чертеж храма василия блаженного

Храм Василия Блаженного — история и загадки

чертеж храма василия блаженного

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

чертеж храма василия блаженногоХрам Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

чертеж храма василия блаженного

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

чертеж храма василия блаженного

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

чертеж храма василия блаженного

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

чертеж храма василия блаженного

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

Источник

Кирпичные кружева Василия Блаженного

При строительстве были использованы практически все возможности кирпича и способы кладки. Собор Василия Блаженного является не только архитектурным шедевром, но и памятником строительного мастерства.

чертеж храма василия блаженного

чертеж храма василия блаженного

Уникальный храм-терем по праву считается одним из символов России. Менее известно, что при его строительстве были использованы практически все возможности кирпича и способы кладки, то есть собор является не только архитектурным шедевром, но и памятником строительного мастерства.

чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного

Изначально на месте храма Василия Блаженного была деревянная Троицкая церковь. Во время Казанского похода Ивана Грозного к ней пристраивались отдельные приделы, называемые в честь святых, на дни памяти которых приходились крупные победы русских войск. Идея увековечить победу монументальным храмом-памятником, вероятно, принадлежала митрополиту Макарию.

Покровский собор стоит у южной оконечности Красной площади без подвала. Первый ярус составляют массивные подклеты. Толщина кладки у основания достигает трёх метров. Система продухов в толще кирпичной кладки не позволяет влаге скапливаться в помещениях и создаёт прекрасный микроклимат, благодаря чему подклеты эффективно использовались для хранения ценностей. Конструкция северного подклета и вовсе уникальна для своего времени: здесь коробовый свод держится на стенах без поддерживающих столбов. В 1588 году на первом ярусе была оборудована церковь канонизированного Василия Блаженного над могилой юродивого.

Второй этаж собора объединяет в себе девять церквей. Центральная Покровская церковь увенчана каменным шатром, вокруг неё располагается обходная галерея и восемь храмов с собственными главами, создающие из кирпича замысловатый силуэт собора.

чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного

Впрочем, ансамбль собора складывался на протяжении веков, сохраняя не столько исторический образ, сколько представления позднейших зодчих о том, как должен был выглядеть храм-терем времён Ивана Грозного.

Как бы то ни было, в убранстве Покровского собора сохранилось достаточно много кирпича времён Бармы и Постника. Резные порталы-входы сложены из лекальных кирпичей в процессе стройки, причём объёмный декор выполнялся на месте.

чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного
чертеж храма василия блаженного

В Троицкой церкви, находящейся с восточной стороны Покровского собора, сохранилась в своде купола выложенная маломерным кирпичом спираль – символ вечности. А ниже в стены вмонтированы голосники – глиняные сосуды, выполняющие роль резонаторов.

Сегодня храм Василия Блаженного не кажется огромным. Однако вплоть до возведения в Кремле колокольни Ивана Великого, именно он был самым высоким зданием Москвы. 65 метров – это примерный размер современной 20-этажки. Вспомним, что эта «20-ти этажка» строилось из кирпича в 16 веке. Впрочем, из-за обилия кирпичных кружев на фасаде, чёткой пропорциональности и удачному расположению, Собор является именно украшением места, не конфликтуя с кремлёвским ансамблем.

чертеж храма василия блаженного

Не удивительно, что храм, не имеющий аналогов в мировой архитектуре, поражал современников – как русских, так и иностранцев. Размах и сама концептуальная задумка были в духе времени и особенностей личности Ивана Грозного. Встречать царя из похода собрался весь город. Очевидцы писали, что ничего подобного прежде не бывало: всеобщее ликование, Иван Грозный в центре войска. Покровский собор стал одним из этапов продвижения концепции «Москва – третий Рим». Как отмечал выдающийся историк искусств Михаил Ильин, именно поэтому церковь, находящаяся непосредственно при входе на второй ярус названа в честь Входа в Иерусалим – праздника, никак не связанного с победами в Казанском походе. Весь собор задумывался в качестве небесного Иерусалима – города-идеала, сказки, которую стремился сделать былью православный самодержец.

И до сегодняшнего для мы можем любоваться и восхищаться удивительному произведению кирпичных дел мастеров средневековой Руси!

Источник

чертеж храма василия блаженногоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.

В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).

Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.

Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.

В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.

Сень над могилой Василия Блаженного.

Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Попытки уничтожения храма и противостояние им

Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Источник

Колокольня

чертеж храма василия блаженного

Колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Сведений о звоннице сохранилось мало. Самое раннее ее изображение на миниатюре Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условное.

Мы видим двухъярусное трехпролетное сооружение с шатровым верхом и большими колоколами в арках. Более точное представление о древней звоннице дает «Годунов чертеж» и так называемый «Кремленоград» план (1595-1600 гг.). Трехъярусная звонница с тремя шатрами стоит к юго-востоку от собора на высоком постаменте, облицованном камнем или кирпичом.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая существует и по сей день.

Ее основание — массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, возрожден удивительный по своему звучанию колокольный звон Покровского собора.

Церковь Святой Троицы

чертеж храма василия блаженного

Церковь св. Василия Блаженного

чертеж храма василия блаженного

Церковь Трёх патриархов Константинопольских

чертеж храма василия блаженного

Церковь Киприана и Иустины

чертеж храма василия блаженного

Церковь Покрова Пресвятой Богоматери

чертеж храма василия блаженного

Церковь Входа Господня в Иерусалим

чертеж храма василия блаженного

Церковь Григория Армянского

чертеж храма василия блаженного

Крыльцо Северное

чертеж храма василия блаженного

На второй этаж собора с северной и южной стороны ведут две белокаменные лестницы в три пролета. В древности северная лестница являлась главным входом в храм.

Первоначально лестницы были открытые. В 1680–е гг. над ними возвели своды на так называемых «ползучих» (дугообразных, наклонных) арках. Арки расположены в два яруса, причем верхние соответствуют по форме нижним.

Изящные боковые арки органично сочетаются со сдвоенными висячими арками верха крылец. Разнообразие арочных форм придает легкость, ажурность, сказочность храму.

Внутри крыльца перекрыты коробовыми сводами, а снаружи завершаются двойными малыми шатрами, которые играют декоративную роль. По форме они повторяют в миниатюре шатер центральной церкви Покрова Богоматери.

Сразу же после возведения крылец их расписали цветочно–травным орнаментом. Они выделили зрительно западный фасад, обращенный в сторону Кремля, подчеркнув особую значимость этой части храма в духовной жизни средневековой Москвы.

Начиная со второй половины ХVI в. в Вербное воскресенье совершался торжественный крестный ход — «шествие на осляти» — из Успенского собора Московского Кремля в Покровский собор.

Участники шествия во главе с царем и патриархом (митрополитом) по нарядному северному крыльцу поднимались в западную церковь Входа Господня в Иерусалим, где совершали богослужение.

На верхней площадке северного крыльца сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Внутри на площадки крылец собора можно попасть, пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

Паперть. Вход

чертеж храма василия блаженного

Пространство, окружающее церковь святого Василия Блаженного, соединяет её с помещениями подклета — нижнего яруса Покровского собора. Оформленный сводчатым крыльцом XVII века вход на паперть является основным входом в музей. Столбы крыльца украшены разноцветными изразцами. Между боковыми опорами расположены сдвоенные арки, соединённые белокаменной гирькой.

Внутри стены паперти покрыты масляной росписью, выполненной к 1905 году — 350–летию начала строительства собора (1555 год) в единой стилистике с церковью Василия Блаженного. Живописные сюжеты посвящены Пресвятой Богородице, так как Покровский собор относится к богородичным храмам. Сочность красок росписи и богатство палитры придают особенную декоративность и нарядность помещениям при входе в церковь Василия Блаженного.

У западной стены паперти расположена архитектурная экспозиция. Она показывает изменения архитектурно–декоративного и живописного облика собора на протяжении XVI—ХХ веков. Наибольший интерес представляет фрагмент внутристенного деревянного бруса от конструкций, заменявших чертежи и помогавших возводить кирпичные стены собора.

На паперти представлены вкладные в Покровский собор хоругви, выполненные к 350–летнему юбилею собора (1905 г.), а также макет собора, изготовленный из папье–маше подмосковными мастерами–игрушечниками в 1920–е гг. Ценный исторический источник наглядно показывает, каким был собор до проведения масштабных реставрационных работ, и как он изменился за прошедшие сто лет.

Источник

CADmaster

чертеж храма василия блаженного

Опыт компьютерного моделирования Храма Василия Блаженного

Целью работы, о которой идет речь в этой статье, была практическая проверка современных возможностей компьютерного моделирования в режиме реального времени. Для этого было выбрано одно из самых красивых и геометрически сложных сооружений мировой архитектуры — Храм Василия Блаженного в Москве, а в качестве основной программы для моделирования взят AutoCAD.

Скачать статью в формате PDF — 309.9 Кбайт

Главная » CADmaster №5(40) 2007 » Архитектура и строительство Опыт компьютерного моделирования Храма Василия Блаженного

Прежде всего предстояло изучить документацию, которой почти не было. Основным информационным источником для создания компьютерной модели послужила вышедшая в 1988 году книга «Храм Василия Блаженного в Москве (Покровский собор)». К сожалению, работать с этим высокохудожественным изданием оказалось непросто — прежде всего из-за его формата. К тому же в книге встречались ошибки и неточности. Например, одна из фотографий, по которой мы пытались проверить, в какую сторону закручена маковка конкретной башни, воспроизведена в зеркально отраженном виде. Так что для полноты информации пришлось перебрать массу других источников и даже художественных изображений собора, относящихся к различным временным периодам, а также просто фотографировать отдельные фрагменты здания, хотя из Новосибирска сделать это было непросто.

Храм Василия Блаженного — сооружение сложное, строившееся по частям. Поэтому компьютерная модель также была разделена на логичные элементы: центральный и боковые столпы, нижняя часть здания, колокольня, пристройки… Каждый элемент создавался отдельно по заранее разработанным общим правилам с учетом общего масштаба и привязок. Итоговая модель собиралась из этих составных частей внешними ссылками. Такой подход позволил целому коллективу авторов одновременно работать над всеми компонентами модели, а руководителю в это же время отслеживать и корректировать весь проект. Кроме того, это дает возможность в дальнейшем постоянно совершенствовать модель, усложняя, уточняя или корректируя отдельные ее элементы.

Итоговая модель Храма Василия Блаженного в основных цветах без подбора материалов составила 17 файлов общим объемом 48 Мб. На ее непосредственное выполнение силами трех студентов и преподавателя (включая время на изучение документации по собору — это весьма существенная часть работы) ушло примерно три месяца (работа велась во второй половине дня в свободное от занятий время с небольшими перерывами на еду и сдачу зачетов и экзаменов).

После некоторых сравнительных экспериментов в качестве основной программы для моделирования был взят AutoCAD (версия 2006 — другой тогда просто не было). В первую очередь это определялось точностью и универсальностью его инструментов, легкостью в работе, а также эффективно реализованной технологией внешних ссылок, благодаря которым все работы велись на обычных компьютерах (ОЗУ 1 Гб), не перегружая память. Широкое использование блоков и некоторых других средств привело к тому, например, что файл с Западным столпом (тем, что напротив кремлевской стены) получил объем всего 1,3 Мб. И все же, когда модель собрали целиком, оперативной памяти 1 Гб оказалось уже маловато — крутилось медленно…

Для удобства дальнейших работ по цветовым экспериментам и визуализации, а равно для взаимодействия с другими программами составные части компьютерной модели сразу распределялись по слоям в зависимости от используемых материалов.

В целом выполненная работа показала, что общедоступные современные технические и программные средства (в нашем случае — пакет AutoCAD) позволяют специалистам, прошедшим базовый курс обучения, за реальное время моделировать архитектурные объекты высшей степени сложности. А поскольку трехмерная графика требует высокой точности проработки исходной документации, то есть все основания полагать, что в ближайшее время компьютерное моделирование станет одним из основных средств макетирования как в проектной деятельности, так и при подготовке студентов-архитекторов.

По-хорошему, этой оптимистичной фразой можно было бы и завершать статью, но в жизни все оказалось намного сложнее.

Дело в том, что чертежи, по которым велась работа, были мелкими, носили скорее сувенирный, чем технический характер, и вероятность ошибки в компьютерной модели была весьма высока. Да и вся книга, где были опубликованы чертежи, полного доверия не вызывала. Так что приходилось создаваемую модель постоянно проверять. Вариант создания модели в натуральную величину сразу отпал по финансовым соображениям. Остался практически единственный способ проверки — сравнивать полученные виды с фотографиями. Строить виды, аналогичные имеющимся фотоснимкам, и искать разницу. И тут выяснилось самое неприятное — разница все время была.

Причин тому несколько, и одна из них — оптические искажения при фотографировании. Так что если вы хотите получить «фотореалистичное» изображение, после визуализации картинку надо обрабатывать в растровом редакторе, вводя (в разумной степени) оптические искажения.

Другая причина — сама модель, то есть Храм Василия Блаженного. Его линии, как и все реальное, отличаются от идеальных. Там, где его создателям надо было выйти на нужную отметку, они выходили на нее, жертвуя прямолинейностью фасадных элементов. Да и некоторые оси (например, колокольни) имеют отклонение от вертикали, что неминуемо вносит нюансы во внешний вид всего сооружения. Так что компьютерная модель даже при всем старании авторов является некоторой идеализацией модели реальной.

Когда работа по созданию модели Храма Василия Блаженного была завершена и начались разного рода эксперименты, произошло весьма интересное событие. Во время просмотра одного из компьютерных роликов видеоплата дала сбой и показывала ролик с многочисленными наложениями и искажениями изображения. Единственным техническим средством, которое в тот момент можно было использовать для сохранения увиденного, оказался цифровой фотоаппарат.

Из двух сотен снимков после некоторой компьютерной обработки был оставлен десяток представляющих явный художественный интерес. Таким образом, было неожиданно получено несколько художественных работ с изображением Храма Василия Блаженного, несомненно относящихся к области компьютерного искусства. В полном объеме их планируется представить на международном фестивале ANIGMA, который пройдет в Новосибирске в апреле 2008 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *