четвертый год обучения шахматам
Шахматы в школе. 4 год обучения. Прудникова Е.А., Волкова Е.И.
Настоящее издание завершает линию учебных пособий по шахматам для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций и продолжает знакомить детей с основами шахматной игры. В результате работы с учебным пособием школьники научатся сочетать тактические приёмы, находить план игры, видеть угрозы партнёра, оценивать позиции, получат начальные представления о шахматных окончаниях и сыграют несколько турниров, в которых обязательно почувствуют себя победителями. Учебное пособие предназначено для четвёртого года обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в России
Основные принципы игры в дебюте
Перевес в развитии фигур
Атака на короля
Перевес в пространстве
Оценка позиции
План игры
Выбор хода
Открытые дебюты
Полуоткрытые дебюты
Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический приём «мельница»
Тактический приём «перекрытие»
Тактический приём «рентген»
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Анализ шахматной партии: выбери ход
Шахматный турнир
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля
Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю
Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни человека.
Как стать сильным шахматистом
Шахматный турнир
Шахматный праздник
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Мы с вами знакомы не первый год и рады вновь увидеться после летних каникул. Учебное пособие, которое вы держите в руках, завершает курс обучения шахматам в начальной школе. Но это не повод грустить: впереди нас с вами ждёт много интересного.
Вы узнаете новые тактические приёмы, постигнете основы позиционной игры и игры в эндшпиле, продолжите совершенствоваться в анализе шахматных партий и попробуете сыграть как чемпионы мира.
Надеемся, вы хорошо отдохнули и готовы приступить к работе.
Желаем вам красивой игры и ярких впечатлений!
В Древнюю Русь шахматы в виде игры «шатрандж» попали в период между VIII и IX веками благодаря торговым связям с Византией, Индией и Средней Азией, где они были широко распространены.
Первые письменные упоминания о шахматной игре относятся к XIII веку. Однако археологические раскопки свидетельствуют о том, что на Руси шахматы появились гораздо ранее первых упоминаний о них в литературе.
Рабочая программа шахматы для 1-4 классы автор Прудникова, Волкова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по курсу «Шахматы»
1-4 годы обучения (135 часов)
(УМК «Шахматы в школе» Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова )
I . Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
— Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Учебный план в 1 – 4 классах МКОУ «Краснодубровская ООШ».
— Рабочая программа курса « Шахматы» разработана к учебникам предметной линии «Шахматы в школе» под редакцией Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений.
Источник: Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
— рабочие программы. Шахматы в школе. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с.;
— учебник «Шахматы в школе» первый год обучения. Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— учебник «Шахматы в школе» второй год обучения. 2 – е издание. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2018 – 159 с.;
— учебник «Шахматы в школе» третий год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— учебник «Шахматы в школе» четвертый год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» первый год обучения. Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» второй год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» третий год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» четвертый год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— методические рекомендации «Шахматы в школе» 1 – 4 годы обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 87 с.
II . Общая характеристика программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
— «Теоретические основы и правила шахматной игры»;
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
— равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
— формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
— гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
— обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
— выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
— освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
— освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
— овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
— освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
— обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
— обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
— формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
— укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
— формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
— приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
— воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур ным занятиям.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ».
Приоритетными методами обучения являются:
Теоретические основы и правила шахматной игры;
III . Планируемые результаты изучения курса изобразительное искусство
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам начального общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
— формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание необходимости личного участия в формировании собственного
— понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
— навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— овладение способом структурирования шахматных знаний;
— овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
— овладение способом поиска необходимой информации;
— умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
— овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
— умение строить логические цепи рассуждений;
— умение анализировать результат своих действий;
— умение воспроизводить по память информацию;
— умение устанавливать причинно – следственные связи;
— умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
— находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
— формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою позицию до других;
— умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
— развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
IV . Содержание учебного предмета
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.
V . Тематическое планирование
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ «Четвертый год обучения «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Четвертый год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)
^ 2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
4 год обучения (35 часов)
Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле
Связка в миттельшпиле. Двойной удар
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах
Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.
Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты
Темы связки, “рентгена”, перекрытия.
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Решение заданий. Игровая практика.
Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах
Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи)
Решение заданий. Игровая практика.
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи)
Решение заданий. Игровая практика
Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи)
Решение заданий. Игровая практика.
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”
Решение заданий. Игровая практика.
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция
Решение заданий. Игровая практика.
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой
Решение заданий. Игровая практика.
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля
Решение заданий. Игровая практика.
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля
Решение заданий. Игровая практика.
Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле
Повторение программного материала
Учебно – методическое обеспечение
2.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
3.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
6.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
7.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Список литературы по программе
1.
Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
11.
В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
12.
О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Введение факультатива “Шахматы — школе” позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступенмладшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеетспециально организованная игровая деятельность на уроках, использование приемаобыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводитсяпримерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерногораспределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, атакже шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебномпроцессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов,рекомендательный список художественной литературы и список методическойлитературы для учителя.