человек творение культуры и творец культуры кратко

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 3. Человек – творец культуры

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Культура — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная культура — результат производства и освоения предметов и явлений материального мира.

Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Народная культура — единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. п.

Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни)

Массовая культура — продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчёте на широкую публику; она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования; основной её чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков.

Массовая культура-это понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами; она включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку.

Молодёжная субкультура — культура демонстративного потребления, развивающаяся на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Материальная культура; духовная культура; формы культуры; виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2014

Чернышёва О. А., Пазин Р. В. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. —Ростов-на-Дону, 2017. — С. 28—41; 192—198.

Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание. Большой сборник тематических заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. — М,, 2017. — С.5—37.

ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов /А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. —М,2018. — С. 139—140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Культура процесс и результат творческой деятельности, в ходе которой создаются и потребляются духовные ценности.

Философ Н. А. Бердяев говорит о культуре как о «живой судьбе народа», «неотвратимом пути человека и человечества».

Практическая деятельность человека, которая направлена на удовлетворение повседневных потребностей, таких как строительство дома, создание одежды, обеспечение себя различными предметами быта, строительство дорог, создание техники – все это материальная культура. Практическая деятельность требует духовных усилий, поэтому материальная культура – это духовность в предметах.

Духовная культура удовлетворяет идеальные потребности человека и общества. Её развитие связано с развитием потребностей общества.

Элементы духовной культуры: наука, искусство, образование, мораль, религия.

Духовная культура – это высшая форма культуры, в которой отражается социальная жизнь человека, раскрываются идеи и ценности, удовлетворяются такие потребности как самосознание, самопознание, самореализация и самоутверждение.

Культура – явление многогранное. Она имеет разные направления, которые являются основой для типологий и классификаций:

Народная культура создается и потребляется народом.

Англичанин Дж. Томпсон назвал этот вид культуры фольклором. Эта культура охватывает много направлений и жанров: сказки, былины, пословицы, народный танец, песни, театр, прикладное искусство. Примечательно, что народное творчество не имеет авторства.

Культура, распространённая среди привилегированной части общества, в основном в городах, создаваемая профессионалами называют элитарной. Для понимания данного вида культуры необходим определённый уровень образования и профессиональных знаний, эстетическое чувство и хороший вкус.

Массовая культура представляет культурные продукты, создаваемые для широкого круга людей. Они просты и понятны, легки для восприятия. Это романы, комиксы, популярная эстрадная музыка, шоу, фильмы. Они распространяются с помощью СМИ, рекламу, моду.

Молодежная субкультура отличается стилем поведения, одеждой, языком – молодежным сленгом. В ней реальные ценности заменяются искусственными. На первом месте телевизор, компьютер, на одном из последних семья, говорят социологи.

Самые известные субкультуры связаны с жанрами музыки.

Контркультуру рассматривают как разновидность субкультуры, ее представления о ценностях расходятся с представлениями общества.

Субкультура террористов и скинхедов противостоит человеческой культуре.

Также примером контркультуры является уголовная среда.

В интегрированной духовной культуре современного мира наблюдаются противоречия. Взаимопроникновение и обогащение культур ведёт к пониманию и сотрудничеству, с одной стороны и к межэтническим конфликтам с другой. Поэтому необходимо толерантное отношение к культуре других народов.

Разбор типового тренировочного задания

1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения конкретных сфер общественной жизни.

2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.

3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.

5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.

Правильные вариант/варианты ответа: 2,3,5

В самом широком смысле культура — это процесс и продукт ____________(А). Культура как ______(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основополагающие принципы, образцы, _____(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характерны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных ______(Г) развития общества. Вне культурной среды невозможны ни межличностное общение, ни социализация, ни само существование ________ (Д).

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) общественный прогресс 4) нормы 7) общество

2) потребление 5) противоречивость 8) этапы

3) социализация 6) система 9) деятельность

Правильный вариант: А)—9 (деятельность), Б —6 (система), В —4 (нормы), Г—8 (этапы), Д—7 (общество).

Источник

Человек как творец и творение культуры

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда — многообразие культур и форм культурного развития. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека.

Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства — творение культуры.

Здесь есть не только научная, но и этическая проблема: что самоценно — человек или культура? Иногда говорят о самоценности культуры, но это справедливо лишь в том смысле, что вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Но в конечном счете ценность культуры есть производное от самоценности человек.
Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве.

Семиотика культуры. Понятие семиосферы

человек творение культуры и творец культуры кратко

Словарь культуры XX века. В.П.Руднёв.

Проблема культурогенеза

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Становление мира и культуры прямо сопряжено с процессом гоминизации, т. е. выделения человека из мира животных. Наука считает, что этот период растянулся на 3-3,5 млн. лет и выступил как единый в своей основе процесс становления и человека и общества. В самом начале человеческое развитие подчинялось законам биологическим и в меньшей степени культурной эволюции.

Приблизительно 40-35 тысяч лет тому назад человек приобрел современный физический облик. Культурная эволюция стала решающей. Переход из мира естественной природы в мир культуры зафиксировал появление человека разумного, которому предшествовал человек умелый и прямоходящий. Но наука не может дать достоверных представлений о причинах этого превращения. Есть несколько научных теорий, объясняющих истоки культурогенеза, т. е. появления существа мыслящего, творческого, социального.

Наиболее обстоятельно разработана орудийно-трудовая теория, особенно в марксистских традициях. Согласно этой концепции человек выделился из животного мира благодаря труду, как целесообразной деятельности. Сознание и речь, социальное общение рассматриваются в качестве результатов деятельности по производству орудий труда. Орудия труда действительно играли огромную роль в жизни и развитии человека. Но новейшие исследования доказывают, что моторно-сенсорные координации, в производстве и использовании простейших орудий не требуют значительной остроты мысли. Поэтому спорным становится предположение о развитии на такой основе высшего человеческого интеллекта. К тому же теория не дает ответа на вопрос о том, откуда появляется нечто подобное интеллекту, чтобы заняться трудом?

Основатель психоанализа Фрейд в книге « Тотем и Табу» раскрывает культурогенез через разгадку первоначального смысла тотемизма. По его мнению, ритуальное убийство тотема свидетельствует, что был первоначальный грех: убийство пралюдьми первобытного «отца» из-за сексуального соперничества. Проснувшееся раскаяние вызвало к жизни феномен совести и породило культуру как средство преодоления навязчивых видений. Возник аппарат запрета на каннибализм, страсть к убийству, кровосмешению. Пралюди сорганизовались в экзогамный род, т. е. обретают способность к социальной жизни. Даже этнографическая версия Фрейда не подтверждена.

Еще в начале 20 века учеными было установлено, что тотемизм не является древнейшей формой религии, и далеко не все народы прошли через тотемическую стадию; к тому же почти вся теория Фрейда строится на идее приобретения совести, но если этого социального чувства не было у пралюдей, то откуда было взяться раскаянию. Психоаналитическая версия культурогенеза выглядит малоубедительной и в силу того факта, что именно история и культура раскрывают в человеке разрушительные потенции, тогда как у Фрейда культура – есть средство их обуздания.

К числу достаточно популярных концепций культурогенеза можно отнести теорию игры, как предвестия культуры. Она наиболее разработана в трудах голландского историка культуры Хейзинга. Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в животных, и она перешагивает рамки биологической или физической деятельности. По Хейзингу культура первоначально разыгрывалась раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении в сфере игры. По мере развития культуры игровой момент отступал на задний план, но во все времена и всюду, даже форма высокоразвитой культуры может проявляться в полную силу. Выделив символический характер игровой деятельности, Хейзинг не ответил на главный вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к игре. Откуда берется непреодолимая тяга к игре у одного вида? Человек не только играет, но и создает культуру. Почему другие живые существа этого не делают?

Большое распространение в настоящее время получила символическая концепция культурогенеза. Ее создатель Кассирер выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека, который утратил свою природу по неизвестным причинам. Прачеловек оказался существом свободным, но лишь негативно свободным. Он вышел за рамки вида, не имея позитивной программы существования. При отсутствии полной программы инстинктов прачеловек бессознательно присматривался и подражал животным. Эта склонность к подражанию изменила сам способ человеческого существования. Превращаясь как бы то в одно, то в другое существо, человек наработал определенную систему ориентиров, символов, которые надстраивались над его первоначальными инстинктами, по-своему дополняли их. Так, по мнению Кассирера, из самой природы, из подражания возникла социальная программа, потом складывалась особая система. Человек стал творцом и создателем символов, в которых полагалось закрепить различные стандарты поведения. Символическая теория также не отвечает на ряд вопросов по проблемам культурогенеза.

По образному выражению Яскерса то, что сделало человека человеком, осталось за пределами переданной нам истории. Там, где обыденное мышление поражает примитивность, культурологическая мысль видит уникальный и неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной. Космическое событие, появление существа, в котором природа приобретает завершенность и способность к «самоосмыслению».

Исследование человеческого первобытия является предметом культурологии. Культура периода появления человека разумного, деятельность которого уже основывалась на социальном опыте лежит в основе функционирования мировой культуры современности, составляющей те первоначала, которые всегда присутствовали в жизни человека.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества определяется по материалу изготовления орудий труда и называется каменным веком. Еще мыслители древности высказывали такое понимание направления в развитии человека. Первую близкую к современной классификацию начальных периодов истории дал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». Он разделил историю на каменный, бронзовый и железный века. В 20 веке ученые благодаря совокупности различных методов изучения первобытной культуры получили возможность не только анализировать технику обработки, химический состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека, но и оценивать как целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в нем присутствовали уникальные и неповторимые духовные феномены.

Начало каменного века отстоит от нашей эпохи на 3-5 млн. лет. Этот период разделен учеными на палеолит (древний каменный), мезолит (средний), неолит (новокаменный век). При этом, палеолит, подразделяется на нижний, средний и верхний, а в мезолите и неолите – ранний и поздний периоды.

В 19-20 веке начались исследования социальных отношений, живущих в наше время племенных сообществ. Они дали возможность использования этнографического метода в изучении первобытности на базе конкретных форм и способов жизнедеятельности, существующих племенных образований, их обычаях и верованиях. Исследователи более или менее точно воспроизвели прошлое человека, его социальную историю. Ее ступенями были: род, племя, племенные союзы, государство.

Морган, изучавший в 19 веке образ жизни и социальную организацию американских индейцев, классифицировал человеческую историю по стадиям: дикость, варварство, цивилизация.

Интересные трактовки и развернутую панораму духовного творчества человечества дали такие признанные исследователи первобытности, как Тайлор и Фрейзер. В своей работе «Первобытная культура» Тайлор развивает анимистическую теорию происхождения религии. Фрейзер в работе «Золотая ветвь» детально анализирует первобытную магию, в которой уже усматриваются зародыши научного мышления.

Источник

Человек как творение культуры

человек творение культуры и творец культуры кратко человек творение культуры и творец культуры кратко человек творение культуры и творец культуры кратко человек творение культуры и творец культуры кратко

человек творение культуры и творец культуры кратко

человек творение культуры и творец культуры кратко

Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры. Своеобразие культуры каждого человека определяется конкретным соотношением в нём знаний, ценностей, идеалов, мерой его общительности и качеством его художественного вкуса.

Хроноструктура онтогенеза, определяющая динамику вхождения человека в культуру, может быть представлена следующим образом:

1. Первый его этап – младенчество (примерно первые три года). В этот период единственно доступная ребёнку форма деятельности – общение. Оно начинается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками («гуление», «лепет») и развивается дальше по мере овладение речью, способностью ходить, пользоваться руками и т.д. Первые звуковые, мимические и жестовые обращения являются ещё в сущности природными средствами общения, но словесная речь и формы поведения, которым взрослые учат ребёнка, – уже продукты культуры. Процесс культурации на этом этапе только начинается.

2. Второй этап онтогенеза – детство (примерно от 3 до 6-7 лет, т.е. до поступления в школу). Психологи полагают, что на этом этапе ведущим видом деятельности является ролевая игра (художественно-образное воссоздание поведения и действий взрослых), т.е. можно сказать, что основная сила, формирующая ребёнка в это время, – художественное общение. Оно дополняется влиянием результатами художественного творчества взрослых, создаваемыми специально для детей (сказки, картинки, песни и др.). Хотя в эти годы можно уже учить ребёнка читать, писать и считать, но развитие воображения и способности к общению значительно опережают процесс обретения знаний, и роль знаний и умений несравнимо меньше, чем роль искусства.

3. Третий этап начинается с переломного для ребёнка события – прихода в школу, т.е. перехода от «возраста игр» к «возрасту учения», и завершается другим переломным периодом – половым созреванием (от 6-7 до 13-14 лет). На этом этапе у ребёнка происходит зарождение самосознания. Деятельностная доминанта – познание мира, которое ребёнок осуществляет с помощью учителей. Это приводит к активному развитию абстрактного мышления, опережающего все другие психические процессы.

4. Четвёртый этап начинается периодом превращения ребёнка во взрослого человека и заканчивается завершением учения в средней или высшей школе, т.е. выходом в самостоятельную жизнь. Это начало самостоятельной предметно-созидательной деятельности, профессионального труда. В этот период активно развивается потребность в мировоззренческой рефлексии, в обдумывании системы ценностей и обретении их в собственном опыте. Получение знаний становится средством для обоснования мировоззрения и самосознания.

Роль искусства в этот период опять очень высока, так как оно расширяет и обогащает представления о жизни. Преодолевается неравномерность развития сознания молодого человека: формирование духовных чувств (нравственных, политических, эстетических, религиозных) «догоняет» уровень абстрактного мышления, а потребность в идеалах развивает воображение. Возможность участия в общественной жизни повышает роль социализации и побуждает участвовать в различных социальных движениях.

5. Пятый период – от начала самостоятельной трудовой жизни до «заслуженного отдыха».

В этом периоде перед человеком две возможности:

1) сохранять обретённые в процессе образования знания и ценности или

2) продолжать овладевать богатствами культуры с помощью самообразования и самовоспитания.

Выбор зависит от того, удалось ли в процессе образования воспитать у человека потребность в непрерывном расширении своего культурного багажа. Современная педагогика утверждает, что воспитание есть, прежде всего, формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность культурного обогащения и возвышения.

человек творение культуры и творец культуры кратко

Эти периоды – так называемые возрастные типы культуры. Когда личность сформировалась, мы сталкиваемся уже не с возрастным типом культуры, с целым типологическим набором – типологией индивидуальных вариантов культуры:

1.«Культура эрудита». В этом типе индивидуальной культуры доминирует познавательная деятельность. Личность постоянно накапливает знания. В зависимости от знаний, в этом типе можно выделить две подгруппы: социально-гуманитарный и естественно-технический типы. В некоторых эпохах это могут культуры-антагонисты (анализ драматических отношений этих культур описан Ч. Сноу в книге «Две культуры»).

2.«Культура практика». В том типе доминирует преобразовательная деятельность. Этот тип тоже имеет две модификации: социально-организационную и производственно-техническую (все формы практической деятельности, в которых высокая степень владения собственной техникой и технологией определяет уровень культуры труда).

3.«Культура моралиста». Доминирующая форма деятельности – ценностно-ориентационная. Моральные ценности являются центром всех иных ценностных ориентаций (политических, религиозных, эстетических). Для этого типа индивидуальной культуры характерно обострённое внимание к всем мировоззренческим проблемам.

4.«Культура общительного человека». Доминирующая форма деятельности – общение. Системообразующий фактор этого типа – стремление к совершенным человеческим отношениям как высшей ценности жизни.

5. «Культура художника». Доминирующая форма деятельности – художественная. Однако роль художественной доминанты определяется не формально (профессией), а тем, какой ценностью обладает для личности художественное творчество.

В культуре сложились два основных института формирования человека:

1. Семья. Как определённая структура совместного существования, семья возникает уже у животных, так как она создаёт оптимальные условия для выращивания потомства. Семья у людей изначально складывается на той же основе и для тех же целей, но потом видоизменяется: семья становится долговременной, прочной системой, и её задачей является не только физическое делопроизводство, но и процесс его очеловечивания. Семья – модель общества, микромир социального макромира.

Семья имеет два измерения: социально-структурное и историческое.

— С одной стороны, семья объединяет представителей обеих сосуществующих представителей человечества – мужчину и женщину; с другой – семья объединяет представителей сменяющих друг друга поколений – родителей и детей.

— Кроме того, в семье реализуются две формы связи человека с человеком – коммуникация и общение, так как семья передаёт информацию, но и делает отправителя и получателя одновременно равными партнёрами, которые свободно, на основе любви и уважения участвуют в диалоге, общении.

— Семья – идеальная модель организации человеческого общежития, так как это «единство в многообразии».

— Семья соединяет две главные функции общества: она стремится сохранить свою стабильность и одновременно – видоизменить своё бытие, обогащая его новыми качествами.

Таким образом, семья формирует человека как существо индивидуальное и социальное. Семья является источником, созидательной основой, исходной человекотворческой силой культуры.

2. Школа. В отличие от семьи возможности школы в процессе формирования человеческой индивидуальности ограничены.

Причин этому несколько:

— в школу приходят дети с уже сложившимися основами личности, она имеет дело с уже в некоторой степени очеловеченным человеком. Всё, что ребёнок получает в школе, он неизбежно сравнивает с тем, что он получил и получает в семье.

— Основная задача школы – обучающая.

— Учитель не может работать индивидуально с каждым учеником.

Таким образом, принципиальное отличие семьи и школы состоит в том, семья в большей степени индивидуализирует человека, а школа его социализирует.

Жизнь человека складывается на скрещении трёх детерминант – природной, социальной и культурной. Поэтому биография каждого человека уникальна, и уникальность обеспечивается не только природой, как иногда полагают, а главным образом – культурой.

Наиболее существенным является само превращение человека из творения культуры в её творца. В этом превращении – сущность функционирования культуры. Культура движется по спирали, постепенно расширяя своё пространство, а значит – играя всё большую роль в жизни человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *