четверик в архитектуре храма

Четверик (архитектура)

В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. В XVII—XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом. В шатровых храмах и в архитектуре нарышкинского барокко четверик часто использовался в сочетании со стоящим на нём верхним восьмигранным ярусом — восьмериком. Такой многоярусный храм часто называют «восьмерик на четверике».

Связанные понятия

Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Источник

Как устроен русский храм. Часть первая: четверик и крестово-купольная конструкция

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Журнал «Republic-Север» представляет новую рубрику «Как устроен русский храм». Будем разбираться с куполами, апсидами, гульбищами, притворами и приделами. А также с закомарами, кокошниками, фронтонами и пилястрами. Будем говорить об очевидном и не очень. Чтобы, глядя на храм, мы знали, куда смотреть, и понимали, что именно перед нами. И вообще – чем больше понимаешь, тем больше видишь красивого.. ну или, наоборот, безобразного.

четверик в архитектуре храма

четверик в архитектуре храма

Успенский собор Московского кремля

Русский храм легко узнать – это здание с возвышающимся над ним куполом. Или несколькими куполами. Забегая вперед, скажем, что возвышающийся купол – обязательный элемент русского храма до XVIII века. Да и после всей архитектурной, культурной и административной революции XVIII века – отсутствие купола в храмовой русской архитектуре – вещь исключительная. И это именно русская особенность. В католической и тем, более протестантской Европе купол – всего лишь одно из архитектурных решений. Да и в православных странах, где купола встречаются чаще – никакой обязательности и тотальности купольной структуры – нет. А вот в России купол – обязательный элемент для церкви. Показательно, что даже шатровые храмы – очень близкие к купольным, так как шатер по сути дела выполняет функцию купола – в середине XVII века запретил своим постановлением патриарх Никон.

Впрочем, вернемся к русскому храму. И попробуем просто на самом базовом уровне разобраться, что же мы видим, когда смотрим на него. И да, в первую очередь мы будем говорить о русских церквях до XVIII века, иногда оговаривая, как и что изменилось в имперский период.

Русский храм – это прямоугольная или близкая к квадрату конструкция на которой стоит барабан (или несколько барабанов) с куполом наверху. И, конечно, с востока алтарный выступ – апсида или апсиды.

Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).

То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.

Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.

четверик в архитектуре храма

\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439, \u0441\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u043e\u0433\u0440\u043e\u043c\u043d\u043e\u0435. \u0423\u0434\u0438\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e, \u0441\u043e\u0442\u043d\u0438 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u043f\u043e\u0441\u0435\u0449\u0430\u044e\u0442 \u0445\u0440\u0430\u043c\u044b, \u043d\u043e \u043b\u0438\u0448\u044c \u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0446\u044b \u0437\u043d\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u043e\u043d \u0443\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d, \u043a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0431\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0438\u043f\u044b \u0445\u0440\u0430\u043c\u043e\u0432, \u043f\u043e \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c \u043a\u0430\u043d\u043e\u043d\u0430\u043c \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c. \u041f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u043e\u0432, \u0438\u0437\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u044b\u043c \u0434\u043b\u044f \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u044f\u0437\u044b\u043a\u043e\u043c, \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043c\u0430\u043b\u043e! «,»nick»:»\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439 \u041a\u0438\u0447\u0438\u0433\u0438\u043d»,»userId»:76210,»description»:»»,»voteUp»:3,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-09-19 10:59:40″,»updatedAt»:»2021-03-18 22:11:54″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»97852bb0977cf55b1dea1bef7962ce1b.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»123232″:<"id":"123232","comment":"

\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u0441\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e \u0437\u0430 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044e! «,»nick»:»Boris Kukushkin»,»userId»:34788,»description»:»»,»voteUp»:2,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-09-20 07:54:34″,»updatedAt»:»2020-09-23 03:10:50″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»123233″:<"id":"123233","comment":"

\u0421\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432\u0435\u0440\u043d\u043e. «,»nick»:»Boris Kukushkin»,»userId»:34788,»description»:»»,»voteUp»:1,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-09-20 07:54:49″,»updatedAt»:»2020-09-21 20:32:06″,»parentId»:123024,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»123308″:<"id":"123308","comment":"

\u041e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e. \u0412\u0441\u0435 \u043f\u043e \u0434\u0435\u043b\u0443. «,»nick»:»\u0410\u043d\u044f \u041f\u0440\u0438\u043c\u043e\u0440\u0447\u0430\u043d\u043a\u0430″,»userId»:28084,»description»:»»,»voteUp»:2,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-09-21 03:16:50″,»updatedAt»:»2020-09-23 03:10:46″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>

Источник

Четверик в архитектуре храма

Четверик в православной культуре является основным конструктивным элементов Храма, соединяющий воедино все объемы Храма, переоценить его значимость невозможно.

Приступая к проектированию, надо обратиться к каконам проектирования православных Храмов для выбора пропорций и сечений. Основные конструкции четверика вместе со сводом, центральным барабаном и куполом, создают объем верхнего Храма и требуют детальной проработки.

На рисунке №1 показаны планы четверика и кровли, с элементами кирпичной кладки и выкладки сводов.

четверик в архитектуре храма

Надо отметить, что архитекторы обычно редко рассматривали вопросы перевязки кирпичной кладки в сложных пространственных конструкциях типа парусов или сопрягаемых арок в своих работах, а сосредотачивались на расчетных схемах/моделях и архитектурных решениях. К сожалению, после 1917 года традиция строительства Храмов прервалась.

Сейчас сохранились разрозненные данные о применявшихся архитектурных решениях и почти не сохранилось данных о методах ведения кирпичной кладки, порядной перевязке кирпичей при выкладке сложных элементов Храмов. В своей статье мы постараемся прояснить некоторые моменты, которые стали нам ясны при разработке проекта Храма в Санкт-Петербурге с кирпичными сводами, и которые на наш взгляд могут быть интересны читателям.

Новый проект был выполнен нами по классической схеме с соблюдением канонических пропорций. Ниже показана классическая планировка помещения верхнего Храма в плане.

Рис. 2

четверик в архитектуре храма

В первой части статьи мы рассмотрим основные узлы четверика:

— боковые подпружные арки

— центральные подпружные арки и колонны

— выполним подбор размеров закладной для затяжки.

1. Боковые подпружные арки. Расчет, деформация, материалы.

Читатель конечно хочет узнать, как формируется внутрений объем храма по классической схеме. На рисунке ниже показан разрез классического кирпичного Храма, выполненного полностью из кирпича. Приведенный чертеж Академика архитектуры В.В. Стрелова, был опубликован в 1893 году в журнале «ЗОДЧИЙ».

четверик в архитектуре храма

На приведенной схеме хорошо видно, как были реализованы кирпичные своды арок, узлы сопряжения арок с колоннами и выкладка сводов.

Барабан и купол, водружаемые поверх четверика создают большие нагрузки на колонны и арки, воспринимающие эти нагрузки. Передача нагрузок от центрального барабана и купола на колонны четверика происходит через центральные арки и паруса. Колонны передают распирающие нагрузки на боковые малые подпружные арки (которых 8 штук) и на металлические тяги, вмурованные в основания пят центральных арок. Малые подпружные арки передают нагрузки на боковые (ограждающие стены). Вся перечисленная конструкция в нашем случае весила более 350 тонн.

Надо отметить, что все расчеты в XIX веке были приблизительными, носили скорее геометрический, аналоговый характер и при постройке закладывался большой запас прочности (что позволило многим заброшенным Храмам дожить до наших дней без надлежащего ухода). Современные компьютеры позволяют расчетать модель храма с высокой точностью.

К примеру, ниже показаны расчетные модели боковых подпружных арок из кирпича. Боковых подпружные арки разгружаются через боковые стены Храма, поэтому места сопряжения арок и стен должны быть переложены кладочными сетками каждые два ряда для распределения нагрузки в кладке. Расчеты показаны в кН/м2.

Рис. 4

четверик в архитектуре храма

Рис.5

четверик в архитектуре храма

Однако отсутствие затяжек в центральных арках создает избыточные напряжения в центральных арках и при производстве их из кирпича, желательно использовать тяги, которые воспринимаю нагрузки от центрального барабана и купола и не позволяют передать их на наружные стены.

Рис. 6

четверик в архитектуре храма

Надо отметить, что несущие колонны четверика должны быть выложены из полнотелого кирпича марке не ниже 150 на растворе марки не ниже 100.

При этом в больших Храмах сечение колонн может быть в пределах 1,5 Х 15 или даже 2,0 Х 2,0 метра. Кирпичная кладка колонн перекладывается кладочными сетками из арматуры ВрI d4 с ячейкой 50х50 мм. каждые четыре ряда, а в напряженных местах (примыкание арок) каждые 2 ряда. В месте заделки тяг рекомендуется перекладывать сетками каждый ряд.

При правильном проектировании, вертикальные перемещения колонн и арок под нагрузкой будут минимальными.

Рис. 7

четверик в архитектуре храма

К примеру на рисунке №7 показан расчет центральной арки с пролетом в 9 метров. Величина вертикальных перемещений под нагрузкой (паруса + барабан + купол) при этом составляет от Uz=0.126133 мм до Uz=-11.0182 мм что допустимо.

Для наглядности, принципиальная схема деформации подпорных арок показана на рисунке №8.

Рис. 8

четверик в архитектуре храма

2. Расчет главных подпружных арок и кирпичных колонн

Центральные арки воспринимают на себя нагрузку от центрального барабана и купола. Кроме того, в конструкции присутствуют «паруса», которые являясь сложными криволинейными поверхностями существенно усложняют работу конструктора.

Расчет центральных арок в постановке стержневой модели

Исходные параметры арочной перемычки:

Расчетная схема арки показана на рисунке №9.

Рис. №9

четверик в архитектуре храма

Проверка делается для трех вариантов модели:

Согласно предложенным параметрам, максимальные напряжения в сечении арки (в общей выборке) составляют 1,82 Мпа

По табл.2 СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции» подбираем марку камня и раствора.

В нашем случае прочность арочной перемычки заданного сечения (155х103 см) будет обеспечена при минимальной марке камня М150 на растворе М100.

Расчет центральных арок в постановке модели из объемных конечных элементов.

Далее приведены результаты расчетов, полученные для модели из объемных конечных элементов. Они наиболее интересны с точки зрения наглядности.

Рис. 10

четверик в архитектуре храма

В такой расчетной схеме есть возможность сразу оценивать напряжения в каждой точке кладки, без вычисления раздельных силовых факторов. Кроме вертикальных напряжений надо оценить напряжения по оси Х и У.

При анализе полученных данных, можно сделать следующие выводы:

3. Затяжки. Расчет усилий, подбор сечений.

Затяжки исторически ставились в православных Храмах. В зависимости от ширины (глубины) арочного свода который надо было стянуть, могли использовать от одной до трех затяжек, вмуровываемых обычно в основания пят арок. Затяжки нельзя распологать близко к краям стягиваемых сводов, т.к. они могут быть вырваны под нагрузкой.

Нагрузки на затяжки показаны на рисунке №11. Здесь показано две затяжки.

Рис. 11

четверик в архитектуре храма

Получается нагрузка в затяжке 62 тонны.

Сечение затяжки принимаем исходя из норматива: 1 тонна на 1 см2 стали.

Итоговое сечение затяжки S = 62 тонны х 100 мм2 = 6200 мм2. Обычно используют стальные полосы подходящего сечения. Если затяжки две (двойные), то получаем сечение каждой затяжки 3100 мм2.

4. Подбор размеров закладной для затяжки.

Мы ограничены напряжениями 2,0 мПа для кладки из камня М150 на растворе М100. Для железобетона напряжения будут другими и расчеты по ним мы покажем в другой статье.

Считаем, что закладная представляет собой цилиндр, давление от связи она передает половиной боковой поверхности.

Соответствующую площадь боковой поверхности имеет цилиндр диаметром 16 см и длиной 170 см. Цилиндр может быть заменен на квадратную трубу, с сечением аналогичных габаритов.

Типовое решение узла:

Рис. 12

четверик в архитектуре храма

На практике обустройство затяжек центрального четверика выглядит так:

четверик в архитектуре храма

Надеемся Вам была полезна наша статья. Во второй части статьи мы рассмотрим конструктивные решения элементов Храма.

Источник

Четверик (сооружение)

четверик в архитектуре храма

четверик в архитектуре храма

Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской и украинской деревянной и каменной архитектуре. В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. В XVII—XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом. В шатровых храмах и в архитектуре нарышкинского барокко четверик часто использовался в сочетании со стоящим на нём верхним восьмигранным ярусом — восьмериком. Такой многоярусный храм часто называют «восьмерик на четверике».

четверик в архитектуре храма

четверик в архитектуре храма

См. также

четверик в архитектуре храма

четверик в архитектуре храма

четверик в архитектуре храма

БуддийскиеПранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
ЯзыческиеМитреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмыНаос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
ПомещенияЭкзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкцииСтолб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытияАрка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо
Храмовые сооруженияЗвонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Полезное

Смотреть что такое «Четверик (сооружение)» в других словарях:

ЧЕТВЕРИК — в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 вв.) 4 гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8 гранной частью ( восьмерик на четверик ) … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕТВЕРИК (в архитектуре) — ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17 18 вв.) 4 гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8 гранной частью («восьмерик на четверик») … Энциклопедический словарь

ЧЕТВЕРИК — ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре 4 угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с 8 гранной частью ( восьмерик на четверику ) … Современная энциклопедия

Четверик (в зодчестве) — Четверик, в русском и украинском зодчестве (деревянном и каменном) четырёхугольное в плане сооружение или его составная часть. Ч. основная архитектурная форма русского храма (главным образом до 18 в.) были широко распространены в композиции с… … Большая советская энциклопедия

Четверик — в русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырёхугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ( восьмерик на четверике ). (Источник:… … Художественная энциклопедия

Четверик — ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре 4 угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с 8 гранной частью (“восьмерик на четверику”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Четверик — Четверик: Старая русская мера: Четверик единица объёма сыпучих тел; четверик старинная мера площади. Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состоящий из четырёх однородных частей: Четверик в архитектуре… … Википедия

Четверик (мера объема сыпучих тел) — Четверик: Старая русская мера: четверик единица объёма сыпучих тел; четверик старинная мера площади. Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состящий из четырёх однородных частей: четверик в архитектуре четырёхугольное в плане… … Википедия

Четверик (мера объёма сыпучих тел) — Четверик: Старая русская мера: четверик единица объёма сыпучих тел; четверик старинная мера площади. Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состящий из четырёх однородных частей: четверик в архитектуре четырёхугольное в плане… … Википедия

четверик — а/, м. 1) Старая русская мера объема сыпучих тел. Четверик овса. 2) Старая русская мера земельной площади, равная 1/4 десятины (0,27 га). 3) устар. Четыре лошади в одной упряжке. Из за угла выскочил четверик рослых коней. 4) В русском и… … Популярный словарь русского языка

Источник

Значение слова «четверик»

четверик в архитектуре храма

1. Старая русская мера объема сыпучих тел, равная 26,239 л.

2. Устар. Четыре лошади в одной упряжке. Встречалась старинная тяжелая колымага четвериком. Скиталец, Этапы. Из темноты вырос четверик рослых коней с павлиньими перьями на задранных башках, — в открытых санях — дамы. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Старая русская мера:

Четверик — единица объёма сыпучих тел;

четверик — старинная мера площади.

Комплект из четырёх однородных предметов или предмет, состоящий из четырёх однородных частей:

Четверик — в архитектуре четырёхугольное в плане сооружение или часть сооружения;

четверик — четвероконная запряжка (сама по себе или вместе с влекомой ею повозкой);

четверик — четыре карты одинакового значения.

Предмет мерой в 4 какие-либо единицы:

четверик — куль в четыре пуда.

Четверик — старинное имя, иногда дававшееся четвёртому ребёнку (или четвёртому сыну) в семье.

Четверик — редкая русская фамилия (от тождественного имени или прозвища).

Четверик, Валерий Васильевич — футбольный тренер, бывший главный тренер клубов «КамАЗ» (Набережные Челны), «Черноморец» (Новороссийск), спортивный директор ЦСКА.

ЧЕТВЕРИ’К, а́, м. 1. Мера или предмет, содержащие в себе четыре какие-н. единицы, напр. куль, вмещающий четыре пуда, пачка в четыре стеариновые свечи и весом в один фунт (спец.). 2. То же, что четверка в 5 знач. Серый четверик предо мною пролетел. А. Майков.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

четвери́к

1. единица объёма сыпучих тел

2. старинная мера площади

3. (в архитектуре) четырёхугольное в плане сооружение или часть сооружения ◆ Трапезная упиралась в мощный четверик колокольни, расширяющийся повалом, над которым на резных столбах вонзались в небо четыре четырёхскатных шатра. Алексей Иванов, «Сердце Пармы», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

четверик в архитектуре храмаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова цензовый (прилагательное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *