Чем обжать клеммы проводов в машине
Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:
Как обжать автомобильную клемму и провод
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Видео: Как обжать клемму на проводе
Как обжать клемму на проводе в автомобиле
Клемма — это контактный элемент, который предназначен для разъемного соединения проводников между собой.
При этом, допустим, во время ремонта, провода можно легко разъединить.
Для быстроты и удобства процесса обжимки клемм применяется специальный инструмент – «кримпер».
Итак, как правильно обжимать провода наконечниками
Кроме подбора необходимых проводов и наконечников для выполнения данной задачи потребуется специальный инструмент, который называется «кримпер» или же пресс-клещи.
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Особое внимание следует обратить на тип кабеля, в бытовых условиях силовой кабель может быть двух типов:
Затем, выбираем на инструменте (перемычкой в матрице) определенное сечение и тип наконечника. После проведения вышеперечисленных манипуляций надо вставить подготовленный конец провода в наконечник, предварительно убедившись в отсутствии трещин в нем.
Установите рычаг блокировки храпового механизма. Невыполнение данное пункта грозит некачественным обжимом наконечника и, соответственно, плохим качеством соединения.
Заключительная часть обжима инструментом провода с монолитной жилой:
Если рукоятки не возвращаются в изначальное положение, то данная проблема может быть вызвана из-за следующих проблем:
Если же предстоит оконцевать многожильные провода, то вышеуказанную методику применять не стоит, так как имеет множество нюансов.
Поэтому провода с большим количеством жил обжимаются по следующей инструкции:
После вышеперечисленных манипуляций обработку кабеля можно считать законченной.
Другие способы соединения, их преимущества и недостатки
Самый распространенный метод после обжима проводов – пайка. В электронике она до сих пор занимает лидирующие позиции, поскольку обладает высокой механической прочностью. Из недостатков стоит отметить, что во влажной среде и местах с большими температурными перепадами, такой способ соединения не подойдет.
Другой известный способ – скрутка. Основное преимущество метода заключается в его реализации – требуется минимальный набор инструментов. При соединении проводники остаются в целостности. Чтобы скрутить провода, требуется лишь очистить небольшие их участки от изоляционного слоя. Демонтаж соединения тоже не должен вызывать вопросов. Единственная сложность, которая может возникнуть на этапе выполнения работ – небольшая площадь контакта, а также низкая надежность соединения.
Обжимной соединитель проводов совмещает в себя достоинства всех способов.
Видео по теме
Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?
Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.
Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.
Вывод
Соединение проводов клеммной колодкой – вещь, конечно, удобная, но, прежде всего, следует верно определиться с видом необходимых вам клемм. Это следует делать, исходя из сечения, типа провода, возможной нагрузки, возможностей монтажа и, конечно, наших советов.
Ведь только правильный выбор способа соединения проводов и кабелей обеспечит надежную и бесперебойную работу вашей электрической сети.
Автор: Сергей Владимирович, инженер-электрик. Подробнее об авторе.
Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы
Клеммная колодка
Наиболее простое и дешёвое решение – полиэтиленовые клеммные колодки. Они не отличаются высокой ценой и продаются в каждом магазине электротоваров.
Полиэтиленовый каркас рассчитан на несколько ячеек, внутри каждой располагается латунная трубочка (гильза). Кончики соединяемых жил нужно вставить в эту гильзу и зажать с помощью двух винтов. Очень удобны, что от колодки отрезается столько ячеек, сколько необходимо соединить пар проводов, к примеру, в одной распределительной коробке.
Но не всё так гладко, есть и недостатки. В комнатных условиях алюминий под винтовым давлением начинает течь. Придётся производить периодическую ревизию клеммных колодок и подтягивать контакты, где зафиксированы алюминиевые жилы.
Клеммные колодки для соединения многожильных проводов не предназначены. Если в такие соединительные клеммы зажимать многожильные провода, то во время закручивания под давлением винта тонкие жилки частично могут поломаться, что приведёт к перегреву.
В случае, когда возникает необходимость зажатия многожильных проводов в клеммную колодку, то обязательно надо пользоваться вспомогательными штыревыми наконечниками.
Очень важно правильно подобрать его диаметр, чтобы провод потом не выскочил. Многожильный провод необходимо вставить в наконечник, опрессовать при помощи плоскогубцев и зафиксировать в клеммнике.
Как итог всего вышесказанного, клеммная колодка – идеальный вариант для одножильных медных проводов. С алюминиевыми и многожильными придётся соблюсти ряд дополнительных мер и требований.
Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.
Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер
Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.
Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.
Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:
- Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
- Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
- И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.
Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:
А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.
А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?
При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.
Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения. Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению. Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.
Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем. Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.
Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.
После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.
Разновидности обжимных клещей
Конструкционно клещи для обжима делятся на два основных типа – действующие по принципу пасатижей или диафрагменные.
Первые из них более распространенные – они выполняют сдавливание только с двух сторон, но в отличие от пасатажей имеют в губках вырезы специальной формы, которые работают в качестве направляющих. Это позволяет выполнять качественное крепление на жиле провода наконечников, основание которых в сечении имеет «П»-образную форму.
На видео различные виды инструмента для обжима проводов:
Преимущество таких устройств, выполняющих обжим жил проводов в их относительной универсальности – к наконечниками ими можно «подобраться» с любой стороны. Главный недостаток кроется в необходимости иметь «на подхвате» несколько таких клещей, так как на губках обычно помещаются вырезы для 3-4 размеров гильз. Как вариант можно приобрести универсальный кримпер для обжима со сменными матрицами, которые крепятся на специальной кассете. При необходимости поработать с другими видами наконечников, старые защелкиваются в кассете и на их место выбираются подходящие.
Диафрагменные устройства могут обжимать гильзы с четырех или шести сторон – в зависимости от механизма диафрагмы. За счет полного обхвата ими выполняется более качественный и плотный обжим конца кабеля, а также устройство автоматически подстраивается под любую толщину гильзы.
Перед выбором такого инструмента надо учитывать его главный недостаток – опрессовать можно только гильзу, в которую провода вставлены с одной стороны – в противном случае клещи останутся на проводе, так как их головка замкнута.
Несколько отдельной категорией идут кримперы, что выполняют обжим компьютерного кабеля типа «витая пара» и ему подобных. Принцип действия такого инструмента такой же, как и двухгубочных клещей, но вместо железных или медных втулок, их матрицы «заточены» для работы со штекерами для компьютеров или телефонов. Здесь производится не обжим как таковой, а смещение контактов, которые прорезают изоляцию проводов и плотно прижимаются к их жилам.
Технические параметры
Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:
Наконечники кольцевые НКИ — все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.
Наконечники вилочные изолированные НВИ:
Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:
Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:
Разъемы — клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:
Разъемы — клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:
Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.
Правила работы с изолированными наконечниками
- обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
- при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
- изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
- при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по width=»372″ height=»193″[/img]
- соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников
- обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
- если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.
Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ
Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ
Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:
Где используются обжимные клещи
Независимо от размера кримпера, у него есть только два основных способа применения – подготовка токоведущих жил для закрепления их в клеммах розеток, выключателей и прочих электроприборов, а также соединение нескольких проводов между собой.
В первом случае опрессовка оправдана, если используются многожильные провода. Если их зажать в клеммы контактов без подготовки, то со временем под действием электрического тока (он создает микровибрацию) жилки «утрясутся», между ними появится свободное пространство и контакт в целом ослабеет.
Это одна из причин, по которой для прокладки силовой электропроводки советуют использование одножильных проводов, но с распространением устройств для обжима наконечников проводов эта рекомендация потеряла смысл.
Также опрессовка используется при работе с кабелями большого сечения – она применялась даже задолго до появления «бытовых» устройств. Правда качественное соединение возможно получить только используя специальный пресс для обжима кабельных наконечников, который и сейчас далеко не карманных размеров. Чтобы создать необходимое усилие, в таких устройствах используется принцип домкрата или отдельный гидравлический привод – силы человека, даже приложенной через обычный рычаг, чтобы качественно обжать толстый кабель, недостаточно. Пример такого устройства на видео:
Полезной будет обжимка и при необходимости соединить два и больше проводов. В таком случае они собираются вместе, на них надевается втулка и обжимается. При этом провода могут быть вставляться во втулку как с одной, так и с двух сторон: в первом случае получается подобие скрутки, а во втором – муфты.