чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

«Чертог Твой вижду, Спасе»

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйчертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйчертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйчертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйчертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйчертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

В подмосковном поселке Черкизово стоит храм в честь Покрова Божией Матери. До революции здесь нередко пел на богослужении сам Федор Шаляпин. Ему Покровский храм очень нравился. В особенности знаменитый бас любил бывать в Черкизово на Страстной седмице — неделе перед Пасхой. Богослужение Страстной седмицы наполнено проникновенными песнопениями, которые призывают нас сострадать Христу. Одно из них, в особенности, трогало душу великого певца. Шаляпин исполнял его строго по церковному уставу — стоял посреди храма и пел один, без сопровождения хора. Названо данное песнопение по первым своим словам — «Чертог Твой вижду, Спасе». Подробнее о его содержании рассказывает священник Антоний Борисов.

Песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе» является светильном. Так называются молитвословия, которые в древности исполнялись на рассвете — с появлением света восходящего солнца. Отсюда и название — светилен. Полностью текст молитвословия «Чертог Твой вижду, Спасе» звучит так: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В русском переводе слова песнопения можно передать следующим образом: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный. Но достойной одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети одежду души моей, податель Света, и спаси меня». Чертогом наши предки называли дворец — обычно царский. В данном песнопении под чертогом понимается не только царское жилище, но и так называемый «невестник». Невестником или чертогом невесты именовалось помещение, где проходил свадебный пир. Господь каждого человека приглашает на Свое торжество. В церковных текстах душа часто называется «невестой Бога». Невеста — непорочна и верна своему жениху. Человеческая душа должна быть чистой и преданной Богу, Своему Создателю. В Евангелии есть притча о приглашенных на свадебное торжество. Хозяин дома, Бог, зовет Своих друзей на брак Своего Сына. Сын Хозяина — Иисус Христос. А брак — торжество Царства Небесного. Но приглашенные отказываются прийти. В итоге Хозяин вместо друзей сажает за Свой стол всех, кого сумел найти — богачей и бедняков, здоровых и больных. Слушая песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе», мы как бы оказываемся на пороге торжества Сына Божьего. На нас нет достойной одежды, но мы просим Бога сделать нас достойными Райской радости.

Песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе» звучит в православных храмах во время вечернего богослужения первых трех дней Страстной седмицы. По традиции во время исполнения этого молитвословия открываются Царские врата — центральные врата иконостаса. Так Церковь показывает людям, что врата Царства Божия открыты перед ними. Войти в него сможет тот, чья душа стремится быть с Богом. А теперь давайте послушаем песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе» в исполнении братского хора Троице-Сергиевой Лавры.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Чертог Твой вижду, Спасе мой. Прот. Сергий Правдолюбов о Великом Понедельнике (+аудио)

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

Виноградник мира

На утрени в Великий Понедельник читается и замечательная притча о работниках в винограднике (Мф. 21, 33-43). Это притча обо всех нас, обо всей Земле, о самосознании нашей планеты.

Виноградник – это то, что защищено оплотом, плетнём, оградой, которая огораживает город, полис. Полис по-гречески

πόλις – отсюда политика, глобальная политика, цивилизация… И вот Господь, как Хозяин виноградника, насадил виноград и нанял работников в этом винограднике, и ждал, когда они принесут урожай.

И это относится ко всей планете Земля, ко всей цивилизации. А что сделали работники? А они сказали: «А зачем мы будем отдавать ему этот урожай? Мы возьмем его и захватим, и сделаем урожай своим».

Хозяин послал одного человека, они его убили и не принесли виноград. Хозяин послал другого человека, они и его убили, как убили и пророка Исаию, как убили других пророков и Иоанна Предтечу.

И тогда хозяин виноградника сказал: «Пошлю-ка я сына своего, вот тогда они устыдятся и не будут больше убивать». И послал Господь Сына Своего на Землю. А работники виноградника сказали: «О! Это наследник, давайте мы убьем Его. И все наследство будет наше».

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

Притча о злых виноградарях. Кодекс Ауреус Эптернаценсис; Около 1035.

Какое ужасающее недомыслие, какое непонимание, какое страшное узурпаторство! Ведь «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23: 1). Не сами мы владеем землей, не сами мы зародились из каких-то бактерий, мальков, обезьян или чего-то подобного. Господь нас сотворил. И поставил нас здесь, на Земле, работниками Своего виноградника, а не нашего. Очень сильная притча! И эта притча — о страдании Господа Иисуса Христа. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21.39).

Иосиф Прекрасный

В этот же день, в Великий Понедельник, вспоминаются еще и другие, очень важные, библейские события. Я хочу напомнить, что в древности существовало невероятное количество всевозможных редакций Постной Триоди – редакций от разных монахов, монастырей, где одни – одно вспоминали, и другие – на чем-то ином останавливали внимание.

Даже в современной Триоди мы встречаем следы прежних редакций: воспоминание одного, другого, третьего события собраны здесь воедино, и в один и тот же день в разных песнопениях, в разных молитвах раскрываются в богослужении. Так было благоугодно Церкви Божией.

Что же вспоминается в Великий Понедельник? «Иаков рыдаше Иосифова лишения», отец очень скорбел о том, что произошло с его сыном. Братья продали Иосифа в рабство. Он был любимый сын у Иакова, а братья его взяли и из ревности сначала бросили в ров, а потом продали его проезжим путешественникам в рабство в Египет. Иосиф стал таким невинным страдальцем, через которого весь народ получил спасение. Иосиф Прекрасный является одним из символов Самого Господа Иисуса Христа.

Он послужил делу спасения, хотя претерпел большие страдания и во рве, и в Египте, где он был заключен в темницу. Между прочим, вспоминается, не только как его продали и предали, но и его подвиг целомудрия. Иосиф называется Прекрасным за то, что он не соблудил с женой фараона.

Она, увидев во дворце молодого, красивого человека, воспылала к нему невероятной страстью, и не просто просила, чтобы он был с ней, но попыталась даже принудить его к этому ужасающему делу. Но Иосиф, оставив свой плащ, нагой убежал от нее. Потом он был оклеветан и брошен в темницу.

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

В. де Портер. Иосиф Прекрасный и его братья. XVII в. Голландия.

В стихире поется, как Адам в раю был нагой и не стыдился, так и Иосиф Прекрасный, будучи нагой, не постыдился этого, чтобы сохранить душу свою целомудренной, святой, и не сотворить зла перед Богом и перед своим господином. В его подвиге — образец удивительной стойкости и крепости души, который вспоминается в Великий Понедельник.

Смогу ли я быть с Тобой?

После канона, после трипеснца на утрени поется ексапостиларий, то есть светилен, песнопение, которое в древности исполнялось на рассвете, когда уже встает солнце. Специальный певец выходил на середину храма и пел песнопения торжественным напевом.

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшЕнный,/ и одежды не имам, да вниду вонь:/ просвети одеяние души моея,/ Светодавче, и спаси мя».

Тема – та же самая: бдительность. Ты для меня пострадал, Господи, но смогу ли я быть с Тобой?! «Чертог Твой…» – одно из самых прекрасных песнопений, которое очень сильно действует на всех людей. И даже в XIX веке, в начале ХХ-го века далекие от Церкви люди – художники, музыканты и артисты, как говорят, на вопрос: «Скажите, вы любите богослужение?» отвечали таким признанием: «Я каждый год хожу в храм Христа Спасителя и слушаю, как Нежданова, Шаляпин и Собинов поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой»». Великие артисты один раз в году пели «Чертог», и все это слушали с упоением.

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

Лоно Авраама, Исаака и Иакова из мозаик Страшного Суда. Мозаики Флорентийского баптистерия

Не в артистах дело, не в красоте мелодии, а в смысле этого песнопения, который мы должны очень хорошо понимать. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Чертог — что это значит? Вот в Троице-Сергиевой Лавре есть так называемые «Чертоги» — громадные двухэтажные здания, в которых когда-то останавливались царь и царица. Есть и митрополичьи чертоги – там, где останавливался митрополит. Само слово «чертог» мы воспринимаем как какой-то красивый-красивый дворец, очень хорошо и дорого украшенный.

В греческом тексте песнопения это слово звучит гораздо определённее. С греческого «чертог» переводится, скорее, как «невестник», то есть покои для новобрачных, где для молодых приготовлены специальные покои.

Пир любви

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду вонь»,

то есть войду в него. В песнопении употребляется приточное слово, которое было сказано Самим Господом в притче: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему» (Мф.22:2). Не «брак» в единственном числе, а «браки сыну своему». Все должны прийти на «браки», на торжество, в эту вечерю, все должны принять в ней участие. Это символическое указание на то, что каждый человек имеет душу, как невесту, которая любит своего Бога, а Бог любит ее. И каждый человек бывает возлюблен Богом, Господом Иисусом Христом, он должен только ответить на эту любовь.

В притче о брачном пире говорится, что позвал Господь многих-многих людей на то чтобы они пришли и приняли участие в Его вечере. Сначала позвали «званных», то есть особо почитаемых, особо знаменитых, особо талантливых, самых-самых лучших людей, но те начали отказываться: «Я не могу, у меня веская причина. Я волов купил, хочу их испытать».

А другой говорит: «А у меня самого свадьба. Куда я пойду?» И стали отказываться, отказываться один за другим. Не хотели разделить радость Господа своего. Тогда Господь послал позвать еще и других людей: «Пойдите, позовите на мой праздник».

И позвали людей отовсюду, всевозможных, уже без всякого разбора, без пригласительных билетов на торжество, которое надо было устроить. Ведь устроить пиршество для людей, простите, — это ужасающе трудно. Во-первых, невероятные средства, во-вторых, все надо организовать… Сами знаете, если когда-нибудь вы устраивали свадьбу кому-то из своих близких.

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

Много людей пришло на пир, а Господин опять спросил: «А есть еще места свободные?» – «Да, есть». – «Идите, — говорит, – на пути и на халуги (захолустья), и позовите всех кого найдёте. Идите и набирайте гостей, чтобы наполнилось всё, чтоб все были здесь и праздновали».

И мы с легкостью пропускаем мимо своих ушей, глаз и сердца, дальнейшие слова притчи, в которых сказано: «И пришли люди, и наполнилось всё возлежащими, злыми и добрыми». Вот что меня удивляет: «Злыми и добрыми».

Дресс-код души

Некоторые смущаются, и говорят: «Почему гостеприимный хозяин этой вечери выискал человека, одетого не в брачную одежду, велел его прогнать, выбросить туда, где скрежет зубов и страшное мучение?»

Ну пришел человек в джинсах, в одежде, не подходящей по дресс-коду, может, у него не было другого, хорошего, подходящего облачения? В древности, когда тебя звали на торжество, то тебе полагалось надеть и специальную придворную одежду, которую выдавали бесплатно на прокат. Всем выдавали, а один говорит: «Не хочу».

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенныйЧеловеку, который был не в брачной одежде, дали красивое облачение, а он: «А я так обойдусь, я вон в театр хожу в джинсах, почему я и здесь не могу ходить, в чем хочу». И вот это «не хочу» и вспоминается в этом песнопении, торжественном и прекрасном «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам (не имею), да вниду вонь (в него)». А все потому, что не взял он одежды.

И что дальше говорит песнотворец? «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Почему «Просвети одеяние души моея»? Если мы вспомним таинство Крещения, то после троекратного погружения в воду, в честь трехдневной смерти и погребения Спасителя, то выходя из воды, крещаемый получает белую одежду.

И эта белая одежда для нашего современного состояния является напоминанием, символом. Духовно развитые люди могут увидеть своими глазами, как человек, который выходит из купели, весь сияет светом благодати от крещения своего.

Вставайте!

Пока мы молоды мы этому придаем мало значения, а к старости, когда нам уже помирать пора, мы об этом много думаем, ведь мы будем положены во гроб, засыпаны землей, пройдет столько-то лет или тысячелетий, как Бог скажет: «Вставайте, мертвые! Идите на суд! Выходите из земли!» И море отдаст своих мертвецов, и огонь отдаст и космос, и вся земля вскипит от множества людей. И вот они все выйдут из земли – в чем? Наги. Тело у них возвратится, а одежда — где? Наготу можно будет прикрыть лишь «одеянием души».

«Я, — говорит Андрей Критский в Великом каноне, – испортил всю свою одежду первую, я всю загрязнил ее. Я всю ее измазал всякими нечистотами, я разодрал ее на всевозможные части». Где же моя одежда? Просвети одеяние души моея, Господи!» Автор светильна называет Господа «Светодавче». «Ты даешь свет, так просвети, то есть сделай светлым, наполненным невещественным светом одеяние души моея».

чертог твой спасе мой вижду спасе мой украшенный

До смерти еще можно успеть покаянием, слезами, молитвами просветить одеяние души своей. Для этого и дается Великий пост, чтобы мы одеяние души своей просветили. Иначе потом будет очень стыдно: все вокруг святые, все сияют, а ты выходишь и никаких следов одежды нет, и ты в безобразии своем, в грязи и нечистоте, куда пойдешь? Что ты будешь делать? Пока жив, надо об этом думать!

Эта тема касается будущего всех людей, каждого человека, и на Страстной Седмице особенно ярко всё это проясняется.

«Чертог Твой вижду, Спасе мое, украшенный,/ и одежды не имам, да вниду вонь;/ просвети одеяние души моея,/ Светодавче, и спаси мя».

Подготовка текста: Прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого Поста. Беседы Протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе — марте 2011 года.

Источник

Слово четвертое в Великий Понедельник

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

В одной из притчей Евангельских будущее Царствие Небесное изображено, братие мои, под видом вечери брачной, которую один могущественный царь устроил по случаю бракосочетания сына своего.

Этой царской вечерию, как мы сказали, изображено в Евангелии Царствие Небесное. Званые на вечерю, но вознебрегшие зовом и не явившиеся, есть неразумные Иудеи, которые, за беззаконное отвержение Иисуса Христа и апостолов Его, лишились отечества и преданы с тех пор всемирному рассеянию. Призванные потом на вечерю с распутий и халуг (халуга – огороженнное место, хижина) – это все мы бедные грешники, которые призваны в Церковь Христову с распутий идолопоклонства. Новая одежда брачная, в которой надлежало явиться на вечерю, – это одежда оправдания, снискиваемая раскаянием во грехах своих и верой в заслуги Христовы. Гость, оказавшийся не имущим одеяния брачна и, однако же, дерзнувший появиться вместе с другими на вечери, – это христианин лжеименный, который, вместе с другими, говорит: «верую и исповедую; чаю жизни будущаго века», а живет и действует, как неверный, и весь предан суетам века настоящего.

Таков, братие мои, разум притчи Евангельской о вечери и чертоге брачном, и таково отношение ее к делу нашего спасения! Эта же самая притча служит основанием и того умилительного песнопения, которым Святая Церковь оглашает слух наш в продолжение настоящих дней. Христианин представляется здесь видящим пред собой тот пренебесный чертог, в котором учреждена Божественная вечеря для всех уневестивших себя Жениху душ и сердец: «чертог Твой вижду, Спасе мой!» Вид неизреченного блаженства привлекает его, и он хотел бы войти на вечерю и присоединиться к священному лику празднующих, но взор на себя самого останавливает его. Он помнит злополучную участь того, кто имел безрассудство явиться на вечери царской, «не нмый одеяния брачна» ; чувствует в то же время, что у него нет этого драгоценного одеяния, что одежда его, то есть дела и жизнь, мрачна, ветха и отвратительна: и одежды не имам, да вниду в он.

После этого надлежало бы оставить желание быть на вечери; но как оставить, когда туда стремится все существо его? – И вот, скудный одеянием, но не верой и любовью, он обращается с прошением к Тому, Кто силен восполнить все недостающее, Кто светом Своим может просветить всякую тьму, и молит Его оказать ему эту великую милость: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

Бывали ль мы с тобой, возлюбленный слушатель, в подобном состоянии души и сердца? Если не бывали, то святая песнь Церкви не по нас, и нам нужно размышлять еще не о чертоге царском и вечери брачной, а о плене вавилонском и тьме египетской, в которых находимся мы с тобой. Но есть люди, пред умственными очами которых выну чертог Жениха небесного, которые куда ни пойдут, что ни начнут делать, утром и вечером, днем и ночью, созерцают его пред собою: «чертог Твой вижду, Спасе мой!» Такие люди употребляют все свои силы и средства к тому, чтобы очистить душу и сердце́ свое от всех скверн мирских и стяжать одеяние брачное; не упускают ни одного случая убелить душевные ризы свои, – то в крови Агнчей – в заслугах дражайшего Искупителя, то в собственных слезах, текущих от сердца сокрушенного и духа смиренного, то в купели любви и милосердия к своим ближним; но никогда не почитают себя достигшими желанного совершенства. Ибо та же благодать Духа, которая открывает им красоту и величие благ небесных, уготованных любящим Господа, дает видеть им и всю нечистоту нашей падшей природы, все несовершенство самых благих дел наших; постоянно указывает им в сердце их новые и новые остатки зла и нечистоты греховной. Поэтому, как бы высоко ни стояли они, всегда бывают проникнуты чувством глубокого смирения; не стыдятся, подобно апостолу Павлу, называть себя первыми из грешников, и, не видя в себе самих возможности очистить себя, «якоже Он чист есть» ( 1Ин. 3:3 ); наряду с последними грешниками взывают из глубины души: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

Очевидно, братие мои, что большая часть из нас не имеет счастья принадлежать к этому, как Сам Спаситель называет его, малому числу избранных. Но, с другой стороны, неужели кто-либо из нас решился принадлежать явно к ужасной толпе людей отверженных? Нет, такого духовного бесчувствия и омертвения, такой ненависти к самим себе, такой любви и, так сказать, пристрастия к аду; нет в самых ожесточенных грешниках. И в их душе слышится по временам голос совести; и их сердце посещается омерзением к греху; и над ними действует иногда сила благодати, не оставляющей человека до самых последних минут бытия его на земле: нет только решимости разорвать узы греха; недостает только спасительного принуждения своей злой воли, и усилия возникнуть от сети диавольской.

Станем же, возлюбленный слушатель, станем со всеми узами и язвами нашими пред светоносным лицом всемилосердого Спасителя нашего; станем и воззовем к Нему из глубины души: буди милосерд, Владыко, и ко мне, бедному созданию Твоему! Как ни далеко заблудил я от прага дому Твоего, как мир и страсти ни заслепили очей сердца моего, как ни оземленел я всем существом моим, как ни глубока пропасть греха, в которой держит меня враг мой: но и я, недостойный, подъемлемый силой благодати Твоей, не оставляющей самого последнего из грешников, озаряемый светом Евангелия, вразумляемый примером избранных рабов Твоих, возношусь иногда мыслью до той святой высоты, с которой все дольнее и земное кажется малым и ничтожным, а все небесное, святое, вечное, видимо приближается ко мне и как бы зовет к себе: «чертог Твой вижду, Спасе мой!» О, как в нем все чисто и свято, как все светло и радостно! Лучше, воистину лучше, приметаться у права этого чертога, нежели восседать и царствовать в селениях грешничих: «чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный!» Вижду и то, что, несмотря на всю мою нечистоту и недостоинство, и для меня есть место в этом чертоге, что и мое бедное имя не забыто Тобой, а вписано в число искупленных и предназначенных к блаженству в царствии Твоем.

Все давно зовет меня к Тебе; и я готов идти на Божественную вечерю Твою, но как явиться пред светлое лице Твое с моей тьмой и наготой, с моими рубищами и язвами греховными? Была у меня одежда невинности в Едеме, украшал меня там самый драгоценный образ Твой, но явился лукавый змий, похитил у меня эту одежду: и оттоле лежу наг и стыждуся. Было у меня потом и другое царское облачение от Тебя – бесценная одежда заслуг Сына Твоего, в которую облекла меня при крещении Святая Церковь, но пришли с летами нечистые помыслы, злые пожелания и страсти; совлекли с меня нешвенный хитон оправдания благодатного; – оттоле лежу наг и стыждуся. Омывался и после я не раз в таинственной купели покаяния; убелялся паче снега причащением святых и животворящих Тайн: но вскоре снова, безумный, возвращался к благу мирских забав и утех, погружался еще глубже в тину невоздержания и сладострастия. Что мне теперь делать? Куда обратиться? Кто снимет мрак и язвы с моей совести? Кто покроет наготу души моей?

Напрасно обратился бы я за этим к тварям, меня окружающим: они сами воздыхают от ужасной работы нетлению, которой покорило их преступление Адамово; сами ожидают от меня освобождения из плена. Вотще молил бы я об этом самых небожителей и Ангелов: у них много света и любви; но их одежда не по мне: ибо я землян и смертен. Куда ни посмотрю, явно вижу, что не к кому прибегнуть мне, кроме Тебя же, о всемилосердый Владыко и Судие мой, Тебя, Который умер за нас, еще грешников сущих, Который доселе долготерпеливо ожидаешь обращения моего. Твой, Господи, чертог: Твоя да будет и одежда! – Просвети, Светодавче, одеяние души моей! Просвети. Я не молю Тебя о свете Фаворском: пусть остается он уделом и наградой присных и другов Твоих! Озари меня хотя светом Синайским, да вижду ясно путь заповедей Твоих и, проникнутый страхом Твоего всемогущества, начну ходить непреткновенно в оправданиях Твоих! – Не скрой от меня света Голгофского, да узрю силу и необходимость, для спасения людей, животворящего Креста Твоего, и займу от него мужество и святую решимость умерщвлять плоть мою с ее страстями и похотями! Осени меня сиянием света Синайского, да, облеченный силой свыше, благодатью Духа Утешителя, не устрашусь борьбы с соблазнами мира и со злыми моими навыками!

Да посетит, наконец, о Всеблагий, мрачную душу мою, хотя единый луч света с Елеона, да не опущу из вида той блаженной стези, по которой взошел Ты к Отцу Твоему на небо, и которой должно востекать к Тебе всем, желающим обрестись на Божественной вечери в богосветлом чертоге Твоем! Аминь.

Источник

Песнопения Страстной седмицы

«Се, Жених грядет в полунощи…»

Тро­парь, глас 8

Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блю­ди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре­да­на́ бу́деши/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но вос­пря­ни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Пере­вод: Вот, Жених при­хо­дит в пол­ночь, и бла­жен тот раб, кого най­дет Он бодр­ству­ю­щим, но, напро­тив, недо­сто­ин тот, кого Он най­дет бес­печ­ным. Смот­ри же, душа моя, не будь побеж­де­на сном, да не будешь смер­ти пре­да­на, и заклю­че­на вне Цар­ствия, но вос­прянь, взы­вая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молит­вам Бого­ро­ди­цы поми­луй нас!

Тро­парь поет­ся на утрене в пер­вые три дня Страст­ной сед­ми­цы. В этом тро­па­ре Цер­ковь вну­ша­ет нам спа­си­тель­ный страх вне­зап­но­го при­ше­ствия Судии мира и побуж­да­ет нас к духов­но­му бодр­ство­ва­нию. В его осно­ве лежит прит­ча о деся­ти девах ( Мф.25:1–13 ).

«Чертог Твой вижду, Спасе мой…»

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: про­све­ти́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спа­си́ мя.

Пере­вод: Чер­тог Твой вижу я, Спа­си­тель мой, укра­шен­ным, но одеж­ды не имею, что­бы вой­ти в него. Сде­лай свет­лым оде­я­ние души моей, Пода­тель све­та, и спа­си меня.

Экса­по­сти­ла­рий поет­ся в пер­вые четы­ре дня Страст­ной сед­ми­цы. В этом пес­но­пе­нии мы испо­ве­ду­ем перед Гос­по­дом свое недо­сто­ин­ство, сокру­ша­ем­ся и пла­чем, подоб­но неве­сте, остав­лен­ной вне брач­но­го чертога.

«Егда славнии ученицы…»

Тро­парь, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Пере­вод: Когда слав­ные уче­ни­ки при умо­ве­нии на вече­ре про­све­ща­лись, тогда Иуда нече­сти­вый, забо­лев­ший среб­ро­лю­би­ем, омра­чал­ся и без­за­кон­ным судьям Тебя, Пра­вед­но­го Судию, пре­да­ет. Смот­ри, люби­тель стя­жа­ний, на удав­ле­ние из-за них стя­жав­ше­го! Беги от нена­сыт­ной души, на такое про­тив Учи­те­ля дерз­нув­шей! Гос­по­ди, ко всем бла­гой, сла­ва Тебе!

Пес­но­пе­ние «Егда слав­нии уче­ни­цы…» поет­ся в Вели­кий Чет­верг и на утрене Вели­кой Пят­ни­цы. В тече­ние Вели­ко­го поста оно так­же чита­ет­ся в после­до­ва­нии ко Свя­то­му Причащению.

«Вечери Твоея тайныя…»

Тро­парь, глас 6

Ве́чери Тво­ея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя при­и­ми́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помя­ни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Пере­вод: Вече­ри Тво­ей таин­ствен­ной участ­ни­ком в сей день, Сын Божий, меня при­ми. Ибо не пове­даю я тай­ны вра­гам Тво­им, не дам Тебе поце­луя, тако­го, как Иуда. Но как раз­бой­ник испо­ве­даю Тебя: «Помя­ни меня, Гос­по­ди, в Цар­стве Твоём!»

Пес­но­пе­ние «Вече­ри Тво­ея тай­ныя…» поет­ся во Свя­той и Вели­кий Чет­верг вме­сто Херу­вим­ской песни.

«Днесь висит на древе…»

Анти­фон 15, глас 6

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Ада­ма: гвоздь­ми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́: пока­жи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Пере­вод: Ныне висит на дре­ве Тот, Кто пове­сил зем­лю на водах; тер­но­вым вен­цом покры­ва­ет­ся Анге­лов Царь; в пор­фи­ру шутов­скую оде­ва­ет­ся Оде­ва­ю­щий небо обла­ка­ми; поще­чи­ны при­ни­ма­ет Осво­бо­див­ший (от гре­ха) Ада­ма в Иор­дане; гвоз­дя­ми при­би­ва­ет­ся Жених Церк­ви; копьем прон­за­ет­ся Сын Девы. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, пока­жи нам и все­слав­ное Твое Воскресение.

«Днесь висит на дре­ве…» — пес­но­пе­ние утре­ни Вели­кой Пят­ни­цы, име­ю­щей осо­бое назва­ние: После­до­ва­ние Свя­тых и спа­си­тель­ных Стра­стей Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

«Разбойника благоразумнаго…»

Экса­по­сти­ла­рий

Разбо́йника благоразу́мнаго, во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, и мене́ дре́вом кре́стным про­све­ти́, и спа­си́ мя.

Пере­вод: Раз­бой­ни­ка бла­го­ра­зум­но­го в тот же день Ты рая удо­сто­ил, Гос­по­ди. И меня дре­вом Крест­ным про­све­ти и спа­си меня.

Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник — один из двух раз­бой­ни­ков, рас­пя­тых на Гол­го­фе рядом с Иису­сом Хри­стом, рас­ка­яв­ший­ся, уве­ро­вав­ший во Хри­ста, сми­рен­но выра­зив­ший перед Ним свою веру и полу­чив­ший от Него обе­то­ва­ние, что «ныне же» будет пре­бы­вать с Ним в раю. Пока­я­ние бла­го­ра­зум­но­го раз­бой­ни­ка вос­по­ми­на­ет­ся в пес­но­пе­нии на утрене Вели­кой Пят­ни­цы при чте­нии Две­на­дца­ти Евангелий.

«Благообразный Иосиф…»

Тро­парь, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Пере­вод: Бла­го­род­ный Иосиф, с дре­ва (с Кре­ста) сняв пре­чи­стое тело Твое, чистым полот­ном обвив и пома­зав бла­го­во­ни­я­ми, в гроб­ни­це новой положил.

Иосиф Ари­ма­фей­ский, о кото­ром гово­рит­ся в тро­па­ре, был бога­тым иуде­ем, чле­ном синед­ри­о­на и тай­ным уче­ни­ком Хри­ста. После смер­ти Спа­си­те­ля Иосиф испро­сил Его тело у Пила­та для погре­бе­ния. Когда поз­во­ле­ние было полу­че­но, вме­сте с Нико­ди­мом он снял тело Спа­си­те­ля с кре­ста, обвил его пла­ща­ни­цей, с бла­го­во­ни­я­ми, как обык­но­вен­но погре­ба­ли иудеи, и поло­жил в новом гро­бе, недав­но высе­чен­ном в ска­ле в его саду, при­ва­лив боль­шой камень к две­ри гроба.
Тро­парь «Бла­го­об­раз­ный Иосиф» поет­ся во вре­мя выно­са Пла­ща­ни­цы на вечерне Вели­кой Пят­ни­цы и на утрене Вели­кой Суб­бо­ты (совер­ша­ет­ся вече­ром в Вели­кую Пятницу).

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тро­парь, глас 8

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Пере­вод: Да умолк­нет вся­кая плоть чело­ве­че­ская, и да сто­ит со стра­хом и тре­пе­том, и ни о чем зем­ном в себе да не помыш­ля­ет, ибо Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих при­хо­дит заклать­ся и дать Себя в пищу вер­ным. Пред Ним шеству­ют сон­мы Анге­лов со вся­ким их началь­ством и вла­стью, мно­го­окие Херу­ви­мы и шести­кры­лые Сера­фи­мы, закры­вая лица и воз­гла­шая песнь: Алли­лу­ия, Алли­лу­ия, Аллилуия.

Во Свя­тую и Вели­кую Суб­бо­ту на Литур­гии, вме­сто Херу­вим­ской пес­ни, поют «Да мол­чит вся­кая плоть человеча».

«Не рыдай Мене, Мати…»

Ирмос, глас 6

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зача­ла́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и воз­не­су́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Пере­вод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Кото­ра­го Ты без семе­ни зача­ла во чре­ве, во гро­бе: вот Я вос­ста­ну и про­слав­люсь и, как Бог, пре­воз­не­су навсе­гда и во сла­ве тех, кото­рые с верою и любов­но про­слав­ля­ют Тебя

Ирмос 9‑й пес­ни кано­на утре­ни «Не рыдай Мене, Мати» поет­ся как задо­стой­ник на Литур­гии в Вели­кую Субботу.

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

Сти­хи­ра на цело­ва­ние Пла­ща­ни­цы

Пере­вод: При­ди­те, про­сла­вим Иоси­фа, наве­ки памят­но­го, ночью к Пила­ту при­шед­ше­го и Жизнь всех испро­сив­ше­го: «Отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­рый не име­ет, где гла­ву при­к­ло­нить; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го уче­ник ковар­ный пре­дал на смерть; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го Матерь, видя вися­щим на Кре­сте, с рыда­ни­я­ми взы­ва­ла и по-мате­рин­ски вос­кли­ца­ла: «Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя воз­люб­лен­ная! Ибо пред­ска­зан­ное в хра­ме Симео­ном в сей день сбы­лось: Мое серд­це меч прон­зил, но в радость о вос­кре­се­нии Тво­ем плач пре­тво­ри!» Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, и свя­то­му воскресению!

При пении этой сти­хи­ры люди под­хо­дят при­ло­жить­ся к Пла­ща­ни­це в Вели­кую Пят­ни­цу. В пес­но­пе­нии вспо­ми­на­ет­ся тай­ный уче­ник Хри­ста Иосиф Ари­мо­фей­ский, кото­рый после смер­ти Спа­си­те­ля пошел к Пила­ту и попро­сил у него Тело Гос­по­да, кото­рое затем пре­дал погре­бе­нию вме­сте с пра­вед­ным Нико­ди­мом, тоже тай­ным Его уче­ни­ком. Они сня­ли с Кре­ста Тело Спа­си­те­ля, обер­ну­ли пла­ща­ни­цей и поло­жи­ли в новом гро­бе, в кото­ром никто ранее не был погре­бен (этот гроб свя­той Иосиф при­го­то­вил зара­нее для себя) в Геф­си­ман­ском саду, в при­сут­ствии Бого­ма­те­ри и свя­тых жен-мироносиц.

«Воскресни, Боже…»

Вос­крес­ни́, Бо́же, суди́ зем­ли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех.

Пере­вод: Вос­стань, Боже, суди зем­лю, ибо Ты полу­чишь удел во всех народах!

«Вос­крес­ни, Боже, суди зем­ли…» — этот текст из 81-го псал­ма мы слы­шим в Вели­кую суб­бо­ту на литур­гии, в послед­ний день перед Пас­хой. Во вре­мя этой молит­вы свя­щен­но­слу­жи­те­ли пере­об­ла­ча­ют­ся из чер­ных вели­ко­пост­ных обла­че­ний в белые. Это озна­ча­ет, что мы уже зна­ем о побе­де над смер­тью, раду­ем­ся тихой радо­стью в ожи­да­нии Вос­кре­се­ния Христова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *