черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений завтра
Черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений завтра
В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных.
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября (1 октября по старому стилю) Святая Церковь молитвенно воспоминает чудо, произошедшее во Влахернском храме.
Соборование
Особой подготовки не требуется, но в течении максимум 3 дней до или после соборования нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Таинство соборования совершается ежедневно, кроме воскресных и церковных праздничных дней.
Таинство начинается в 12:00, но приходить в храм нужно заранее, примерно за полчаса, чтобы подать имена за иконную лавку.
Таинство Соборования НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ на более поздний час из-за опоздавших.
Благоговейное отношение к Таинству не позволяет православному христианину опаздывать и присоединяться к соборующимся после его начала. Опоздавший нарушает закон не отдельного храма, священника или сотрудников церковной лавки, но Того, Кто установил сами Таинства.
Тщательная подготовка к Таинству включает в себя и распределение своего времени с тем, чтобы прибыть в скит заблаговременно и бе з суеты подать свои имена в церковную лавку.
Убедительная просьба рассчитывать график поездки исходя из актуальной дорожной ситуации, которая порой вынуждает терять до нескольких часов в пути из-за простоя в пробках.
Как добраться до скита указано в разделе контакты.
Спаси Господи за понимание!
Вход в храм возможен только при наличии средств индивидуальной защиты. Также требуется соблюдать социальную дистанцию.
Гефсиманский Черниговский скит
Подмосковный город Сергиев Посад насыщен множеством интересных достопримечательностей, достойных посещения всех паломников. Необычные места можно обнаружить в разных районах города, а буквально в нескольких минутах езды от знаменитой Троице-Сергиевой лавры, в юго-восточном направлении от нее, располагается Гефсиманский Черниговский скит. С давних времен по количеству посетителей скит не уступает самой Лавре.
Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1845–1850 годы. Почти все строения достопримечательности сохранились до наших дней. Самое примечательное здание — колокольня с пятью ярусами и двумя приделами — главенствует над всеми постройками в округе. Построена колокольня была в 1895 году. На территории скита имеются кельи для монахов и подземные храмы, а также часовня. С начала 1990-х годов там возродилось монашеское общежитие. Под Черниговским собором находится святой источник. Все это и в наши дни влечет всех любознательных паломников и туристов, для которых организуются экскурсии.
Расписание богослужений в Гефсиманском Черниговском ските
Богослужения в Гефсиманском Черниговском ските проводятся ежедневно. Утреннее богослужение проходит с понедельника по субботу в 06:30 часов утра. По воскресеньям в 08:30 проходит Литургия.
Вечернее богослужение также проводится каждый день: в понедельник в 16:45, во вторник в 17:00 (Всенощное бдение), в среду в 16:45, в четверг в 16:45 (Полиелей), в пятницу в 17:00 (Всенощное бдение), в субботу в 17:00 (Всенощное бдение с литией), в воскресенье в 16:45 (Полиелей).
Иконы Гефсиманского Черниговского скита
Одна из самых известных икон Гефсиманского Черниговского скита — это знаменитая Черниговская икона Божией Матери. Она появилась в храме в 1869 году. Этой иконе приписывается множество чудесных исцелений: одной из первых, приложившись к иконе, вылечилась от паралича старая крестьянка. После этого случая Скит стали посещать многие больные.
Помимо чудотворной иконы в Гефсиманском Черниговском ските есть и другие святыни:
Соборование в Черниговском Гефсиманском ските
Соборование является религиозным таинством, во время проведения которого на человека призывается святая благодать с помощью помазания священным маслом — елеем. Соборование помогает избавиться от разных болезней, как физических, так и душевных, а также отпустить грехи.
Специальная подготовка к процессу соборования не нужна. Желательно за 3 дня до таинства (или в течении трех дней после) исповедоваться и причаститься. Таинство совершается начиная с 7 лет.
Соборование в Черниговском Гефсиманском ските проводится каждый день (кроме воскресенья и дней религиозных праздников). Начинается соборование в 12 часов. Прийти в церковь лучше приблизительно за 30 минут.
Пещеры
Центральным храмом Гефсиманского Черниговского скита является знаменитый Черниговский храм, построенный в 1886–1889 годы. Прямо под этим строением расположена необычная пещерная церковь, возведенная в 1851 году. Также в 1856–1857 годы здесь была возведена внушительная трапезная пещерного храма. В трапезной оформлен уникальный сводчатый потолок.
Весь период своего существования пещерная церковь является действующей. Периодически ее помещения ремонтируют и реконструируют.
Гефсиманский Черниговский скит на google-панорамах Сергиева Посада
Как добраться до Гефсиманского Черниговского скита
Гефсиманский Черниговский cкит расположен на восточной оконечности города Сергиев Посад, в трех километрах от Троице-Сергиевой лавры, между селениями Ферма и Киновия.
Из Москвы до Сергиева Посада можно доехать пригородным автобусом маршрута № 388 с автовокзала около станции метро ВДНХ и электропоездом с Ярославского вокзала.
От железнодорожного вокзала Сергиева Посада до скита можно добраться на городском автобусе № 38. Остановка так и называется — «Черниговский скит». Автобус отходит приблизительно один раз в час.
При поездке на автомобиле необходимо двигаться от Троице-Сергиевой лавры со стороны проспекта Красной Армии вдоль по улице Карла Маркса, затем повернуть на улицу Вифанскую, далее по Новоогородной до указателя «НИИРП», после которого свернуть направо к скиту.
Также можно воспользоваться услугами такси в Сергиевом Посаде: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил и многими другими.
Видео про Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде
Черниговский скит в сергиевом посаде расписание богослужений завтра
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский
Гефсиманский Черниговский Скит
Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.
Гефсиманский Черниговский Скит
Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп.
Показать полностью. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.
тел. 8 496 549 25 28
Гефсиманский Черниговский Скит запись закреплена
Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам (1 Сол.4:13–17):
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Гефсиманский Черниговский Скит запись закреплена
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево:
Показать полностью. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим (Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4).
4 ноября (22 октября по старому стилю) особо чествуется московский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, привезенный из Казани князем Дмитрием Пожарским, под предводительством которого в 1613 году от иноземных захватчиков была освобождена Москва.
История обретения Казанского образа, с которого позднее был сделан московский список, восходит к середине XVI века, когда войска царя Иоанна Васильевича взяли Казань (1552 год). Тогда повелением царя в городе был заложен собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1579 году в Казани произошел страшный пожар, и многие местные жители, остававшиеся некрещеными, возроптали, вознося хулу на православную веру. Промыслом Божиим тогда и была явлена чудотворная икона, обретение которой умирило людей и помогло нести свет Христовой истины дальше, на восток, куда распространялись владения русского царства.
В те дни вместе с другими погорельцами свой дом начал восстанавливать и стрелец Даниил Онучин. В одну из ночей его девятилетней дочери Матроне во сне явилась сама Божия Матерь и повелела достать из земли икону Ее, укрытую там тайными христианами еще до освобождения Казани. Сперва никто не поверил словам девочки. И лишь после третьего видения святыня была обретена. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор. В последствии царь Иоанн Грозный распорядился устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, служил в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Обладая даром повествования, он еще в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был, записал случаи чудесных исцелений, произошедших от иконы: исцеления слепых, расслабленных.
Тяжелым испытаниям в те времена подвергалась Свято-Троице Сергиева Лавра, осажденная польско-литовскими войсками. И чудесным образом в видении архиепископу Арсению явился игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, сказавший: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
В воскресенье, 25 октября (по старому стилю), русские дружины с Крестным ходом вошли в московский Кремль, неся Казанскую икону. Там она была встречена вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
Божиим Промыслом, в день празднования освобождения Троице-Сергиевой Лавры от захватчиков, 12 января 1806 года, со своей первой проповедью обратился к пастве будущий святитель Филарет Московский, по благословению и попечительстве которого в 1844 году началось строительство Гефсиманского скита:
Слава вам, насадители сего вертограда, возрастившего лавры и оливы! Слава вам, бесплотные вожди безоружных воинов, преподобные, Отцы, Сергие и Никоне, основатели и покровители сея обители! Слава тебе, беззащитная защита бедствующего царства! Торжествуй ныне избавление свое и со всею победоносною отселе Россиею, в подражание победоносной церкви, исповедай, яко «сия есть победа, победившая мир», и мир нам приобретшая вера во Всеблагаго и упование на Всемогущаго.
…Полагать началом общежития одну только нужду взаимного вспомоществования, а причиною распространения его право сильнейшего есть представлять общество союзом кровожаждущих тигров и жалких агнцев. Сие есть род безбожия, отъемлющего у Вседержителя великую область безпредельного владычества Его. Думать, что множество различных воль само собою соединилось в одну, что из бесчисленных частных выгод случайно составилась польза общая – значит производить все творение из нечаянного стечения пылинок. Да не прельщает нас обманчивое суемудрие: Бог столько-ж есть Творец собранного воедино и приявшего политическое образование, сколько нравственного и естественного мира.
…Благоденствие общества не может существовать без строгого исполнения должностей, возлагаемых им на своих членов, и без ревностного их содействия благу целого. Трудности, которые встречаются при исполнении сих обязанностей, опасности, которые бывают иногда с ним сопряжены, личная польза, которою должно часто жертвовать ему, – все сие заставляет искать сильнейших, действительнейших побуждений к хранению верности. Сии побуждения находятся только в добродетели, верою в Бога подкрепляемой.
…Что здесь могут надменные враги? – Они сильны, но чего не одолеют имеющие Всесильного своим поборником? Они многочисленны, но чего не сотворит в поругание гордыни Тот, Коего волею и неплоды многочадствуют, Который и бездетного старца возращает «в язык велий»?
…Напрасно говорят, что тело общества подвержено такому же разрушению, как тело животных; что падение государств есть только следствие состава их. Можно, без дерзновенного присвоения высокого дара пророчества, сказать с Пророком каждому Иерусалиму, оставившему Бога своего: «накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя» (Иер. II. 19). Для совершения сего предсказания не всегда требуется сверхъестественная месть; стрелы нечестия, пущенные на небо, медленно или скоро собственною тяжестию низвергаются поразить развращенных народов. Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия махины приходят час от часу в больший безпорядок. По испровержении сего оплота поток беззакония не находит никакой преграды и всюду разносит бедствия и опустошения.
…Наша польза, слушатели, нас да научит сохранять веру, как драгоценнейший залог благого неба; или если прошедшее несчастие есть убедительнейший наставник, настоящее торжество, торжество незабвенное, доколе не угаснет любовь к Отечеству, его произведшая, – при каждом возвращении своем да повторяет нам оный полезный урок».
Гефсиманский Черниговский скит
Гефсиманский Черниговский скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения.
Содержание
История [ править ]
В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.
В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.
В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.
Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.
Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.
Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».
С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.
Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».
В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».
Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».
Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).
С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.
Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.
По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.
Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.
Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.
Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.
Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.
Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.
К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.
Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.
Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.
20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.
Современное состояние [ править ]
Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.
18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.
В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».
К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстановлены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.
Комплекс скита включает в себя следующие строения:
На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»).
В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита.
Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.
К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.
До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви.
Ремонтно-реставрационные работы по восстановлению церкви Боголюбской Киновии начались в 2012 году. Сейчас, благодаря тщаниям благодетелей, храму возвращено былое благолепие.
Великое освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 24 июля 2019 года.
Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского состоялось в Боголюбской Киновии 30 августа 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон.
Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского
Гефсиманский Черниговский Скит основан в 1844 году. Трудами схимонаха Филиппа в 1847 году образовалось пещерное отделение. Вскоре после ископания пещер там, на глубине порядка 15-20 метров, забил источник. Братия использовала воду из него как колодезную. После постройки собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской кладезь оказался расположенным с западной стороны храма, непосредственно под папертью.
Для удобства набора воды была устроена часовня, в которую заходили многочисленные паломники, приезжавшие в скит, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской. После прославления чудотворной иконы люди начали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов и от источника.
В двадцатые годы XX столетия система отвода воды из подземного колодца была разрушена и все строения пришли в полное запустение, а сама часовня была полностью разрушена. По Промыслу Божию, трудами специалистов и попечением благочестивых православных христиан, в настоящее время восстановлен отвод воды, обустроена купель и над ней построена часовня в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Чин освящения был совершен 14 сентября 2016 года, в день прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Вновь, как и в исторические времена, открыт доступ к набору воды для потребления ее на пользу души и тела.
Часовня открыта с 5:00 до 21:00.
Деятельность монастыря [ править ]
При Гефсиманском Черниговском ските действует небольшой кондитерский цех, который обеспечивает вкусной выпечкой не только братию, но и прихожан. Предлагаются изготовленные нашим кондитерским цехом куличи и пасхи (пасха шоколадная, с вареной сгущенкой, с цукатами, с изюмом, с орехами, с черносливом, с миндалем). В ассортимент цеха входят не только обычные пироги с самой разнообразной начинкой, но и замечательные торты, которые могут украсить любой праздничный стол. В пост на изготовление тортов, для теста и крема, идут жиры растительного происхождения. По старинным рецептам изготавливаются самые разнообразные виды хлеба и кваса. Весь хлеб производится без использования дрожжей.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1
Проезд: Гефсиманский Черниговский cкит находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области, в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия.
Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388 (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:
Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул. Каляевская».
Маршрутки и автобусы до пос. Ферма (№7, №18), Лоза (№30), №36, №37
Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север.
Автомобилем От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.
С северо-восточной стороны скита располагается парковка для больших туристических автобусов.
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений [ править ]
Трапезные [ править ]
Для паломнических групп организовано питание в «Трапезе Паломника», которая располагается у въездных ворот. В новой трапезной обустроена безбарьерная среда для маломобильных групп граждан, а также все для комфортного отдыха родителей с маленькими детьми: есть столики для кормления детей, пеленальный столик. В новой трапезной, где могут разместиться до 60 человек, можно не только приобрести выпечку или заготовки, но и заказать завтраки, комплексный обед или поминальную трапезу. Заказ питания производится заблаговременно по телефону +7(985) 098-89-34.
На территории Гефсиманского Черниговского Скита ежедневно с 8:00 до 20:00 открыта «Монастырская трапеза». С четверга по воскресенье с 10:00 до 18:00 открыта «Монастырская трапеза» у колокольни.
В трапезных также можно заказать и приобрести монастырскую продукцию.