черчение обучение самостоятельно с нуля
Черчение обучение самостоятельно с нуля
Раздел 1: Чтение и выполнение чертежей (4 часа)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Урок № 1: Предмет «Черчение». Правила оформления чертежей
Предыдущий урок | | Следующий урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ графы | Надпись в графах | Номер шрифта | |
1 | Название листа | 3,5 строчной | или 5 прописной |
2 | Масштаб | 5 | |
3 | Номер листа | 5 | |
4 | Чертил | 3,5 строчной | |
5 | Принял | 3,5 строчной | |
6 | НТГСПА | 5 прописной | |
7 | ХГФ | 5 | |
8 | Шифр (№ зачетной книжки) | 3,5 |
Для рамки на любом формате Напоминаю вам опять: Откладывайте слева 20, А от других сторон по 5.
При выполнении чертежей применяют линии разной толщины и начертания в соответствии с ГОСТ 2.303–68. Каждая из них имеет свое значение.
Таблица 2. Линии чертежа
Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров. Форматы листов определяются размерами внешней рамки (выполненной тонкой линией). Обозначения и размеры сторон должны соответствовать указанным на рис. 6.
Интересно, что в XXIII столетии основными линиями чертежа являлись сплошные контурные и точечные (пунктирные – с нем. punkt – точка) линии. Последние применялись в качестве линий невидимого контура и линий обрыва, а с появлением на чертежах размеров – в качестве выносных и размерных линий:
С повышением требования к чертежу в части его полноты и возможности проведения на нем графических преобразований с 40-х годов XIX столетия на чертежах стали применяться осевые линии. Их проводили сплошными линиями синего цвета.
Стремление к большей наглядности чертежа вызвало необходимость оттенения и раскраски чертежей. Однако от цветных линий, тушовки и раскраски пришлось отказаться в связи с новыми способами размножения чертежей – светокопированием (с 1897 г.) и фотографированием. Осевые линии стали проводить штрих-пунктирными. Для невидимого контура вместо точечных (пунктирных) линий стали применять штриховые. В начале XX столетия размерные, а затем и выносные линии стали проводить тонкими сплошными линиями, что способствовало ускорении работ по выполнению оригиналов и подлинников, увеличивало четкость их копий. Вместо раскраски мысленно рассеченных частей деталей стали наносить условные обозначения материалов с помощью штриховок различного вида.
Любые технические чертежи обычно сопровождаются надписями. Умелое их распределение на чертеже, аккуратное выполнение придаст чертежу строгость и четкость. Размеры шрифта, который вы выбираете, должны строго соответствовать размерам формата чертежа. Для хорошего чтения и восприятия надписей, а также правильного и быстрого их выполнения вам необходимо знать стандартный шрифт ГОСТ 2.304–81, применяемый для чертежей и другой технической документации как отраслей промышленности, так и строительства. Ниже для справок даны основные размеры шрифта типа В, поскольку он наиболее часто используется в учебных чертежах.
Таблица 3 Параметры и размеры чертежного шрифта
Параметры шрифта | Обозначение | Относительный размер | Размеры, мм | ||||||||
Размер шрифта – | |||||||||||
высота прописных букв | h | 10d | 1,8 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 | 20,0 | |
высота строчных букв | с | 7d | 1,3 | 1,8 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 | |
расстояние между буквами минимальный шаг | а | 2d | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | 2,0 | 2,8 | 4,0 | |
строк (высота вспомогательной | b | 17d | 3,1 | 4,3 | 6,0 | 8,5 | 12,0 | 17,0 | 24,0 | 34,0 | |
сетки) | |||||||||||
минимальное | |||||||||||
расстояние между словами | е | 6d | 1,1 | 1,5 | 2,1 | 3,0 | 4,2 | 6,0 | 8,4 | 12,0 | |
толщина линии шрифта | d | d | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | 2,0 |
Расстояние а между буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщину d линии шрифта.
Минимальным расстоянием, между словами (е), разделенными знаком препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним словом.
Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40 (применение шрифта размером 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б).
Как писать буквы, чтобы было просто, красиво и со вкусом!
1. Вертикальные и наклонные (под углом 75°) элементы проводим сверху вниз; горизонтальные – слева направо.
2. Если в букве есть скругления, то сначала выполняем скругления, а потом плавно соединяем их прямыми.
3. Серединный дополнительный элемент прописных букв чертежного шрифта Р, У, Ч, Я (где наиболее развита верхняя часть) проводим под средней линией вспомогательной сетки, в остальных случаях – над ней.
4. Для качественного выполнения надписей чертежным шрифтом сначала размечаем буквы тонкими линиями (мягким карандашом).
5. Направление обводки особенно важно, когда вы работаете пером или ручкой (гелиевой, шариковой и т.п.), при обводке тушью, краской и т.п.
Знаете ли вы, что впервые стандартный шрифт ввел Петр I еще в начале XVIII века. Его назвали «гражданским». С незначительными изменениями этот шрифт сохранился и до наших дней. Со шрифтом Петра I можно познакомиться в одной из первых печатных книг «Русская техника».
Однако большая часть чертежей до середины XIX века подписывалась обычным почерком. И чем он был замысловатей, тем лучше оценивалась работа чертежника. Только после 40-х годов XIX века стали встречаться чертежи, оформленные художественными шрифтами:
Елизаветинский, Канон малый, Рондо и другие.
Нанесение размеров. Масштабы
Основанием для суждения о величине изображаемого на чертеже предмета и его элементов служат размерные числа.
Правила для нанесения размеров на чертежах изложены в ГОСТ 2.307–68, а также частично в ГОСТ 2.109–73. При чтении размеров необходимо помнить, что размерные числа без обозначения единицы измерения указывают линейные размеры в миллиметрах. При других единицах измерения длины (см, м, км) их указывают на чертеже. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения, например: 4°; 4°30″; 0°30″40».
Нанесение размеров на технических чертежах обусловлено рядом специальных положений. Следует помнить, что с геометрической точки зрения без учета технологии изготовления изделия размеры следует наносить в такой последовательности:
Размеры каждой части формы предмета;
Размеры, связывающие геометрические формы между собой;
Габаритные размеры (наибольшая длина, высота, ширина). Масштаб – отношение
линейных размеров предмета на чертеже к его натуральным (действительным) размерам. Стандарт 2.302–68 устанавливает масштабы изображений на чертежах всех отраслей промышленности и строительства. При этом в машиностроении нередко используют масштаб натуральной величины (1:1) строительстве и архитектуре – масштабы уменьшения, в оптике и приборостроении – масштабы увеличения.
Рис. 28. Расстановка линейных размеров
Габаритные размеры – наи большие размеры детали по длине (80), высоте (50), толщине (4).
Размеры элементов – раз меры величины вырезов (30, 15), выступов, отверстий (016), пазов и т.д.
Если диаметр меньше 12 мм, то размерные числа и стрелки располагают снаружи окружности.
Если диаметр больше 20 мм и меньше 40 мм, то стрелки располагают внутри элемента, размерные числа – снаружи.
Если диаметр больше 40 мм, то размерные числа и стрелки располагают внутри окружности.
Размеры радиусов дуг наносят аналогично нанесению размеров окружностей.
Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
При расположении элементов предмета (отверстий, пазов, зубьев и т.п.) на одной оси или на одной окружности размеры, определяющие их взаимное расположение, наносят следующим образом:
От общей базы (поверхности, оси) – по рис. 31 а и 6;
Заданием размеров нескольких групп элементов от нескольких общих баз – по рис. 31 в;
Заданием размеров между смежными элементами (цепочкой) – по рис. 31г.
Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.
Проецирование на одну плоскость проекций
Проецирование – процесс получения изображения предмета на плоскости.
Плоскость проекции – плоскость, на которой получают проекцию предмета.
Проекция – изображение объекта, полученное при проецировании его на плоскость проекции.
В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает прямоугольным, косоугольным и центральным (рис. 37). Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т.е. под углом 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под прямым углом – косоугольным. Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.
В российских школах черчение вводится в курс обязательного изучения уже с 7 класса. На первых уроках ребята изучают основные правила, знакомятся с различными графическими способами передачи объекта на поверхность чистого листа и выполняют несложные чертежи. Этот урок характерно воздействует на мышление подростка, расширяет его кругозор и внимание. В будущем, основы черчения обязательно пригодятся при желании стать профессиональным инженером, архитектором, конструктором, строителем, дизайнером или специалистом любой другой технической профессии.
С чего начинается черчение?
Черчение для начинающих изучается с простых материалов, которые являются основой и порождают навык умения производить точный чертеж, согласно заданным параметрам. На первом этапе необходимо научится выполнять самые элементарные задания, связанные с делением прямых линий на равные части. Также к данной науке относится детальное изучение разномасштабных геометрических фигур и узоров симметричного типа. Чтобы выполнять чертеж на «отлично», нужны не только знания, но и точное зрение, а также удобные специальные инструменты для произведения чертежа.
Более сложный уровень черчения начинается на втором этапе изучения данного предмета. Его основой является умение в точности изображать топографические и географические карты, с максимально точным соблюдением масштаба, цветовых условий и специальных знаков. Такое сложное черчение, как правило, изучается в специализированных учебных заведениях, при выбранной специальности, требующей умений и навыков в этой сфере.
Чтобы соответствовать современным требованиям выбранной специальности, которая предусматривает обязательные знания данной науки, многие молодые люди интересуются возможностью изучения предмета самостоятельно. Как правило, такая проблема возникает при желании отучиться на техническую профессию, где умение правильно рисовать чертежи, схемы и эскизы просто необходимо!
Основной целью обучения черчению для начинающих является закрепление или получение знаний в области данного предмета, которые в свое время были получены на по черчению.
Навыки чертежного мастерства можно получить несколькими способами:
Платные курсы по черчению;
Индивидуальные занятия с профессиональным репетитором по данному предмету;
Самостоятельное изучение черчения с помощью компьютерных программ. В интернете также есть специальные сайты для начального изучения предмета, поэтому каждый желающий пользователь может без привлечения педагога, изучить черчение для начинающих в комфортном для себя режиме.
Разработка урока черчения для 8-9 классов
Составитель: учитель изобразительного искусства и черчения
Иванча Оксана Владимировна.
Развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических, пространственных представлений;
Развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
Материалы: наглядные пособия, чертежные инструменты для выполнения графической части урока.
3. Конкурс капитанов.
4. Графическая работа.
6. Конкурс капитанов.
7. Реконструкция чертежа.
8. Подведение итогов.
Конкурсы для команд «Художники» и «Конструкторы», развивающие логическое и пространственное мышление.
Обман зрения при рассматривании рисунков представляет большой интерес для художников и конструкторов.
а) Что перед вами: ваза или два силуэта в окне?
б) Дано изображение двух женщин, старой и молодой. Черты лица старой женщины представлены полнее, чем молодой, но в конце концов, оказывается видным и молодое лицо. Найди его. (см. прилож.)
2. Какие аксонометрические проекции книги представлены на рисунке? (см. прилож.)
3. Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметрии букв? Попробуйте выделить следующие группы букв:
а) имеющие только горизонтальную ось симметрии;
б) имеющие только вертикальную ось симметрии.
4. Какую ось симметрии имеют слова: НОС, ПОТОП.
5. Как нужно написать имя НАТАША, чтобы оно приобрело ось симметрии.
Задание для художников:
На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, кому принадлежат слова: «Где крик, там нет истинного знания».
Задание для конструкторов:
Таким же способом, используя проекции и аксонометрическое изображение, прочитайте: Что такое чертеж? (см. прилож.)
Задание для команд
а) На дно ящика с квадратным основанием плотно уложено 9 бильярдных шаров. На этот слой в углублениях положен второй слой, а в его углублениях – третий слой. Сколько шаров в ящике.
б) На урок черчения преподаватель принес предмет и поставил его на видное место. Контур этого предмета для всех учеников был одним и тем же. Что это за предмет?
2. С большинством этих предметов вы встречаетесь каждый день и не один раз. Узнайте их по проекции. (см. прилож.)
3. Поставьте на циферблате часов цифры 3,6,9,12
4. Найдите ошибку в рисунке шахматной доски.
5. Какая у стола крышка: круглая или квадратная?
6. Левая туфля перед вами или правая? (см. прилож.)
1.По двум проекциям постройте вид слева.
Для того чтобы показать из какого материала сделан тот или иной элемент здания или сооружения, на чертежах обычно не пишут названия материала, а применяют условные изображения, которые наносятся на разрезы соответствующих элементов. Знаете ли вы эти условные изображения? Попробуйте прочитать такой рассказ:
«Мы подошли к зданию Дворца искусств, который построен из таких материалов как 1, 2, 3, 4. Совсем недавно строители снимали здесь 5, возили для фундамента 6, теперь убирают мусор, неиспользованный материал 7, 8, 9. На площадке перед дворцом- фонтан, уже наполненный 10. Скоро открытие дворца». (см. прилож.)
Задание для капитанов
Поставьте буквенные обозначения проекций точек:
Задание для команд: используя аксонометрическое изображение детали постройте необходимое количество видов. (работа по карточкам)
На рисунке дано задание на реконструкцию изображения. Необходимо восстановить поврежденную часть чертежа на основе использования проекционных связей его сохранившихся частей. (задание на усмотрение учителя)
Подсчитывается количество баллов, набранных командами.
Воротников И.А. «Занимательное черчение». М., 1990.
Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.
|
Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.
Разметка прямоугольных деталей
При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).
Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).
Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.
Процесс изготовления изделия из древесины
В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .
В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.
|
В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).
Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.
- эта структура головного мозга осуществляет управление непроизвольными движениями
- Строчка зигзаг на швейной машине джаноме