чебоксарский свято троицкий мужской монастырь сайт
Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары)
Свя́то-Тро́ицкий мужско́й монасты́рь (чуваш. Сăваплă Виçпĕрлев ар мăнастăрĕ) — православный мужской монастырь. Был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. Расположен на берегу реки Волги в Чебоксарах.
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Ивана Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди народов Поволжья с этническими религиями, имел общежительный устав.
В 1609 году монастырь был сожжён и разорён, а настоятелель отец архимандрит Геласий был убит.
В XVII веке монастырь владел шестью деревнями, почти 900 десятинами земли, рыбными угодьями на реке Волге.
В 1764 году монастырь лишился всех своих владений и деревень и причислен к 3-му классу. В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. В 1789 году к монастырю была приписана Владимирско-ретенская пустынь. По указу Павла I в конце XVIII века монастырю были даны земли (около 30 га) и озёра для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Спасо-Геронтиева пустынь.
В конце XIX века при архимандрите Димитрии обновляется и освящается пришедший в ветхость Троицкий собор.
В 1902 году настоятелем назначается архимандрит Серафим. При нём монастырь начал возрождаться духовно. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. После Серафима настоятелем стал Игумен Вассиан бывший. Он до конца пытался сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года. В 1926 году здания монастыря были переданы под комсомольский и пионерский клубы.
С 1946 года здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. В 1974 году были выделены средства на реставрационные работы в монастыре. В разное время здания монастыря занимались разными организациями: фирмой «Турист», подводниками, театром юного зрителя и др.
В 1992 году правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые послушники. Постепенно восстанавливаются разрушенные стены, колокольня, угловые башенки.
Летом 1996 года в монастыре побывал Святейший Патриарх Алексий II. Он отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе. В 2001 году Алексий II повторно посетил монастырь.
25 декабря 2009 года Священным Синодом наместником монастыря был назначен игумен Василий (Паскье).
Современное состояние [ править ]
На территории монастыря располагается здание Чебоксарского епархиального духовного училища.
В здании училища действует Воскресная школа «Светочъ». Школа существует с 2002 года. Руководителем воскресной школы «Светочъ» является наместник монастыря, архимандрит Василий (Паскье).
Храмы и архитектурные строения монастыря [ править ]
Памятник архитектуры XVIII в. Документы о внешнем облике первоначального храма не сохранились. Очевидно первый храм, как и весь монастырь, был деревянный. Декорировка ныне существующего здания свидетельствует об архитектурных вкусах эпохи русского барокко. В советский период здание претерпело значительные, изменения: утрачен купол, двухсветный зал был разделен этажным перекрытием.
Одно из старейших монастырских сооружений. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Трапезная церкви, ставшая со временем ее Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей.
Единственная постройка монастыря, дошедшая до наших дней без существенных изменений. Монументальность сооружения несколько утрачена из-за значительного поднятия уровня культурного слоя. С юго-восточной стороны к церкви примыкает административный корпус монастыря, который, судя по характеру кладки, возведен одновременно с нею.
Первоначально колокольня находилась в северной части ограды, рядом со старой пятиглавой церковью Петра и Павла, вместе с которой была разобрана и конце XVIII в. Более поздняя постройка, выполненная согласно некоторым сведениям по проекту казанского архитектора Петонди, была разрушена уже в советское время. Вновь восстановлена в 1995 г. На колокольне особого внимания заслуживают два колокола, первый из которых был отлит в Чебоксарах мастером Петром Мельниковым в 1828 г. и является единственным из сохранившихся местных колоколов; второй отлит в Ярославле в 1853 г. на известном в Поволжье заводе Оловянишникова.
Характерный пример каменной гражданской постройки данного исторического периода. Однако внутренняя планировка здания соответствует вкусам более ранней эпохи. Одно из немнгих сооружений, сохранивших в неизменном виде свой первоначальный декор. Наиболее заметно это проявляется в наличниках оконных проемов, обработанных плоским ленточным обрамлением с замковым камнем и ушками. Еще одним заслуживающим внимания элементом является восьмигранное окно второго света над входом в здание, характерное для архитектурного стиля русского барокко.
Двухэтажное каменное здание XIX в. В начале ХХI века к нему был пристроен жилой корпус с братской трапезной.
Святыни [ править ]
В Толгском храме монастыря находится особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16 века, переданная монастырю архиепископом Варнавой в 1994 году. В 1930-х годах икона была изъята из храма села Буртасы Урмарского района Чувашии. Затем хранилась в Чувашском краеведческом музее.
Среди особо чтимых святынь, находящихся в монастыре, есть икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Образ был передан из музея епархии, а правящий архиерей благословил находиться в Свято-Троицком мужском монастыре.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1
Чебоксарский свято троицкий мужской монастырь сайт
Летопись Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря
С этими миссионерскими целями в 1566 году по Указу царя Иоанна Васильевича Грозного был основан в Чебоксарах Троицкий мужской монастырь: «царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы». Тогда же новой обители были отведены 83,25 десятины пашни, сенокосы у Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 десятин), 24 квадратных версты «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни. В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.
Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).
В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»
Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.
В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.
Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «. 1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».
В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.
Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).
В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.
В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.
Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.
Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.
29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «. на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам. ». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.
В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.
Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.
Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.
Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.
В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.
23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.
На территории монастыря располагается здание Религиозная организация-духовная профессиональная образовательная организация «Центр подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской Митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Чебоксарский свято троицкий мужской монастырь сайт
Был поднят вопрос о создании Общественного Совета при наместнике мужского монастыря с целью поддержки усилий игумена Василия (Паскье) направленных на благоустройство прилегающей к монастырю территории, на создание памятных знаков и сооружений, и в связи с приближающейся знаменательной датой в истории Отечества — 400-летием Царского Дома Романовых.
В совещании приняли участие:
1. Игумен Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого монастыря г.Чебоксары.
2. Муратов Н.И., директор государственного Центра по охране культурного наследия при Министерстве культуры ЧР.
3. Кугураков И.К., искусствовед, доцент ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
4. Священник Сергий Пушков, заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии, настоятель храма Рождества Христова г.Чебоксары.
5. Мордвинова А.И., искусствовед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.
6. Анохин А.П., Заслуженный художник ЧР, зам. Председателя правления Союза художников ЧР.
7. Сергеева О.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Чебоксарского политехнического института (ф) МГОУ.
Было решено создать Общественный Совет при наместнике Свято-Троицкого мужского монастыря по поддержке усилий по благоустройству территории вокруг Свято-Троицкой обители. В ходе совещания был решен ряд вопросов, связанных со строительством часовни в память о Марие Шестовой, бабушке первого царя из династии Романовых — Михаила Феодоровича и в связи с приближающимся 400-летием Царского Дома Романовых.
Историческая справка: боярыня Мария Шестова (Шастунова) была сослана по указу царя Бориса Годунова в Чебоксарский Никольский женский монастырь, где в 1601 году была пострижена в монашество игуменом Чебоксарского Троицкого мужского монастыря Иоанникием. Была захоронена в склепе Собора Никольского женского монастыря. В 1913 году в годовщину 300-летия Императорского Дома Романовых с целью выяснения места захоронения монахини Шестовой под руководством Казанского губернатора и викарного архиерея были проведено вскрытие склепа при храме. Нахождение останков, принадлежащих монахини Шестовой подтвердилось.
В состав Общественного Совета вошли:
1. Игумен Василий (Паскье), наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, Председатель Совета;
2. Сергеева Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Чебоксарского политехнического института (ф) МГОУ, Председатель Совета Клуба потомков Чебоксарского купечества и других сословий, секретарь Совета.
3. Анохин Андрей Павлович, Заслуженного художника ЧР, доцента кафедры живописи художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, заместитель Председателя правления Союза художников ЧР;
4. Брындин Анатолий Константинович, Заслуженный художник ЧР, Директор фирмы «Типография Брындиных»;
5. Священник Сергий Пушков, заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии, настоятель храма Рождества Христова г.Чебоксары;
6. Кугураков Игорь Константинович, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства и рисунка Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева;
7. Крынецкий Анатолий Игнатьевич, Заслуженный работник культуры ЧР, Председатель Чебоксарского отделения Центра русской культуры;
8. Мордвинова Антонина Ильинична, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук;
9. Муратов Николай Иванович, архитектор, Директор государственного Центра по охране культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики;
10. Паршагина Зинаида Викторовна, Члена Союза журналистов РФ, корреспондент ГТРК «Чувашия», Председатель православного благотворительного фонда «Рождество»;
11. Фошин Вячеслав Александрович, заместитель министра культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.
Чувашская Республика (монастыри)
Содержание
Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) [ править ]
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.
В 1924 году был закрыт советской властью.
В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).
Священноархимандритом обители является правящий архиерей, в настоящее время Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров).
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1
Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке [ править ]
С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
Адрес: 428010 Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. 1 Коммунальная Слобода, д. 32
Тихвинский Богородицкий женский монастырь (Цивильск) [ править ]
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — православный женский монастырь, расположен в городе Цивильск, на берегу старого русла реки Большой Цивиль. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири.
Также при обители действует Воскресная школа.
Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы.
Адрес: 429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1
Александро-Невский мужской монастырь (Каршлыхи) [ править ]
Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.
Адрес: 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, п/о Каршлыхи
Иверский Богородицкий женский монастырь (Шерауты) [ править ]
Православный Иверский Богородицкий женский монастырь с. Шерауты Комсомольского района Чувашской Республики является преемником Николо-Иверской женской обители, учрежденной в 1903 году в 10 км от с. Шерауты между деревнями Кубня и Новые Мураты.
В 1905 году в монастырь была устроена церковь во имя свт. Николая Чудотворца.
Уже в 1908 году монастырь состоял из 3-х корпусов, сада, пчельника, конюшни, 2-х коровников, 2-х амбаров, 2-х сараев, дровянника.
Монастырь был официально закрыт в 1919 году, но фактически действовал до 20 июня 1921 года, в то время в его зданиях был открыт детский дом.
Впоследствии монастырские здания пострадали от пожара и были разрушены. По преданию монастырские колокола до сих пор сокрыты в земле, иконы и церковная утварь расхищены, частью уничтожены, чудом сохранилась Иверская икона Божией Матери.
В настоящее время она является главной святыней обители. В конце 90-х годов началось возрождение обители.
1 января 2001 года монастырю была возвращена Иверская икона Божией Матери, и архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава освятил монастырский храм.
Адрес: 429347, Чувашская Республика, Комсомольский район, с. Шерауты, ул. Больничная, 1
Свято-Троицкий монастырь (Алатырь) [ править ]
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.
С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская.
Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.
В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.
В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.
Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (Алатырь) [ править ]
Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 году игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева.
Тот монастырь существовал на территории Речи Посполитой. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь начались карательные походы не только на казаков и крестьян, но и на монахов. Игумены с монахами и монахинями Густынского и Ладинского монастырей, не дожидаясь своей очереди, бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь.
Затем указом царя Михаила отправлены в г.Алатырь в Никольский девичий монастырь. Но постройки монастыря оказался очень ветхими и было принято решение построить новую церковь и келии на новом месте. Вновь возведенный монастырь получил название Киево-Николаевского Новодевичьего, по месту своего предыдущего пребывания сестёр и в отличие от уже существующего в то время в Алатыре Николаевского женского монастыря, который получил новое наименование: Старо-Николаевского женского монастыря.
Адрес: 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25
Рождественский мужской скит (Алатырь) [ править ]
В пяти километрах от города Алатырь, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в 1999 году был основан скит в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На территории скита сооружен храм Рождества Христова в 2001 году, также имеется источник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Скит относится к Алатырскому Троицкому мужскому монастырю.
Адрес: 429800, Чувашская Республика, Алатырский район, территория Ахматовской сельской администрации (15 км от г. Алатыря)