чему учит рассказ как патефон спас петуха
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
25.01.2019
Носов Е. «Как патефон петуха от смерти спас»
Носов Е, рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа «Как патефон петуха от смерти спас» и их характеристика
Чему учит рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Рассказ учит любить животных и заботиться о них. Учит никогда не сдаваться. Учит верить в лучшее. Учит гордится своей работой, своими умениями. Учит быть решительным и смелым. Учит не отступать перед трудностями.
Отзыв на рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Мне очень понравился этот рассказ и очень понравился гордый красавец петух, который даже будучи при смерти не смог стерпеть соперника в доме. И это желание всегда быть первым спасло петуху жизнь.
Пословицы к рассказу «Как патефон петуха от смерти спас»
Смелому всегда удача.
Без гордости человек что тряпка, всяк ноги вытрет.
Где жизнь, там и надежда.
Победа над смертью рождает героя.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»
Дело шло к весне и Витька даже спрятал на чердак лыжи. Но вдруг ударил такой сильный мороз, которого не было даже зимой. В школе отменили занятия, а однажды утром бабушка занесла в дом обмороженного петуха, чья голова вся была покрыта инеем.
Все решили, что петух не жилец и бабушка предложила зарезать его.
Витьке стало жаль красавца-петуха. Тот всегда был таким гордым и смелым, никогда не давал спуску другим петухам, и побеждая их в драке, презрительно горланил вслед свое «Ку-ка-ре-ку».
Не менее звонко петух голосил по утрам и Витьке очень нравилось его сильное, мелодичное пение.
И вот сейчас отец велел отрубить петуху голову и из него сделают суп.
Родители ушли на работу, а бабушка не спешила рубить петуха. И Витька стал упрашивать ее погодить, может быть петух отойдет. Бабушка погладила мальчика по голове, сказала про жалостливое сердце, и смазала петуху гребень жиром.
Голова петуха начала разбухать, он сидел не шевелясь, не смотря на пшено и воду.
Вечером отец не спросил про петуха, не было про него разговоров и утром.
На следующий день голова петуха превратилась в огромный красно-лиловый шар. Витка насильно его макнул в пшено, петух два раза лениво клюнул и спрятался под печку.
Мороз не сдавался и к Витьке пришел его друг Колька. Колька сказал, что у них от мороза лопнули трубы, а Витька рассказал про петуха.
Мальчики поиграли, а потом Витька поставил на патефон новую пластинку. Друзья послушали басню «Лягушка и вол» а потом перевернули пластинку. там была другая басня, «Петух и кукушка». Петух и Кукушка раздавали друг другу похвалы, а потом стали петь. Мальчики смеялись, слушая пение петуха с пластинки и поставили басню снова.
И вдруг, когда петух с пластинки должен был запеть, из-под земли раздалось настоящее петушиное пение. Витька подскочил на стуле и громко позвал бабушку, крича, что петух запел. Он снова поставил пластинку и петух вопросительно спросил из-за печки: «Ко-ко?».
Когда на пластинке запел петух, петух вылез и воинственно выпятил грудь. Он даже клюнул пол, готовясь кинуться в драку, с распухшей головой и заплывшими глазами.
Но пластинка доиграла и петух гордо закукарекал и как ни в чем не бывало стал собирать рассыпанное по полу зерно.
Витка был рад, что петух оттаял и теперь никто не станет посягать на его петушиную голову.
Евгений Носов — Как патефон петуха от смерти спас:
Краткое содержание
Скоро весна, но вдруг вернулся мороз. У Витьки в школе отменили уроки. Целую неделю он был дома, с родителями и бабушкой. А утром случилось вот что. В курятнике петух голову обморозил. Гребешок и щеки в инее. Отец сказал: пока не сдох, надо зарезать – и в суп. А потом они с мамой отправились на работу. А Витьке до слез «жаль петуха». Такой красавец и храбрец! Шея – будто в огненном ожерелье, пестренький, а в хвосте – несколько иссиня-черных перьев. Другие петухи от него удирали, только завидев. И мастер кукарекать! Голос – как чистая звонкая медь.
Витька бабушку просит: «Пусть еще поживет немножко, а?» Бабушка понимает внука: «Сердчишко, видать, у тебя жалостливое». И берется лечить бедолагу: мажет гусиным жиром, усаживает на сенцо под печку. Но в доме петух совсем посинел и опух. Есть и пить он не хотел. К счастью, отец забыл про него. А раз к Витьке заглянул дружок Колька. С новой пластинкой. А на ней – басни Крылова. Завели патефон, прослушали «Лягушку и вола». Смешно! На обратной стороне «Кукушка и петух». Петух из басни до хрипоты нахваливал кукушку. И тут больной петух запел в ответ! С угрозой шагнул к патефону – и опять кукарекнул. И принялся поклевывать пшено. «Оттаял-таки!» Обрадованный Витька понял, что теперь голове петуха ничего не грозит – он будет жить!
Читательский дневник по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас» Носова
Сюжет
Мороз после оттепели. Витька не пошел учиться, а в курятнике петух с обмороженной головой. Отец сказал, что такому пора в суп. Витька просит бабушку полечить птицу. Но петуху все хуже. Однажды Витька с другом Колькой слушали на патефоне басню Крылова «Кукушка и Петух». И живой петух закукарекал на петуха с пластинки. Значит, выживет!
Отзыв
Чему учит рассказ «Как патефон петуха от смерти спас», ответы на вопросы?
Ответы на вопросы по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас»
1.О чем этот рассказ?Как объяснить его название?
2.Петуха приносят в дом.чтобы отрубить ему голову.У мальчика похолодела спина. Какие еще словосочетание передают отношения Витьки к намерению взрослых?
3.Почему бабушка послушала внука?Как она лечила петуха?
4.При каких обстоятельствах петух ожил?Расскажите об этом подробнее.
Рассказ о том, как Витьке удалось спасти петуха. Если бы не Витька, то петух бы не услышал басню и не закукарекал бы. Витька упросил бабушку не резать петуха, а подождать, пока петух придёт в себя. Сказка учит нас любить животных, помогать им в трудную минуту. Учит не отчаиваться, а надеяться на лучшее. Учит не делать скоропостижные решения, а прежде чем что-нибудь делать, хорошо подумать. Рассказ учит прислушиваться к советам других людей. Витька молодец, спас своего любимого петуха.
Главный герой Витька не пошел в школу из-за сильного мороза. На улице стоял жуткий холод, даже куры и петух в курятнике замерзли и бабушка принесла петуха в дом. Петух был уже при смерти и его решили зарезать в суп. Но Витька любил смелого петуха, он решил спасти петуха от смерти. Но тут пришел к Витьке друг и они стали слушать пластинку с баснями. Когда обмороженный петух услышал петушиное кукареку с пластинки он встрепенулся и ожил. Так патефон спас петуха от смерти.
Ответы на вопросы по рассказу «Как патефон петуха от смерти спас»
1 Рассказ о любви к животным, Витька любил петуха за его смелый нрав. И Витька готов был защищать петуха ото всех.
3 Петух ожил, когда услышал, как кукурекает петух на платинке. Звучала басня «Петух и кукушка», петух и кукушка хвалили друг друга.
У Пришвина есть поучительный рассказ под названием «Журка». А звали таким именем журавля, которого муж с женой поймали (ай-яй-яй!), угостили лягушками, подрезали ему крылья и оставили жить у себя.
Журавль ЖУРКА и есть главный герой рассказа Пришвина.
О нем и рассказ, о его привязанности к людям: журавль всюду ходил за хозяйкой дома. Превратился просто в домашнее животное, даже откликался на призыв «фру-фру».
Когда Журка подрос, подросли и его подрезанные крылья.
Как-то раз Журка вместе с хозяйкой оказался у болота, где и увидел, естественно, лягушек. За одной журавль бросился, однако было глубоко, и Журка не мог добраться до лягушки. Взмахнул он выросшими крыльями. и вдруг полетел. Так улетел он на середину болота, женщина не могла добраться до него и очень расстроилась.
Свидетели этой картины стали кричать «Фру-фру», на этот призыв Журка вернулся на берег.
Даже животные понимают доброту, откликаются на нее. Они привыкают к людям, к домашней обстановке.
И вот главная мысль рассказа относится к нам, людям: если мы приручили животное, то должны нести за него ответственность. Прирученный человеком житель природы уже не сможет самостоятельно справляться с трудностями жизни в дикой природе, поэтому за ним необходимо ухаживать, присматривать и не допускать, чтобы они попали подвергались опасности.
Вот этому и учит рассказ Пришвина «Журка», да и другие его рассказы о животных.
В этом произведении мы узнаем как в старину изготавливали льняные вещи, причем с момента посадки льна и до рубашек, которые были сшиты из домотканого льняного полотна.
Главная мысль этого произведения заключается в том, что человек может все, если захочет, как бы трудным не была задача и конечно мы знаем как тяжела крестьянская жизнь.
Научные теории подтверждаются во время приключений Питера. Мозг обрабатывает воспоминания человека во время сна. Происходит осмысление полученного за день нового опыта. В чем заключается отличие ума животных от мышления человека? Нужно задумываться о будущем. Эти проблемы поднимаются в произведении.
Главные герои рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»:
Главная мысль этого рассказа в том, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. И даже обычный хлеб, с которым оказывается связана какая-то интересная история оказывается во сто крат лучше такого же куска, но лежащего дома.
В самом конце появится мама.
И мальчик в своих фантазиях уж разошелся! Но очень похоже на то, что он повторял все слова, которые ему говорили постоянно взрослые. И если бы мир вот так «перевернулся», то ничего своего Дениска бы не придумал, а как бы отыгрался на взрослых за все то, чем он был недоволен.
Главная мысль, вероятно, состоит в том, что взрослые заботятся о мальчике, воспитывают его, ухаживают за ним, помогают ему во всем, а он хочет просто наказать взрослых, покомандовать ими. Но никакой заботы о них он проявить не хочет. И даже когда они со слезами просятся с ним в кино, он радуется этому и не берет их с собой. Так что очень хорошо, что это были всего лишь фантазии. Это как раз тот случай, когда говорят:
«Случилось бы, да БЫ мешает». И хорошо, что мешает!
Конспект занятия «Уроки человечности» на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»
Цели:
Обучающие: знакомить воспитанников с фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; учить выявлять идею художественного произведения, осознавать авторский замысел.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, навыки работы с книгой.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, нравственные качества (милосердие, сострадание, жалость, самостоятельность
Ход занятия
Упражнение «Передай свою улыбку».
Когда встречаем мы рассвет, то говорим…. (привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…. (привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям…. (привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…. (привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…. (привет)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы …. (привет)
-А теперь передайте свои улыбки друг другу.
-Постараемся сохранить наше хорошее настроение.
2. Подведение к теме
— На экране вы видите синквейн. Подумайте и определите 1 слово. (слайд)
2. истинная, безграничная
3. достичь, сохранить, дарить
4. в любой ситуации нужно оставаться человечным
О каком качестве человека говорится в синквейне. (ответы детей)
Какими качествами должен обладать человек? (Ответы детей)
Человек должен иметь чистые и добрые мысли, хорошие качества характера (души, доброе и любящее сердце. (ответы детей) (Человек должен быть человечным.)
Так о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
Да, мы будем говорить с вами о таком качестве, как человечность. Тема нашего занятия «Уроки человечности».
Мозговой штурм (1 мин.): ассоциации со словом человечность (пишем на доске)
— Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом человечность (ответы детей, пишем на доске
(уважение к людям, сочувствие, добро, искренность, доброта, хорошее отношение к людям, милосердие, любовь к людям)
Уроки человечности нам преподаст Е. И. Носов. Мы познакомимся с его рассказом «Как патефон петуха от смерти спас»
Все ли слова понятны вам в названии рассказа? (ответы детей). Кто знает, что такое патефон? (ответы детей)
3. Словарная работа
Что это за инструмент? (ответы детей)
Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика, со скрытым рупором.
«Прогноз по заголовку».
Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Ответы детей)
В целом же заглавие необычно и вызывает интерес читателя.
Как патефон может спасти петуха? (на экране слайд)- ответы детей.
Это возможно? (ответы детей). А что может спасти? (ответы детей). Подвести к проблемному вопросу.
Что на самом деле спасло петуха от смерти? К этому вопросу мы вернемся в конце нашего занятия.
Евгений Иванович Носов родился недалеко от Курска на берегу реки Сейм. Отец его был мастеровым человеком, работал и молотобойцем, и слесарем, и кузнецом. В сыне своем воспитывал уважение к труду, умение видеть красоту трудового человека.
Мальчик рос очень внимательным и наблюдательным. Любил рисовать все, что видел и наблюдал, а потом и ножницами из бумаги вырезал фигурки животных. Мастерить фигурки Носов начал еще в детстве, вырезая из дерева игрушки для младшей сестренки. За одну из поделок его в 6-м классе наградили путевкой в пионерлагерь «Артек». Хобби осталось на всю жизнь.
Фигурки людей и зверушек писатель мастерил, отдыхая от литературных трудов. И дарил друзьям.
В 18 лет Евгений ушел на фронт, был артиллеристом, бил по вражеским танкам и не однажды смотрел смерти в глаза. Был тяжело ранен, проходил лечение в госпитале, где встретил победу. Так в 20 лет молодой совсем человек стал инвалидом и получал пенсию. Но он решил работать, стал журналистом, а в 1959 году вышла его первая книжка «На рыбачьей тропе».
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Евгению Ивановичу это относится как никому другому. Признанный мастер в литературе, он еще и талантливый художник. Сам Мастер признавался, что перед ним стоял выбор: художником быть или писателем.
Евгений Иванович посвятил свое творчество родной земле, ее природе, хорошим людям.
6. Работа с текстом. Чтение с остановками (аудирование)
Чтение первого отрывка до слов «…Витька засел дома на целую неделю».
— Где и когда происходит действие в рассказе?
— Кто является главным действующим лицом?
— Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)
Чтение второго отрывка до слов «…с озабоченностью смотрели на его обмороженную голову».
— Из-за чего с петухом приключилась беда?
— Как бы поступили вы в такой ситуации? Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)
Чтение третьего отрывка до слов «…юркнул в другую комнату и забился в угол».
-Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У «мальчика похолодела спина».
-Какие еще словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых? Найдите их и прочитайте. («стало жаль петуха»,«Витька съёживался»,«в горле заскребло»,«глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол»)
— Почему у Витьки похолодела спина и заскребло в горле?
-Как изображен петух? Найдите в тексте описание.
Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».
— Как Витька относился к петуху и почему?
Петух изображен сочно, яркими красками. Зримо представляешь его красоту, отвагу, гордую осанку.
7. Словарная работа
Автор сравнивает петуха с гвардейцем. Гвардеец. Кто это? (ответы детей) слайд.
— Что, по-вашему, произойдет дальше? (ответы детей)
8. Физминутка. Как бы вы отогревались в такой лютый мороз. (ответы детей).Музыкальная физминутка.
9. Чтение четвертого отрывка до слов «А то башку отрубят».
-Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? («Сердчишко у тебя больно жалостливое»). Бабушка рада, что внук умеет жалеть, пытается помочь.
— Как бабушка отнеслась к петуху? (Пожалела, посочувствовала, начала ухаживать, лечить.)- ответы детей
Как Витька пытается «утешить» петуха? Найдите в тексте. О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки? (ответы детей)
-Как вы думаете, что сделает Витька для спасения петуха?
— Как поведет себя петух дальше? (ответы детей)
Чтение пятого отрывка до слов «. раза два глотнул и заковылял под печку».
— Как бабушка лечила птицу? Как спасала его? (Смазала гусиным жиром гребень и бороду, насыпала на пол пшена)
— Что, по вашему мнению, чувствует Витька? (ответы детей)
Как поведет себя петух дальше?
Чтение шестого отрывка до слов «…настоящий, живой петушиный голос».
— Почему запел петух?
Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? (ответы детей) Какие душевные качества проявили отец и Колька? (равнодушие) это безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Чтение седьмого (последнего) отрывка.
— Что заставило петуха издать воинственный крик (Услышал, как поет петух на пластинке в басне)
10. Словарная работа
Воинственный- обладающий воинским духом, храбрый.
— Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха. (жалость, милосердие, сострадание, чуткость)
Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха. (доброта, забота)
11. Итог занятия. Рефлексия.
Какими качествами обладает главный герой? (ответы детей). Скажите, какими качествами главного героя рассказа Витьки хотели бы обладать вы? (ответы детей)
Уроки чего преподнес нам Е. Носов? (человечности: добра, милосердия, сострадания всему живому)
Так о чем же все-таки рассказ? Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Как вы теперь ответите на вопрос занятия? Что на самом деле спасло петуха (Ответы детей: Доброе сердце Витьки, забота бабушки и случайный голос патефона спасли петуха от смерти.)
Самооценка «Восхождение на пик знаний»
Наше занятие- это восхождение на пик знаний. Если вы усвоили уроки человечности на примере рассказа Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас», отметьте флажок на вершине горы знаний. Если вы считаете, что недостаточно усвоили уроки человечности, то чуть ниже слева или справа. (дети отмечают).
Взаимооценка
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Я доволен твоей работой на занятии.
Ты мог бы поработать лучше.
«Человеческая доброта, жалость, сопереживание, милосердие способны творить чудеса, спасая все живое вокруг и даря людям счастье».
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе
Презентация к уроку
ХОД УРОКА
1. Сообщения учителя и учащихся. Заполнение таблицы.
Слово учителя
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 г. в селе Толмачеве под Курском на берегу Сейма в семье потомственного мастерового, кузнеца.
Этот удивительный край был воспет автором “Слова о полку Игореве”, Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным. Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела.
Каждое лето Евгений Носов проводил у деда с бабкой: “Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык был сущим кладезем. Быт, домовая и дворовая утварь того времени тоже хранили много понятий, теперь уже почти утраченных. ” Полуголодное детство научило мальчика промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Увлекался математикой и мечтал стать инженером. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.
Сообщение учащегося о детских годах Евгения Носова.
(учебник стр. 111-112)
Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе “Красное вино победы” (1969). Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с “раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане” он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа “Шумит луговая овсяница” (1973), — детство и война — “из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность”.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Евгения Носова можно отнести к представителям “деревенской прозы” и к не менее значимой в литературе XX века “окопной правде”. Ратный труд Е.И. Носова отмечен многими орденами и медалями.
В 1957 году — первая публикация: рассказ “Радуга” опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Через год увидел свет новый сборник “Рассказы”. Это было не робкое ученическое начало, а проза будущего крупного писателя.
Проза Е. Носова – это проза писателя, органически воспитанного на традициях народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, чёткое жизненное намерение и бессознательное очарование жизнью гармонично уживаются, дополняя друг друга.
В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская “акварельность” его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни.
Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник “Тридцать зерен” (1961). Притчей (краткий иносказательный поучительный рассказ) о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги. “Кто ты? — Я — Человек. — Что такое человек? Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. — Видишь нитку? Она привязана к форточке. Можно потянуть за нитку, захлопнуть форточку, и ты будешь поймана. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.
В повести “Усвятские шлемоносцы” (1977) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Незатейлив сюжет повести: усвятскими крестьянами получено известие о Великой Отечественной войне, их сборы, прощание с родными — и дорога на сборный пункт. Все это под пером мастера обретает символическую многомерность, утверждается традиционность, извечность народных представлений о войне и мире, о справедливости. Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием “Родник” (реж. А.Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля “Усвятские шлемоносцы”.
Обращение к таблице.
Родился в трудовой семье, многое испытал. Трудности, пережитые в детстве, научили будущего писателя преодолевать все невзгоды и лишения. Рано почувствовал свою причастность к Слову: много читал, наблюдал за жизнью вокруг.
2. Анализ рассказа “Как патефон петуха от смерти спас”.
Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.
— Назовите героев рассказа.
— Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?
— Где и когда происходит действие рассказа?
Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов “. и Витька засел дома на целую неделю”.
— Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Найдите изобразительные средства, передающие ощущение сильного холода. (Олицетворения, эпитеты).
— Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика “похолодела спина. ”. Каково значение данного словосочетания?
3. Исследовательская работа с текстом.
— Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?
Выразительное чтение от слов “Он был такой красивый и смелый. ” до слов “. и громко и благополучно завершал всё своё “ку-ка-ре-ку!”.
— Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
4. Лексическая работа.
— Назовите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?
— Как Витька пытается “утешить” петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?
— Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
— Подберите синонимы и антонимы к слову жалостливое.
Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.
Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.
— Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?
— Как бабушка лечила петуха?
— Что заставило петуха издать воинственный крик?
— Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? (Прочитать определение, записать).
— Найдите в тексте разговорные слова. Для чего они употреблены в тексте?
— Чему учит рассказ Евгения Носова?
Рассказ Евгения Носова учит добру, милосердию, состраданию всему живому.
5. Проблемный вопрос.
Что же на самом деле спасло петуха?
(Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются).
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее.
6. Составление отзыва. “Письмо по кругу”.
О чем написал рассказ Е.И.Носов?
Каждый член группы пишет в своей тетради первое предложение отзыва. Потом передает тетрадь соседу слева и берёт тетрадь у соседа справа, в которой пишет одно предложение в продолжение уже написанному соседом. Так передавать тетради, пока каждый ученик не получит свою. Таким образом, у каждого в тетради получится отзыв, написанный всей группой.
7. Рефлексия.
Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что узнали? Чему научились?
8. Домашнее задание.
Запишите в тетради ответ на вопрос: “Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?”
Доброе – это прекрасное в действии.
Ж.-Ж. Руссо
Биография Е.И. Носова | Мои замечания об услышанном |
Родился в 1925 г. в селе |
Толмачеве под Курском
Исследовательская работа с текстом
дорога стала сырой, влажной |
стучала громко капель |
наступил мороз |
пушистый иней |
солнце в мрачном сиянии |
голову отрубят |
похолодела спина |
портрет петуха |