чем знаменит свято преображенский собор в чернигове
ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Черниговский Спасо-Преображенский собор.
ЕГЭ. История.
Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.
Черниговский Спасо-Преображенский собор.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Православная Жизнь
Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.
Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.
Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».
Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.
Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.
Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.
Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.
В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.
Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.
Спасо-Преображенський собор (Чернігів)
Святині
Краткая историческая справка
о Спасо-Преображенском соборе г.Чернигова
Спасо-Преображенский собор г.Чернигова является древнейшим каменным храмом на территории всей Украины, который сохранился до наших дней.
Храм заложен князем Черниговским и Тмутараканским Мстиславом после 1024 г. (вероятнее, в 1030-1032 гг.) по случаю победы над князем Ярославом Мудрым под Малым Лиственом. Именно с этого периода территория Черниговского княжества выросла до внушительных размеров: от Тмутаракани на юге до Стародубщины на севере, от Днепра на западе до …Москвы (!) на востоке.
Известно, что на момент смерти князя Мстислава в 1036 г. в основной части собор был построен на высоту около 4 метров (сколько может достать всадник рукой, стоя на коне). НО! Следуя элементарной логике, князя (по сути – правителя значительной части Руси и целого города, в частности) не могли похоронить в недостроенном храме посреди строительного мусора. Вероятнее всего, на тот момент один из пределов (ныне не сохранившихся) на момент смерти князя был уже готов и функционировал, как часовня. До недавнего времени считалось, что пределы были возведены в ХII веке, но в ходе последних археологических исследований в 2008 – 2013 гг. выяснилось, что пределы возводились одновременно с собором. Учитывая, что северный предел в домонгольскую эпоху использовался в качестве усыпальницы, есть все основания считать, что именно он к 1036 году уже был готов. Так что, учитывая тот факт, что именно первое богослужение является отправной точкой функционирования храма, констатируем, что в 1036 году Спасский собор уже был действующим.
Стоит напомнить, что собор св. Софии в Киеве в этот год еще только закладывался; как бы ни пытались столичные исследователи показать его древнее Спасского, эта информация действительности не соответствует. К тому моменту в Киеве функционировали Успенский собор (Десятинный) и церковь Спаса на Берестове (обе до наших дней не сохранились и были отстроены заново в более поздние периоды).
Примечательным еще можем назвать тот факт, что во время татаро-монгольского нашествия и сопровождающих его разграблений и разрушений Спасский собор не только выстоял, но и даже не был разрушен или сожжен! Те изменения, которые коснулись его облика, являются незначительными, а в основной части собор сохранил свой первозданный облик, который радовал глаз древнерусских людей и князей, горожан времен литовского владычества и польского засилья, мещан и паломников казацкой эпохи, ХIХ – ХХ веков, а также современных его прихожан и посетителей. Можем констатировать, что молитва в нем творится, за исключением перерывов во времена засилия униатства (1596 – 1650) и богоборческой советской власти (1920 – 1941; 1964 – 1990), со времен Руси: 983 года (2019 г.)!
За почти тысячелетнюю историю храма в его стенах молились выдающиеся святые земли русской и исторические личности. Также, сонм святых телесно покоится в самом храме и на его погосте.
Выдающимся для собора стал 1896 год, когда в его стенах происходила первая за почти двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви канонизация святителя Феодосия Черниговского и именно в Спасском соборе его мощи покоились до начала гонений на Церковь. Собор стал свидетелем чудес, происходивших от мощей святого Черниговского архипастыря, что в последствии и нашло свое отображение в акафисте святителю Феодосию.
Хранимый Богом Спасо-Преображенский собор выстоял и годину лихолетия, когда с 1941 по 1943 год Чернигов находился под оккупацией немецко-фашистских войск. В сентябре 1943 года во время боев за город он не пострадал (!): в то время, как Коллегиум и Успенский собор Елецкого монастыря были сожжены, а Борисоглебский собор, Вознесенская и Пятницкая церкви полностью разрушены, на Спасский собор не упала ни одна бомба!
К сожалению, до наших дней не сохранились древнерусские фресковые росписи собора (за исключением некоторых фрагментов и изображения святой Феклы), но в 1824 – 1825 годах собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов, а также был установлен новый иконостас, покрытый золотом и серебром. Примечательно, что, в свою очередь, купола собора были покрыты сусальным золотом только во второй половине ХХ века, ведь древнерусская традиция не предусматривала золочения куполов.
В наш непростой ХХI век собор продолжает функционировать, как православный храм, в котором вот уже почти тысячу лет ежедневно совершается важнейшее богослужение Православной Церкви – Божественная Литургия – на которой возносятся молитвы за нашу страну и народ, наш город и его жителей, а также за всех в вере почивших православных христиан.
Святые, в разное время похороненные в соборе или мощи чьих хранились / сохраняются в соборе:
Святые, в разное время посещавшие собор или служившие в нем, видные деятели культуры и исторические личности, чьи имена связаны с собором:
Составитель – иерей Сергий Малышко, священник Спасо-Преображенского собора, кандидат исторических наук, заместитель директора по учебной работе Черниговского филиала Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, доцент ЧФ НАРККиИ
Православная Жизнь
Собор имеет многовековую историю и является одним из древнейших памятников архитектуры в Украине. Строительство святыни было начато в ХІ веке.
Изначальный вид здания разительно отличается от его современного облика. Увидеть изменения храма можно, обойдя его со всех сторон. Святыня сочетает в себе элементы романской базилики. Храм имеет византийский крестово-купольный тип строения. Его стены возведены из природного камня, сочетание материалов можно объяснить не только смешанным типом постройки храма, но и его перестройка в период практически тысячелетней истории, берущей свое начало с 1036 года.
Следующий момент в жизни духовной святыни связан с именем Святослава Ярославича. В тот период была проведена реконструкция. Стены храма были подняты, претерпел изменение и облик фасада, он, как и другие архитектурные элементы, вобрал в себя традиции каменного зодчества его современников.
Ученые считают, именно здесь был похоронен князь Игорь, о котором упоминается в тексте летописи «Слово о полку Игореве». В 1246 году в храм были доставлены мощи мучеников – князя Михаила и боярина при его дворе Федора. Спустя более чем 300 лет святыни были вывезены в Москву по указу царя Ивана Грозного.
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора соединяет в себе множество элементов разных стилей. Все это объясняется ужасными пожарами и сражениями, которые стерли истинный облик храма и стали причиной его восстановления. В 1239 году собор был частично разрушен и разграблен монголо-татарскими войсками.
В 1675 году храм был восстановлен под предводительством епископа Лазаре Барановиче, но в 1750 году здание серьезно пострадало при пожаре, который стер с его стен уцелевшие древнерусские фрески и полностью изменил внутреннее убранство храма, возвращенное святыне в 1783 году.
Реконструкция собора связана с именем Потемкина, который был проездом в Чернигове и заинтересовался историей величественного храма, чей облик был практически стерт многовековой историей и сильным пожаром. Потемкин приказал восстановить собор, в ходе ремонтных работ к зданию церкви были пристроены остроконечные башни, которые позволяют сравнить здание с костелом.
На протяжении 900 лет с момента своего основания церковь принадлежала Черниговской епархии. Современная история храма начинается с 1818 года, когда художник Я. Юринов расписал маслом стены внутри собора, изображая сцены из жизни храма, святых и исторические события. В 1891 году купола собора были позолочены. Оригинальная позолота до сих пор украшает здание. В советские времена собор был переоборудован в музей истории края, спустя некоторое время здание вернули церкви. На сегодняшний день храм является действующим.Он является центром духовной жизни жителей города.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фото, архитектура, история, описание, как добраться
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Описание, история
Чернигов – уникальный город, на долю которого выпало так много тайн, событий и перемен, что немногие города могут похвастаться подобным. Это один из самых больших исторических архитектурных комплексов на территории Украины.
Здесь сосредоточено рекордное количество исторических достопримечательностей:
Именно одним из таких храмов является Спасо-Преображенский собор.
Происхождение названия и его значение
Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.
Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.
Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.
Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.
Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.
История Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор в Чернигове был задуман и построен Мстиславом Владимировичем, князем Чернигова. Мстислав был одним из сыновей великого князя Владимира, крестителя Руси.
После успешных военных действий в 1024 г. князь расширил собственные территории, укрепил княжество и в «Днешнем Граде» соорудил княжескую резиденцию, комплекс зданий, центром которого и должен стать новый собор.
Точная дата начала стройки неизвестна и варьируется между 1030 – 1034 г.
В 1036 г. князь умер во время охоты, и мастера были сняты с недостроенного храма и переведены на постройку новгородского собора.
Около 10-ти лет черниговский собор представлял собой только несколько стен, высотой под «рост всадника на коне», пока стройка не была возобновлена уже при Святославе Ярославиче, следующем черниговском князе.
Собор был закончен примерно к 1050 г. На момент постройки он был центральным собором не только лишь для Чернигова, но и для всего Чернигово-Северском княжества. Почти 900 лет храм беспрерывно носил статус кафедрального собора. Вместе с этим он имел важное политическое значение, так как вокруг него сосредотачивалась и духовная, и политическая жизнь княжества.
На территории собора была обустроена усыпальница для князей, и здесь же были похоронены архиереи, окормлявшие Чернигов. Именно в соборе, по словам летописцев, заключались договора, скрепленные присягой на библии и целованием епископского креста. С амвона собора оглашались людям различные царские указы.
Нашествие монголов под предводительством хана Батыя в 1239 г. привело к тому, что собор был разграблен и частично разрушен. Его своды и купола были разбиты. Это вынудило перенести епископскую кафедру. Полное восстановление храма началось только в XVII в., в 1675 были начаты работы по реконструкции и перестройке, в которых храм стал несколько отличаться от своего первоначального вида.
Следующая радикальная перестройка была проведена в 1791-1798 г. До этого собор перенес серьезный пожар. Согласно историческим данным, граф Потемкин лично выделил средства на реконструкцию собора, и ходатайствовал о его скорейшем восстановлении. Но благие мотивы графа навредили храму и полностью изменили его.
Многие исследователи сходятся во мнениях, что это восстановление собора принесло больше вреда, чем пожар и все монгольские разрушения вместе взятые. На тот момент храм был полностью разрушен изнутри, все деревянные части были уничтожены, не сохранилось ни одной первоначальной фрески.
При реконструкции весь внешний вид был полностью перестроен: вместо сгоревшей небольшой крестильни достроили еще одну симметричную башню. На них разместили шпили, достроили острые верхи башен по принципу костелов.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1898
Позже надстроили лестничную башню и провели другие косметические работы: сменили купола, позолотили их, побелили фасады. К 1818 г. собор стал таким, каким находится сейчас.
Советская власть закрыла собор в 1926 г., передав его как помещение склада в «Главросмасложирсбыт». Ни о каких богослужениях и речи не шло, а в 1936 г. храм передали историческому музею. В военное время, в 1942 г., храм снова был открыт для совершения Литургии. Богослужения продолжались вплоть до 1961 г, пока собор снова не сделали частью музея.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1905 года
В 1980-х храм был насильно захвачен представителями Украинской православной церкви Московского патриархата. Из него выбросили всю музейную утварь, вернули священника. Богослужения возобновились на регулярной основе. Подобное поведение спровоцировало конфликт, и часто поднимаются вопросы о законности таких действий.
Современный статус Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор в Чернигове является частью архитектурно-исторического заповедника, в который входят 29 сохранившихся зданий древних времен.
Этот заповедник один из наиболее исторически важных, так как в нем 6 зданий считаются самыми ранними постойками сохранившимися в Восточной Европе. Заповедник «Чернигов древний» предлагает экскурсии, проводит необходимые работы по реставрации и занимается изучением памятников.
Храм является действующим храмом-музеем, а также внесен в список всемирного наследия «Юнеско».
Архитектура Спасо-Преображенского собора
Архитектура собора представляет собой искусное смешение византийских традиций и романских базилик. От базилик здесь конструкция, ориентация на стороны света, символизм вида ноева ковчега. От византийского стиля – существование купола и особых трехгранных парусов, что придавали конструкции храма визуальную легкость.
Спасо-Преображенский собор это пятикупольный храм на шести столбах и трех апсидах. Его длина составляет около 35 м, ширина – 22 м, высота 30 м, а толщина массивных стен – 1,4 м. Сам храм мастерски сочетает ровные углы, вертикали и горизонтали, а его вытянутость еще сильнее акцентируется разделением колонн.
Подобное строительство не характерно для русского зодчества, но есть предположения, что храм в себе отчасти повторяет Десятинную церковь в Киеве. Схожесть этого храма и Софии Киевской, а также то, что строительство этих двух соборов отделяют какие-то пары десятков лет, подтверждают теорию, что мастера были из одной византийской артели.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове был одним из самых богато украшенных соборов того времени. Исторические свидетельства говорят о мраморных полах, колоннах и смальтовых полах с узорами.
К сожалению, все это великолепное убранство не сохранилось из-за пожара и работ по реконструкции. Единственная сохранившаяся фреска XI века была утеряна во время отечественной войны, когда сгорел хранивший ее музей.
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.
Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.
В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.
Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.
Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.
По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.
Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.
Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.
Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.
Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.
Святыни Спасо-Преображенского собора
Во время всего существования храма здесь хранились различные православные святыни. Здесь с 1246 г. по 1572 г. были мощи Черниговских мучеников, князя Михаила и боярина Федора, которые были убиты ордой. Князь поехал к хану для получения княжеского ярлыка, но отказался пройти языческий обряд огненного очищения и поклониться идолам.
Они были немедленно убиты, тела брошены на съедение диким животным, но чудным образом животные к ним не прикоснулись. Христиане тайно забрали тела и перевезли их в Чернигов. Для поклонения их разместили в Спасо-Преображенском соборе. Так же здесь покоились мощи и других князей и святых: блж. князя Игоря, митр. Константина.
До 1921 г. в соборе покоились мощи местного святителя, прп. Феодосия Углицого. Он был Черниговским архиепископом и с его жизнью связывают большое количество чудес. Для сбережения мощей они были перевезены в Ленинград, и образ святого поддерживал людей во время блокады. Есть свидетельства о совершенных чудесах, о заступничестве преподобного, о его помощи.
В соборе долгое время размещалась чудотворная икона Репкинской Божией Матери, иначе называемая Любечская. Она была обретена в XI в., и известна многими совершенными от нее чудесами, ей молятся при различных духовных и физических недугах.
Так же именно здесь находилась икона, теперь почитаемая как Смоленская. Ее привезла сюда греческая принцесса Анна, мать Владимира Мономаха. Икону, подаренную ему матерью, Владимир и перевез с собой в Смоленск, когда был поставлен там на княжество. Эта икона является одной из самых почитаемых и самых известных в православном мире.
Интересные факты и легенды
Адрес, как добраться до Собора
Удобнее всего доехать до Чернигова из Киева: оттуда регулярно ходят маршрутные автобусы и электрички. И те, и другие ходят с интервалом не более получаса. От автовокзалов к собору можно добраться на общественном транспорте, автобусами 12, 30, 33, 39, 44. Автобусы ездят каждые 6-10 мин., а суммарное время прибытия к собору на любом маршруте – 30-40 мин.
При необходимости можно заказать и такси, адрес собора – г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Храм открыт для посещения ежедневно, с 10:00 до 19:00 там могут проводиться экскурсии по договоренности, так же работает церковная лавка.
Расписание богослужений
Храм является действующим: в нем проводятся регулярные богослужения.
ежедневно, кроме понедельника | Литургия 8:00 |
воскресенье | Литургия 7:00, 10:00 |
ежедневно, кроме воскресения | вечерня 16:00 |
праздничные дни среди недели | Литургия 7:00, 10:00, вечерня накануне 16:00 |
При необходимости в храме можно заказать индивидуальные требы и таинства.
Чернигов не просто так имеет звание одного из самых гармоничных, древних и прекрасных городов. Удивительная сохранность уникальных культурных памятников делает его обязательным местом туризма и привлекает к нему регулярные паломнические группы. Спасо-Преображенский собор является едва ли не самым важнейшим памятником древнего зодчества, наравне с Киевской Софией.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о Спасо-Преображенском соборе в Чернигове
Уникальность Спасо-Преображенского собора в Чернигове: