Чем снабжаются находящиеся в работе грузоподъемные машины
Техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием
Работа с грузоподъемными механизмами зачастую предусматривает производство работ с применением грузоподъемных механизмов, отличающихся повышенной опасностью. Нарушение правил эксплуатации грузоподъемных устройств и небрежное отношение к собственным обязанностям может повлечь тяжелые последствия – нанесение вреда здоровью и жизни людей, порчу груза, техники и прочего имущества. Перед организацией работ важно внимательно ознакомиться с правилами, благодаря которым обеспечивается безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования.
Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
К выполнению работ допускаются сотрудники, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение работе с грузоподъемными механизмами и инструктаж, имеющие навыки управления приспособлениями, строповки (обвязки) грузов. Согласно действующим правилам и нормам должны проводиться:
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Для обеспечения безопасности эксплуатации вновь установленные ГПМ и съемные грузозахватные устройства до запуска в работу должны пройти полное техническое освидетельствование согласно утвержденным Госгортехнадзором «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Далее в процессе использования оборудование должно подвергаться регулярному техническому освидетельствованию:
Также должно проводиться внеочередное полное техническое освидетельствование устройств после монтажа в связи с перестановкой оборудования на новое место, ремонтом и реконструкцией машины, проведением мероприятий по установке сменного оборудования, выполнению капитального ремонта или замены механизма подъема, смены крюка и т.п. В перечень мероприятий по полному техническому освидетельствованию входят:
Частичное техосвидетельствование не предусматривает выполнения статических и динамических испытаний. Осмотр и испытание грузозахватного оборудования включает наружное освидетельствование ответственных узлов и деталей в нерабочем положении, проведение испытаний механизмов на холостом ходу, проверку прочности приспособлений, правильность сборки и функционирования, выявление опасного уровня напряжения. Во время испытаний отслеживается состояние и поведение подъемных механизмов, отдельных деталей, несущих нагрузку.
Требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты
Требования при работе с грузоподъемными механизмами, касающиеся охраны труда, предусматривают наличие у специалистов, выполняющих такелажные работы, специальных инструментов и униформы. Выбор индивидуальных СИЗ при работе с кранами и грузоподъемными механизмами производится в зависимости от типа груза и сферы деятельности. Также существуют общие правила работы, соблюдение которые обязательно при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, и именно необходимо:
Сотрудники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, должны быть одеты в спецодежду и использовать специальный инвентарь. Место выполнения работ обязано оснащаться средствами коллективной защиты (аспирационными вентиляционными установками, очистителями и пр.), должны быть предприняты все требуемые меры безопасности.
Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования
Безопасность при использовании ГПМ обеспечивается следующими методами:
Зоны работ по подъему и перемещению грузов
Согласно правилам безопасности при операциях с грузоподъемными механизмами важно правильно выбрать место работы. Оно должно быть расположено на удалении от участков, представляющих потенциальную опасность для здоровья сотрудников и третьих лиц, оборудования, грузов, механизмов. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами находиться в непосредственной близости от:
Основные элементы сигнальной системы стропальщика
При работе грузоподъемные устройства издают повышенный шум, а сотрудники находятся на удалении друг от друга. Для общения между крановщиком и стропальщиком разработана специальная система жестов. Основными жестами являются:
При подаче сигналов следует смотреть оператору ГЗМ прямо в глаза. Это даст возможность стропальщику понять, что его усилия были не напрасными.
Ответственные лица при эксплуатации подъемных сооружений
Сотрудники, ответственные за эксплуатацию грузоподъемных механизмов, должны иметь высокую квалификацию. Ответственными назначают прорабов, мастеров, бригадиров, начальник участков. При проведении складских работ данную функцию выполняет начальник склада. Назначение ответственного проводится после успешного прохождения кандидатом проверки знаний должностных обязанностей и правил. Решение принимает комиссия при участии инспектора от Госгортехнадзора. После назначения на должность, он проходит проверку каждые три года. Ответственное лицо должно знать:
Соблюдение охраны труда при выполнении операций с грузоподъемными механизмами гарантирует эффективную и безопасную работу людей и техники.
Чем снабжаются находящиеся в работе грузоподъемные машины
ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
Документ не подлежит государственной регистрации, поскольку является техническим документом и не содержит новых правовых норм (письмо Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР). (Примеч. изд.)
СОГЛАСОВАНЫ с Федерацией независимых профсоюзов России письмом от 27.12.99 N 109/172
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
Правила применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»* от 21.07.97 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом*;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления*;
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом*;
г) электрические тали*;
д) подъемники крановые;
е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);
з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);
е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
1.5. Разработку нормативных документов на краны осуществляют головные организации по краностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются в установленном порядке.
1.6. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.
1.7. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже, реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1. Общие требования
2.1.2. Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.
Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, признаны национальными стандартами. (Примеч. изд.)
2.1.3. Проект на изготовление крана или отдельно изготовляемой сборочной единицы должен включать:
а) техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);
б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;
в) программы и методики испытаний готового изделия;
г) требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство);
д) заключение головной организации о результатах технической экспертизы проекта.
2.1.4. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл.1 и 2 приложения 4.
2.1.6. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.
2.1.7. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах и транспортировки радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией.
Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
2.1.8. Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.
Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).
У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.
Расчет устойчивости кранов должен производиться в соответствии с нормативными документами.
2.2. Металлоконструкции кранов
2.2.1. Расчетные металлоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должны проектироваться в соответствии с государственными стандартами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.
2.2.2. Расчет крановых металлоконструкций и их элементов должен производиться в соответствии с нормативными документами.
2.2.3. У кранов, имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции.
2.2.4. Материалы при проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). (Примеч. изд.)
2.2.5. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
2.2.6. Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.
При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.3. Механизмы
2.3.1. Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
2.3.2. Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
2.3.3. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.
2.3.4. Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:
а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;
б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.
В случаях, указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.
2.3.5. Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.
2.3.6. У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.
2.3.7. Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.
Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.
При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, представляется заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдается инспектором Ростехнадзора или специалистом инженерного центра по согласованию с органом Ростехнадзора на основании результатов технического освидетельствования, проведенного владельцем.
Разрешение необходимо получать в следующих случаях:
О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган Ростехнадзора (инспектора) не менее чем за 5 дней. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инженерно-техническими работниками по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
а) назначены инженерно-технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
б) создана ремонтная служба и установлен порядок периодических: осмотров технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих – содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных: приспособлений и тары в исправном состоянии;
в) установлен требуемый Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные, машины также проверки знаний Правил инженерно-техническим персоналом;
г) разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
д) обеспеченое снабжение инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а персонала – производственными инструкциями.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа прорабов, начальников участка, а также бригадиров. Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемные машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров. Для зацепки и обвязки груза на крюк грузоподъемной машины должен назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение стропальных работ. В их удостоверениях должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не просматривается из кабины крановщика, и при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику, должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет. Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в учебных заведениях, имеющих разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией должна проводиться:
Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Находящиеся в работе грузоподъемные машины должны быть снабжены табличками с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного и полного технического освидетельствования. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:
а) разработать и выдать на места ведения работ проекты, производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и, подвижного состава и другие технологические регламенты;
б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;
в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;
г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;
д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;
е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;
ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;
з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;
и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.
Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия
При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:
При осеннем техническом осмотре необходимо:
Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.
Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.
Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.
Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.
Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки, проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.