черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений соборование
Черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений соборование
В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных.
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября (1 октября по старому стилю) Святая Церковь молитвенно воспоминает чудо, произошедшее во Влахернском храме.
Соборование
Особой подготовки не требуется, но в течении максимум 3 дней до или после соборования нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Таинство соборования совершается ежедневно, кроме воскресных и церковных праздничных дней.
Таинство начинается в 12:00, но приходить в храм нужно заранее, примерно за полчаса, чтобы подать имена за иконную лавку.
Таинство Соборования НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ на более поздний час из-за опоздавших.
Благоговейное отношение к Таинству не позволяет православному христианину опаздывать и присоединяться к соборующимся после его начала. Опоздавший нарушает закон не отдельного храма, священника или сотрудников церковной лавки, но Того, Кто установил сами Таинства.
Тщательная подготовка к Таинству включает в себя и распределение своего времени с тем, чтобы прибыть в скит заблаговременно и бе з суеты подать свои имена в церковную лавку.
Убедительная просьба рассчитывать график поездки исходя из актуальной дорожной ситуации, которая порой вынуждает терять до нескольких часов в пути из-за простоя в пробках.
Как добраться до скита указано в разделе контакты.
Спаси Господи за понимание!
Вход в храм возможен только при наличии средств индивидуальной защиты. Также требуется соблюдать социальную дистанцию.
Черниговский скит Гефсиманский в Сергиевом Посаде. Расписание, фото, история, экскурсии
Черниговский скит (Пещерное отделение Гефсиманского скита) в Сергиевом Посаде является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня Скит является действующим мужским монастырем, где несут службу всего 10 монахов.
Церковный комплекс с большим каменным Храмом во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской когда-то начинался с маленькой пещеры, вырытой Филиппушкой Блаженным. Восстановленный по описаниям очевидцев и рисункам подземный алтарь, в советское время служивший сточной ямой, принял свой первозданный вид и привлекает паломников и туристов со всего мира.
Исторические события
Черниговский скит в Сергиевом Посаде был основан в 3 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, на северном берегу Корбушинского пруда, монахом-отшельником Филиппушкой Юродивым, в 1847 г. Напротив него, через пруд, находился Гефсиманский скит (основанный в 1844 г.), к которому в конце XIX в. была приписана Черниговская обитель.
Еще в 1845 г. несколько монахов Гефсиманского скита, склонных к полнейшему уединению и отказу от всего мирского, стали строить деревянные кельи в Исаковской роще, на противоположном берегу пруда.
Живший при Лавре Юродивый Филиппушка (блаженный схимонах Филипп), испросив благословение на копание «погребка», в 1847 г. вырыл себе подземную келью. Именно этот год и стали считать датой создания Черниговского скита. Рядом стали рыть «погребки» другие монахи. Первым пещерным храмом стала бревенчатая полуземлянка, освященная во имя Бесплотных Сил Небесных.
Верхняя часть храма имела маленькие окна, нижнюю, подземную часть, соединяли с соседними пещерами длинные, извилистые подземные ходы. Все земляные работы монахи выполняли вручную, в тяжелейших условиях, при огромной влажности, задыхаясь от жары летом и замерзая зимой. Рассказывают, что при обвалах погибли 2 монаха.
27 сентября 1851 г. пещерный храм был переименован и освящен в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил митрополитом Филаретом. Икона Черниговской Божьей Матери была подарена храму в 1852 г. дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой, в семье которой икона хранилась более полувека.
Долгая и трудная история Скита отмечена важными вехами:
Архитектура, внешний вид
Черниговский скит в Сергиевом Посаде сегодня представляет собой архитектурный ансамбль, имеющий своим центром 5-главый каменный Черниговский Храм. Большая церковь была возведена во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской в период с 1886 по 1889 гг. Пещерная церковь, давшая начало скиту, располагается прямо под Храмом.
В 1857 г. к пещерной церкви с запада была пристроена подземная трапезная со сводчатым потолком. С этого момента церковь стала называться алтарем.
Проектирование и строительство каменного надпещерного Храма производилось под руководством Н.В. Султанова. Гениальный зодчий сумел спроектировать мощный фундамент во влажной, зыбкой почве, и возвести стены храма, не повредив алтарь, находящийся под ним. Пещерная церковь была действующей весь период строительства.
В скитский комплекс, помимо Храма, входят:
Весь ансамбль скита выдержан в псевдорусском стиле, сохраняющем классические традиции древнерусского зодчества.
Внутренне убранство
Внутреннее убранство Храма Божьей Матери Черниговско-Гефсиманской поражает величием и красотой. Великолепно выполненные фрески, иконы в дорогих окладах, расписной сводчатый потолок с изображениями самых почитаемых святых, рака с мощами преподобного Варнавы – при виде всего этого замирает сердце, хочется говорить шепотом и обращаться к Господу только с самыми насущными проблемами.
При входе в Храм предлагаются платки и юбки, заходить женщинам с непокрытой головой и в брюках считается грехом. Подземный, пещерный храм внутри довольно аскетичен. Здесь тоже много икон, лики святых смотрят со всех стен.
Но все выполнено в простом и строгом стиле, напоминая, что здесь жили в жесточайших условиях, строжайшем посте и постоянных лишениях иноки, вся жизнь которых состояла в непрестанных молитвах и самоистязании. Сводчатые стены в коридорах и кельях расписаны древнерусским орнаментом, пол выложен толстой кафельной плиткой.
По периметру монастырь обнесен краснокирпичной стеной мощной 0.5-метровой кладки, с башнями по углам. Территория ухоженная, чистая, разбитая на газоны, кругом благоухающие клумбы с цветами. Повсюду расставлены указатели, предупреждающие и поясняющие таблички.
Перед воротами скита блестят под солнцем воды Гефсиманских прудов, когда-то отделявших Черниговскую обитель от Гефсиманского скита. Здесь плавают лебеди, утки, которых с удовольствием любят кормить посетители.
На территории скита есть две трапезные-кафе, где предлагается монастырская еда, вкуснейшая выпечка, ароматный и бодрящий, бездрожжевой квас, сваренной по собственной, монастырской технологии. Есть хвойный, острый имбирный, свекольный квас.
В церковной лавке можно приобрести иконы, освященные крестики и серебряные кольца с надписью «Спаси и сохрани». Здесь же продаются золотые обручальные кольца с нанесенными на внутреннюю поверхность словами оберегающей молитвы. В церковной лавке принимаются заказы на экскурсию по пещерам. Есть ларек с сувенирной продукцией.
Святыни
Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.
Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.
В Черниговском скиту хранятся святыни:
Интересные факты и легенды
Интересные факты, за долгие годы ставшие легендой, в истории обители:
Режим работы и расписание богослужений
Черниговский скит в Сергиевом Посаде каждый день посещают десятки и сотни верующих.
В соборе проходят ежедневные богослужения:
Соборование в Скиту совершаются ежедневно, за исключением больших праздников и воскресных дней. Начало таинства в 12.00, длится оно около 2-х часов. На соборование рекомендуется приходить за 0.5 часов до начала, чтобы записаться и купить соборную свечу.
Помимо соборования, в Скиту служатся и другие требы и таинства:
Каждый день, с раннего утра и до позднего вечера, сменяя друг друга, монахи читают псалтырь перед аналоем. Многие паломники хотят исповедаться и причаститься в Черниговском скиту. Это можно сделать во время ежедневной утренней и вечерней службы. В Боголюбской киновии в будние дни и субботу служится Божественная литургия в 7.00, в воскресенье служба начинается в 9.00.
Экскурсии в подземелье
Сотрудники монастыря, монахи очень доброжелательны, смиренно-кроткие и как-то особенно спокойно-внимательные. Экскурсии проводят семинаристы из Троице-Сергиевой Лавры. Они подробно, с любовью и почтением, рассказывают историю Скита, показывают все реликвии, с готовностью ответят на любой вопрос, касающийся самых частных деталей.
Те, кто был в Ските не раз, говорят, что каждый семинарист рассказывает по-своему, добавляя в свою экскурсию свои детали.
Экскурсия по пещерам Скита влечет всех, большая часть туристов едут сюда именно за этим. Всего под землей, на глубине 6.5 м, было вырыто 14 маленьких келий и два больших зала. Самая маленькая келья имеет всего 2 м в длину и 1 м в ширину. Сейчас пещеры полностью восстановлены.
Стоимость групповой экскурсии по пещерам для россиян:
численность группы (чел.) | взрослые, до 10 | взрослые, свыше 10 | школьники, до 10 | школьники, свыше 10 |
стоимость (руб.) | 800 (за группу) | 80 (с 1 человека) | 800 (за группу) | 40 (с 1 чел.) |
Стоимость группового тура для иностранных граждан:
численность группы (чел.) | взрослые, до 10 | взрослые, свыше 10 | школьники, до 10 | школьники, свыше 10 |
Стоимость (руб.) | 1000 (за группу) | 100 (с 1 чел.) | 1000 (за группу) | 50 (с 1 чел.) |
Если в группе есть инвалиды-колясочники, просьба сообщить об этом заранее, братья-монахи помогут в передвижении инвалида по территории Скита. После экскурсии можно самостоятельно пройтись по скиту, зайти в Храм, помолиться у чудотворных икон, подать записки за здравие и за упокой, поставить свечи.
Святой подземный источник, бьющий с глубины 20 м, наполняет небольшое подземное озеро (Гефсиманский кладезь). Рядом с ним купель со святой водой. Считается, что, искупавшись в ней, можно снять с себя все грехи и исцелиться от болезней.
Однако вода настолько холодная (+4 градуса), что немногие решаются окунуться в нее. Купель разделена на мужскую и женскую половину. Часовня во имя преподобного Владимира Сербского, рядом с купелью, открыта ежедневно с 5.00 до 21.00.
Контакты
Контакты:
Как добраться на машине, общественном транспорте
Черниговский скит, обитель, устроенная монахами-отшельниками в 1844 г. в древнем Сергиевом Посаде, довольно далеко находится от центра города. Автобусом №38 поездка занимает 15 мин., у таблички «Каляевская» выйти. Маршрутным такси №№7, 18 доехать до деревни «Ферма».
Можно доехать до деревни «Лоза» (маршрутки №№30,36,37), выход перед Фермой, на КПП. Затем следует перейти на другую сторону дороги, повернуть на север и идти по улице Солнечной.
Дорога приведет к обители. Автомобильный маршрут от Лавры:
Такси от центра города будет стоить примерно 200 руб. Рядом с Черниговским Скитом находятся 2 бесплатные, довольно большие, парковки. От Лавры до Скита всего 3 км, неспешным ходом это займет минут 40.
Из Москвы (от метро ВДНХ) до конечной остановки Сергиева Посада курсирует автобус №388. Электропоезд на Сергиев Посад отправляется от Ярославского вокзала. Дольше, от ж/д вокзала в Сергиевом Посаде до монастыря можно доехать маршрутными такси №7, 8.
Отели в окрестностях
В Сергиевом Посаде более 55 вариантов размещения, для путешественников с разным доходом и разными запросами. Самые удобные по расположению, близости к Скиту, и пользующиеся наибольшим спросом:
Гостиница «Владимирская»
3-звездочная гостиница «Владимирская» по адресу: Сергиев Посад, ул. Пионерская, 3, предлагает своим гостям:
Отель находится всего в 650 м от Лавры. Стоимость проживания 1 человека в сутки составляет от 1672 руб.
Апартаменты Best-rooms 5
Двухкомнатная квартира площадью 33 м2 в многоэтажном доме с лифтом, по адресу: 95 улица 1 Ударной Армии, кв 169, Сергиев Посад, Россия.
Условия проживания:
Апартаменты находятся на расстоянии 2.3 км от Лавры. Стоимость проживания в сутки за 1 чел. равна 957 руб.
Отель «Оптимальный»
Гостиница на проспекте Красной Армии, 180/2, Сергиев Посад, Россия, располагает небольшими номерами с 2-ярусной кроватью.
К услугам постояльцев:
При отеле есть ресторан и бар. В стоимость входит завтрак. Отель расположен в 700 м от Лавры. Стоимость за сутки с 1 человека составляет 554 руб.
Отель Государев Дом Гостиничный комплекс «Царская деревня»
5-звездочный 3-этажный отель, один из лучших в Сергиев-Посаде, «Царская деревня» по адресу Улица Митькина, д.14/2, Сергиев Посад, Россия, предлагает своим гостям комфортабельные, роскошно обставленные номера с телевизором, холодильником, кондиционером, кофеваркой/чайником, мини-баром, сейфом, отдельной ванной комнатой и балконом.
Отель предоставляет полный пакет услуг:
Персонал владеет русским и английским языками. Отель находится в 1.9 км от Лавры. Стоимость проживания 1 гостя за сутки составляет 3 016 руб. Черниговский скит, действующий мужской монастырь в древнерусском Сергиевом Посаде, живет по строгим монастырским правилам, творит службы во славу Господа, как символ несломленной веры россиян.
Много паломников из всех уголков России приезжают сюда поклониться чудотворным иконам, попросить здоровья для себя и близких, мира и спокойствия в стране. Очень часто приезжают паломники из Украины, они просят восстановления мира на Родине, силы и мужества пережить нелегкие времена. Частыми гостями Скита являются иностранцы.
Видео о Черниговском ските Гефсиманский в Сергиевом Посаде
Обзор Гефсиманского Черниговского скита:
Черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений соборование
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский
Гефсиманский Черниговский Скит
Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.
Гефсиманский Черниговский Скит
Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп.
Показать полностью. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.
тел. 8 496 549 25 28
Гефсиманский Черниговский Скит запись закреплена
Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам (1 Сол.4:13–17):
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Гефсиманский Черниговский Скит запись закреплена
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево:
Показать полностью. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим (Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4).
4 ноября (22 октября по старому стилю) особо чествуется московский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, привезенный из Казани князем Дмитрием Пожарским, под предводительством которого в 1613 году от иноземных захватчиков была освобождена Москва.
История обретения Казанского образа, с которого позднее был сделан московский список, восходит к середине XVI века, когда войска царя Иоанна Васильевича взяли Казань (1552 год). Тогда повелением царя в городе был заложен собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1579 году в Казани произошел страшный пожар, и многие местные жители, остававшиеся некрещеными, возроптали, вознося хулу на православную веру. Промыслом Божиим тогда и была явлена чудотворная икона, обретение которой умирило людей и помогло нести свет Христовой истины дальше, на восток, куда распространялись владения русского царства.
В те дни вместе с другими погорельцами свой дом начал восстанавливать и стрелец Даниил Онучин. В одну из ночей его девятилетней дочери Матроне во сне явилась сама Божия Матерь и повелела достать из земли икону Ее, укрытую там тайными христианами еще до освобождения Казани. Сперва никто не поверил словам девочки. И лишь после третьего видения святыня была обретена. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор. В последствии царь Иоанн Грозный распорядился устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, служил в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Обладая даром повествования, он еще в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был, записал случаи чудесных исцелений, произошедших от иконы: исцеления слепых, расслабленных.
Тяжелым испытаниям в те времена подвергалась Свято-Троице Сергиева Лавра, осажденная польско-литовскими войсками. И чудесным образом в видении архиепископу Арсению явился игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, сказавший: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
В воскресенье, 25 октября (по старому стилю), русские дружины с Крестным ходом вошли в московский Кремль, неся Казанскую икону. Там она была встречена вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
Божиим Промыслом, в день празднования освобождения Троице-Сергиевой Лавры от захватчиков, 12 января 1806 года, со своей первой проповедью обратился к пастве будущий святитель Филарет Московский, по благословению и попечительстве которого в 1844 году началось строительство Гефсиманского скита:
Слава вам, насадители сего вертограда, возрастившего лавры и оливы! Слава вам, бесплотные вожди безоружных воинов, преподобные, Отцы, Сергие и Никоне, основатели и покровители сея обители! Слава тебе, беззащитная защита бедствующего царства! Торжествуй ныне избавление свое и со всею победоносною отселе Россиею, в подражание победоносной церкви, исповедай, яко «сия есть победа, победившая мир», и мир нам приобретшая вера во Всеблагаго и упование на Всемогущаго.
…Полагать началом общежития одну только нужду взаимного вспомоществования, а причиною распространения его право сильнейшего есть представлять общество союзом кровожаждущих тигров и жалких агнцев. Сие есть род безбожия, отъемлющего у Вседержителя великую область безпредельного владычества Его. Думать, что множество различных воль само собою соединилось в одну, что из бесчисленных частных выгод случайно составилась польза общая – значит производить все творение из нечаянного стечения пылинок. Да не прельщает нас обманчивое суемудрие: Бог столько-ж есть Творец собранного воедино и приявшего политическое образование, сколько нравственного и естественного мира.
…Благоденствие общества не может существовать без строгого исполнения должностей, возлагаемых им на своих членов, и без ревностного их содействия благу целого. Трудности, которые встречаются при исполнении сих обязанностей, опасности, которые бывают иногда с ним сопряжены, личная польза, которою должно часто жертвовать ему, – все сие заставляет искать сильнейших, действительнейших побуждений к хранению верности. Сии побуждения находятся только в добродетели, верою в Бога подкрепляемой.
…Что здесь могут надменные враги? – Они сильны, но чего не одолеют имеющие Всесильного своим поборником? Они многочисленны, но чего не сотворит в поругание гордыни Тот, Коего волею и неплоды многочадствуют, Который и бездетного старца возращает «в язык велий»?
…Напрасно говорят, что тело общества подвержено такому же разрушению, как тело животных; что падение государств есть только следствие состава их. Можно, без дерзновенного присвоения высокого дара пророчества, сказать с Пророком каждому Иерусалиму, оставившему Бога своего: «накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя» (Иер. II. 19). Для совершения сего предсказания не всегда требуется сверхъестественная месть; стрелы нечестия, пущенные на небо, медленно или скоро собственною тяжестию низвергаются поразить развращенных народов. Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия махины приходят час от часу в больший безпорядок. По испровержении сего оплота поток беззакония не находит никакой преграды и всюду разносит бедствия и опустошения.
…Наша польза, слушатели, нас да научит сохранять веру, как драгоценнейший залог благого неба; или если прошедшее несчастие есть убедительнейший наставник, настоящее торжество, торжество незабвенное, доколе не угаснет любовь к Отечеству, его произведшая, – при каждом возвращении своем да повторяет нам оный полезный урок».