Чип-тюнинг своими силами. Часть 2. Редактирование прошивки – осваиваем WinOLS
Итак, на предыдущем шаге мы получили файл флеш-памяти контроллера размером 2048 килобайт. Следующий шаг – редактирование необходимых параметров работы двигателя. Но, во-первых:
Все потому что прошивка содержит несколько контрольных сумм, которые обеспечивают целостность данных. И правя данные, необходимо также перевычислять и править контрольные суммы.
Во-вторых, чтобы что-то править, нужно знать, что именно. Вот этим мы и займемся – выяснением «чем» и «что».
Напомню, речь идет о семействе ЭСУД Bosch EDC16. Это относительно современный (2-ая половина 2000-х) блок для управления дизельными двигателями, в т.ч. для автомобилей, оснащаемых сажевыми фильтрами (Евро-5). Как говорится, здесь вам не тут, блок содержит сотни карт технологических параметров, начиная от регулирования впрыска заканчивая параметрами круиз-контроля. Однако, не все фишки задействованы в модификации блока для ЗМЗ-51432.
Чтобы редактировать все это многообразие параметров, разработаны специальные редакторы, так сказать, «в помощь» чип-тюнеру. Одним из самых мощных редакторов является программа WinOLS. Версию 2.24, в комплекте с «таблэткой» можно взять тут. При необходимости русификатор можно скачать с торрента тут.
Для тренировки «на кроликах» я использовал т.н. Damos-файл, т.е. файл, содержащий полное описание всех карт контроллера, от Fiat Croma (машинка класса Passat-а). В этой машине применяется блок EDC16C39, близкий нашему. Поэтому, изучив карты от Фиата, можно понять структуру параметров, их внешний вид, и в целом освоить работу с редактором WinOLS. Скачать архив с оригинальной прошивкой Фиата и описанием карт можно тут.
Надеюсь, с установкой WinOLS у вас проблем не возникло. Запускаем редактор, выбираем Project->New. Далее выбираем Project->Ex&Import->Import file. Выбираем тип файла Binary file, далее выбираем файл прошивки “149-1-922-E279.ORI”. Расширением ORI принято обозначать оригинальные, не модифицированные файлы прошивок. После загрузки прошивки отобразится окно расчета контрольных сумм. Зеленые строки вверху означают, что внутри файла содержатся корректные контрольные суммы. Нажимаем «ОК», видим окно анкеты, нажимаем еще раз «ОК».
Следующим шагом загрузим определения карт для загруженной прошивки. Для этого нажмем Control+D, «далее», выбираем файл F36JTDA5EI.a2l, «далее», «далее», «ОК», нажимаем «all», «готово». В левой части отобразится множество папок с параметрами. Чтобы открыть конкретную папку, щелкните на значок папки. В строке над списком есть параметры фильтрации (например, по типу параметра), в строку поиска можно ввести название искомого параметра. Внутри папок вы обнаружите множество различных карт и параметров различных размерностей. Для открытия карты сделайте двойной щелчок на названии – в основной области откроется выбранная карта. Карту можно отображать в виде таблицы (Text), а можно в 2D или в 3D-режимах.
Каждая карта параметров настроена определенным образом, указаны размерности осей, единицы измерения. Карт действительно очень много, но ключевых карт, которые обычно редактируются при чип-тюнинге, около десятка. Более подробно на ключевых картах я остановлюсь в следующей статье, а пока попробуйте самостоятельно освоить редактор и изучить все многообразие карт – оно действительно впечатляет.
Теперь что касается прошивки от ЗМЗ. Хотя структуры и размерности карт похожи, полного совпадения, естественно, нет. У Фиата много лишнего, что не используется в ЗМЗ, например вещи, связанные с сажевым фильтром и режимами его регенерации. Поэтому нельзя файл определений A2L от Фиата применить к прошивке ЗМЗ. Более того, в разных версиях ЗМЗ-прошивки карты могут находится по разным адресам. Как говорится, «будем искать»…
Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Видео обзоры, видео инструкции, как установить программу диагностики и их возможности Вы можете найти на наших ресурсах:
Ниже в таблице список программ для чип тюнинга. Программы для чтения и загрузки прошивки, для редактирования карт ЭБУ, для удаления систем и датчиков (EGR) и другие.
Название программы + ссылка, чтобы скачать
Описание программы
WinOLS предназначена для редактирования прошивок электронных блоков управления (ЭБУ) автомобилей разных марок.
ChipExplorer программа для п росмотра и редактирование калибровочных параметров программного обеспечения блоков ЭБУ Январь-4, Январь-5.х, Bosch-1.5.4, VS-5.1, Микас-7.1, Микас-7.2, Январь-7.2, Микас-7.6.
Chip Tuning PRO предназначена для настройки калибровок систем управления впрыском автомобилей ВАЗ и ГАЗ с блоками управления Bosch M1.5.4, Bosch M1.5.4N, Bosch MP7.0HFM, Январь-5, VS 5.1, Январь-4, GM ISFI-2S (распределенный впрыск), МИКАС-7.1, МИКАС-5.4.
Atomic Tune 2.8.8 (также Atomic logger, Atomic converter, Atomic UOZ)
Atomic Tune — программа для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет диагностировать, показывать детонацию, загрузку форсунок. Пишет логи в формате ICD, которые пригодятся нам для отстройки фазы впрыска. Может работать как на Январь 5.1, так и на Январь 7.2, как на стандартном датчике кислорода, так и на ШДК.
FunTune — это аналог программы Atomic Tune для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Но в отличие от Atomic Tune умеет продолжать сессии обучения, но требует наличие специальных карт для работы с файлом прошивки. Из коробки доступны карты для прошивки j7es.v17.3_dmrv. Также умеет писать логи в формате ICD, ECUEdit.
Программа дополненена несколькими картами, для разных прошивок, карты находятся в папке с програмой в папке maps. Программа работает только с УДК, на блоках управления Январь 5.1, Январь 7.2.
TunerPro профессиональная программа для настройки топливных и других карт электронного блока управления автомобиля.
KIA flasher работает с любым K-Line адаптером, через разьем диагностики OBD-II, позволяет толь ко записать прошивку в блок, не может считывать, поддерживает прошивки только полноформатного размера 512 кб.
Внимание! Программа работает только на Windows XP
OpenOLT — программа для диагностики и онлайн настройки (по отдельности некоторые важные калибровки) спортивной прошивки j7es/j7esa для не инженерного блока Январь 7.2 (т. е. самого обыкновенного ЭБУ, который нельзя настраивать в онлайн). Другие прошивки в онлайн настроить можно только с помощью инженерного блока. Можно в онлайне с ШДК отстроить БЦН (базовое цикловое наполнение), ПЦН (поправку циклового наполнения). Работает с давлением, можно настраивать турбо.
R-Tuner. C помощью данной программы можно настраивать в онлайн режиме некоторые калибровки прошивки j7esa на не инженерном блоке Январь 7.2. С помощью ШДК есть возможность, также в онлайне с иcпользованием RAM режима откатать БЦН, ПЦН. Также есть отличительная черта программы — она может показать таблицу обучения коэффциента регулирования топливной смеси. Далее эту таблицу можно записать в прошивку и в дальнейшем применить в своей прошивке. Также она работает с давлением, есть возможность настраивать турбо.
HSP-Test. Работает исключительно с прошивкой блока Январь 7.2 j7esa версии 0.4.2 и выше. Позволяет настроить зажигание методом ускорений. Программа простая, но ей нет аналогов! Работает по скоростному протоколу спортивной прошивки j7esa. С помощью неё можно очень точно, по факту настроить зажигание. Найти нужный угол, на котором мотор развивает максимальную мощность.
Шайтан. Может в онлайн режиме на обычном Январь 7.2, с использованием RAM режима отстроить БЦН, ПЦН, как на ШДК, так и на УДК, углы зажигания. Работает как по дросселю, так и по давлению.
Injector by Andy Frost. Программа анализирует логи в формате ICD, корректирует файл прошивки. С помощью нее возможно по логам отстроить некоторые важные калибровки, холостой ход.
Что может программа:
Отдельно следует указать понимание прошивки J5LS:
Также есть возможность минимально диагностики этих же блоков управления.
OpenDiagFlasher предназначена для программирования блоков управления J7.2+, M73, М11, М11ЕТ, М11CR, M11E3, M10.3(+), Bosch 797(+), Bosch ME797, Bosch M(G)798, устанавливаемых на автомобили:
Распиновка часть 2.2 (Bosch, Siemens, Magneti Marelli)
Распиновка часть 3 (Bosch, Siemens, Continental)
Подробная справка с фотографиями по блокам управления.
В справке есть конкретный список блоков управлений, и по каждому блоку есть фотография с распиновкой для подключения через разъем, либо напрямую к блоку.
А также дополнительная информация, например, для работы в Boot режиме.
В ссылке на видео, в которых видно для каких блоков управления есть данный по распиновке, а также контакты для boot mode (бут режима). Под ним есть ссылка на файлы.
В данной заметке предоставлена информация о VBF формате файлов и возможностях его редактирования. VBF файлы используются для хранения прошивок и настроек электронных блоков(ЭБУ) автомобилей, таких марок как JLR, Ford, Volvo и Mazda. Потребность в редактировании vbf файлов возникает, при необходимости модифицикации штатной прошивки какого либо блока в автомобиле. Так всем владельцам дорестайлового Freelander2 известна альтернативная прошивка для приборной панели, автор которой alex pescaru, что бы сделать нечто подобное, как раз и нужен vbf редактор, с его помощью можно извлечь исходную прошивку из vbf файла, а затем обратно запаковать модифицированную прошивку в vbf файл. А потом уже этот vbf файл можно прошить штатными средствами в ЭБУ.
На драйве я нашел пару описаний VBF файлов: раз и два, авторы этих заметок сделали программы для редактирования vbf файлов, правда эти программы я не стал скачивать, т.к. к этим программам нет исходников, и такие программы оказываются бесполезными, когда нужно что-то реализовать в своей разработке. То же самое относится к программе VBF Tool, которую я даже скачал и попробовал ей пользоваться, но мне она показалась крайне не удобной. Но в любом случае авторам заметок спасибо, а отдельное спасибо esaulenka за то что он в комментарии к одной из заметок указал ссылку на свой парсер vbf файлов с исходниками.
После тестирования TFT приборки от Jaguar, я задался целью с помощью перепрошивки превратить приборку от Jaguar в приборку от Range Rover, поэтому мне пришлось разбираться с прошивками в формате vbf, а из-за отсутствия vbf редакторов, пришлось написать свой vbf редактор. Исходные тексты, получившегося редактора доступны на githube, exe-шник под windows там же. Сборка редактора под другими ОС, осуществляется так же как со всеми другими программами написанными на qt: qmake && make.
Ниже приведено краткое описание формата VBF файла и возможностей редактора, название я ему дал qVBF, т.к. написан он на Qt.
VBF-файл начинается с текстового заголовка, заголовок начинается со слова vbf_version и заканчивается символом >, за заголовком следуют один или несколько блоков данных. Каждый блок данных начинается с адреса размещения блока данных в ЭБУ и размера блока данных, затем следуют сами данные блока и контрольная сумма блока данных. Адрес размещения данных в ЭБУ и размер блока данных 32 битные, контрольная сумма блока данных 16-битная, адрес, размер и контрольная суммы хранятся в файле в формате big-endian. Структура vbf файла получается очень простой: заголовок и несколько блоков данных.
Чтобы стало более понятнее, рассмотрим содержимое содержимое конкретного vbf файла с одним блоком данных. Ниже скриншот этого vbf файла открытого в обычном текстовом редакторе. Текстовый заголовок vbf файла хорошо читаем, в нем видные служебные слова со значениями, которые интуитивно понятны из их названий, в конце заголовка находится контрольная сумма всех блоков файла, равная 0x241286fa. Сам блок данных в текстовом редакторе отображается только частично, потому что он частично состоит из данных, которые текстовый редактор не в силе отобразить. Чуть ниже на этом же скриншоте, этот же vbf файл открыт в бинарном редакторе, и на нем видны значения всех символов файла, в том числе и не читаемых. В блоке данных можно увидеть, что адрес загрузки в памяти ЭБУ равен 0x000000b8, размерность блока равна 0x00000018 и контрольная сумма равна 0xc406, для удобства эти данные я выделил цветом. Из содержимого vbf файла, можно понять, что в нем находится VIN номер автомобиля, этот vbf файл я использовал для замены VIN номера в приборной панели дорестайлового Freelander2, а адрес 0x000000b8 это адрес, где хранится VIN номер в EEPROM приборной панели Freelander2. Если этот файл с помощью программы sdd прошить в приборную панель, то ней поменяется VIN номер, тоже самое можно сделать с пробегом автомобиля и другими параметрами.
Ниже скриншот vbf редактора с уже открытым vbf файлом с VIN номером автомобиля. В левой части редактора отображается список из заголовка файла и всех блоков данных, в данном случае есть только один блок данных, в правой части редактора отображается блок или заголовок из выделенный списка.
В верхней части редактора находятся кнопки со следующим функционалом: — открыть vbf файл — сохранить vbf файл — экспортировать все блоки из vbf файла в соответствующие bin файлы в текущем каталоге — импортировать все блоки из соответствующих bin файлов обратно в vbf файл из текущего каталога — добавить блок данных в vbf файл из bin файла
При выборе из списка заголовка, в редакторе доступны для редактирования значения следующих полей заголовка vbf файла:
sw_part_number — заводской номер Можно задать произвольное значение
sw_part_type — тип содержимого vbf-файла Доступен для задания выбор из следующего списка CARCFG — Конфигурация автомобиля CUSTOM — Пользовательские параметры DATA — Данные или параметры EXE — Выполняемый код GBL — Загрузчик для шлюза SBL — Вторичный загрузчик SIGCFG — Конфигурационная база CAN сигналов TEST — Тестовая программа
network — тип шины к которой подключен ЭБУ Доступен для задания выбор из следующего списка CAN_HS — высокоскоростная шина CAN, 500kbs CAN_MS — среднескоростная шина CAN, 125kbs SUB_MOST — шина MOST подключенная к шлюзу SUB_CAN1 — шина CAN1 подключенная к шлюзу SUB_CAN2 — шина CAN2 подключенная к шлюзу SUB_LIN1 — шина LIN1 подключенная к шлюзу SUB_LIN2 — шина LIN2 подключенная к шлюзу SUB_OTHER — какая-то другая шина подключенная к шлюзу Начиная с версии 2.2 vbf файла
ecu_address адрес ЭБУ на шине Можно задать произвольную величину
can_frame_format — тип адресации на шине CAN Доступен для задания выбор из следующего списка STANDART — 11 битная адресация в шине CAN EXTENDED — 29 битная адресация в шине CAN
erase — диапазоны адресов памяти которые должны быть очищены, перед записью данных. Сейчас галкой можно включить или отключить очистку всех блоков в файле, хотя это не совсем правильно, но если делать по другому, то интерфейс программы усложняется.
call — стартовый адрес в памяти ЭБУ с которого должна выполняться программа SBL Можно задать произвольную величину
omit — диапазон памяти который должен быть пропущен при очистке и записи Начиная с версии 2.3 vbf файла
file_checksum — контрольная сумма всех блоков VBF файла Рассчитывается автоматически
При выбранном блоке данных, доступен для редактирования только адрес загрузки в ЭБУ. И с помощью кнопок в правой части программы можно: — открыть файл c расширением bin и заменить им содержимое блока — сохранить содержимое блока данных в отдельный файл
Контрольная сумма всех блоков vbf файла рассчитывается автоматически, при изменении данных любого блока.
Те у кого установлена программа JLR SDD могут найти vbf файлы в каталоге C:\Program Files\JLR\IDS\Flash\vbf и попробовать открыть с помощью данного редактора. Обратная связь по поводу глюков в редакторе приветствуется.
PS В процессе написания заметки нашел проект с открытым кодом FTools для манипуляции с картинками в фордовских приборках, в котором есть консольный vbf редактор, может он тоже кому то окажется полезным.
Все программы для чип-тюнинга, указанные ниже можно скачать бесплатно.
Для профессиональной деятельности используйте самый мощный на сегодняшний день инструмент чип-тюнинга – ChipTuningPro
Patch SIMTEC 76
Данный патч для удобства пользователей встроен в ChipTuningPro 7 – вкладка «ЭБУ»
KIA 797 Conv
Работает из командной строки: KIA 798 Conv.exe inFile [outFile]
Есть несколько способов решения проблемы:
Для внесения изменений в ПО прошивки необходимо:
EFL 2 SMS
Утилита «EFL 2 SMS.exe» предназначена для преобразования прошивок ЭБУ Sirius, считанных с помощью загрузчика ECU Flash Loader в СТАНДАРТНЫЙ формат FullFlash, пригодный для работы с нашими программами ChipTuningPRO и CombiLoader.
Patch J 5 HIP 9011
Пользование программой примитивно просто – нужно выбрать прошивку со «старым» каналом детонации и нажать кнопку «Исправить» новая прошивка с префиксом _ 9011 будет создана в том же каталоге.
Init ECU
В последнее время все чаще звучит вопрос «Как сделать инициализацию?» Поэтому было решено сделать небольшую, но очень полезную программу Initialize ECU.
Управление программой интуитивно – понятно.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование программы во время движения автомобиля!
58 ‑X Generator
Программа « 58 ‑X Generator» предназначена для эмуляции сигналов ДПКВ, полученного с задающего диска автомобиля (конфигурация 60 – 2 ). Программа может быть полезна, например, при испытаниях функционирования ЭБУ «на столе»
J 5 Hi-RPM
При использовании данной программой помните:
EEPROM Writer
J 7 Patch
Субъективно дефект выглядит как провалы и подергивания после глубокого замедления. В том случае, если в прошивке был выставлен «признак постоянной подачи топлива» дефект не проявляется.
J 7 + Patch
НПП «ИТЭЛМА» выпустила небольшую партию блоков, в которых имеются незначительные изменения в аппаратной реализации, касающиеся порта обработчика сигнала датчика скорости автомобиля (ДСА).
Прошивки в таких ЭБУ имеют точно такие-же наименования, как и в обычных блоках. Применение несоответствующей прошивки приводит к отсутствию сигнала датчика скорсти и появлению DTC, связанных с ошибками ДСА.
K 2 L-Mode Control
Программа K 2 LMode предназначена для изменения алгоритма функционирования U 2 KL-адаптера из комплекта SMS-Daignistic или J 5 /J 7 On-Line Tuner при использовании со сторонним программным обеспечением.
Change boot M 11
J 5 /J 7 2 in 1
Программа-модификатор позволяет создавать сдвоенные прошивки с возможностью программного переключения во время работы двигателя. Позволяет выбирать кнопку с фиксацией или без фиксации.
Дополнительные функции для ЭБУ Январь‑ 5 : возможность раздельной регулировки CO для каждого режима, добавление в программный код алгоритма реле блокировки стартера (для прошивок, в которых эта функция не реализована).
Всем добрый день. На рабочем месте сегодня был целый день в гордом одиночестве, поэтому разрешил себе немного пошалить) Взял с дома ноут и все необходимое для баловства.
И так тема:»Изменение температуры включения вентилятора охлаждения», вопрос на которую ни где не нашел толкового ответа. С наступлением тепла, многих водителей напрягает температура включения вентилятора. В основном все справляются с этой проблемой установкой бк с регулировкой температуры включения этого самого «Карлосона». Некоторые за определенное количество денежных средств едут к диагностам и чиптюнерам.
Эта запись для тех кто не хочет платить за то, что можно сделать самому. Все что нам нужно: ChipLoader — флешер, что бы считать и залить прошивку в блок, СhipTuningPro (далее STP) — редактор прошивок, Enigma — конвертер, делает из криптованной прошивки декриптованную. Ромокабель или K-line адаптер для диагностики, Паяльник, Резисторы, в зависимости от блока, А самое главное желание)
И так приступим. В зависимости от того какую прошивку хотите отредактировать, зависит последовательность действий. На моём примере будем использовать прошивку от Ledokol v 7.4 для Bosch 7.9.7
1) Скачиваем прошивку, и устанавливаем программу STP. Подробную инструкцию по установке, можно найти в архиве с программой. Все установили, запускаем «Хвостик» Появляется хрюндель, как только загорится зелый глаз, можно запускать STP.
Открываем нашу прошивку (Можно просто перетащить файл мышкой в программу), Видим окно, программа просит выбрать версию прошивки, для загрузки карт калибровки. Для моего блока это будет B105DP09, то есть 1.6, 16 v.
Ждем пока загрузятся карты и перед нами открытая прошивка. Кому интересно, можно по изучать разные пункты данной программы. Кто желает изменить обороты хх, перетягиваем точки графика в зависимости от температуры двигателя.
Если кто то хочет изменить момент отсечки: Заводская отсечка вроде бы 5500, так как прошивка коммерческая, до меня её уже подняли до 7000
До меня стояло 99, я изменил на 96, так же не забываем изменить пункт ниже, температура выключения вентилятора. Разница включения — выключения 2-3 градуса, в заводской прошивке разница где то 1.5 — 2 градуса.
Как все сделали сохраняем файл, обзываем кому как нравится.
2) Устанавливаем Enigma. (Если прошивать Chip Loader, не обязательно выполнять) Находим файл нашей прошивки, открываем свойства
Видим что размер 226 кб, а нам надо 512 кб, то есть надо распаковать прошивку. Запускаем Enigma, жмем распаковать прошивку, выбираем наш файл. После распаковки файл автоматически заменится
Все готово для заливки прошивки в блок.
Как залить прошивку в блок на ресурсах интернета полно разжеваных статей, но раз начал будем жевать до конца.
3) Устанавливаем Chip Loader, и подключаем мозги к ПК. В моём случае необходимо допаять 2 резистора номиналом от 4 до 8 кОМ,
Подключаем к ПК, открываем Chip Loader, выбираем наш блок и жмакаем установить связь. Если программа не видит адаптер, нужно изменить порт в настройках. Но увы через Ромокабель мой капризный блок не в какую не хотел выходить на связь.
И пришлось использовать простой К-лайн Схема подключения такая же, только необходимо добавить дополнительное питание. Я использую блок от усилителя антенны) Дешево и сердито)
Жмем установить связь и вуаля)
Теперь касается тех, кто не хочет загружать авторскую прошивку, если всё устраивает и в этой, необходи считать Flash и сохранить её из буфера обмена. Берем сохраненный файл и переходим к пункту 1 моего рассказа.
Ждем минут 5-10, зависит от компа.
Так же по изученным мной статьям, после прошивки советуют сделать сброс ЭБУ с инициализацией. Я пользуюсь программой OpenDiag для этого.