чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения называется

Тест по теме: «Методы, формы и средства обучения»

Задание 1 (выберите правильный вариант ответа)

_________— это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемого для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

1) форма обучения; 2) дидактическая система;

3) метод обучения; 4) образование.

Задание 2 (выберите несколько вариантов ответа)

Образовательный процесс состоит из…

1) процесса обучения; 2) процесса усвоения;

3) процесса воспитания; 4) процесса адаптации.

Задание 3 (выберите правильный вариант ответа)

_______ — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

1) навыки; 2) дидактическая система;

3) знания; 4) познавательная деятельность.

Задание 4 (выберите правильный вариант ответа)

Метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения называется….

1) принципом обучения; 2) последовательностью обучения;

3) беседой; 4) упражнением

Задание 5 (выберите несколько вариантов ответа)

К традиционным видам дидактических средств относятся ….

1) аудио и вне учебные материалы; 2) телевидение и компьютер;

3) электронные издания учебного назначения; 4) конспекты.

Задание 6 (выберите правильный вариант ответа)

Особая область педагогики, изуча­ющая закономерности единого процесса образования и воспитания в обу­чении называется…

1) преподаванием; 2) научением;

3) дидактикой; 4) процесс обучения.

Задание 7 (выберите правильный вариант ответа)

_____ —это процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми резуль­татами.

1)предмет дидактики; 2) образование;

3) учение; 4) принцип обучения.

Задание 8 (выберите правильный вариант ответа)

Составная часть учебного процесса, его органический элемент, характеризующийся особым видом познавательной деятельности учащих­ся в соответствии с его специфическими функциями, называется…

1)звеном; 2) абстрактным мышлением;

3) планированием; 4) анализом результатов.

Задание 9 (выберите несколько вариантов ответа)

Способами учебной деятельности чвляются…

1)репродуктивный; 2) научностный;

3) проблемно-творческий; 4) принцип наглядности.

Задание 10 (выберите правильный вариант ответа)

______ — это обучение, при котором учащимся знания не со­общаются в готовом виде.

1)интерактивное обучение; 2) проблемное обучение;

3) программированное обучение; 3) адаптированное обучение.

Задание 11(выберите правильный вариант ответа)

_______ —это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся систематически применяемая для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.

1)обучение; 2) образование;

3) воспитание; 4) урок.

Задание 12(выберите несколько вариантов ответа)

Метод обучения называется…

1)совокупность приемов работы; 2)интеллектуально-воспитывающий;

3)способ деятельностити учителя и учащихся; 4)система действий учителя и учащихся.

Задание 13 (выберите правильный вариант ответа)

Урок содержит в себе ______ основных структурных элементов.

Задание 14(выберите правильный вариант ответа)

______ —это специально организуемый процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителя усваивают знания, умения, способы деятельности, познают себя, вырабатывают ценностное отношение к социальному опыту, окружающему миру и к себе.

1)процесс обучения; 2) развивающий процесс;

3) воспитывающий процесс; 4) познавательный процесс.

Задание 15 (выберите правильный вариант ответа)

_____ — это личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невербальные способы передачи информации.

1)обучение; 2) общение;

3) отметка; 4) оценка

Задание 16 (выберите правильный вариант ответа)

_____ —это процесс, включающий преподавание и учение, его суть — вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры.

1) обучение; 2) общение;

3) отметка; 4)обученность.

Задание 17 (выберите правильный вариант ответа)

_____ — это суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

3) обучение; 4) оценка.

Задание 18 (выберите правильный вариант ответа)

_____ —это качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.

Задание 19 (выберите правильный вариант ответа)

_____ — это уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.

1)обученность; 2) способности;

3)общение; 4) отметка.

Задание 20 (выберите правильный вариант ответа)

_____ —это наука о воспитании и педагогическом процессе, раскрывающая их общие теоретические основы и принципы организации.

1)лингвистика; 2)общая педагогика;

3) специальная педагогика; 4)педагогика обучения.

Задание 21 (выберите несколько вариантов ответа)

К внеурочному виду самостоятельной работы относят…

1) самостоятельные задания под ру­ководством учителя;

2) подготовку к семинарам и практи­ческим занятиям;

3) активное восприятие объяснения учителя;

4)самостоятельное изучение отдельных тем.

Задание 22(выберите несколько вариантов ответа)

К процессуальному компоненту самостоятельной работы относят…

1)умение планировать время и свою работу;

2) умения ставить и разрешать познавательные задачи;

3) умение перестраивать систему де­ятельности;

4) умения подбирать и усваивать определенное содержание.

Задание 23 (выберите несколько вариантов ответа)

К наиболее общим и значимым подходам современной дидактики относятся…

1)личностный подход; 2)целостный подход;

3) оптимизационный подход; 4) индивидуальный.

Задание 24( выберите правильный вариант ответа)

_____ —это своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики (новые проекты, программы, средства обучения, пособия, типы образовательных учреждений и т.д.)

1)инновационный процесс; 2)творческий процесс;

3) вне учебная деятельность; 4) нововведение.

Задание 25 (выберите правильный вариант ответа)

_____ это форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).

1) дистанционное обучение; 2) интерактивное обучение;

3)догматическое обучение; 4) правильного ответа нет.

Задание 26 (выберите правильный вариант ответа)

________ — этообучение, направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления.

1)дистанционное обучение; 2)догматическое обучение;

3)интерактивное обучение; 4) правильного ответа нет.

Задание 27 (выберите правильный вариант ответа)

________ —этоизучение материала на основе межпредметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, представленных с разных точек зрения.

1) классно-урочная система обучения;

2) исследовательский подход в обучении;

3) комплексное обучение;

4) интеграция в образовании.

Задание 28 (выберите правильный вариант ответа)

______ — это совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

1) классно-урочная система обучения;

2) исследовательский подход в обучении;

3) комплексное обучение;

4) интеграция в образовании.

Задание 29(выберите правильный вариант ответа)

_______ —это организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки.

1) классно-урочная система обучения;

2) исследовательский подход в обучении;

3) комплексное обучение;

4) интеграция в образовании.

Задание 30(выберите правильный вариант ответа)

Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса при______ форме обучения.

1)фронтальной; 2)групповой; 3)индивидуальной; 4)коллективной.

Источник

Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения

Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения»

С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.

Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.

Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.

Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.

Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.

Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Мы рассмотрели процессы воспитания и обучения. Выяснили что понятие воспитание имеет два значения:

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Источник

Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения

Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Беседа как метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения»

С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.

Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.

Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.

Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.

Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.

Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Мы рассмотрели процессы воспитания и обучения. Выяснили что понятие воспитание имеет два значения:

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *