частная религиозная школа начального обучения в исламском мире
Частная религиозная школа начального обучения в исламском мире
Образование в Исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия).
В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб). Учитель договаривался с родителями учеников о вознаграждении за свой труд. Плата, как правило, была невысокой. В раннюю эпоху (по крайней мере до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже в доме или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Применялись также диктанты. Содержание обучения, прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики.
Основное число учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Представители феодальной верхушки предпочитали нанимать домашних учителей. Тогда образование включало не только чтение, письмо и счет, но и рудименты арабской грамматики и литературы. Кроме того, изучали историю, правила этикета, занимались физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и пр.).
Второй (высший) уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия, как правило, проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов), и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель на занятиях сидел на ковре в кругу учеников.
Программа должна была способствовать тому, чтобы из молодого человека формировался благородный мусульманин. Предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие). Сюда относились и арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки (согласно философским концепциям Аристотелева направления).
Обучение арабов при пророке Мухаммеде
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
На рубеже VI-VII веков Христианской эры в арабском мире произошли стремительные перемены, вызванные переходом от традиционного кочевого родоплеменного строя к ярко выраженному классовому обществу, порождая в сердцах большинства арабов чувства уныния и отчаяния. Для людей, мыслящих традиционными понятиями, жизнь становилась попросту непереносимой – унылой, бессмысленной, унизительной и нелепой. Так или иначе, нужно было вырабатывать такое мировоззрение, которое позволило бы человеку и в условиях явной социальной несправедливости ощущать ценность и осмысленность жизни.
Он отчетливо понимал одну простую истину. Для того, чтобы объединить вокруг себя кочевые племена Аравии, необходимо разработать систему взглядов, положений и рекомендаций, предлагающую решение наиболее важных, ключевых вопросов жизни человека. Причем предлагающую решение их таким образом, чтобы с этой системой взглядов и положений соглашался и воспринимал ее, как свою, практически любой кочевник-бедуин (вне всякой зависимости от его социального положения и рода занятий).
Исходная система понятий, разработанная пророком Мухаммедом, была такова, что при помощи ее можно было легко формализовать, проанализировать, оценить любое явление реальной жизни кочевника. Ответить на основной вопрос – смысла и цели человеческой жизни. Разрешить извечную проблему жизни и смерти.
Сама жизнь показывала, что большая часть успеха зависит от правильного и адекватного восприятия положений Корана, а правильное восприятие невозможно без педагогической практики, а для этого, в свою очередь, нужна система воспитания и обучения, и пророк Мухаммед занялся этой проблемой.
Он формализовал общую цель обучения и воспитания. Общая цель обучения и воспитания – распространение ислама среди самых широких слоев населения. Цель воспитания – формирование морально-этических норм воина ислама, закрепленных на уровне сознания и подсознания.
Цель обучения заключалась в наделении воина ислама теоретическими и практическими добродетелями (знаниями, умениями, навыками), закрепленными на уровне долговременной памяти.
В качестве смысла жизни всякого мусульманина (главной задачи воспитания) – того, к чему его должно было, прежде всего, готовить воспитание, рассматривались послушание, повиновение, покорность («ислам») воле Аллаха, исполнение всех религиозных и прочих обязанностей, предписанных Богом и являющихся священным долгом всякого правоверного (муслима). Правильное, адекватное восприятие положений Корана должно было обеспечивать состояние и чувство удовлетворенности жизнью. Иными словами, смысл и цель жизни любого мусульманина должны были заключаться в его стремлении к единству с общим целым – «уммой», окружающими людьми, реализованном в стремлении к тем нормам (по которым он оценивал характер своего сосуществования с «уммой», как с общим целым), которые сформировались у него в процессе обучения и воспитания.
Воспитание рассматривалось как способ наделения муслима этическими (нравственными) добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.
Образование считалось и было для всякого арабского воина обязательной составной частью воинского искусства. В доисламский период школа обучения и воспитания арабских воинов существовала, в основном, в качестве развивающего и воспитательного учреждения, и вполне соответствовала критериям воинской подготовки. Образовательный аспект присутствовал лишь в рамках обучения воинов, осуществлявшегося в арабских городах. С появлением ислама школа подготовки воинов приобрела, в дополнение к вышеуказанным нами функциям, также ярко и четко выраженную образовательную функцию и функцию психологической подготовки. Пророк Мухаммед взял курс на обновление и дополнение ранее созданных форм обучения и воспитания воинов.
Как известно, религия является универсальным механизмом психологической подготовки (в том числе, и механизмом снятия противоречий, возникающих в жизни человека) в силу весьма многогранного воздействия на человека: с одной стороны, религия может снимать у человека противоречия в его мировоззренческой сфере существования, с другой – включает человека в непротиворечивое сообщество единомышленников, а также обладает очень мощным и эффективным механизмом обращения к подсознанию человека, его оздоровлению. Религия является также единственным сравнительно эффективным механизмом снятия абсолютно неразрешимых другими способами противоречий типа противоречия «жизнь-смерть», что мы наблюдаем в сурах Корана пророка Мухаммеда.
И обучение, и воспитание основывались на обретении молодым человеком (или молодым воином ислама, что мыслилось, как одно и то же) истинного знания. Знанию придавалось исключительно большое значение. Оно подразделялось на:
1. Предвечное и всеобъемлющее Божье знание, являющееся одним из символов всемогущества Бога (Аллаха);
2. Человеческое знание – обычное (мирское, секулярное) и религиозное (равное вере).
Вера на исламском Востоке в известной степени отождествлялась со знанием. При этом вера противопоставлялась неверию, а знание – неведению (невежеству). Стремление к знанию рассматривалось, как долг каждого мусульманина (и это представляется нам особенно важным). Обладание знанием в глазах общества, с точки зрения общественного мнения, ценилось выше, чем обладание собственностью. Считалось, что в идеале всякий образованный человек должен быть беспристрастным, ведь знание больше, чем собственность.
Собственность уменьшается по мере расходования, в то время как знание возрастает.
К овладению знанием, согласно принятой в Арабском Халифате точке зрения, вело 4 пути:
1. Усвоение исламских традиций;
2. Мистическое озарение;
3. Понимание посредством логического рассуждения;
4. Энциклопедическое знание.
При этом настойчиво подчеркивалась взаимосвязь между знанием и действием (делом, поведением), которая, в частности, должна была обеспечиваться единством должного обучения и воспитания. Все это делало проблему образования одной из центральных проблем в жизни Арабского Халифата.
Уточняя формы существования обучения и воспитания воинов в Халифате периода правления пророка Мухаммеда и первых 4 (праведных) халифов, отметим появление ступенчатости образования:
1) семейное (домашнее) обучение и воспитание;
Основную часть учеников начальной школы составляли дети торговцев и ремесленников, в меньшей степени – дети крестьянской верхушки. Феодальная аристократия, выделившаяся со временем из «уммы» (являвшейся, по первоначальному замыслу пророка Мухаммеда, «общиной равных»), предпочитала домашних учителей. В программе домашнего образования, наряду с Кораном, молитвами, физическим воспитанием, осваивали чтение, письмо, счет; уделялось внимание также изучению грамматики и литературы.
Со второй половины VII века школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях исламского мира. Значительная часть населения Халифата была грамотна (в отличие от большей части населения стран тогдашнего Христианского мира). Так же, как в греко-римском и в византийском обществе, начальная школа в средневековом мусульманском мире была частной. Учитель договаривался с родителями учеников об условиях обучения. Обычно плата за обучение была невелика.
Общая направленность обучения и воспитания, даваемая мусульманской школой, соответствовала духу семейного воспитания. Именно семейное воспитание, в значительной мере, обеспечивало адекватность передачи знаний из поколения в поколение. Оно также было проникнутого духом ислама, установления которого строжайшим образом исполнялись в повседневной жизни. Это создавало исключительно благоприятную и благотворную почву для более глубокого изучения и постижения религии в процессе школьного обучения. Научить молодого человека не только читать Коран, но и обучить его военному делу считалось религиозным долгом всякого учителя.
На средней и высшей ступени образования обучение чаще всего осуществлялось при мечетях (мусульманских молитвенных домах). В наиболее крупных мечетях в свободное от богослужений время занимались десятки классов. Такие классы именовались «кругами».
Изучаемые предметы делились по содержанию на 2 группы: традиционные и рациональные (умопостигаемые). В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, интерпретация устных преданий о жизни пророка Мухаммеда (хадисов), мусульманское право и теология (богословие). Кроме того, в рамках данной группы предметов изучались арабская филология (грамматика, стихосложение, литературоведение и риторика). Вторую группу изучаемых предметов составляли логика, математика, астрономия, медицина и другие естественнонаучные дисциплины, а также связанные с ними философские концепции, идущие, в основном, от древнегреческого «царя философов» Аристотеля.
На всех ступенях образования обязательным было военное обучение и воспитание. Таково было требование времени. Каждый мусульманин рассматривался, прежде всего, как воин Аллаха, защитник ислама, призванный своим мечом не только защищать истинную веру, но и распространять ее по всему миру.
В этот исторический период развития общественной системы Халифата, на основе 5 основных молитв, происходит формирование методических систем психофизиологической саморегуляции, в основу которых закладываются практические аспекты гармонизации тела и духа: «регулирование сознания», «регулирование дыхания» и «регулирование тела». Исходным положением в этой практике является психологический настрой, произнесение определенных звуков (это, как правило, молитвы), сопровождающееся физическими боевыми упражнениями. При условии правильности этих действий в сознании возникает определенный набор образов-символов (набор этих образов-символов был отображен на щитах мусульманских воинов и на украшениях разного рода военного снаряжения; на всех этих предметах изображены базовые ключевые образы, служащие наглядными методическими пособиями), что позволяет при правильном сочетании «звук-упражнение-дыхание-символ» привести ритм всего организма в соответствии с суточным ритмом Земли, что значительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и выносливость, а также стимулирует умственные способности человека, обеспечивает его быструю адаптацию к разного рода стрессовым ситуациям. Упор в рамках данной практики делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. Основу практики составляла военная гимнастика, каждому упражнению соответствовал не только определенный мыслеобразный символ, но и определенное звуковое сочетание – молитва. Об этом писал Абд аль-Гамид (Хамид) в своем труде «Правила удачной уловки». В процессе обучения уделялось особое внимание основным базовым боевым упражнениям, к совокупности которых можно было свести все остальные. Большое значение придавалось обучению правильному ритму исполнения этих боевых упражнений. Именно ритм боя был одним из ключевых понятий военного обучения у мусульман.
Система обучения и воспитания в исламском мире
Главным распространителем образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейской. Овладение ею считалось непременным условием для образованного человека и учителя. По восточным представлениям между обучением и воспитанием существовала неразрывная связь: без воспитанности знание — что огонь без дров, без знания воспитанность — как дух без тела. По исламской традиции обучение начиналось в семье. Важной первой вехой обучения являлась идущая от древней инициации церемония бисмаллах. По достижении возраста 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное «бисмаллах» и несколько первых стихов из Корана. Считалось, что ответственность за проступки учеников лежит прежде всего на преподавателе, «Начало воспитания моих детей есть твое собственное воспитание», — писал один из родителей, обращаясь к учителю.
В обучении и воспитании практиковались поощрения и наказания. Существовал, например, обычай, согласно которому лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями. Преимущество все же отдавали наказанию. Правда, предусматривалась известная регламентация. Наставникам советовали избегать вспыльчивости и не превращать физическое наказание в избиение. По традиции число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалась недопустимость наказывать физически детей младше 10 лет, а также поручать исполнять наказания старшему ученику. Телесные наказания были скорее правилом, нежели исключением. В начале занятий обычно учитель произносил фразу: «Ваше тело, но мои — кости». Лозунгом педагогов был девиз: «Сбережешь розги, потеряешь дитя».
Образование в исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия). Частные религиозные школы первого (начального) уровня — китаб — существовали в городах и крупных селениях. Учитель договаривался с родителями учеников о вознаграждении за свой труд. Плата, как правило, была невысокой. В раннюю эпоху (до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже в доме или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Применялись также диктанты. Содержание обучения, соблюдение канонов ислама контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики. Основное число учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Представители феодальной верхушки предпочитали нанимать домашних учителей. Тогда образование включало не только чтение, письмо и счет, но и элементы арабской грамматики и литературы. Кроме того, изучали историю, правила этикета, занимались физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и пр.).
Второй (высший) уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия, как правило, проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов) и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель сидел на ковре в кругу учеников. Учебные заведения второго уровня в кругах при мечетях именовались фикх и калам. Заметным событием в развитии просвещения стали дома мудрости, первый из которых появился в Багдаде в конце VIII в. В домах мудрости собирались и вели споры крупные ученые. Здесь сосредоточивались богатые хранилища рукописей. В домах мудрости соединились традиции греко-римской, индийской, арабской и персидской образованности. Программа должна была способствовать тому, чтобы из молодого человека формировался благородный мусульманин. Предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о пророке Мохаммеде), мусульманские право (шариат) и теология. Сюда относились арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки (согласно философским концепциям аристотелева направления). Те, кто приобретал образование высшего уровня, получали и ученую степень — ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей.
Главными методами обучения в фикхах, каламах и домах мудрости были чтение и комментирование разнообразной учебной литературы. Ученики под руководством наставника изучали наиболее авторитетные сочинения по тому или иному предмету. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал наиболее важным. Они же выполняли также роль репетиторов и контролеров.
Власти редко вмешивались в дело высшего образования, лишь в ряде мест, например в Багдаде и Египте, они контролировали соблюдение канонов ортодоксального ислама.
Заметные изменения в высшем образовании произошли в XI-XII вв., когда появились новые учебные заведения — медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. В медресе изучали и комментировали учебную литературу тогдашнего цивилизованного мира. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. В Басре, Герате, Исфагане, Мерве и других городах их финансировали и власти.
В первых медресе изучали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программарасширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Авторами учебников часто являлись выдающиеся мыслители Востока. Так, аль Бируни создал трактат «Вразумление началам звездочетства» — пособие по обучению математике, астрономии и географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответов на поставленные вопросы тот, который считал правильным. Настольными книгами в медресе и других высших учебных заведениях были трактаты Авиценны.
Порой крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами.
Типологичность системы образования в исламском мире не исключала особенностей в отдельных регионах и странах. Так, в Османской Империи, в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний Восток, сложилась иерархия медресе: столичные, которые открывали путь к административной карьере, и провинциальные, выпускники которых в лучшем случае могли стать мелкими чиновниками. Путем воспитания происходила натурализация части детей покоренных народов (главным образом, христианских). По турецким семьям распределялись чужеземные мальчики 5-12 лет, где их приобщали к языку и обычаям турок-османов. Затем подростков отдавали в специальные школы — эндерун, где продолжалось их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно — новая армия).
Кроме программы медресе подросткам и юношам — будущим янычарам — преподавали турецкий и персидский языки и литературу, историю, математику, военное дело (стрельба из лука, верховая езда, метание копья, борьба), различные искусства и ремесла: поэзию, музыку, каллиграфию, рисунок, черчение, переплетное мастерство и пр. В целом содержание обучения был заметно шире и глубже, чем в медресе.
Кризис Османской империи в XVII в. отразился на образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина, что превращало детей, как писал один из современников, в обезумевшие стаи птиц.
Крупным культурным центром исламского мира являлась мусульманская Испания. Просвещение в мусульманской Испании достигло наивысшего расцвета в конце X в. По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. В одной лишь Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в ряде которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. В учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи. Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили педагогические достижения Европы и нередко служили эталонами для Запада. Можно назвать в этой связи, например, идеи интеллектуального развития, сенсуалистского подхода к обучению и др. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху средневековья. Восточные высшие школы в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В медресе обучались европейцы, сделавшиеся впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. Когда в XI в. в Болонье и Париже появились центры просвещения, из которых выросли первые университеты, европейцы стали отправляться в Северную Африку, арабскую Испанию, чтобы побывать в тамошних школах, познать мудрость Востока.
Медресе: история и современность мусульманской школы
Образование в мусульманстве, начальное особенно, организовывается при духовном центре общины, то есть при мечети. Образовательное мусульманское учреждение называется медресе, а для начального образования существует мектеб. В таких начальных школах ранее обучали только мальчиков, но на сегодняшний день это правило изменилось, как и факт принадлежности начальных школ исключительно к мечетям, есть школы или классы для девочек мусульманок.
Об истории развития школьного образования в исламском мире можно посмотреть в данном видео, в котором рассказывается о системе мусульманского школьного и высшего образования для мужчин и женщин в Халифате.
Современные мектебы называют медресе или куттабами, и в них, помимо арабского языка и письменности, изучают арифметику и целый ряд светских дисциплин. Часть таких учреждений на сегодняшний день реорганизовано в школы с полноценным изучением всех дисциплин в соответствие с образовательным стандартом, и изучение Корана является одним из учебных предметов.
Современные мусульманские школы
Как правило, мусульманские школы идут с раздельным преподаванием для женщин и мужчин, в начальных классах допускаются смешанные классы для девочек и мальчиков, но после взросления девушек и парней разделяют, для девушек выделяются специальные женские медресе в отдельных зданиях или разделенных на мужскую и женскую часть.
В мусульманских школах всем этим аспектам уделяется особое внимание. В отличие от обычных школ, они решают также такие проблемы, как школьная форма, поскольку юный мусульманин, находясь в кругу детей-мусульман, не сталкивается с такими психологическими переживаниями, как непонимание со стороны одноклассников в вопросах одежды.
Мусульманские школы в Европе
Современная мусульманская школа для детей в Европе обладает всеми необходимыми образовательными стандартами и является одной из лучших по качеству предоставляемого основного образования. Ниже вы можете посмотреть видео об одной из таких школ в Великобритании.
Мусульманские школы в России
В России мусульманские школы и медресе, также получили популярность и свое развитие, такие школы открыты в Дагестане, Татарстане и Башкортостане, а также других республиках с преимущественным проживанием мусульман, такие школы есть и в крупных городах, таких как Москва. О том чему учат детей в таких школах, вы узнаете из видео ниже, в нем преподаватель медресе рассказывает все аспекты обучения детей-мусульман и образовательных программах в российских медресе.
Образовательная программа в мусульманских школах полностью соответствует традиционной программе образовательного государственного стандарта. Помимо стандартных предметов, в образовательную программу включены такие дисциплины, как изучение Корана, основ Ислама, арабский язык, а также мусульманское право или фикх. На втором году обучения в программу включаются такие предметы, как сира – жизнеописание Пророка Мухаммада ﷺ.
Учебный день продуман до мелочей: школьное питание, включающее завтрак и обед, стандартные уроки и перемены, наличие спортивных секций и кружков, которые по желанию может посещать юный мусульманин. В большинстве учреждений для детей мусульман учебная неделя составляет четыре дня, а пятницу и выходные ребенок проводит дома с родителями.
Воспитательный процесс в начальной школе для детей мусульман организован таким образом, чтобы они учились общаться друг с другом не только на уроках, но и во время общих культурно-массовых мероприятий, праздников, как религиозных, так и светских, в атмосфере дружелюбия, поощрения в добрых делах, взаимоуважения и внимания друг к другу.
На уроках учитель рассказывает и показывает своим поведением пример того, как следует строить свои отношения с окружающими, как должен вести себя мусульманин себя в различных ситуациях, как анализировать и исправлять свои промахи и реагировать на ошибки.
Начальная школа ведет целенаправленную и разностороннюю работу с родителями своих учеников: с родителями проводятся регулярные беседы, чтобы иметь возможность учитывать при организации учебного процесса имеющийся у них религиозный опыт, их взгляды по различным вопросам, обсудить волнующие их вопросы и аспекты, вызывающие сомнение.
Мусульманская школа-гимназия в Киеве
В Украине также функционируют общеобразовательные мусульманские школы, и одной из лучших школ является гимназия в Киеве, которая предоставляет своим выпускникам государственный диплом об окончании обучения. О данной школе, вы можете узнать из данного видео:
Мусульманская школа в Москве
Выбор начального образовательного учреждения для детей – дело важное и ответственное. У мусульман Москвы появилась возможность обучать своих детей в открывшейся в столице первой мусульманской общеобразовательной школе.
В школе «Иман» процесс обучения организован таким образом, что ребенок-мусульманин участвует в полноценном учебном процессе, сочетающем стандартные предметы с изучением Корана, в общении с единоверцами. Воспитательным процессом в школе занимаются учителя с высшим педагогическим образованием и полноценным опытом педагогической работы в хиджабах и няни, которые совершают вместе с детьми намаз, организовано халяльное питание.
Школа открыта по инициативе мусульманской общины «Рисалят» при поддержке своих братьев и сестер, и является полноценным учебным учреждением, в котором обучаются дети всех возрастов периода начальной школы и всех национальностей.
Количество детей в классах – от шести до двенадцати, а всего в школе могут обучаться одновременно пятьдесят учеников. Небольшое количество учеников в классах – важное условие для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного учебного процесса, одного из основополагающих принципов педагогики, от которого напрямую зависит качество образования юного мусульманина. Учитель располагает достаточным количеством времени в течение урока, чтобы уделить внимание каждому ученику, ведь дети усваивают знаний по-разному, в зависимости от своих способностей.
Занятия проходят четыре дня в неделю, а для подвоза детей до школы организован маршрутный автобус.
Обучение в школе «Иман» построено в полном соответствие с ФГОС на базе семейного образования, сочетая в образовательном процессе классические образовательные традиции и новейшие педагогические методики с религиозно-нравственным воспитанием. Современный учебный процесс включает в себя использование компьютерных технологий, интегрированные формы уроков.
Школьная программа грамотно построена на сочетании авторской методики с традиционным преподаванием на основе изучений арабского и английского языков. Русский язык позиционируется здесь как средство общения и укрепления международных связей. Ведется целенаправленная подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ. Для детей организованы дополнительные занятия в мини-группах и по индивидуальному графику.
Организовано религиозное направление в образовании, утвержденное ДУМЕР. Чтению Корана, фикху обучают детей профессиональные преподаватели, так же как и основам нравственности и истории пророков.
Основной принцип работы школы заключается в том, что основная забота верующего мусульманина – это приобретение религиозных знаний. В рамках процесса обучения и воспитательной работы ученики школы регулярно успешно принимают участие в религиозной олимпиаде, конкурсе чтецов Корана, становясь призерами. Для детей организован летний отдых в период каникул в мусульманских оздоровительных лагерях, где в режиме отдыха в сочетании с элементами дополнительного образования, включающего в себя знакомство с вероучением Ислама, рассказами о жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его важной роли в истории человечества, о миссии пророков Аллаха, чтение аятов Корана, и организованным четырехразовым халяльным питанием, а также экскурсионной программой по мусульманским культурным центрам столицы, музеям, панорамам и выставкам, выездами на пикники, они учатся общению друг с другом, уважению к своей культуре и религии, оздоравливаются и готовятся к следующему школьному году.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)