часть православного храма отделенная иконостасом и обращенная на восток
а л т а р ь
восточная часть храма
• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом
• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой
• восточная часть христианского храма, где находится престол
• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• место для жертвоприношения, священная часть храма
• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах
• возвышенная часть христианского храма
• куда приносят жертвы?
• к нему ведут венчаться
• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
• место позади клироса
• святое место в храме
• часть христианского храма
• постамент для жертвоприношение
• возвышение в храме
• место принесения жертв
• престол за иконостасом
• к нему приводят невесту
• к нуму ведут агнца на закланье
• к нему в церкви приводят невесту
• главная часть храма
• постамент для жертвоприношения
• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)
• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)
• к нему ведут агнца на закланье
• куда приносят жертвы
• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
Тест: Устройство православного храма
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с наклонным верхом.
Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства.
В самом центре храма стоит центральный аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона праздника или святого, память которого совершается. За аналоем обычно находится большой подсвечник, где можно поставить свечу «празднику». В других местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы.
По древней традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины – на левой.
В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого порядка.
Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам.
Апсида – глубокая, полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде храма.
Нижний ряд иконостаса называется местным: после него ряды — ярусы — считаются снизу вверх.
В иконостасе православного храма обыкновенно имеется несколько ярусов (как правило, от трёх до пяти). Самый нижний именуется местным, в нём находятся иконы Спасителя и Божией Матери, а также того праздника или святого, в честь которого освящён храм. Второй ряд, деисусный, включает в себя икону “Спас в силах” (то есть Господа, восседающего на престоле огнезрачне), и иконы предстоящих Ему Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов, апостолов и других святых. Третий ряд, праздничный, состоит обычно из икон двунадесятых праздников; иконы четвёртого яруса изображают пророков, а пятого — праотцев.
Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.
Центральный вход в алтарь называется Царскими вратами, так как через них невидимо входит Царь Славы — Христос: в Святых Дарах или символически.
Южными и северными (диаконскими вратами) называются боковые врата, ведущие из храма в алтарь. Православные храмы всегда строятся алтарём на восток, поэтому врата справа от Царских называются южными, а слева – северными.
Около «Голгофы», «кануна» обычно совершаются заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания. В этом месте также ставят свечи за упокой.
У значительной части православных храмов помимо главного алтаря имеются ещё и приделы, освящённые в честь какого-нибудь праздника или святого. Обычно они располагаются сбоку от основного алтаря.
Хору́гви – священные знамёна церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством лампочек (раньше — свечей). Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Престол, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель (престол — место особого Божьего присутствия), представляет собой освящённый особым образом стол, покрытый облачением. На нём полагаются антиминс, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница.
Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и церковнослужители во время определённых моментов службы. Заходить на солею прихожанам не принято. Иногда она даже отгораживается низкой перегородкой.
На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди.
Нижний покров Престола называется катасаркой (слав. срачи́цей (сорочкой)).
Сюжет на тему Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. В композиции Страшного Суда бывают представлены темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы. На изображениях Страшного Суда демонстрируются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Как правило, фрески и иконы Страшного Суда бывают расположены на западной внутренней стене храма, противоположно восточной, алтарной части, символизирующей Царство Божие.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм светильники меньших размеров, чем паникадило. Они называются поликандилами.
На Царских вратах — так называют центральный вход в алтарь — изображают икону Благовещения — Архангела Гавриила и Богородицу. Царские врата символизируют вход в рай. Дева Мария своим добровольным согласием стать Матерью Христа открыла для нас двери в Царствие Небесное, запертые со времен грехопадения первых людей — Адама и Евы.
Помимо Благовещения на Царских вратах изображают четырех евангилистов — апостолов Матфея, Марка, Луку, Иоанна. Через них Бог возвестил нам Свой Новый Завет — завет Любви. Благодаря евангелистам весть о воскресении Христа стала известна всем людям.
Также на Царских вратах встречаются иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. эти святые — авторы анафоры — центральной части главной службы — Божественной Литургии. Во время Литургии совершается Евхаристия — главное Таинство Церкви.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
а л т а р ь
восточная часть христианского храма, где находится престол
• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом
• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой
• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• место для жертвоприношения, священная часть храма
• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах
• возвышенная часть христианского храма
• куда приносят жертвы?
• к нему ведут венчаться
• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
• место позади клироса
• святое место в храме
• часть христианского храма
• восточная часть храма
• постамент для жертвоприношение
• возвышение в храме
• место принесения жертв
• престол за иконостасом
• к нему приводят невесту
• к нуму ведут агнца на закланье
• к нему в церкви приводят невесту
• главная часть храма
• постамент для жертвоприношения
• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)
• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)
• к нему ведут агнца на закланье
• куда приносят жертвы
• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
а л т а р ь
престол за иконостасом
• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом
• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой
• восточная часть христианского храма, где находится престол
• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• место для жертвоприношения, священная часть храма
• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах
• возвышенная часть христианского храма
• куда приносят жертвы?
• к нему ведут венчаться
• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
• место позади клироса
• святое место в храме
• часть христианского храма
• восточная часть храма
• постамент для жертвоприношение
• возвышение в храме
• место принесения жертв
• к нему приводят невесту
• к нуму ведут агнца на закланье
• к нему в церкви приводят невесту
• главная часть храма
• постамент для жертвоприношения
• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)
• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)
• к нему ведут агнца на закланье
• куда приносят жертвы
• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся
• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»