четыре вида законов вечный естественный человеческий и божественный в своем учении обосновывал

1. Фома Аквинский

1. Фома Аквинский

С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226— 1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до настоящего времени идейное течение — томизм (в обновленном виде — неотомизм).

Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля[655].

Проблематика права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Освещая эти вопросы, он постоянно апеллирует к теологически модифицируемым положениям античных авторов о естественном праве и справедливости, учения Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (у Фомы речь идет и о человеке как «общественном существе») и т. д.

Согласно Фоме Аквинскому, «человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью» (Сумма теологии, I, q. I, с. 1). Одновременно бог, по трактовке Фомы, — первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческих действий.

Вместе с тем человек — существо разумное и обладающее свободной волей, причем разум (интеллектуальные способности) является корнем всякой свободы.

Согласно концепции Фомы, свободная воля — это добрая воля. Он считает свободу человеческой воли и действование по свободной воле проявлением должной прямоты воли по отношению к божественным целям, осуществлением разумности, справедливости и добра в земной жизни, соблюдением божественного по своим первоистокам закона, определяющего необходимый порядок мироздания и человеческого общежития. В свете такой, развиваемой Фомой теологической концепции взаимосвязи свободы и необходимости[656], — взаимосвязи, опосредуемой познающим и определяющим практическое поведение людей разумом, — : свобода предстает как действование в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов (целеобусловленных, целенаправленных и целереализующих правил).

Эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве. «Закон, — пишет он, — есть известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него» (Сумма теологии, I, q. 90). Сущность закона он усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели. Конкретизируя свою характеристику закона как общего правила, Фома подчеркивает, что закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом (или непосредственно самим обществом или теми, кому оно доверило попечение о себе). Кроме того, к существенной характеристике закона Фома относит и необходимость его обнародования, без чего невозможно само его действие в качестве общего правила и мерила человеческого поведения.

Свои характеристики закона Фома суммирует в следующем определении: «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Сумма теологии, I, q. 90).

Фома дает следующую классификацию законов: 1) вечный закон (lex aeterna), 2) естественный закон (lex naturalis), 3) человеческий закон (lex humana) и 4) божественный закон (lex divina).

Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие.

Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т. е. законом) их природы.

Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения и познания), состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Это означает, что в сфере практического поведения человека (в области практического разума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию и т. д.). Для человека как разумного природного существа действовать по естественному закону означает вместе с тем требование действовать по велению и указанию человеческого разума.

Различие в естественных (физических, эмоциональных и интеллектуальных) свойствах и качествах разных людей, разнообразие жизненных обстоятельств и т. и. приводят к неодинаковому пониманию и применению требований естественного закона и различному отношению к ним. Обусловленная этим неопределенность, которая связана с неконкретизированностью велений естественного закона, противоречит их общеобязательному и по сути своей единому для всех людей характеру и смыслу. Отсюда, т. е. из существа самого естественного закона, вытекает необходимость человеческого закона, который, с учетом потребности в определенности и дисциплине в человеческих отношениях к правилам и принципам естественного закона, берет их под защиту и конкретизирует их применительно к разнообразным обстоятельствам и частностям человеческой жизни.

Человеческий закон в трактовке Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Благодаря этому в людях развиваются прирожденные нравственные свойства и задатки, формируется прочная привычка действовать разумно, по свободной (т. е. доброй) воле.

Человеческим (положительным) законом, согласно учению Фомы, являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления — не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано различение Фомой справедливого и несправедливого человеческого (позитивного) закона.

Цель человеческого закона — общее благо людей, поэтому законом являются лишь те установления, которые, с одной стороны, имеют в виду это общее благо и исходят из него, а с другой стороны, регламентируют человеческое поведение лишь в его связи и соотнесенности с общим благом, которое выступает в виде необходимого (конституирующего) признака и качества положительного закона.

Из соответствия человеческого закона естественному вытекает также необходимость установления в положительном законе реально выполнимых требований, соблюдение которых посильно для обыкновенных, несовершенных в своем большинстве, людей. Закон положительный должен брать людей такими, каковы они есть (с их недостатками и слабостями), не предъявляя чрезмерных требований (в виде, например, запрещения всех пороков и всего зла).

С этим связана и одинаковость (равенство) требований, предъявляемых положительным законом в интересах общего блага ко всем людям (равенство тягот, повинностей и т. д.). Всеобщность закона, таким образом, подразумевает момент равенства, в данном случае в виде применения равной меры и одинакового масштаба требований ко всем.

Положительный закон, кроме того, должен быть установлен надлежащей инстанцией (в пределах ее правомочий, без превышения власти) и обнародован.

Только наличие у человеческих установлений всех этих свойств и признаков делает их положительным законом, обязательным для людей. В противном случае речь идет о несправедливых законах, которые, по оценке Фомы, не будучи собственно законами, не обязательны для людей.

Фома различает два вида несправедливых законов. Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т. д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.

Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.

Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). При обосновании необходимости божественного закона Фома указывает на ряд причин, требующих дополнения человеческих установлений божественными.

Во-первых, божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека. Во-вторых, божественный закон необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных (для несовершенных людей) спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках, путях их исправления и т. д. В-третьих, божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека. Этот важнейший принцип позитивно-правового регулирования Фома весьма последовательно обосновывает и проводит во всем своем учении о праве и законе. И, в-четвертых, божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.

Свою трактовку законов Фома дополняет учением о праве.

Право (jus) — это, согласно Фоме, действие справедливости (justitia) в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость — одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Фома, следуя Ульпиану, характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлять каждому свое. Разделяет он и представление Аристотеля о двух видах справедливости — уравнивающей и распределяющей.

В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве (jus naturae), при уравнении по человеческому волеустановлению — о цивильном, положительном праве (jus civile).

Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Фома называет также человеческим правом (jus hu-manum). Закон, таким образом, играет здесь правоустанавливающую роль и выступает в качестве источника права. Но важно иметь в виду, что, согласно учению Фомы, человеческая воля (и волеизъявление) может сделать правом (и правым) лишь то, что соответствует (не противоречит) естественному праву.

Естественное право в трактовке Фомы, как и у Ульпиана, является общим для всех живых существ (животных и людей). Относящееся только к людям естественное право Фома считает правом народов (jus gentium).

Кроме того, Фома выделяет божественное право (jus divinum), которое, в свою очередь, делится на естественное божественное право (непосредственные выводы из естественного закона) и позитивное божественное право (например, право, данное богом еврейскому народу).

В целом Фома Аквинский разработал весьма последовательный и глубокий христианскотеологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

Читайте также

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский) Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. В латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226–1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта

4) «ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ» (ФОМА АКВИНСКИЙ)

4) «ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ» (ФОМА АКВИНСКИЙ) Фома Аквинский родился в Италии в конце 1225 или в начале 1226 года – история не сохранила достоверной даты его рождения. Отец Фомы – граф Ландольф, был феодалом в Аквино. Мать Фомы Теодора происходила из богатого

10) «ДОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА» (ФОМА АКВИНСКИЙ)

10) «ДОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА» (ФОМА АКВИНСКИЙ) Великий средневековый теолог Фома Аквинский в одном из своих произведений предпринял попытку доказать существование Божества, исходя из возможностей человеческого разума. Известно, что Бог – это давний предмет

Фома Аквинский[172]

Фома Аквинский[172] Сумма теологии[173]Часть I. Вопрос 76. Статья 4: Есть ли в человеке другая форма помимо мыслительной души?Таким образом, мы переходим к четвертой статье.Кажется, что в человеке есть другая форма помимо мыслительной души.1. Ибо Философ[174] говорит во II кн. «О

Фома Аквинский за 90 минут

Фома Аквинский за 90 минут перевод с англ. С. Зубкова

7.2. Гармония веры и знания (Фома Аквинский)

7.2. Гармония веры и знания (Фома Аквинский) Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит

Фома Аквинский. Гармония веры и знания

Фома Аквинский. Гармония веры и знания Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ Постепенно выяснилось, что августинизм не способен противостоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать аристотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии.

Фома Аквинский — гармония и синтез

Фома Аквинский — гармония и синтез Средневековую философию, часто называемую схоластикой (философией, которая «изучается в школе», по греч. schole), разделяют на три периода:1) Ранняя схоластика, которую обычно датируют временем от 400-х гг. до 1200-х гг. Во многих отношениях этот

1. Фома Аквинский

1. Фома Аквинский С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226— 1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до

4. Фома Аквинский

4. Фома Аквинский Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма [82]. Наследие

Глава XIII. СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ

Глава XIII. СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как

Гармония веры и знания. Фома Аквинский

Гармония веры и знания. Фома Аквинский Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226–1274)

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226–1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и знанием. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма

Источник

Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. О соотношении церковной и светской властей. Учение о законах (вечные, естественные, божественные и человеческие).

Политические взгляды Фомы Аквинского (Аквината) изложены в работе «Правление владык», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Его основным произведением, одна из глав которого посвящена непосредственно законам, является «Сумма теологии».

Схоластика как догматическое, формализованное учение, ориентирующееся на рациональное доказательство иррациональных истин, сложилась в IX-XII вв. Учение Аквината принадлежит к так называемой зрелой или поздней схоластике. Будучи ортодоксальным теологом, Св. Фома не ограничивался религиозными догмами. Он рационализировал схоластику, связал ее с действительностью. В анализе реальности Фома следует здравому смыслу, широко пользуется реализмом Аристотеля и достижениями римского права.

Целью государства, объединяющего людей разных способностей, занятий является, по Аквинату, «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни. Основной функцией государственности оказывается при этом сохранение привилегированного положения обеспеченных властью лиц и богатых людей.

Несмотря на усиление власти папства, в рассматриваемый период исподволь начавшееся формирование национальной государственности заставило теоретика католицизма Фому Аквинского в корне пересмотреть имевшую много сторонников концепцию непосредственной теократии. «Ангельский доктор» делает вывод, что не только церковь, но и государство представляют божественное установление. Государственность необходима, полагал Аквинат, так как вне ее невозможна телесно-чувственная, реальная жизнь человека. В силу подобных ориентаций Фома обосновывает необходимость светских властей. Однако в обозначенной позиции государственная власть носит лишь опосредованный, инструментальный характер. Церковные же институты, имеющие своей целью обеспечение человеку потустороннего блаженства, выражают непосредственное руководство человеческим миром со стороны его творца. Оставаясь верен своим мировоззренческим ориентациям, Фома Аквинский теократизирует светскую власть, опосредуя ее властью духовной.

В целях обоснования превосходства духовной власти над светской Аквинат выделяет три угла зрения на государственную власть: со стороны сущности, происхождения (формы) и использования. Сущность светской власти определяется им как порядок отношений и господства, заданный Богом, т.е. она есть божественное установление.

Сущность закона, применительно к человеческой жизни, таким образом, усматривается им в упорядочивании человеческой жизни и деятельности в целях достижения общего блага для всех членов сообщества. Существенным моментом в характеристике закона, согласно позиции мыслителя, является необходимость его обнародования.

Согласно Фоме Аквинскому, все законы находятся друг с другом в определенной субординации. Все законы он подразделяет на четыре основные группы: вечный закон, естественный закон, человеческий закон и божественный закон. На вершине системы права находится вечный закон, заключенный в Боге. Он тождественен сам себе, и от него производны все остальные виды законов

Взгляды Фомы Аквинского о законе не тождественны его воззрениям на право. Закон играет правоустанавливающую роль и является источником права. Концепцию права Аквинат также выстраивает на фундаменте этики. Право для него есть сфера правды, справедливости. В более конкретной интерпретации право понимается им как праведное и справедливое, проявляющееся в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего.

В конкретно-исторических условиях средневекового феодального общества учение Фомы было направлено на укрепление позиций римской католической церкви, на обоснование и усиление господствующего теологического мировоззрения.

Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрождения.-1ч.

1. Общая характеристика политической и правовой мысли эпохи Возрождения и Реформации.

2. Политическое и правовое учение Никколо Макиавелли. «Государь» («Князь»). Макиавелли о науке политической, о задачах и средствах политики. О происхождении и назначении государства. Учение о формах государства, смешенных формах и тирании. « Макиавеллизм».

3. Основные направления политико-правовой идеологии эпохи Реформации в Германии и других странах Западной Европы. Политико-правовые идеи Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

4. Учение о государстве и праве Жана Бодена. О государстве, как о правовом явлении. Учение о суверенитете как главном признании государства. Учение о формах государства. Признание тирании.

5. Политические и правовые идеи Томаса Мора «Утопия» и Томазо Кампанеллы «Город Солнца»

Источник

Учение Фомы Аквинского о государстве и законах

Философская мысль в средние века самостоятельного развития иметь не могла, так как господство религиозного начала этого не допускало. Все высшие вопросы, которые занимали человеческий ум, относились к области веры. Независимое суждение не допускалось. Философия была служанкой религии. Исследования проводились в границах очерченных теологической предпосылкой, что все есть творение Бога, а самый достоверный источник знаний – священное писание.

Цель схоластики – средневековой науки – состояла в том, чтобы подчинить богословским началам философские системы античности. Исходя из основных начал богословия и античной философской схоластики, строили свои теории. Авторитетами для них были Платон и Аристотель. Но слепо подчиняться их учениям схоластики не могли. Чтобы объединить, превратить все в логически цельное, прилагались немалые усилия.

Наиболее типичным представителем средневековым схоластиком был Фома Аквинский. Родился он в 1225 году, умер в 1274 году. Он – сын графа Аквинского. Родился в Неаполитанском королевстве, внучатый племянник Фридрих Барбаросса. Философ и теолог, получивший образование в Неаполитанском университете, продолживший его в Парижском и Кельнском университетах, за эрудицию был прозван универсальным доктором и был причислен к лику святых.

Первые 3 образуют иерархию.

Вечный закон есть сам божественный разум, правящий миром, или божественная мудрость, которая направляет все действия и движения во вселенной. Вечный закон отражается и в явлениях природы как их необходимый порядок и в душе человека в форме естественных наклонностей.

Естественный закон есть отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало этого закона – надо делать добро и избегать зла. Другими словами это закон нравственный, он устанавливает нормы морали. По естественному закону предписывается как должно вести себя человеку. Естественному закону принадлежат все действия в той мере, в которой они добродетельны. По несовершенству человеческой природы одних добродетелей мало для установления порядка, нужна еще и дисциплина.

Это приводит к установлению человеческого или положительного закона – порочных надо силой и страхом воздерживать от зла, что и достигается велениями человеческих законов. По Аквинскому человеческие законы необходимы для спокойствия людей и развития в них добродетели. Здесь Аквинский смешивает человеческий закон с законом нравственным. Целью принудительного закона он считает искоренение порока и развитие добродетели.

Закон божественный – содержится в Библии и выражен в священном писании. Он необходим, потому что человеческий закон не может в полной мере искоренить зло и потому что мнение людей о правом и неправом, о справедливом и несправедливом могут расходиться и требуют высшего руководства. То есть Библия учит, какой образ жизни людей Бог считает правильным. Этот закон призван исправлять несовершенства закона человеческого.

Вечный закон – это закон естественный божественный, это неписаный закон.

Человеческий – положительный человеческий

Божественный – положительный божественный, то есть писаный божественный

В «Богословской суме» Аквинский излагает взгляды на лучшее устройство государственной власти: надо, чтобы все имели какое-либо участие в верховной власти, ибо эти сохраняется доля народа в управлении, и при том все такое правление любят и берегут. Поэтому совершенным устройством для него является такое, где на вершине стоит единый монарх, правящий на основании добродетели, ниже несколько вельмож – также добродетельных, и между тем эта власть принадлежит всем либо потому что правители избираются из всех либо потому что они избираются всеми. В этом и состоит демократическое начало.

Именно такое правление, смешанное из монархии, аристократии и демократии, было установлено у евреев Законом Божьим. Моисей и его преемники властвовали как монархи, старейшины (старшины) избирались по добродетели, демократическое начало состояло в том, что они брались из всего народа.

Именно в этом учении велика доля либеральных начал.

Иное учение о светской власти находим мы в трактате Фомы Аквинского «О правлении князей или о правлении государей». Сочинения остались незакончены. Следуя Аристотелю, он различает здесь 3 правильные формы: монархия, аристократия и полития; и 3 искаженные: олигархия, тирания и демократия. Вопрос о преимуществе правления он решает иначе, чем Аристотель. Аристотель наилучшей из этих форм признавал политию. Фома отдает предпочтение монархии. На преимущества монархии указывает сама природа, которая везде установила одно правящее начало: в теле – сердце, в душе – разум, миром правит единый Бог.

То же самое доказывают и примеры из истории человечества: те страны, в которых нет единого правителя, одолеваемы раздорами, бедствуют, тогда как напротив, управляемые монархами радуются миру и процветанию. Так что природа согласна здесь с историей. И в этом уже Фома далек от Аристотеля. Для него главным началом был порядок подчинения низших высшим. Повиновение он ставит выше всех добродетелей. По естественному праву, установленному Богом в природе, низшее повинуется высшему.

Должны ли христиане повиноваться светским властям?

Вера в Христа. Утверждает Фома, не освобождает от повиновения светской власти. Но должно ли это повиновение быть безусловным? Повиноваться властям, пишет Фома, следует постольку, поскольку они от Бога. Сущность государственной (светской) власти установлена Богом. Но власть может быть и не от Бога. Во-первых, по неправильному приобретению (например, приобретенная путем насилия или подкупа), во-вторых, по злоупотреблению власти (когда носители власти используют ее неправильно).

Таким образом, Фома Аквинский различает 3 измерения власти:

По своей сущности – власть от Бога, а вот другие два измерения могут быть и не божественными. Церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и неправильном ее использовании тем или иным правителем.

Власть может быть не от Бога по неправильному приобретению. В этом случае похититель власти – не есть законный правитель, и подчиненные вправе ему не повиноваться, если он не сделается законным обладателем престола через согласие подданных или через утверждение высшего.

Власть может быть не от Бога по злоупотреблению. Злоупотребление может быть двоякого рода: когда повелевается то, что противно велению божьему – то есть предписывается действие греховное, здесь подданные не только вправе не повиноваться, но и обязаны ослушаться и даже имеют право на восстание. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобрял неповиновение тирану в определенных случаях. Он осуждал действия греховные и оправдывал восстания, но только чтобы оно приносило больше пользы, чем плохого.

Второй случай – когда повелевается то, на что не распространяется власть правителя. Здесь подданные также не обязаны повиноваться, но и не обязаны и ослушаться, стало быть, остается разобрать вопрос – на что распространяется власть, а на что нет. Вопрос о разграничении: Фома оставляет государю власть над телесными действиями подданных, управление душами он относит к исключительному ведомству церкви. Но так как в общем мироздании душа – начало властвующее, то, как тело подчиняется душе, так светская власть должна подчиняться духовной. Поэтому вполне справедливо и правомерно вмешательство духовной власти в светские дела. Но это касается только некоторых дел. То есть речь идет о достаточно условном подчинении. В целом Фома обосновывает идею автономии властей. Хотя допускает вмешательство духовной власти в область власти светской.

Собственно церкви принадлежат следующие дела:

· Церкви принадлежит и суд над правителями – отступниками, которых она может лишить власти. Король, повинный в ереси, может быть смещен Папой.

Философской системе Аквинского была уготована долгая жизнь. В 1879 папа Лев 13 объявил учение Фомы единственно истинной философией католицизма. В настоящее время эти взгляды возрождаются, были поддержаны школой неотонизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *