четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Четыре закона общей риторики

Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики:

Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией.

Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Это:

Во-вторых, близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Всего важнее же – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории.

Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах.

К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала, даже если он не связан непосредственно с интересным. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.

В-третьих, конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.

Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный.

Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.

Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации (см.: схему 1).

Нередко адресат устного выступления бывает представлен на нескольких уровнях. В публичном диспуте на микроуровнеречь идет обоппоненте или единомышленнике. На мезоуровне – обо всей группе дискутирующих, включая противников и союзников (вторичная аудитория). На макроуровне – о друзьях и знакомых спорящих сторон (третичная аудитория). Тех, которые получают сведения из зала либо от ораторов по завершении действа, либо от слушателей (пересказ).

Если же выступление транслируется по радио или по телевидению, то возникает аудитория уже четвертого порядка, предъявляющая к оратору весьма специфические требования. Отсюда следует, что речевая цель оратора должна включать в себя речевые ожидания, как непосредственных слушателей, так и аудитории более высоких порядков с учетом их предполагаемой реакции (см.: схему 3).

«Технологии» управления аудиторией

Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву. Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами. А если вы при этом еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы, назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется «проехаться на чужой спине»), то можете вполне рассчитывать на успех. Особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3.

Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории, и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов:

Это же правило распространяется и на серию выступлений разных ораторов, особенно на дебаты, в которых ораторы опровергают друг друга. Это утомляет нейтрального слушателя, он внутренне молит спорщиков о конце и ощущает невольную благодарность тому, кто поставил точку в затянувшихся прениях. В итоге шанс на согласие с ним слушателя слегка повышается. Сколь ни мал этот шанс, им не следует пренебрегать. Воистину, «конец – делу венец». Не случайно во многих европейских языках понятие «конец» и «цель» обозначает одно слово.

Риторический канон

Готовясь к выступлению, следует самым внимательным образом отнестись к своду ораторских правил, который Аристотель назвал риторическим каноном (см.: схему 1). Этот общий порядок работы над устным выступлением включает:

1) Изобретение содержания речи.

2) Расположение изобретенного речевого материала.

3) Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств).

4) Запоминание (репетиция).

Большинство ответственных речей готовится заранее и, как правило, лишь реплики, часть вопросов и ответов можно доверить экспромту. Не пишут конспектов и не репетируют выступлений ораторы-виртуозы, глубоко знающие предмет речи и выступающие в хорошо знакомой речевой среде.

Схема 4

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Известный отечественный историк Е.В.Тарле на вопрос, почему он никогда не пользуется записями, отвечал: «очень просто – я знаю раз в 10-12 больше, чем собираюсь рассказать».

Разумеется, далеко не все могут блеснуть подобным талантом, да и цена речевой ошибки у крупного руководителя, военачальника или парламентария может быть значительно больше, чем у преподавателя истории: не только смысловые, но даже чисто стилевые шероховатости в речах отечественных руководителей не раз служили причиной откровенных насмешек и даже скандалов. Поэтому следует взять за аксиому: в политической, юридической, деловой и всякой иной риторике, имеющей отношение к людским судьбам, нет мелочей, и никакое усердие в подготовке выступления не будет излишним.

Вопросы для повторения:

1. Риторика – это наука или искусство?

2. Как соотносятся в риторике психологическая и филологическая компоненты?

3. Что дает оратору и слушателю четкое осознание речевых ролей, речевых целей и их иерархии у себя и у собеседника?

4. Что полезно знать о смысловом поле монологической и диалогической речи?

6. Чем обусловлено существование трех функционально-целевых видов речи?

7. В чем проявляется специфика реализации различных ораторских качеств в разных функциональных видах речи?

8. Что дает знание четырех законов общей риторики в каждом из функциональных видов речей?

9. В чем и как проявляются психологические аспекты управления вниманием аудитории в различных речевых ситуациях?

10. Что стоит за понятием «риторический канон», и каково значение этого понятия, как для начинающего, так и для опытного оратора?

Обсудите в течение 15-20 минут роль и значение общей риторики в избранной сфере профессиональной деятельности, а также в экстремальных жизненных (профессиональных и бытовых) ситуациях.

Тренировочные задания:

1. Что является главным исходным условием успеха устного выступления?

2. Любая речь есть диалог – открытый или скрытый. Как это понимать?

3. Зависит ли речевая цель оратора от того, выбирает он тему выступления сам или ему ее задают извне (по плану, приказу и т.п.)?

4. Что делать оратору, если в его выступлении содержится несколько речевых целей?

5. Каков главный параметр исследования речевой роли вашего собеседника?

Практикум:

Ведущий (руководитель семинара или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь продолжительностью 8-10 минут. Остальные в устной или письменной форме дают оценку выступления по следующим параметрам:

1. Вид речи (информирующая, аргументирующая, эмоциональная). Общая и конкретная цели данного выступления:

б) у слушателей (их речевое ожидание);

в) зона совпадения речевых целей оратора и слушателей (по оценке обеих сторон).

2. Какими средствами стремился оратор завоевать доверие аудитории:

а) в содержании речи;

б) в манере изложения?

3. Какими приемами старался оратор удержать внимание слушателей на содержании выступления?

4. Как регулировал оратор эмоциональное состояние публики?

5. Заряжал ли оратор слушателей оптимизмом или стремился повергнуть их в шок?

6. Реакция на данное выступление:

а) аудитории, присутствовавшей в зале;

б) какой-либо условной аудитории (рассмотреть возможные варианты).

Предложения: чем именно можно помочь или возразить оратору?

7. Реакция оратора на вопросы и реплики из зала.

8. Какими приемами пользовался оратор, чтобы:

а) повысить (или понизить) степень конкретности изложения, и зачем?

б) повысить (или понизить) остроту изложения, и зачем?

в) создать желательное ему соотношение фактов, логики и эмоций, и зачем?

9. Что следовало бы добавить и что можно опустить в материале данного выступления в различных речевых ситуациях?

10. Общая оценка выступления, конкретные замечания и пожелания оратору.

Вопросы для краткого эссе:

1. Что составляет предмет общей риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля?

2. Какие факторы влияют на содержание, стиль и общий уровень ораторского искусства при различных исторических и профессиональных обстоятельствах?

3. Чем может помочь общая риторика лично вам в вашей будущей работе?

4. Нужна ли риторика тем, кто убежден, что он «и так говорит хорошо»? Что вообще значит «хорошо говорить»?

5. Из каких компонентов складывается речевое поведение оратора?

6. Как иерархизируются речевые цели оратора и речевые ожидания слушателей?

7. Ответы, на какие вопросы составляют содержание смысловых полей оратора и слушателей?

8. Какова содержательная суть основных законов риторики?

9. Какими качества должен обладать оратор для того, чтобы быть понятым и принятым слушателями?

10. Каковы структурные элементы речевого канона как свода правил работы над речью?

Контрольный тест:

1. Современная общая риторика:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

д) синтез психологии и филологии;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

1. Специальная (частная) риторика:

а) профессиональное подразделение общей риторики;

б) функциональное подразделение общей риторики;

в) ситуационный аспект общей риторики;

г) наложение правил и законов общей риторики на предмет конкретной деятельности.

2. Мысль (идея):

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира;

д) реакция на явления внутреннего мира.

3. Человек мыслит:

а) словами, создавая на их основе образы – картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

4. Словесная оболочка мысленного образа:

а) обогащает его содержание;

5. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) состоит из двух основных компонентов – речевого поведения и речевой ситуации. Из них субъективным по отношению к оратору фактором является:

а) речевое поведение;

б) речевая ситуация.

7. Речевая роль:

а) проекция социальной роли на речевое событие;

б) функция в процессе общения;

в) личностный аспект речевого события.

8. Речевая цель:

а) личный интерес участника речевого события

б) результат, которого желает каждый из собеседников

в) общее поле интереса оратора и слушателей

9. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него;

д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.

11. Артистизм оратора:

а) умение подать себя в любой речевой ситуации;

б) тонкая игра на чувствах публики;

в) создание имиджа оратора;

г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;

д) манипулирование сознанием слушателей.

12. Дружелюбие – это качество оратора, которое:

а) следует проявлять лишь по отношению к друзьям и союзникам;

б) ко всем, в том числе и к явным недоброжелателям;

в) заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет;

г) ожидать непременной взаимности;

д) не рассчитывать на нее.

13. Объективность среди прочих ораторских качеств:

а) замечается, прежде всего, и притом всеми категориями слушателей;

б) преимущественно друзьями;

в) преимущественно оппонентами;

е) страхует от ответных выпадов;

ж) вызывает уважение.

14. Закон гармонического диалога оратора и слушателей – главный закон общей риторики – предполагает:

а) умение увлечь публику своими интересами;

б) умение увлечься ее интересами;

в) знание психологии слушателей;

г) способность предвидеть их дальнейшую реакцию;

д) нейтрализацию оппонентов при помощи сторонников;

е) поиск общего в позициях оратора и аудитории и затушевывание розного;

ж) умение не обострять противоречий.

15. Ориентация адресата в структуре речи позволяет:

а) придать выступлению более академичный вид;

б) дисциплинировать оратора;

в) дисциплинировать слушателя;

г) избежать его переутомления;

д) удержать его внимание.

16. Эмоции, возбужденные оратором, способствуют:

а) более четкому восприятию информации;

б) более критичному;

в) более целенаправленному;

г) лучшему запоминанию речи;

д) мобилизации общей энергии на конкретное дело;

е) большей образности восприятия;

ж) созданию эффекта внушения;

з) повышению управляемости аудиторией;

и) закреплению убеждений, созданных рационально-логическими средствами.

17. Положительная психологическая настройка слушателей необходима:

а) только по отношению к единомышленникам;

б) также и к оппонентам;

в) не всегда уместна по соображениям принципиальности.

18. Усилить внимание слушателей можно:

а) добавляя новые порции аналогичного материала;

б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме (вариации стиля, манеры изложения, голоса, мимики и жестикуляции);

в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте или на новом смысловом уровне;

г) возбуждая эмоции.

19. Если аудитория начала терять внимание, то следует:

а) призвать ее к дальнейшему слушанию;

б) попробовать чем-либо заинтриговать ее;

в) поскорее закончить речь;

г) сказать: потерпите, скоро конец.

20. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего:

Источник

Риторика. Четыре закона риторики. Целевые виды речи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?

Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого

общения с аутодиторией. Риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий.

Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, журналиста, психолога, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней. Слово — оболочка, форма идеи, а идея — смысловое содержание слова.

Законы общей риторики.

1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только

дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.

3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.

4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.

Качества оратора, предопределяющие успех:

 заинтересованность предметом речи;

 знание четырех законов общей риторики.

Основные функционально-целевые виды речи:

 информирующая речь — сообщает знания;

 аргументирующая речь — прививает убеждения;

 эмоциональная речь — создает настроение.

При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным.

На мой взгляд, наиболее эффективными в педагогической деятельности являются следующие средства выразительности:

Техника речи. Дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. К.С.Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб»

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

Педагогический артистизм предполагает «пластическую мелодичность», когда жесты и движения гармонируют с обликом педагога, его речью, стилем, темой общения.

Пластика, жесты, артикуляция, должны привлекать и очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать учеников, и не вызывать у них насмешку. Пластическая мелодичность создаёт впечатление лёгкости изучаемой темы. Слушающие преодолевают свою внутреннюю и внешнюю неуверенность, общаясь с раскрепощённым педагогом.

Источник

Четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Задание 1
Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя математики и почему?

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Задание 2
Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике обучения математике и почему?

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Задание 3
Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса обучения математике и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Задание 4
Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное, культурное право, право человека, право гражданина и субъективное отраслевое право. Что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя система образования?

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст.43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.
В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.
Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека — правам солидарности людей. Право на образование — не только индивидуальное право, но и коллективное. Основные права и свободы не исчерпываются противостоянием и взаимодействием конкретного человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом «социализации основных прав и свобод». Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Задача права на образование как социального права состоит в создании системы государственных гарантий получения образования каждым человеком и в конечном счете в создании социальных гарантий реализации на деле той свободы, которая присуща человеку. Но словам председателя Европейской ассоциации образовательного права и политики профессора Яна Де Грофа (Бельгия), «фактически, свобода образования является не более чем теоретическим принципом, если эта свобода не трансформирована в эффективное социальное или культурное право и не закреплена в национальном и международном законодательстве об образовании». Таким образом, социальное право на образование и свобода образования рассматриваются в современном правовом демократическом социально ориентированном государстве как два взаимодополняющих принципа.
1. Система образования, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные гос

четыре закона риторики примеры их реализации в практике преподавателя

Задание 5
Изложите предмет, задачи и ключевые проблемы методики преподавания математики. Раскройте принципы дидактики, соблюдаемые в обучении математике. Какие методы обучения математике Вы считаете наиболее эффективными и почему? Какую роль в развитии школьника играет обучение ментальной арифметике? В чем состоит польза ментальной арифметики?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *