через века в определении бога живет его творение на земле

В чем состоит замысел бога в отношении земли?

В ЧЕМ СОСТОИТ ЗАМЫСЕЛ БОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЛИ?

Многие люди, сомневающиеся в существовании всемогущего, любящего Бога, спрашивают: если Бог есть, то почему на протяжении всей истории он допускал столько зла и страданий? Почему он допускает то плачевное положение, которое мы наблюдаем повсюду? Почему он не положит конец войнам, преступности, несправедливости, нищете и всем остальным несчастьям, от которых во многих странах условия жизни ухудшаются с пугающей скоростью?

Кто-то считает, что Бог создал Вселенную, поместил на планету Земля людей и предоставил их самим себе. Тогда получается, что Бога нельзя винить в тех бедах и несчастьях, которые люди из-за жадности и злоупотреблений навлекают сами на себя.
С этой теорией согласны не все. Например, профессор физики Коньерз Херринг, признающий существование Бога, говорит: «Я не согласен с идеей, что Бог когда-то давным-давно запустил гигантский часовой механизм, а затем отошел в сторону и стал смотреть, как люди ломают голову над его загадкой. Не согласен в том числе и потому, что мой научный опыт не дает мне оснований верить в безупречную и единственно верную „часовую» модель Вселенной. Наши научные теории. можно совершенствовать до бесконечности, и все равно, я уверен, в них будут оставаться недочеты. По-моему, лучше все-таки верить в некую живую силу, которая как раз и позволяет постоянно улучшать наши научные теории».

ЗАМЫСЕЛ У БОГА ЕСТЬ.

Первоначальный замысел Бога состоял в том, чтобы планета Земля была населена праведными, совершенными людьми. Пророк Исаия сказал: «Так говорит Иегова, Творец небес, Он, истинный Бог, образовавший землю, и создавший ее; Он поставил ее; не по-пустому сотворил ее, для жительства образовал ее» (Исаия 45:18, ПАМ-перевод архимандрита Макария).

Чтобы населить Землю, Бог не стал создавать сразу множество людей, хотя это было бы для Него легко сделать, а предусмотрел их размножение. Вот что об этом говорит Библия: «От одного человека он сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли, установив определенные времена и пределы обитания людей, чтобы они искали Бога…» (Деяния 17:26,27). Вот что еще об этом говорится в Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:27,28). Восстание Адама и Евы не свело Божий замысел на нет, но все же оно повлекло за собой некоторые изменения, необходимые для того, чтобы замысел в отношении Земли и людей осуществился. На протяжении примерно 6000 лет Бог позволял человечеству действовать самостоятельно без его прямого руководства. Таков был выбор наших прародителей (Бытие 3:17—19; Второзаконие 32:4, 5). Эта независимость от руководства свыше и, как следствие, самостоятельное правление людей показало бы неспособность человека направлять свои стопы и неспособность господствовать над своими ближними во благо всем.

Безусловно, исход дела был известен Иегове с самого начала. Через своих пророков он выразил это в Библии. Например, пророк Иеремия писал: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:23).

О страшных последствиях многовековых попыток людей править друг над другом высказался мудрый Соломон. «Все это видал я, принимая к сердцу своему все дела, что делаются под солнцем, когда человек властвует над человеком, во вред ему» (Екклесиаст 8:9, «Танах», Д. Иосифон).Однако Всемогущий Бог отнюдь не просто «смотрит, как люди ломают голову над его загадкой»: у него имелась веская причина на то, чтобы в течение нескольких тысячелетий не вмешиваться в дела большей части человечества.

ДОСТИГНУТА СТОЯЩАЯ ЦЕЛЬ.

По сравнению со средней продолжительностью человеческой жизни (менее 100 лет) прошедшие 6 000 лет человеческой истории кажутся немалым сроком. Но для Бога они прошли как шесть дней, в его глазах не прошло и недели! Апостол Петр поясняет: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).

Затем Петр отвечает тем, кто обвиняет Бога в бездействии или промедлении: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Судя по тому, как исполняются библейские пророчества, мы живем в заключительный период «последних дней» этого безбожного мира (2 Тимофею 3:1—5, 13; Матфея 24:3—14). Бог уже недолго будет терпеть независимое от него человеческое правление, а также зло и страдания (Даниил 2:44). Вскоре предстоит величайшая скорбь, какой еще не видело человечество; она завершится «бранью в оный великий день Бога Вседержителя», Армагеддоном (Откровение 16:14, 16). В то время Бог не уничтожит свое творение, Землю,— он погубит губивших ее (Откровение 11:18).

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО БОГА.

После Армагеддона в живых останутся миллионы людей (Откровение 7:9—14). Исполнится пророчество из книги Притчей 2:21, 22: «Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее».

По замыслу Бога вслед за праведной войной — Армагеддоном — должен начаться особый период продолжительностью в тысячу лет (Откровение 20:1—3). Это будет тысячелетнее правление Сына Божьего, Иисуса Христа, Царя небесного Божьего Царства (Матфея 6:10). Во время счастливого правления Царства над землей Бог пробудит от смертного сна бессчетные миллионы людей, которые присоединятся к пережившим Армагеддон (Деяния 24:15). Все вместе они будут приведены к совершенству, и по прошествии тысячелетнего царствования Христа земля наконец наполнится совершенными мужчинами и женщинами, потомками Адама и Евы. Так победоносно и со славой осуществится Божий замысел.

Да, Бог «отрет. всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откровение 21:4, 5). Вне всяких сомнений, этот замысел осуществится в самом ближайшем будущем (Исаия 14 : 24, 27).

Источник

Откуда появился Бог: ищем ответы на вечные вопросы в Священном Писании

Во все времена человеческие умы пытались постичь Высший Разум. Учёные, философы и простой народ ищут ответ на главный вопрос о смысле жизни, который теснейшим образом связан с верой в Творца, Создателя вселенной. Решить головоломку, откуда появился Бог, в принципе невозможно по нескольким причинам, которые будут изложены дальше.

Почему тревожит вопрос о происхождении Бога?

Как правило, вопрос о создании Бога задают атеисты людям верующим, дабы посеять сомнения в некрепкие души, когда другие аргументы уже не действуют. Проблема в том, что человек изначально неправильно ставит вопрос, рассуждая о сложнейших вещах с позиции своего личного опыта. Рассудок говорит, что всё имеет своё начало, причину. Да, но только в материальном мире. Слово «появился» предполагает, что было время, когда Он не существовал, а потом «произошёл», то есть мысль оперирует категориями материальными, вещественными. С точки зрения здравой логики это является абсурдом. Бог сам создал время и находится за его границами. Он во много раз сложнее устроен, чем созданный Им мир. Это всё равно что искать повара в кастрюле с борщом.

через века в определении бога живет его творение на земле

Бог не принадлежит этому времени, Он вне его, соответственно нельзя сущность Божества анализировать с помощью законов физики, причинно-следственных связей земного мира. Мы знаем о Творце только то, что Он Сам нам поведал на страницах Священного Писания. И даже открывшиеся тайны Библии в полной мере не способен вместить ум человеческий. Очень многие истины необходимо принять на веру, например, что Бог — это Пресвятая Троица или Любовь, понятие вечности.

Важно! Бог — Высшее Существо, Создатель вселенной и всего что в ней. Ему нет равных ни на земле, ни на небе. Он всегда существовал, не имеет ни начала, ни конца. Его никто не создавал.

Верующее сердце никогда не мучится подобными сомнениями. По мере духовного возрастания Господь Сам открывает человеку всё нужное для жизни и спасения. Терзающие вопросы уходят тихо и мирно в небытие, а в душе поселяются неизреченная тишина, радость, несмотря на повседневную суету.

Беспокоить вопрос о появлении Бога может в случаях:

Свойства Божии как главное доказательство Его вневременности

Мы не способны познать Бога, но можем слегка приблизиться к пониманию Его сущности через сотворённый Им мир и живых существ. На страницах Священного Писания Господь открыл людям Свои основные свойства, размышляя над которыми, станет явна ограниченность человеческого разума, и вопрос о появлении Бога отпадёт сам собой как нецелесообразный.

через века в определении бога живет его творение на земле

Слово Божие говорит, что Бог — есть чистый и совершенный Дух, не имеющий тела, но обладающий абсолютной полнотой личностных качеств: разумом, волей, чувствами. Основными сущностными характеристиками Создателя являются:

Беспредельность подразумевает отсутствие всякого ограничения или недостатка. Господь обладает абсолютными совершенствами в полной мере или без меры. Самобытность предполагает наличие бытия Божия от Самого Себя, а не от другого существа. Из этого свойства вытекает и независимость. Создатель в Своих делах, проявлениях, силе определяется только Сам Собою, ни от кого не зависит. Неизмеримость понимается как неограниченность Божества пространством и местом, Он наполняет Собой всё и находится везде.

Категория вечности является показателем нахождения Бога вне времени, свободным от его условий, с отсутствием начала и конца. Неизменяемость говорит нам о постоянстве существа Божия, Его определениях, совершенствах и действиях. До сотворения мира и во все века существования человечества Господь остаётся одним и тем же.

В православной традиции святыми отцами выделяются ещё свойства ума, воли и чувств Божиих:

Всеведение означает знание Бога о Своей Сущности, действиях и проявлениях. Господь понимает причины, цели, суть и особенности создания каждого существа земного. Знает прошлое, настоящее и будущее. Видит днём и ночью не только добрые и злые дела, но помышления, намерения всех людей и ангелов. Зрит, что полезно и вредно каждому творению. Сердце человеческое для Него как открытая книга. Во всей полноте, вне времени Он созерцает всю вселенную одновременно.

через века в определении бога живет его творение на земле

Высочайшая премудрость Господня проявляется в знании лучших путей к достижению целей как Своих, так и каждого существа земного, а также оптимальных средств для выполнения поставленных задач. Только Он знает, как устроить всё безукоризненным способом. В связи с этим верующий народ обращается к Богу со своими молитвами, просьбами, прошениями, и Господь направляет сложные ситуации в нужное русло. А действует Он в этом мире через людей.

Свобода Божия обнаруживается при принятии решений, определений. Господь не нуждается в посторонних советах, а руководствуется лишь собственным разумом при отсутствии сомнений и противоречий.

Всемогущество выражается в абсолютной силе всё создавать и всем управлять. Отсюда наименование: Господь Вседержитель.

Святость проявляется как отсутствие в Боге всякого зла. Действия Его совершаются только в рамках нравственного закона. Господь стремится к добру и поощряет его в человеке.

Благость характеризует Бога как совершенное Добро, и созданиям Своим Он подаёт столько добра, сколько они могут безопасно принять в соответствии с индивидуальными качествами. Благость Божия в разных ситуациях может именоваться милостью, щедростью, просвещением.

Праведность состоит в действиях Бога в пределах Добра и нравственности, чего и требует Он от творений для нашего же блага, но не нарушая свободы воли человека.

Любовь является одним из названий Бога и одновременно Его свойством. Данное чувство вечно и безгранично пребывает между всеми Лицами Пресвятой Троицы и обильно изливается на все создания. Господь желает, чтобы и люди любили друг друга жертвенно, по-христиански, прощая согрешения всем, не завидуя, не превозносясь.

через века в определении бога живет его творение на земле

Всеблаженство означает пребывание Бога в постоянной радости, счастье, довольстве. Господь не испытывает недостатка и неудовлетворённости в чём-либо.

Через свойства Господь открывает нам тайны Своего существования и мироздания. Вполне вероятно, что качеств у Бога намного больше, но по нашей немощи и слабости Он поведал нам самые простые и доступные вещи для понимания. Ибо кто мы такие, чтобы познать Господа, если даже себя самих узнать не можем.

В поиске ответов на сложные вопросы в области веры Православная церковь рекомендует использовать Слово Божие и святоотеческие творения. При тщательном изучении Священного Писания у человека никогда не возникнет дилемма: откуда появился Бог, кто Его создал или как Он выглядит. Все эти недоразумения ни к чему хорошему не приведут. Лучшим вариантом будет просить у Бога дара крепкой веры, спасения и жизни вечной. А верующим и живущим по Его святому закону Господь способен рассеять все сомнения и даже бессмысленные вопросы.

Источник

Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной?

Приблизительное время чтения: 14 мин.

через века в определении бога живет его творение на земле

В наше время многие верят, что во Вселенной нет ни смысла, ни цели — только механическая работа бездумных природных сил, которые слепо привели нас в бытие и так же слепо уничтожат. Но христианская вера говорит о другом — во Вселенной разворачивается предвечный замысел любящего Создателя, направленный к нашей вечной жизни и вечной радости. Мы попробуем обозначить его основные этапы.

Творение

Вселенная, в которой мы живем, непредставимо огромна. Мы пользуемся разными единицами для измерения расстояний — в нашей квартире они измеряются метрами, в производственном помещении — десятками метров, в городе — километрами. Когда мы выходим за пределы нашей планеты, мерить километрами становится неудобно. Расстояние до Луны (среднее, потому что она обращается по эллиптической орбите) составляет 384400 километров; до Солнца — 149 600 000 километров. Поэтому астрономы за единицу измерения дальности приняли световой год. Это — расстояние, которое луч света — самое быстрое, что нам известно, — двигаясь со скоростью примерно триста тысяч километров в секунду, покрывает за год. До Солнца — восемь с половиной световых минут. До ближайшей к нам звезды (Альфы Центавра) — примерно четыре световых года. Размеры известной нам Вселенной составляют, насколько ученые могут подсчитать, десятки миллиардов световых лет.

В галактике — звездном скоплении, — к которой принадлежит наше Солнце, — несколько сот миллиардов звезд. Общее число галактик оценивается примерно в двести миллиардов. Древний псалмопевец говорит с благоговейным изумлением: Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс 8:4, 5). У нас еще больше оснований изумляться, чем у него, потому что мы разделяем его веру в то, что всё существующее — все эти бесчисленные звезды и галактики, всё, что мы видим и всё, что недоступно нашему взору, — создано Богом.

Мы, люди, созданы по образу Божию и наделены способностью к творчеству; мы примерно понимаем, что значит «творить». Писатель творит роман, художник — картину, композитор — симфонию. В каком-то отношении их творчество похоже на творчество Бога. Они вызывают к бытию то, чего не было раньше; их творения существуют только благодаря их воле и замыслу. Но есть и принципиальные отличия. Автор пишет на языке, который возник задолго до него; художник использует цвета и краски, которых он не создавал; композитор располагает в новом порядке звуки, которые не он придумал. Бог творит из ничего — Он не приводит в порядок какой-то уже существующий материал; абсолютно всё существующее в мироздании — время и пространство, цвета и звуки, мотыльки и архангелы — призвано в бытие из ничего Его творческой волей.

Роман или картина не исчезнут, если авторы про них забудут; материя холста и красок — как и книжных страниц — существует независимо от них. Но Вселенная каждое мгновение своего существования нуждается в Боге, и именно Он поддерживает в бытии каждый ее атом.

У людей бывают разные причины, чтобы творить, и нередко они просто пытаются восполнить какие-то свои нужды. Приобрести внимание других людей, социальный статус, просто заработать себе на хлеб. Это не обязательно плохо — многие изумительные шедевры были созданы потому, что художникам надо было кормить свои семьи. Однако даже в человеческом творчестве присутствует радость созидания как такового.

Бог творит не по необходимости — у Него нет нужд, которые Он искал бы восполнить. Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — изначально обладает всей полнотой бытия, жизни, радости и любви.

Творение есть абсолютно свободный, ничем не вынужденный акт щедрости. Бог пожелал — при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38:7) — разделить благо бытия с другими — с ангелами, людьми, мирозданием в целом.

Он терпеливо выращивал этот огромный сад — кварки, элементарные частицы, молекулы, минералы, затем растения и животных, — чтобы в него вошел тот, кто должен возделывать и хранить его, — человек, созданный по образу Божию.

Таинственное существо, принадлежащее к двум мирам — к миру материальному и миру духовному.

Люди глубоко укоренены в этом материальном мире, но у них есть нечто радикально иноприродное — бессмертная душа. Человек занимает совершенно особенное, центральное положение в творении Божием, объединяя и скрепляя собой эти два мира.

Но этим особенное положение человека в созданной Богом Вселенной не исчерпывается. Неживая материя неизменно повинуется законам, установленным Создателем; растения следуют своей генетической программе, животные — инстинкту. Человеку дано нечто гораздо большее — способность видеть себя со стороны, сказать «я», свобода — способность быть подлинным автором своих действий, способность к переживанию красоты и смысла, добра и правды, способность и стремление к познанию мира, и самое главное — способность вступить в доверительные, личные отношения с его Создателем, сказать Ему: «Ты, Господи!».

Все сотворенное по-своему отражает славу Божию, принимая благоволение Божие и питаясь Его благодатью; человек создан, чтобы отразить ее совершенно особым образом — не только принять Любовь Божию, но и вернуть Ему свою. Каждый мужчина и каждая женщина созданы, чтобы сделать это по-своему, и все вместе — чтобы познать и возлюбить Бога и возрадоваться Ему (и друг другу) вовеки. Мироздание приведено в бытие, чтобы быть домом и садом для вечной и бесконечно счастливой любви людей, ангелов и всех творений, семьи, глава которой — Бог.

Падение

Счастье в человеческой семье требует некоторых очевидных условий. Во-первых, люди должны согласиться быть счастливыми. Никого нельзя сделать счастливым в отношениях с другими помимо его (или ее) воли. Никто не может дать семейного счастья женщине, которая просто не хочет вступать в брак — каким бы идеальным ни был ее жених. Во-вторых, счастье предполагает личный рост — мы меняемся, делаемся другими, чтобы вместить это счастье. А растем мы, принимая решения, проявляя свою свободу; мы выбираем между верностью и изменой, заботой о других и капризным эгоизмом, доверием Богу или отказом Ему доверять.

Мы не станем честными и верными, пока у нас не будет возможности проявить честность (а значит, иметь возможность украсть — и не сделать этого) или верность (а значит, иметь возможность совершить предательство — и отказаться его совершать). Нельзя быть верным Государю, который ничего Вам и не доверял. Мы вырастаем в людей, способных к счастью — даже временному, тем более вечному — когда на каждом повороте добровольно избираем путь, который ведет к нему.

Но поскольку мы обладаем подлинной свободой и сами являемся авторами своих решений, мы можем выбрать и ложный путь. Мы можем выбрать несчастье. И наши прародители сделали именно это. И мы продолжаем это делать сейчас. Всё наше бытие несет на себе печать катастрофы космических масштабов, которую Церковь называет грехопадением. Именно эта катастрофа является причиной всего зла — всей боли, горя, потерянности и отчаяния нашего мира. Грех — не просто плохой поступок или совокупность плохих поступков; это глубокая порча самой человеческой природы, которая проявляет себя в конкретных актах зла, как, например, алкоголизм проявляет себя в конкретных актах выпивки. Иногда веру в испорченность человека и мира находят «мрачной». На самом деле, она полна светлой надежды — мы полагаем, что нынешнее состояние мира и нас самих ненормально, что мы созданы для чего-то намного лучшего, что в основании реальности лежит Божия любовь, создавшая нас для безграничного счастья, а несчастья, переживаемые людьми сейчас, есть проявление глубоко недолжного состояния мира. И мы верим в то, что это состояние будет исправлено.

Искупление

Искупление — очень обширное и многозначное понятие. Мы говорим, что кто-то искупил свою вину, когда он сделал — или претерпел — что-то, что позволяет исправить последствия его поступков и восстановить его отношения с людьми. Например, преступник отбыл положенное ему наказание, дурной человек исправился и приложил усилия к тому, чтобы загладить причиненное им зло, тот, кто нанес материальный ущерб, полностью за него расплатился. Но в искуплении, когда в него вмешивается Бог, появляется и другая сторона— оно не просто нейтрализует последствия совершенного зла, оно превращает их в почву, на которой растет какое-то новое добро. Один из примеров мы можем найти в Библии: это история Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство вЕ гипет, где он после ряда событий занял высокое положение при дворе фараона и, благодаря свой вере и предусмотрительности, спас множество жизней, в том числе— своих братьев. Как говорит он своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт 50:20).

Я знаю человека, который был героиновым наркоманом — он причинял великий вред себе и тяжкое горе своим родным. Он шел обычным в таких случаях путем: от редкого употребления ко все более частому, от меньших доз — к большим, от относительного житейского благополучия — к полному разорению и конфликтам с законом. Настал, однако, момент, когда он понял, что умрет, и очень скоро. Тогда он возопил к Богу о спасении и обратился за помощью — духовной и медицинской — в преодолении своего порока. Сейчас он уже давно не употребляет наркотики и работает в организации, которая оказывает помощь наркоманам. Его собственный страшный опыт дает ему возможность помогать другим людям, которые находятся в том же положении. Зло, которое он совершил в своей жизни, было не просто прощено и забыто после того как он покаялся и обратился к Богу, — опыт его преодоления оказался фундаментом для добра, которое иначе он не мог бы совершить. Бог одерживает победу над злом не тем, что совершенно не дает ему происходить (это значило бы лишить тварный мир самостоятельности, а людей — свободного произволения), а тем, что прекращает зло, а его последствия обращает в добро.

Бог трудится над искуплением падшего мира — многими, часто неизвестными нам и таинственными путями. Но центральные события истории спасения нам хорошо известны — они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем Востоке, в Палестине.

Им предшествует долгая подготовка — Бог избирает Себе народ, древний Израиль, общину верующих, которой Он открывается как единый и единственный Бог, Творец всего сущего. Он долго ведет этот народ и терпеливо учит его отвергать ложных языческих богов и хранить верность только Ему. Он также обещает через пророков приход Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало мессианской эре — эре восстановленной близости между людьми и Богом, эре мира и гармонии. Обо всем этом очень подробно повествует часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом; а Новый Завет начинается с события, ради которого все это совершалось. Вера ветхозаветного народа Божия достигает своей вершины в Деве по имени Мария, Той, которую, по Ее пророчеству, ублажат, то есть благословят и прославят, все поколения, потому что она станет Матерью Господа.

Через Нее сам Бог входит в сотворенный Им мир Человеком по имени Иисус из Назарета. Он становится эмбрионом, младенцем, ребенком, юношей, мужчиной. Бог-Сын становится Сыном Человеческим, человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Он входит в нашу историю изнутри, как один из нас, чтобы — как говорит Он сам — послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Мы не можем искупить себя, загладить свои грехи, восстановить наши отношения с Богом — это делает сам Бог в лице Иисуса Христа. Праведность проявляется в испытаниях; предельная праведность — перед лицом предельного зла. Любовь Божия сражалась за нас — и победила — когда мы возненавидели ее и распяли. Как говорит апостол, — Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:6–8).

Величайший ужас и трагедия — предательство и убийство Сына Божия — оборачивается величайшим торжеством — Его воскресением.

Царство

Царство Божие обычно понимается либо как место, куда спасенные отправляются после смерти, либо как полностью преображенное состояние мироздания, которое водворится после того, как весь этот мир переживет Суд Божий и окончательное разделение спасенных и погибших. То и другое не совсем верно. В притчах Господь описывает реальность Царства как посюстороннюю и уже присутствующую в мире.

Его присутствие описывается не как внезапная перемена, а как постепенный, долгий, даже незаметный для посторонних процесс роста — в притче о плевелах речь идет о том, как «взошла зелень и показался плод», в притче о горчичном семени — о том, как из маленького семени растет большое дерево, в притче о закваске — о том, как закваска постепенно меняет всё тесто.

Для тех, кто не хочет его видеть, Царство остается «неприметным», как говорит Господь: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20,21). Царство — это реальность, уже присутствующая в мире, которая со времени прихода Господа долгое время (дерево не растет за одну ночь) растет и развивается. Царство (возможно, было бы лучше перевести как «царствование») — это Церковь, реальность, в которой Христос царствует в жизни своих верных. В этом отношении Царство уже пришло с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.

Мы решаем — здесь и теперь — хотим мы сделаться подданными Царства или нет, принять совершенное Христом Искупление или нет. Бог обратил наркоманский опыт моего знакомого ко благу, когда он покаялся и обратился к Богу — и, если бы он отказался это сделать, он бы погиб. Христос может обратить самые горькие, страшные и даже позорные моменты нашей жизни ко благу — если мы предадим нашу жизнь Ему; Он может сделать нас подданными Своего Царства, если мы только Его примем.

В благочестивой семье, где все любят друг друга, в церковной общине, где люди трудятся над созиданием подлинного братства, мы уже видим острова Царства, оно уже проступает через реалии падшего мира.

В начале ХХ века были богословы, которые полагали, что Царство постепенно и плавно утвердится в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменит нравы сначала в развитых христианских странах, потом и во всем мире. Такой взгляд был, с одной стороны, слишком пессимистичным, с другой — слишком оптимистичным. Человеколюбивое общество, отмеченное мягкими и кроткими нравами — это очень хорошо, но Бог уготовал нам нечто неизмеримо большее. Евангелие много содействует улучшению нравов, но возвещает оно — вечную жизнь. С другой стороны, ужасы ХХ века показали реальность сил зла и греха в мире и поставили под вопрос наивную веру в неотвратимый постепенный прогресс. Да, в 1911 году любой, кто рассказал бы о событиях последующего полувека, показался бы мрачным, гротескным фантазером, если не безумцем. Но мы знаем, что последовало за этим — кровавые войны, революции, утверждение неслыханных в истории идеологических тираний, массовые преследования и геноцид.

Поэтому гораздо разумнее держаться того, что прямо возвещается в Писании и Предании — Царство сделается явным и утвердится над всею землею, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противления предпримут последнюю — и, даже, как покажется на какое-то время, успешную — попытку утвердить свою власть над миром, и, главное, над умами и сердцами людей.

Эти силы найдут себе главу в лице всемирного диктатора, который будет претендовать не только на политическую власть, но и на религиозное поклонение — того, кого святой апостол Павел называет «человеком греха» и «сыном погибели», а апостол Иоанн — Антихристом. Его правление, однако, продолжится недолго — Господь Иисус положит ему конец, когда вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых и преобразить всё лицо мира.

Жизнь будущего века

Наши глубочайшие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, все творение будет исцелено. Мы увидим, как слава и радость спасенного мира будет больше, чем слава и радость первозданного.

Спасенное человечество будет вечно жить в доме своего Отца и с любовью возделывать Его сад. Мы не можем описать это в подробностях — наш язык неизбежно спотыкается при попытке говорить о реальности будущего века, но иногда Бог дает нам предчувствовать это; иногда нам помогает в этом красота природы или доброта людей, или творения великих композиторов и художников. Жизнь христианина — это жизнь в надежде и ожидании; мы знаем, что Божий замысел совершится, что любые скорби временны, а радость — вечна, и мы уже узнаем отблески этой радости в нашей душе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *