человек венец творения библия
Библейское учение о человеке
Библейское учение о человеке утверждает: 1) человек есть творение Божие; 2) по своей духовной природе человек есть творение, глубоко отличное от всех других земных тварей, несравненно совершеннее их и представляет собой образ и подобие Божие; 3) по телесной природе своей человек также является совершеннейшим творением Божиим, венцом всего земного творения; 4) и по телесной, и по духовно-нравственной своей природе человек сотворен в совершеннейшем виде, как чистейшая разумная нравственная личность. По своему назначению человек бессмертен, но вследствие грехопадения подвергся проклятию и смерти, от чего может быть спасен и избавлен через искупление.
Эти истины Божественного откровения о человеке резко отличаются от всех натуралистических учений о человеке и превосходят их. Превосходство это заключается: 1) в том, что разрешается неразрешимый для естественных познавательных сил человека вопрос о его происхождении; 2) в том, что разрешается другой неразрешимый для человека вопрос о происхождении зла и его ликвидации.
Наиболее нашумевшая теория происхождения человека, так называемая эволюционная теория Дарвина, в последнее время получила резкую критику со стороны виталистов и неовиталистов и уже не представляет собой серьезной проблемы для апологетики (см. Дриша «Неовитализм»). Дарвинизм отрицает творческий акт в деле сотворения человека и пытается объяснить его происхождение путем естественной эволюции от низших форм животной жизни.
Главным недостатком этой гипотезы является отсутствие фактов опыта и исторически известных данных. «Связующего звена» между человеком и обезьяной не открыто и не может быть открыто, ибо между самым высшим животным и самым примитивным человеком лежит пропасть. Нет ни одной обезьяны, которую можно было бы серьезно сравнить с человеком, и нет ни одного человека, которого можно было бы серьезно сравнить с обезьяной.
Сам Дарвин был религиозным человеком (деистом). В конце своей научной деятельности Дарвин стал гораздо осторожнее и признал, что будучи молодым ученым он часто «спешил в выводах». Последователи Дарвина шли в своих поспешных и необоснованных выводах гораздо дальше своего учителя. Выводы были тем более радикальны и тем менее обоснованы, чем менее образованы научно и философски были эти «ученые».
Работа дилетанта в науке и философии Фридриха Энгельса «Значение труда в процессе очеловечения обезьяны» представляет собой, с точки зрения современных биологических наук, смешную фантазию.
Родоначальники человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а нигде в природе не существуют и не существовали. Уже один объем мозга обезьян (до 500 граммов ) по сравнению с объемом мозга самых диких народов (свыше 600 граммов ) свидетельствует о том, что данные чисто биологической структуры обезьяны и человека несоизмеримы. Но главное отличие человека от животных – его речь и мышление.
Попытки считать некоторые черепа первобытных людей за переходные звенья между черепами человека и обезьяны всегда терпели поражение. Так, например, знаменитый так называемый неандертальский череп, по заключению ученых, оказался лишь патологическим явлением (уродством).
В остальном дарвинизм не противоречит библейскому откровенному учению о сотворении животных существ, ибо эволюция не разрешает вопроса о том, кто же сотворил первых животных.
По библейскому учению, сначала была создана сама материя земли, затем особым творческим актом были созданы животный мир и человек как животное и наконец особым творческим актом было одухотворение человека.
Для опровержения этого учения необходимо было бы доказать, что материя существовала вечно и что, сама собой развиваясь, она произвела растения, животных и человека с его речью и мышлением и привела к глубоко мудрому и целесообразному строению вселенной, а также привела и к истории всего человечества. Но современная честная наука, в лице своих величайших гениев, не может признать ничего подобного.
Согласно современным данным физико-математических и биологических наук, материя представляет собой энергию, существующую не вечно, а имеющую необъяснимые ничем, кроме творческого акта (Божественного творчества), начало и конец (учение об энтропии). Из неорганической природы наука не может объяснить возникновение растительного мира, а из последнего не может объяснить мира животного, и, наконец, из животного мира не может объяснить человека с его речью, с его душою, именуемой «я». Невозможность появления на земле (когда-то бывшей в раскаленном состоянии, исключающем существование всего живого) органической жизни привело к гипотезе о том, что органическая жизнь занесена на землю с других планет. Но единообразие образования планет, так же бывших когда-то в раскаленном состоянии, отодвигает вопрос в неопределенную бесконечность, совершенно необоснованно (с научной точки зрения) предполагая (веруя), что где-то, когда-то, как-то образовались какие-то планеты иным путем, при котором якобы мог бы существовать и органический мир. Эта необузданная фантазия опровергается и с другой стороны: каким путем могли попасть на землю органические миры, если даже они где-нибудь и образовались?
«Противоречия» между Библией и наукой по вопросу о времени существования мира только кажущиеся. Более или менее точной геологической хронологии быть не может. Ибо все расчеты основываются на предположении, что десятки и сотни тысяч и даже миллионы лет протекали при тех же условиях, какие наука наблюдает в настоящее время. Но если условия изменялись (а это могло происходить при различных катастрофах космического порядка) и если сами законы природы изменялись и эволюционировали (см. об эволюции законов природы работы гениального французского математика А.Пуанкаре), тогда нет достаточных логических оснований для установления точной хронологии.
О возможности эволюции самих законов природы впервые высказывал мысль архиепископ Филарет Черниговский (в 1867 году) в своем замечательном «Догматическом богословии».
Следует не забывать, что сущность времени и пространства являются еще не вполне выясненными философскими проблемами. Вопрос об эволюции самого времени, проблема «преодоления времени» является современной философской проблемой. Дни творения, указанные в Библии, не являются обыкновенными сутками в 24 часа, а понимаются как неопределенно длинные периоды.
Реституциональная (восстановительная)
богословская гипотеза (дополнение)
Западные богословы (Баумгартен, Кеерл и др.) в своем стремлении примирить «противоречия» между наукой и Библией выдумали так называемую реституциональную, или восстановительную, гипотезу о сотворении неба и земли. Она заключается в следующем. Бог не мог (?!) сотворить землю безвидной и пустой, а должен был (?!) сотворить ее сразу (?) совершенной. Значит, произошла какая-то катастрофа, которая созданную совершенной землю превратила в «безвидную» и «пустую», с «тьмой» над «бездной», т. е. разрушила созданную гармонию и создала зло. Может быть, эта катастрофа была результатом падения Люцифера. Тогда Бог «восстановил» разрушенное… Это и есть «творение мира», рассказанное в Библии.
Замысловатая, красивая фантазия не имеет под собой никакой почвы. Святые отцы и учители Церкви, мудрость и святость которых несоизмерима с новыми западными учеными-рационалистами, никогда ничего подобного не говорили. Ограничивать свободную волю Божию во время творения мира нет никаких оснований. Поэтому реституциональная гипотеза некоторых западных богословов совершенно неприемлема для Православной Церкви. Как совершенно правильно говорит по этому поводу профессор Н.П.Рождественский в своей «Христианской апологетике», «толкование Священного Писания не должно подчиняться влиянию естественнонаучных теорий» (т. к. эти теории в конце концов всегда только гипотезы, а откровение говорит о вечной истине). «Если не дело Библии, – говорит профессор Рождественский, – давать уроки физиологии, химии, геологии, ботаники, то, с другой стороны, не дело естественных наук учить экзегетов правильно толковать и понимать Священное Писание».
Почему бесы враждуют на человека?
Андрей П.К.
У иеромонаха Иова(Гумерова) нашёл ответ на схожий вопрос:
«Славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 6–7)
Заодно улыбнулся, выяснив в процессе поиска, что немецкие женщины, протестантки само собой, считают венцом творения женщин, а мужчин полуфабрикатом для их создания. Хоть смейся, хоть плачь.
Павлик
Более, того, что в человеке есть такого что могло бы говорить о том что он велик сам по себе? Что-то не очень верится что такое существо как человек может из себя представлять верх творения, совсем почему-то нет такого впечатления. Не слишком ли человек возгордился, поставив себя столь высоко в иерархии?
Андрей П.К.
«В Библии понятие «слава» применяется также и к людям, поскольку человек является образом Бога и венцом творения: «Славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 6–7). Но слава эта лишь отблеск Божественной славы. Когда человек отпадает от Бога, он заменяет служение Богу поклонением тварному началу: человеку, животным, безжизненным формам (идолам). Тогда тает и исчезает как туман его слава. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1: 24).» иеромонах Иов(Гумеров) источник: http://www.pravoslavie.ru/answers/7140.htm
Павлик
Спасибо за цитату, Андрей. Всё дело в том, что человек видится настолько посредственным, ограниченным и маломощным, что если предположить, что во вселенной есть другие, куда более развитые существа, то человек перед ними бы померк как муравей перед жирафом. Я имею в виду, что разве не может быть такого что Бог создал и иное творение, о котором не сказано в Библии? Почему творение должно ограничиваться именно человеком, плотским и столь маломощным во многих отношениях существом?
Марина Г.
Марина Г.
Андрей П.К.
Харита
Павлик
Павлик
То есть вы хотите сказать, что Бог их отключил от источника энергии чтобы, зная о том что они будут досаждать людям? Тогда получилось бы, что Бог использует бесов для закалки человеческих душ. Тогда из этого бы очень многое следовало. Например то, что и змей изначально в Эдемском саду был для этого использован. Значит человеческое падение было нужно чтобы закалить людей.
Павлик
Игнатий (Брянчанинов) пишет, что человек не может быть сам по себе, он есть сосуд, который вмещает [надо думать, влияние] тех или иных сил на него. То есть, получается, что ангелы это куда более самостоятельные существа, чем человек? Ведь выходит, что человек является только проводником той или иной воли, того или иного воздействия, вместилищем, сосудом? Тогда как ангелы как раз и могут в него «вмещаться» и действовать на него. Так какой же тогда человек венец творения?
В подтверждение: «яко без Мене не можете творити ничесоже». При этом падшие души без Бога могут делать многое. Значит ангелы, видимо, поставлены намного выше человека.
Также ангелам дана возможность покаяться в духовном мире, тогда как предполагается, что человек в духовном мире (после смерти тела) покаяться уже не может. Почему?
Марина Г.
Нарушена причинно-следственная связь. Они «отключились» сами. Свобода выбора.
И потом уже стали досаждать людям.
А впрочем, я не вдавалась в такие тонкости.
Михаил Р.Б.
Павлик
Нарушена причинно-следственная связь. Они «отключились» сами. Свобода выбора.
И потом уже стали досаждать людям.
А впрочем, я не вдавалась в такие тонкости.
Павлик
Не совсем так. В житиях святых описывается случай когда некий демон пытался искушать келейного отшельника, который думал, что это человек. И там описывается случай, как этот демон якобы решил покаяться, и ему действительно была дана такая возможность Богом. Но это был один из обманных приёмов того демона, так как на самом деле он лишь притворялся. Но тот случай показал, что путь покаяния для демонов открыт, но считается, что они пали настолько, что полностью утвердились во зле и поэтому не могут хотеть покаяться, но гипотетическая возможность покаяться им дана. Не помню где именно это описывается, может быть кто-нибудь из здесь присутствующих знает. В ином случае, если захотите, могу поискать источник.
Вывод: демонам дана возможность покаяться, но они не могут захотеть покаяться. Демоны живут в духовном мире. Человеку же в духовном мире, как предполагается, покаяться нельзя.
Вопрос: почему?
Также из Ветхого Завета известно, что после падения духи всё ещё имели доступ к Небу, и даже участвовали в некоторых спорах и вроде совещаний с Богом. Человек же был изгнан из Эдемского сада сразу же после того как согрешил. Чем это можно объяснить?
Павлик
Марина Г.
А про закаливание. Да кто может просчитать весь Промысел Господень. Нужны они для закаливания ли. вероятно. У Него всё служит ко благу.
Рихард
Говорят: «Как согласить вечное наказание злых духов с благостию Божьею»? На это отвечаем: «Бог, действительно, бесконечно Благ, но в то же время бесконечно Правосуден и бесконечно Свят». Грех злых духов был первый грех и ими самими измышленный, грех не по немощи телесной, а грех бесплотных и совершеннейших духов, и потому наказание за него должно быть особенно страшное Ириней Лионский. Т. 14, кн. 28″>12.
Ту же мысль выражает и свят. Димитрий Ростовский: «Отпадшие духи в толикое ожесточение вложишася, яко никогда невозможно прийти им в покаяние»15. Невозможно изменение участи падших духов еще и потому, что для избавления их от мук нет Ходатая. Есть Ходатай только для людей, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим.2:4-5), – ибо Христос воспринял в Единство Божеской Ипостаси не естество ангелов, а естество человеческое: Не от Ангел бо когда приемлет, но от Семене Авраамова приемлет (Евр.2:16).
Согласно Библии человек – венец творения. Но вдруг выяснится, что существуют еще и инопланетяне, и венец творения – не человек. Не опровергнет ли это веру в Бога?
Нет, конечно, не опровергнет. Но рассмотрим все по порядку.
В Библии не сказано прямо, что человек венец творения, хотя это достаточно ясно подразумевается тем, что человек поставлен над творением Божиим: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» ( Пс.8:6–9 ).
Что же до инопланетян, то Библия посвящена вопросу спасения людей и просто не рассматривает вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. Если окажется, что есть – это никак не разрушит нашу веру в Бога.
У английского христианского писателя Клайва Льюиса есть «Космическая Трилогия» – серия романов, действие которых происходит на разных планетах, в которых выступают представители различных разумных видов, – и все это совершенно естественно и непротиворечиво вписано в христианскую картину мира.
Однако хорошим ответом на вопрос об инопланетянах выглядит тот, который дал блаженный Августин на вопрос о кентаврах. Кто-то спросил у этого великого богослова и мыслителя – можно ли крестить кентавра? Кентавр – это мифологический персонаж, наполовину человек, наполовину конь. Коня крестить, понятно, нельзя, человека – можно. А кентавра?
И блаженный Августин на это сказал: приводите кентавра, будем разбираться. Понятно, что вопрошающие кентавра так и не привели – и вопрос был снят.
Также с инопланетянами – приведите инопланетян, будем разбираться. Пока что все многочисленные инопланетяне, с которыми мы имеем дело – дружелюбные и агрессивные, привлекательные и отвратительные, те, которых находят звездоплаватели на далеких планетах, и те, кто сами прилетают к нам, – это только и исключительно литературные персонажи.
При всей власти космических мифов над воображением современного человека, никаких свидетельств реальности инопланетян у нас нет.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Глава 3. Сотворение человека, как венца мироздания
Из персти земной и божественного дыхания создан человек – образ бессмертного Бога. Посему, как земля, привязан и к здешней жизни, и, как частица божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей.
Человек. Образ и подобие Бога на Земле.
Человек – высшая ступень всего процесса творения, венец природы, созданный из персти земной.
Человек! Дыхание Творца в материальном мире.
Так говорится о человеке в его идеальном состоянии на страницах Вечной книги.
Человека, существа разумного, волевого, способного к разумному устроению среды, в которой он живет, и к разумному же созиданию своей истории, не было ранее на Земле. И в этом смысле он возник из небытия, то есть, говоря библейским языком, сотворен.
Но как один из множества уже ранее сотворенных организмов он не сотворен, а создан из той же персти земной, как и все живые существа, то есть произошел естественным путем в порядке общей эволюции всего живого.
1. Библейские тексты о сотворении человека
О сотворении человека Откровение говорит особо торжественно, освещая его с трех разных сторон. Сначала оно говорит об историческом появлении человека на Земле ( Быт. 1:26–27 ). Человек сотворен после того, как образованы все те элементы, которые являются составными частями его природы, и после того, как уже возникла та среда, в которой он будет жить. В сравнении со всеми элементами Космоса, человек – вершина, венец творения.
Творец дает бытие человеку не как другим тварям – просто повелевая природе (воде, земле) извести их из себя. Он творит его, как бы совещаясь Сам с Собою, рассуждая, размышляя о его сотворении. Обращаясь к Самому Себе, Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:26–28 ).
Образ Божий в человеке и подобие Его на Земле это важнейшая черта человека. Это есть предел совершенства для творения. Человек сотворен по подобию Божию. Это значит, что он, подобно Богу, может своей волей изменять окружающую среду. Ему дана власть господствовать на Земле.
Сотворением человека (человечества), как вершины творения, заканчивается процесс космической эволюции. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт. 1:31; 2:1 ).
Сотворив человека, как вершину всего мироздания, Бог, по слову Откровения, почил от дел Своих, то есть, сотворив существо по Своему образу и подобию, Он уже не творит более совершенных существ.
Рассмотрев в первой главе вопрос о появлении на Земле человека в его историческом аспекте, во второй главе автор книги Бытия вновь возвращается к этому же событию, но теперь говорит уже о внутреннем устроении человека, о его взаимоотношении с Творцом, о сущности его души: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ).
Как видим, здесь акт творения освещается уже с другой стороны. Здесь говорится о двуединой природе человека – телесной и божественной. Человек создан из праха земного. Следовательно, по телу он есть один из организмов, живущих на Земле. Но в лице его вдунуто нечто от Самого Бога.
Соединяя оба текста, получаем полное представление о человеке в его идеале. Человек обрисован в той возможности, претворить которую в действительности он призван.
Далее (в главе третьей) говорится о том, как человек сам уклоняется от своего идеала. Обсуждение этого события – так называемого грехопадения – сейчас не входит в нашу задачу. В данном разделе ограничимся темой о творении человека (о грехопадении подробнее смотрите в первой главе второй части).
Так дается третье откровение о происхождении человека и возникновении его «родословной», то есть человеческой истории. Здесь, как и в первой главе Книги Бытия, возвещается, что мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя человек Бог нарекает им обоим, к ним обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» ( Мф.19:4 ). И затем в Афинском ареопаге – Апостолом Павлом: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» ( Деян.17:26–28 ). Таково ветхозаветное библейское Откровение о сотворении человека.
Человек со всем богатством духовных способностей именно сотворен, потому что он есть нечто особенное по сравнению с другими тварями. Те качества, которые явлены в человеке – его дух, его воля, его творческие способности, – не есть сочетание уже существовавших в мире до появления человека элементов. Дух человеческий – его «я» – не может быть разложен ни на какие земные элементы, не может быть сведен и к той душе живой (психике), которой обладают животные. Это нечто совершенно новое. В этом смысле человек возник из небытия (сотворен).
Но подобно тому, как предшествующая человеку ступень организации космоса – психическая жизнь – была новым творением, хотя и находящимся в неразрывной связи с уже сотворенной землей, так и человек, как таковой, есть явление новое, хотя и существующее в неразрывной связи со всеми предшествующими ему планами творения.
Происходя по телу из земли и тем самым будучи земным собратом всем живым существам, произошедшим из этой земли, человек есть в то же время образ и подобие Бога на Земле и, как носящий в себе дыхание Творца, есть существо, выходящее за пределы тварного ряда, хотя и завершающее собой весь этот тварный ряд.
В человеке есть все, что существует в природе. Волновая и корпускулярная, неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и душа животная – все совместилось в нем, чтобы человеку стать обителью бессмертного духа. Все дни творения находят себя в человеке. Эту истину родства человека со всей природой, хранимую Церковью с древнейших времен, хорошо сформулировал один из величайших философов Церкви, святой Иоанн Дамаскин (VIII век). В «Точном изложении Православной веры» он пишет: «Должно знать, что человек имеет нечто общее и с неодушевленными существами, и участвует в жизни бессловесных, и разделяет силу мышления с разумными. Имеет общую часть с неодушевленными по своему телу, поелику составлен из четырех стихий. С растениями по тем же самым отношениям, и, сверх того, по силе питаться, расти, давать семена и рождать. С бессловесными (животными) – по перечисленному выше и, кроме того, по способности пожелания, то есть по силе раздражительной и вожделевательной: также по способности чувствования и по произвольному движению» (гл. 12).
Другими словами, человек создан как вещь и представляет собой одну из вещей на Земле, но как образ и подобие Божие, как носитель божественного дыхания он уже не создан, а сотворен и уже не есть вещь. Он первый и единственный из всех тварей отпущен на свободу, чтобы, поднявшись из праха земного, из состояния природной необходимости, из состояния раба окружающих его условий, стать усыновленным Богу, стать сотрудником Бога на Земле и затем войти в вечность для единения с сотворившим его Богом.
Итак, человек возник к бытию, в себе самом соединяя: а) материальное (в самом предметном смысле этого слова); б) психическое и в) духовное. Он есть единство всех планов бытия, как бы некий связующий стержень, пронизывающий Вселенную и содержащий в себе все ее элементы.
И что самое важное, этот стержень не есть нечто статичное, неизменное; скорее это – стрела, летящая ввысь. Человек призван к обожению, то есть к единству с Творцом. Нельзя понимать его, как статичный центр и вершину мироздания, так как это еще ничего не говорит ни о динамике его духовного роста, ни о его главном предназначении. Вся суть в том, что человек призван выйти из рамок тварной Вселенной, чтобы вознестись в духовное небо для соединения с Творцом.
Читая библейские тексты о сотворении человека, мы приходим к выводу, что в них решительно ничего не говорится о том, как именно Господь создал человека. И если в Книге Бытия сказано, что человек создан из земли, то мы, исходя из учения о Боге как о Духе, не можем, подобно язычникам, представлять себе, что Бог как-то «обрабатывал» эту персть земную. Если же в поэтических местах Писания, в частности, в псалмах, говорится: «Твои руки сотворили меня и создали меня», то мы, христиане, всегда понимали это, как выражались св. Отцы, богоприлично, то есть не как нечто похожее на то, что совершает своими руками человек.
В христианской Церкви никогда не допускалось мысли о том, что Бог действительно «делал» человека, подобно тому, как представляли себе это вавилоняне и египтяне, то есть что Божество создает человека из глины, придавая ему форму на гончарном круге. Однако ранее считалось, что творение человека произошло мгновенно. Такое мнение было связано как с представлением о всемогуществе Божием, так и со статичным пониманием мира в целом, характерным не только для древнего мира, но и для относительно недавних времен.
Подытожим сказанное: как принципиально новое существо, человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности. Он сотворен по образу и подобию Божию. Он носит в своей груди дыхание Самого Творца.
Но вместе с тем, по своему телу, он в принципе не отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. В этом отношении он не представляет собой ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные. Поэтому о нем говорится, что он создан из праха земного.
Человек не может забывать, что он создан подобно всем тварям из земли, из составляющего ее праха (афар), и такова несомненная истина о его материальном происхождении, известная науке. Откровение также говорит об этой истине, дабы пресечь всякие ложно-религиозные фантазии о происхождении человека из какой-либо особой небесной или просто неземной материи или о какой-то потусторонней, предшествующей его земной, жизни.
Человек сотворен животным, получившим повеление стать богом, – резюмирует христианское учение о человеке св. Василий Великий. Итак, созданный из праха земного человек – вершина мироздания, его завершение, осмысление. И вместе с тем человек не только вершина, но и стрела, то есть то, что должно выйти из рамок мироздания и войти в вечность для единения с Творцом.
Здесь главное в том, что в человеке, уже в самый момент творения, заложена возможность сочетания в себе тварного и божественного, что в Новом Завете выявляется Иисусом Христом, в Себе Самом уже сочетавшем божественную и человеческую природы. Первосвященническая молитва Иисуса Христа на Тайной Вечере вся посвящена осуществлению возможности полного единства Бога и человека.
Человек есть образ и подобие Творца, Его божественное дыхание на Земле. И ему предназначено войти в единение с Первообразом. Таков общий смысл всех библейских текстов о сотворении и назначении человека.
2. Человек во Вселенной
Человек, каким он обрисован в Книге Бытия, принципиально несравним с другими существами. Мы вообще не можем себе представить на Земле какое-либо другое существо, которое могло бы стать более совершенным, чем человек в его идеальной возможности. Он – вершина мироздания; существо, наделенное образом и подобием Творца, одаренное Его Божественным дыханием; существо, которому по Завету Бога предстоит выйти из рамок природной необходимости и войти в возвещенное в Евангелии Царство свободы. Но это Царство Христовой свободы, Царство жизни вечной – новозаветная тема, о которой мы сейчас говорить не будем.
Человек сотворен. Это значит, что человек представляет собой нечто принципиально новое в мироздании. Когда мы говорим о человеке, то всегда имеем в виду некое нерасторжимое единство а) его тела (организма, в принципе не отличающегося от тел всех живых тварей), б) его психики, также в принципе не отличающейся от психики всех живых существ и в) его духа, или его специфически человеческого «я», которое не имеет аналога во всей остальной природе. Поэтому-то человек и именуется новым творением во Вселенной.
Мы не будем сейчас касаться очень тонкого и вместе с тем очень сложного различия между понятиями дух, «я», личность, сознание и самосознание. Это увело бы нас очень далеко от нашей основной темы. Следует подчеркнуть, однако, что мы не можем отождествлять их с тем, что обозначается словом психика, подразумевая под ним все то, что относится к психике животных. Ведь если бы мы назвали психикой наше «я», то тут же должны были бы оговориться, что психика человека настолько богаче психики животных, что едва ли может быть названа с нею одним и тем же словом. Это нечто принципиально иное. Между духом и психикой различие не количественное, а качественное.
Наше «я», то есть глубинную и загадочную сущность нашего существа, мы не можем отождествить и с сознанием – понятием, которым обычно подменяют понятие «я». Сознание, как оно определяется в современной психологии, есть функция высокоорганизованной материи, то есть не сущность, а процесс. Эта способность идеального воспроизведения действительности. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной (Философская энциклопедия, 1970, т. 5).
Наше «я» не есть просто функция высокоорганизованной материи. Это некая особая высшая реальность, сущность, обладающая сознанием, такая сущность, которая сама может превратить неразрывно связанное с ней тело и психику в свою функцию. И здесь вопрос не в, так называемой, обратной связи, а в чем-то большем, ибо обратная связь есть связь однородных элементов. Дух же человека выходит за пределы материи, хотя бы и высокоорганизованной.
Может возникнуть вопрос: каким считать дух человека – материальным или идеальным? В современной философии все идеальное считается реально несуществующим, оно расценивается лишь в соотнесении человеческой деятельности к объективному миру.
Объективным критерием, говорящим в пользу признания реальности нашего «я», как чего-то самостоятельно существующего, а не только функции человеческого тела, может служить необходимость признания ответственности нашего «я» (личности) за свои поступки.
Если подлинно и самостоятельно существующего «я» нет, если сознание человека расценивать только, как функцию материи (хотя бы и высокоорганизованной) нашего тела, в частности мозга, то человек не может и не должен нести ответственность за свои поступки, не будет ответственен ни в моральном, ни в социально-историческом плане. Функция есть только функция, то есть нечто производное от какой-то иной причины, которую в математике принято называть аргументом. Функция, как это слово определяется в современной философии, есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (см. Философский словарь, М., 1968). В приложении к человеку, определение сознания, как функции его мозга, будет означать, что оно, это сознание, определяется теми физико-химико-физиологическими процессами, которые протекают в мозгу и порождают, в качестве следствия, те или иные мыслительные образы (суждения). Такой процесс ничем, в сущности, не будет отличаться от всех иных процессов, протекающих в человеческом теле. Но если это так, то нельзя требовать от человека никакой ответственности за его поступки.
Тем не менее такое требование постоянно предъявляется человеку на всем протяжении его исторического существования в качестве социального индивида. Этот факт полностью противоречит упомянутой выше теории психической жизни человека. В отличие от нее, христианское учение говорит о человеке как о существе, могущем свободно принимать решения и поэтому быть ответственным перед Богом, перед своими собратьями, как ныне живущими, так и теми, которые будут жить в будущем или жили в прошлом, иными словами, быть ответственным перед историей человечества.
Человек есть первый «вольноотпущенник» природы, так как в нем она имеет не просто послушного исполнителя данных ей от Творца законов, но по подобию Абсолютного Творца и в установленных Им рамках – сознательного творца своей и природной жизни или, говоря апостольским языком, соработника Божия ( 1Кор. 3:9 ).
а) познать самого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца и божественность своей души и полюбить Его, как свой прообраз;
б) познать окружающую его природу, заповедь Творца об отношении к окружающему миру, ко всем своим собратьям и полюбить их и весь мир;
в) познать ту цель, которая поставлена Творцом перед ним, и, осознав ее как необходимое и приняв как желанное, достичь ее.
В человеке эволюция уже может направлять саму себя и ускорять свой ход. В человеке природа впервые осознает себя и спрашивает: «Что я такое?» Если рассматривать человека, как одно из звеньев всеобщей цепи эволюции, то он, как прекрасно выразился Тейяр де-Шарден, есть пик высоты, достигнутый природой.
Главное же, что выделяет человека из всего окружающего мира, – это то, что он приходит в этот мир, имея, по выражению Апостола Павла, начаток духа ( Рим. 8:23 ). Этот начаток таит в себе возможность беспредельного совершенствования человеческой личности. Это совершенствование безгранично, так как имеет целью восходить к совершенству Самого Творца. Таков великий замысел Творца о Человеке! Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный! ( Мф. 5:48 ). Такова заповедь, данная Иисусом Христом.
Дух человека, его «я», таит в себе возможность на протяжении жизни осуществить эту поставленную перед ним Христом задачу совершенствования. В Евангелии даются основные вехи восхождения по этому пути: переоценка всех ценностей и новое рождение ( Ин. 3:5–6 ), постепенное достижение божественных свойств ( Ин. 10:34–35 ) и, наконец, превышающее наше обыденное разумение, полное единение с Абсолютом ( Ин. 17:21–26 ).
Евангелие возвещает, что каждое человеческое «я», будучи образом Бога, есть неповторимая сущность, абсолютная ценность. Но человеческое «я» есть не что-то равное Богу, но именно начаток божественности. Человеческое «я» есть не столько данность, сколько возможность божественности. Человек по своей сущности не статичен, а динамичен. Он один вырвался на свободу из общей природной необходимости. И хотя природа так же динамична, но по сравнению с человеком она медлительна, как черепаха. Едва возникнув к бытию и узнав о своем назначении, человек уже может идти к единению с Абсолютом, направляя на это усилия на протяжении данной ему жизни.
Каждое живое существо получило свой предел развития, свой «потолок», выше которого оно не может подняться. В принципе мы могли бы (если бы только сумели) вычертить для каждого живого существа график развития и указать ту кульминационную точку, которая стала бы его пределом. Для каждого жившего и живущего ныне человека мы могли бы, если бы знали о нем все, вычертить его «линию жизни», то есть линию его фактического восхождения (а, может быть, и падения). Но мы не можем начертить линию жизни человека в его принципиальной возможности, так как эта линия будет уходить в бесконечность.
Если бы мы попытались изобразить человека (в его идеале) среди окружающей его природы путем вычерчивания линий, то рисунок походил бы на некое растение со многими различными стеблями (различные формы жизни до человека), посреди которых располагается всего лишь один стебель, направленный вверх, и на его вершине – смотрящая вверх и отражающая в себе свет Солнца чашечка цветка, ради которого возникло все растение. Эта чашечка цветка и есть человек!
В некоторых других переводах стоящее в подлиннике слово «Адам» переведено не как имя собственное, а как человек вообще.
Сознание отключается во время сна. О том, какое значение имеет то, что принято называть «подсознательным» (еще не так давно отрицавшимся), теперь очень много говорится в современной научной литературе. Интересно выражение из книги «Песнь песней»: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (гл. 5, ст. 2).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»