черниговская мозг и чтение часть 1
Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке
Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятного просмотра и добро пожаловать в матрицу.
Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?
На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)
Творчество как предназначение мозга
Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.
Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание
Все знают, что такое сознание, только наука не знает.
На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.
Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект
Что является критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».
В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».
Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук
В лекции, прочитанной на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт перед исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.
Как научить мозг учиться
В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).
Черниговская Т.В. Как быстро научить ребенка читать и подготовить к школе. Проблемы левшей, дислексия и отставание в развитии
Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе на портале обучения и саморазвития мы разберемся, почему не все дети быстро учатся чтению и письму. И главное, как можно помочь подобным детям не только научиться читать и писать, но и возможно даже стать настоящими гениями нашего времени.
То есть как можно благодаря новейшим достижениям образовательной науки превращать даже на первый взгляд отстающих в развитии детей в хороших писателей, актеров, профессионалов других профессий и даже ученых.
Все дело в том, что в последнее время как портал саморазвития мы всё чаще сталкиваемся с информацией, что не все дети способны к чтению и письму. А главное, что таких детей с каждым годом становится все больше и больше.
А также интересно что большинство как родителей, так и экспертов считает, что причина тому кроется в современных образовательных программах, которые не способны развить у детей те доли мозга, которые должны помогать освоить науку чтения.
И, чтобы быть не предвзятыми, мы решили всесторонне изучить этот вопрос и обратиться к исследованиям настоящих официальных ученых в области работы мозга. Поэтому давайте сегодня кратко пройдемся по содержанию лекций Татьяны Владимировны Черниговской по этому вопросу, которая является одним из ведущих специалистов в области когнитивных наук − психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии — в России и за рубежом, которая в результате своих многолетних исследований и опыта считает, что неумение читать написанные тексты не всегда лишь только лень или недоразвитость некоторых детей.
Самой Татьяной Черниговской были разработаны системы модификации программ обучения на основе современных научных данных; а под её руководством успешно функционируют международные программы совместной подготовки аспирантов по психо- и нейролингвистике с Голландией, Норвегией и США. Поэтому мы и продолжаем наш небольшой цикл кратких обзоров её полезнейших лекций, как одного из самых известных ученых в сфере теории сознания.
(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)
Татьяна Черниговская о реальных способностях человека к чтению
И так по мнению Татьяны Черниговской трудности с обучение чтению могут возникать у детей, у которых особенный мозг. Это могут быть прекрасные актеры, политики, ученые, художники. В общем люди, которые по-особенному видят мир, и потому к этим людям нужен и особый подход.
Все знакомы с терминологией, гласящей, что мы относимся к виду хомо сапиенс, то есть человек разумный. Но мало кто знает, что мы еще и хомо локвенс, то есть человек говорящий. Это значит, что мы, в отличие от животных живем не только в реальном физическом мире, но и в неком мире фантазий.
Для этого нами были придуманы разные формы и системы общения. И хотя когда и как появилась человеческая речь, никто не знает. Но для того, чтобы человек мог разговаривать у него, должен быть развит мозг и правильно сформирована гортань, позволяющая дышать и говорить.
Как связан мозг и способности к чтению?
И наконец, у человека должна быть сформирована правильная рука. Об этом не принято говорить, но уже доказано наукой что мелкая моторика, то есть способность выполнять какие-то манипуляции с мелкими предметами, развивает одновременно и способность к чтению.
К тому же скорее всего первый язык вообще был жестовым языком. А за жесты отвечает кора головного мозга, поэтому во время разговора мы, как правило, непроизвольно жестикулируем.
Что касается голоса, то он, наоборот почти не координируется корой головного мозга. А это значит, что он почти, то есть в очень малой степени, находится в нашей власти. Чтобы понять, как это «почти», как пример, мы можем рассматривать непроизвольные реакции тела такие как зевание, чихание или икота.
А это значит, что первый язык был жестовым и лишь много позже появился акустический, слышимый язык. Далее какому-то гению пришла в голову мысль, что память — это хорошо. Что важно научиться сохранять информацию в каком-то таком виде, который будет понятен всем. Так появились письмо и чтение.
Со временем сформировались различные виды письма. А еще чуть позже появились буквы, из которых складывали слова. Это было огромное достижение цивилизации, так как все знания теперь могут быть зафиксированы в виде письменности.
Чтение сложный аналитический процесс
Поэтому на самом деле чтение, это очень сложный процесс, который развивался исторически миллионы лет. Это нам, умеющим читать и писать, кажется, что проще занятия нет. Но для того, чтобы из графических символов сформировать слова, мозг проделывает колоссальную работу.
Маленький ребенок проделывает очень сложную работу по вычленению из общего потока звуков, издаваемом взрослыми людьми, маленьких отрезочков, которые являются словами. А затем из этих кусочков ещё нужно сложить понимание того, о чем говорят эти люди.
Мозг ребенка на самом деле проделывает сложнейшую задачу, с которой не могут справиться и все лингвисты мира. Ребенок, как инопланетянин попадает в пространство, где говорят на каком-то непонятном языке. И ему надо распознать все звуки и частицы звуков по малейшим нюансам.
Ребенку нужно понять и систематизировать речь на основании внимательного вслушивания. В общем, это очень сложная, но важная работа.
Потому что для человека очень важно уметь читать и писать. Это возможность получить профессию и найти свое призвание в жизни. По сути, это основной наш инструмент обучения, который позволяет получать знания. Ведь большая часть информации находится в печатном виде.
Есть конечно среди нас и счастливцы, которые умеют читать в раннем детстве. Но бывает так, что ребенку очки не нужны для того, чтобы увидеть написанное, и, тем не менее, очень сложно сфокусироваться и понять смысл предложения. Текст почему-то расплывается и приобретает причудливые непонятные узоры.
Другие люди, у которых нет такой особенности, даже не поймут, что происходит. Где тут сложность? Но ребенок читает часть слова, потом пропускает несколько слов, снова перескакивает, зачем-то возвращается в начало текста и так далее, застрачивая уйму лишней энергии.
Дети с особенностями развития
Такие дети сейчас называются детьми с особенностями развития и освоения языка. Таких детей ещё называют дислексики. И даже если эти дети могут прочесть текст правильно, они не понимают, о чем там идет речь. Ведь все их силы их уходят для того, чтобы продраться через эту вязь знаков.
Поэтому если вы спросите такого ребенка, о чем он читал, он посмотрит на вас с недоумением. Ведь он не понял или не запомнил, о чем он только что читал. А главная проблема что таких детей в мире очень много. И ещё важно понять, что это отклонение никаким образом не свидетельствует о плохом интеллекте или недостатках развития. Это просто особенность человека.
Люди разные. Есть блондины и брюнеты, есть высокие и низки. И есть те, кому повезло научиться чтению в самом раннем детстве. И есть те, кому эта их особенность не дает освоить навык чтения. Дети, которые имеют такую особенность, вполне могут быть о очень высокоинтеллектуальными, могут быть блестящими математиками, певцами, танцорами, физиками или химиками. Большое количество таких детей даже выросли в гениальных ученых, политиков и актеров.
Такая особенность у детей может быть связана с нарушением слуха. А может на особенность чтения влиять и нарушение памяти.
Причем разной памяти. Это может быть долговременная память. То есть такой ребенок не помнит правил. Но может и кратковременной памяти. Пока ребенок читал слово или короткую фразу, а дочитывая до конца, он уже не помнит, с чего начинал.
Нужно понять также, левша или правша этот ребенок. Ребенок левша, имеет особенности в строении мозга. И хотя и это может создавать определенные трудности в обучении. Опять же, эти ни хорошо и ни плохо. Если вы посчитает, сколько гениев было левшами, вы увидите, что их было огромное множество. Поэтому левша это не на тему плохо, он просто особенный.
Ребенок может быть и амбидекстр, если у него нет приоритета в том, какой писать рукой, левой или правой. Но и это тоже может создавать определенные сложности в навыке чтения. В конце концов у ребенка просто могут быть не сформированы зоны в мозгу, отвечающие за мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики, как подготовка ребенка к чтению и письму
Ну и главный плюс этой информации для обычных детей и их родителей в том, что есть способы, чтобы подготовить любого ребенка к чтению и письму ещё задолго до того, как он сможет начнет писать и читать по возрасту.
Тут основной метод научить ребенка следить за маленькими изменениями. Например, показывать на примере маленьких отличий. Так можно научить видеть отличия в одном лишь звуке, показывая, где «коса», а где «коза». Это можно сопровождать и рисунками, и озвучиванием, и карточками.
Также ребенка важно приучать к тому, что есть серии событий. Например, называть дни недели или последовательно все месяцы года. На первый взгляд это не имеет никакого отношения к чтению или письму. А с другой стороны, ребенок сильно развивает мозг в целом и приучается понимать важность закономерностей и последовательностей.
Очень полезно и развивать мелкую моторику вырезая что-то ножницами, собирая что-то из бисера, лепить из пластилина. То есть проделывать действия, направленные на обработку мелких предметов.
Я в свое время придумала такую игру, взять мелкую крупу, разделить на кучки и раскрасить в разные цвета. А затем все соединить и предложить ребенку разделить на кучки по цветам.
К тому же есть языки, использующие иероглифическую письменность, скажем китайский или японский. Там вместо букв используют картинки. Скорее всего поэтому у китайцев и японцев вообще не диагностируют такое расстройство, как дислексия или дисграфия.
Выход есть — картинки вместо текста
Это я к тому, что сейчас многие учебники, не говоря о компьютерных программах направленных на обучение, используют не текст, а рисунки и иконки. Поскольку людей, у которых есть неприятности с чтением и письмом очень много в мире. Более того, их количество непрерывно растет.
То есть все образованное человечество понимает, что нужно что-то такое придумать и помочь этим людям получить полноценное образование. Чтобы они могли успешно развиваться, получить хорошее образование и успешно реализоваться в жизни, а не были затравленными сверстниками или даже учителями, как это иногда бывает.
В общем количество программ, использующих картинки вместо текстов, растет во всем мире. Больше рисунков, больше анимации, больше на слух. Все эти аудиокниги, для того чтобы ребенок проделывал очень сложную работу, всего лишь послушав перед этим аудиозапись учебника. То есть выход из этого всего в любом случае есть.
Да, иногда это лечится и с помощью медицинского вмешательства. Может такому особенному ребенку нужно попить какие-то препараты, которые облегчат протекание нервных процессов в его мозгу.
Но факт, что количество людей с особенностями чтения и письма увеличиваются. Хотя и это не точно. Потом что не только в нашей стране, во всем мире плохо ведется статистика относительно фиксации таких случаев.
Главное мы знаем точно одно, что сегодня мы не можем разбрасываться талантами детей, у которых есть некие особенности. Ведь если мы загоним их в категорию двоечников, то скорее всего потеряем будущих Эйнштейнов, Вознесенских, Нестеровых, Малевичей и прочих.
Если вы обратите внимание на людей, которые подписывают соглашения международного масштаба сегодня, вы будете удивлены тем, сколько среди них левшей. А это значит, что у них в свое время тоже были проблемы с чтением и письмом. Но радует тот факт, сколько из них выбились в первые ряды интеллектуальной элиты планеты несмотря ни на что. Утверждает Татьяна Владимировна Черниговская в свои лекциях.
Вывод
Ну и напоследок, что можно сказать от нас как от портала саморазвития? Да, несомненно, Татьяна Черниговская, как всегда, права. Все мы действительно разные.
То, что понятно одному, у другого человека может вызывать сложности. Но бывает и что тот, кто в начале понимал меньше остальных и вроде бы отставал в развитии, в последствии становился гениальным писателем или ученым, изобретения которого изменяли мир.
Поэтому без сомнения мы должны стараться учитывать интересы абсолютно всех людей. Ведь каждый человек – это маленькая вселенная со своими правилами и законами. И если помогут нам и нашим детям учиться лучше, различные игры с мелкими предметами, изучение языков, решение задачек, жонглирование и занятия спортом вообще.
То это наша обязанность, чтобы мы как родители и учителя подрастающих поколений должны использовать все современные научные достижения для того, чтобы обучать своих детей, да становиться и сами мудрее как можно скорее, а главное способствовать скорейшему развитию следующих поколений, которые будут способны по-настоящему изменить этот мир к тому идеальному будущему, к которому мы все с вами и стремимся.
Миру без постоянных войн и самоуничтожения планеты от наших же неосознанных и глупых действий. Миру интеллектуального осознанного развития и добра, чего мы вам конечно же как портал саморазвития и желаем.
Ну и конечно, совсем скоро ждите подборки советов, разборы и короткие версии и других интересных видео, книг, а также советы множества других выдающихся личностей прошлого и современности на нашем канале и сайте.
Кроме того, если вы хотите получать ещё более короткие, минутные выводы из наших обзоров, то смотрите отдельно в нашем телеграмм, инстаграм и тик ток каналах, а также для более детального ознакомления в печатной версии на сайте…
Татьяна Черниговская: как тренировать мозг, память, мышление?
Интервью с Татьяной Черниговской о развитии когнитивных способностей мозга и некоторых особенностях его работы.
(Татьяна Владимировна Черниговская (1947) — советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ (2010))
МОЗГ НЕ УМЕЕТ НЕ УЧИТЬСЯ
— Зачем книга нужна мозгу?
— Мозгу, как и всему другому в организме, нужна пища. Но он питается информацией из идеального мира, а не жирами-белками-углеводами. Книга является такой пищей, одной из лучших.
— Какова ключевая альтернатива книги для мозга? Интернет, прямая закачка в мозг, 25 кадр? Есть ли такая альтернатива вообще?
— 25 кадр – разговоры на кухне. Остальные перечисленные вами вещи – не альтернатива. Строго говоря, все равно – читаете ли вы бумажную книгу или папирус, или страницу в браузере. Но тип процесса, который происходит, когда вы читаете электронные вещи, другой. Недавно я узнала от крупного офтальмолога, что раньше приходили дети с последствиями удара по лицу (во дворе играли и ударили в глаз), а сегодня таких почти нет, но массово идут дети с близорукостью. Она вызвана круглосуточным просмотром разных гаджетов – планшетов, телефонов и т.п. Это другая работа не только мозга, но и глаза.
— Зачем человеку нужна книга в эпоху информационного цунами?
— Вот многим и не нужна! Я сноб, мне важно держать в руках книгу. Но я, увы, провожу за компьютером много часов в день. Работаю, пишу, читаю. Но мне никогда не придет в голову читать Бродского или Гоголя с монитора. Если вдруг и придет – я пойму, что сошла с ума и пойду сдаваться врачам. Это совершенно другое занятие. Это не черпание информации. Это изящная, изысканная работа. Для сравнения: можно рассматривать альбом с дешевыми репродукциями, а можно пойти в Эрмитаж и там любоваться подлинниками.
— Мозг «вытесняет» книгу, как атавизм? Или снижение количества читателей имеет другие причины?
— Мозг не причем. Проблема в общем падении культуры. Некоторые согласны на продукцию фастфуда вместо того, что делает хороший шеф-повар. Если мы согласны есть попкорн – тогда все в порядке.
— Могут ли книги являться инструментами стимулирования нейрогенеза? Или возникновение новых нейронов возможно только в ситуации практического нового опыта?
— Все, с чем сталкивается мозг, влияет на нейрогенез! Вот мы с вами сейчас общаемся. У вас и у меня много чего «загнулось» и образовалось. Это жизнь мозга так выглядит. Другой вопрос – какие связи? Это сложные ассоциативные связи человека, который много читал, знал, думал, пил разные напитки и слушал разную музыку и шум моря – тогда у него поле обширное, широкое и богатое. А если он смотрит в маленькое окошечко телефона – то тогда и мозг будет «плохой».
Единственное, чего мозг не умеет – не учиться. Он учится все время! Вопрос только в том, что ему предлагают. «Пищу» высокого класса или низкого качества – такой и будет мозг.
С КНИГОЙ МЫ ОТДЫХАЕМ?
— Мозг может отдыхать во время чтения? Или это нагрузка?
— Смотря как читать. Если у вас какие-то проблемы и вы читаете – вы можете пролистать несколько страниц, глазами вы их прочли. Но мозгом вы их не прочли и не знаете, о чем сюжет. Это было механическое сканирование текста! И в этом случае мозг занят другой работой. А если это настоящее чтение – не знаю, как это назвать, работа или отдых? Чудесная литература – это отдых? Я не уверена.Я не уверена, что мозг знает, что такое отдых. Это смена занятий. И что тут является отдыхом, а что работой? Не формальная договоренность, мол, когда я слушаю музыку – это отдых. А может быть, это гораздо более сложная работа, нежели решение математической задачи?
— Полезно ли или вредно читать сразу несколько книг?
— Точного ответа нет. Зависит от человека. Кто к чему привык. Я всегда читаю несколько книг одновременно. И научных, и художественных. Параллельно. Я так привыкла.
— В чем разница между чтением научной и художественной литературы?
— В том, какую вы ставите цель. Если это не философская книга, а какая-то более техническая вещь, тогда моя цель выяснить: что человек делал, каким способом и как это получить. Технически – относительно простая задача.
Для примера: я смотрю много фильмов разных лет про Шерлока Холмса. Уж явно не потому, что я не знаю сюжета, все это у меня давно в печенках сидит. Мне интересно, как действуют герои – как они говорят, как ходят, как думают, как разговаривают. У меня другая задача, и она сложна. Это непростая работа. И это полностью относится к книге.
Меня поражает, что люди – такие существа, которые в отличие от других соседей по планете, живут в неменьшей мере во второй действительности, нежели в реальном мире. Появившись на свет, мы начали создавать произведения искусства, они играют для нас большую роль. Мы переживаем о героях романа порой больше, чем о происходящем в реале.
А уж говоря про мозг – так я совершенно точно могу сказать, ему все равно: он реально это испытывает или вспоминает или вообще выдумывает. Эту поразительную мысль сказала не я, а И. Сеченов в конце 19 века. Тогда не было томографов, которые сегодня умеют фиксировать мои сильные внутренние переживания при воспоминаниях о чем-либо. А сегодня они фиксируют такую же мозговую активность, как если бы это происходило на самом деле.
Вот так мозг и развивается – при чтении хороших книг. Или чем-то аналогичном, например, разговорах с умными людьми. Интеллект развивается (технически пошлым образом скажу) – при помощи переработки интеллектуальной информации, поступающей в ваш мозг любым способом. Это может быть фильм, танец, разговор, что угодно. Но книга, конечно, главный игрок, о чем говорить! Важнее ее нет ничего в нашей цивилизации. Пусть она не бумажная, а в виде пикселов, но она все равно книга. Хотя мой выбор однозначен.
ЧЕЛОВЕК И ИНФУЗОРИЯ
— Можно ли рассматривать деятельность мозга человека отдельно от сознания, ума? Создает ли мозг мысли? Или это делает сознание?
— Тут ответ простой: никто не знает, что делает сознание.
Не верьте тому, кто скажет, что знает это. Нет договоренности о том, что мы будем считать сознанием. Огромный разброс мнений на эту тему! Некоторые люди считают, что сознание присуще всему живому. В т.ч. и инфузории-туфельке. Но очень простое. А если мы говорим, что сознание очень сложная вещь – надо признать, что большинство людей им не обладают. Косвенно могу ответить вот так: у нас нет свидетельств, что сознание может появиться где-то, кроме мозга.
Наука требует доказательств, и пока ничего не намекает на то, что они появятся.
Наука ведь подразумевает повторяемость явлений, проверяемость и статистическую достоверность.
Существуют тысячи свидетельств от художников и поэтов, которые чуть ли не отрицают свое авторство (речь о том, что сознание витает где-то в космосе). Дикое количество «свидетельств», которые говорят – я проснулся ночью, что-то вроде написал, а на листе бумаги гениальное стихотворение.
Что это? Трудно сказать. Научным образом я бы ответила так – всякие открытия и такие состояние интеллектуальных и художественных прорывов проходят в каком-то тумане, не в ясном состоянии. Поскольку ты не контролируешь этого, появляется ощущение, что «я только записал», будто это кто-то другой делает.
А кто автор? Это сложный вопрос. И это без всякой мистики! Я не имею в виду фей, но метафорически… Да, явилась и да, водила. Рука сама по себе ничего не делает. Если мозг не прикажет. Хозяин у этой истории – один, это мозг. И он не очень допускает до своих тайн.
Лига психотерапии
4.1K постов 22.5K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
О опять тут эта «ученая» выдающая свои философские домыслы за факты.
Мне нравятся ее работы. В моем журнале ЖЖ есть интервью с ней, которое мне понравилось. Но я сходу не согласен, что мозгу нужна только информация. Только прекратить в мозг приход крови, мы будем иметь серьезные проблемы сразу же. Мозговым клеткам нужно питание как и всем остальным. Мозг нуждается в постоянном поступлении кислорода и других питательных веществ.
Как осчастливить библиотекаршу
Отнес в библиотеку Исигуро. Только зашел, вижу, библиотекарша сегодня какая-то довольная особенно. Ещё не знаю почему, но уже чувствую, что скоро узнаю. Так бывает: смотришь на человека и понимаешь, что он тебе что-то расскажет.
Стол, за которым она работает, отделен невысокой административной стойкой. Кладу туда Исигуро. Она забирает. Что-то оформляет. Наконец многозначительно произносит:
— А нам книги новые пришли. — видно, ей хочется, чтобы я спросил об этом.
— А где они? — спрашиваю.
Она взглядом показывает на край стойки. Там лежит Кинг.
— Вот, — говорит, — Кинг. За два дня прочитала. Потрясающая, — и такая счастливая вся! Неясно, от чего больше: от того, что книга новая, что за два дня прочитала или что это Кинг.
Беру Кинга в руки, листаю. Выписывать не планирую, но хочу разделить с ней этот торжественный момент.
— Дааа, — говорю, — здорово. А Саша Соколов у вас есть?
Уходит и через две минуты выносит мне такого свежего красивого Сашу Соколова.
— Ого! — говорю. — Ничего себе! Какое классное издание! Я вот Соколова даже в магазинах не могу найти, — а я правда не могу его найти уже несколько лет. Каждый раз, когда собираюсь купить, он заканчивается с пометкой «нет на складе». На мне какой-то сашасоколовский отворот.
— А Кинга, — говорит она снова о своей радости, — вообще ещё в продаже нет. А к нам приехал! — И глаза блестят у неё так! Кажется, в этом её счастье слилось всё: и приехало что-то не древнее, и книга понравилась, и прочитала она её прежде других.
— Вы сами заказываете книги? — спрашиваю.
— Да. — отвечает. — Раньше нам выписывали. — Делает паузу, глазами проводит по стойкам с книгами, как будто показывает, что привозили, потом подводит этой оценке итог, — Такая фигня приходила! Меня сюда назначили, я посмотрела на это и сказала: «Нет, сама буду выбирать». Заказала, и вы представляете, пришло! — И опять такая невозможно счастливая.
Философия будущего
Философия середины-конца XIX века подарила человечеству нечто большее, чем планы социального переустройства или две мировые войны. Она подарила нам надежды на лучшее будущее. Неважно в каком виде и при каком порядке. Факт в том, что оно у нас появилось. А вслед за этими надеждами появились они, писатели-футуристы, кого ныне называют фантастами. Эдгар Бероуз, Станислав Лем, Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Айзек Азимов. Их были десятки.
А затем фантастика становилась реальностью. Спутник. Полет в космос. Человек на луне. Микроволновка. Химиотерапия. Антибиотики. Казалось, что Человеку покорно все. Одни готовились покорить Марс, другие изучали Венеру. Вояджеры стартовали за пределы Солнечной системы. В Великое Ничто ушли «Мир. Ленин. СССР» и «Послание «Аресибо»». На пыльных тропинках далеких планет появлялись наши следы. Воплощенное ожидание близкого счастья. Счастья покорения Вселенной.
На несколько лет нас погрузило в недалекое будущее, в котором царили утвержденные Стерлингом в предисловии к «Сожжение Хром» hi tech low life, после чего наступил закономерный отказ систем. Такого неуютного и неприглядного не хотелось никому. А затем закончилась Холодная война, из-за чего все радостно провозгласили «конец истории» и наступление всеобщего счастья вот здесь и вот сейчас.
Мода на реализм пришла даже в жанр изначально литературно-сказочный. Просто однажды кто-то взял и вместо Толкина водрузил на стол Черный Отряд вместе с Гервантом из Рыбли и сказал «ВОТ ТАК НАДО!». И понеслась. Словно бы все разом решили переплюнуть друг друга в максимально дословном привнесении своей мерзости и натуралистичности в сказку.
Что ж. Теперь мы все живем в реальности. С широким спектром предлагаемых достоинств. Всеобщее счастье. Всем. Даром. Даже с гарантированным посмертием от кого-нибудь.
Вот только будущего у нас нет.
Автор: Александр Викторов
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!