часовня ризница иверской иконы божией матери

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Храм Спас на крови. Санкт-Петербург. Окончание 2 части

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

Частью ансамбля Спаса на Крови является стоящая рядом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная также по проекту А. А. Парланда. Она была освящена 27 апреля 1908 года. В Иверской часовне-ризнице хранились иконы и предметы церковной утвари, поднесенные в память о кончине императора Александра II. Также тут находился крест с частицами от Живоносного Гроба, кусочками камней от Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер [2]. Помимо этого, ризница была предназначена для экспонирования чертежей и эскизов. Здесь же были представлены образцы камней и прочих материалов, использованных в отделке храма [27]. Ризница была устроена как музей, доступный для всех желающих [42].

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

Ризница построена по образцу симметричных павильонов, предусмотренных архитектором А. А. Парландом в нереализованном проекте под девизом «Старина» (1882). Одновременно она является копией угловых башен галереи из грандиозного проекта, созданного Парландом в 1883 году (официально — в соавторстве с архимандритом Игнатием). В окончательном варианте часовня была построена лишь одна, причем в виде отдельно стоящей постройки.

Ризница выстроена в «русском стиле», соединенном с мотивами византийской архитектуры. Она представляет собой прямоугольное в плане здание, облицованное, как и собор, зигерсдорфским декоративным кирпичом. Композиционная схема постройки — «восьмерик на четверике» (это значит, что восьмигранный купол поставлен на куб). Купол имеет сомкнутый свод и шестнадцатискатное ребристое покрытие [4].

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

Фасад ризницы, обращенный к каналу Грибоедова, оформлен колонками из эстляндского мрамора. Главный вход выделен сдвоенными колонками, а над проемом помещен кокошник-фронтон, в центре которого находится мозаичная икона «Спас нерукотворный». По бокам фасада — массивные столбы, в углубления которых блестят глазурованные изразцы. Шпиль крыши завершается хризмой — монограммой Иисуса Христа в кольце [27].

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

В советское время часовня использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства, а также навершие крыши. В 1996 году здание было отреставрировано, восстановлена мозаичная икона над входом, а в 2005 году по архивным фотографиям воссоздали венчающую купол хризму.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург

В 2013 году в отреставрированной часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери открылся Музей камня. Первый раздел экспозиции посвящен поделочному камню, использовавшемуся в оформлении интерьеров Исаакиевского собора и Спаса на Крови. Здесь представлены образцы отечественного и итальянского мрамора, российских яшм и порфиров, серпентинита, малахита и других цветных поделочных камней, а также предметы декоративно-прикладного искусства из этих минералов.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Макет Исаакиевского собора из янтаря

Второй раздел посвящен драгоценным изделиям из янтаря. Здесь можно увидеть янтарную модель Исаакиевского собора работы современного мастера Александра Крылова и шесть янтарных мозаичных икон из его коллекции.

Об архитекторе А. А. Парланде

Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд (1842-1920) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, чиновник VI класса, был сыном выходца из Шотландии, сделавшего в России блестящую карьеру. Мать будущего архитектора была родом из Штутгарта. Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова в Петербурге, а затем в штутгартской Политехнической школе. В 1863 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Архитектор А. А. Парланд

Вскоре по окончании Академии художеств (1871) Парланд создал свои первые сооружения: храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1876) (не сохранился) и особняк Н. Г. Глушковой в Петербурге (1874) (перестроен в 1913-1914 гг.). Позднее Альфред Александрович преподавал в Академии художеств, на кафедре архитектурных ордеров, и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, на кафедре акварельного рисунка.

В 1881 году Парланд вернулся из пенсионерской поездки за границу, где провел 5 лет (в основном в Италии), и получил звание академика архитектуры. С 1882 года — профессор Академии художеств, а с 1905 — ее действительный член [3].

Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре. Безусловно, главным произведением зодчего — и одним из ярчайших образцов «русского стиля» — стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови), сооруженный в 1883-1907 годах на месте смертельного ранения Александра II на Екатерининском канале (нынешнем канале Грибоедова). Помимо Спаса на Крови и всего храмового ансамбля, включавшего часовню-ризницу, жилой флигель и художественную ограду Михайловского сада, Парланд создал и ряд других церковных построек, включая упомянутую церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни. В 1880-1890-х годах он возвел Успенскую церковь в Опочке, храмы в Новгородской и Смоленской губерниях, перестроил Знаменскую церковь в Петергофе (1892-1896) (утрачена) [4]. В 1910 году архитектор занимался реставрацией Казанского собора, а в 1915 году создал надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С 1915 года А. А. Парланд был почетным членом Археологического общества.

часовня ризница иверской иконы божией матери

А. Парланд, церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни

Альфред Парланд был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструированию национального стиля» [2]. В своей работе он часто использовал декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы.

Также Парланд является автором ряда трудов по истории архитектуры [3].

После революции у Парланда были отобраны все регалии [46]. Он умер от голода (истощения и воспаления легких) в возрасте 77 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1924 году во время наводнения крест с могилы был смыт [46]. Только в 2012 году на Смоленском лютеранском кладбище при содействии музея «Исаакиевский собор» был установлен памятник на могиле архитектора Парланда [45].

часовня ризница иверской иконы божией матери

Памятник на могиле архитектора А. А. Парланда

Архитектор Парланд не был женат, но имел талантливых родственников. Брат Парланда, Андрей, тоже был архитектором. Дети Андрея (племянники архитектора) тоже оставили свой след в истории искусств: Алиса Андреевна Парланд (1874-1938) была художницей, а Георгий Андреевич — писателем. Внучатый племянник архитектора — Генри Парланд (1908-1930) был известным финским писателем-модернистом, писавшим на шведском языке.

Использованные источники:

1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013

2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006

6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт

7. Константин Маковский. Портрет Александра II (1881) и Портрет Александра II на смертном одре (1881)

8. Храм Спаса-на-Крови, статья в Википедии

9. Елена Ляшенко. Легенды Спаса-на-Крови

10. Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия

11. Архитектор А. А. Парланд, статья в Википедии

12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014

14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012

16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013

17. Спас-на-Крови: исторические фотографии и описания в журнале suosaari82

18. Мемуары А. Н.Бенуа

19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012

20. Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls

21. Панорама Невского проспекта (В. С. Садовникова)

23. Виктор Кельнер. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II / Сост., предисл. и коммент.- Л., 1991

24. Собор Воскресенский (Спас на Крови) в Петербурге

25. Максименко В.А. Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века. Храм Воскресения («Спас на крови»)

28. Людмила Леусская. Ограда Михайловского сада: Железные цветы не вянут, но ржавеют

29. Реставрация ворот и фонарей ограды Михайловского сада в Петербурге

30. Кружево Михайловского сада

31. Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

32. Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера

33. Искусство мозаики. Спас на Крови

34. Харламов, Николай Николаевич, статья в Википедии

36. «Петербургский альбом». Спас на Крови

37. Троице-Сергиева пустынь на архитектурном сайте Citywalls

38. Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013

39. О русском художнике Михаиле Нестерове

42. Музей камня в ризнице Спаса на Крови

43. Парланды в Петербурге

44. Реставрация ограды Михайловского сада

45. Юбилей Альфреда Парланда и памятник на могиле

46. К вопросу о месте захоронения А.А.Парланда

47. Сергей Смирнов. Врата Спаса на Крови. // Наука и жизнь, 2011. т.№9.-С.61-64

часовня ризница иверской иконы божией матери

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери при храме Спас-на-Крови. Музей камня

Фотографии

часовня ризница иверской иконы божией материчасовня ризница иверской иконы божией материчасовня ризница иверской иконы божией материчасовня ризница иверской иконы божией материчасовня ризница иверской иконы божией матери часовня ризница иверской иконы божией матери

К архитектурному ансамблю Спаса-на-Крови относится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.

Режим работы 2021

С 1 мая по 30 сентября

С 1 октября по 30 апреля

Посещение выставки

«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:

Важно знать!

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Полная стоимость

Комплексный билет

Льготные билеты

Бесплатное посещение

Бесплатно посещать Часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери могут следующие посетители:

Адрес и как добраться?

Официальный сайт

Концепция возведения

На нужды возведения святого собора в память о гибели императора Александра Второго осуществлялись денежные поступления, вся Россия сюда слала святые образы и иные церковные реликвии. Для хранения ценных вещей потребовалось специальное сооружение.

Часовня была возведена в 1907-м году также выдающимся Парландом. Через год ее освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Архитектурное оформление

часовня ризница иверской иконы божией матери

Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.

Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.

История ризницы

часовня ризница иверской иконы божией матери

Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.

Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.

За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.

Экспозиционное пространство

часовня ризница иверской иконы божией матери

В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.

Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.

Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.

Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.

В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.

В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.

Источник

Иверская часовня в Москве

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В XVII веке будущий Патриарх Никон – в то время он был архимандритом Новоспасского монастыря – обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию (он прибыл тогда в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворного Иверского образа. И вот через год этот список, который написал афонский инок Иамвлих, прибыл в Москву в сопровождении афонских монахов.
13/26 октября 1648 года святыню торжественно встречали царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством жителей Первопрестольной.
В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Позднее воздвигли из дерева первую Иверскую часовню. А в 1791 году на этом уже намоленном месте Матвей Казаков построил часовню из камня.
Сложилась такая благочестивая традиция: в Иверскую часовню шли молиться перед тем, как войти в Кремль.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Часовня Иверской Божией Матери.
Архитектор Матвей Казаков, 1791 г. Фото начала XX века

Шли, въезжая в Москву, цари и царицы, люди из знатных дворянских семей, занимающие высокие посты в государстве Российском. Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди. Помолившись, все получали здесь и помощь, и благословение Царицы Небесной.
Иверский образ прославился множеством чудес и исцелений, которые записывались в часовне в особую книгу.
Во время нашествия Наполеона многие жители бежали из Москвы. Чудотворная Иверская икона была вывезена тогда во Владимир управлявшим Московской епархией архиепископом Августином. Иверская часовня после разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Место снесенной
Иверской часовни, 1929 г.

В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. По сей день неизвестно, где находится чудотворный образ из Иверской часовни. А второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы, с которым ходили по домам и приходским храмам, пребывает ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1994 году правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.
В 1995 году иеромонахом Ксенофонтова монастыря на Афоне иконописцем Лукой для часовни был написан новый список со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».
Этот список доставил в Москву 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, самолет греческих ВВС. На аэродроме был выстроен почетный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.

часовня ризница иверской иконы божией матери

Восстановленная в 1995 году Иверская часовня.

И вот под звон колоколов и пение тропаря икону в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей внесли в Богоявленский кафедральный собор для всеобщего поклонения. В течение всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.
26 октября крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора на Красной площади через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II.
И вновь после этого праздничного дня нескончаемым потоком идут и идут к святыне верующие люди. Среди них и паломники из разных стран.

Источник

Часовня Иверской иконы Божией Матери

часовня ризница иверской иконы божией матери
Фото с сайта hram.codis.ru

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы.

часовня ризница иверской иконы божией матери
Иверская икона Божией Матери

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.

Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *