черноморское храм захарии и елизаветы
Церковь святых Захария и Елисаветы
Церковь святых Захария и Елисаветы — христианский храм, памятник истории, религии и культуры XIX–XX веков в пгт Черноморское на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Архитектура
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм.
Оно совершенно не похоже на привычные нам православные храмы.»> Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей.
Оно совершенно не похоже на привычные нам православные храмы.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
История
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Окно храма св. Захария и Елисаветы
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С моря храм служит ориентиром для проходящих мимо кораблей
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Храм пророка Захарии и праведной Елисаветы (Черноморское)
Церковь святых Захария и Елисаветы — православный храм, памятник архитектуры и истории, религии и культуры XIX–XX веков в на западе Крыма (Тарханкут). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению — церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей. Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму. Принадлежит Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», — упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви — 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением — татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц — 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии — около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники — 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Описание [ править ]
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII — первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней — по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века — православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Крым, пгт. Черноморское, улица Кирова, 7
Черноморское храм захарии и елизаветы
На сайте представлены актуальные цены объектов размещения. Предоставляется сервис поиска по параметрам и бронирования.
На сайте представлены актуальные цены объектов размещения. Предоставляется сервис поиска по параметрам и бронирования.
Достопримечательности Евпатории
В 1838 году в Ак-Мечети (в то время посёлок Черноморское) хозяином экономии графом М.С. Воронцовым был построен Христианский храм святых Захарии и Елисаветы.
Святые Захария и его супруга Елисавета почитаются в церкви как родители Ионанна Крестителя (по библейскому преданию).
Автором проекта церкви был известный архитектор Торичелли.
Архитектурный облик здания церкви сочетал в себе элементы романского и псевдоготического стилей. Это был большой дом с пристроенной к нему четырёхугольной башней, на которой располагался восьмиугольный пирамидальный шпиль. Общая высота здания составляла около 50 метров.
У церкви были стрельчатые окна и необычная колокольня, созданная по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира.
Церковь святого Захарии и Елисаветы была не только культовым сооружением, но и служила в то время хорошим маяком для кораблей. Свет такого необычного «маяка» был виден на расстоянии 17 миль от берега.
Беспощадное время разрушило храм. Здание церкви за эти годы было переоборудовано, был утрачен металлический крест.
В настоящее время составлен проект реконструкции этого архитектурного и культового памятника.
Черноморское. Церковь Захарии и Елисаветы.
Захарие-Елизаветинская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм построен в 1838 году по проекту архитектора Г. И. Торричелли. Своим созданием он обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семёновичу Воронцову. Церковь построена с необычной колокольней – по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира.
Здание церкви, выстроенное в необычном для русской храмовой архитектуры псевдоготическом стиле, привлекало внимание своей оригинальностью и служила ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. В оформлении церкви просматривались элементы романской архитектуры: полукруглые арки оконных и дверных проемов, рельефы колонн во внутреннем помещении, резьба по камню. Строилась она в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. Да и сам Воронцов, будучи сыном российского посланника в Англии, долгое время жил за границей и питал особое пристрастие к подобным принципам строительства. В XIX в. церковь святых Захария и Елисаветы, в основном, содержалась на средства Воронцовых, выделявшихся из доходов Ак-Мечетской экономии. Со стороны же прихожан поступали весьма скудные подаяния.
Внутреннее убранство храма особой роскошью не отличалось. Иконостас «ветхий», как указывалось в церковных документах. Описание его икон, к сожалению, не сохранилось. Но и те, которые сегодня украшают церковь, достойны особого внимания. Постепенно проясняются ранее потускневшие лики святых на иконах святого Стефана Саровского, Захария и Елисаветы. Изображение становится более четким. Икона «Распятие Христа» ранее принадлежала Н.И. Зубову – соратнику А. Солженицына, проживавшему в 1960-е годы в п. Черноморское. После его смерти она была передана храму. Причт должен был состоять из священника, дьяка и пономаря.
Есть сведения о том, что в русско-турецкую войну ядро с турецкого корабля попало в церковь, и турки с того момента платили дань России (россияне предусмотрительно ядро из стены не извлекали). Причем платили и после революции, вплоть до Второй мировой …
В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проёмах). С 1930 года в помещении церкви открыли клуб. С 1941 по 1945 гг. в ней был склад. В 1981 году к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы с спортзалом. Здание церкви стало борцовским залом. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик.
В 1990 году было принято решение о передаче в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого храма.
При входе в храм взору открывается иконостас необычайной красоты. Великолепная резьба по ореховому дереву удивляет своим изяществом, теплотой и благородным орнаментом, выполненным с необычайной тщательной симметрией. Иконостас был установлен в октябре 2011 года.
Достопримечательности Крыма: церковь святых Захарии и Елисаветы в поселке Черноморское
На полуострове Тарханкут находится много известных достопримечательностей Крыма. В их число входит церковь Елисаветы и Захарии. Она заслуженно занимает место в ряду наиболее значимых историко-архитектурных и культовых памятников полуострова Крым. Этот православный храм расположен в поселке Черноморское, который раньше носил название «Ак-Мечеть». Церковь была возведена на побережье Ак-Мечетской бухты в далеком 1838 г. Деньги на строительство выделил М. С. Воронцов – тогдашний губернатор Новороссии. В те времена Ак-Мечетская экономия была частью крымских владений Воронцова.
Высокое здание храма долгое время выполняло роль ориентира для морских судов, направляющихся в бухту Ак-Мечети. Глядя на храм Елисаветы и Захарии, никак не подумаешь, что в нем находится православная церковь. Это прямоугольное строение с витражными окнами в виде стрельчатых арок и пристроенной к нему колокольней со шпилем, которая больше напоминает башни средневековых английских соборов. Куполов у церкви нет, как и традиционного для православной архитектуры декора – богато оформленных порталов, лепных поясов под крышей, витиеватых оконных наличников и др. Вместо богатых наличников арочные окна обрамлены строгой каменной резьбой.
Необычный архитектурный облик этой достопримечательности поселка Черноморское объясняется тем, что она была возведена по канонам псевдоготического стиля, который был очень популярен в Российской Империи и европейских странах в первой половине позапрошлого столетия. Тогда при строительстве зданий различного назначения активно использовались элементы средневековой готики. Ее поклонником был и Воронцов, который несколько лет прожил в Лондоне.
Для создания проекта оригинальной церкви граф Михаил Семенович пригласил выдающегося зодчего Г. Торричелли. Следует отметить, что в облике уникального храма прослеживается влияние не только готической, но и романской архитектуры – в основном это полукруглые романские арки, обрамляющие двери и окна культового сооружения. Удивительный храм долгие годы являлся одним из главных религиозных и культурных центров Тарханкутского полуострова. При церкви в течение длительного времени работала большая приходская школа – одно из самых первых образовательных учреждений на территории всего Западного Крыма.
Храм освятили в честь святых праведников Захарии и Елисаветы. Согласно библии, они являлись родителями одного из самых почитаемых христианских святых – Иоанна Крестителя. Но почему церковь назвали во славу именно Захарии и Елисаветы? Это не было случайностью. Дело в том, что супруга Михаила Воронцова носила имя Елизавета. Это была красивая, обаятельная, умная и добрая женщина, которая заслуженно пользовалась всеобщим уважением. Христианский праздник праведников Елисаветы и Захарии приходился как раз на день рождения графини. Храм строил Воронцов, поэтому за ним оставалось право выбрать, в честь кого освятить церковь.
Изначальный интерьер этой историко-архитектурной достопримечательности Тарханкута не сохранился. Известно, что церковный иконостас имел один ярус и был оформлен довольно строго – без излишней роскоши и витиеватого декора. Стены святыни были украшены иконами. До наших дней дошел Синодальный указ от 1865 г., по которому притч Ак-Мечетской церкви должен был состоять из двенадцати духовных лиц. Храм существовал на средства, отчисляемые с доходов местной экономии, а также за счет личных пожертвований графа Воронцова и его близкого друга – богатого крымского помещика В. Попова.
Во второй половине 19 в. к церковному приходу относилось 16 близлежащих деревень. Общее число прихожан составляло около 2 000 человек. Школа была открыта при храме в 1885 г. В период Крымской войны готическая колокольня сильно пострадала. В нее угодило одно из вражеских пушечных ядер, выпущенных с турецкого боевого корабля. Случилось это в 1854 г., при массированном обстреле союзнической армией поселка Ак-Мечеть и его окрестностей. Когда война окончилась, Российская Империя предъявила Турции обширный перечень убытков, понесенных в результате действий турецкой армии и флота. Разрушение храмовой колокольни в Ак-Мечети Россия расценила как осквернение святыни – по этому пункту турки до 1914 г. каждый платили контрибуцию.
С приходом в Крым советской власти отношение государства к религии коренным образом изменилось. Православные храмы и мусульманские мечети стали массово закрывать. Не миновала эта печальная участь и церковь Захарии и Елисаветы. В 1930 г. ее двери были закрыты для верующих по постановлению ЦИК Крымской АССР. Здание святыни было отдано под клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. Во время ВОВ там был склад. После войны храм открылся снова. Но к концу 1960-х гг. приход существенно уменьшился, и власть снова закрыла культовое сооружение, чтобы не тратить средства на его обслуживание. Самые ценные иконы были перевезены в один из храмов Евпатории, а остальные иконы взяли себе немногочисленные прихожане.
В 1981 г. к церковному зданию пристроили новый двухэтажный корпус, где разместилась ДЮСШ. В нее вошла и сама бывшая церковь – ее частично перестроили и переоборудовали под зал для занятий борьбой. В начале 90-х гг. многострадальную церковь наконец-то вернули верующим. Вскоре ее отреставрировали. К сожалению, многие старинные иконы, когда-то украшавшие церковный интерьер, найти так и не удалось. В настоящее время восстановленный храм Елисаветы и Захарии является одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей Крыма.