часовня иверской иконы божией матери в москве

Часовня Иверской иконы Божией Матери

часовня иверской иконы божией матери в москве
Фото с сайта hram.codis.ru

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы.

часовня иверской иконы божией матери в москве
Иверская икона Божией Матери

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.

Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Источник

Воскресенские ворота c часовней иконы Иверской Богоматери

Начало начал

Воскресенские ворота меняли название бессчетное число раз! Они были и Курятными (в курятном ряду поблизости торговали птицей), и Неглинными (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом держали львов, присланных Ивану IV из Англии и Персии). А после появления часовни Иверской иконы Божией Матери ворота стали называть Иверскими.

часовня иверской иконы божией матери в москве

По легенде более тысячи лет назад иконоборцы пришли в дом женщины, которая скрывала икону, написанную апостолом Лукой.

Один из них ударил икону мечом, и на доске появилась кровь. Испугавшись, иконоборцы оставили женщину, а она решила спасти образ и положила его в море. Но икона не легла на воду, а встала на ребро и поплыла. Образ приплыл в Афонский монастырь. Там монахи разместили его над вратами и назвали Иверским.

В 1669 году с иконы сняли копию и отвезли в Москву. Там ее разместили в деревянной часовне у Воскресенских ворот. Они появились в 1535 на месте Неглинной башни Китай-города. В 1680 их надстроили двумя башнями с двуглавыми орлами. А в 1791 году Матвей Казаков перестроил Иверскую часовню в камне. Такой облик ворота сохраняли до разборки в 1931 году. При этом в разное время в палатах Воскресенских ворот размещались лаборатории Монетного двора, палата Главной аптеки, университетская типография, архив Губернского правления.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Иверская икона была одной из самых почитаемых в Москве.

По древнему обычаю российские императоры и императрицы, въезжая в город, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. У многих москвичей был обычай начинать день с посещения Иверской часовни. Поклониться к ней приходили перед самыми важными жизненными событиями. А перед экзаменами у иконы было особенно многолюдно — сюда съезжались гимназисты и студенты, чтобы поставить свечку и принести белую розу. Доходило до того, что перед особенно рискованными предприятиями в часовню приходили воры и бандиты, надеясь, что Иверская икона не откажет в помощи.

Иногда икону забирали и везли для совершения служб на дому у тех, кто не мог посетить церковь сам. На это время в часовне оставалась «заместительница» — точная копия образа.

часовня иверской иконы божией матери в москве

В 1929 году часовню у Воскресенских ворот снесли. Через 2 года разрушили и сами ворота.

Еще в 1923 году перед Воскресенскими воротами прошла показательная акция «комсомольское рождество». На ней сожгли образы Христа и Богородицы. А вскоре на месте Иверской часовни поставили скульптуру рабочего и периодически ее меняли.

После разрушения Иверской часовни чудотворную икону перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

часовня иверской иконы божией матери в москве

В 1994-1995 Воскресенские ворота и Иверскую часовню восстановили в формах XVII века — с шатровой крышей. Автор проекта — О.И. Журин.

Проезд под ними переименовали в проезд Воскресенские Ворота, и он снова стал пешеходным. Также укрепили старый фундамент, а на место старой Иверской иконы поместили новый список, сделанный в Афонском монастыре специально для восстановленной часовни.

Источник

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново

часовня иверской иконы божией матери в москве

Иверская часовня в Москве

часовня иверской иконы божией матери в москвеИверская часовня — часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII — начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994—1995 гг.).

Для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка.

Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

В 1680 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими.

Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1669 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установленачасовня иверской иконы божией матери в москве позолоченная фигура ангела с крестом, а голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.

По традиции, всякий, идуший на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия.

После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена.

В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы.

Николо-Перервинский монастырь был закрыт и монахи, обслуживающие часовню, живших в доме бывшего Губернского правления были выселены.

Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали.

В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже 1931 году сносят Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта — архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила — скульптор Ю. Ф. Иванов). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы.

Иверская часовня вновь была открыта 25 октября 1995 года.

Оформлением интерьера Иверской часовни занимались мастера Свято-Троицкого братства.

Сердце Москвы

часовня иверской иконы божией матери в москве

Иверская часовня у Воскресенских ворот. Начало ХХ в.

Об Иверской часовне упоминается во многих произведениях русской литературы. Но, наверное, самые пронзительные строки принадлежат Марине Цветаевой:

«А вон за тою дверцей,/ Куда народ валит,— / Там Иверское сердце / Червонное горит»…

К тому времени древней святыни в часовне уже не было. В дни кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году чудотворную Иверскую икону увезли в неизвестном направлении…

В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Здесь помещен современный список Иверской, написанный на Святой Горе. Службу совершает поочередно все московское духовенство: каждый день читается акафист Божией Матери.

В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Иверская часовня в Москве
В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню.
В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков.

После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота.

В 1994—1995 годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин).

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». 25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Источник

Адрес: Москва
Первое упоминание: 1669 год
Разобрана: 1929 год
Начало строительства: 1994 год
Окончание строительства: 1995 год
Архитектор: Матвей Фёдорович Казаков
Святыня: Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери
Координаты: 55°45’20.5″N 37°37’04.6″E

В самом центре столицы, в пешеходной зоне рядом с Красной площадью стоит небольшая изящная часовня, и туда в любое время года заходят верующие. История почитаемого православного храма начинается с конца XVII столетия. В нем находится копия со знаменитой иконы, оригинал которой с XI века хранится в монастыре на греческом полуострове Афон.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот

История иконы

Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Как была построена первая часовня

Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.

К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле.

Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.

1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Строительство каменного храма

Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.

Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.

Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.

Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе. Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.

Разрушение и возрождение часовни

Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей. В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Ангел на куполе часовни

Как выглядит часовня сегодня

Как добраться

До часовни нетрудно дойти пешком от станций метро «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Источник

Часовня иверской иконы божией матери в москве

В праздничную пасхальную неделю и пост будет такой пасхальный.
Два воспоминания есть про Иверскую Икону Божьей матери, список чудотворный, который привезли в Москву с Афона монахи в 1648 году и она находилась в Никольском монастыре в Китай-Городе.

Для Москвы при Алексее Михайловиче сделали список и поместили у Неглинных потом Воскресенских ворот. Позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.
часовня иверской иконы божией матери в москве

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков.
После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном, художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек и была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.

часовня иверской иконы божией матери в москве

А теперь отрывок из воспоминаний Екатерины Алексеевны Андреевой-Бальмонт, представительницы купеческих семей Андреевых и Королевых, которые владели и обувной торговлей Королевых и магазином колониальных товаров Андреевых с гостиницей «Дрезден».

«В ночь на третий день Пасхи к нам всегда привозили чудотворную икону Иверской Божьей Матери. Всегда ночью, потому что икону эту вывозили из часовни, где она стояла весь день, в час ночи.
И возили по домам, в которые ее приглашали, записавшись заранее.
Так как мы жили в Брюсовском переулке, очень близко от часовни (она помещалась на Тверской, в воротах, что вели на Красную площадь), ее к нам привозили не позже 3 часов ночи.
В два часа весь наш дом был на ногах. Нас, детей, с трудом будили и поднимали. В три часа мы спускались вниз. В зале все было готово для приема иконы Божьей Матери. Мы сидели в полутемной гостиной, молча дремали, дрожа от предрассветного холода, а может быть, и от внутреннего волнения, потому что общее настроение в доме было необычайно торжественным.
Даже на дворе, с вечера уже посыпанном песком, царила какая-то благоговейная тишина.
На светлеющем небе еще мерцали звезды. Ворота, всегда на запоре, теперь были настежь растворены. Дворники в белых чистых фартуках выглядывали из-за ворот в переулок. Как только они видели приближающуюся карету, один из них делал знак другому, и до нашего крыльца доносился взволнованный голос: «Едут! Едут!»
.
часовня иверской иконы божией матери в москве
В ночной тишине еще издали доносились шум колес и цоканье лошадиных подков о мостовую. Напряженное ожидание достигало своей высшей точки, когда в воротах появлялся форейтор верхом на лошади, с горящим факелом в высоко поднятой руке. Он несся вскачь; за ним, впряженная в шестерку, катилась тяжелая карета. Она заворачивала в ворота и сразу останавливалась у нашего подъезда, где все мы, столпившись, ждали ее, мужчины все с непокрытыми головами.
И кучер на высоких козлах кареты тоже без шапки, только уши его подвязаны красным ситцевым платком. Наш управляющий, как всегда стоящий впереди всех, открывает дверцу кареты, изукрашенную золотыми херувимами.

часовня иверской иконы божией матери в москве

Огромная, сияющая золотом и драгоценными каменьями, икона занимает почетное заднее место; на переднем месте, лицом к иконе, сидят батюшка и отец диакон в красных бархатных с золотом облачениях, надетых поверх теплых пальто…
Из толпы выходят четыре человека, уже раньше назначенные моей матерью: кучер Петр Иванович, Троша-конюх, буфетный мужик и старший дворник. Взявшись за медные ручки рамы, они осторожно выдвигают икону из кареты и несут ее, видно, с большим трудом, вверх по лестнице. Брат с фонарем в руках идет впереди, за иконой — мы с матерью и все остальные.

Икону ставят в зале на заранее заготовленное для нее место: на низенький диван, покрытый белоснежной скатертью. Люди, несшие ее, с трудом передыхают, все они красные, потные. Икона, должно быть, страшно тяжела. Она вся сплошь покрыта золотой ризой, усыпанной алмазами и жемчугом. И вставлена она в массивный дубовый ящик — раму в медной оправе. Под золотом ризы видны только живописный лик склоненной головы Богоматери и рука ее, придерживающая младенца Христа. К этой руке и прикладываются. Поэтому, верно, она такая светлая по сравнению с лицом; губы богомольцев стерли с нее краску.

Начинается молебен. Священник и отец диакон поют веселые пасхальные напевы, им подтягивают мои старшие братья…
После молебна мы все по очереди подходим к иконе и, кланяясь в землю, на коленях, прикладываемся к тонкой руке Богоматери. Мать прижимается всем лицом к этой руке и долго, не отрываясь, целует ее. Затем она берет из парчового мешочка, висящего с боку иконы, кусочек ваты и благоговейно заворачивает его в чистый носовой платок. В случае болезни кого-нибудь из нас она с молитвой приложит эту ватку к больному месту.

После этого икону опять поднимали те же четыре человека и несли с такими же усилиями по всем комнатам дома. В некоторых маленьких комнатах с ней нельзя было повернуться, тогда Петр Иванович вполголоса командовал «Заноси» или «Заворачивай»; люди вносили икону за дверь комнаты и, пятясь, выносили ее. За иконой шел батюшка и кропил святой водой все углы комнат. Мы, младшие, старались подвернуться под брызги святой воды, и если на кого из нас попадала капля, мы деловито размазывали ее по лицу, с гордостью посматривая кругом.

Перед тем как икону совсем уносили от нас, ее приподнимали повыше и держали наклонно, оставляя пространство, чтобы можно было пройти под ней. Мы всегда ждали этого момента. Было очень интересно, кто как пройдет под иконой. Мать проползала под ней на коленях. Прислуга наша — точно так же, верно, подражая ей. Мы, дети, по-разному — кто проползал на животе, кто пополам согнувшись, кто на карачках. И при этом у всех без исключения были напряженные и взволнованные лица…

Икону уносили вниз по лестнице, мы в том же порядке следовали за ней. Ее вдвигали в карету. Священник с диаконом садились перед ней спереди. Брат подавал фонарь диакону в карету. Форейтор, повернув голову, ждал знака. Когда дверца захлопывалась, он с горящим факелом в руке (хотя уже было светло) несся вскачь, за ним трогалась шестерка, и карета, завернув в переулок, быстро скрывалась из наших глаз. Все смотрели ей вслед, крестясь и кланяясь в пояс. Ворота со стуком закрывались, и все медленно расходились во внезапно наступившей тишине. Мать тотчас же уходила к ранней обедне; старшие шли в столовую пить чай. Нас, маленьких, укладывали спать. Няня поздравляла нас с «дорогой гостьей». Весь следующий день у нас в доме чувствовалось приподнятое, праздничное настроение.»

часовня иверской иконы божией матери в москве

С праздником, дорогие мои!!
Христос Воскресе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *