чесменский монастырь ленинградская область
Восставший из тьмы забвения
Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, построенный в XVI веке, за свою долгую историю подвергался нападению польско-литовских интервентов, после октября 1917-го был закрыт, в 1960-е годы разрушен, и только недавно обитель смогли восстановить.
Череменецкое озеро и одноименный остров, на котором оно расположено, – одно из красивейших, таинственных, тихих и чистых мест в Ленинградской области. Здесь находится Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, к которому в XVIII веке с Большой земли специально проложили дорогу.
Основан благодаря сновидению
На въезде на территорию монастыря нас встречают шлагбаум и пес в будке на привязи, впрочем, вполне дружелюбный. Рядом как-то оказались два старых железнодорожных вагона. Хотя, уезжая, я этому уже не удивлялась: история монастыря – едва ли не самая сложная и трагическая из всех, которые мне приходилось узнавать. Заехав за шлагбаум, на холме видишь два белоснежных храма – церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет, и пятиглавый Иоанно-Богословский собор, возведенный совсем недавно на месте старого, построенного в XVI веке и разрушенного 60 лет назад.
Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна, но среди братии принято вести отсчет с покорения Новгорода Иваном III в 1478 году. Именно тогда крестьянин Мокий из деревни Русыня Новгородской губернии, рыбачивший на озере, увидел во сне икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Слух об этом дошел до князя, который в то время проходил с дружиной поблизости. Он и повелел основать на этом месте монастырь и назвать его в честь своего небесного покровителя – святого Иоанна.
«В свите князя был зодчий – итальянец Аристотель Фьораванти. Иван III послал его строить храм. В летописи написано, что он на три года пропадал, а он работал здесь. Потом уже в Москве построил собор Успения Богородицы», – рассказывает иеромонах Владимир (Рогачевский).
Скорби, гонения и чудеса обители
– Есть у меня фотография 1949 года – даже немцы его не тронули, хотя, он уже, конечно, был запущенный, поскольку его закрыли примерно как Псково-Печерский монастырь, в 30-е годы, – продолжает владыка.
В храме Преображения Господня в советский период разместили турбазу и клуб, где устраивали танцы и кинопросмотры. «Храм был расписан художником Чернышовым из Петербурга. Очень красивые были росписи, они у нас сохранились на старых фотографиях, – говорит отец Владимир. –Здесь везде лики святых были, и они мешали танцевать, наверное. Они взяли и забелили эти росписи, а те проявились. Краской закрасили – они вновь проявились. Потом прямо зубилом ободрали».
Возвращение и возрождение
После распада СССР монастырь вернули церкви – в 1992 году усилиями отца Георгия (Минаева) он был оформлен как подворье Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Часть территории он покупал, но в основном она передавалась безвозмездно. Но потрачено было много сил, и мы уже пришли, можно сказать, немножко на готовое», – вспоминает владыка Митрофан. Впервые он был приглашен в Череменецкую обитель в 1997 году вместе с другом, иеромонахом Евфимием, а в начале 1998 года был избран настоятелем монастыря. «С момента прибытия мы с отцом Евфимием, конечно, старались приложить максимальные усилия для того, чтобы возродить сначала духовную жизнь, а потом постараться восстановить то, что было порушено в советское время», – говорит епископ.
«Была полная разруха, кроме этого храма. Здесь не было даже пола, настила – земля была. В этом месте печка стояла, – говорит отец Владимир, показывая на угол напротив входа в церковь. – Мы на службу ходили в валенках, и настоятель служил тоже в валенках». Со временем постелили деревянный пол, установили покрытие с подогревом. «Теперь тепло, и когда крестим детей, им комфортно», – добавляет он.
Мечта уйти в монастырь
Иеромонах Владимир (Рогачевский), несущий в монастыре послушания эконома и казначея, вот уже более пятнадцати лет живет в обители. «Мне кажется, я все время здесь был, хотя 25 лет проработал в другой профессии – на эстраде. И наконец исполнилась моя мечта – уйти в монастырь, – говорит он, признаваясь, что думал об этом еще со времен учебы в музыкальном училище при Санкт-Петербургской консерватории. – Когда «окошки» были, мальчишки в «Старую заставу» пить пиво бегали, а я в Никольскую церковь ходил».
Поначалу он собирался стать монахом в Псково-Печерском монастыре, но сын привез в Череменецкую обитель, чтобы отец был ближе. «Я месяца два поначалу мучился, мне не все тут нравилось», – с улыбкой вспоминает отец Владимир. «Оно, видно, после мирских занятий, поэтому я не сразу привык. Месяца через два я влюбился в монастырь, и мне никакой другой больше не нужен», – говорит он.
Включив освещение, отец Владимир подходит к иконе святого апостола Иоанна Богослова, установленной в резном дубовом киоте и защищенной стеклом. «Это самая главная наша икона, чудотворная. Она была здесь всегда, за исключением периода с 30-х годов, когда закрыли монастырь. Увезена была недалеко – в Казанский собор в городе Луга. Мы узнали только в 1998 году, что наша икона сохранилась», – рассказывает он. После этого крестным ходом во главе с митрополитом Владимиром икону принесли в Череменецкую обитель.
Иоанно-Богословский собор, куда позднее переместят икону, возвели строго по старым чертежам всего за 94 дня, включая работы по укладке и укреплению фундамента. Остатки прежнего строения бережно очистили и оставили без изменений, чтобы их могли увидеть все. Сейчас там завершается внутренняя отделка, с которой помогают наемные рабочие и специалисты, но в храме пока нет престола и иконостаса. Основные работы хотят завершить к 21 мая – дню памяти апостола Иоанна Богослова.
На Пасхальную службу в обитель, как обычно, съехались множество жителей окрестных деревень и населенных пунктов. Кто-то приезжает на автомобилях или на велосипеде, кого-то привозят на монастырском автобусе…
Больше молодых
По словам отца Владимира, в последние годы в обители все чаще бывает молодежь. «Дети растут у нас в интересное время, – считает он. – Я уже в 90-х как бы отчаялся, потому что были совсем другие люди, и воспитывались по-другому дети. Очень боялся, что у них станет потребностью такое житье, но слава Богу, этого не произошло».
Отец Владимир уверен, что изменилось все в лучшую сторону. «Я сколько на молодежь ни смотрю, сколько ни общаюсь с ними, они совершенно другие, не как в 90-х. Они мыслят иначе, и о Родине говорят совсем по-другому. Сейчас очень много молодежи, которая понимает, что государство – это мы, и строить его нам. Поэтому они как-то сплотились, что ли… они сами много понимают», – убежден он.
В Череменецкую обитель часто приезжают с экскурсиями, в том числе иностранные граждане – из Великобритании, Германии, Швеции и других стран.
«Это удивительный монастырь», – считает владыка Митрофан. В мае 2018 года обители исполнится 540 лет, и праздничную Божественную литургию братия надеется провести в восстановленном соборе.
Фото: Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь; Александра Подервянская / ТАСС
Череменецкие чудеса. Чем интересен монастырь в Луге?
Лужский район заслуженно называют самым солнечным и романтичным в Ленинградской области. В этих живописных местах на полуострове Череменецкого озера находится Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Остатки роскошных дворянских поместий, разбросанных в его окрестностях, хранят тайны своих высокопоставленных владельцев. А само озеро с давних времен считают аномальной зоной и местом силы.
Пешком на остров
Раньше Череменецкий мужской монастырь стоял на острове, и к нему можно было добраться только на водном транспорте. Во второй половине XIX века остров соединили с материком насыпной плотиной, и он превратился в полуостров. Появилась возможность пройти к воротам монастыря пешком.
Сегодня вход на его территорию перегораживает шлагбаум и старый железнодорожный вагончик с нарисованными церковными куполами. В качестве охранника здесь – лохматый пес, мирно спящий в будке. Пока я пыталась рассмотреть хвостатого охранника, из вагончика показался старец с седой бородой, одетый в черное одеяние. Узнав, что я хочу посетить монастырь, он достал из кармана старенький кнопочный телефон и жестом пригласил пройти: «Сейчас позвоню, предупрежу о вас».
Дорожка ведет к холму, на котором стоят два белоснежных храма: небольшая церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет, и пятиглавый Иоанно-Богословский собор (он был восстановлен на месте храма, возведенного на рубеже XV – XVI веков и взорванного в 1958-м: требовались кирпичи для строительства местного совхоза). Новую историю монастырь ведет с 1998 года. Именно тогда начались первые работы по расчистке территории острова и восстановлению храмового комплекса.
В 2018-м в возрожденном из руин монастыре праздновали его 540-летие. По воспоминаниям монахов, реставрационные работы шли необычайно легко. А водружение куполов на главный собор и вовсе было ознаменовано чудом. Эти сложные работы проводили в феврале. Дул сильный ветер, и все переживали, получится ли в таких условиях поднять и установить купола. Однако в самый ответственный момент ветер неожиданно стих. Установка куполов заняла не два – три дня, как это обычно бывает, а всего десять часов. Как только работы были окончены, ветер вернулся. А через пару дней над новыми куполами появилась февральская радуга. Недавно в храме Иоанна Богослова установили долгожданный иконостас.
Приключения апостола любви
Сам полуостров небольшой, обойти его можно меньше чем за полчаса, вдыхая аромат свежевыпеченного хлеба, идущий из монастырской пекарни. А еще монахи делают вкусный козий сыр и макароны (обустроить небольшую макаронную фабрику помогли предприниматели из Петербурга). Приобрести эти яства можно в трапезной. А в монастырской лавке представлены местные сувениры – открытки, магниты, иконы.
Сегодня в монастырь приезжают много гостей, среди которых и любо пытные путешественники, и паломники. Все стремятся увидеть одну из самых древних и чтимых святынь Ленинградской области – чудотворную икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которого называют Апостолом любви. Икона впечатляет не только красотой и достаточно большим размером, но и своей историей. Согласно монастырскому преданию, в далеком 1478 году крестьянский мужик Мокий из деревни Русыня Новгородской губернии нашел эту икону на острове во время рыбалки. В то время войско великого князя Московского Ивана III готовилось вступить в бой со строптивыми новгородцами. Услышав, что неподалеку явилась чудесная икона, князь воспринял это как знак свыше и велел основать на этом месте монашескую обитель в честь своего небесного покровителя – святого Иоанна.
Впрочем, есть мнение, что кроме религиозной миссии монастырская обитель на приграничной территории должна была выполнять и оборонительную функцию. Неспроста главный собор монастыря так похож на средневековый замок, а первыми насельниками там стали воины.
Вечный склеп и масонские ритуалы
Среди достопримечательностей монастырского острова – кладбище, где похоронены представители таких знаменитых родов, как Глинки-Маврины, Ушаковы, Елагины, Нащокины, Апраксины, Пушкины. В советский период кладбище пришло в запустение, склепы были разрушены. Однако один готический склеп конца XIX века сохранился. Согласно легенде, все, кто хотел его уничтожить, умирали от сердечного приступа или получали серьезные переломы конечностей. В результате мрачное сооружение обрело дурную славу среди вандалов и постепенно от него отстали.
Под этим склепом-часовней находится могила матушки Александра Половцова – известного промышленника, крупного государственного и общественного деятеля, статс-секретаря Александра III, на тот момент одного из богатейших людей России. Его поместье в поселке Рапти (ныне – им. Дзержинского) находилось на другом берегу Череменецкого озера. Именно для поездок на монастырское кладбище на могилу ма Стоянка для НЛО
Кроме религиозных паломников и любителей истории окрестности Череменецкого озера привлекают уфологов и приверженцев сверхъестественного, поскольку эта местность входит в список аномальных зон России. А местные жители передают из уст в уста удивительные истории о необычных явлениях, которые здесь происходят уже много столетий. Это рассказы о сиянии пурпурного цвета, которое якобы исходит от озера летом, о красных огненных шарах, летающих над водоемом, и о целительных свойствах воды озера и его родников.
Кроме того, уфологи, опираясь на информацию о том, что озеро много тысяч лет назад образовалось в результате разлома земной коры, считают: это место обладает мощной подземной энергетикой, которую «гости из внеземных цивилизаций используют в качестве топлива для своих летательных аппаратов». Об этом в конце 1990-х – начале 2000-х гг. неоднократно рассказывали местные районные газеты, публикуя статьи под названиями «Под Лугой обнаружен пункт заправки НЛО» или «НЛО ныряет в Череменецкое озеро».
Лично я, отдыхая на берегу этого озера, обрамленного пляжами с белоснежным кварцевым песком, ни одной летающей тарелки не увидела. Однако заряд бодрости и хорошего настроения действительно получила мощный.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6719) от 15.07.2020 под заголовком «Череменецкие чудеса».
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь
Мiръ Россия Ленинградская область Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь основан не позднее XV века. Расположен на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения.
Содержание
История [ править ]
Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от Луги.
Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.
В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились. Храмов в обители было два.
Главной святыней обители была явленная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Икона имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе. Позднее чудотворная икона хранилась в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Отечественной войны.
Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский).
Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом.
Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником.
Современное состояние [ править ]
Возобновлен монастырь в 1997 г.
Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г.
Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.
Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.
Храмы [ править ]
Храм апостола Иоанна Богослова [ править ]
Главный храм обители — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка — стоял на высоком насыпном холме посреди острова.
Богословский собор имел над папертью высокую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.
Храм Преображения Господня [ править ]
Каменный храм Преображения Господня построен и освящен в 1707 г.
В 1870 г. перестроен (архитектор К. К. Кольман).
В 1930 г. храм был закрыт.
Возвращен Церкви в 1992 г.
Фотоальбом монастыря в 2006м году представляет практически запустение и разруху. В настоящее время восстановлен.
Святыни [ править ]
Главная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырёхъярусном иконостасе рядом с образом Спасителя. В 1895 году Великий князь Константин Константинович подарил для иконы большую серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря.
Престольные праздники [ править ]
9 октября, 21 мая Апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 года, но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.
В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились.
Храмов в обители было два.
Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.
Главной святыней обители была явленная икона св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Икона имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе. (Позднее чудотворная икона хранилась в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Отечественной войны.)
Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский).
Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом.
В 1920-х годах монастырь был закрыт.
В 1930 г. здания монастыря отданы артели «Красный Октябрь», почти все иноки были арестованы
Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником.
Возобновлен монастырь в 1997 г.
Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г.
Престольный праздник- апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая).
Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.
Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.
Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, 2 класса, общежительный, в 20 верстах от города Луги, на острове озера Череменца. Основан в 1479 году по случаю явления на сем острове иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; эта явленная святая икона находится в соборной Иоанно-Богословской церкви. Ежегодно 1 мая из монастыря совершается крестный ход в город Лугу. При монастыре (с 1891 года) двухклассная школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Древнерусское слово «черма» («чорма») означает возвышенное, холмистое место, и хотя высота холма на острове не большая – 11 метров – для окружающего равнинного пейзажа он хорошо заметен. До революции собор на холме был хорошо виден изо всех окрестных усадеб, плотно расположившихся вокруг острова. А историю монастыря принято считать от 1478 г., когда крестьянину деревни Русыня на острове явилась икона апостола Иоанна Богослова. Когда об этом сообщили князю Ивану III Великому, он приказал основать на острове монастырь. Хотя археологи считают, что монастырь здесь существовал уже раньше. В 1680 г., во время литовской войны монастырь был разорен. Летописец сообщал: «Монастырь Богословский на Череменецком озере. А в нем церковь камена Иван Богослов да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою. Зжен и воеван от Литовских людей».
Монастырь был возрожден. Вместо деревянной Рождественской церкви была построена Преображенская каменная. На холм была устроена лестница из каменных плит с красивыми чугунными перилами. Во второй половине XIX к острову построили дамбу, озеро возле нее заболачивалось и обмелело, сейчас это уже полуостров, соединенный с материковой частью широким перешейком, хотя местные жители по-прежнему называют Череменец «Монастырским островом». По перешейку проложили дорогу. В 1902 г. по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева сооружена церковно-приходская школа, в 1914–16 гг. по его же проекту осуществлен ремонт собора. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г. Главной святыней обители была явленная икона Иоанна Богослова.
Монастырь был закрыт в 1929 г. Здесь размещалась сельхозартель «Красный Октябрь», отделение совхоза «Скреблово», школа садоводства, а после войны – турбаза. Возле собора располагалось кладбище на котором хоронили окрестных помещиков. В советское время кладбище было разграблено и пришло в запустение, сохранился только один склеп. Это могила матери Александра Половцова, владельца усадьбы Рапти. Склеп выполнен из знаменитого бетона начала XX века, модного в то время материала. Частично сохранилась искусная декоративная отделка. Бытует легенда, что все, кто покушался на склеп падали от сердечного приступа или ломали руки-ноги, склеп стал пользоваться дурной славой и его оставили в покое… Сохранился дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса (1860-е гг.), трапезная и ряд хозяйственных построек XIX в.
В 1992 г. Череменец вернули епархии, как подворье Александро-Невской лавры. Монастырь был возрожден в 1997 году.
Информация: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871; http://www.pon.ru/; http://www.rusk.ru/; http://lavra.spb.ru; http://www.vseposelky.ru/news/; http://enclo.spb.ru. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (Скребловская вол.) – собор во имя Св. ап. Иоанна Богослова, XV–XVI вв., перестроен в сер. XIX в., с 1940-х гг. – в руинированном виде, в настоящее время восстановлен по состоянию на сер. XIX вв.; церковь во имя Преображения Господня, 1707 г., перестроена в 1870-е гг. по проекту арх. П. Лукашевича и К. Кольмана, ныне действующая; церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., после 1585 г. не упоминается.
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь находится на Западном берегу Череменецкого оз., на полуострове, в 24 км южнее г. Луги. Монастырь основан в XV в., закрыт в 1930 г., действующий с 1991 г.
Череменецкое оз., имеющее ледниковое происхождение, считается одним из самых красивых водоемов края. Оно протянулось на 14 км с юга на север узкой лентой, между холмистыми берегами с сохранившимися парками старинных усадеб, придорожными аллеями, заповедными лесными угодьями.
Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту.
Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском.
Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели.
Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.
В начале XVIII в. монастырь обрел второй каменный храм – церковь Преображения Господня, построенную на средства Емельяна Васильевича Курицына, принадлежавшего к дворянскому сословию. Освятили ее 12 июня 1707 г. Церковь поставили на том месте, где когда-то находился деревянный Рождественский храм. Правда, местный краевед И. Половинкин пишет, что эта церковь вначале была деревянной и лишь через несколько десятилетий ее перестроили в камне. Обе церкви – Богословская и Преображенская – были поставлены рядом друг с другом на высоком холме, находящемся почти в самом центре острова.
«В середине XVIII века к Иоанновскому собору пристроили трапезную и высокую колокольню, сложенные из кирпича» (Н. В. Мурашова). Колокольня располагалась над папертью, была двухъярусной, имела вид восьмигранного столба с купольным завершением, увенчанным главкой на барабане с узким арочным проемом. С учетом высоты рельефа, колокольня почти на 50 м возвышалась над уровнем озера.
В 1764 г. приписанный к столичной епархии монастырь по указу Екатерины II оставлен на своем содержании без назначения от казны годового жалованья, то есть стал «внештатным». Лишь в 1897 г. он был возведен во 2-й класс. Число монашествующих не превышало 15–20 человек, послушников – 40–45. Как правило, монастырь управлялся строителями, реже игуменами. Лишь в 1906 г. его настоятель был возведен в сан архимандрита.
Собственное содержание монастыря складывалось за счет принадлежавших ему угодий, включая рыбные ловли. Причем за взятые в казну рыбные места на р. Нарове монастырю ежегодно выдавалась компенсация. Определенный доход шел от приношений богомольцев и от частных пожертвований, которые нередко представляли значительные суммы, например, вклад графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1849) был размером 5715 руб. серебром.
До середины XIX в. монастырь окружала деревянная ограда, имевшая вид широкого прямоугольника. Вдоль нее размещались монастырские строения: кельи, трапезная, хозяйственные постройки. Число их постоянно увеличивалось по мере процветания монастыря. До завершения строительства дамб к монастырю подплывали на лодках. Нижняя кольцевая дорожка вела к широкой каменной лестнице, огражденной чугунной решеткой, установленной взамен деревянной в 1841 г. Лестница поднималась ко второй кольцевой дорожке, охватывающей склоны холма, и приводила к его вершине с расположенными на ней храмами.
В начале 1850-х гг., при настоятеле Иакинфе, деревянную монастырскую ограду заменели на каменную, сложенную из булыжного камня. Ее протяженность превышала 500 м при высоте около 3 м. Примерно в это же время капитально отремонтировали и частично видоизменили Богословский собор. Его оштукатурили, обновили, покрыли железом кровлю и купола.
Игумену Антонию принадлежит инициатива устройства в г. Луге подворья Череменецкого монастыря на участке, подаренном монастырю в 1860 г. мещанской вдовой Екатериной Орловой. Дом Череменецкого монастыря находится по адресу: пр. Кирова, 59. Он является старейшим из сохранившихся деревянных строений Луги, состоит на учете как памятник архитектуры.
В 1869 г. Антоний переселяется в Москву, где через три года умирает, заразившись во время эпидемии тифа при посещении одной из больниц для оказания пастырской помощи. В свою бытность игуменом Череменецкого монастыря Антоний, обладавший художественным даром, выполнил значительное число рисунков с видом обители, ее храмов и колокольни. Все рисунки сделаны свинцовым карандашом на бумаге и являются уникальными документами, передающими облик монастыря в середине – конце 1860-х гг. В изображенном Антонием Богословском соборе ясно чувствуется принадлежность этого храма к памятникам древнерусского зодчества, несмотря на его более поздний пятиглавый верх. Антоний запечатлел и вид Преображенской церкви, такой, какой она была в его время: приземистой, с высоким восьмигранным барабаном, перекрытым восьмигранным куполом. Его венчала небольшая вытянутой формы главка на изящной удлиненной шейке.
В начале 1870-х гг. Преображенская церковь дополнена пристройкой. Ее главку существенно видоизменили. Первоначальный проект перестройки храма был составлен П. Лукашевичем, с которым читатель уже многократно встречался на страницах нашей книги. 16 июня проект храма и план монастыря отправили из Духовной консистории в губернское Строительное отделение, где его признали неудовлетворительным «по недостатку архитектурной обработки». Архитектор Строительного отделения К.К. Кольман выполнил рисунки, в соответствии с которыми проект был доработан и одобрен 29 декабря того же года.
Карла Карловича Кольмана (1835–1889) современники ценили «как художника, обладающего тонким вкусом» (Н.Н. Соломатина). С 1865 г. он состоял на службе в техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, получил в 1868 г. звание профессора. Кольман придал завершению Преображенской церкви шатровую форму, решив декоративную обработку ее фасадов, руководствуясь образцовыми проектами К.А. Тона.
Жилые и хозяйственные постройки монастыря также подверглись реконструкции с участием архитекторов П. Лукашевича и Ломова (возможно, А. Ломана?). Н.В. Мурашова сообщает, что кельи монастыря были выстроены в 1850-е гг. по проекту архитектора Б.Б. Гендейрейха.
В результате реконструкции монастырского комплекса в юго-западном углу ограды было выстроено новое каменное здание трапезной. Рядом с ней возвели братский корпус, в котором нижний этаж был каменным, второй – деревянным. С западной стороны холма разместили как кельи, так и хозяйственные постройки – пекарню, квасоварню, ледник. За ограду были вынесены деревянные конюшни, экипажные сараи, бани.
На соседнем Деревенецком острове постепенно сложился главный комплекс монастырского хозяйства со скотным двором, конюшнями, гумном, ригою. Впоследствии часть из этих деревянных построек заменили на каменные строения.
Особый вклад в благоустройство и хозяйственную деятельность Череменецкого монастыря внес в 1870-е – начале 1880-х гг. его казначей о. Серафим. Очевидец сообщает: «Хозяйственная часть монастыря ведется поистине мастерски. Ни один уголок земли у него не пропадает даром: где родит сад, где устроен огород. Овощей и фруктов так много, что достанет не только на монастырь, но остается и на продажу. А эти гряды с сотнями тысяч различных деревьев: сосен, елей всякого сорта, пихты, дубы, кедры! Какое приятное впечатление они производят на месте! И сколько приносят пользы! Не только сам монастырь пользуется ими в изобилии, но и продает на сторону, а еще больше кажется, жертвует на устройство садов при учебных, богоугодных заведениях. При доме престарелых для бедных духовного звания в Санкт-Петербурге пожертвована не одна тысяча деревьев на сад именно Череменецким монастырем» (В.С. Орлов).
На следующее свидетельство стоит обратить особое внимание: «Болотистые места в самом монастыре осушаются. Например, огромное болотистое пространство, отделяющее собственно монастырь от скотного двора (на Деревенце. – А.Н., О.Н.) с помощью канав почти уже совсем осушено теперь и, как объяснил о. Серафим, там предложено разбить большой парк и перенести туда от монастыря гостиницу».
Следовательно, дамбы, связывающие монастырский остров с Деревенцом и берегом, были полностью отстроены в 1870–1880-е гг. при усердии о. Серафима, во время управления монастырем игуменами о. Авраамом (1868–1882) и Мелентием (1883–1892). Дамбы, связывающие острова между собой и с берегом, укрепили насыпями из булыжного камня и щебня.
Внимание паломников привлекали особенности монастырской рыбной ловли. «На монастырском берегу, мы видели будку и предположили, что это караулка. Караулка это действительно, но караулят из нее, кого бы вы думали? Лещей! Когда настанет время идти лещам, то проходят они иногда монастырским берегом и всегда массой, приводят в движение тихо стоящую воду и шумом дают знать о себе. Тут сетями и ловят их. Здесь же на берегу, где стоит эта будка, на большей сосне висит деревянный крест… со словами: „на освящение вод и очищение воздуху“. Далее в лесу виднеется другой крест, гораздо больше первого, укрепленный между двумя соснами. Священное изображение на нем и слова принадлежат прежнему игумену, предшественнику о. Авраама (то есть игумену Антонию. – А. Н., О. Н.)».
В дальнейшем монастырь продолжал пополняться новыми постройками. В 1903 г. за монастырской оградой разместили двухэтажное здание церковно-приходской школы, построенное по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева, автора проекта лужской Казанской церкви. Он же разработал проект и нового монастырского храма – однокупольного с бетонными сводами, двухэтажного в русском стиле. Но постройке этой церкви помешала Первая мировая война.
Наиболее значительными из последних монастырских строений – здание гостиницы и деревянный настоятельский корпус с балконом на восточном фасаде.
Несмотря на то, что монастырь значился заштатным, второклассным, вид его вполне представительный. Об этом свидетельствуют его многочисленные изображения на старых фотографиях и почтовых открытках. Богатым было и внутреннее убранство монастырских храмов, расписанных жившими при монастыре художниками П. Чернышевым и И. Солониным. В куполе Богословского собора была изображена Пресвятая Троица, в куполе Преображенской церкви – коронование Божией Матери. Интерьеры храмов украшали великолепно исполненные картины на темы Ветхого и Нового Заветов в богатых рамах.
Главной святыней монастыря являлась чтимая чудотворная икона Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была одета в серебряную с позолотой ризу. «К ней в 1885 г. великим князем Константином Константиновичем пожертвована была массивная серебряная лампада в память о двух (в 1888 и 1889 гг.) посещениях им монастыря» (В. С. Орлов). В советские годы икона находилась в Казанском соборе г. Луги, ныне возвращена обители. В ризнице Богословской церкви хранилась одноименная икона, написанная на камне. Ее нашли в Череменецком оз. в 1875 г. Ряд икон для монастырских храмов выполнил свободный художник П. Брускин. На временной деревянной звоннице Преображенской церкви был повешен 120-пудовый колокол, отлитый на деньги, пожертвованные бывшим казначеем иеромонахом Вениамином и купцом, потомственным почетным гражданином А.А. Максимовым. Колокол был пожертвован монастырю в память его посещения в 1897 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Высокопреосвященным Палладием.
По обету жителей г. Луги с 1848 г. ежегодно 1 мая чудотворный Иоанно-Богословский образ несли с крестным ходом в Лугу и обходили с ним город с посещением каждого из городских домов.
В 1862 г. петербургский купец Т.О. Туранов пожертвовал монастырю часть своего земельного участка в Петербурге на Моховой ул., где по проекту архитектора Г.И. Карпова в 1863–1865 гг. была построена часовня со светло-синими стенами и узкими окаймленными позолотой окнами. Над входом в нее была укреплена икона с ликом Св. Иоанна Богослова. Монастырская часовня в Петербурге действовала до 1931 г. Ныне на ее месте находится левая часть дома по адресу: Моховая ул., 25.
При монастыре на южном, восточном и северном склонах церковного холма было кладбище, где издревле находили последний приют представители многих местных дворянских родов: Базанины, Муравьевы, Карамышевы, Квашнины-Самарины и многие другие. Почти все надгробья утрачены. Сохранился мраморный склеп, устроенный владельцем Раптей А.А. Половцовым над могилой матери и скромный камень над прахом владелицей Репьев С.Д. Квашниной-Самариной. В начале 1990-х гг., уже после передачи монастырских построек Александро-Невской лавре, была обнаружена надгробная плита с именем Александра Артамоновича Муравьева, сына известного декабриста. В советские годы она использовалась как ступенька лестницы при входе в здание бывшей монастырской гостиницы. Было найдено и надгробие с утраченного захоронения Платониды Николаевны Карамышевой, хозяйки Скреблова, о которой упоминает в своих дневниках поэт С. Надсон. Монастырь был посещаем многими историческими лицами, включая композитора Н.А. Римского-Корсакого, капитана легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева. В 1907 г. в Череменецком монастыре отбывал трехмесячное клиросное послушание сосланный сюда за свои реформаторские взгляды священник и будущий известный публицист Григорий Петров.
Череменецкий монастырь был местом массового паломничества. Многие из богомольцев оставили свидетельства, рассказы, записки о своем посещении этого святого места. В одном из номеров «Санкт-Петербургского духовного вестника» за 1895 г. было помещено большое стихотворение, почти поэма «Воспоминание о Череменецком монастыре». Это стихотворение обнаружил в 1996 г. студент Петербургского электротехнического института и начинающий краевед С. Иванов.
В 1920-е гг. в монастыре создали сельхозартель, где трудились оставшиеся в обители монахи. Рядом, через колючую проволоку открыли детский интернат. В 1930 г. монастырь ликвидировали, монахи арестованы и сосланы. В монастырских зданиях сначала разместилась сельхозкоммуна «Красный Октябрь», позднее школа садоводства. Иоанно-Богословский собор и колокольня взорваны в 1946 г., якобы на кирпич. От собора остались только восточный фасад древней известняковой кладки и своды подклета.
В 1967 г. территорию монастыря передали под турбазу, которая просуществовала здесь до конца 1980-х гг., была достаточно популярной и успешно выполняла свои функции как один из центров отдыха и познавательного туризма.
В 1991 г. бывший монастырский комплекс передали Троицкому собору Александро-Невской лавры, ныне здесь снова действует монастырь, относящийся к Санкт-Петербургской епархии.
В 1995 г. по инициативе областной Инспекции по охране памятников истории и культуры предприятие «Каменное зодчество», руководимое известным архитектором-реставратором И.П. Любаровой, приступило к работам по сохранению древнего Богословского собора, начало которых было прервано отсутствием финансирования. В дальнейшем восстановительные работы в монастыре велись силами Епархии. Отремонтирован один из братских корпусов, гостиница, проводятся службы в поновленной Преображенской церкви, где находится чудотворная икона Св. апостола Иоанна Богослова.
В настоящее время реставрационно-восстановительные работы в Череменецком монастыре осуществляются по Федеральной целевой программе усердием епископа Гатчинского и Лужского Митрофана.
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.