часть храма для священников отделенная иконами

Храм и его устройство

часть храма для священников отделенная иконами

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

УСТРОЙСТВО ХРАМА. Почему женщины не могут заходить в алтарь?!

Храм состоит из притвора, средней части и алтаря. Алтарь, всегда находится с восточной стороны.

часть храма для священников отделенная иконами

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть.

В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день.

Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

часть храма для священников отделенная иконами

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы.

часть храма для священников отделенная иконами

Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Полный иконостас имеет пять рядов.

часть храма для священников отделенная иконами

— Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа.
— Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников.
— Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов.
— В четвертом ряду — иконы святых пророков,
— в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное.

часть храма для священников отделенная иконами

Алтарь — это святая святых православного храма.

Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

часть храма для священников отделенная иконами

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

часть храма для священников отделенная иконами

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолие, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию.

часть храма для священников отделенная иконами

На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

часть храма для священников отделенная иконами

Жертвенник

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор. Прикасаться к престолу и жертвеннику могут только священнослужители.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола).

часть храма для священников отделенная иконами

Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

Почему женщины не могут заходить в алтарь

Алтарь – это святая святых христианского храма. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову.

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви: пономари — алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов и занимается уборкой в святая святых — в алтаре.

часть храма для священников отделенная иконами

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

часть храма для священников отделенная иконами

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже», так как была сотворена из ребра мужчины, как считают некоторые.

У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова.

Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима.

Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение.
В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.

часть храма для священников отделенная иконами

Тем не менее, сохраняется обычай во время крещения вносить мальчиков в алтарь и прикладывать их к престолу, а девочкам туда путь заказан, поскольку правило Лаодикийского собора гласит:

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

часть храма для священников отделенная иконами

МИР ВАМ! МНОГАЯ и БЛАГАЯ ЛЕТА!
ХРИСТОВ ВОСКРЕСЕ!

Добро пожаловать в мой виртуальный мир грёз, воспоминаний, новостей

Источник

Православный иконостас: изучаемый храмовый, устраиваем домашний

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас. Богоявленский Старо-Голу́твин мужской монастырь. Коломна

Уходящие ввысь ряды святых образов – такова «преграда» — иконостас, скрывающий священнодействие, происходящее в алтаре. Или – наоборот, приобщающая к нему?

Краткая история

Это – древняя, но все же не изначальная, не восходящая к истокам Церкви, традиция. Алтарной преграды у христиан совсем не было по крайней мере до IV в.

Ради немощи человеческой

Согласно преданию, которое приводят древние жития свт. Василия Великого, обычай алтарной завесы впервые введен при этом епископе Кесарии Каппадокийской. Совершение им литургии всегда сопровождалось особым Божественным действием, знаменовавшим свершившееся Сошествие Духа на Св. Дары – сотрясением изображения голубя над престолом.

Однажды, произнеся тайносовершительные молитвы, святой обычного знамения не увидел. Недоумевая, чем прогневал Господа, Василий оглядел сослужителей и увидел, как один из диаконов смотрит на недалеко стоящую женщину.

Тогда он повелел диакону удалиться, наложив на него епитимию. А также установил, что алтарь отныне должен быть скрыт завесой.

часть храма для священников отделенная иконами

Алтарная перегородка античной базилики “Афентели” на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А.Орландоса.

Против иконоборчества

Впоследствии появились также особые ажурные решетки, отделяющие алтарь. Но укреплять на них святые образы начали не ранее IX в., после VII Вселенского Собора. Тогда была осуждена иконоборческая ересь, а иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых не только демонстративно вернулись в храмы (откуда их выбрасывали еретики), но стали как бы сопровождать главное Таинство, Евхаристию, находясь на алтарной преграде.

Но сама эта преграда не была высокой доXI-XIIIвв., верующие хорошо видели происходящее во время совершения Евхаристии.

Ярусные

Первоначально рядов икон было не более трех. Это не обязательно были писаные иконы.

Наконец, к XIV в. появляются многоярусные преграды, полностью скрывающие алтарь. Многие церковные историки предполагают, что это могло быть связано с взлетом византийской духовности того времени.

часть храма для священников отделенная иконами

Алтарная преграда в церкви Санта-Мария ин Валле Абруцци. Италия. Основное сооружение датируется примерно 1080 годами, что записано на столбах портика

На Руси

Здесь традиция высоких иконостасов по мнению многих историков, возникает с XIV в. О причинах распространения таких алтарных преград существуют различные мнения:

Однако, устоявшегося мнения о причинах увеличения количества рядов нет. Понятно лишь, что при увеличении количества икон неизбежно встает вопрос о символике самого иконостаса.

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас Успенского собора.
Московский Кремль

Символика

Так из «просто» преграды, отделяющей алтарь от остального пространства церкви, он становиться особым элементом храмового убранства.

Царские врата

Они находятся по центру, а именуются так потому, что чрез них проходят священнослужители, выносятся Святые Дары, то есть к людям исходит Сам Царь мира. На створах обычно образы:

Это символ того, что Воплощение Сына Божия, Его Слово, переданное учениками, открывают верующим Рай.

У византийцев известны также изображения:

часть храма для священников отделенная иконами

Однако, есть важное отличие: новозаветная завеса – открывается, являя Рай. Вот как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст:

Окно в Рай

Вот почему символическое значение алтарной преграды сводится… к отсутствию преграды.

Она отделяет алтарь лишь внешне: на самом же деле это – ряд образов Бога, святых, которые помогают отрешиться от мирской суеты, духовно соединиться с Христом – при духовной помощи, как бы посредничестве тех, чьи образы входят смотрят с икон. Это – не доски, краски, а своего рода «окна», чрез которые горний мир реально соприкасается с жизнью земной.

Не случайно ряды икон также именуют «чинами», то есть так же, как называют иерархию Ангелов (Ангелы, Херувимы, Серафимы и др.), а также людей, особо угодивших Богу (чины преподобных, праведных, благоверных и пр.).

Чины иконостаса

Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.

В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?

Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.

часть храма для священников отделенная иконами

Схема древнерусского иконостаса

Как называется первый ряд иконостаса?

Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.

Следующие ряды

Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).

Еще выше следуют чины:

С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:

Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.

часть храма для священников отделенная иконами

Полный пятирядный иконостас

Краткое описание: какие бывают иконостасы

Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.

Тябловый

Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды

Рамочный

Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.

Походный

По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.

Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.

Материал

Чаще всего это дерево, или камень.

Каменный

Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.

часть храма для священников отделенная иконами

Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция

Деревянный резной

Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.

Золотой

Дерево довольно часто покрывается позолотой, так как этот цвет – традиционный символ Царства Небесного.

Фарфоровый

Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.

часть храма для священников отделенная иконами

Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково

Устройство иконостаса в храме

Сейчас встречаются преграды древней формы, из двух ярусов, или более высокие, включающие большее число рядов, чаще всего 5.

Самый древний иконостас

Многие считают таковым алтарную преграду храма Св. Софии в Константинополе (VI в.). Она состояла из 12 колонн (по числу Апостолов). Между ними, согласно воспоминаниям современников, были изображения Господа, Богородицы, Апостолов.

часть храма для священников отделенная иконами

Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Фото 2010 год.

Самый большой

Место его расположения – кафедральный собор Румынской Православной Церкви. Он имеет четыре яруса общей высотой почти 17 м, длиной 23. 45 икон выполнены на камне техниками мозаики, фрески. Общая площадь – 407 кв.м.

Самый высокий

Он находится соборе Рождества Христова г. Новокузнецка. Храм освящен 23 августа 2012 г. Здесь 170 святых образов, это не только самый высокий (с пятиэтажный дом), но также самый большой в мире по количеству образов.

Знаменитые

Алтарные преграды известны не только величиной – многие из них принадлежат великим мастерам, связаны с историческими событиями или выполнены уникальной техникой.

часть храма для священников отделенная иконами

Ионостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Он относится к XV в., а создан прп. Андреем Рублевым с учениками.

Благовещенского собора московского кремля

Он считается самым древним (начало XV в.) из ныне существующих в Русской Церкви, его создатели – Феофан Грек, прп. Андрей Рублев.

Успенского собора Московского Кремля

Его образы написаны первоначально мастером Дионисием в XV в., позже переписаны мастерами XVII в., при царе Алексее Михайловиче.

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Правая сторона

Петропавловского собора

Он нетипичен, имея форму триумфальной арки. Такое художественное решение не раз вызывало критику современников – ведь, по мнению многих, подобная демонстрация имперского величия вряд ли уместна в храме.

Исаакиевского собора

Он выполнен в стиле классицизма, каменным. Образы разделены колоннами.

Хрустальный иконостас в Дятьково

Завод в этом городе Брянской области еще до революции считался «хрустальной столицей» страны, ведь здесь был самый крупный хрустальный завод. А еще – единственный храм с иконостасом из хрусталя. Он был разрушен после революции, но воссоздан с 2003 г. – также с алтарной преградой, изготовленной мастерами хрустального завода. Сейчас она – единственная в мире.

часть храма для священников отделенная иконами

Иконостас, уничтоженнный в 1929 году, располагался он в храме Преображения Господня в Дятьково. В 1810 году храм был построен на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова, основателя хрустальной фабрики на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область). А в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный.

Иконостас домашний

Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.

Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?

Примерно так же, как это сделано в храме.

Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.

часть храма для священников отделенная иконами

Образец домашнего иконостаса

Прямой и угловой

Образы могут находиться на стене, или же – в углу, тогда необходимы соответствующие полки.

Как сделать иконостас своими руками: видео

Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:

Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи

Создавая домашний «красный угол», важно помнить о значении иконы, ее символике. Разобраться с этими сложными вопросами поможет работа священника Павла Флоренского (1922 г.) Просто, ясно автор объясняет:

С туманом «у грани видимого и невидимого» сравнивает иконостас о. Павел:

Именно поэтому преграда иконостаса – на самом деле ничего не преграждает. Напротив, это путь к Небу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *