черниговская как научить мозг учиться слушать

Татьяна Черниговская: как тренировать мозг, память, мышление?

Интервью с Татьяной Черниговской о развитии когнитивных способностей мозга и некоторых особенностях его работы.

(Татьяна Владимировна Черниговская (1947) — советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ (2010))

МОЗГ НЕ УМЕЕТ НЕ УЧИТЬСЯ

— Зачем книга нужна мозгу?

— Мозгу, как и всему другому в организме, нужна пища. Но он питается информацией из идеального мира, а не жирами-белками-углеводами. Книга является такой пищей, одной из лучших.

— Какова ключевая альтернатива книги для мозга? Интернет, прямая закачка в мозг, 25 кадр? Есть ли такая альтернатива вообще?

— 25 кадр – разговоры на кухне. Остальные перечисленные вами вещи – не альтернатива. Строго говоря, все равно – читаете ли вы бумажную книгу или папирус, или страницу в браузере. Но тип процесса, который происходит, когда вы читаете электронные вещи, другой. Недавно я узнала от крупного офтальмолога, что раньше приходили дети с последствиями удара по лицу (во дворе играли и ударили в глаз), а сегодня таких почти нет, но массово идут дети с близорукостью. Она вызвана круглосуточным просмотром разных гаджетов – планшетов, телефонов и т.п. Это другая работа не только мозга, но и глаза.

— Зачем человеку нужна книга в эпоху информационного цунами?

— Вот многим и не нужна! Я сноб, мне важно держать в руках книгу. Но я, увы, провожу за компьютером много часов в день. Работаю, пишу, читаю. Но мне никогда не придет в голову читать Бродского или Гоголя с монитора. Если вдруг и придет – я пойму, что сошла с ума и пойду сдаваться врачам. Это совершенно другое занятие. Это не черпание информации. Это изящная, изысканная работа. Для сравнения: можно рассматривать альбом с дешевыми репродукциями, а можно пойти в Эрмитаж и там любоваться подлинниками.

— Мозг «вытесняет» книгу, как атавизм? Или снижение количества читателей имеет другие причины?

— Мозг не причем. Проблема в общем падении культуры. Некоторые согласны на продукцию фастфуда вместо того, что делает хороший шеф-повар. Если мы согласны есть попкорн – тогда все в порядке.

— Могут ли книги являться инструментами стимулирования нейрогенеза? Или возникновение новых нейронов возможно только в ситуации практического нового опыта?

— Все, с чем сталкивается мозг, влияет на нейрогенез! Вот мы с вами сейчас общаемся. У вас и у меня много чего «загнулось» и образовалось. Это жизнь мозга так выглядит. Другой вопрос – какие связи? Это сложные ассоциативные связи человека, который много читал, знал, думал, пил разные напитки и слушал разную музыку и шум моря – тогда у него поле обширное, широкое и богатое. А если он смотрит в маленькое окошечко телефона – то тогда и мозг будет «плохой».

Единственное, чего мозг не умеет – не учиться. Он учится все время! Вопрос только в том, что ему предлагают. «Пищу» высокого класса или низкого качества – такой и будет мозг.

С КНИГОЙ МЫ ОТДЫХАЕМ?

— Мозг может отдыхать во время чтения? Или это нагрузка?

— Смотря как читать. Если у вас какие-то проблемы и вы читаете – вы можете пролистать несколько страниц, глазами вы их прочли. Но мозгом вы их не прочли и не знаете, о чем сюжет. Это было механическое сканирование текста! И в этом случае мозг занят другой работой. А если это настоящее чтение – не знаю, как это назвать, работа или отдых? Чудесная литература – это отдых? Я не уверена.Я не уверена, что мозг знает, что такое отдых. Это смена занятий. И что тут является отдыхом, а что работой? Не формальная договоренность, мол, когда я слушаю музыку – это отдых. А может быть, это гораздо более сложная работа, нежели решение математической задачи?

— Полезно ли или вредно читать сразу несколько книг?

— Точного ответа нет. Зависит от человека. Кто к чему привык. Я всегда читаю несколько книг одновременно. И научных, и художественных. Параллельно. Я так привыкла.

В чем разница между чтением научной и художественной литературы?

— В том, какую вы ставите цель. Если это не философская книга, а какая-то более техническая вещь, тогда моя цель выяснить: что человек делал, каким способом и как это получить. Технически – относительно простая задача.

Для примера: я смотрю много фильмов разных лет про Шерлока Холмса. Уж явно не потому, что я не знаю сюжета, все это у меня давно в печенках сидит. Мне интересно, как действуют герои – как они говорят, как ходят, как думают, как разговаривают. У меня другая задача, и она сложна. Это непростая работа. И это полностью относится к книге.

Меня поражает, что люди – такие существа, которые в отличие от других соседей по планете, живут в неменьшей мере во второй действительности, нежели в реальном мире. Появившись на свет, мы начали создавать произведения искусства, они играют для нас большую роль. Мы переживаем о героях романа порой больше, чем о происходящем в реале.

А уж говоря про мозг – так я совершенно точно могу сказать, ему все равно: он реально это испытывает или вспоминает или вообще выдумывает. Эту поразительную мысль сказала не я, а И. Сеченов в конце 19 века. Тогда не было томографов, которые сегодня умеют фиксировать мои сильные внутренние переживания при воспоминаниях о чем-либо. А сегодня они фиксируют такую же мозговую активность, как если бы это происходило на самом деле.

Вот так мозг и развивается – при чтении хороших книг. Или чем-то аналогичном, например, разговорах с умными людьми. Интеллект развивается (технически пошлым образом скажу) – при помощи переработки интеллектуальной информации, поступающей в ваш мозг любым способом. Это может быть фильм, танец, разговор, что угодно. Но книга, конечно, главный игрок, о чем говорить! Важнее ее нет ничего в нашей цивилизации. Пусть она не бумажная, а в виде пикселов, но она все равно книга. Хотя мой выбор однозначен.

ЧЕЛОВЕК И ИНФУЗОРИЯ

— Можно ли рассматривать деятельность мозга человека отдельно от сознания, ума? Создает ли мозг мысли? Или это делает сознание?

— Тут ответ простой: никто не знает, что делает сознание.

Не верьте тому, кто скажет, что знает это. Нет договоренности о том, что мы будем считать сознанием. Огромный разброс мнений на эту тему! Некоторые люди считают, что сознание присуще всему живому. В т.ч. и инфузории-туфельке. Но очень простое. А если мы говорим, что сознание очень сложная вещь – надо признать, что большинство людей им не обладают. Косвенно могу ответить вот так: у нас нет свидетельств, что сознание может появиться где-то, кроме мозга.

Наука требует доказательств, и пока ничего не намекает на то, что они появятся.

Наука ведь подразумевает повторяемость явлений, проверяемость и статистическую достоверность.

Существуют тысячи свидетельств от художников и поэтов, которые чуть ли не отрицают свое авторство (речь о том, что сознание витает где-то в космосе). Дикое количество «свидетельств», которые говорят – я проснулся ночью, что-то вроде написал, а на листе бумаги гениальное стихотворение.

Что это? Трудно сказать. Научным образом я бы ответила так – всякие открытия и такие состояние интеллектуальных и художественных прорывов проходят в каком-то тумане, не в ясном состоянии. Поскольку ты не контролируешь этого, появляется ощущение, что «я только записал», будто это кто-то другой делает.

А кто автор? Это сложный вопрос. И это без всякой мистики! Я не имею в виду фей, но метафорически… Да, явилась и да, водила. Рука сама по себе ничего не делает. Если мозг не прикажет. Хозяин у этой истории – один, это мозг. И он не очень допускает до своих тайн.

черниговская как научить мозг учиться слушать

Лига психотерапии

4.1K постов 22.5K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

О опять тут эта «ученая» выдающая свои философские домыслы за факты.

Мне нравятся ее работы. В моем журнале ЖЖ есть интервью с ней, которое мне понравилось. Но я сходу не согласен, что мозгу нужна только информация. Только прекратить в мозг приход крови, мы будем иметь серьезные проблемы сразу же. Мозговым клеткам нужно питание как и всем остальным. Мозг нуждается в постоянном поступлении кислорода и других питательных веществ.

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

Как осчастливить библиотекаршу

Отнес в библиотеку Исигуро. Только зашел, вижу, библиотекарша сегодня какая-то довольная особенно. Ещё не знаю почему, но уже чувствую, что скоро узнаю. Так бывает: смотришь на человека и понимаешь, что он тебе что-то расскажет.

Стол, за которым она работает, отделен невысокой административной стойкой. Кладу туда Исигуро. Она забирает. Что-то оформляет. Наконец многозначительно произносит:

— А нам книги новые пришли. — видно, ей хочется, чтобы я спросил об этом.

— А где они? — спрашиваю.

Она взглядом показывает на край стойки. Там лежит Кинг.

— Вот, — говорит, — Кинг. За два дня прочитала. Потрясающая, — и такая счастливая вся! Неясно, от чего больше: от того, что книга новая, что за два дня прочитала или что это Кинг.

Беру Кинга в руки, листаю. Выписывать не планирую, но хочу разделить с ней этот торжественный момент.

— Дааа, — говорю, — здорово. А Саша Соколов у вас есть?

Уходит и через две минуты выносит мне такого свежего красивого Сашу Соколова.

— Ого! — говорю. — Ничего себе! Какое классное издание! Я вот Соколова даже в магазинах не могу найти, — а я правда не могу его найти уже несколько лет. Каждый раз, когда собираюсь купить, он заканчивается с пометкой «нет на складе». На мне какой-то сашасоколовский отворот.

— А Кинга, — говорит она снова о своей радости, — вообще ещё в продаже нет. А к нам приехал! — И глаза блестят у неё так! Кажется, в этом её счастье слилось всё: и приехало что-то не древнее, и книга понравилась, и прочитала она её прежде других.

— Вы сами заказываете книги? — спрашиваю.

— Да. — отвечает. — Раньше нам выписывали. — Делает паузу, глазами проводит по стойкам с книгами, как будто показывает, что привозили, потом подводит этой оценке итог, — Такая фигня приходила! Меня сюда назначили, я посмотрела на это и сказала: «Нет, сама буду выбирать». Заказала, и вы представляете, пришло! — И опять такая невозможно счастливая.

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

Философия будущего

Философия середины-конца XIX века подарила человечеству нечто большее, чем планы социального переустройства или две мировые войны. Она подарила нам надежды на лучшее будущее. Неважно в каком виде и при каком порядке. Факт в том, что оно у нас появилось. А вслед за этими надеждами появились они, писатели-футуристы, кого ныне называют фантастами. Эдгар Бероуз, Станислав Лем, Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Айзек Азимов. Их были десятки.

А затем фантастика становилась реальностью. Спутник. Полет в космос. Человек на луне. Микроволновка. Химиотерапия. Антибиотики. Казалось, что Человеку покорно все. Одни готовились покорить Марс, другие изучали Венеру. Вояджеры стартовали за пределы Солнечной системы. В Великое Ничто ушли «Мир. Ленин. СССР» и «Послание «Аресибо»». На пыльных тропинках далеких планет появлялись наши следы. Воплощенное ожидание близкого счастья. Счастья покорения Вселенной.

На несколько лет нас погрузило в недалекое будущее, в котором царили утвержденные Стерлингом в предисловии к «Сожжение Хром» hi tech low life, после чего наступил закономерный отказ систем. Такого неуютного и неприглядного не хотелось никому. А затем закончилась Холодная война, из-за чего все радостно провозгласили «конец истории» и наступление всеобщего счастья вот здесь и вот сейчас.

Мода на реализм пришла даже в жанр изначально литературно-сказочный. Просто однажды кто-то взял и вместо Толкина водрузил на стол Черный Отряд вместе с Гервантом из Рыбли и сказал «ВОТ ТАК НАДО!». И понеслась. Словно бы все разом решили переплюнуть друг друга в максимально дословном привнесении своей мерзости и натуралистичности в сказку.

Что ж. Теперь мы все живем в реальности. С широким спектром предлагаемых достоинств. Всеобщее счастье. Всем. Даром. Даже с гарантированным посмертием от кого-нибудь.

Вот только будущего у нас нет.

Автор: Александр Викторов

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Источник

Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться

123.64 MB 01:33:57 116K

Способности мозга Как научить мозг учиться Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская как мозг нас обманывает почему врут честные люди и как прокачать интеллект

120.31 MB 01:31:25 113K

Татьяна Черниговская Советы для тех кто хочет развиваться

Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться 24 09 2017

Как обучаться правильно Что любит наш мозг Стратегии обучения Татьяна Черниговская

Как учится мозг Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская Как воспитывать детей

Как правильно воспитывать детей рассуждения Татьяна Черниговская

Черниговская Т В Научить мозг учиться

Т В Черниговская Лекция Как научить мозг учиться London Аудиокнига

Мозг и чтение Татьяна Черниговская Часть 1

Открытая лекция профессора Татьяны Черниговской Сознание и мозг

Черниговская Т В Полезные советы память ум мозг чтение обучение и т д

Как понять самого себя Нам надо поговорить с Татьяной Черниговской

Татьяна Черниговская Как научить мозг работать

8 04 15 Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться анонс лекции

Татьяна Черниговская Мозг это хозяин или слуга лекция

Чтение и мозг Как подготовить ребенка к чтению Татьяна Черниговская

КАК ВИРУС ПОМЕНЯЛ НАС РЕАКЦИЯ ТАТЬЯНЫ ЧЕРНИГОВСКОЙ

Мозг и я это не одно и тоже Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться

Лекция Т Черниговской Как научить мозг учиться

Обучение и мозг Татьяна Черниговская

Зачем мозгу учиться и как это делать правильно

Татьяна Черниговская Как наш мозг обрабатывает информацию Как мозг учится принимать решения

Как музыка развивает мозг ребенка Т Черниговская

Мозг Великий обманщик Наш мозг нас обманывает Татьяна Черниговская

Мозг как самый загадочный объект во Вселенной Татьяна Черниговская

Саммари Лучшей лекции Татьяны Черниговской Как научить мозг учиться Вся суть за 15 минут

Татьяна Черниговская Наш мозг и наша речь

Мозг сознание душа Как связаны мозг и душа Татьяна Черниговская

Т В Черниговская Лекция Как научить мозг учиться Аудиокнига

Мозг и разум или кто в доме хозяин Татьяна Черниговская

Мозг зеркальный и неверный Татьяна Черниговская

Взаимодействие мозга и тела человека Татьяна Черниговская

Как тренировать мозг Память Мышление Татьяна Владимировна Черниговская

Черниговская Т В Феномен памяти Как настроить Как улучшить

Как мысль порождается материей мозга Татьяна Черниговская

Как тренировать мозг Память Мышление Татьяна Владимировна Черниговская

Мозг и творчество Татьяна Черниговская

Мозг и искусство Лекция Татьяны Черниговской

Татьяна Черниговская Язык и мозг взгляд из XXI века

Творчество как предназначение мозга лекция Черниговской Т В

Мозг вселенная внутри нас Татьяна Черниговская

Лекция Татьяны Черниговской Язык и мозг

Что делать чтобы развить мозг Татьяна Черниговская на Гайдаровском Форуме

Гость Татьяна Черниговская Познер Выпуск от 25 04 2016

Дислексия у детей как преодолеть трудности с чтением и письмом Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская Ответы на вопросы по лекции Когнитивная эволюция

ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СПЯТИЛО

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Черниговская Лекция Как Научить Мозг Учиться в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться длительностью 1 ч, 33 мин и 57 сек, размер файла 123.64 MB.

Черниговская Лекция Как Научить Мозг Учиться

Blue Atlantic Mystery Gabriel Yared

Пташка Океан Ельзи

Руфан Танха Дурманишь Меня

Eye For An Eye Feat Fernando Aneesh Gera

Очень Красивое Чтение Священного Корана Кори Фарух Из Таджикистана

Gurns Victim Third Degree Gurns

David Arch Milonga Del Angel

Аби Аби Гето Песня

Ben Nası Büyük Adam Olucam Pinhani

Medaka Box Amv Kumagawa Misogi Good Loser

Piece Of Shit Mesc

Cantiones Sacrae De Festis Deus Noster Refugium Dresdner Kreuzchor Roderich Kreile Georg Güldner Felix Morgner Sebastian Dominik Pfeifer

Mustelide Golden Pool

Morgenstern Type Beat

Dato Верила Ремикс

Forensic Psychiatry Nuttkase

Девушки Бывают Разные

Field Goal Feat Deli Tha Villain Little Larry

Elas Que Mandam Davi Lemos Dj Mc 7 Belo

Не Можу Без Тебе Океан Ельзи

По Твоим Глазам Saint Jesy

Ventrilocuo Feat Soone Flexer Azetak Paka Hf

Источник

Лекция «Как научить мозг учиться»

черниговская как научить мозг учиться слушать

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

черниговская как научить мозг учиться слушать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Нам пора обсудить – как воспользоваться знаниями о мозге, чтобы научить людей учиться! Попробуем оптимизировать процесс извлечения информации из внешнего, а также из внутреннего мира.

Будем учиться искать информацию и правильно ее упаковывать. И вообще выполнять интеллектуальную работу наиболее эффективно. Потому что лучшее, что умеет ее делать – это не компьютер, а наш мозг.

Если бы нам удалось узнать все его тайны – это помогло бы нам иначе организовать образование, иначе воспитывать детей и изменить многое и в своей жизни.

Но кое-что мы уже знаем. И это знание надо использовать!

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

С этой книгой слушают

Отзывы 48

Те, кто не первый раз слушает лекции «Прямой речи», знают, что лекторы порой сами удивляются заявленной организаторами теме. Вот и Татьяна Черниговская тоже удивилась. Рассказывает она эмоционально, живо, увлекательно (почему-то мне все время слышатся интонации и словечки Ильи Колмановского). В ее лекции много интересного и полезного. Но не ждите готового рецепта, как же научить свой мозг учиться. Тут не помог даже вопрос из зала.

И, кстати, было бы хорошо, если бы «Прямая речь» прикладывала к аудиофайлу те диаграммы, картинки, схемы и пр., которыми лекторы сопровождают свои выступления (в данной лекции это особенно актуально, ибо иллюстраций, судя по всему, было много и они были важны).

Те, кто не первый раз слушает лекции «Прямой речи», знают, что лекторы порой сами удивляются заявленной организаторами теме. Вот и Татьяна Черниговская тоже удивилась. Рассказывает она эмоционально, живо, увлекательно (почему-то мне все время слышатся интонации и словечки Ильи Колмановского). В ее лекции много интересного и полезного. Но не ждите готового рецепта, как же научить свой мозг учиться. Тут не помог даже вопрос из зала.

И, кстати, было бы хорошо, если бы «Прямая речь» прикладывала к аудиофайлу те диаграммы, картинки, схемы и пр., которыми лекторы сопровождают свои выступления (в данной лекции это особенно актуально, ибо иллюстраций, судя по всему, было много и они были важны).

черниговская как научить мозг учиться слушать

После прослушивания лекции увидел отзывы некоторых читателей и «…пришел в ужас…», выражаясь любимой фразой автора лекции. Черниговская в этом году номинирована на золотую медаль за популяризацию научных знаний. Высококвалифицированный специалист, ученый с мировым именем, в наиболее удобоваримой форме, совершенно обычного, неподготовленного слушателя подталкивает, заставляет думать в направлении заявленной темы. Те кто ждут от 1,5 часовой лекции полного свода правил обучения мозга, боюсь, будут разочарованы. Таким лучше читать «взлом мозга для чайника в картинках». Вообще, по-моему, крайне странно полагать что ответ на столь всеобъемлющий вопрос может быть помещен в столь мизерные рамки лекции. Опять же если она начнет говорить длинно и нудно, сыпя непонятной терминологией, обычный человек ничегошеньки не поймет. Хотя конечно сможет похвастаться перед другими, что прослушал столь умную лекцию. Задача лектора увлечь, заставить слушателя искать, копаться, думать, читать. Вот что способно поднять мозг на другой уровень.

черниговская как научить мозг учиться слушать

После прослушивания лекции увидел отзывы некоторых читателей и «…пришел в ужас…», выражаясь любимой фразой автора лекции. Черниговская в этом году номинирована на золотую медаль за популяризацию научных знаний. Высококвалифицированный специалист, ученый с мировым именем, в наиболее удобоваримой форме, совершенно обычного, неподготовленного слушателя подталкивает, заставляет думать в направлении заявленной темы. Те кто ждут от 1,5 часовой лекции полного свода правил обучения мозга, боюсь, будут разочарованы. Таким лучше читать «взлом мозга для чайника в картинках». Вообще, по-моему, крайне странно полагать что ответ на столь всеобъемлющий вопрос может быть помещен в столь мизерные рамки лекции. Опять же если она начнет говорить длинно и нудно, сыпя непонятной терминологией, обычный человек ничегошеньки не поймет. Хотя конечно сможет похвастаться перед другими, что прослушал столь умную лекцию. Задача лектора увлечь, заставить слушателя искать, копаться, думать, читать. Вот что способно поднять мозг на другой уровень.

черниговская как научить мозг учиться слушать

Это не совсем аудиокнига, это лекция.

Причем судя по озвученным комментариям к новостям записана относительно недавно.

Автор рассказывает эмоционально, не скучно.

Слегка коробит от некоторых оборотов речи лектора: «убила бы» и т.п. звучит много раз.

Вероятно, так взбадривают слушателей?

Автор спустилась на несколько ступенек вниз, чтобы попытаться доходчиво объяснить сложную науку о мозге простому обывателю.

1. То что мы знали о мозге раньше не совсем правильно. Левое и правое полушарие. Мужчина и женщина.

2. Мозг – «мышца» и ее надо развивать. Хорошо развивает мозг обучение языку, но учить язык просто ради тренировки мозга если смысл?

3. Большая масса мозга не равно большому уму, у древних людей (неадертальцы, денисовцы) мозг был больше.

4. Очень важна для мозга музыка, особенно в детстве – обучение музыке. Рисовать (мелкая моторика) тоже хорошо.

5. По томографии мозга с помощью тестов легко определить родной язык носителя. От себя: «жаль Штирлица 21-го века».

6. У переводчиков-синхронистов по томографии в мозгу происходит буря, но они ничего не помнят из перевода.

7. Мозг уникальный объект, по мощи и памяти все компьютеры мира.

8. Евреи правильно хвалят детей. Про детей и их развитие.

9. Вопросы слушателей.

Вспомнив содержание лекции потренировал свой мозг. Чего и Вам желаю. Но автор постоянно философски спрашивает: «зачем?»

Источник

Главные выдержки из книги «Как научить мозг учиться» Татьяны Черниговской

черниговская как научить мозг учиться слушать

черниговская как научить мозг учиться слушать

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Мы живем в мире, в котором стремительно развиваются технологии, науки. Каждый день совершаются новые и новые открытия, которые часто противоречат прежним, сделанным 20 лет назад. Поэтому у современного человека, если он хочет быть профессионалом в своей области, обучение не заканчивается после получения диплома. Нам постоянно приходится учиться новому. Более того, многие из нас этого хотят. Мы стремимся к саморазвитию и самообразованию, изучаем новые языки.

Кто такая Татьяна Черниговская?

черниговская как научить мозг учиться слушать

Татьяна Черниговская, доктор биологических и филологических наук, ученый в области психолингвистики и нейронауки, которая большую часть своей жизни посвятила изучению мозга и сознания, утверждает, что на сегодняшний день главное, чему мы должны научиться, и научить своих детей – это то, как правильно учиться.

Нам кажется, что мы это умеем, ведь все мы учились в школе. На что Татьяна Черниговская отвечает: школа никогда не учила нас тому, как учиться правильно. Она учила нас логарифмам, законами физики и в каком году женился Наполеон, а еще она учила нас правильно делать шпаргалки и списывать. А вот учиться мы так и не научились.

В своей знаменитой лекции «Как научить мозг учиться», она рассказала:

Мальчиков и девочек нужно учить по-разному

Для успешного обучения мальчиков:

черниговская как научить мозг учиться слушать

Татьяна Черниговская: Советы для тех, кто хочет развиваться!

Девочкам, чтобы эффективно осваивать информацию:

Скорость обучения

Есть люди быстро обучаемые и медленно обучаемые. Если человек учится быстро, это не значит, что он умен. Он просто быстрый. Если человек думает медленно, это не значит, что он глупый. Эйнштейн думал так медленно, что его вообще не хотели брать в школу.

Разные зоны мозга развиваются с разной скоростью

Пятилетний ребенок не может ответить конгруэнтны эти треугольники или нет. Он может запомнить правильный ответ, но не сможет этого понять, пока не созреют нужные доли в мозге. А сложные логические задачи учится решать примерно к 18 годам. Ранние методики развития учат не думать, а запоминать.

9 простых советов, которые повышают эффективность обучения

Отвлечение – это нужная и важная вещь. Нет доказательств того, что сидение прямо и за столом способствует лучшей обучаемости. Если ты хочешь учить что-то «лежа на полу и поедая конфеты» – пожалуйста. Все очень индивидуально. Кому-то нужна тишина, кому-то музыка.

черниговская как научить мозг учиться слушатьGiphy

Нужно уметь слушать свой мозг. Как он организовывает свою работу? Как ему удобней? От этого и отталкиваться, не позволяя общепринятым нормам препятствовать твоему обучению.

У пожилых людей, которые занимались музыкой в детстве, улучшается качество восприятия устной речи. Почему это важно? Очень часто пожилой человек плохо слышит не потому, что у него ухудшились слуховые способности. У него мозг перестает разбирать и понимать устную речь. Они слышат звуки, но мозг их не идентифицирует.

Мы часто проводим несколько часов в спортзале, но даже не думаем потратить 15 минут на тренировку мозга, а ведь он в ней нуждается возможно куда больше, чем наше тело.

Сейчас существует множество техник, которые можно выполнять играючи, на ходу, когда ты на беговой дорожке или едешь в общественном транспорте.

Логически принятые решения не всегда эффективны. А умеем ли мы вообще решать задачи нелогично? В этом нам помогают бесцельные размышления.

Мысли бродят сами. Ты можешь не видеть логики своих размышлений, считать, что в голове какая-то каша, но факт остается фактом. Бесцельное размышление – это среда, в который мы совершаем самые гениальные открытия. Такой поток мыслей нельзя останавливать. Не мешай своему мозгу думать так, как ему удобно.

Кто-то лучше запоминает информацию на слух, кому-то нужно прочитать текст, другим необходимо составить таблицу или схему, у кого-то работает ассоциативная память. Когда ты работаешь более продуктивно и легко? В 5 утра или после 10 часов вечера?

Важно понять цель, ради которой ты учишься

Зачем ты это делаешь?

Важно ответить на вопрос – зачем ты это делаешь? От этого будет зависеть, как ты учишься. Это очень хорошо видно на примере детей. Ребенок может не понимать, почему треугольник равнобедренный, но при этом пишет гениальные стихи. Потому что ему это интересно, он живет этим.

Понять, чего-ты хочешь – это освободить себя от условностей и стереотипов, навязанных обществом. Все знания, которые человеку нужны и интересны, он может получить сам, если только умеет учиться, умеет правильно находить информацию, расставлять приоритеты и тренировать свой мозг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *