у горожан. Каждая часовня Череповца была приписана к определённой церкви, и у каждой были свои дни для богослужений. Крёстный ход к Источнице проводился ежегодно на пятый день пасхальной недели.
В плане конструкция представляла собой крест, фасады были строгие и сдержанные, в классическом стиле. В отличие от обычных часовен эта была выстроена с учётом сторон света, что обычно делают только при строительстве храмов. Именно это дало возможность в конце концов сделать часовню иконы Божьей Матери настоящим храмом.
Первоначально внутри не было иконостаса, да и интерьер часовни был более чем скромен: здесь не было даже иных источников света, кроме того, что попадал в помещение через восемь окон, поровну на северном и южном фасаде. Венчал часовню восьмигранный купол-шатёр с барабаном и главой. Вокруг часовни был разбит палисадник, который позднее разросся до полноценного сада, названного Источницким.
После установления советской власти часовня перестала быть святым местом: сперва в 1924 г. её стали использовать под электростанцию, а затем под складское помещение. Источник, который бил рядом, был завален. В последующие годы здание оказалось окончательно заброшенным, а сад вокруг него превратился в пустырь. Восстановление часовни было начато только в 2000 г. Этот процесс был долгим, и на протяжении 10 лет только раз в год к часовне устраивался крёстный ход, а остальное время она была закрыта. Наконец, указом епископа в городе был открыт приход в честь иконы, и часовню стали преобразовывать в полноценный храм. Все работы проводились только прихожанами и продлились три недели, а в 2014 г. в новом храме была отслужена первая литургия.
Практическая информация
Адрес: ул. Ленина, д. 1а.
Часовня расположена близ пересечения улицы Ленина и Набережной улицы. Если идти от Соборной горки на восток по берегу Ягорбы, до часовни можно добраться минут за 10.