черногорский монастырь архангельской епархии
Красная Горка. Красногорский Богородицкий монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе.
Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы. Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение.
9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою».
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Правда, в отчете в Московскую Патриархию архиепископа Архангельского Леонтия, датированном 1946 годом (по данным Д. Иванова), упоминается о том, что «Грузинскую» икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске.
Однако дальнейшая судьба этого чудотворного образа неизвестна. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок.
В пятнадцати километрах ниже поселка Пинега на вершине горы — самом высоком месте по всей реке расположен бывший Красногорский монастырь, игравший в XVII—XIX веках немалую роль в жизни края.
Основан он в 1604 году священником соседнего Юрольского прихода Мироном, который принес из Кеврольской церкви почитаемую икону Владимирской Божьей Матери и водрузил ее на горе, называемой Черной: «место горнее, от людей удаленное, черными лесами окруженное». Два года он с помощниками расчищал округу от леса, постригся в монахи под именем Макария и бил челом царю, прося разрешение на основание монастыря. Василий Шуйский ответил: «есть место годно к монастырскому строению. на Пинеге реке близ Волока Пинегского в диком лесу, словет Черная Гора. да будет так, как нам поп Макарий бил челом. »
В 1607 году «искусный в церковном строении плотник Яков» среди леса срубил первый деревянный храм и вокруг него несколько келий. Рядом повесили колокола на двух столбах. До 1629 года, пока ярославский купец Егор Лыткин не пожертвовал в монастырь Грузинскую икону Божьей Матери, а вместе с ней немалую сумму на строительство, обитель влачила жалкое существование. Вскоре на Черной Горе возводится новая церковь. Тип ее — шатер на крещатой бочке, столь распространенный в этих краях, точно оговорен в письме купца к игумену Макарию: «. среди кровли церковной сделать четыре бочки со всех сторон. и с тех бочек вывести шея, маковица и крест опаять железом белым. шатров не делать, ради того, что высокие церкви молниею пожигает. Место вам под нову церковь избрать покрепче и попространнее. ». Рядом — шатровая колокольня с «боевыми часами» на ней и еще одна церковь, у которой «верх рублен клинчатой», иначе говоря, клетская. Вскоре срубили и монастырскую ограду «тыном стоячим», то есть из вертикально поставленных один к одному бревен с заостренными верхними концами. В XIX веке ее заменили каменной.
Все чаще монастырскую гору называют не Черной, а Красной — красивой. И действительно, место это исключительное — отсюда открывается величественная, захватывающая дух панорама. Под самым монастырем, на склонах — луга, врезающиеся в густой лес, далеко внизу серебрится река, то вступающая в высокие лесистые берега, то разливающаяся по широким наволокам. На самом горизонте, где Пинега делает крутой поворот, чуть заметно село Сояла, когда-то известное своей шатровой церковью. Поближе, на том же левом берегу, Юрола — одно из древнейших поселений в этих местах. В хорошую погоду можно увидеть Вонгу, находящуюся напротив поселка Пинеги.
Во второй половине XVII века монастырь разбогател. Царь Алексей Михайлович разрешил «на большое море окиян. посылать на дву кочах для рыбного и звериного промыслу. наемных людей». Монастырские суда стали доходить даже до Новой Земли, там промышляли белых медведей и песцов. Монастырь построил свои подворья в Холмоюрах, Архангельске, Пустозерском остроге. Семга, сиги, икра прямо оттуда посылались к царскому столу. В ответ шли новые льготы. Лучшие пахотные земли и сенокосные угодья на много верст вокруг были захвачены монастырем. Понятно, что окрестные крестьяне из-за множества притеснений часто нападают на него, «чинят всякую смуту и мятеж»,— жалуется настоятель. В обители жизнь была отнюдь не аскетическая, да иначе бы и не потребовался указ холмогорского архиепископа Афанасия: «А вина себе в монастырь отнюдь. не покупать и. нигде не держать. и смотреть накрепко, чтобы. никто не пил и не бражничал. а женску полу в келий. не пущать. и на скотском дворе. держать пожилых вдов в совершенных летах».
Большую известность монастырь приобрел и оттого, что его часто навещал сосланный в эти края князь Василий Голицын, бывший начальник посольского приказа, приближенный царицы Софии, один из образованнейших людей России конца XVII века. Здесь же по завещанию он и был похоронен в 1714 году. Могильная плита до наших дней не сохранилась.
В 1716 году после пожара деревянной церкви возникает мысль о каменном храме, но понадобилось специальное разрешение Петра I, так как по его указу в связи со строительством Петербурга было запрещено по всей империи возводить каменные здания. Спасло дело то, что строительный материал уже находился в монастыре. Трехпридельный собор Грузинской Божьей Матери был освящен в 1735 году. Облик его характерен для каменной провинциальной архитектуры первой половины XVIII века, когда новое, связанное с петровскими преобразованиями, затейливо переплеталось со старым, традиционным. Храм повторяет композицию ярусных деревянных церквей: на четверике два восьмерика. Здание, построенное из крупного кирпича с забутовкой, украшено карнизами, поясами и пилястрами, слабо выступающими из плоскости стен. Мастер робко, словно с опаской осваивает новую для него ордерную систему. Зато окна с перспективными проемами и наличники, некоторые из них завершаются кокошниками — характерный мотив XVII века — выполнены куда более уверенно. Внутри собор, вероятно, напоминал зал и производил внушительное впечатление: своды не имеют столбов, и потому пространство оказывается цельным, нерасчлененным.
В одном комплексе с главным храмом и на одной оси с ним возвели просторную трапезную, а над нею деревянную колокольню, замененную в 1802-1807 годах каменной — самым высоким сооружением монастыря.
Теперь собор находится в аварийном состоянии, он продолжает разрушаться, как, впрочем, и другие постройки. Исчезла ограда, несколько лет назад снесены главные Святые ворота, территория застраивается хаотично, разрушается целостность ансамбля.
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1606 году преподобным Макарием Красногорским на горе Чёрной, до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Основатель монастыря принёс в обитель список Владимирской иконы Божьей Матери.
Вскоре после основания монастырь попал под покровительство богатого ярославского купца Егора Третьяка Лыткина. По его инициативе в 1629 году сюда была перенесена икона Грузинской Божьей Матери, после чего монастырь стал привлекать многочисленных богомольцев. Лыткин делал в монастырь богатые вклады деньгами, церковной утварью, богослужебными книгами (пожертвовал более 100 книг, причём 73 из них были переписаны им самим). Лыткин выстроил в монастыре по своему плану новую церковь.
В 1640 году умер основатель монастыря — преп. Макарий Красногорский. Место его погребения ныне утрачено.
В 1695 году обитель пережила пожар.
С 1764 года — заштатный монастырь.
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна.
В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.
В 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная Горка»). Через некоторое время восстановленные корпуса снова пострадали от пожара
На территории монастыря захоронен князь В. В. Голицын, скончавшийся в Пинеге в 1714 году.
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Храм Архистратига Божия Михаила ст. Круглое Поле
Не просите у Бога ничего, кроме исполнения воли Его, ибо Он сам знает, что ниспослать нам.
преподобный Серафим Вырицкий
Svetova Nastya запись закреплена
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С праздником!
Акафист Божией Матери в честь её иконы «Владимирская»
КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С праздником!
Акафист чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская»
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЁ «ГРУЗИНСКАЯ»
Избранней от всех родов, Божией матери и Царице пред пречистым Ея образом, со умилением хвалебная пения приносим: Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас Тебе зовущих: Радуйся, Невеста Неневестная.
Показать полностью.
Архангелов и Ангелов чини благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя: мы же земнороднии, трепетно предстояще чудотворному Твоему лику бренными устнами вопием Ти сице: Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; Радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная. Радуйся, Херувимов и Серафимов превозшедшая; Радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, святое вместилище Слова Божия; Радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая. Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; Радуйся, вину прародителей рода нашего рождеством Твоим искупившая. Радуйся, предстательство роду христианскому от Бога дарованное; Радуйся, спасения рода человеческаго начало. Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; Радуйся, мосте от земли к небеси земнородных возводяй. Радуйся, Невесто Неневестная.
Видящи Пречистая с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребывает, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от Персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы Ея христианския осквернившаго, и хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану, благопромыслительне ведати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца, возопи Богу: Аллилуиа.
Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем бесценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с Патриархом Филаретом совещашеся. Мы же таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней: Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; Радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая. Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая. Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; Радуйся, Христову веру во стране нашей утверждающая. Радуйся, обитель иноков Красныя Горы святым Твоим образом освящающая; Радуйся, день принесения честныя Твоея иконы исцелением инока знаменовавшая. Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла, нам даровавшая; Радуйся, безценный бисер, Христа, на спасение наше рождшая. Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; Радуйся, мирную обитель иноков неотъемлемым богатством обогатившая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати: ей бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и всяку язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.
Имеющи промышление теплое о людех зимныя полунощи, Гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла оси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси: да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении, вопиют Тебе, Владычице: Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя Горы державным покровом Твоим осеняющая; Радуйся, чудесами от святыя Твоея иконы Гору Красную прославляющая. Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; Радуйся, Гору Красную житию иноческому чудно указавшая. Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; Радуйся, поселившымся на сей святей горе инокам обитель тихую создавшая. Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; Радуйся, всем хотящым улучити спасение споборствующая. Радуйся, Красную Гору и обитающих на ней благодатным Твоим омофором покрывающая; Радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая. Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; Радуйся, заблудших на путь истинный наставляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Красная горка. Монастырь
На выходных скатался в Красную Горку, что в Пинежском районе, в 200 км от Архангельска.Там восстанавливают бывший монастырь.
Дорога туда идет вдоль северной реки Пинега, сквозь местные горы — как-нибудь выложу ролик в Б.Ж. INтуриста.
Оказалось, что на зиму все восстановительные работы прекращены.
А теперь — история.
Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе.
Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков». Вскоре доброе дело нашло поддержку.
К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы.
Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы.
Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей.
7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение.
9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою».
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители.
Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Правда, в отчете в Московскую Патриархию архиепископа Архангельского Леонтия, датированном 1946 годом (по данным Д. Иванова), упоминается о том, что «Грузинскую» икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске.
Черногорский монастырь архангельской епархии
Красногорский Богородицкий монастырь.
Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе. Монастырь был славен прежде всего своими святынями.
Красногорский монастырь.
Обитель основана в 1606 году преп. Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. «Наименование (Красногорский) это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков».
Как сообщает о преподобном Макарии архимандрит Никодим в «Архангельском Патерике», он «до принятия монашества назывался Мироном и был священником Юрольского прихода Пинежского уезда». Приход этот находился на левом берегу реки Пинеги. В двух верстах от храма возвышалась гора, «заросшая густыми вековыми лесами, пугающая своими непроходимыми дебрями». Поэтому называлась та гора — Черной.
По соседству с этой Черной горой и жил священник отец Мирон. Вероятно, он был еще не старым человеком (умер он в 1640 году, а датой основания им Красногорского монастыря является 1603 год). Отец Мирон был вдовствующий священник, у него рано умерла супруга.
В пинежском селе Кевроле в тамошнем храме Воскресения Христова служил игумен Варлаам. В числе принадлежавших ему икон был и чудотворный Владимирский образ Божией Матери. Когда Варлаам состарился, то, предчувствуя скорую кончину, решил передать икону в надежные руки. Он уже нашел благочестивого человека, которому собирался доверить святыню. Однако произошло иначе. Во сне Варлааму «явилась некая световидная Жена и повелела отдать эту икону «вдовому иерею Мирону» с тем, чтобы она была отнесена на Черную гору и там был основан монастырь». Варлаам понял, что Женой этой была Сама Матерь Божия. Он поспешил передать икону священнику Мирону, рассказав ему о своем удивительном сне.
Тот понял, что должен исполнить волю Пречистой Девы и перенес Владимирскую икону на Черную гору, поставив там крест. Величина иконы Владимирской Божьей Матери была 7 вершков в длину и 5 вершков в ширину (вершок = 4,4 см). Это произошло в 1604 году. Вслед за тем Мирон принял монашество с именем Макария. В 1612 году ему довелось освидетельствовать мощи праведной Параскевы Пиринемской. Из того, что это ответственное поручение было возложено на преподобного Макария, можно заключить, что он за свою подвижническую жизнь пользовался уважением у церковных властей, которые доверили ему столь важное дело. В 1640 году преподобный Макарий скончался в Красногорском монастыре. Место погребения его впоследствии было утрачено. «В самом Красногорском монастыре память о преподобном Макарии совершенно забылась и место погребения его неизвестно», констатировал в 1901 г. архимандрит Никоди
По преданию, святая икона без присмотра оставалась два года. Священноинок Макарий посылал челобитную в Москву царю Василию Иоанновичу Шуйскому и 28 августа 1606 года получил грамоту – разрешение на строительство «со взносом в казну алтына». Царь Михаил Федорович в 1631 году грамотой утвердил «количество и границы данной в надел земли с оброком в 10 алтын», а царь Алексей Михайлович грамотой в 1659 году подтвердил данные прежде Красногорскому монастырю права на владение землею и строго повелел, «чтоб всякий воровские люди от монастыря были отрезаны…».
Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы.
В это же самое время жил в Ярославле купец Егор Лыткин с его именем связано появление в обители второй чудотворной иконы Богородицы – Грузинской. Грузинской она называлась потому, что первоначально находилась в Грузии. После того, как в 1622 г. Грузия была завоевана персами, эту икону купил у персидского торговца приказчик ярославского купца Григория Лыткина. Однако ни ему, ни его хозяину оказалось не суждено владеть чудотворной иконой. По откровению свыше, купец Лыткин подарил ее Красногорскому монастырю. Как только икона была привезена в обитель, от нее стали совершаться исцеления. Первым прозрел и стал слышать слепоглухой монах Питирим. Позднее «в Красногорской обители икона прославилась многочисленными чудесами». В 1650 г. Новгородский митрополит Иона, исследовав описания этих чудес, установил день празднования Красногорской иконе Божией Матери. Этим днем стало 22 августа. В конце XVII века архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) поручил смотрителю московской типографии Федору Поликарпову составить канон в честь чудотворной иконы, что и было исполнено. Тогда же, в 1698 году, архиепископ Афанасий повелел «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией помощи и Ее, Богоматери, милости», ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск. Величина Грузинской иконы была 10 вершков в длину и 7 вершков в ширину.
Купец Егор Лыткин был щедрым благотворителем Красногорского монастыря. По своему плану и на свои деньги он возвел новый храм. В церковь пожертвовал утварь, книги, евангелие «московской печати с серебряными под золотом евангелистами», позолоченный подсвечник и напрестольный «серебряный под золотом крест в 100 рублей». Каждый год в святую обитель привозили щедрости купца Егора Лыткина: сотни «поучительных книг», ладан, священные одежды, персидскую тафту, железные с боем часы. В 1639 году монастырь обнесли оградой «рубленой в замок бревнами, крытой на два ската с двумя воротами». В 1641 году построили теплую церковь в честь Всех святых, в 1661 году «шатровидную на девяти столбах» колокольню, увеличив число колоколов до шести. 29 сентября 1716 года освятили круглый алтарь.
Теснота в церкви производила неприятное действие на богомольцев и 22 августа 1723 года протоиерей Холмогорского Спасского собора Иов положил основание каменного храма обители Красногорского монастыря. Частные пожертвования не покрывали всех расходов. Могла помочь только «государева казна». Императрица Анны Иоановна отпустила 1000 рублей «из таможенных архангельских сборов» и 22 марта освятили строительство главного храма чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери. В 1803 – 1808 годах построены два одноэтажных каменных дома, один для настоятеля, другой для братии, высокая новая изба с амбарами и кладовою, трапезная и гостиница. На северной стороне храма на средства мещанина города Пинега Михаила Егоровича Кобылина был построен придельный храм в память архистратига Михаила, который освятили в 1841 году. Когда-то в храме были архив и библиотека. Этим же, купцом Кобылиным пожертвован Красногорскому монастырю колокол весом 131 пуд 33 фунта. В 1858 году деревянную ограду заменили каменной. В 1859 году каменный храм внутри оштукатурили и расписали «живописью по стенам», исправили и позолотили иконостас и царские врата. Железную крышу на церкви и колокольне выкрасили, а кресты покрыли червонным золотом.
В Красногорском монастыре постоянно проживало чуть больше 50 монахов. Занимались они рыбным промыслом на Сояльском озере, сеяли ячмень и рожь, содержали рогатого скота 30 голов и 15 лошадей. Очень часто были неурожаи из-за ранних холодов. Много ущерба наносили пожары. 16 апреля 1646 года сгорел храм и девять келий. В 1716 году сгорела теплая церковь, а в 1759 году келии настоятеля и братии. Но самый большой пожар 21 июня 1859 года заступничеством Божией Матери пощадил монастырь.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы привлекали в монастырь большое количества паломников. Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение. 9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою». Долгое время в монастыре хранились вещи, присланные князю Софьей Алексеевной. В алтаре, на стене висело старинное зеркало «чистой и изящной отделки с позолоченными орлами», образ распятия и плащаница, унизанные жемчугом. Говорили, что их расшивала лично Великая Государыня Софья.
Плита с могилы князя Василия_Васильевича Голицина.
Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря. Архангельской епархии.
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Правда, в отчете в Московскую Патриархию архиепископа Архангельского Леонтия, датированном 1946 годом (по данным Д. Иванова), упоминается о том, что «Грузинскую» икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 г. в Архангельске. Однако дальнейшая судьба этого чудотворного образа неизвестна. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.
Красногорский монастырь.
В 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная Горка»). Здание колокольни при монастыре постепенно восстанавливают.