чем надо руководствоваться для правильного выбора метода обучения по дидактическим целям

Чем надо руководствоваться для правильного выбора метода обучения по дидактическим целям

46. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Источник

Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей и решению познавательных задач

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.

Общая характеристика и сущность методов обучения

Методы обучения, по своей природе, являются сложными и многоаспектными явлениями. Исходя из данных аспектов, методы обучения принято классифицировать по группам, в соответствии с их характерными признаками.

По мнению исследователей в области педагогики, ведущими критериями классификации методов обучения являются:

Так как процесс обучения является динамическим, то невозможно отдать предпочтение одному какому-то конкретному критерию, их можно только учитывать в общей совокупности.

Проблема систематизации методов обучения решается не только путем создания общей классификации, но и через обоснование ряда классификаций, отражающих цели, задачи и содержание педагогического процесса.

В настоящее время педагоги-практики осуществляют универсализацию отдельных групп методов обучения без учета их взаимосвязи и взаимозависимости, что является большой ошибкой и отрицательно сказывается на выборе методов обучения при организации педагогического процесса. Именно поэтому каждый будущий педагог должен понимать целостность подхода к классификации методов обучения.

Таким образом, в настоящее время в дидактике нет единой и универсальной классификации методов обучения. Это связано с их особенной природой и многофункциональностью. Педагогами чаще всего используются классификации на основании объединения методов в группы, в зависимости от определенных критериев. Наибольшее распространение имеют классификации на основании характера дидактических целей и решения познавательных задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей

В зависимости от характера дидактических целей выделяют две основные группы методов обучения:

Методы, направленные на обеспечение первичного усвоения учебной информации:

Методы, направленные на обеспечение совершенствования и закрепления полученных знаний и умений:

Таким образом, методы обучения по характеру дидактических целей, делятся на две основные группы: направленные на усвоение новых знаний и направленные на закрепление и расширение имеющихся знаний.

Характеристика методов обучения по решению познавательных задач

В соответствии с характером решаемых познавательных задач, методы обучения принято подразделять на следующие методы.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – представляет собой процесс передачи учащимся уже готовой учебной информации, форму и вид подачи педагог выбирает самостоятельно.

Учебную информацию педагог представляет перед учениками в устной, печатной, наглядной формах или в виде практического показа. В данном случае познавательная деятельность учащихся направлена на запоминание готовых знаний. Необходимо отметить, что запоминание может быть и неосознанным. Отрицательным моментом этого метода обучения является то, что от учащихся не требуется высокой мыслительной активности.

Репродуктивный метод обучения – педагог преподносит учащимся учебные знания в готовом виде, а задача учащихся не только их усвоить, но и воспроизвести в определенном виде деятельности по заданию педагога.

Основным преимуществом данного метода, как и рассмотренного выше, является их экономичность. Экономичность заключается в том, что педагог за короткое время имеет возможность ознакомить учащихся с достаточным объемом знаний и умений. Прочность переданных знаний гарантируется их многократным повторением.

Отрицательной стороной этого метода является то, что он не требует от учащихся умственных усилий и соответственно не оказывает влияние на развитие у них творческих способностей.

Метод проблемного изложения – является переходным методом от исполнительской деятельности учащихся к творческой.

Суть данного метода состоит в том, что педагог ставить перед учащимися определенную проблемную задачу и сам ее решает. Задача учащихся следить за ходом и логикой решения, усвоение этапов прохождения. Несмотря на то, что учащиеся всего лишь наблюдают за процессом со стороны, они учатся решению сложных проблемных заданий, учатся размышлять, логически находить дальнейшие пути и т.д.

Частично-поисковый метод обучения – данный метод предусматривает решение учащимися проблемной задачи, но не всей, а лишь ее отдельных этапов. Педагог привлекает учащихся к решению проблемной ситуации, часть ее он решает самостоятельно, показывая учащимся алгоритм и логику решения, а часть они решают самостоятельно, опираясь на показанное педагогом.

Исследовательский метод обучения – направлены на творческий поиск решения проблемной ситуации, в процессе решения которой учащиеся самостоятельно осуществляют поиск и усвоение новой учебной информации.

Исследовательский метод используют для обобщения имеющихся знаний, их расширения и углубления, а также с целью формирования навыков самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоение, то есть навыков самообразования.

Источник

Методические рекомендации для преподавателей: Как выбрать методы обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Методические рекомендации для преподавателей:

«Как выбрать методы обучения»

Составила: методист Сукшина Ю.В.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника медицинского техникума являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается. С этой целью необходимо правильно подходить к выбору методов обучения.

Понятие метод обучения. Классификация методов обучения

«Метод — это путь к цели,

отрегулированная по определенному

направленная на достижение

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала.

Метод – это способ работы педагога и обучающегося, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками; формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако отмечается, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

На основе анализа современной методической литературы можно выделить три основные группы методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Приведенные в таблице методы могут использоваться как изолированно, так и комбинированно. Например, на занятиях сочетаются методы индивидуального и фронтального опроса (несколько студентов отвечают на вопросы письменного теста, и одновременно проводится индивидуально устный опрос с демонстрацией объектов).

чем надо руководствоваться для правильного выбора метода обучения по дидактическим целямХарактеристика методов по Ю.К.Бабанскому

словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа, объяснение)

Метод иллюстраций предполагает показ обучаемым иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеофильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования

практические (упражнения, лабораторные работы, практические работы и др.), Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Метод упражнений состоит в том, что обучающиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Метод лабораторных работ состоит в том, что обучающиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами учебного заведения.

В системе СПО широко применяются следующие методы обучения

Индукция и дедукция (логические аспекты)

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя студентов к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.

Усваивает вначале частные факты, затем делает выводы и обобщения частного характера.

Ставит перед студентами проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Самостоятельно размышляет над фактами и делает доступные выводы и обобщения.

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.

Воспринимает общие положения, формулы, законы, а затем усваивает следствия вытекающие из них.

Репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному)

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед обучающимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а обучающиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ; Одной из важных задач обучения является формирование у обучающихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по углублению и расширению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

создание ситуаций успеха в учении, одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе.

поощрение и порицание обучающихся;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

методы устного контроля и самоконтроля в обучении, осуществляется путем опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляется определенный балл, который показывает осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний

методы письменного контроля, осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

лабораторный контроль, направлен на проверку умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

машинный контроль, осуществляется при наличии контролирующих программ, применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

самоконтроль, предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Активные методы обучения

Настоящий специалист должен уметь делать правильные расчеты, анализировать производственные ситуации, делать соответствующие выводы, принимать решения, контролировать результаты своего труда. Для этого необходимо овладеть профессиональными умениями и навыками, практическим опытом. А для того, чтобы выработать соответствующие навыки, необходимо неоднократное выполнение определенных действий: задач, расчетов, анализа ситуаций. Именно поэтому соотношение временных объемов теоретической практической подготовки в средних специальных учебных заведениях составляет 1:1.

Задача преподавателя – так разработать методику проведения, содержание практических занятий, чтобы они полностью охватывали весь изученный материал, были максимально приближены к производственным условиям.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала

К активным методам обучения относятся:

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Критерии выбора методов обучения

Преподаватели с богатым опытом работы могут легко варьировать используемые методы обучения опираясь на профессиональную интуицию и реакцию студенческой аудитории. Для тех, кто начинает свою преподавательскую деятельность или пытается найти способы повышения результативности проводимых занятий, рекомендуется использовать предлагаемую таблицу в качестве опорной схемы при выборе методов обучения.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

При формировании теоретических и фактических знаний

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Для развития практических умений и навыков.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.

Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.

Когда правильно оформлен интерфейс.

Когда студенты готовы к выполнению практических заданий.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов.

Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому

Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для формирования знаний, умений и навыков.

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.

Когда материал имеет средний уровень сложности.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

Когда студенты подготовлены к проблемному изучению данной темы.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Здесь проблемные методы могут применяться студентами избирательно.

Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.

Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.

Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.

Когда студенты подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.

Когда студенты подготовлены к дедуктивным рассуждениям.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель владеет индуктивными методами

Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.

Соответствие целям и задачам обучения.

Соответствие содержанию изучаемой темы.

Соответствие учебным возможностям студентов: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения (техническая оснащенность, наглядность).

Соответствие возможностям самих преподавателей (профессиональная компетентность, выбор образовательной концепции или технологии обучения, личностные качества).

Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия

Для обеспечения адекватного выбора основного метода организации учебной деятельности перед составлением конспекта занятия предлагаем преподавателю заполнить данную анкету, позволяющую учесть все исходные данные на этапе от постановки цели урока до получения планируемого результата.

Уровень подготовленности группы к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности в рамках изучения темы занятия.

К какому типу по классификации урочной формы деятельности относится Ваше занятие: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок? Исходя из цели и типа занятия, выберите основной метод (или методы) и вспомогательные методы, которые необходимы для достижения максимального результата.

Соответствие имеющимся условиям (методическая и техническая оснащенность, наглядность) и отведенному времени обучения (возможность за имеющееся количество часов достичь требуемого результата выбранным методом).

Соответствие собственных возможностей (как преподавателя) для эффективного применения данного метода (профессиональная компетентность, выбор образовательной концепции или технологии обучения, знание контингента и его психологических особенностей, личностные качества).

Какими критериями Вы планируете пользоваться при оценке результативности проведенного занятия?

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные компетенции.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Без продуманной и тщательной организации практических занятий, как одной из форы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Рациональная организация проведения практических занятий, разнообразие форм их проведения, наличие конечного результата, делает их более привлекательными для студентов, не превращает в пассивных слушателей, активизирует и побуждает к деятельности, к получению результата. Благодаря практическим занятиям выпускники средних специальных учебных заведений зачастую являются более подготовленными к практической деятельности, чем аналогичные специалисты с высшим образованием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *