человек как существо наделенное разумом
Человек – биосоциальное существо, обладающее разумом, словесной речью, духовностью и живущее посредством активной деятельности.
ЧЕЛОВЕК КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Понятие «человек» – широкое и многозначное. В словарях и энциклопедиях можно встретить следующие определения.
– «высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры»
(Философский энциклопедический словарь. – М, 1983);
– «общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформированное на основе общественно-трудовой деятельности» (Биологический энциклопедический словарь. – М, 1986);
– «Общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью»
(Детская энциклопедия, т.6. «Человек». – М, 1960);
– «каждый из людей, высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью» (В. Даль, Толковый словарь, 1866).
На основе обобщения основных существенных признаков человека можно дать следующее определение.
Человек – биосоциальное существо, обладающее разумом, словесной речью, духовностью и живущее посредством активной деятельности.
Современные исследователи рассматривают человека как существо биопсихосоциальное. К биологической природе человека относятся: физиологическое и анатомическое строение, гены, задатки, естественные потребности. Социальной сущностью человека являются черты и качества, сформированные в процессе общественной жизни: разум, речь, воспитанность, образованность, общительность, социальные и духовные потребности. Психическая составляющая: сознательные и бессознательные процессы, интеллект, воля, память, характер, темперамент, эмоции. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах, включает рациональное мышление, чувства, волевые процессы, память. Бессознательное – психические процессы и состояния, не представленные в сознании: сны, оговорки, творческие «порывы».
Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт, присущих Homo Sapiens.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности (врожденные и приобретенные), присущие конкретному человеку.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена общества.
Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
Формирование личности происходит в обществе. С детства человек включается в социальные группы, общественные отношения, культурную среду, получает знания, усваивает правила поведения, ценности общества. Личностью является человек, который способен анализировать собственную деятельность, нести за неё ответственность. Личность имеет собственную жизненную позицию, выполняет в обществе социально значимую роль.
Социализация – начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 863 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Инстинкт и разум
БОРИС БЫЗАЛОВ
Москва
2018г.
Аким Евсеевич Толстопятов был человеком немногословным и на первый взгляд казался даже несколько суровым. Но это только на первый взгляд. Работал он краснодеревщиком в обществе с ограниченной ответственность по ремонту мебели, но мыслил он философически и любил поговорить о будущем всего человечества. В отличие от эволюционной теории Дарвина Аким Евсеевич представлял себе, что Некто или Нечто создал на Земле живые существа, наделив одних разумом, а других инстинктом.
Живые существа наделенные разумом, быстро расселились по поверхности Земли и стали оттеснять других живых существ, наделенных инстинктом, в отдаленные местности и непроходимые природные места. Они приспособили к своим надобностям некоторые виды существ с инстинктом и некоторые виды растений для своего выживания в суровых природных условиях
А потом они стали использовать существ, наделенных инстинктом даже для своего развлечения и охоты на них, беззащитных, оттеснив их в резервации, национальные парки и зоосады. А когда опомнились было уже поздно потому, что некоторые виды существ, наделенных инстинктом, исчезли уже навсегда.
Существа, наделенные инстинктом тоже хотели жить и как могли боролись за свое существование. Представьте себе существо, наделенное разумом, гоняющееся с мухобойкой за надоедливым существом, наделенным инстинктом, да так и не убившего это существо потому, что оно тоже хочет жить.
В своем эгоизме и самоуверенности разумные существа стремительно и безоглядно понеслись к точке не возврата в своих отношениях с окружающей их природой. Они почему то решили, что смогут управлять Гольфстримом, латать озоновые дыры, укрощать извержения и ураганы.
Создатель образовал на Земле разнополые существа, наделив их влечением друг к другу для продолжения их рода. Разумные существа назвали это влечение Любовью и воспели это влечение в песнях, сказках, танцах и других свершениях своего разума.
Разумные существа стали называть себя людьми, а отдельную особь Человеком. Забыв, кто их создал, они стали задумываться об этом, породив массу предположений, непохожих одно на другое, фанатично отстаивая свое, доходя до драк друг с другом.
Расселившись по миру и бесконтрольно расплодившись, они стали драться между собой в попытке обеспечить себе жизненное пространство, а некоторые даже достичь мирового господства.
Время у разумных существ еще пока есть, во всяком случае, до превращения нашего животворящего Солнца в Белого карлика и конечно, при условии, если разумные существа не уничтожат сами себя.
Нам, нынешним, невозможно представить себе, как будет выглядеть тогда Мир. Также как неандертальцу представить себе высадку человека на Луну. Да и так ли для нас это существенно? Правильно ответил Михаил Задорнов своему зрителю, когда тот спросил его о космической катастрофе, которая случится позже предсказанной на сотни тысяч световых лет; «Тебе то какое до этого дело? Тебе это очень важно?»
Вот так краснодеревщик из ООО по ремонту мебели представлял себе настоящее и будущее мироздание. А в ответ на мое деликатное замечание, что этот взгляд крайне примитивен и даже безграмотен, а рассуждения попахивают ерничеством и недостойны внимания не только ученых людей, но и простых граждан, занимающихся повседневным производительным трудом, краснодеревщик ответил, что он тем не менее уверен в своей правоте.
Он рассказал далее, что у него есть персональный компьютер и он вбрасывает во всемирную паутину свои рассуждения. А поскольку по той большой деревне без края и границ бродит много разного народа, то он надеется, что кто то из существ, близких своим разумом к инстинкту, разделив с ним его воззрения, сумеет повысить свой интеллект. И если это случится, то он будет считать свою просветительскую миссию успешной.
Но дорогой Аким Евсеевич! Это же совсем другое дело. Горячий привет тебе от всех, кто неравнодушен к окружающему миру и стремится к его совершенству!
Здоровья тебе, счастья в личной жизни и успехов в производственной деятельности!
Явление и «вещь в себе» — природа и свобода
Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, Кант проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром «вещей в себе». В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое. Тут нет места субстанциям в их традиционном понимании, то есть тому, что существует само через себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту. Между «вещами в себе» и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без «вещей в себе» не может быть и явлений. Кант не может тут избавиться от противоречия: он применяет здесь незаконно одну из категорий рассудка — причинность — по отношению к «вещам в себе».
Мир «вещей в себе», или, иначе говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности. Но разуму теоретическому, то есть науке, по Канту, он недоступен. Однако это не значит, что мир этот вообще никак не свидетельствует о себе человеку: он, по Канту, открывается практическому разуму, или разумной воле. Практическим разум здесь называется потому, что его функция — руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Воля позволяет человеку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), а потому Кант и называет ее разумом практическим. Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо.
Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Если в мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может «начинать ряд», исходя из понятия разума, вовсе не будучи детерминированным природной необходимостью.
Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами — будь то природная необходимость или даже божественная воля,— а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, то есть исключительно внутренним законом разума.
Итак, человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом (другом явлении). Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не может выступать в качестве свободно действующей причины, то есть свободной воли. Умопостигаемый мир Кант, таким образом, мыслит как совокупность «разумных существ как вещей самих по себе», как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по Канту, вещь сама по себе.
«Знание» умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму,— это, по Канту, особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорического императива, гласящего: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это значит: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих партикулярных целей. «Во всем сотворенном,— пишет Кант,— все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».
В этике Кант выступает как противник эвдемонизма. Поскольку исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, постольку, согласно Канту, принцип удовольствия противоположен принципу морали, а значит, нужно с самого начала отказаться от иллюзии, что, следуя категорическому императиву, человек может быть счастлив. Добродетель и счастье — две вещи несовместимые, считает немецкий философ.
Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума. Отличительной чертой Просвещения было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного прогресса, поскольку последний мыслился как продукт развития науки. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих но себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.
Человек как существо наделенное разумом
Тестовые задания для 8 класса по теме: «Репродуктивное здоровье».
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Здоровый образ жизни и семья:
+ 1) нераздельно связанные между собой понятия
— 2) имеют разное значение в жизни человека и не зависят друг от друга
— 3) понятия разные, но между ними есть некая связь
2. Влияет ли семья на социальное развитие человека?
— 1) влияет, но не является его основой
+ 3) влияет и является его основой
3. Конструкция, отвечающая интересам личности и общества и обеспечивающая непрерывную смену поколений – это:
— 1) демографическая политика
— 2) биологическая репродукция
4. Воспроизведение организмами себе подобных (размножение) – это:
+ 2) биологическая репродукция
— 3) воспроизводство населения
5. У всех живых существ смена поколений и воспроизводство населения происходит:
— 1) в зависимости от внешних условий
— 2) на основе биологически заложенной программы
+3) оба варианта верны
6. Человек, как существо, наделенное разумом:
+ 1) обеспечивает как рождение, так и воспитание своего потомства
— 2) не может управлять системой воспроизводства
— 3) оба варианта верны
7. Что НЕ входит в функции семьи?
— 1) удовлетворение повседневных потребностей
— 2) досуговая функция
+ 3) общественная безопасность
8. Уровень репродуктивного здоровья семьи характеризует:
— 1) количество рожденных в семье детей
— 2) отсутствие заболеваний внутри семьи
+ 3) степень выполнения функций семьи
9. Уровень репродуктивного здоровья НЕ влияет на:
— 1) демографическую обстановку
+ 2) экологическую обстановку
— 3) обеспечение смены поколений и воспроизводства
тест 10. Концепция демографической политики Российской Федерации принята на период до:
11. Принципом демографической политики Российской Федерации НЕ является:
+ 1) снижение продолжительности активной жизни
— 2) сохранение укрепление здоровья населения
— 3) снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями
12. Указ «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации» был утвержден:
— 1) 9 сентября 2005 года
— 2) 9 октября 2005 года
+ 3) 9 октября 2007 года
13. Мотивация человека на создание прочной семьи – это один из критериев:
— 1) благополучной семьи
— 2) непрерывной смены поколений
+ 3) репродуктивного здоровья
14. Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует:
— 1) ответственность родителей за воспитание и развитие детей
— 2) ответственность государства за воспитание и развитие детей
+ 3) оба варианта верны
15. Демографическая ситуация за последнее десятилетие прошлого века НЕ характеризовалась:
Человек и его понимание
ЧЕЛОВЕК – это живое существо, обладающее рассудком, разумом и мышлением, которое, в отличие от остальных живых существ, способно создавать, накапливать и применять синтезированное и новое синтетическое знание о действительности, предполагать и прогнозировать её процессы, а также придумывать небывалое.
Человек – это не просто живое существо, это макросистема, состоящая из биологической информационной и информационно-интеллектуальной систем.
Основными задачами биоинформационной системы являются: сохранение стабильности состояния внутренней среды; обеспечение функций информационно-интеллектуальной системы; рождение потомства и сохранение человека как вида на Земле.
Информационно-интеллектуальная система человека состоит из рассудка, разума, памяти, психической подсистемы и решает следующие задачи:
Рассудок:
Формирует ощущения образов и признаков объектов и явлений реальности.
Разум:
бережет биоинформационную систему;
кодирует информацию, поступающую от рассудка, и размещает её в памяти;
управляет памятью;
осуществляет функции: мышления, формирования мысли и отражения её в речи;
взаимодействует с биоинформационной системой, передавая ей в требуемом формате
для динамичного отражения сформированные мышлением информационные блоки;
отвечает за физическое и духовное здоровье детей;
познает действительность и, прежде всего, среду обитания;
находит средства обеспечения биоинформационной системы;
осуществляет информационное взаимодействие с другими людьми;
определяет отношение к природе и обществу и свое место в среде обитания;
ставит цели и задачи бытия и определяет приоритеты их решения;
решает творческие задачи;
прогнозирует ситуации и события;
формирует душу;
создает орудия труда, средства коммуникации и защиты биоинформационной
системы и т.д.
взаимодействует с психической подсистемой.
Психическая подсистема:
формирует чувства;
взаимодействует с биоинформационной системой, демонстрирующей эмоции,
как аналог её чувств;
взаимодействует с разумом.
Память:
принимает, накапливает, выдаёт информацию по командам разума.
Состояние информационно-интеллектуальной системы, при котором в ней протекают процессы, обеспечивающие решение задач, называется СОЗНАНИЕМ.
Управление информационно-интеллектуальной системой осуществляет РАЗУМ.
Говоря о разуме, нельзя не учитывать одно очень важное его свойство. Он – настраиваемый инструмент. Но только не каждый человек его настраивает. Это доказывают разбросанные по «Словарю русского языка» следующие хорошо знакомые нам термины, свидетельствующие о низком качестве мышления человека: балбес – бестолковый, грубый бездельник; балда – тяжелый в общении человек; бестолочь – демонстрирующий беспорядочность и неразбериху в мышлении; вертопрах – легкомысленный человек; дурак – совершающий поступки, ему же вредящие; глупец – не обнаруживающий ума (интеллекта), несообразительный; недотепа – неуклюжий, неловкий; тупица – отупелый, безропотный, безответный, лишенный острого восприятия; олух – непонятливый; тугодум – с трудом формирующий и отражающий мыслительные категории.
Если разум здоров, его надо настраивать на самосовершенствование и нагружать информацией.
С учётом выше изложенного следует, что
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – это единство процессов, протекающих одновременно в его биоинформационной и информационно-интеллектуальной системах.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЧЕСКАЯ – это совокупность процессов, протекающих как в одном из элементов системы, так и в системе в целом и обеспечивающих стабильное состояние внутренней среды, деятельные функции мозга, динамику тела и воспроизводство человека как вида.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ – это совокупность процессов, протекающих в информационно-интеллектуальной системе и решение разумом задач, которые мышление определяет как необходимые.
В этом случае период от рождения человека до его смерти следует называть временем жизни человека.