Активные методы обучения — это методы, способствующие активизации учебного процесса и побуждению учащихся к творческому и активному участию в нем.
Интерактивные методы обучения – это форма взаимодействия, которая ориентирована на более широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, а также учащимися друг с другом, на основании доминирования активности учащихся в процессе обучения.
Активные методы обучения
Активные методы обучения имеют конкретную установленную схему взаимодействия: «педагог – учащийся», которая предусматривает равнозначное участие в процессе обучения и учителя, и учеников.
Активные методы обучения имеют характерные признаки, отличающие их от иных методов:
В соответствии с общей классификацией активных методов обучения, их принято делить на две обширные группы: групповые и индивидуальные. Более подробная классификация включает следующие методы:
При организации образовательного процесса педагог может использовать как один метод активного обучения, так и их комбинацию. Успешность зависит от соотношения методов обучения и поставленной образовательной задачи.
Наиболее распространенными активными методами обучения являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы обучения предусматривают следующую схему взаимодействия: «педагог = учащийся» и «учащийся = учащийся», то есть в данном случае к обучению учащихся привлекает не только учитель, но и они сами в процессе взаимодействия между собой. Роль педагога заключается в оказании помощи учащимся и создании условий для появления инициативы у детей.
Задачами интерактивных методов обучения являются:
Методами и приемами интерактивных методов обучения являются:
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Таким образом, активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС, — научить ребенка учиться.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенстваУважаемые коллеги!
На этом этапе модуля мы с вами попробуем разобраться, в чем же отличие интерактивных методов. Нам поможет выполнить это задание прием 3+2+1. Внесите в таблицу 3 +, 2 −, и задайте 1 вопрос по данной теме/критерию. Для справки: Прием «3-2-1». Одним из рефлексивных приемов, направленных на развитие критического мышления. Необходимо найти 3 плюса рассматриваемого объекта, 2 минуса и внести одно предложение по его модернизации. Уважаемые коллеги! Если Вам не досталось строчек для написания своих критериев, то можно ответить на вопрос, который задали коллеги!
Начинать надо как можно раньше, у детей младшего школьного возраста высокий уровень познавательного интереса, они своего рода «почемучки», не стесняются задавать вопросы, их легко заинтересовать. По личному опыту, учащиеся 2-4 классов охотно отвечают на проблемные вопросы, стараются сами догадаться, опережая учителя.
Я думаю, в очень малой степени. «Слабым» учащимся необходим постоянный контроль и поддержка, как правило, познавательный интерес у таких детей очень слабый, а активные методы предполагают, в первую очередь, самостоятельность и активность. Прекрасно, если учитель сможет найти подход к каждому, но в реальных условиях это практически невозможно.
Результаты работы менее предсказуемы.
Как оценить эффективность активных методов?
Желтикова О.С.
19
Основан на принципе личностно-ориентированном обучения. Предполагает активность учащихся. Демократичный стиль обучения.
Сложность при подготовке к уроку. Не все учащиеся готовы принимать активное участие, а выступают как слушатели.
Каковы критерии оценивания эффективности использования активных методов?
Назарова Л.С.
20
Активные методы – это обучение деятельностью, а личность развивается только в процессе деятельности.
Задействована большая часть учеников, высокая мотивация к обучению.
Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
Некоторые из учеников остаются «в тени» из-за своей стеснительности или боязни сделать ошибку.
Трудно поддерживать хорошую дисциплину.Зачастую активность учащихся в обсуждении какой-либо проблемы перетекает плавно в обсуждение личных проблем или выяснение отношений.
Документ «Доклад «Активные и интерактивные методы обучения»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
. Доклад « Активные и интерактивные методы обучения»
Доклад «Активные и интерактивные методы обучения»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться, самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Различия между «дать знания» и «достичь понимания» очень огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Человеческий ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивные,
активные и интерактивные.
При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу или творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.
А вот активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности
Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
· вынужденная активность обучения;
· самостоятельной выработкой решений обучаемым;
· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;
· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.
Неудачи могут отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.
Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.
Таким образом,активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.
Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.
Поэтому главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.
Главные задачи интерактивных средств обучения:
— обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала;
— исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;
— способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
· Круглый стол (дебаты, дискуссия) — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.
· Мозговой штурм ( брейн сторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.
· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.
· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, тренажёры, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.
Принципы работы на интерактивном занятии:
· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;
· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;
· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;
· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);
· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.
Благодаря интерактивному обучению:
— ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;
— повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;
— растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;
— меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.
Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.
1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.
Игры, которые обычно используют на уроках математики:
· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.
· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.
Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.
Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Задание 2. Презентация к докладу « Активные и интерактивные методы обучения». (Приложенно)
Методическая разработка реферата на тему: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 61»
650903, г. Кемерово, ж. р. Кедровка, ул. Ленина 1а, тел./факс 69-24-99 e-mail: kedrovka-school@mail.ru
Методическая разработка реферата на тему:
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
Составитель: Баранова Вера Григорьевна,
преподаватель МБОУ ДО «ДШИ №61»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с XIX века в педагогике стали проводить экспериментальные исследования, которые содействовали быстрому развитию творчества, воспитания и обучения. В настоящее время исследования реализовываются целой системой разных методов.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, который направлен на достижение целей образования (владение знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни).
Метод обучения предусматривает в первую очередь реализацию цели педагога и его деятельность имеющимися у него средствами. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и обучающихся, в ходе которого педагог организует познавательную и практическую деятельность обучающегося над объектом познания, а в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения обучающимся содержания образования.
Методы обучения можно подразделить:
Пассивный метод обучения – самый распространённый, хоть и не самый эффективный. Он заключается в том, что учащиеся выступают не активными участниками образовательного процесса, а пассивными слушателями. Обратную связь от них преподаватель получает только во время опросов или контрольных работ. Самая привычная форма этой методики – лекция.
Активный метод обучения. Если пассивный метод обучения напоминает авторитарный режим, то активный гораздо ближе к демократии. Учебный процесс основан на взаимодействии преподавателя и учащихся. Активный метод обучения предполагает индивидуальный подход к учащимся и гибкость. Одна из форм обучения – коллоквиум.
Интерактивный метод обучения – наиболее современный. Он предполагает, что учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и между собой. Обычно это самые сложные, но и насыщенные и интересные занятия с творческими заданиями, работой в не больших группах, дебатами, дискуссиями, мозговыми штурмами. Во время подобных занятий каждый учащийся должен проявить себя, никому не удастся «отсидеться» на заднем ряду.
Интерактивный ( inter – взаимный, act – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от других методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятий с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме.
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где учащийся является пассивным слушателем, строится на основе включённости в него всех учащихся класса без исключения, причём каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями.
К сожалению, на сегодняшний день не существует чёткого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и интерактивным, поэтому нет и чёткой классификации интерактивных методов обучения. Так, например, Н. Колесник подчёркивает: «Под активными понимаются такие формы обучения, когда студент по отношению к преподавателю, другим обучающимся и/или индивидуальным средствам обучения (компьютер, рабочая тетрадь или учебник) занимает субъективно-активную позицию. Что же касается интерактивных форм работы, то при их использовании студент получает новое знание в результате позитивного взаимодействия с другими обучающимися. Позитивное взаимодействие – основной принцип интерактивных (коллективных) форм обучения, смысл которого связан с достижением результата усилиями всей учебной группы, но конечно же, при индивидуальной отчётности и ответственности каждого её члена. Таким образом, исходя из приведённых определений можно считать, что интерактивные методы обучения являются некоторой разновидностью активных [4, с.4]».
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современной школе, где преподаватель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умение увлечь учащихся новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальные, парные и групповые работы, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Преподаватель создаёт такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому сотрудничеству участников при взаимной оценке и контроле. Как отмечает И. Бутенко, «интерактивная модель построена на взаимодействии участников, предусматривает постоянную обратную связь и активность, нацелена на творческую переработку поступающих сведений» [1, с.22].
В условиях модернизации российского образования важно формировать у учащихся:
— умение брать на себя ответственность при принятии решений;
— толерантность, взаимоуважение людей разных национальностей, иных культур, различий, языков;
— умение работать с различными видами информации;
— способность повышать своё образование и т.д.
Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приёмы для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем интерактивных методов и приёмов обучения.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
— пробуждение у учащихся интереса к обучению;
— эффективное усвоение учебного материала;
— самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
— обучение работе в команде: проявление уважения к различным точкам зрения, уважение прав каждого на свободу слова;
— формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определённые факты.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Самыми распространёнными являются следующие интерактивные формы:
круглый стол (дискуссия, дебаты);
работа в малых группах – одна из самых популярных форм, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе;
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
обучающие игры (ролевые игры, деловые игры, образовательные игры);
изучение и закрепление нового материала (интерактивные лекции, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», сократический диалог)
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («займи позицию (шкала мнений)», «один-вдвоём-все вместе», «смени позицию», «карусель», дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, симпозиум);
разрешение проблем («дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
В последнее время каждый уважающий себя педагог пытается внедрить в образовательный процесс новые интерактивные методики. Об их пользе написано немало статей, учебников, но хотелось бы обратить внимание на некоторые интересные методики:
а)мозговой штурм – ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идеи. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов обсуждаемой проблемы, при этом: называя идеи нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; подходить к решению проблемы с разных сторон. Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, при этом выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдаёт их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.
Задачами мозгового штурма являются:
— включение в работу всех членов группы;
— определение уровня знаний;
— активизация творческого потенциала участников.
Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).
Участники одной из малых групп садятся за стол (в «аквариум») в центре зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задание для выполнения и необходимую информацию. Остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.
Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:
— прочитать вслух ситуацию задачи;
— обсудить её в группе, используя метод дискуссии;
— прийти к общему мнению (по 3-5 минут).
Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать и наблюдать, не вмешиваясь в процесс обсуждения.
Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:
— согласны ли вы с мнением группы, которая высказалась?
— была ли эта мысль достаточно аргументированной?
— какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным?
После этого место в «аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.
Все группы поочерёдно должны побывать в «аквариуме» и деятельность каждой из них должна быть обсуждена аудиторией.
Раздаточный и вспомогательный материалы к занятию:
бейджики с именами героев для наглядного распределения ролей и фокусировки внимания группы;
урна мнений – прозрачная коробка или аквариум, куда будут складываться мнения учеников «за» и «против»;
поощрительные призы наиболее активным или внимательным участникам (наклейка, ластик и т.п.).
Метод «Аквариума» интересен, прежде всего, тем, что позволяет внедрить и отработать изучаемый материал через эмоцию, что способствует включению долгосрочной памяти учащегося. Следовательно, данная техника является одной из наиболее эффективных для усвоения материала и решения поставленных задач. Вместе с тем, дети овладевают основами ведения дискуссии, озвучивают собственное мнение, учатся слушать и слышать мнение одноклассников, учатся аргументировать своё мнение и таким образом развивают коммуникативные навыки.
в) метод художественно-педагогической драматургии (метод Предтеченской Л.М.)
Как же взволновать? Л. М. Предтеченская обратилась к искусству театра. Она предлагает разрабатывать урок, внеклассное занятие, как спектакль. Именно поэтому в наименовании рассматриваемого метода есть термин «драматургия». Уроки и занятия строятся по законам драматического искусства. Необходимо, прежде всего, устроить не столько саму познавательную деятельность, сколько организовать переживания учащихся. Учителю, для реализации метода, необходимо помнить:
Не само событие, не сюжет, а отношение к этим событиям героев произведения, его автора и самих учащихся должно занимать внимание учеников. Помочь им осознать и почувствовать это отношение должен преподаватель.
Взволновать способно лишь то произведение, в котором учащиеся могут почувствовать близкие им проблемы. Ученика нужно заставить «думать».
Необходимо так спланировать урок, чтобы эмоциональное напряжение в классе ни на секунду не исчезало. Для этого нужно не только продумать каждый этап урока, но и помнить, что замечание учителя по поводу поведения ученика или реплика во время звучания музыки способны разрушить хрупкую атмосферу урока-спектакля.
Элементы урока искусства:
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы.
Кульминация (центральное событие) – это критическая точка в композиции урока, вершина эмоционального напряжения, это решение поставленной задачи, проблемы урока.
Развязка (финал, главное событие) – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап даёт повод к дальнейшим самостоятельным творческим поискам учащихся.
И этап «Последействие» – это самостоятельный творческий поиск, вызванный уроком.
г) метод художественно-педагогической драматургии.
Главная цель уроков искусства – силой воздействия формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность.
На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приёмы, как:
работа малыми группами: группа м.б. подвижными, не имеющими постоянного состава, взаимоперетекаемыми и т.д.
обязательная двигательная активность учащегося. Это не столько физкультминутка, сколько продуманная организация деятельности учащегося. Это м.б. инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т.д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке.
Самыми распространёнными формами урока стали: уроки-спектакли, урок-мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии.
Метод художественно-педагогической драматургии «завязан» на личности автора-педагога, в нём много зависит от ситуации, реакции учащегося, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.
Адресуясь к учительству в романе «Цитадель», Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами; формулы – пустоты, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать.» И, как продолжает Татьяна Себар: «Искусство не предлагает ни готовых формул, ни груза фактов – оно призвано разбудить в человеке чувства и мысли. А метод художественно-педагогической драматургии даёт возможность учителю всегда быть на высоте поставленных целей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки учащихся способных:
ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитывать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приёмов обучения. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого решения к решаемым проблемам.