Человека на самокате сбила машина
Меня сбил электросамокат. Как подать в суд и получить компенсацию?
Электросамокаты в крупных городах в последние годы набирают популярность. Важно, что этот вид транспорта опасен для пешеходов — на нём человек перемещается гораздо быстрее, постоянно обгоняет впереди идущих людей. Велика вероятность столкновения. При этом подать в суд и выиграть его возможно, но сложно. Лайф разбирался, как выглядит процесс.
Закон защищает нас от электросамокатов? Не совсем
И да и нет. Передвижение электросамокатов по тротуарам не регулируется, рассказали Лайфу эксперты. И это считается проблемой дорожного движения. Электросамокаты не раз предлагалось учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости.
Согласно действующим правилам, человек на самокате или гироскутере — тот же пешеход. Для езды на них не нужны права, регистрировать их в ГИБДД тоже нет необходимости. Кроме того, ни в одном законе в принципе нет определения «электросамокат».
Однако повлиять на них всё же можно. Управляющий партнёр юридической фирмы КОДЕСТ Юлия Кочаровская говорит, что бывали случаи, когда водители электросамокатов несли административную ответственность по аналогии с водителями автотранспортных средств (ст. 12.1 КоАП РФ и примечание к ней, а также п. 1.2 ПДД РФ, ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, если транспорт нарушителя по описанию соответствует мопеду или мотоциклу. В процессе следствия эксперты изучают характеристики самоката и сравнивают с теми, что указаны в законодательстве под определением «мопед». Если по описанию аппарат под него подходит, то нарушитель понесёт наказание как водитель мопедов и автомобилей.
Для потерпевшего самое главное, чтобы следствие признало электросамокат транспортным средством. В противном случае взыскать компенсацию за происшествие не получится, потому что инцидент не признают как ДТП. Получится, что столкнулись два пешехода.
Отправляют на убой. Владельцам электросамокатов разрешат ездить по дорогам
Человек на электросамокате — пешеход или нет? Покажет следствие
Является ли сбившее вас транспортное средство мопедом или мотоциклом, выяснит следствие. И вот тут возникает главная сложность.
Адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнёры» Анатолий Кузнецов рассказал Лайфу, каким характеристикам должен соответствовать электросамокат или велосипед, чтобы попасть под определение «мотоцикл».
— Согласно ПДД, мотоцикл — это двухколёсное ТС, максимальная скорость которого превышает 50 км/ч. Да, многие электросамокаты позволяют ехать со скоростью, значительно превышающей 50 км/ч, и формально подпадают под определение «мотоцикл». Однако в тех же правилах указано, что пешеход — это лицо, использующее для передвижения самокат или аналогичное ему средство. В этом определении ничего не говорится ни про скорость, ни про наличие электродвигателя. Поэтому в понимании действующих правил дорожного движения человек, управляющий самокатом, — это пешеход, — говорит эксперт.
Мощность электросамоката также влияет на степень наказания. Юрисконсульт онлайн-платформы «Податьвсуд.РФ» Эльвира Прусакова приводит следующие данные:
— Если она выше 250 Вт, то самокат приравнивается сразу к мопедам. Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или автомобиль.
В двух словах — степень наказания зависит от характеристик электросамоката. Чем они выше, тем больше шансов, что дело будет заведено.
Это касается любого вида транспорта. Юристы добавили, что в случае столкновения с гироскутером доказать вину водителя почти невозможно, потому что его мощность слишком низкая. А вот столкновение с велосипедом — это точно ДТП, потому что он входит в категорию «транспорт».
Визг колёс, крики, рыдания водителя: Москвичка рассказала о смертельном ДТП с мальчиком на самокате, сбитым на зебре
По словам очевидцев, ребёнок резко выскочил на пешеходный переход. Водитель легковушки, двигавшейся на приличной скорости, не успел затормозить. Правоохранители задержали его по приезде на место аварии.
Москвичка рассказала, что происходило после ДТП, в котором насмерть сбили мальчика с самокатом на зебре. Видео © LIFE
Сразу после наезда на девятилетнего ребёнка на севере Москвы водитель начал кричать о помощи и плакать. Об этом Лайфу рассказала очевидица происшествия. Женщина живёт в доме напротив и в момент аварии услышала визг колёс. Именно она вызвала скорую помощь.
«Визг колёс, детские и женские крики, мужской крик «Помогите!». Было понятно, что что-то страшное произошло. Потом приехала полицейская машина, я ещё раз в скорую позвонила, они сказали «едем», — пояснила собеседница.
«Ты не проедешь!»: Петербуржец попытался рукой остановить BMW на зебре и получил от водителя кулаком в живот
По словам очевидцев, мальчик ехал на самокате и резко выскочил на пешеходный переход. В этот момент водитель легковушки (на записи он в красной футболке), следовавшей на приличной скорости, не успел затормозить. Скрыться мужчина не пытался, правоохранители задержали его по приезде на место аварии.
Как уже ранее сообщал Лайф, инцидент произошёл сегодня около 11:30 в Керамическом проезде. Мальчик пересекал дорогу по пешеходному переходу, но, по предварительным данным, с самоката слезать не стал. В какой-то момент его сбила легковушка. От удара ребёнок отлетел в сторону.
В Петербурге вынесли первый приговор за наезд электросамоката на человека
Первого июня он мчался по парку культуры и отдыха в Колпино на своем электрическом самокате «Halten 1200w». В День защиты детей там было много маленьких посетителей. Максимка (имя изменено) ехал по аллее на детском велосипеде рядом с мамой. По ее словам, мужчина на своем самокате летел им навстречу на большой скорости. Женщина думала, что он свернет или затормозит, но этого не произошло, и мужчина врезался прямо в ребенка. Мальчик упал и ударился головой об асфальт, рассек голову. В больнице малышу сделали операцию. Как сообщили в суде, сейчас маленький потерпевший, к счастью, от тяжелой травмы уже оправился.
Одновременно с Максимом в той же больнице лечилась пятилетняя девочка, которая также пострадала от взрослого любителя быстрой езды. Второго июня она шла с мамой и младшей сестренкой в гости к тете по Невскому району города. Мужчина на самокате буквально снес девочку с ног, когда она всего на шаг отошла в сторону от родных. При этом в случившемся ездок обвинил самого ребенка, а затем с места происшествия скрылся. Еще один случай произошел на Московском проспекте: студент на арендованном электросамокате сшиб ровесника Максимки. Мальчик получил травму головы, ему наложили швы.
Всех виновников наездов на детей быстро установили. Были возбуждены уголовные дела о причинении тяжкого вреда здоровью несовершеннолетних по неосторожности. Два из них еще рассматриваются в судах Санкт-Петербурга. Кстати, от лихачей на самокатах страдали и взрослые.
Несмотря на то что молодой человек возместил ущерб и извинился, а также несмотря на ходатайство родственницы погибшего, признанной потерпевшей, о прекращении уголовного дела, виновника все-таки осудили. Правда, приговорили только к штрафу в 100 тысяч рублей. Однако судимость он получил.
Напомним, что согласно данным Министерства внутренних дел РФ в России за полгода произошло 180 дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей средств индивидуальной мобильности. В них погибло пять человек.
Но речь идет только о столкновениях этих устройств с автомобилями. Если они наезжают на пешеходов, то ДТП это не считается. А поэтому и статистики таких наездов нет.
Пока не установлены жесткие правила для использования таких устройств, наезды будут происходить и дальше. А число их жертв будет только множиться. Но даже если такие правила будут установлены, непонятно, кто и как будет контролировать их соблюдение.
Если кикшеринговые компании сейчас ограничивают мощность и скорость своих электросамокатов, то что делать с теми, кто пользуется собственными устройствами? Чтобы признать их мопедами, необходимо их сертифицировать. А пока этого не сделано, то, похоже, воспитывать пользователей электросамокатов остается только путем уголовного преследования.
Что делать и как себя вести, если вас сбили на электросамокате
Рассказали в 7 карточках, как себя вести при столкновении с электросамокатчиком.
Любовь Шебанова
Адвокат в компании Amulex.ru
Шаг 1. После столкновения снимите видео
Снимите человека, электросамокат, место происшествия. Назовите своё имя, дату и адрес происшествия. Если вы плохо себя чувствуете, попросите свидетелей это сделать за вас. Если их нет, забейте на справедливость и вызывайте скорую — здоровье важнее.
Если виновный подойдёт извиниться, всё равно снимайте — вы не знаете, как он поведёт себя дальше. Может, он просто давит на жалость, чтобы вы не подали заявление в полицию. В итоге вы его пожалеете, а он уйдёт в закат. Таких людей немного, но лучше перестраховаться
Если рядом расположены камеры на магазине или доме, попросите запись. Это тоже считается доказательством в полиции или суде.
Шаг 2. Оцените своё состояние
Во время шока люди не всегда чувствуют даже перелом. Убедитесь, что каждая рука, нога и палец двигаются и это не причиняет вам боли. Откройте фронтальную камеру и проверьте, не идёт ли кровь из головы.
Если сильно плохо или что-то сломано — сразу вызывайте скорую. Если всё в порядке, съездите в травмпункт после того, как поговорите с полицейскими.
Шаг 3. Попросите прохожих выступить свидетелями
Прохожие и свидетели — не одно и то же. Разница в том, что прохожие могут не дать показаний и никак не помочь вам с наказанием виновника. А свидетели расскажут всё полицейским и выступят в суде, если придётся.
Объясните прохожим, что вы нуждаетесь в их помощи, иначе они решат, что всё с вами в порядке и можно идти дальше по своим делам. Но не давите и предупредите, что это может занять много времени. Если очевидцы не против вам помочь, соберите их данные: полное имя, номер телефона и паспортные данные.
— Здравствуйте. Пожалуйста, помогите мне. Я не знаю, как дальше пойдёт, и насколько затянутся разбирательства, но мне нужна ваша помощь. Можете дать мне свой номер телефона, полное имя и паспортные данные? Я передам полицейским и скажу, что вы всё видели и можете дать показания. Или дождитесь, пожалуйста, полицейских со мной.
Вообще вы можете просто дождаться полицейских, и они сами этим займутся. Но есть вероятность, что к этому времени свидетели разойдутся.
Шаг 4. Позвоните в полицию — 112 с мобильного
Постарайтесь не отпускать виновника с места происшествия, вызовите полицию и дождитесь её приезда вместе с электросамокатчиком. Полицейские выяснят обстоятельства, опросят свидетелей и помогут вам написать заявление. Если потребуется, сами соберут видео с ближайших видеокамер. Если виновник уехал и позволяет состояние, сразу езжайте в участок и пишите заявление.
Нам показалось, что полицейские не посчитают это важной причиной для выезда, поэтому мы решили проверить. Автор позвонила в отделение и рассказала, что её сбили на электросамокате. Полицейский узнавал, как она себя чувствует, не сильно ли пострадала, выяснял обстоятельства и настаивал на том, чтобы отправить наряд или хотя бы она написала заявление *звуки умиления*. В общем, мы ошибались.
Шаг 5. Съездите в травмпункт
В травмпункте зафиксируют травмы и повреждения. Справка может потом пригодиться, как дополнительное доказательство в полиции или суде. И повторимся: из-за шокового состояния люди часто не замечают разрыв связок или перелом.
Шаг 6. Поезжайте в участок и напишите заявление
Человек может извиняться только из корыстных побуждений, а вам потом тратить деньги на лечение. Поэтому напишите заявление и подождите, пока полицейские сами с ним разберутся. Каким бы милым ни был самокатчик.
Если человек просит решить всё без полиции и предлагает помощь, напишите с ним расписку. Укажите в ней все данные нарушителя, факт наезда, наличие вреда, обязательство возместить ущерб и сроки. С распиской вы сможете обратиться в полицию, если виновный скроется.
Заиншурьтесь от самоката
Манго запускает иншуринг от самокатов и других двухколёсных.
Работает так: вы подписываете на иншуринг себя или ребёнка, а Манго выплатит компенсацию, если заиншуренного собьёт всадник на самокате.
Полис покупается один раз и действует с июля до конца сентября по всей России. Стоит 60 рублей за 3 месяца.
Что делать нельзя
❌ Не собирайте следы ДТП: осколки, наклейки от самоката, личные вещи — этим займётся полиция.
❌ Не уходите с места происшествия до приезда полиции — это осложнит сбор доказательств.
❌ Не разбирайтесь с нарушителем — это может привести к конфликту или драке.
❌ Не отказывайтесь от медицинской помощи — полиция может посчитать, что нет основания для проверки, и вреда никто никому не нанёс.
❌ Не берите деньги без расписки — вы не знаете, сколько вам придётся потратить на лечение. А виновника потом не найти.
МВД сообщило о росте числа ДТП с электросамокатами в полтора раза
С начала года в ДТП с электросамокатами погибли десять человек, еще 438 пострадали, сообщили ТАСС в пресс-центре МВД.
Всего за девять месяцев произошло 416 аварий с участием средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и других. Это более чем на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На фоне роста популярности электросамокатов и увеличения числа ДТП с ними власти ввели ряд ограничений. В Москве и Петербурге для этого вида транспорта установили предельную скорость — 25 и 20 км/ч соответственно, а также создали «запретные» или более «медленные» зоны.
Основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко в интервью РБК говорил, что угрозу представляют именно мощные самокаты, особенно частные, «которые гоняют по 80 км/ч». В целом же небезопасность электросамокатов «немного демонизирована», считает он. «Небезопасны быстрые, мощные самокаты и пьяные люди, которые на них едут. Если посмотреть на видеоролики, которые гуляют в интернете, в большинстве из них есть автомобиль, который либо едет на красный свет, либо на тротуаре или еще как-то сбивает человека на самокате. Этот человек мог быть сбит и без самоката», — сказал Чуйко.
Эксперты «АльфаСтрахования», в свою очередь, выяснили, что в 90% аварий с электросамокатами травмы получают сами пользователи электросамокатов, в то время как третьи лица, например пешеходы и автомобилисты, страдают лишь в 6% случаев. В таком случае «травмоопасность для окружающих при управлении электросамокатом значительно ниже общепринятых представлений», а случаи причинения самокатчиками вреда окружающим «носят единичный характер», говорится в исследовании.
Разработкой правил дорожного движения для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) занимаются МВД и Минтранс. В октябре они подготовили поправки в ПДД, которые выделят СИМ в отдельную категорию транспортных средств. Их максимальную скорость предложили ограничить 25 км/ч, а массу — 35 кг при передвижении по тротуару и в пешеходной зоне.