частная практика адвоката это
Путь юриста: как в малом городе открыть частную практику
Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
специально для ГАРАНТ.РУ
В свое время передо мной встал вопрос выбора пути – уходить ли в «вольное плавание» и открывать частную практику или пойти наемным работником в одну из многочисленных фирм. Проблема была в том, что работать собирался в малом городе с высоким уровнем конкуренции среди юристов и небольшим населением. При этом приходилось начинать «в слепую», так как многие пособия о юридическом бизнесе были основаны или на зарубежном опыте, или на опыте юристов из крупных городов, так что шел, порой, путем «проб и ошибок». О некотором своем опыте, наработанном за эти годы, в этой колонке.
Выбор специализации
Юрист в малом городе – это врач общей практики. Основные клиенты частнопрактикующего юриста (если он не выходит за пределы своего малого города) – граждане, малый бизнес, реже – средний бизнес. Отсюда самая широкая палитра вопросов, с которыми обращаются к юристу, – от разводов и споров по границам земельных участков из-за передвинутого соседом забора, до налогов и срыва поставки оборудования. Вечная тема – споры с недвижимостью, в том числе и из-за кадастровых ошибок. Небольшое население не позволяет набрать критическую массу клиентов, которая бы «кормила» юриста стабильно по одному направлению. Исключения, конечно, бывают, но редко.
Многие юристы, открывающие свой бизнес в виде юрфирм, часто совмещают предоставление юридических услуг с бухгалтерскими или риэлтерскими услугами, – так легче выжить.
Несколько направлений работы позволяет избегать сильных «просадок» в доходе. Например, в один месяц могут хорошо идти дела по разделу совместно нажитого имущества между бывшими супругами, а в другой – споры с управляющими компаниями по ремонту подъездов.
И все же лучше выбрать несколько основных направлений (два-три), в которых и специализироваться. Среди юристов, которые работают с гражданами, по моим наблюдениям, самые ходовые направления (в порядке убывания) – это семейные споры, споры с недвижимостью, «коммуналка» и вопросы социального обеспечения. Предприниматели чаще обращаются по вопросам налогового, договорного и трудового права. Особая статья в любой категории клиентов – это так называемые автоспоры и страхование (КАСКО, ОСАГО). Адвокатов здесь не учитываю, так как у них хорошую долю заработка составляют именно уголовные дела.
При этом в малом городе, как правило, большая конкуренция среди юристов. Порой она даже жестче, чем в крупных и средних городах. Посудите сами: в городе с населением в 30-50 тыс. человек практикуют, порой, до 20-30 и даже более юристов (с учетом адвокатов) как одиночек, так и в составе юрфирм. То есть по юристу на 500-1000 человек! То есть, «открывая» частную практику надо обязательно учитывать количество вольно практикующих юристов, а также адвокатов, и количество юрфирм, работающих в городе и прилегающих к нему районах.
Поиск клиентов и персональный бренд
В начале пути, когда о юристе особо никто не знает, основной путь поиска клиентов – это реклама. Рекламу рекомендую давать в местных СМИ. Тут все зависит от города. Практически в каждом районном городке-поселке выходит местная газета, в которой есть раздел объявлений. Иногда к такой газете выпускается приложение с отдельными рекламными полосами. Зачастую подобные издания неплохо выписывают из-за программы передач и местных новостей, плюс часто «заставляют» подписываться бюджетников.
Текст зависит от формата объявления, который может быть совершенно разным: от строчного объявления, типа «Юрист по трудовым спорам, номер телефона» до развернутого, например, модульного объявления с более подробным указанием опыта, цен на услуги и т.п.
На начальном этапе практики лучше давать объявления почаще, с учетом, конечно, периодичности газеты, – два-три раза в неделю, если газета выходит ежедневно. Потом можно перейти на еженедельные объявления, затем – на объявления дважды в месяц. А в какой-то момент (через год-полтора работы) можно и вовсе отказаться от рекламы или давать ее время от времени.
Что касается отдачи от объявлений – она совершенно разная и, порой, непредсказуемая. На простое строчное объявление может отозваться десяток потенциальных клиентов, а на развернутую рекламу один-два, а то и вовсе никого не будет. Заметил, что чем более «регалистее» реклама, например, с упором на экспертность, то тем более безнадежные клиенты приходят. Несколько лет назад я дал подобное объявление с указанием на сотрудничество с одной крупной юридической фирмой (по согласованию с ними в качестве эксперимента) – так некоторое время приходили клиенты с проигранными делами, причем с оставленными в силе апелляцией решениями. Получается эффект «московского профессора», к которому идут пациенты с застарелыми и почти безнадежными заболеваниями.
Основной контингент клиентов от размещения рекламы в районной газете, по моим наблюдениям, пенсионеры, которые приходят не только по своим делам, но и по делам семейным. Например, дочь или зять такой пенсионерки работают с утра до ночи, выпишут доверенность на маму/тещу, и она уже разбирается с каким-нибудь земельным соседским спором или с управляющей компанией или, даже, по делам о разводе (скажем, раздел квартиры). Бывают и чисто «пенсионерские» дела – споры по социальному обеспечению, ЖКХ, кредиты (очень многие пенсионеры «прогорают» на поручительстве).
Не стоит пренебрегать клиентами-пенсионерами, так как более благодарных клиентов в плане последующей рекламы о вас, если работаете с гражданами, не найти. Возможно, больших денег от работы с ними юрист не заработает, но зато, если он поможет решить проблему, о юристе узнают все родственники, соседи, знакомые и даже посторонние люди в общественном транспорте. А это дополнительные клиенты.
Еще одна категория газет – рекламные издания, причем как местного (городского, районного), так и регионального (областного, республиканского и т.п.) уровня. Их очень хорошо раскупают, особенно люди среднего возраста. Многие предприниматели приходят по объявлениям с таких вот изданий.
Однако сейчас газеты постепенно отходят на второй план, и особое место теперь уже занимает Интернет. Можно размещать объявления на местных сайтах в разделах «Реклама/Предложение услуг», а также в местных разделах электронных досок объявлений. Например, заметил, что многие юристы активно рекламируются на Avito. Коллеги-юристы отмечают, что с Сети отдача от рекламы на досках бывает небольшой – в основном обращается молодежь и люди среднего возраста.
Стоит ли проводить специальные акции по «заманиванию» клиентов вроде бесплатных консультаций, скидок и т.п.? Если не жалко своего времени, такое возможно, но в основном отдача будет только в плане имиджа. Большая часть бесплатных клиентов настроены именно на «халявное» получение услуги, «раскрутить» такого обратившегося человека в принципе можно, но получите одного из самых капризных и требовательных клиентов. Если человек настроен на серьезную работу с юристом, то обращается за платной консультацией сразу. Он(а) больше ценят свое время и время юриста, менее капризны, более дисциплинированы. Впрочем, юристу иногда полезно проводить «социальные» консультации с пенсионерами, инвалидами и другими социально уязвимыми группами людей, просто так, без оглядки на «бренд» или потенциальную работу.
В начале пути старайтесь браться за дела, в которых чувствуете себя уверенно, поскольку важно успешное решение споров. Учитесь вести переговоры с противоположной стороной и пытайтесь закончить дело миром – даже самые непримиримые семейные драки прекрасно заканчиваются мировым соглашением. Постепенно, через пару-тройку месяцев, можно передвигаться на ступеньку дел повыше сложностью. Главное заработать авторитет. Примерно через год работы с постепенным усложнением дел о вас сложится мнение как о юристе, и вы уже будете выбирать клиентов, а не они вас. Реклама в газетах и в Интернете отпадет за ненадобностью.
В работе с клиентом старайтесь увидеть в нем не источник заработка, а прежде всего человека с мучающей его проблемой. Юристов иногда сравнивают с врачами: как к последним часто обращается человек с запущенным заболеванием, так и к юристу нередко приходят люди с застарелой проблемой, которую откладывали «на завтра» неоднократно. К тому же, зачастую, очень многие не умеют точно описать в чем же суть их вопроса, излишне эмоциональны (даже представители юридических лиц). Впрочем, работа юриста и заключается в том, чтобы из картины симптомов и побочных слов вычленить нужные факты, поставить диагноз и найти пути решения. Когда клиент видит, что юрист искренне заинтересован в решении его проблемы, то охотнее возвращается с другими вопросами – юрист для него/нее становится семейным.
О дистанционной работе и работе на дому
В определенный момент юрист в малом городе может столкнуться с проблемой роста. Прежде всего, проблемой развития себя как специалиста. Тогда возникнет необходимость или расширяться на другие города и регионы, или же дополнительно уходить в Сеть на дистанционный приработок.
Сегодня юристов на дистанционную работу ищут десятки организаций, причем как региональные, так и столичные. Найти такие фирмы – потенциальных заказчиков можно на общеизвестных биржах труда, работных порталах, а также на сайтах самих компаний. Иногда можно написать в заинтересовавшую вас организацию, бывает, что с интересом откликаются на возможность сотрудничать.
Юридические компании также часто ищут удаленных юристов, кому-то нужен внешний консультант – «узкий» специалист для временных проектов, а кому-то и юрист на постоянную работу. О поисках удаленного юриста/консультанта сообщается или на самом сайте фирмы, или на работных порталах.
Второе направление, уже по вашему желанию, это всевозможные сайты юридической помощи, где юристы консультируют как бесплатно, так и платно. Из небольшого опыта работы на таких сайтах (присматривался к их бизнесу одно время, но в полную меру не работал) и общения с коллегами могу сказать, что клиенты на платные вопросы могут быть разные: от обычной домохозяйки, которую залил сосед, до предпринимателя, которому требуется разработать типовой договор. Размер заработка также может быть разным. Одна знакомая юрист искала на таких сайтах реальных клиентов, даже встречалась с ними, с некоторыми шла и в суд. Размер заработков, по ее словам, может быть различным: от нескольких тысяч рублей в месяц до нескольких десятков тысяч (если есть суды). Но все носит вероятностный характер, поскольку клиенты бывают разные, конкуренция большая, а еще многие юристы откровенно демпингуют на таких порталах.
Третье направление – правовая аналитика. Самое редкое, на мой взгляд, направление. Потенциальных серьезных заказчиков немного, – специальные фирмы и справочно-правовые системы (СПС), иногда крупные «гиганты» бизнеса заказывают аналитику судебной практики. Тут уже часто сами заказчики «выходят» на юриста, либо же юристу самостоятельно надо обращаться к потенциальным заказчикам с запросом о сотрудничестве.
Получите полный доступ к
интернет-версии системы ГАРАНТ
на 3 дня бесплатно! Получить доступ
Размер заработка в данном направлении различен, и, если сравнивать с московскими «расценками», скажем так, не очень высок. По региональным меркам – вполне на достойном уровне. Но главное тут даже не доход, особенно при работе на СПС. Многие юристы (по опыту общения с ними) стремятся сотрудничать с СПС ради пиара. С этой же целью можно публиковаться и в юридических изданиях, но можно писать для них статьи и чисто ради дополнительного заработка.
Об эффекте пиара в крупных городах говорить в рамках этой колонки не буду, так как тема другая. Дает ли такой пиар эффект именно в малом городе? Скажем так: многие клиенты вообще не знают, что такое СПС, и им безразлично публикуется ли юрист в них, в суде также судят не по публикациям, а по репутации (авторитету) юриста и его умению вести процесс.
Зачем же тогда юристу с малого города «забивать» себе голову подобной работой? Во-первых, как и сказал, это может стать одним из направлений заработка, но самое главное, – она приносит пользу для профессионального роста. Обычно работа идет с судебной практикой, просматриваются до тысячи судебных актов в месяц, перед глазами проходят тенденции судебной практики по определенным направлениям, выявляются определенные закономерности, типичные риски; встречаются редкие и интересные случаи, которые потом могут пригодиться в работе. При этом юрист не просто просматривает практику, а обобщает ее, перерабатывает в рабочий авторский материал; оттачивает умение выражать мысли на бумаге, причем не казенным языком, а как можно более простым, понятным для широкого круга читателей. Неизбежно это сказывается на понятности процессуальных документов, составляемых юристом по «своим» делам.
Вышеперечисленные источники дохода в Сети (аналитика, дистанционная работа с клиентами и т.п.) может постепенно стать основным направлением заработка, особенно, если появятся постоянные клиенты. Если кто-то беспокоится, что станет меньше ходить по судам, то это легко поправимо. Очень многие клиенты в Сети как раз ищут судебных юристов. И можно выбрать работу на свой вкус: или «судебные баталии», или «судебный советник», когда по судам не ходишь, но работаешь в команде с судебным юристом (составление процессуальных документов, выработка тактики и стратегии, но тут желательно иметь опыт ведения дел в судах), а можно быть обычным «кабинетным» юристом, занятым договорной и претензионной работой.
Куда податься адвокату
«Сфера»: О выборе между частной практикой и работе в коллективе бюро
Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.
«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».
Адвокатский кабинет – прием на дому
Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.
Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.
Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).
Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).
Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.
Коллегия адвокатов – классика
Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.
Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.
Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.
Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.
Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.
Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор
Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.
Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.
Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.
Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.
Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.
Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.
Как найти хорошего юриста
И не разориться
К сожалению, личные юристы есть не у всех.
Помощь юриста обычно нужна срочно, поэтому люди редко тратят много времени на поиск специалиста. Но юристы бывают разные. Если обратиться не к тому, проблем может стать только больше. Вот немного юридической мудрости для тех, кто думает на перспективу.
Кратко — как найти хорошего юриста
Стоимость услуг
В зависимости от гонораров, которые юристы просят за свою работу, их можно условно поделить на 5 категорий:
Бесплатные юристы
Обычно юристы бесплатно не работают, но есть и исключения: например, студенты, которые проходят практику, юристы государственных и негосударственных центров и те, что консультируют в интернете.
Студенты. При вузах с юридическими факультетами часто работают «юридические клиники» — там студенты набираются опыта под присмотром преподавателей. Списки юридических клиник публикуют на сайтах региональных отделений Минюста. Еще один способ найти клинику — обзвонить юрфаки крупных вузов в вашем городе и спросить, есть ли у них бесплатные консультации.
Государственные бюро помогают бесплатно тем, кому такая помощь положена по закону: людям с инвалидностью, малоимущим, усыновителям, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Полный список прописан в законе.
Если в регионе нет бюро, его заменяют адвокаты из местной адвокатской палаты. Их контакты публикуют на сайтах палат. Эти люди работают не бесплатно, а на бюджетные деньги.
Негосударственные центры работают за счет спонсоров: политиков, благотворительных организаций, фондов. Юристы таких центров сильно загружены и не всегда могут проконсультировать быстро.
Консультации в интернете. С бесплатными юристами в интернете нужно быть осторожным. По моему опыту, если вбить в поиске «бесплатная юридическая помощь», то первые несколько сайтов предложат не помощь, а агрессивный маркетинг. Юрист послушает вас минуту-другую, потом скажет, что дело сложное и срочное, поэтому вы должны прямо сейчас купить платную консультацию.
В интернете лучше поискать решения проблем, похожих на вашу. Юристы обсуждают тонкости своей работы на специализированных форумах. Некоторые ресурсы публикуют вопросы и ответы по юридическим темам. Там же обычно можно задать и свой вопрос — правда, не факт, что на него ответят быстро. Например, такой проект есть у Ассоциации юристов России.
Юристы Т—Ж тоже любят отвечать на каверзные юридические вопросы. Присылайте свой.
Но бывают и тонкости. Например, зарегистрировать компанию для стартапа довольно просто, но если допустить ошибки в учредительных документах, могут возникнуть проблемы с инвесторами. С юристом заниматься такими вещами спокойнее.
Скупщики долгов
Бывают юристы, которые сами приносят деньги, чтобы на вас поработать. Это скупщики долгов. Они действуют так: когда вам кто-то должен много денег, но не отдает, появляется юрист и предлагает заплатить вам за то, чтобы деньги теперь будут должны не вам, а ему. Потом он находит способ получить с должника всю сумму — обычно на 30% больше, чем он заплатил бы вам.
Так часто делают автоюристы, которые приезжают на место ДТП и покупают право требования к страховой компании. Другой популярный вариант — юристы, которые покупают долги крупных предприятий-банкротов.
У скупщиков долгов не всегда хорошая репутация, но временами их работа помогает сохранить бизнес. Вот как это работает.
Скажем, у Сергея есть небольшая компания по продаже мебели. К нему обращается завод с крупным заказом — но в рассрочку. Условия хорошие, покупатель солидный, Сергей соглашается. Через несколько месяцев суд признает завод банкротом. Сергей звонит знакомому юристу и узнает, что если и получится что-то вернуть, то только через год. Проблема в том, что Сергей вложился в заказ, а через год его компанию уже растащат по судам.
И тут к нему обращается другой юрист и предлагает выкупить долг завода. Сергей получит только часть денег от этого заказа — зато выплатит сотрудникам зарплату и останется на плаву.
Кроме юристов, долги скупают коллекторские агентства. Чаще они работают с банками, но иногда скупают и другие долги, особенно если они крупные — навскидку, больше 1 миллиона рублей.
Юристы-одиночки
Если бесплатный юрист не помог, а вам никто не должен много денег, то можно найти юриста, который работает на себя. Это дешевле, чем обращаться в юридическую фирму или нанимать адвоката, потому что у юристов-одиночек расходы меньше. Они не снимают офис, не платят членские взносы в адвокатскую палату и не отдают часть выручки начальнику. Некоторые даже не платят налоги.
То, что юристы-одиночки берут за свою работу меньше юридических фирм, не значит, что они работают хуже. Это обычные юристы, просто им удобнее работать именно так.
А еще бывает, что юрист работает в какой-нибудь компании и находит подработку на стороне. Такие юристы — классные узкие специалисты. Например, юрист больницы лучше любого адвоката разбирается в медицинском праве. Он знает, за что чаще всего наказывают больницу, и понимает психологию медицинских чиновников. У него накопилась большая судебная практика по спорам с властями. Если нужно решить вопрос с комитетом здравоохранения или подать иск к коммерческому медицинскому центру, найти такого юриста — большая удача.
в среднем берут юристы-одиночки за свои услуги в гражданском деле
Самый большой недостаток одиночек — их сложно найти. Они не могут позволить себе дорогую рекламу, а иногда и вовсе скрывают свою деятельность от налоговой и работодателей. Поэтому обычно их ищут через знакомых, по цепочке: вы знаете программиста, у которого на работе есть юрист, который знает своего коллегу, который знает хорошего специалиста по недвижимости.
Другой вариант — искать одиночек на порталах вроде «Авито» или «Хедхантера». Если юрист ищет работу, возможно, он не откажется от подработки.
Цены на услуги юристов-одиночек сильно зависят от разных факторов: что за дело, где юрист работает, как вы договоритесь. Стандартных цен не существует. Например, в Москве за представительство по гражданскому делу один юрист возьмет 30 тысяч рублей, другой — 90 тысяч, а с третьим вообще получится договориться на процент от взысканной суммы.
Профессиональное сообщество юристов и адвокатов «Праворуб» публикует средние цены на услуги юристов в разных регионах России. Они дают примерное представление о том, сколько придется заплатить.