часть православного храма отделенная иконостасом и обращенная на восток

а л т а р ь

восточная часть храма

• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом

• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой

• восточная часть христианского храма, где находится престол

• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• место для жертвоприношения, священная часть храма

• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах

• возвышенная часть христианского храма

• куда приносят жертвы?

• к нему ведут венчаться

• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• место позади клироса

• святое место в храме

• часть христианского храма

• постамент для жертвоприношение

• возвышение в храме

• место принесения жертв

• престол за иконостасом

• к нему приводят невесту

• к нуму ведут агнца на закланье

• к нему в церкви приводят невесту

• главная часть храма

• постамент для жертвоприношения

• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)

• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)

• к нему ведут агнца на закланье

• куда приносят жертвы

• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

Источник

Тест: Устройство православного храма

Ана­лой (греч. «под­став­ка под кни­гу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный сто­лик с наклон­ным верхом.
Ана­лои укра­ша­ют­ся покры­ва­ла­ми того цве­та, какой име­ют в дан­ный празд­ник обла­че­ния духовенства.
В самом цен­тре хра­ма сто­ит цен­траль­ный ана­лой. Обыч­но на цен­траль­ном ана­лое лежит ико­на празд­ни­ка или свя­то­го, память кото­ро­го совер­ша­ет­ся. За ана­ло­ем обыч­но нахо­дит­ся боль­шой под­свеч­ник, где мож­но поста­вить све­чу «празд­ни­ку». В дру­гих местах хра­ма так­же сто­ят ана­лои, на кото­рых лежат дру­гие иконы.

По древ­ней тра­ди­ции, моля­щи­е­ся муж­ско­го пола сто­ят на пра­вой поло­вине, а жен­щи­ны – на левой.
В наше вре­мя это пра­ви­ло стро­го не соблю­да­ет­ся, но в неко­то­рых хра­мах, а так­же в мона­сты­рях ста­ра­ют­ся сле­дить за соблю­де­ни­ем тако­го порядка.
Это не зна­чит, что нель­зя захо­дить на «чужую» поло­ви­ну. Мож­но зай­ти, напри­мер, что­бы поста­вить све­чу, при­ло­жить­ся к иконам.

Апси­да – глу­бо­кая, полу­круг­лая или мно­го­гран­ная алтар­ная ниша, высту­па­ю­щая на восточ­ном фаса­де храма.

Ниж­ний ряд ико­но­ста­са назы­ва­ет­ся мест­ным: после него ряды — яру­сы — счи­та­ют­ся сни­зу вверх.

В ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма обык­но­вен­но име­ет­ся несколь­ко яру­сов (как пра­ви­ло, от трёх до пяти). Самый ниж­ний име­ну­ет­ся мест­ным, в нём нахо­дят­ся ико­ны Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, а так­же того празд­ни­ка или свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­щён храм. Вто­рой ряд, деи­сус­ный, вклю­ча­ет в себя ико­ну “Спас в силах” (то есть Гос­по­да, вос­се­да­ю­ще­го на пре­сто­ле огне­зрачне), и ико­ны пред­сто­я­щих Ему Божи­ей Мате­ри, Иоан­на Пред­те­чи, Архан­ге­лов, апо­сто­лов и дру­гих свя­тых. Тре­тий ряд, празд­нич­ный, состо­ит обыч­но из икон дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; ико­ны чет­вёр­то­го яру­са изоб­ра­жа­ют про­ро­ков, а пято­го — праотцев.

Литур­гия в часовне по обще­му пра­ви­лу не совер­ша­ет­ся, но в осо­бых слу­ча­ях это допускается.

Цен­траль­ный вход в алтарь назы­ва­ет­ся Цар­ски­ми вра­та­ми, так как через них неви­ди­мо вхо­дит Царь Сла­вы — Хри­стос: в Свя­тых Дарах или символически.

Южны­ми и север­ны­ми (диа­кон­ски­ми вра­та­ми) назы­ва­ют­ся боко­вые вра­та, веду­щие из хра­ма в алтарь. Пра­во­слав­ные хра­мы все­гда стро­ят­ся алта­рём на восток, поэто­му вра­та спра­ва от Цар­ских назы­ва­ют­ся южны­ми, а сле­ва – северными.

Око­ло «Гол­го­фы», «кану­на» обыч­но совер­ша­ют­ся заупо­кой­ные бого­слу­же­ния: литии, пани­хи­ды, отпе­ва­ния. В этом месте так­же ста­вят све­чи за упокой.

У зна­чи­тель­ной части пра­во­слав­ных хра­мов поми­мо глав­но­го алта­ря име­ют­ся ещё и при­де­лы, освя­щён­ные в честь како­го-нибудь празд­ни­ка или свя­то­го. Обыч­но они рас­по­ла­га­ют­ся сбо­ку от основ­но­го алтаря.

Хору́гви – свя­щен­ные зна­мё­на церк­ви, с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля, Божи­ей Мате­ри, осо­бо чти­мых свя­тых и сюже­тов цер­ков­ных празд­ни­ков. Хоруг­ви – сим­вол побе­ды над смер­тью и диаволом.

Посре­дине хра­ма, ввер­ху на потол­ке, висит пани­ка­ди­ло, т.е. боль­шой под­свеч­ник со мно­же­ством лам­по­чек (рань­ше — све­чей). Пани­ка­ди­ло зажи­га­ет­ся в тор­же­ствен­ные момен­ты богослужения.

Пре­стол, на кото­ром неви­ди­мо вос­се­да­ет Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель (пре­стол — место осо­бо­го Божье­го при­сут­ствия), пред­став­ля­ет собой освя­щён­ный осо­бым обра­зом стол, покры­тый обла­че­ни­ем. На нём пола­га­ют­ся анти­минс, Еван­ге­лие, напре­столь­ные кре­сты и дарохранительница.

Вдоль все­го ико­но­ста­са, перед ним, нахо­дит­ся неболь­шое воз­вы­ше­ние – солея. По солее про­хо­дят свя­щен­но­слу­жи­те­ли и цер­ков­но­слу­жи­те­ли во вре­мя опре­де­лён­ных момен­тов служ­бы. Захо­дить на солею при­хо­жа­нам не при­ня­то. Ино­гда она даже отго­ра­жи­ва­ет­ся низ­кой перегородкой.
На солее, перед Цар­ски­ми вра­та­ми име­ет­ся неболь­шой выступ – амвон. С амво­на совер­ша­ет­ся при­ча­ще­ние, чита­ет­ся Свя­щен­ное Писа­ние, про­из­но­сят­ся проповеди.

Ниж­ний покров Пре­сто­ла назы­ва­ет­ся катас­ар­кой (слав. срачи́цей (сороч­кой)).

Сюжет на тему Страш­но­го Суда – одна из наи­бо­лее слож­ных ком­по­зи­ций в хри­сти­ан­ском искус­стве. В ком­по­зи­ции Страш­но­го Суда быва­ют пред­став­ле­ны темы, взя­тые, в основ­ном, из Еван­ге­лия, Апо­ка­лип­си­са, из Сло­ва Ефре­ма Сири­на, Сло­ва Пал­ла­дия Мни­ха, Жития Васи­лия Ново­го и дру­гих про­из­ве­де­ний визан­тий­ской и древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры. На изоб­ра­же­ни­ях Страш­но­го Суда демон­стри­ру­ют­ся кар­ти­ны кон­ца мира, послед­не­го суда над всем чело­ве­че­ством, вос­кре­се­ния мёрт­вых, сце­ны адских муче­ний и рай­ско­го бла­жен­ства. Как пра­ви­ло, фрес­ки и ико­ны Страш­но­го Суда быва­ют рас­по­ло­же­ны на запад­ной внут­рен­ней стене хра­ма, про­ти­во­по­лож­но восточ­ной, алтар­ной части, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей Цар­ство Божие.

Из купо­лов боко­вых при­де­лов нис­хо­дят в храм све­тиль­ни­ки мень­ших раз­ме­ров, чем пани­ка­ди­ло. Они назы­ва­ют­ся поликандилами.

На Цар­ских вра­тах — так назы­ва­ют цен­траль­ный вход в алтарь — изоб­ра­жа­ют ико­ну Бла­го­ве­ще­ния — Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла и Бого­ро­ди­цу. Цар­ские вра­та сим­во­ли­зи­ру­ют вход в рай. Дева Мария сво­им доб­ро­воль­ным согла­си­ем стать Мате­рью Хри­ста откры­ла для нас две­ри в Цар­ствие Небес­ное, запер­тые со вре­мен гре­хо­па­де­ния пер­вых людей — Ада­ма и Евы.

Поми­мо Бла­го­ве­ще­ния на Цар­ских вра­тах изоб­ра­жа­ют четы­рех еван­ги­ли­стов — апо­сто­лов Мат­фея, Мар­ка, Луку, Иоан­на. Через них Бог воз­ве­стил нам Свой Новый Завет — завет Люб­ви. Бла­го­да­ря еван­ге­ли­стам весть о вос­кре­се­нии Хри­ста ста­ла извест­на всем людям.

Так­же на Цар­ских вра­тах встре­ча­ют­ся ико­ны свя­ти­те­лей Иоан­на Зла­то­уста и Васи­лия Вели­ко­го. эти свя­тые — авто­ры ана­фо­ры — цен­траль­ной части глав­ной служ­бы — Боже­ствен­ной Литур­гии. Во вре­мя Литур­гии совер­ша­ет­ся Евха­ри­стия — глав­ное Таин­ство Церкви.

Источник

Храм и его устройство

часть православного храма отделенная иконостасом и обращенная на восток

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

а л т а р ь

восточная часть христианского храма, где находится престол

• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом

• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой

• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• место для жертвоприношения, священная часть храма

• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах

• возвышенная часть христианского храма

• куда приносят жертвы?

• к нему ведут венчаться

• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• место позади клироса

• святое место в храме

• часть христианского храма

• восточная часть храма

• постамент для жертвоприношение

• возвышение в храме

• место принесения жертв

• престол за иконостасом

• к нему приводят невесту

• к нуму ведут агнца на закланье

• к нему в церкви приводят невесту

• главная часть храма

• постамент для жертвоприношения

• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)

• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)

• к нему ведут агнца на закланье

• куда приносят жертвы

• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

Источник

а л т а р ь

престол за иконостасом

• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом

• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой

• восточная часть христианского храма, где находится престол

• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• место для жертвоприношения, священная часть храма

• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах

• возвышенная часть христианского храма

• куда приносят жертвы?

• к нему ведут венчаться

• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• место позади клироса

• святое место в храме

• часть христианского храма

• восточная часть храма

• постамент для жертвоприношение

• возвышение в храме

• место принесения жертв

• к нему приводят невесту

• к нуму ведут агнца на закланье

• к нему в церкви приводят невесту

• главная часть храма

• постамент для жертвоприношения

• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)

• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)

• к нему ведут агнца на закланье

• куда приносят жертвы

• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *