Чекбокс курьер на авто
Сервис доставки для бизнеса «Чекбокс» привлек 90 млн рублей от «ТилТех Капитал» и частных инвесторов Статьи редакции
Доставка от компании стоит меньше для покупателя, потому что курьер везет сразу несколько заказов разных партнеров по пути.
Сервис доставки для бизнеса «Чекбокс» привлек 90 млн рублей финансирования. Одним из инвесторов стал фонд «ТилТех Капитал», который вложил 70 млн рублей в обмен на 20% компании, сообщили vc.ru в фонде.
Оценка «Чекбокс» составила 370 млн рублей. Остальные 20 млн рублей вложили текущие инвесторы Влад Варлашин и Сергей Литвиненко, ранее они инвестировали в сервис еще 35 млн рублей.
До конца 2021 года «Чекбокс» планирует начать работу в 16 городах-миллионниках. На привлеченные деньги компания откроет в каждом городе офис, где будет проходить подбор и обучение курьеров.
«Чекбокс» — это сервис доставки «последней мили» для интернет-магазинов. Компания работает по схеме Supply Sharing, основанной на машинном обучении: «Чекбокс» сотрудничает с бизнесом, который делится информацией о доставке с сервисом, а алгоритмы выстраивают заказ так, чтоб курьеру было максимально по пути.
В компании описывают модель доставки как «метро», ветки которого перестраиваются по ходу движения «поездов», исходя из потребностей клиентов. Курьер может везти сразу несколько заказов разных партнеров.
Например, путь себестоимостью в 1500 рублей могут разделить пять клиентов, каждый из которых заплатит по 350 рублей — так доставка будет стоить меньше для покупателя.
На рынке есть две основные модели:
а) Дорогая — собственная логистика FMCG, crowdsource-платформы (такси, сервисы доставки и пр). Часто курьер привязан к магазину и складу. Так или иначе, он берет один заказ, отвозит клиенту, возвращается. Его путь назад — холостой, в ходе доставки он везет 1 заказ. Поэтому дорого.
б) Медленная — «волновая отгрузка» и доставка сегодняшних заказов завтра, в широкий интервал. Так работает собственная логистика с вертикального-интегрированной складской инфраструктурой. Собирается пул из множества заказов, строятся маршруты курьерам (как правило, на 2 половину дня или на завтра). Курьер загружается и развозит. Это экономия, но экономия за счет UX клиента.
Наша модель даёт экономику «волновой отгрузки» при экспресс-доставке. Наши технологии непрерывно оптимизируют маршруты в реальном времени. Вновь появившийся заказ может изменить/оптимизировать все маршруты всех курьеров. Через 5 секунд придет новый заказ и процессы повторятся. У нас нет своих складов. Мы доставляем только день в день, в течение пары часов, только «последнюю милю». Как из магазинов, так и со складов клиентов.
«Тилтех Капитал» основан в 2017 году при поддержке компаний «Агама», «Вкусвилл» и «Химрар». В 2019 году фонд объявил, что начнет инвестировать в малую и среднюю розницу, которая адаптировалась к кризису. «ТилТех» уже инвестировал в бренд одежды DOROGOBOGATO, сервис вывоза мусора и вторсырья «Убиратор» и образовательный проект Mishka AI.
Чекбокс курьер на авто
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
1.1. Оферта – настоящее соглашение, заключаемое между Чекбоксом и Клиентами на условиях, указанных ниже.
1.2. Платформа – информационная система Службы доставки Чекбокс, web checkbox.ru или мобильное приложение Сheckbox, позволяющее Клиенту ознакомиться с тарифами доставки, заполнить все данные Заявки, необходимые для ее осуществления (адрес отправления и получения, время доставки, и т.д.), а также совокупность информации о состоянии и движении размещенных Клиентом Заявок, и иной информации и средств ее обработки, используемой сторонами для обмена информацией в электронном виде.
1.3. Клиент – пользователь Платформы, полностью дееспособное физическое лицо, которое прошло процедуру регистрации на Сайте, путем присвоения логина и пароля, и разместившее заявку на доставку разрешенных к перевозке предметов или товаров.
1.4. Чекбокс – оператор, владелец и администратор Платформы Чекбокс, Акционерное общество «Самокарт» (ИНН 2310212217, юридический адрес: Россия, г. Краснодар, ул. Стахановская, 15, корп. 3, комната 2), организующее доставку Заказов по Заявкам, размещенным Клиентами на Платформе.
1.5. Курьер – любое дееспособное лицо, желающее оказывать услуги по доставке с помощью Платформы Чекбокс, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ, прошедшее проверку и регистрацию на Платформе в качестве Курьера.
1.6. Сайт – web checkbox.ru, который принадлежит и администрируется Чекбоксом.
1.9. Адрес отправления – любой адрес в пределах Зоны доставки, по которому Курьером производится прием отправлений для последующей доставки.
1.13. Уведомление – электронное сообщение, направляемое Сторонами через Платформу, а также при возможности по электронной почте.
2.1. В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данный документ, адресованный физическим лицам, является безотзывным предложением АО «Самокарт» заключить договор публичной Оферты на доставку на указанных ниже условиях (далее — Оферта).
2.2. Полным и безоговорочным акцептом настоящей Оферты является принятие Клиентом условий настоящей Оферты на доставку при нажатии кнопки «Оформить заявку» или «Оплатить».
2.3. Акцепт Оферты означает, что Клиент согласен со всеми положениями и равносилен заключению договора, что Пользователь производит оплату и принимает услуги по доставке в соответствии с настоящей Офертой, а также дает свое разрешение на обработку своих персональных данных для получения услуг в соответствии с размещенной Заявкой.
2.4. Если Клиент не согласен с каким-либо пунктом настоящей Оферты, он не должен размещать и оплачивать Заявки на Сайте Checkbox.
3.2. Моментом исполнения обязательств Чекбокса является отметка Курьера Чекбокса в специальном приложении для мобильного телефона Checkbox (часть Платформы) при передаче отправления Курьеру, о чем Клиенту приходит уведомление в виде текстового (SMS) сообщения на указанный им номер мобильного телефона.
3.3. Моментом исполнения обязательств Курьера по доставке Заказа является отметка Курьера Чекбокса в специальном приложении для мобильного телефона Checkbox (часть Платформы) при передаче отправления получателю по адресу получения, о чем Клиенту приходит уведомление в виде текстового (SMS) сообщения на указанный им номер мобильного телефона.
4. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ДОСТАВКУ
4.1. Для доступа в личный кабинет Платформы и оформления Заявки на услуги по доставке Клиенту необходимо перейти в раздел «Заказать доставку», указать телефон, и подтвердить его паролем, который придет на указанный Клиентом номер.
4.2. Для оформления Заявки на услуги по доставке Клиенту необходимо указать следующую информацию:
4.2.1. Адрес отправления
4.2.2. Телефон лица, передающего Заказ Курьеру
4.2.3. Адрес доставки
4.2.4. Телефон получателя Заказа
4.2.5. Комментарии или дополнительные опции, при необходимости
4.3. При подтверждении Заявки на сайте Клиент должен ознакомиться с настоящей Офертой и «Требованиями к упаковке и передаче товаров» и принять их условия путем простановки отметки «Согласен».
4.4. После этого Клиент будет перенаправлен на сайт банка-эквайера (АО «АЛЬФА-БАНК») для оплаты доставки (раздел 5 Оферты).
4.5. Чекбокс не несет ответственности за точность и правильность информации, предоставляемой Клиентом при оформлении Заявки, а также за содержание Отправления.
4.6. Клиент, присоединяясь к настоящей Оферте, соглашается на электронный документооборот и электронное взаимодействие. Номер мобильного телефона, указанного при регистрации, признаются электронной информацией, приравненной к простой электронной подписи.
5. ПОРЯДОК ДОСТАВКИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
5.1.1. Чекбокс обязуется по Заявке, размещенной Клиентом через Платформу, оказать услуги по передаче зарегистрированным на Платформе Курьерам информации о Заявке на доставку разрешенных к перевозке законодательством РФ предметов или товаров, по указанному в Заявке адресу в пределах Зоны доставки, по адресу доставки
5.2.1. Обязуется забрать Отправление у отправителя и доставить Отправление получателю в соответствии с информацией, указанной в Заявке.
5.2.2. В случае невозможности забрать Отправление в связи с отсутствием отправителя в месте и время, указанное в Заявке, либо по любой другой не зависящей от Чекбокса и Курьера причине, Курьер обязуется уведомить Клиента путем направления текстового сообщения на указанный Клиентом номер мобильного телефона, а также связаться со службой поддержки Чекбокс.
5.2.3.В случае если доставку Отправления невозможно выполнить по причине отсутствия получателя в месте и время, указанное в Заявке, либо по любой другой не зависящей от Чекбокса и Курьера причине, Курьер обязуется уведомить об этом Клиента и вернуть обратно отправителю Отправление, при этом доставка Отправления получателю считается выполненной и подлежит оплате.
5.2.4. Курьер вправе осмотреть Отправление и отказать Клиенту в оказании услуги доставки Отправления, если оно содержит:
5.2.5. Курьер вправе отказаться от доставки Отправления, если оно не соответствует описанию в Заявке или если фактические условия оказания услуг по доставке, о которых Курьеру сообщил отправитель либо Клиент (в зависимости от ситуации), не соответствуют другим условиям Заявки.
5.4.1. Обязуется передать Курьеру Отправление в месте и в сроки, указанные в Заявке;
5.4.2. Обязуется не передавать Отправления для доставки Курьеру указанные в п. 5.2.4. настоящей Оферты предметы либо товары;
5.4.3. Обязуется самостоятельно обеспечить Отправление особой упаковкой, соответствующей характеру вложения, условиям и продолжительности пересылки, исключающей возможность повреждения вложения, а также причинения какого-либо вреда другим отправлениям;
5.4.4. Обязуется незамедлительно известить Чекбокс и Курьера через Платформу о любых изменениях в Заявке. Изменения могут быть сделаны до момента доставки Отправления.
5.4.5. Обязуется производить все расчеты с Курьером через Платформу Чекбокс в полном объеме и своевременно.
5.4.6. Вправе отозвать Заявку до момента принятия Заявки. В случае отзыва Заявки после ее принятия Чекбоксом, но до момента передачи Отправления Чекбоксу, Пользователь оплачивает выезд Курьера по цене доставки.
6. ОПЛАТА УСЛУГ ПО ДОСТАВКЕ
6.1. Стоимость услуги Курьера по доставке Отправления по адресу получения, с учетом выбранных дополнительных опций и зоны доставки, будет указана на странице оформления Заявки, на кнопке «Создать заказ».
6.2. Услуга оплачивается Клиентом с использованием электронных денежных средств, через платежную систему АО «АЛЬФА-БАНК». К оплате принимаются карты VISA, MasterCard, МИР.
6.3. Денежные средства списываются со счета Клиента в момент размещения Заявки, до выезда Курьера по адресу, указанному Клиентом, в качестве адреса отправления.
6.4. Подтверждением оплаты по пластиковой карте на сайте будет являться электронный чек (слип), выдаваемый Клиентом банком-эквайером (АО «АЛЬФА-БАНК»). Электронный кассовый чек направляется Клиенту по электронной почте либо смс на телефонный номер, в зависимости от выбора Клиента при нажатии кнопки «Оплатить»
6.5. Чекбокс оказывает Клиенту и Курьеру посреднические услуги по предоставлению Платформы для обработки расчетов между Курьером и Клиентом, за услугу по доставке, и не принимает участия в иных расчетах между Клиентами и третьими лицами.
7. БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ, КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
7.1. Услуга оплаты через интернет осуществляется в соответствии с Правилами международных платежных систем Visa, MasterCard и Платежной системы МИР на принципах соблюдения конфиденциальности и безопасности совершения платежа, для чего используются самые современные методы проверки, шифрования и передачи данных по закрытым каналам связи. Ввод данных банковской карты осуществляется на защищенной платежной странице АО «АЛЬФА-БАНК».
7.2. На странице для ввода данных банковской карты потребуется ввести данные банковской карты: номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA, CVC2 для MasterCard, Код Дополнительной Идентификации для МИР). Все необходимые данные пропечатаны на самой карте. Трёхзначный код безопасности — это три цифры, находящиеся на обратной стороне карты.
7.3. Далее вы будете перенаправлены на страницу Вашего банка для ввода кода безопасности, который придет к Вам в СМС. Если код безопасности к Вам не пришел, то следует обратиться в банк выдавший Вам карту.
7.4. Случаи отказа в совершении платежа:
7.4.1. банковская карта не предназначена для совершения платежей через интернет, о чем можно узнать, обратившись в Ваш Банк;
7.4.2. недостаточно средств для оплаты на банковской карте. Подробнее о наличии средств на банковской карте Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;
7.4.3. данные банковской карты введены неверно;
7.4.4. истек срок действия банковской карты. Срок действия карты, как правило, указан на лицевой стороне карты (это месяц и год, до которого действительна карта). Подробнее о сроке действия карты Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;
7.5. По вопросам оплаты с помощью банковской карты и иным вопросам, связанным с работой Сайта, Вы можете обращаться по телефону: 8-800-555-81-52.
7.6. Предоставляемая вами персональная информация (имя, телефон, e-mail, номер банковской карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде, не обрабатываются Чекбоксом и не сохраняются на нашем Web-сервере.
8. ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ДОСТАВКУ
8.1. Так как Чекбокс не действует от лица интернет-магазинов, не осуществляет выкуп Отправлений, и не принимает участия в расчетах между получателями и отправителями, Чекбокс также не участвует в процедуре возврата денежных средств за товар.
8.2. Клиент понимает и соглашается с тем, что осуществление доставки — это отдельная услуга, не являющаяся неотъемлемой частью стоимости доставляемого Чекбоксом Отправления, выполнение которой заканчивается в момент получения получателем Отправления. В связи с этим доставка Отправления не дает Клиенту права требования доставки предметов, входящих в Отправление, в целях гарантийного или иного обслуживания или замены, не дает возможности осуществлять гарантийное обслуживание или замену Отправления посредством выезда к Клиенту и не подразумевает возможность возврата стоимости доставки Отправления в случаях, когда Клиент имеет право на возврат денег за Отправление, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
8.3. В случае, если Клиент желает воспользоваться услугами Чекбокса по доставке Отправления в целях, указанных в п.7.2., он оформляет через Сайт новую услугу по доставке.
8.4. В случае, если Клиент ошибочно перечислил денежные средства через Платформу Чекбокса, либо желает отменить Заявку (что возможно до того, как Отправление было получено Курьером), Пользователь может вернуть ошибочно перечисленные денежные средства.
8.4.1. Для возврата денежных средств на банковскую карту необходимо заполнить «Заявление о возврате денежных средств», которое высылается по требованию Чекбоксом на электронный адрес и отправить его по адресу info@samocart.ru
8.4.2. Возврат денежных средств будет осуществлен на банковскую карту в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня со дня получения «Заявление о возврате денежных средств» Чекбоксом.
8.4.3. Для возврата денежных средств по операциям, проведенными с ошибками, необходимо обратиться с письменным заявлением и приложением копии чеков/квитанций, подтверждающих ошибочное списание. Данное заявление необходимо направить по адресу info@samocart.ru
8.4.4. Сумма возврата будет равняться сумме перечисления.. Срок рассмотрения Заявления и возврата денежных средств начинает исчисляться с момента получения Чекбоксом Заявления и рассчитывается в рабочих днях без учета праздников/выходных дней.
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
9.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств, Стороны несут ответственность согласно Оферте и разрешаются ими путем переговоров, а в части, не урегулированной Офертой – в соответствии с законодательством РФ. При недостижении Сторонами соглашения, споры и разногласия подлежат разрешению в претензионном порядке. Срок ответа на претензию – 30 дней.
9.2. Клиент несет ответственность за достоверность сведений в Заявке, в том числе относительно точного адреса доставки. Доставка по адресу, указанному в Заявке, считается надлежащим исполнением «Чекбоксом» своих обязательств.
9.3. Клиент несет полную ответственность за потенциально опасное Отправление и за вред, который может быть причинен в связи с доставкой такого Отправления. Также, «Чекбокс» имеет право отказать в оказании услуги Клиенту при обнаружении недостоверности сведений, указанных в Заявке.
9.4. Чекбокс не несет ответственность перед получателем за возможное несоответствие Отправления его описанию, которое было предоставлено получателю Клиентом.
9.5. «Чекбокс» несет ответственность перед Клиентом за сохранность Отправления только в размере объявленной стоимости Отправления. Порча скоропортящихся товаров в отправлении, произошедшая в процессе доставки, компенсируется только в случае выбора тарифа «Скоропортящийся товар» при оформлении доставки.
9.6. Потеря, повреждение Отправления (части Отправления) либо ненадлежащее оказание услуг фиксируются Чекбоксом и/или Клиентом и получателем при получении Отправления либо в момент, когда Отправление должно было быть получено. В этом случае составляется Акт об утере (повреждении) Отправления в произвольной форме, но с обязательным указанием основных условий Заявки и конкретных претензий.
9.7. Стороны согласовали, что:
9.7.1. Любые требования к Чекбоксу или в связи с ним ограничиваются возмещением реального ущерба и ни при каких обстоятельствах не включают упущенную выгоду или иные косвенные убытки;
9.7.3. Курьер и Чекбокс не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, если нарушение сроков доставки произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойств вложения Заказов, о которых Курьеру или Чекбоксу не было известно.
9.7.4. Чекбокс не несет ответственности за невозможность использования Платформы по причинам, не зависящим от Чекбокса, любые действия или бездействия сервисов, сетей, программного обеспечения, оборудования, и т.д., а также за ущерб, который может быть нанесен любым устройствам и носителям информации Клиента в результате использования Платформы.
9.7.6. Чекбокс полностью отвечает за соответствие своей контрольно-кассовой машины, выбивающей кассовый чек для Клиента, требованиям законодательства Российской Федерации.
9.8. Неустойки и компенсация убытков, предусмотренные настоящей Офертой, начисляются и выплачиваются только на основании письменной претензии пострадавшей Стороны.
9.9. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящей Оферте, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), возникших после акцепта настоящей Оферты, в результате событий чрезвычайного характера, которые Чекбокс, либо Курьер не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
10. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
10.1. Принимая настоящую Оферту, Клиент предоставляет Чекбоксу свое согласие на обработку своих персональных данных в объеме, установленном настоящей Офертой и их использование в целях оказания услуг. Данные, передаваемые Чекбоксу и Курьеру: Имя; Номер мобильного телефона.
Целью обработки персональных данных является визуальное отображение Чекбоксом, вышеперечисленных данных в смс-сообщениях, направляемых Клиентам с целью оповещения их о времени и параметрах доставки Заказа, совершенного на Сайте checkbox.ru и возможной связи Клиента с Курьером с целью уточнения состояния доставки.
10.2. Обработка персональных данных осуществляется как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств.
10.3. В рамках Оферты обрабатываются персональные данные, не являющиеся биометрическими: сведения о местоположении, тип и версия ОС, тип устройства, информация о разделах мобильного приложения «Checkbox», посещаемых Клиентом, ip-адрес).
10.4. Срок, в течение которого происходит обработка персональных данных: до момента отзыва согласия на обработку данных. Клиент может направить письменное заявление Чекбоксу по реквизитам, указанным в Оферте, с отзывом согласия на обработку данных. В случае отзыва Клиентом или его представителем согласия на обработку персональных данных, Чекбокс удаляет персональные данные в течение 30 (тридцати) дней.
10.5. Чекбокс не обрабатывают персональные данные Клиентов, в смысле Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.20106 №152-ФЗ и иных нормативных актов Российской Федерации.
10.6. Полные правила обработки данных урегулированы Политикой конфиденциальности Checkbox.
11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
11.1. Чекбокс является правообладателем Сайта, Платформы и их составных частей.
11.2. Контент, доступный на Платформе, является объектом исключительных прав Чекбокса.
11.3. Использование Сайта или Платформы способами, не предусмотренными функционалом, в том числе путем копирования контента, элементов дизайна строго запрещены, если иное не предусмотрено соглашением Сторон.
11.4. Чекбокс имеет право без дополнительного согласования или уведомления:
11.4.1. Изменять, дорабатывать и обновлять Платформу.
11.4.2. Устанавливать любые ограничения на использование Платформы.
11.4.3. Направлять Клиенту сообщения, уведомления, запросы, сведения информационного характера.
11.4.4. Получать доступ к Заявкам Клиента для мониторинга работы Платформы.
11.4.5. Проводить профилактические работы, влекущие приостановление работы Платформы.
12. СРОК ДЕЙСТВИЯ ОФЕРТЫ
12.1. Оферта вступает в силу с момента акцепта Оферты и действует в течение года. Если ни одна из сторон за 1 месяц до окончания срока действия Оферты не обратится с предложением о его расторжении, настоящая Оферта считается пролонгированной на следующий год. Указанный порядок расторжения и пролонгации Оферты применяется на каждый последующий год.
12.2. Настоящая Оферта может быть расторгнута в любое время по инициативе Клиента или Чекбокса путем направления другой стороне соответствующего уведомления электронным письмом.
13.1. Оферта может быть изменена или дополнена Чекбоксом без уведомления Клиентом в любое время. Новая редакция Оферты вступает в силу с момента ее размещения на Сайте / Платформе.
13.2. Продолжение использования Платформы после внесения изменений и/или дополнений в Оферту означает принятие и согласие Клиента с такими изменениями и/или дополнениями.
13.3. Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные Офертой, подлежат разрешению в соответствии с законодательством РФ.
13.4. В случае, если какое-либо из положений Оферты окажется ничтожным в соответствии с законодательством Российской Федерации, остальные положения остаются в силе, а Оферта будет исполняться Сторонами в полном объеме без учета такого положения.
13.5. Ничто в Оферте не может пониматься как установление между Клиентом и Чекбоксом отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не названных в Оферте.
14. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
14.1. Оферта на бумажном носителе как отдельный документ, подписанный обеими Сторонами, не оформляется, а письменная форма договора является соблюденной (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
14.2. Настоящая Оферта заключается путем электронного взаимодействия Сторон через Платформу.
14.3. В соответствии с настоящим разделом об электронном документообороте Стороны используют простые электронные подписи (п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации), подписью для каждой из Сторон является уникальный номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
14.4. Стороны исходят из того, что электронное сообщение, направленное с электронного почтового адреса Стороны, либо номера мобильного телефона выражают истинное волеизъявление Стороны.
14.5. Проверка подлинности и достоверности сообщения, исходящего от Стороны, осуществляется путем сличения адреса отправителя с номером телефона, указанным пользователем в качестве логина, либо с адреса электронной почты, предоставленной для осуществления контактов.
15. РЕКВИЗИТЫ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Акционерное общество «Самокарт»
ИНН 2310212217 КПП 231001001
г. Краснодар, ул. Стахановская, 15, корп. 3, комната 2.
р/c 40702810026020005282 в филиале «Ростовский» АО АЛЬФА-БАНК
к/c 30101810500000000207, БИК 046015207
Изобрести велосипед на последней миле: как стартап «Чекбокс» из Краснодара вырос в 21 раз за счет ИИ и «ВкусВилла»
Вот какая статья вышла про «Чекбокс» на Forbes.
В 2015 году трое предпринимателей из Краснодара поехали в США, чтобы побороться за долю рынка такси с крупнейшими игроками — Lyft и Uber. Хотя в итоге это им не удалось, рынок запомнил команду Fasten. Спустя четыре года они запустили стартап «Чекбокс», способный составить конкуренцию лидерам индустрии доставки за счет технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Кирилл Евдаков, Роман Левицкий и Владимир Остапенко известны в бизнес-среде как основатели сервиса такси Fasten, который проработал несколько лет в американских Бостоне и Остине. В 2019 году партнеры продали компанию, вернулись в родной Краснодар и запустили новый проект — сервис доставки на «последней миле» (последний этап доставки товара клиенту, например, с помощью курьерской службы, через сеть постаматов или точек выдачи. — Forbes) «Чекбокс».
В 2020 году компания вышла в Москву и, по собственным данным, выросла в 21 раз год к году. В 2021-м «Чекбокс» планирует выйти в Санкт-Петербург и охватить еще 15 регионов за счет инвестиций фонда «ТилТех Капитал», среди совладельцев которого основатель «ВкусВилла» Андрей Кривенко.
Предприниматели и инвесторы проекта уверены, что предлагают уникальную технологию, которая изменит электронную торговлю и представление клиентов о доставке товаров. Смогут ли они отнять значительную долю рынка у традиционных курьерских служб и агрегаторов — и поможет ли им в этом искусственный интеллект?
Закидать шапками Uber
Основатели «Чекбокса» Кирилл Евдаков и Роман Левицкий познакомились в 2008 году в Краснодаре, когда Евдаков пришел в рекламное агентство Ruport Левицкого на позицию копирайтера. Спустя два года Евдаков дорос до старшего копирайтера, и Левицкий предложил ему долю в своем новом проекте — диджитал-агентстве Rutorika. Одним из клиентов Rutorika стал основатель сервиса такси «Сатурн» Евгений Львов: за несколько лет он заказал агентству брендинг, стратегию продвижения, разработку приложения и даже вложился в их бизнес. В 2014 году Львов решил запустить сервис такси в США и предложил Евдакову и Левицкому разработать его и возглавить. Как вспоминает Левицкий, Львов обратился к партнерам так: «Ребят, а почему бы нам не поехать и Uber шапками не закидать?»
Загоревшись идеей, Евдаков и Левицкий оставили агентство на партнеров и рванули «покорять Америку». Поскольку обоим не хватало навыков по разработке и дизайну приложений, в качестве технического директора они позвали с собой разработчика Владимира Остапенко. «Чтобы найти нужного человека, я расспрашивал знакомых разработчиков, — вспоминает Евдаков. — Один из них сказал: «Есть один человек. Но он жесткий, я бы с ним работать побоялся, он в меня ботинком кинул». Я тогда подумал: «Блин, да я б и сам в тебя порой кинул чем-нибудь — надо поговорить с этим Вовой». Остапенко тогда жил в Санкт-Петербурге и развивал технологии умного города. Задача поехать в США и с нуля создать конкурента Uber показалась ему безумной — и он сразу согласился.
После года разработки сервис такси Fasten запустили в Бостоне — город выбрали из-за обилия студентов без собственных авто и стабильно плохой погоды. На тот момент там уже работали и Uber, и Lyft, и, чтобы отстроиться от конкурентов, основатели Fasten ввели фиксированную комиссию с водителей ($1), а также оплачивали время, потраченное на дорогу до пассажира, чтобы сделать сервис привлекательным для перевозчиков.
Но в следующем году в Техасе отменили правила, которые мешали Lyft и Uber работать в Остине, — вернувшись, сервисы предложили скидки клиентам и потеснили Fasten. Также оказалось, что инвесторы не особенно хотят вкладываться в очередной сервис такси. Тогда Fasten решили продать группе компаний «Везет» (бренды «Сатурн», RedTaxi, RuTaxi, «Лидер», «Везет»), долей в которой владел Львов, — на конец 2017 года группа была крупнейшим игроком в России.
Из такси в доставку
В компании «Везет» предприниматели провели около года, адаптируя технологии, которые ранее внедрили в Fasten. Они понимали, что дальше в корпорации их ждут максимум позиции топ-менеджеров и они вряд ли смогут влиять на что-то важное. «Приняв предпринимательского яда», по выражению партнеров, они уже не могли мириться с таким будущим и начали искать идею для следующего стартапа. Ее подкинул инвестор Fasten Владислав Варлашин, предложив «сделать что-то в логистике». Он и его партнер по «Трансазии» Сергей Литвиненко готовы были инвестировать в команду еще до того, как удалось сформулировать идею, — вместе они вложили 35 млн рублей и получили по 9,95% новой компании.
Основатели Fasten задумали оптимизировать доставку на так называемой последней миле, то есть на последнем этапе логистической цепочки — от распределительного пункта или непосредственно магазина до клиента.
По словам Литвиненко, как доставлять товары на «последней миле» — главная боль всех магазинов и ресторанов, так как качественных решений на рынке не было и все «изобретали велосипед». «Это математически сложная задача, — объясняет Литвиненко. — Нужно проанализировать, сколько будет заказов в течение дня, сколько будет отмен, сколько курьеров потребуется для развоза. Нужно сделать так, чтобы курьеры не перегружались, но и не простаивали».
Инвесторы предложили потренироваться оптимизировать доставку на одном из своих активов в Краснодаре — онлайн-магазине Sumok.net. Предприниматели взялись за это, но спустя полгода осознали, что тратят слишком много денег и сил на организацию доставки в чужом бизнесе. «Однажды мы поймали себя на том, что в распределительном центре магазина в касках учим складских работников раскладывать заказы по палетам», — рассказывает Евдаков. Он вспоминает, как один из разработчиков тогда заявил: «Ребята, мы не стартап строим, мы организуем доставку для какого-то интернет-магазина».
На следующее же утро партнеры сместили фокус с интернет-магазинов на маленькие проекты в инстаграме, которые не работали с курьерскими службами или собственными курьерами, а отправляли заказы клиентам на такси. Доставкой через такси тогда пользовались многие жители Краснодара, но это было неудобно, потому что, во-первых, водители не поднимались на этаж, что создавало сложности некоторым клиентам (например, беременным женщинам), а во-вторых, было трудно прогнозировать цену доставки, потому что она менялась в зависимости от времени суток, расстояния до клиента и других факторов.
В тот же день предприниматели на коленке нарисовали логотип, за 20 минут придумали название — «Самокарт» (под ним до сих пор зарегистрирована компания в Краснодаре) и начали активно писать владельцам магазинов в инстаграм.
«Нам нужно было быстро получить обратную связь от рынка», — поясняют партнеры свою спешку. По их словам, первую доставку заказали уже спустя пару часов. По изначальной задумке, любой заказ, вне зависимости от того, куда поедет посылка, ее веса и иных параметров, стоил 250 рублей. Развозить заказы решили в часовые интервалы, например, с 13:00 до 14:00. Руководствовались личным опытом — никто из команды не проводил на одном месте больше двух часов.
В октябре 2019 года название «Самокарт» сменили на «Чекбокс» — его придумало агентство Ruport Левицкого.
Перезагрузка
Первые пять месяцев после запуска продакт-менеджер стартапа принимал заявки от клиентов в WhatsApp и передавал в Telegram предпринимателям, которые лично развозили заказы. Система была «катастрофически неудобной», признаются партнеры, поэтому параллельно команда из восьми разработчиков под руководством Остапенко создавала алгоритм на основе ИИ, который должен был без участия человека обрабатывать заказы в режиме реального времени. «Мы понимали, что принять и распределить 20–30 заказов в день по курьерам можно вручную. Когда же счет пойдет на сотни, начнутся ошибки», — говорит Евдаков. Так и произошло: к октябрю 2019 года команда уже работала с 500 продавцами, 40 курьерами, принимала в сутки более 100 заказов и периодически ошибалась: менеджеры могли неверно указать адрес или перепутать заказы.
Тогда же компания выкатила первую версию программы: она обрабатывает новый заказ и встраивает его в маршрут того курьера, которые оказывается ближе всего к отправителю. По словам Евдакова, благодаря алгоритму стартап стал успевать развозить в разы больше заказов и увеличил прибыль с одного курьера в час почти в четыре раза. «До автоматизации: курьер берет что-то и везет через весь город, потом едет в другую часть города и берет что-то там. Так происходило, потому что менеджер понимал, что этот курьер сейчас свободен, — объясняет предприниматель. — После автоматизации: курьер, который занят, но находится близко к точке, где нужно забрать заказ, берет его, потому что программа понимает, что исполнитель успеет отвезти оба заказа».
Век человечности
После внедрения алгоритма в «Чекбоксе» увидели, что держать фиксированную цену можно только при определенной плотности заказов: в городе должно быть не менее 1000 заявок в сутки. Мелкие торговцы из инстаграма столько давать не могли. Поэтому предприниматели повернулись к онлайн-магазинам с большими, стабильными объемами заказов (по несколько десятков в день) и офлайн-точкам. Параллельно они начали искать инвестиции, которые бы позволили масштабировать проект на другие города. В конце 2019 года предприниматели обратились в венчурный фонд «ТилТех Капитал» — они сочли, что такой инвестор поможет им зайти в ретейл, прежде всего из-за фигуры сооснователя фонда и основателя «ВкусВилла» Андрея Кривенко.
В «ТилТех Капитале» проанализировали рынок и не увидели удобных решений по доставке на «последней миле» день в день, «хотя понимали, что они должны быть», рассказывает инвестиционный директор «ТилТех Капитала» Илья Кобяков.
«Мы неоднократно бывали в Китае, где видели, как это может работать. Там люди все заказывают онлайн, а в магазины ходят разве что за тяжелым люксом, — говорит он. — Россия отставала лет на 10, притом что почти все пользовались интернетом». Интерес «ТилТех Капитала» к проекту подогрела пандемия, когда стало ясно, что она изменит рынок e-commerce и, соответственно, доставки.
Сыграл свою роль и опыт работы команды в США. «Мы пообщались с ребятами из Бостона, где ходили легенды о русских, приехавших сражаться с Uber, — вспоминает Кобяков. — Мы поняли, что отношение в новом стартапе к курьерам близко к тому, что было в Fasten. Оно было человечным. А у нас есть предположение, что XXI век будет веком человечности. Если раньше люди воспринимались как шестеренки, то сейчас ценится каждый сотрудник».
«ТилТех Капитал» предложил команде выйти в Москву и вложил в проект 15 млн рублей. С мая компания запустила рекламу в соцсетях, чтобы привлечь партнеров в Москве, и заключила несколько контрактов с цветочными магазинами, кондитерскими компаниями и другими мелкими бизнесами. Параллельно искали курьеров. Цену на доставку подняли до 350 рублей, а потом и 400 рублей за один заказ. Исполнителям предложили зарабатывать по 135 рублей от каждого заказа или гарантированно 300 рублей в час и пообещали покрыть расходы на топливо. По словам Евдакова, за два месяца стартапу удалось привлечь 90 курьеров и сделать 12 000 доставок. В июле выручка компании выросла на 62% по сравнению с июнем, а в августе — на 96% по сравнению с июлем (абсолютные цифры не раскрываются).
Шутки в 8 утра
Собрав данные и штат курьеров, предприниматели предложили свои услуги «ВкусВиллу». В сентябре сеть начала сотрудничать со стартапом на одной точке, а сейчас курьеров «Чекбокса» привлекают во многие магазины сети, в основном в пиковые часы, говорят в пресс-службе «ВкусВилла».
Чтобы привлечь партнеров и курьеров в Москве, с мая по декабрь 2020 года «Чекбокс» потратил 1,3 млн рублей на маркетинг и рекламу. Сейчас у проекта 1185 партнеров в Москве и 700 в Краснодаре, в базе данных 1500 курьеров, и она растет на 30% в месяц. Ежедневно на линии выходит примерно треть курьеров — в среднем они доставляют по 3000 заказов в день.
По словам Евдакова, алгоритм «Чекбокса» постоянно дорабатывается и пока не исключает ошибок. Например, в октябре 2020 года команда обновила программу и спровоцировала «восстание машин». Алгоритм по своему усмотрению менял время заказов, которые не вписывались в маршруты курьеров. «Скажем, торт на день рождения, который заказали к 11–12 часам утра, он ставил на 5–6 часов вечера. Менеджер, которому звонил заказчик и спрашивал, где его торт, называл время, указанное в системе. Он воспринимал его как то, которое назвал заказчик изначально, не подозревая, что промежуток подменила система», — объясняет Евдаков. Спустя пару дней компания откатила приложение и «алгоритм был отшлепан». Предприниматели публично объяснили проблему в инстаграме сервиса и извинились перед клиентами.
Евдаков утверждает, что сейчас курьеры «Чекбокса» доставляют 97–98% заказов вовремя. Но по словам основательницы кондитерской студии Feklinacake Юлии Феклиной, которая пользуется сервисом несколько месяцев, курьеры опаздывают часто — в основном из-за пробок, потому что работают на машинах. По ее мнению, сервис удобен, если заказывать заранее, но в случае спонтанного заказа можно и не дождаться курьера, плюс в праздники растут цены, а еще не всегда понятна логистика. «Два заказа по дороге рядом на одной улице: один курьер берет один заказ, а второй не успевает и опаздывает, в то время как один человек мог бы выполнить оба заказа почти сразу», — негодует Феклина. При этом курьеры «Чекбокса» вежливые, приятные, опрятно одетые, «умудряются шутить в 8 утра», звонят за 20 минут до прибытия на место и сообщают, если отклоняются от графика, отмечает она.
По собственным данным, в 2020 году выручка «Чекбокса» выросла в 21 раз по отношению к прошлому году, до 89 млн рублей. Согласно данным СПАРК, 2019 год «Чекбокс» закончил с выручкой в размере 2,3 млн рублей и 19,5 млн рублей убытка. По словам Евдакова, если умножить количество доставок на их стоимость, стартап выручил 4,2 млн рублей. Он утверждает, что стартап уже прибылен по юнит-экономике, то есть команда зарабатывает с каждой доставки, но глобально пока работает в убыток. Основатели «Чекбокса» планируют выручить 500 млн рублей в 2021 году и выйти в прибыль, которую, впрочем, реинвестируют в разработку, «ведь „Чекбокс“ — это в первую очередь технологическая компания», напоминает Евдаков.
В октябре стартап закрыл новый раунд на 90 млн рублей: 70 млн рублей дал «ТилТех Капитал», еще 20 млн рублей — первые инвесторы стартапа Владислав Варлашин и Сергей Литвиненко. Большая часть денег пойдет на R&D (Research & Developmet, исследования и разработки. — Forbes) и экспансию в новые регионы. По словам Евдакова, до конца года «Чекбокс» может охватить все города-миллионники, в первую очередь, Санкт-Петербург. При этом компания не строит долгосрочных планов, поэтому стратегия может измениться, отмечает он.
После этого раунда «ТилТех Капитал» получил 20% компании, Варлашин — 16,92%, Литвиненко — 12,71%, по 16,10% получили Евдаков и Остапенко, 11,5% — Ефим Левицкий. Еще 0,71% — у основателя фонда United Investors Александра Горного: он стал консультировать предпринимателей незадолго до выхода стартапа в Москву, основатели «Чекбокса» обсуждают с ним идеи, гипотезы, спрашивают, где найти нужных специалистов, экспертов и партнеров. Оставшиеся 5,96% получили члены команды.
Что будет с рынком
По оценке Ассоциации компаний розничной торговли, доля e-commerce в торговом обороте будет расти на 6% ежегодно до 2024 года. В первом полугодии 2020-го темп роста ускорился до 10,9% по сравнению с 6,1% в 2019 году. И это только усиливает конкуренцию среди компаний, которые доставляют онлайн-заказы, отмечает руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора КПМГ в России и СНГ Георгий Патарая.
Инновационные локальные стартапы, занимая нишу «последней мили», вполне могут конкурировать с крупными агрегаторами, считает он: «Рынок заполняется и в нем есть место для новых компаний, особенно на уровне городов». Но выиграет ли узкая локальная специализация или со временем стартапы, подобные «Чекбоксу», все-таки поглотят агрегаторы, пока не ясно, отмечает Патарая.
Технологии на основе ИИ использует не только «Чекбокс», но и другие участники рынка экспресс-доставки. Например, в Delivery Club разработали программу, которая прогнозирует спрос на доставку еды, автоматически формирует расписание всех курьеров в разных районах города и закрепляет за ними заказы, учитывая загруженность, типы транспорта и ресторана, расстояние до ресторана и клиента и другие факторы. А в «Достависте» с весны 2020 года есть услуга доставки в четырехчасовые промежутки по фиксированной цене: заказы распределяются автоматически с учетом загрузки каждого курьера и его локации. Но если в «Чекбоксе» система встраивает заказы в маршрут курьера, то в «Достависте» исполнитель может взяться за новый заказ, только доставив предыдущий, даже если новый оказывается по пути.
В «Достависте» отмечают, что не видят угрозы своему бизнесу со стороны таких игроков, как «Чекбокс». «Российский рынок доставки в тот же день внутри города для интернет-магазинов вне агрегаторов ничтожно маленький. Любая доля не сделает „Чекбокс“ большой компанией в ближайшее время», — считает гендиректор «Достависты» Татьяна Борзых. Однако она считает, что сервис поможет потеснить традиционные логистические службы (вроде Pony Express или СДЭК), которые доставляют на следующий день и в широкие интервалы — с девяти утра до шести вечера.
Автор статьи: Варвара Селизарова, Forbes Staff