чьи мощи в исаакиевском соборе
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Ковчег с частицами мощей трех апостолов передали в дар Исаакиевскому собору
С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 мар — РИА Новости. Ковчег с частицами мощей апостолов Андрея, Петра и Павла, а также святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского торжественно передан Благотворительным фондом святого мученика Вонифатия в дар Исаакиевскому собору в Петербурге в воскресенье перед началом Божественной литургии в день Торжества Православия, сообщил РИА Новости представитель Санкт-Петербургской митрополии.
«Эти мощи были выкуплены Благотворительным фондом святого мученика Вонифатия при содействии меценатов в различных местах в Европе. Далее мощи были представлены на православной выставке в Москве и сегодня они обрели постоянное местонахождение в Исаакиевском соборе», — сказал собеседник агентства.
Представитель митрополии также сообщил, что в ближайшее время будет изготовлен специальный постамент для ковчега с мощами.
Власти Санкт-Петербурга сообщили о передаче Исаакиевского собора РПЦ в безвозмездное пользование при сохранении музейно-просветительских функций. Позже они уточнили, что собор передается РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет без смены юридического статуса — его владельцем остается город. Представители РПЦ заявили, что музейные функции собора будут расширены, а вход в собор станет бесплатным.
Исаакиевский собор был построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Его высота превышает 100 метров, а внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров. Правительство РФ передало Исаакиевский собор в собственность Санкт-Петербурга в октябре 2012 года. Тремя годами позже Санкт-Петербургская епархия РПЦ обратилась к городским властям с просьбой передать ей здание Исаакиевского собора в безвозмездное пользование, но получила отказ. Правительство города тогда приняло решение о сохранении Исаакиевского собора в оперативном управлении государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
rbsysnn
ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ. И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ.
Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.
Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.
Вот его ворота.
Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного. православного распятия
А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.
Эти православные кресты редкие православные элементы—в совершенно не православном храме
Обратите внимание—над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов
Вот оно православное распятие
А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют
Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.
Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.
И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!
А вот узоры на полу собора
На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие
Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.
Вот на стене храма Адриана
Вот из храма Юпитера
Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке
70-страница иллюстрации Монферана
Внешние признаки
Теперь немного о внешних особенностях собора—православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный
А вот это уже римский пантеон
Почти тоже самое здание, только без купола
Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете
А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю
Вот бостонский капитолий
Но куда интересней его старое изображение
Это что копия александрийского столпа?
Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне
Он более всех похож на Исаакиевский собор
Кто построил Иссакиевский собор
Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.
Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.
Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.
Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мрамором
Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:
«Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность»
Вот такая схема подлога—википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был
Приписывать Монферану авторство Исаакиевскогоо собора глупо, еще вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в «Записках» Вигеля:
«На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику.»
Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался
Признаки перестройки можно найти и сейчас
Одним словом примеров много
Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый «третий» храм, как скорее всего «первый» и второй» храм.
Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?
Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.
Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.
Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.
Действительно—утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.
Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.
Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.
Отсюда
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
МОЗАИКА. Искусство и музейные экспонаты. Часть 3
Образ святого благоверного князя Александра Невского в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – уникальный памятник русской художественной культуры первой половины – середины XIX века, его своевременная музеефикация в начале 1930-х годов позволила сохранить до наших дней один из интереснейших примеров храмового зодчества имперского периода, являющегося не только воплощением продуманного синтеза различных видов искусства, но и важным источником по культурной истории России того времени.
САБАТ Карл Фридрих (1782-1843) «Исаакиевский собор». Акварель
Будучи кафедральным собором, храм неизбежно должен был стать одним из элементов «сценария» имперской власти и в своей иконографической программе отразить общие положения идеологии создававшей его власти. В данной краткой работе мы постараемся рассмотреть один из элементов программы его художественного убранства, – встречающийся в соборе образ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Выбор именно такого объекта исследования представляется вполне оправданным. Ведь образ Александра Невского встречается в убранстве собора 12 раз, то есть больше, чем изображение какого бы то ни было другого святого, в том числе и самого Исаакия Далматского, византийского монаха IV века, в честь которого назван собор. С чем это связано? Для ответа на вопрос, необходимо обратиться к предыстории храма.
Как известно, ныне существующий собор – уже четвёртый освящённый в честь святого Исаакия в Санкт-Петербурге. Первая Исаакиевская церковь была построена ещё при Петре Великом рядом с современным Адмиралтейством (1). На месте нынешнего храма располагался предыдущий, третий по счёту собор. Был ли образ Александра Невского как-то отражён в его оформлении?
САБАТ Карл Фридрих (1782-1843). «Проект архитектора Бренна». Акварель. Изображён третий Исаакиевский собор
Источники начала XIX века позволяют утвердительно ответить на этот вопрос: из составленной 13 сентября 1802 года Описи внутренним и наружным принадлежностям Исаакиевской соборной церкви узнаём, что «над большими дверями, кои близь колокольни, в круглых больших местах» помещались изображения св. Александра Невского и св. великомученицы Екатерины (2).
Такое соседство представляется не случайным: собор начали строить в 1768 году по инициативе императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, старавшейся представить себя преемницей дел «славного Петра». Постройка собора в честь небесного покровителя первого русского императора (Пётр родился 30 мая, т. е. в день памяти Исаакия) была важным элементом репрезентации такой преемственности. Расположение же образа небесной покровительницы «новой Фелицы» рядом с образом Александра Невского включала и этого святого, чей культ вполне прагматично поддерживал император Пётр, в общее смысловое поле, выстраивая цепочку преемственности трёх мудрых правителей, защитников Отечества: Александр Невский – Пётр – Екатерина (3).
Связь четвертого Исаакиевского собора со святым князем продекларирована была уже в день его освящения: накануне «из Александро‑Невской лавры в Казанский собор были доставлены святые мощи и поставлены на главный престол, где в самый день освящения была совершена ранняя литургия до начала крестного хода» от Казанского к Исаакиевскому собору и обратно (4). Один из боковых алтарей собора (северный) был освящён в честь св. Александра Невского.
Здесь необходимо сделать ещё одно небольшое отступление к истории третьего Исаакиевского собора. Его начали строить при императрице Екатерине Великой, но фактически закончили строительство в царствование императора ПАВЛА. В соборе было два алтаря, освящённых в честь св. великомученицы Екатерины и архангела Михаила.
Как известно, Павел всячески поддерживал культ архангела Михаила (хотя, с формальной точки зрения тот и не являлся его патрональным святым). На вопрос о том, почему именно архангела Михаила считал Павел своим небесным покровителем, исследователи отвечают по-разному. Вспоминают легенду о чудесном явлении караульному архистратига с повелением именно на этом месте возводить новую царскую резиденцию, пишут об идее царственности, богоустановленности и родовой преемственности, указывают на то, что Михаил почитался родовым покровителем Романовых, и на то, что именно в канун дня его памяти Павел стал императором (5).
Кажется, можно привести ещё одно объяснение, дополняющее всё вышеперечисленные: Павел родился 20 сентября, в день, когда Церковь почитает, среди прочих, князя Михаила Черниговского, погибшего в Орде, мученика за христианскую веру. Этос мученика за веру явно был Павлу не столь близок, как этос предводителя воинства защитников этой самой веры. Можно предположить своеобразный омонимический перенос с одного Михаила на другого, более близкого Павлу.
Так что выбор святых для малых алтарных приделов представляется вполне обоснованным. Освящали приделы в один день: в 7 утра – михайловский, а в 8 – екатерининский.
В новом соборе также было два алтарных придела, и один из них, южный, сохранил посвящение Екатерины, зато второй, как уже было сказано выше, был посвящён Александру Невскому.
Северного придела св. Александра Невского
Южный придел св. Екатерины
Новый собор начали строить при императоре АЛЕКСАНДРЕ I, а освятили при АЛЕКСАНДРЕ II: придел соименного им святого включал и их в линию преемственности «Александр Невский – Пётр (через св. Исаакия) – Екатерина», в то время как память о НИКОЛАЕ I, на время царствования которого приходится основная часть сорокалетнего периода строительства собора, была отмечена помещением в малый купол юго‑западного придела (находящегося на одной оси с приделом св. Екатерины) изображения св. Февронии, в день памяти которой и родился третий сын Павла I.
РИСС Франц Николаевич (1804-1886). «Прославление святой Февронии». 1851 г. Штукатурка, масло. Площадь 120 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Роспись плафона юго-западного купола
Придел св. Александра Невского освятили 8 июля 1858 года, более чем через месяц после освящения главного алтаря храма (30 мая) и придела св. Екатерины (1 июня) (6). Если вспомнить, что 15 июля отмечался день победы войск князя над шведами в Невской битве, такая отсрочка (имевшая и некоторые технические причины) покажется не совсем случайной.
Следует также отметить, что и в дальнейшей богослужебной деятельности связь собора с Александром Невским декларировалась достаточно ярко: в день его памяти совершались многотысячные крестные ходы от собора в Александро‑Невскую лавру. Помимо городского духовенства, в этих процессиях шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них кавалеры ордена св. Александра Невского с образами своего небесного покровителя.
Большая часть сорока лет строительства собора (почти четверть века) пришлась на время царствования Николая I. С распространением в это время теории официальной народности, церковь «начинает выступать как хранитель национального прошлого, защищая самодержавие от идущих с Запада вредных учений» (7). В архитектуре одним из внешних выражений этой концепции становится национальный стиль.
В случае с четвертым Исаакиевским собором национальная тема находит отражение в его декоративном убранстве (окончательный проект которого создавался в начале 1840-х годов), что и выражается, в частности, в том, какое место занимает в оформлении интерьера собора образ Александра Невского.
Возвращаясь к декоративному убранству собора, отметим, что первое изображение Александра Невского находится уже в экстерьере храма: южные двери собора снаружи украшены скульптурными изображениями архангела Михаила и св. Александра Невского. Отчасти это объясняется уже тем, что круглая скульптура в нишах наружных дверей изображает тех самых святых, сцены из житий которых отражены в кессонах дверей внутренних (и архангел Михаил тут являет собой исключение – соответствующая часть дверей южного портика рассказывает вовсе не о нём, а о крестителе Руси кн. Владимире Святом).
ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855), большие наружные южные двери. 1848-1848 гг., установлены 1855 г. Дуб, бронза, литьё. 10,85 х 5,90 м, створки 7,76 х 4,68 м. Площадь 64,52 кв. м.
Скульптуры: «Св. Александр Невский» и «Св. Архистратиг Михаил»: 1,45 х 2,88 м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Южная стена
Но важно не только это: в 1844 году О. Монферраном был разработан так и оставшийся не реализованным проект художественной ограды вокруг собора, предполагавший 20 пьедесталов: 12 – для канделябров газового освещения и 8 – для чугунных статуй «видных русских подвижников». В число этих церковных деятелей входили, как лица, канонизированные русской Церковью (напр., московские митрополиты Пётр и Алексей), так и не канонизированные служители – патриарх Филарет, Пётр Могила и даже Феофан Прокопович (8).
САЛИН Максим Тихонович (1791-1861), модель Исаакиевского собора. 1835-1846 гг. Дерево. Высота 62 см. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Тем самым в этом варианте уже на линии ограды собора, которая по самой своей природе должна была служить внешней границей, отделяющей сакральный мир храма от профанного мира светской жизни, происходило как бы совмещение изображений, которые могли бы считаться сакральными и тех, что со всей определённостью следовало бы отнести к светскому жанру.
Подобное же смешение светского и сакрального начал видим и на периферии декоративного убранства храма, в скульптуре дверей: архангел Михаил, предводитель небесного воинства, изображен здесь с огненными мечом, а кн. Александр Невский, защитник Отечества и прославленный полководец, – опирающимся на щит и с прижатой к сердцу правой рукой; поза его – скорее поза молитвенника, а не воина.
Четыре кессона правой створки внутренних южных дверей собора рассказывают об основных событиях жития святого князя. Показателен уже сам выбор сюжетов: «Победа Александра Невского над шведами», «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католичества», «Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан» и «Пётр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург».
Из мирских дел князя выбирается сюжет, наиболее близко связанный с Санкт-Петербургом, – как известно, долгое время считалось, что Невская битва произошла на месте Александро-Невской лавры, то есть в черте города. Последний сюжет подчёркивает связь князя с императором Петром и с основанным его волею городом. Два центральных акцентируют внимание зрителей на христианских добродетелях князя и его верности православной Церкви. Да и само соположение горельефов с сюжетами левой створки, рассказывающей о жизни кн. Владимира Святого, встраивает историю невского героя в дискурс именно церковной истории. Это естественно, ведь речь идёт об убранстве культового сооружения. Но важным кажется отметить, что образ князя-святого не отменяет, а соседствует с образом князя-воина, провозвестника петровской империи.
ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855), большие внутренние южные двери. 1848-1848 гг. Дуб, бронза, литьё. 9,18 х 4,50 м; вес 20 тонн. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Южная стена:
Слева рельеф «Проповедание философом христианской веры князю Владимиру», справа «Александр Невский одерживает победу над шведами»
Слева рельеф «Князь Владимир, выслушивающий мнения своих мужей о существующих религиях», справа «Александр Невский отвергает предложения папы Иннокентия IV о принятии учения западной церкви»
Слева рельеф «Крещение князя Владимира в Херсоне», справа «Александр Невский принимает иноческий чин»
Слева рельеф «Крещение князем Владимиром народа в Киеве», справа «Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург»
Таковы изображения Александра Невского на периферийной линии храма. Обратимся к его центральной части.
В своде главного купола собора помещается грандиозная (816 кв. метров) роспись «Богородица во славе», принадлежащая кисти Карла Павловича БРЮЛЛОВА (закончена П.В. БАСИНЫМ). Роспись изображает Богоматерь в окружении святых – покровителей императорского дома, так что основная идея её – божественное обоснование самодержавной власти (вполне естественно для центральной работы главного собора империи).
Среди других святых, изображённых в росписи, находим и Александра Невского. Не вполне понятно, что имеет в виду Ф.Б. Шенк, когда пишет, что «покровитель города оказывается в сонме святых третьей по значимости фигурой росписи купола после Марии и Исаака (так!) Далматского» (9). В самой структуре росписи на это указаний найти невозможно: Александр изображён довольно далеко от Богородицы (пятым или восьмым, в зависимости от того, будем ли мы считать по часовой или против часовой стрелки), колористическое решение фигуры также не позволяет как-то выделять его из числа прочих персонажей. Он не держит в правой руке щит, как пишет немецкий исследователь (10), но опирается на него: щит держит изображённый чуть ниже ангел. Вместе с тем, нельзя не согласиться с исследователем в том, что «Александр преклонил колено на облако и кажется погружённым в молитву», его задумчивый взгляд устремлен вверх, а одет он в доспехи и отороченный горностаем плащ, который Шенк считает «знаком императорской власти».
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852), БАСИН Петр Васильевич (1793-1877). «Богоматерь в окружении святых (Богоматерь во славе)». 1843-1847 гг. Фрагмент. Масляная живопись по сухой штукатурке. Площадь 816 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Роспись свода большого купола
В данном случае вновь мы видим совмещение образов воина и молитвенника, но при отдалении от профанной границы и приближении к центру храма, от притвора к собственно наосу второй образ с неизбежностью занимает место в плане содержания росписи, в то время как первый всё ещё считывается в плане её выражения.
Наиболее сакрально значимая часть храма – восточная, алтарная. От наоса она отделена иконостасом. Главный иконостас Исаакиевского собора состоит из трёх ярусов. Программа расположения в них икон во многом определяется основной сверхзадачей программы декоративного убранства всего собора – провозглашением единения самодержавной и божественной власти (13).
В первом ярусе иконостаса, кроме канонических изображений Богородицы и Христа у Царских врат и храмовой иконы св. Исаакия Далматского, остальные иконы изображают святых покровителей императоров, при которых в Петербурге были построены все четыре Исаакиевские церкви, в том числе и Александра Невского, соименного императорам, что начали и закончили строительство четвертого собора.
Художник НЕФФ Т.А.; мозаичисты ШАПОВАЛОВ И.С. и ЛЕБЕДЕВ И.Ф. «Св. Александр Невский». 1852-1856 гг. Смальта. 4,8 х 2,13 м, площадь 10,22 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Главный иконостас, первый ярус, вторая слева
Отметим, что, судя по проекту иконостаса, датируемому 1845 годом, икону с его изображением предполагалось поместить на крайнее правое место (здесь и далее, для определения сторон иконостаса и алтарного пространства мы принимаем «обратный отсчёт», аргументированный в работах Б.А. Успенского) (14), то есть непосредственно рядом с входом в освящённый его именем придел (15).
Рассматривая реализованный проект иконостаса, мы видим, что изображение св. Александра Невского размещается в правой его части, непосредственно после изображения Богородицы и перед иконой св. Екатерины.
Лицо святого дано художником Т.А. Нефом в три четверти, глаза его прикрыты (так же, как и у изображённой рядом св. Екатерины), в облачении на смену отороченному горностаем плащу (имеющему явные имперские коннотации) пришла более нейтральная «княжеская» накидка с воротником из тёмного меха. Князь изображён в латах, с убранным в ножны мечом, но первым в глаза нам бросается не меч, а хоругвь с изображением Христа, которую он держит в руках. Тем самым нам даётся понять, что хотя князь и славен своими победами, но одержаны они милостью Божьей и молитвами, а не оружием: семантически более важный атрибут святого выносится на первый план, в то время как менее важный отходит в тень (здесь – в прямом смысле слова). Сакральный смысл изображения подчёркивается и использованием традиционного для православной иконописи золотого цвета в качестве фона (16).
Малый иконостас придела св. Александра Невского, конечно же, также содержит изображение князя: в его честь освящён малый престол, и его икона должна находиться на канонически определённом месте в первом, местном ярусе иконостаса. Однако из-за небольшого его масштаба она вынесена во второй ярус и располагается слева от Царских врат над изображением Христа.
С оригинала художника МАЙКОВА Н.А. картон для мозаики исполнил ВЕНИГ К.Б., мозаичисты ХМЕЛЕВСКИЙ М.А., РЫКАТОВ П.Г. «Св. Александр Невский». 1869 г. Смальта. 1,70 м х 1,30 м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Иконостас придела св. Александра Невского, II ярус, справа
Для понимания семиотической значимости этого образа необходимо рассмотреть не только его семантику, но и синтактику: малый иконостас состоит из двух рядов. В первом кроме изображений Христа и Богородицы находятся изображения св. князя Владимира и кн. Ольги (на боковых дверях, ведущих в сам алтарь). Во втором – изображения св. кн. Михаила Тверского, св. Спиридония Тримифунтского и св. царевича Дмитрия Углицкого. Мраморную преграду, отделяющую придел от главного алтаря, украшают изображения московских митрополитов Ионы и Филиппа.
В этом контексте Александр Невский воспринимается, как один из русских национальных святых, один из тех, кто строил здание русской православной церкви, но, в то же время, и как покровитель водителей этой церкви – императоров (не даром он вновь изображён в мантии с горностаевой оторочкой). На это же указывает и помещение его симметрично с изображением св. Спиридония Тримифунтского (единственного византийца в приделе): именно в день его памяти родился император Александр I. Таким образом, помещение изображений двух небесных покровителей «благословенного императора» по сторонам от царских врат должно вновь возвращать мысли созерцающего к памяти об императоре, начавшем строительство этого собора.
Сцены из жития Александра Невского вновь находим в росписях четырёх люнетов придела, выполненных П.В. Басиным. В целом они повторяют сюжеты, украшающие южные двери, но за одним важным исключением: сцена «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католичества» была заменена на другую – «Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества». С одной стороны – замена почти равноценная, один сюжет из «церковной» истории князя заменён на другой. Но представляется, что можно предложить и иное толкование, исходящее из семиотического значения изображения.
Данная роспись находится в восточном люнете, то есть за иконостасом, в алтаре, самой значимой в сакральном отношении части храма. А одной из наиболее актуальных проблем в области иконописи для русской церкви всегда была следующая: «как быть с теми фигурами на почитаемых изображениях (иконах), которые сами по себе не подлежат поклонению»? Особенно в том случае, когда изображённый персонаж не является нейтральным по отношению к церкви, но вызывает у неё отрицательное отношение; а именно такой характер носит в данном сюжете изображение представителя отступившего от истинной веры римского престола.
Безусловно, изображение молящегося перед крестом святого было более подходящим для написания в алтаре.
БАСИН Петр Васильевич (1793-1877). «Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об освобождении Отечества». 1848 г. Масло по штукатурке. Диаметр 6,04 м, высота 2,53 м, площадь 11,30 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Восточный люнет придела св. Александра Невского
Изложенные наблюдения могут представлять интерес не только с точки зрения собственно семиотического анализа конкретных изображений. Выявление закономерностей репрезентации тех или иных образов в области художественного воплощения позволяет по-новому увидеть стройную систему смысловых коннотаций, которая служит основой для образно-стилистической структуры декоративного оформления всего собора. Новый подход к трактовке всей совокупности образов наиболее почитаемого святого в художественном убранстве такого важного в своём историческом значении собора, каким является Исаакиевский, имеет и практическое значение: он позволяет расширить возможности научно-методической деятельности музея, способствуя формированию новой тематики экскурсионных программ для углублённого изучения истории и художественного облика храма. Одной из первых таких программ могла бы стать экскурсия, посвящённая образу святого князя Александра Невского.
Примечания:
1. Ананьев В. Г. К семиотике первой и второй Исаакиевских церквей Санкт‑Петербурга // Проблемы сохранения церковного наследия: Сборник статей. СПб., 2010. С. 13 – 18.
2. Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт‑Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1865. С. 6 (второй пагинации).
3. Об этом см.: Ананьев В. Г. От иерусалимского храма до памятника царю: к семиотике третьего Исаакиевского собора // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. Кемерово; СПб., 2009. С. 604 – 614.
4. Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора. С. 18 (вт. паг.).
5. См.: Пучков В. В. Genius loci // Михайловский замок. СПб., 2001. С. 11 – 12; Хайкина Л. В. «Дому твоему подобаетъ святыня господня в долготу дней» // Михайловский замок. СПб., 2001. С. 126.
6. Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора. С. 8,19. (вт. паг.). Ср.: Бутиков Г. П. Государственный музей «Исаакиевский собор». СПб., 1998. С. 97.
7. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2004. Т. I. С. 497.
8. Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора. С. 40 (перв. паг.), 45 (вт. паг.).
9. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263 – 2000). М., 2007. С. 195.
10. там же.
11. там же.
12. Хвостова Г. А. О росписи К. П. Брюлловым купола Исаакиевского собора // Проблемы развития русского искусства. Л., 1982. Вып. 15. С. 30.
13. О главном иконостасе в целом см. содержательную работу: Догадаева Е. В. «. Заведение таковое усугубит славу государя и государства» // Исаакиевский собор между прошлым и будущим: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2008. С. 347 – 369.
14. См., напр.: Успенский Б. А. Крест и круг. Из истории христианской символики. М., 2006. С. 117 – 160.
15. Исаакиевский собор. История создания. Храм и музей. Памятник искусств. / Науч. ред.
В. Л. Разуваев. СПб., 2004. С. 89.
16. Там же. Ср.: Шуйский В. К. Огюст Монферран. История жизни и творчества. М., СПб.,
2005. С. 153.
Текст: Ананьев В.Г. Александр Невский и Исаакий Далматский. Некоторые замечания с точки зрения семиотики // Мир музея: иллюстрированный исторический и художественный журнал. – 2011. – № 5. – С. 18-22.
Исаакиевский собор в живописи (31 произведение)
ВЕКЛЕР Егор Яковлевич (Георгий, Георг Фердинанд, 1800-1861). «Пудель на берегу Финского залива». 1847 г. Смальта, медь. 16,5 х 23 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции
ЗАРУЦКИЙ Владимир Георгиевич (р. 1967) «Жёлтый трамвай». 2016 г. Бумага, акварель
СЕМЁНОВ Борис Александрович (1917-1991) «Ленинград. Исаакиевский собор». 1961 г.
РОМАНОВ Егор Юрьевич «Сфинкс у причала Академии художеств». 2010 г. Бумага, акварель. 30 x 23 см.
РЫЧКОВ Алексей Викторович (р. 1968)
ЛУШНИКОВА Татьяна Львовна (р. 1973) «Весенний сквер». 2015 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
ЛУШНИКОВА Татьяна Львовна (р. 1973) «На Стрелке Васильевского». Холст, масло. 40 х 60 см.
БИРУЛЯ Ирина Михайловна (р. 1944). «Тревожная ночь». «Сумерки над Исаакием»
БИРУЛЯ Ирина Михайловна (р. 1944). «Сумерки над Исаакием»
Творческое объединение художников Artemis (осн. 2008) «Вид с Поцелуева моста». 2012 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
Творческое объединение художников Artemis (осн. 2008) «Вид с Поцелуева моста». 2013 г. Холст, масло. 30 х 70 см.
УДАЛЬЦОВ Владимир Сергеевич (р. 1948) «Достоинство». 2010 г. Холст, масло. 35 x 55 см.
АЛАННЭ Кирилл Анриевич (р. 1974) «Воскресное утро». 2001 г. Холст, масло
АЛАННЭ Кирилл Анриевич (р. 1974) «Служебный роман»
АРШАКУНИ Завен Петросович (1932-2012) «Исаакиевский собор». 1976 г. Холст, масло. 60 х 70 см.
БЕЛЬСКИЙ Михаил Леонтьевич (1921-1988). «Вид с Дворцовой площади на Исаакиевский собор». 1974 г. Бумага, акварель, уголь. 48 х 36 см.
БЕЛЬСКИЙ Михаил Леонтьевич (1921-1988). «Исаакиевская площадь»
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960) «Ночной Петербург». Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1911 г.
БЕСКАРАВАЙНЫЙ Владимир Митрофанович (1930-1997). «Утро после штурма 1917 г.» 1957 г. Открытка
ШУСТРОВ Виктор Валентинович (р. 1949) «Ленинград. Площадь Труда». 1983 г. Оргалит, масло. 80 х 80 см.
ШУСТРОВ Виктор Валентинович (р. 1949) «У Исаакиевского собора ». 2001 г. Холст, масло. 75 х 100 см.
ШУСТРОВ Виктор Валентинович (р. 1949) «Санкт-Петербург. На Дворцовой площади». 2006 г.Холст, масло. 45,5 х 55 см.
РУМЯНЦЕВ Владимир Дмитриевич (р. 1957). «Звездопад»
РУМЯНЦЕВ Владимир Дмитриевич (р. 1957). «Звездочёт»
ЛАПОВОК Владимир Абрамович (р. 1933). «Исаакиевская площадь. Зима» 1977 г.
ЛАПОВОК Владимир Абрамович (р. 1933). «Петербург. Дворцовая площадь» 2005 г.
ИВАНОВА Надежда (р. 1961) «У Николаевского моста». 2016 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
ИВАНОВА Надежда (р. 1961) «У Исаакиевского собора». 2016 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Мученик Лонгин сотник († I в.)
«Распятие Христа». Мозаика по эскизу Василия БЕЛЯЕВА (1867-1928). Спас на крови, Санкт-Петербург
Мозаика расположена в мемориальной части храма, над аркой между западной стеной и северо-западным пилоном
Святой Лонгин был римским воином и нёс службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину – это Сын Божий» (Мф 27, 54). По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьём ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
После казни и погребения Иисуса Христа Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Сыне Божием на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника.
Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла её. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.
Автором Жития святого Лонгина был святой Исихий, пресвитер Иерусалимский, который нашёл акты мученика в библиотеке святого Воскресения и по ним составил своё описание, из которого следует, что казнь святого Лонгина произошла 16 октября.
Великомученик Артемий Антиохийский († 362)
«Святые мученики Артемий, Власий и Юлиана». Мозаика по эскизу В.И. Отмара. Спас на крови, Санкт-Петербург. Мемориальная часть, юго-западный пилон, 2-й регистр
Традиционно святой изображается воином в доспехах и гиматии. В Спасе на крови мозаичный образ святого создан по эскизу художника В.И. Отмара. Мученик Артемий изображён седовласым мужчиной с окладистой бородой, в облачении воина. Его кольчугу прикрывает красный плащ. В правой руке он держит восьмиконечный крест.
О жизни святого Артемия сообщают историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий. Первое пространное Житие великомученика написал Иоанн Родосский, в конце X века оно было переработано Симеоном Метафрастом.
Святой Артемий происходил из знатного римского рода и принадлежал к сенаторскому сословию. Он был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного Константина I. В 312 году Артемий участвовал в сражении с императором Максенцием у Мульвиева моста, во время которого в небе появился Крест с надписью: «Сим побеждай». Согласно Житию, это знамение обратило Артемия в христианство. Он много лет был приближённым Константина Великого, а затем советником его сына, императора Констанция II. Констанций считал его лучшим другом и давал самые почётные поручения. Так, Артемий с великими почестями перенёс мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из города Патры в Константинополь. За отвагу и честную службу император возвёл Артемия в должность дукса и августалия Александрии. В этой должности он многое сделал для распространения христианства в Египте.
Когда император начал готовиться к походу против персов, Артемий, как и другие военачальники, был вызван в Антиохию. Там, присутствуя при казнях христиан, он обличил жестокость и языческие заблуждения Юлиана и предсказал ему скорую бесславную гибель. Император ложно обвинил святого исповедника в соучастии в убийстве своего старшего брата цезаря Галла и приказал бросить в тюрьму.
Долгое время святой провёл в заключении без пищи, питаемый благодатью Святого Духа. Житие святого сообщает, что в темнице он был чудесно исцелён от ран явившимся ему Христом. После того, как главный языческий храм Антиохии – святилище Аполлона в Дафни – был сожжён ниспавшим с неба огнём, Юлиан обвинил в поджоге христиан и приказал казнить Артемия. 20 октября 362 года великомученик был обезглавлен. Вскоре после этого сбылось предсказание святого: во время битвы с персами Юлиан был смертельно ранен.
Вскоре после прекращения гонений на христиан мощи великомученика Артемия с почестями были перенесены из Антиохии в Константинополь. В настоящее время святой особо почитается в городе Патры, он считается одним из покровителей этого города и основателем монастыря Богородицы Гирокомиу, в котором 20 октября совершается торжественное празднование святого.
В 1073 году часть мощей Артемия была перевезена из Константинополя в Киево-Печерский монастырь. В кресте-мощевике царя Михаила Фёдоровича, который являлся отцовским благословением патриарха Филарета, содержались частицы мощей великомученика Артемия.
«Святой благоверный князь Александр Невский». Спас на крови. Абастумани
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942). «Святой благоверный князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви Воскресения (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. Бумага, графитный карандаш, гуашь, золото. 50 x 27 см. Частное собрание
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942). «Благоверный князь Александр Невский». Эскиз для мозаичного образа северного киота храма Воскресения Христова. 1894 г. Бумага на картоне, гуашь, графитный карандаш, бронза, белила. 50 x 28 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942). «Князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви Воскресения (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. 1894-1897 гг. Бумага, гуашь. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942). «Благоверный князь Александр Невский». Оригинал для мозаики северного киота храма Воскресения Христова. 1894-1895 гг. Холст, масло. 140 x 80 см. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
«Благоверный князь Александр Невский». Смальта. 148 х 72 см. Мозаика северного киота храма Воскресения Христова. Мозаика исполнена в мастерской Академии художеств «прямым» способом
Икона «Святой благоверный и великий князь Александр Невский» находится в северном киоте храма Воскресения Христова (Спас на крови). Мозаика выполнена по эскизу художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА (1862-1942).
Князь изображён в рост, вполоборота к зрителю. Левой рукой он ставит красную свечу перед иконой Богородицы. Одигитрия (греч. Οδηγήτρια – Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Она указывает на Него. По преданию, первая Одигитрия (Влахернская) была написана евангелистом Лукой. Икона стала охранительницей Константинополя, её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов.
Семь свечей зажжены перед иконой – по числу семи таинств, его свеча третья (нет какого-то определённого, закреплённого каноном перечня, но чаще всего третьим таинством называют покаяние – признание в своих совершённых грехах перед Богом и священником).
Правой рукой князь осеняет себя крестным знамением, касаясь пальцами большого креста на груди. Голова Александра склонена, глаза закрыты. Вокруг головы – золотой нимб.
Александр одет в тёмно-синюю рубаху, украшенную вышивкой и широкой золотой лентой с драгоценными камнями по подолу и манжетам. Поверх рубахи – металлическая кольчуга с поясом. Кольчуга длиной до середины бедра, с короткими рукавами по локоть, с небольшим разрезом спереди для удобства езды верхом. На ногах – коричневые порты, поножи (на Руси их называли «бутурлыками») и кожаные сапоги с металлическими декоративными накладками. На плечи накинут кафтан прямого покроя, с двумя застёжками, с длинными рукавами и широким воротником. Ткань кафтана бежевого цвета, украшена вышивкой – растительным орнаментом и восьмиконечными крестами.
Александр стоит на синем ковре с геометрическим рисунком, растительным орнаментом и изображением птиц. У его ног, под иконой – гранёный шлем (шелом) конической формы с острым навершием, круглый щит и меч. Шлем и рукоять меча декорированы драгоценными камнями. Символично, что именно щит положен сверху – символ защиты, а не нападения. И если капает воск со свечи князя, то он падает именно на щит, как благословение: перед Александром Невским стояла задача не только сохранить и укрепить славянское государство, но и защитить православие.
Князь Александр изображён в храме, либо в домовой церкви. За его спиной – сквозь арку (возможно, это гульбище храма) – виден пейзаж: на фоне золотистого неба с лёгкими белыми облаками чётко вырисовываются контуры холмов, елей и, за высокой оградой, церкви с луковичными куполами и восьмиконечными крестами.
Святой благоверный великий князь АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ считается небесным покровителем воинов, защитником рубежей России. Святой является небесным покровителем императора Александра II (Спас на крови построен на месте смертельного ранения государя в 1881 году).
Святой поминается в церковном календаре 3 раза: 23 ноября (6 декабря по н. ст.) – день погребения во Владимире, в схиме Алексия; 23 мая (5 июня по н. ст.) – Собор Ростово-Ярославских святых. Главным является поминание 30 августа (12 сентября по н. ст.) – день перенесения мощей в Санкт-Петербург (приурочено к заключению Ништадтского мира в 1721 году).
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942). «Благоверный князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани. Бумага, гуашь, акварель, белила, бронза, графитный карандаш. 50 x 20 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург