чем знаменит даниловский монастырь в москве

Святыни монастыря

«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. С первых лет своего возрождения Данилова обитель стала как бы огромным драгоценным «ковчегом», в котором почивают эти бесценные святыни. Монастырские мощевики имеют разное происхождение и оформление. По православной традиции они заключают в себе не только мощи угодников Божиих, по и частицы палестинских святынь, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Неразрывно связано с историей монастыря и собрание его икон. Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием святынь столь же древних. К сожалению, о них сейчас мало что известно. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Мощи преподобного и благоверного князя Даниила

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого князя Даниила были обретены в 1652 г. и хранились в обители до 1930 г., когда был закрыт последний монастырский храм.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Святитель Спиридон Тримифунтский (ок. 270-348)

Несмотря на то, что в России есть храмы с престолами, освященными в его честь, есть посвященные ему иконы и святыни, именно Данилов монастырь стал в России местом особого почитания святителя Спиридона.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Преподобноисповедник Георгий Даниловский (1868-1932)

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) — один из самых любимых даниловских духовников, почитался как московский старец. В годы гонений много пострадал за веру: дважды был арестован, приговорен к расстрелу, но чудесным образом избавлен от верной смерти.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Преподобный Герасим Кефалонийский

В Даниловом монастыре находятся икона и бархатный, шитый золотом башмачок еще одного греческого святого — преподобного Герасима Кефалонийского.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей

В Троицком соборе Данилова монастыря (в северном приделе) находятся две иконы преподобного Сергия Радонежского. Большую храмовую икону святого (конец XIX в.), написанную в Сергиевом Посаде, пожертвовал ар-химандрит Герман (Красильников; † 1985), настоятель Казанского храма в селе Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после от-крытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических достопамятностей. В малую аналойную икону (XIX в.) вложена частица честных и много-целебных мощей игумена Радонежского.

Источник

Даниловский монастырь в Москве

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Источник

Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь – действующий мужской монастырь в Москве, подчиняющийся непосредственно патриарху. Хотя, по преданиям, он был основан еще в XIII веке, комплекс сохранившихся до наших дней зданий возводили гораздо позже, начиная с XVI века. Тем не менее, Данилов монастырь считается древнейшей обителью столицы. Его также называют Свято-Данилов монастырь или Даниловский монастырь.

Сегодня это один из важнейших объектов православной жизни: в храмах ежедневно проходят службы, широко отмечаются престольные праздники, монахи ведут просветительскую деятельность, работают ремесленные мастерские и православные лавки. На территории Данилова монастыря расположена резиденция патриарха и зал заседаний Синода.

Сэкономь на путешествии!

История Данилова монастыря

Археологические данные подтверждают существование деревянных церквей на месте Данилова монастыря примерно с XIV века, более конкретной информации пока не найдено. Исторические источники называют основателем монастыря московского князя Даниила Александровича, получившего свое имя в честь выдающегося христианина V века Даниила Столпника. Последний был пламенным последователем Симеона Столпника после того, как стал свидетелем многолетнего подвига святого. На своем столпе в окрестностях Константинополя Даниил простоял около 30 лет, являя миру всевозможные чудеса исцеления страждущих, после чего мирно скончался в глубокой, по тем временам, старости в возрасте 80 лет. Именно с этими церковными деятелями: двумя Даниилами и Симеоном – связаны главные предметы поклонения обители.

Данилов монастырь на гравюре XVIII века Данилов монастырь на фотографии конца XIX века

История каменного ансамбля

Строительство храма Святых Отцов Семи Соборов было завершено в 1560 году, после чего через год его освятили в присутствии Ивана Грозного. В Смутное время, в годы восстания Болотникова, Данилов комплекс невольно оказался в гуще событий – рядом с ним происходили опустошительные сражения и казни. В XVIII веке 20-30 членов братии чувствовали себя более спокойно, на мирное течение монашеской жизни никто не посягал.

Очередные проблемы начались в 1812 году, когда ризницу и иные ценности эвакуировали в Вологду и Троице-Сергиеву лавру, а обратно так и не вернули. В остальном в XIX веке Даниловский монастырь процветал: хотя количество монахов оставалось скромным, росли земельные наделы и появлялись владения вне его территории.

Храм Святых Отцов Семи Соборов Вход в храм

Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке

После революции в Даниловом монастыре были собраны опальные епископы, не поддерживавшие патриарха Тихона. В 1929 году его закрыли по решению НКВД. Колокола вывезли в США, некрополь разорили, прах Гоголя, Хомякова, Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, останки художника Перова – в Донской монастырь. Многие рукописи и книги перешли в государственный архив. В бывшем монастыре был открыт спецприемник: сюда свозили детей репрессированных на Бутовском полигоне. Смертность среди никому не нужных воспитанников была огромной, и у монастырских стен возникли новые, уже безымянные захоронения.

В 1983 году при патриархе Пимене на государственном уровне было принято решение о возвращении монастыря верующим. Сначала речь шла о Донском монастыре, потом, после смерти Брежнева, власти остановили свой выбор на Даниловом. В 80-е годы началась реконструкция соборов и хозяйственных помещений одновременно со строительством резиденции патриарха. Несколько лет назад резиденцию реконструировали, после чего монастырь продолжил работу в стандартном режиме: незначительная его часть открыта для прихожан, остальное находится под бдительной охраной казаков.

Остатки утраченного некрополя

Храмы Даниловского монастыря

Старейший храм обители, церковь во имя Святых Отцов, в первозданном виде продержался менее 200 лет. В 1730 году его разобрали, а новый с тем же именем построили на цоколе близлежащей церкви XVII века – Покровской. На этом архитектурные эксперименты не закончились. В 1806 году над собором Святых Отцов надстроили два придела: южный посвящен Борису и Глебу, северный – Даниилу Московскому.

В результате вместо одного престольного праздника в церкви Святых Отцов отмечают несколько – каждый в своем отделении. Главное торжество в честь Вселенских Соборов проходит 31 мая. Из Покровской церкви, с цокольного этажа храма Семи Соборов, 14 октября отправляется крестный ход вокруг здания и расположенного рядом Троицкого собора. Придел Покровской церкви посвящен пророку Даниилу, престольный праздник которого отмечается 30 декабря. Церковь Даниила Столпника устроена в третьем ярусе храма Семи Соборов, здесь празднуют его день 24 декабря.

Строители монастыря не могли забыть и об учителе Даниила Столпника – Симеоне. Этому святому посвящена надвратная церковь XVIII века, увенчанная 45-метровой колокольней. Торжественная служба проходит здесь 14 сентября. Храм Рождества Иоанна Крестителя в подклете Троицкого собора и церковь Серафима Саровского на месте часовни в больничном корпусе обустроены недавно, в 80-е годы ХХ века.

Надвратная церковь с колокольней Троицкий собор Церковь Серафима Саровского

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбля Строгие монастырские стены Данилов монастырь

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Святыни монастыря

Место захоронения князя-основателя было забыто, но в 1652 году мощи были обретены и погребены в храме Вселенских Соборов. В 1932 году, после закрытия и монастыря, и расположенных рядом с ним церквей, останки Даниила пропали. В 90-е годы частицы мощей, сохраненные усилиями уцелевших иерархов в стране и за ее пределами, были возвращены в Данилов монастырь. Рака вернулась в собор под северную арку, ковчег, приехавший из Америки, сейчас хранится в Троицком соборе. Еще две иконы с мощами – на аналое и между иконостасами. Обретение мощей отмечается в приделе храма Семи Соборов 12 сентября. Ежегодно 17 сентября вспоминают о дне смерти святого.

В Покровской церкви хранится рака с мощами преподобного Георгия, сосланного в Казахстан после революции и умершего в 1932 году в пути из ссылки. В Троицком соборе содержится фрагмент останков Александра Невского, в церкви князя Даниила в соборе Святых Отцов – частица мощей Николая Чудотворца. Здесь же можно увидеть ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком.

Ковчег с мощами Святого Даниила Икона Святого Даниила Московского Ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком

Монастырское производство

Сотрудники художественно-реставрационных мастерских расписывают храмы, создают иконы, ювелирные изделия для православной церкви, киоты и ковчеги из дерева. При Даниловом монастыре открыта собственная мастерская по производству колоколов с мастер-классами и обучением звонарей. В ней изготавливают новые, реконструируют старые колокола, специалисты участвуют в проектировании звонниц с расчетом звучания инструментов, проводят экспертизы.

История подлинных даниловских колоколов драматична: в 30-е годы оригиналы чудом вывезли в США и хранили в Гарвардском университете. В 2007 году их обменяли на точные копии, спонсором доставки стал Вексельберг. Благодаря удачной сделке с 2010 года в монастыре в последнее воскресенье сентября проходит фестиваль русских звонов.

Правила поведения в монастыре

Поскольку Данилов монастырь действующий, к тому же мужской, в нем есть свои ограничения по посещению. Женщины приходят исключительно в юбках и надевают платок при входе на территорию, мужчины снимают головные уборы при входе в храм. На богослужении женщинам рекомендуют становиться справа, мужчинам – слева. Женщинам нельзя входить в храм с накрашенными губами: предполагается, что они будут целовать крест. Первыми причащаются монахи, затем дети, мужчины, в конце – женщины.

По всей территории ходит казачья охрана, следящая за порядком. Фотографировать в обители запрещено, особенно монахов, иначе вмешаются казаки.

Прихожане В храме Посетители монастыря

Покупки в Даниловом монастыре

На территории монастыря, рядом с ним, на Даниловском валу, и в интернете работают магазины. В палатке с 8 до 20 ч можно приобрести репродукции картин православных художников или даже оригиналы, например парадный портрет патриарха Кирилла. «Монастырский мед» реализует продукты из Греции, мед и хлеб собственного производства, безалкогольный бальзам, косметику для ухода за кожей, постные полуфабрикаты и спирулину. Другие монастырские лавки продают кожаные изделия с православной символикой: пояса, брелоки, портмоне, сумки, ключницы, а также футболки с картинами, иконы и киоты.

Богослужения

В Свято-Даниловом монастыре не крестят, не венчают и не отпевают, принимают только личные заказы молитв во здравие и за упокой. Насущные вопросы можно решить с дежурным священником с 9 до 17 ч в приемной, в воскресенье и праздники – с 12 часов. Торжественные службы по престольным праздникам проходят в храмах обители. Исповедь начинается в 7 утра в храме Святых Отцов. В 6, 7 и 17 часов по будням в храме Святых Отцов проходит повседневная молитва, по субботам и накануне праздников с 17 часов в Троицком соборе начинается Всенощная. В выходные в Троицком служат литургию в 8.45, в 6.45 – в храме Семи Соборов. Еще одна служба проходит по воскресеньям в 17 часов в соборе Святых Отцов.

Патриаршее богослужение в Даниловом монастыре Сувенир из Данилова монастыря

Отдых у стен Даниловского монастыря

Хотя на территории монастыря нет условий для проживания паломников, вне его стен, с южной стороны, построена гостиница «Даниловская», принадлежащая патриархии. Заведение носит светский характер, оснащено рестораном с баром, бассейном. Стоимость проживания в двухместном номере с завтраком – от 7 тысяч рублей в сутки, трехкомнатные апартаменты с кроватью под балдахином и гидромассажной ванной стоят от 13000 рублей. Гостиничный ресторан предлагает блюда монастырской кухни, самая дешевая позиция в постном меню, гречка с грибами и луком, стоит 250 рублей за порцию.

Как добраться

Попасть в Данилов монастырь можно от станции метро «Павелецкая» на трамвае любого маршрута до одноименной остановки. Более типичный маршрут – пройти от метро «Тульская», ориентируясь от последнего вагона от центра, около 300 м к северо-востоку вдоль трамвайных путей. Вход в Даниловский монастырь бесплатный с 6.30 утра до 9 вечера, внутри можно перекусить у киоска с выпечкой.

Источник

Даниловский монастырь: о Гарварде, Интернете и жизни час за часом (+ фото + видео)

Портал «Православие и мир» подготовил статью о Даниловском монастыре, и взял интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова). Приятного чтения!

Даниловский монастырь

чем знаменит даниловский монастырь в москвеВ 12 веке младший сын Александра Невского князь Даниил построил монастырь и посвятил его своему святому – Даниилу Столпнику. Перед смертью князь принял монашество и был здесь похоронен, а теперь для москвичей это – его дом. Князь Даниил стал настоящим городским святым – его помощи люди просят во всех мегаполисных бедах – поиске работы, трудностям с квартирами.

История Даниловского монастыря – то взлет, то запустение. После смерти князя Даниила – запустение, пока не приснился князь Иоанну III – почему забыл обитель? Потом расцвет и снова запустение.

Жизнь монастыря глазами отца наместника – какая она?

Приехав минута в минуту, ждем у корпуса архимандрита Алексия (Поликарпова), он опаздывает минут на пять (судя по деловому портфельчику в руках – со встречи) и с задором спрашивает: «Ага, вы тоже опоздали?!». Отправляет помощника выбрать подходящую комнату для съемки – первая и вторая темноваты, в третьей лежит толстый фотоальбом об обители, четвертая нам как раз подходит – самая светлая, обстановка везде очень простая и совсем не новая, но почему-то видно, что это покои наместника.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

– Отец Алексий, вы помните, как в вашей жизни впервые возник Даниловский монастырь?

Впервые я услышал, что Даниловский монастырь открывается, в 1983 году. Это было событие величайшее. Обитель князя Даниила, им основанная – первый общежительный монастырь в Москве конца XIII века.

Монастырь возвращали в руинированном виде. Как говорил покойный Патриарх Алексий II, здесь было разрушено все, что можно было разрушить.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Даниловский монастырь. Между 1983 и 1985

После закрытия монастыря в 1930 году здесь был центр временной изоляции детей репрессированных.

Был специальный приказ — разлучать братьев и сестер и знакомых между собой детей. В Даниловском монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

Центр беспризорников переместился на Алтуфьевское шоссе, старые сотрудники этого центра при встречах вспоминали, что в монастыре им было хорошо. Мы и сейчас с ними продолжаем общение – в спецприёмнике открыт храм во имя святой и праведной Елизаветы Федоровны. Молодые люди приходят в церковь, могут исповедаться и причаститься.

В 1987 году я по послушанию был здесь несколько месяцев, потом вновь вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, и в 1992 году по благословению Патриарха Алексия назначен наместником Даниловского монастыря.

С сентября 1983 года имя князя Даниила звучит по всей Москве: Патриарх Пимен благословил петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах. Через три года митрополит Феодосий, предстоятель американской Православной церкви, возвращает мощи князя Даниила. Еще в 1947 году Патриарх Алексий I просил вернуть Патриархии мощи.

Имя князя Даниила было известно многим: в восстановлении монастыря участвовала вся страна. Понимаете, это же была первая ласточка: до этого закрывали и теснили, а тут вдруг открыли старое, поруганное, древнее, святое.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

Первая братия Даниловского монастыря.

Люди приносили последнее. Владыка Евлогий Владимирский – первый наместник монастыря – вспоминает, как к нему пришла нищая старушка и принесла мешочек мелочи: «Батюшка, возьмите. Собирала у метро, около магазинов, просила у знакомых – везде просила. Для восстановления обители вам принесла!»

И работали тоже – и стар, и млад – старушки переносили кирпичики, землю копали, сажали цветочки. Знаете – идет стройка, вокруг разруха, и вдруг – клумбочка.

– А кто были те люди, которые стали первыми монахами в монастыре?

– Первые братья были монахами из Троице-Сергиевой лавры, потом стали приходить семинаристы и люди из мира.

– А сегодня кто приходит?

– Приходят люди разные – и выпускники Московских духовных школ, и молодые – не имевшие семьи, и постарше, которые имели семьи в свое время. Приходят штурманы, архитекторы, художники, научные работники – все они здесь в монастыре объединены любовью к Богу.

– Принимаете в монастырь семейных?

– Только если они разрешили все семейные дела, если нет долгов внешних и долгов моральных, если они детей воспитали и устроили в жизни. А еще бывает, когда муж и жена по старому обычаю одновременно принимают монашество. У них есть и дети взрослые, теперь уже и внуки, и бабушка, шутя гладя внучку по голове, говорит – это будущая монахиня! Посмотрим, как сбудутся её слова!

– Говорят, что в монастырь уходят, когда…

– В монастырь не уходят, а приходят. Несколько лет человек должен быть послушником – понять: его ли это призвание, для него ли этот монастырь.

Послушник – происходит от слова послушание. А на сербском языке послушник – я недавно узнал – искушенец, искушеница. Нам знакомо это слово – искушение, испытание. Человек на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются – сможет ли он жить здесь, здесь образ жизни довольно замкнутый, ограниченный пространством.

Мир, как говорят святые отцы – это совокупность страстей, то, что мешает человеку спасаться. Можно жить в мире свято, бороться с грехом, исполнять евангельские заповеди, но человек может решить, что ему удобнее исполнять Евангелие в обители. Монашеские обеты основаны на Евангелии – ничего нового в них нет – любить Бога и любить ближнего своего. Господь всем сказал – «будьте совершенны, так же как Отец ваш Небесный совершенный есть». Это надо в жизни своей исполнить.

Человеку свойственно иметь недостатки. У святых отцов есть выражение – «свет для монахов – это ангелы, а свет для мирян – монахи». Мы призваны к высокому, как получается – уже другое дело, но мы сокрушаемся, каемся, стараемся исправиться и надеемся на спасение.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

– К вашему приходу в Даниловский уже многие работы по восстановлению были проведены…

– Да. Но мы и продолжаем работу. Расписали храм Святых Отец семи вселенских соборов. Он был построен по распоряжению Ивана Грозного: по его мысли, в разных уголках Москвы должны были быть храмы во имя святых отцов – первого, второго, седьмого соборов.

– Сохранились другие храмы?

– Нет, только в Даниловском. Других храмов до нас не дошло.

– Самое яркое событие последних лет можете вспомнить?

– Конечно, возвращение колоколов из Гарварда.

За время небытия монастыря колокольня очень пострадала, верх был снят. Поэтому когда открывался монастырь, в 80-х, собрали колокола с недействующих храмов Ярославской епархии и из других епархий…

Тогдашний посол США в России господин Хартман сообщил владыке Евлогию, что колокола Даниловского монастыря находятся в Гарвардском университете. Начали писать в Гарвард, но первые обращения не увенчались успехом. Даже когда приезжал сюда президент США Рейган, он был в монастыре, ему говорили о колокольне, но существенных подвижек не произошло.

Перед празднованием 700-летия со дня преставления князя Даниила в Гарвардский университет отправилась делегация и договорилась, что башню университетского общежития Лоу Хаус, где висели колокола, обследуют, выяснят, можно ли их снять. Не разрушит ли при этом башню.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

В Гарварде привыкли к колоколам. Даже пытались восстановить звон, выписывали из России известного звонаря-виртуоза Сараджева, но церковного звона они не наладили, просто звонили по особым случаям – на бейсбольные матчи, на окончание года…

Один из старейших профессоров рассказывал, что в годы Второй мировой войны (он был куратором общежития) к нему пришел студент и попросил, когда закончится война, на большом колоколе сделать 100 ударов. Война закончилась, и студент напомнил о своей просьбе. Привязал себя верёвкой к языку этого колокола и действительно сделал 100 ударов в 12 тонный колокол. Сразу со всех сторон посыпались звонки – что случилось, почему у вас такой звон?

В общем, приехала из Америки делегация, и выяснилось доброжелательное отношение к передаче колоколов. Затем и Министерство обороны вернуло из Театра Советской Армии 4 колокола, и мы думаем, что они пойдут на колокольню храма Сретения, который сейчас строится. В ряду гарвардских колоколов не хватало одного – самого большого, его недавно отлили, и он в ближайшее время будет повешен на колокольню Даниловскую.

– А позаимствованные колокола вернулись в свои храмы?

– Конечно! Когда уже пошёл слух о возвращении гарвардских колоколов, правящие архиереи сразу обращались к Патриарху, чтобы колокола вернули.

– В вашем монастыре самое, наверное, сильное направление – совершенно не монастырское – большой молодежный центр, дискуссии, балы. Такой центр было бы логичнее видеть при обычном храме, не там, где люди должны удаляться от мира…

– Молодёжь приходит в храмы, и братия общается с ними, привлекает их к миссионерской работе. Это обоюдная польза, ведь Евангелие не может замкнуться! У преподобного Симеона Нового Богослова такой образ – братолюбивого нищего. Нищий нашёл золотницу, но не просто положил её карман, а делится своим небольшим богатством и с другими. Так вот я думаю, если братья обители в чём-то преуспели, то пусть делятся этим с другими людьми.

Патриарший центр содействия воспитанию детей и молодежи начался с воскресной школы, с 90-х годов. Игумен Иоасаф (Полуянов) очень активно, с большой любовью трудится в этом направлении. Все получилось постепенно: приходят малыши, приходят родители – это становится семейной воскресной школой. Дети вырастают, говорим уже с молодежью об основах веры, о семейной жизни, воспитываются катехизаторы.

– Монастырь ведёт очень активную социальную, просветительскую деятельность. А есть ли какие-то вещи, в которых вы все-таки загораживаетесь, закрываетесь от мира?

Наши кельи, прежде всего. Вообще наш принцип – польза для души. Как апостол Павел говорит – все мне позволено, но не все мне полезно. Ничто не должно обладать мною.

Пришёл ты в келью – вот такой твой микромир, в котором ты себе на несколько часов сам себе хозяин – Бог и ты!

– Как сегодня строится распорядок монастыря? Когда начинается и как проходит день?

Не знаю, во сколько монах просыпается в своей келье, это сокровенное. Он может встать очень рано, но общественное богослужение начинается в 6 часов: молебен князю Даниилу, утренние молитвы, полуночница, литургия, послушание. Кому-то днем служит молебны, которые заказывают прихожане. Кто-то пойдёт пищу прихожан и монашествующих организовывать. Кто-то занимается хозяйственной частью, кто-то – иконописной. В 5 часов – вечернее богослужение.

Отец Алексий очень неохотно отвечал на вопрос про обед: «Что же вы все про обед, да про обед спрашиваете! Как будто всё обедом ограничивается…».

– Знаете, в одном монастыре составляли устав – всё-всё расписали, а когда перечитали – вообще обед не был указан! Есть обед, для тех, кто хочет позавтракать – есть завтрак, ужин после богослужения. Официального отбоя нет, но до полуночи надо всем успокоиться.

– А кто следит за тем, чтобы были отбой вовремя и порядок?

– Есть отец благочинный. Вслушайтесь в это слово – благой, хороший чин, то есть – добрый порядок. Он следит за порядком, за богослужением.

– Смирение, послушание, искушение, благословение… Говорят, что это главные православные слова. Как вы их определяете?

– «Простите» – это монашеское благородство… Говорят – «волшебное слово» в «Родной речи» – какое? Пожалуйста. А у монаха – это простите, благословите, помолитесь.

Искушение – это испытание. Частенько можно услышать так – «вот, искушение!» Испытание большим и малым.

Смирение… знаете – самое высокое – это поставить себя перед Богом, посмотреть – кто ты есть. Друг перед другом мы всегда пытаемся показаться лучшей стороной. Все духовно, благочестиво, пристойно. А вот когда перед Богом себя поставишь – то, Господи – кто я? Как я могу оправдаться? А великие святые говорили – «я есть мерзость пред Богом и людьми». Пророк Давид говорил — «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков».

Чем мы можем похвалиться? Что 2х2=4 – я помню. Но откуда мои знания, откуда мой ум, откуда мои способности, воля, чувства? Все это от Бога! Не должно быть самодовольства, не должно быть приниженности и униженности, достоинство человека не должно быть попрано.

– Помните: «Я червь, я царь, я раб, я Бог!». Меня Господь создал по образу Своему, значит – я великое творение Божье, Господь меня наделил многим. Вот приносит человек монашеские обеты. Он пришёл с горячим сердцем, но не говорит – «Да, я все сделаю». Он говорит – «Ей Богу содействующему честный Отче», то есть – да, я все сделаю, если мне поможет Бог.

чем знаменит даниловский монастырь в москве

С простого надо начинать. Перед любым делом обратимся к Богу. Не растеряться, сидеть и плакать, а сосредоточиться, собрать все свои силы, мысли чувства, «Господи – благослови», и начинать. Закончим – благодарим Бога.

– Древние традиции – сажать морковки вверх ногами для воспитания смирения – применяете?

– Ну, может быть где-нибудь и растёт такая морковь, но она у нас не вырастет! И капусту вверх корешками тоже не сажаем. Но когда человек новый приходит с образованием – а ведь сейчас все с образованием – его не ставят сразу начальником, не поручают ему самое ответственное дело, сначала испытывают на простом: накрывать на стол, помогать в чем-то, готовить. Постепенно человек растёт, у него бывают ошибки, ему делают замечания и постепенно он осознаёт – кто он, сможет ли он себя тут реализовать. Человеку важно быть востребованным.

– Сколько, примерно, проходит время такого испытания?

– Обычно несколько лет – как только он пришёл в монастырь, он называется официально трудником. И не менее года он должен пробыть в этом звании.

– Послушание – это…

– …Всякое дело, которое исполняет брат обители. Утром он, может быть, звонит в колокольчик. В 5:30 (но в разных монастырях по-разному) он с молитвой идет по коридору – «пению, бдению, молитве час. Господи Иисусе Христе наш, помилуй нас». В храме может быть уже другое послушание – брат открыл храм, зажёг лампады, приготовил все к богослужению. Приходят братья, которые служат молебен, кто-то поёт, кто-то потом читает молитвы, кто-то совершает литургию. Просфоры пекутся в просфорне. Книги готовят для богослужения.

– Выходит послушание – просто ежедневная занятость?

Послушание воспитывает человека, он идёт путем отсечения собственной воли.

Послушание должно быть разумным – с рассуждением должен рассуждать и тот, кто благословляет это послушание, ну и, если даётся право оценить эти возможности, то, конечно, 100 кг я не могу поднять – ну вот даётся то, что я могу сделать.

– У монахов в принципе нет возможности своего изъявления желания?

– Конечно, он может высказать свое соображение, может быть, примут его инициативу.

А кто принимает решение о том, как в той или иной ситуации поступить?

В первую очередь, это наместник, благочинный и духовник. Если человек на послушании, то он спрашивает у старшего по послушанию.

– Что должно быть, если возникает тот конфликт, когда человек чувствует, что он не может чего-то сделать?

У нас по монастырю составляется богослужение – график на неделю: составляет отец благочинный и подписывает наместник. И каждый брат со своим расписанием, если он, положим, нездоров, он приходит и говорит, что у него есть такие-то обстоятельства, и его нужно освободить.

Ломать человека через колено – неправильно. Помочь человеку – направить его – даже если ему не очень хочется, но надо, чтобы он это понял.

– Где проходит граница между направлением и ломкой?

– Любовь. Любовь к Богу, любовь к человеку. Если родители дают только сладкое ребёнку, смогут ли они его воспитать правильно?

– Как складываются отношения у братьев с их родителями, детьми?

– Если они хотят, то они общаются между собой. Сейчас такое время, когда подчас уже и дети воспитывают родителей, уже и дети подают пример родителям.

– Как ваши родители отнеслись к вашему решению принять постриг?

Я пришёл в Церковь, и вот уже, будучи в Церкви, учился в московских духовных школах, уже оттуда перешёл в монастырь, в Троицко-Сергиеву лавру, ну а родители приняли это как мое решение.

– Не отговаривали?

Ну, у них было свое мнение, конечно…

– Кто-то, может быть, и молится об этом, и желает, чтобы его дети подобным образом устроили свою жизнь, а кого-то, может быть, и смущает вполне, конечно. Но должны вырасти все – и дети, и родители, это такой духовный рост.

– Как происходит отказ от собственности?

– Был один небогатый монах, он имел несколько золотых монет. Время от времени он спускался в то место, где хранилось его золото, разворачивал его и любовался. Эти несколько монет были его сокровищем. А в Евангелии сказано – где сокровище ваше, там и сердце ваше. Значит, его сердце было там.

В нашем монастыре ещё не было случая, чтобы к нам пришел преуспевающий человек и спросил бы, как же мне поступить со своими капиталами? Обычно у всех решены уже имущественные вопрос, ну, а если он приходит со своей ручкой, то он имеет право пользоваться этой ручкой… Келья, обстановка – это его монашеское состояние. Если есть имущество, например, квартира, он ею пользуется тогда, когда ему это необходимо, тут ничего страшного нет, это не препятствует его спасению. Говорить о полной какой-то нищете не приходится.

– Кстати, а как вы относитесь к использованию монашествующими интернета?

– Все по слову апостола Павла вспомним – что полезно, то полезно. Человек сам решает, в каком мире он живет – реальном или виртуальном. Мы знаем много примеров зависимости, когда люди ушли туда, и назад не возвращаются…

Человек сам мыслит, и спрашивает благословение. Одно дело – в игры играть. Другое дело – учиться и работать.

– Но ведь никто не напишет прошение на то, чтобы – благословите меня играть в игры?

– Точно не напишет! (смеется)

Что для вас как для наместника самое трудное в организации монашеской жизни, в руководстве?

Трудно быть руководителем. Особенно хорошо это знают подчиненные. Потому что они видят все ошибки и все недостатки. Так что – Господи, помоги нам исправлять свои недостатки и свои ошибки.

– А самая большая радость?

Единство и любовь, братьев к Богу, друг к другу, и к наместнику тоже!

– Можно попросить пожелание читателям и зрителям портала «Православие и мир»?

– Нужно любить Бога, любить ближнего, и жить в Церкви. Не просто быть верующим человеком, а я подчеркиваю – быть в Церкви. А Церковь всему научит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *