Чем должен быть оборудован учебный автомобиль

Чем должен быть оборудован учебный автомобиль

к Правилам проведения

экзаменов на право управления

транспортными средствами и выдачи

К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2016 N 65,

от 23.03.2017 N 326, от 20.12.2019 N 1734)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.03.2017 N 326, от 20.12.2019 N 1734)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2016 N 65, от 23.03.2017 N 326)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

(пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

2. Практические экзамены проводятся на автомобилях с механической или автоматической трансмиссией, имеющих левостороннее расположение рулевого управления.

В случае проведения практического экзамена на автоматизированном автодроме транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы соответствующими приборами и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

(см. текст в предыдущей редакции)

Транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов для лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания и (или) медицинские ограничения к управлению транспортными средствами, должны быть оборудованы соответствующим специальным оборудованием либо иметь определенные конструктивные характеристики, соответствующие медицинским предписаниям.

4. Применение систем активной безопасности автомобиля, контролирующих и поддерживающих в автоматическом режиме избранную водителем дистанцию до движущегося впереди транспортного средства либо облегчающих процесс парковки транспортного средства, при проведении экзамена не допускается, за исключением случаев оборудования транспортного средства указанными системами в соответствии с имеющимися у кандидата в водители медицинскими показаниями к управлению транспортным средством.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

Источник

Чем оборудован учебный и экзаменационный автомобиль?

Автошкола «За рулем» входит в рейтинг автошкол Новосибирска. Благодаря профессионализму преподавательского состава, с 2011 года автошкола «За рулем» становилась победителем национальных конкурсов и вошла в рейтинг «Лучшие автошколы Новосибирска». Чтобы повысить качество обучения, автопарк наполнен современными автомобилями. Инструкторы обучают вождению на авто разных классов. За счет этого ученикам не нужно перестраиваться под управление, когда они пересаживаются за руль собственного авто. Несмотря на современный автопарк, машины автошколы отличаются от обычных авто.

Каким должен быть учебный автомобиль?

Обучение и внутренний экзамен в автошколе проводится на специально оборудованном автомобиле. Учебные авто соответствуют правилам дорожного движения, техническому регламенту по безопасности колесных транспортных средств и действующему ГОСТу Р 55887-2013.

Автомобиль для курсов вождения с механической коробкой передач оборудован:

· дополнительными педалями сцепления и тормоза;

· вторыми зеркалами заднего вида;

Зеркала заднего вида, привод сцепления и тормоз установлены со стороны переднего пассажирского места. Инструктор использует их для контроля движения на дороге и предотвращения аварийной ситуации.

Какие знаки используют на учебном авто?

Используется знак «Учебное транспортное средство». Он выполнен в форме треугольника с красной рамочкой и белым фоном. Внутри знака черным цветом нанесена буква «У». Подробнее про правила автошколы, цены, отзывы учеников можно узнать в соответствующих разделах сайта.

Что должно быть в учебном автомобиле?

Учебные автомобили могут «заглохнуть» на дороге или стать участником ДТП. Чтобы выйти из экстренной ситуации или оказать помощь пострадавшим, авто оснащают:

· аптечкой первой помощи;

· знаком аварийной остановки;

· фонарем с мигающим красным светом.

Учебный автомобиль такой же участник дорожного движения, как и другие авто на дороге. Он должен быть готов к внештатным ситуациям.

Нововведения в оснащении учебных авто

1 сентября 2014 года вступили в силу изменения действующего ГОСТа. Они предусматривают в авто наличие аудио- и видеозаписывающих устройств, вторых педалей со световой или звуковой сигнализацией. Чтобы записаться на курсы вождения в Новосибирске, посетите сайт автошколы «За рулем».

Источник

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

Чем должен быть оборудован учебный автомобиль

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены новые требования к учебным автомобилям, вводимые с 1 сентября 2014 года.

Отмечу, что в первую очередь эта статья предназначена для сотрудников автошкол и автоинструкторов, занимающихся обучением вождению. Кроме того, она пригодится и кандидатам в водители, которые собираются проходить обучение и сдавать экзамен в ГИБДД после 1 сентября 2014 года.

Определения курсант, кандидат в водители, дублирующие органы управления

В первую очередь следует отметить, что в новом ГОСТ вводятся понятия курсант и кандидат в водители, которые ранее в нормативных документах мне не встречались:

3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.

3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

Обратите внимание, что курсант и кандидат в водители это далеко не одно и то же. Это разные этапы в процессе получения водительского удостоверения.

В начале обучения будущий водитель становится курсантом. После завершения обучения в автошколе он становится кандидатом в водители. Ну а после успешной сдачи экзамена в ГИБДД человек становится полноправным водителем.

3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобиля при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

Требования к дублирующим органам управления

4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать, как минимум, органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Дублирующие органы должны представлять собой педали тормоза и сцепления в автомобилях с МКПП и только педаль тормоза в автомобиля с АКПП. Отмечу, что это минимальные требования и никто не запрещает учебным организациям устанавливать в своих машинах дублирующую педаль газа. Однако на практике этого никто не делает, т.к. установка дополнительной педали далеко не бесплатная.

4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.

Дублирующие органы должны иметь возможность быстрого демонтажа или приведения в нерабочее состояние. Это пригодится, например, если инструктор перевозит курсанта к месту начала обучения.

4.8.2 Конструкция дублирующих педалей управления должна обеспечивать световую сигнализацию нажатия на педаль привода тормоза и сцепления инструктором внутри салона учебного автомобиля*.

*Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио и видео наблюдения

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной световой и звуковой

По итогам приведенных выше абзацев можно сделать вывод, что сигнализация может быть или световой, или звуковой, или световой и звуковой одновременно. Включаться она должна только в том случае когда на педали нажимает инструктор или экзаменатор. При нажатии на педали курсанта она активироваться не должна.

Пожалуй, это нововведение не очень приятно для автошкол, т.к. оно потребует доработки учебных автомобилей.

Зато для курсантов и кандидатов в водители это нововведение довольно позитивно. Рассмотрим положительные стороны световой или звуковой сигнализации:

1. В начале обучения курсанта любой инструктор довольно часто вынужден прибегать к дублирующим органам управления. Однако чем опытнее становится курсант, тем меньше инструктор вмешивается в управление. Со временем инструктор вообще перестает притрагиваться к дополнительным педалям. Однако курсанту в процессе обучения это не всегда понятно. Наличие световой или звуковой сигнализации поможет курсанту четче понимать, в какой момент он поступает «неправильно».

2. В процессе сдачи экзамена инструктор не сможет незаметно вмешаться в управление учебным автомобилем. На практике нередко встречаются ситуации, когда инструктор по каким-то собственным убеждениям вмешивается в управление автомобилем. При этом кандидат в водители получает штрафные баллы за неправильную остановку или другое нарушение ПДД. Само вмешательство остается незамеченным для инспектора. При наличии звуковой или световой сигнализации подобные «акты безвозмездной помощи» инструкторы совершать не будут.

В общем нововведение хорошее и, будем надеяться, очень скоро оно появится на учебных автомобилях.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

Обратите внимание, что в момент нажатия на педали курсантом педали инструктора должны оставаться в неподвижном состоянии.

Однако при нажатии на педали инструктором, педали курсанта также должны приходить в движение.

На практике введение данного механизма должно привести к тому, что курсант сможет чувствовать, как инструктор работает педалями при управлении автомобилем. Это позволит проще ориентироваться в процессе обучения.

В конце статьи хочу еще раз напомнить, что сегодня рассматривались только самые интересные пункты нового ГОСТ. При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом документа здесь.

Источник

Чем должен быть оборудован учебный автомобиль

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

Технические требования и методы испытаний

Vehicles. Training cars. Technical requirements and test methods

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2148-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51266 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 учебный автомобиль: АТС, предназначенное для обучения лиц, не имеющих права на управление транспортным средством или желающих получить право на управление транспортными средствами дополнительных категорий.

3.2 инструктор: Лицо, проводящее обучение управлению на учебном автомобиле.

3.3 рабочее место инструктора: Штатное место в учебном автомобиле, предназначенное для инструктора во время проведения учебных занятий и оборудованное дублирующими органами управления и устройствами непрямого обзора.

3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.

3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

3.6 учебная площадка: Закрытое пространство, оборудованное набором тренажеров для отработки приемов управления АТС, не предназначенное для движения АТС, не являющихся учебными.

3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобилем при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

3.8 уровень репрезентативности: Величина, выраженная в процентах, соответствующая части населения при сплошном отборе индивидов, у которых численное значение какого-либо антропометрического признака (рост человека) не более его заданного значения.

4 Общие технические требования к дублирующим органам управления

4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать как минимум органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.

4.2 На комплекте дублирующих органов управления должен быть нанесен фабричный или торговый знак изготовителя. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой.

4.3 Конструкция дублирующих органов управления должна давать возможность управлять ими инструктору от 5 до 95 уровня репрезентативности.

4.4 Металлические части дублирующих органов управления должны иметь защитное покрытие от коррозии.

4.5 Педали управления, если смотреть с сиденья инструктора, должны располагаться в следующем порядке слева направо в зависимости от вида коробки передач: педаль сцепления, педаль тормоза и педаль подачи топлива при ее наличии.

4.6 Размеры, определяющие взаимное положение педалей и их расположение относительно внутреннего пространства кузова по [1].

4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.

4.8 Сигнализация о выполнении управляющего воздействия на дублирующие органы управления

4.8.1 Конструкция дублирующих педалей управления должна предусматривать включение внешних штатных сигналов торможения учебного автомобиля при воздействии на дублирующую педаль тормоза.

Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной: световой и звуковой.

4.9 Все элементы конструкции дублирующих органов управления, находящиеся в передней части салона над уровнем приборного щитка перед сиденьем инструктора, изготовленные из материала, твердость которого по Шору А превышает 50 единиц, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 2,5 мм.

4.10 Если крепление дублирующих органов управления расположено в районе нижнего края приборного щитка, металлические несущие элементы не должны иметь выступающих краев.

4.11 Если после установки дублирующих органов управления нижний край приборного щитка не удовлетворяет условиям по 4.9, то он должен быть закругленным, причем радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.

5 Технические требования к установке дублирующих органов управления

5.1 Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов должны обеспечивать удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора).

5.2 Дублирующие органы управления не должны мешать возможности управлять учебным автомобилем с помощью штатных органов управления.

5.3 Конструкция приводов дублирующих органов управления не должна изменять расположение штатных органов управления АТС.

5.4 Конструкция и исполнение приводов должны обеспечивать надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.

5.5 Дублирующие органы управления должны быть расположены относительно сиденья переднего пассажира аналогично расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя.

5.6 Левая нога инструктора в нерабочем положении должна иметь возможность опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления.

5.7 На учебном автомобиле должна быть обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами АТС.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления, и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

5.9 После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления не должны уменьшаться.

5.10 Рабочие перемещения дублирующих органов управления должны быть не менее рабочих перемещений штатных органов управления.

5.12 Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза должна соответствовать [2]*.

5.13 Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе должно быть не более 25 даН для учебных автомобилей.

5.14 При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории должен соответствовать [3].

5.15 Установка дублирующих органов управления не должна нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ 51266*.

5.16 В том случае, если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора, эти средства обзора не должны нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ Р 51266 и [4].

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

Источник

Новые правила согласования с Госавтоинспекцией программ и условий обучения в автошколах

Чем должен быть оборудован учебный автомобиль
FotograFFF / Shutterstock.com

Согласование программ подготовки водителей транспортных средств с ГИБДД и получение заключения ведомства о соответствии учебно-материальной базы организации установленным нормативными актами требованиям – обязательное условие как для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности автошколами, так и для непосредственной реализации ими образовательных программ (подп. «д» п. 5, подп. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Актуальные примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий и требования к оснащению автошкол действуют, напомним, с 12 августа 2014 года (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). На протяжении почти трех лет согласование этих программ и оценка учебно-материальной базы автошкол осуществлялись на основании методических рекомендаций ГУОБДД МВД России от 30 октября 2014 г. № 13/4-у-7104, однако в апреле 2017 года они были отменены (письмо ГУОБДД МВД России от 26 апреля 2017 г. № 13/4-3860). При этом именно нормативные акты, регламентирующие процесс согласования программ и оценки учебно-материальной базы автошколы, так и не были приняты. Образовавшийся правовой вакуум, как отмечают представители профессионального сообщества, приводит к вольному трактованию установленных нормативных требований в регионах (вплоть до предъявления дополнительных требований) и необоснованному затягиванию сроков выдачи заключений.

Исправить сложившуюся ситуацию призваны разработанные МВД России проекты приказов об утверждении:

В конце декабря 2017 года проекты были размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/12-17/00077145 и 02/08/12-17/00077146 соответственно) и получили значительное количество критических экспертных комментариев. В феврале текущего года доработанные проекты снова были вынесены на публичное обсуждение, которое продлится до 12 марта. Текущий вариант документов учитывает большинство замечаний автошкол, направленных в министерство по итогам проведенного Межрегиональной ассоциацией автошкол (МААШ) опроса по основным положениям проектов, сообщила порталу ГАРАНТ.РУ президент МААШ Татьяна Шутылева. В частности, исключена обязанность представлять в Госавтоинспекцию результаты замеров коэффициента сцепления колес транспортного средства с покрытием площадки, продольных и поперечных уклонов участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения контрольных заданий, уклона эстакады и показателей освещенности. Выполнение такого требования повлекло бы дополнительные расходы автошкол, поскольку для проведения замеров предлагалось привлекать организации, имеющие сертифицированные и поверенные в установленном порядке средства измерения.

Рассмотрим, каковы же основные положения доработанных с учетом мнения профессионального сообщества документов.

Порядок согласования программ обучения

Проектом указанного порядка предусматривается, что для согласования программ профессионального обучения водителей автошкола должна направить соответствующее заявление (форма заявления устанавливается приложением к порядку) в управление Госавтоинспекции по тому субъекту РФ, на территории которого она осуществляет образовательную деятельность, или иное подразделение, уполномоченное руководителем регионального управления ГИБДД. К заявлению, разумеется, прилагаются сами программы обучения.

В течение пяти рабочих дней с даты регистрации поступивших документов должностное лицо соответствующего подразделения ГИБДД будет обязано принять решение о проведении проверки либо – при отсутствии в заявлении необходимых сведений или их недостоверности – об отказе в согласовании программы или программ.

Согласование конкретной программы будет осуществляться по результатам проверки соответствия ее содержания утвержденной Минобрнауки России примерной программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории или подкатегории. Существенные несоответствия, например отсутствие в представленной на согласование программе учебных предметов, предусмотренных примерной программой, или сокращение времени на изучение какого-либо из них, станут основанием для отказа в согласовании.

Предполагаемый максимальный срок для проведения проверки – 30 календарных дней с даты регистрации заявления, по ее итогам выносится решение о согласовании или отказе в согласовании программы. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения в автошколу почтовым отправлением должно быть направлено уведомление о согласовании с приложенной программой либо уведомление об отказе в согласовании с указанием на выявленные несоответствия. Если же при подаче заявления организация укажет, что хочет получить результаты проверки с нарочным, на ее электронную почту отправляется уведомление об окончании проверки и необходимости явки в подразделение Госавтоинспекции – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация о согласовании программы должна будет в обязательном порядке размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России – в течение следующего после дня согласования рабочего дня, не позднее. Кроме того, проект предусматривает необходимость учета всех согласованных программ подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

Порядок выдачи заключений о соответствии

Согласно проекту этого порядка в заявлении о выдаче заключения о соответствии (его форма устанавливается приложением к порядку), помимо информации о самой автошколе, необходимо будет указать сведения о реализуемых программах профессионального обучения и количество обучающихся в год по каждой из них. Вместе с заявлением нужно будет направить:

В течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления и приложенных к нему документов, если они представлены в полном объеме и не содержат недостоверных сведений, руководителю подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне (или уполномоченному им должностному лицу) нужно будет определить дату и время проведения обследования учебно-материальной базы автошколы – с учетом того, что оно должно быть проведено в течение 30 календарных дней с даты регистрации документов.

Стоит отметить, что основаниями для проведения такого обследования, согласно проекту порядка, будут являться не только соискание лицензии на осуществление образовательной деятельности и истечение срока действия ранее выданного заключения о соответствии, но и реализация автошколой программ профессионального обучения, обучение по которым на дату выдачи заключения не осуществлялось, изменение количества мест обучения или их адресов либо числа обучающихся по какой-либо из программ. Важно, что в трех последних случаях будет проводиться проверка только изменившейся части учебно-материальной базы.

С массивом судебных решений по спорам, связанным с проверкой исполнения законодательства при осуществлении профессионального обучения водителей, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В ходе обследования, которое должно проводиться только в присутствии представителя автошколы, предлагается проверять, во-первых, поддерживает ли организация свои транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, и выполняет ли иные требования, предъявляемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к эксплуатирующим ТС юридическим лицам и ИП. Во-вторых – соответствуют ли требованиям примерных программ созданные автошколой условия реализации программ профессионального обучения, в том числе материально-технические: оборудование учебных кабинетов, состояние и количество учебных транспортных средств, оснащенность закрытой площадки или автодрома. Также предполагается проверять, проводит ли сама автошкола оценку своей учебно-материальной базы и размещены ли результаты самообследования на ее официальном сайте.

Кроме того, организации должны быть готовы к тому, что им придется представить список педагогических работников с указанием учебных предметов, обучение по которым они осуществляют, и копии документов, подтверждающих наличие необходимого образования и соответствие квалификационным требованиям, а также копии принадлежащих мастерам производственного обучения документов о праве обучения вождению.

Для учебно-материальной базы, которая на договорных условиях используется несколькими автошколами, предусмотрен дополнительный пункт проверки, а именно: оценка реальной возможности реализации программ обучения каждой из организаций без нарушения учебных графиков и расписания занятий.

Определенные особенности устанавливаются и для обследования используемых для обучения площадки, автодрома или иных объектов недвижимости, находящихся за пределами региона, в котором зарегистрирована автошкола. Предполагается, что его будет проводить управление Госавтоинспекции того субъекта РФ, на территории которого этот объект находится, по обращению зарегистрировавшего заявление о выдаче заключения подразделения ГИБДД (в течение 15 календарных дней с даты регистрации этого заявления).

По итогам обследования учебно-материальной базы автошколы возможны:

выдача заключения о ее соответствии установленным требованиям. В нем должны будут содержаться следующие данные: наименование и адрес автошколы, адреса мест ведения образовательной деятельности, перечень программ профессионального обучения, максимальное количество обучающихся в год для каждой категории (подкатегории) транспортных средств – предполагается, что это число будет обязательно рассчитываться по установленной формуле при проведении обследования, дата выдачи заключения и срок его действия (пять лет со дня выдачи);

выдача заключения о несоответствии учебно-материальной базы с описанием выявленных нарушений и указанием конкретных норм нормативных актов, которые не были соблюдены. «Выдача такого заключения – это нововведение, и очень полезное. Сейчас в случае несоответствия автошкола не получает ничего. Теперь же предлагается расписывать, что конкретно не так, это поможет организации устранить недостатки», – отметила Татьяна Шутылева.

если имеющаяся база позволяет реализовывать лишь некоторые из заявленных программ профессионального обучения, в их отношении выдается заключение о соответствии, а в отношении остальных – заключение о несоответствии.

в случае выявления невозможности обучения заявленного автошколой количества человек в год с использованием ее учебно-материальной базы определяется максимально допустимое для имеющихся условий количество обучающихся, и база признается соответствующей только в их отношении.

Списки организаций, прошедших на сегодняшний день проверку соответствия учебно-материальной базы и получивших соответствующие заключения, размещены на официальном сайте ГИБДД в разделе «Автошколы» (для ознакомления с перечнем автошкол в конкретном субъекте РФ необходимо выбрать соответствующее региональное отделение Госавтоинспекции)

Акт обследования и само заключение (формы устанавливаются приложением к Порядку выдачи заключений о соответствии) предполагается составлять в двух экземплярах: один будет направляться в автошколу, второй – храниться в выдавшем заключение подразделении Госавтоинспекции. Кроме того, копию заключения планируется направлять в лицензирующий орган. Информация о том, что конкретная организация получила заключение о соответствии, должна будет размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России в течение одного рабочего дня с даты его выдачи.

Особое внимание в проекте уделено основаниям приостановления и прекращения действия выданных заключений. Одно из них, разумеется, – соответствующее заявление автошколы.

Кроме того, действие заключения о соответствии будет приостанавливаться в случае изменения количества или адресов мест ведения образовательной деятельности, а также превышения установленного программой обучения числа обучающихся в год (предусмотрено, что подсчет числа реально отучившихся в организации за год водителей будет осуществляться выдавшим заключение подразделением ГИБДД до конца I квартала последующего года) – до получения результатов обследования измененных условий. При их соответствии установленным требованиям заключение снова признается действующим, однако срок его действия не продлевается. Если же в течение месяца с момента приостановления автошкола не подаст заявление о проведении дополнительного обследования, а также в случае, когда обследование будет проведено и выявит несоответствие измененной учебно-материальной базы установленным требованиям, действие заключения прекращается.

Еще одним основанием прекращения действия заключения, согласно проекту, является непредставление автошколой сведений о пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости в течение одного месяца после окончания срока их действия. Также заключение перестанет действовать, если автошкола прекратит свою деятельность или ликвидируется.

Вынесенное выдавшим заключение о соответствии подразделением ГИБДД решение о приостановлении, возобновлении или прекращении его действия должно будет направляться в автошколу (с обязательным дублированием на электронную почту) в течение одного рабочего дня с даты принятия этого решения. Такой же срок предусмотрен для отправки копии решения в лицензирующий орган и размещения информации о нем на официальных интернет-ресурсах МВД России.

Новые порядки – дополнительные обязанности?

Наверное, самое главное, на что нужно обратить внимание, – в случае принятия рассматриваемых актов действующим в настоящее время автошколам не нужно будет заново согласовывать программы обучения и получать заключения о соответствии. В проектах приказов прямо прописано, что уже согласованные программы профессионального обучения водителей не подлежат повторному согласованию, а выданные заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям признаются действительными до истечения срока их действия. Если срок действия заключения не определен, оно будет признаваться действительным в течение пяти лет с даты вступления в силу приказа об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии.

Чем должен быть оборудован учебный автомобиль

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:

«Если приказы будут приняты в предложенной сейчас редакции, появится серьезный заслон таким действиям недобросовестных организаций, как несанкционированное открытие теневых учебных классов (когда на момент обследования заявляется один, а обучение потом происходит в 5-10 классах), превышение лимита обучающихся и работа без лицензий, так как выданное заключение ГИБДД будет приостанавливаться или аннулироваться, а информация об этом – незамедлительно обнародоваться. Нормально функционирующие автошколы не должны попасть в такую ситуацию, поскольку работа без заключения является грубым нарушением лицензионных требований. Образовательная организация несет полную ответственность за это, и если на момент набора на обучение или его окончания такое заключение отсутствует, обучающиеся в данной организации лица не допускаются к сдаче экзамена в Госавтоинспекции.

Для добросовестных же организаций, соблюдающих все требования, напротив, предусмотрено смягчение некоторых процедур. Если сейчас при каждом изменении материальной базы автошколы ГИБДД проводит полное ее обследование, то после принятия актов при продлении действия договоров аренды имущества – а продлевать их приходится неоднократно, ведь ни для кого не секрет, что арендодатели, особенно в крупных городах, заключают договоры не более чем на 11 месяцев, а также при увеличении количества мастеров или учебных машин будет проводиться только документарная проверка [проект Порядка выдачи заключения о соответствии предусматривает, что в случае изменения наименования или адреса автошколы, количества мастеров производственного обучения или учебных транспортных средств, а также пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости автошкола может подать заявление о выдаче ей нового заключения о соответствии на основании подтверждающих указанные изменения документов. В этом случае обследование учебно-материальной базы не проводится, а срок действия нового заключения такой же, как у ранее выданного заключения. – ГАРАНТ.РУ].

Таким образом, полноценная реализация приказов, которые, с одной стороны, во многом перекликаются с методическими рекомендациями, работа по которым велась практически три года (например, сроки выдачи заключений – 30 календарных дней – совпадают с действующими ранее), а с другой – предусматривают новые нормы, учитывающие наработанный за это время опыт, должна стать стимулом наведения порядка в системе подготовке водителей транспортных средств».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *